Творчество Романа Суржикова


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Творчество Романа Суржикова»

Творчество Романа Суржикова

 автор  сообщение


магистр

Ссылка на сообщение 2 марта 2019 г. 20:24  
Начинаем обсуждение "Поларийского цикла", в котором пока выпущено 3 романа: "Без помощи вашей", "Лишь одна звезда" и "Кукла на троне".
Сюда скопирую с незначительными изменениями свой пост в теме о Самиздате, который Суржиков, по моему мнению, не то что перерос, а пробил потолок, настолько мощный эпический цикл он создал.
Мир Суржикова довольно прост, в отличие от мира Бэккера, он даже проще, чем мир ПЛиО, но при этом очень строен, понятен и логичен. В нем все действует по прописанным авторам законам, даже юриспруденция соответствует первоначальной религиозной концепции Праматерей и Праотцов по той причине, что первых было всего 16, и ценность их в изначальном обществе Полари была выше. Собственно, это практически мир НФ, другая планета, где магия, возможно, присутствует в виде авторской маскировки для таинственных и пока не объясненных явлений. Но продвигаемся ли мы в понимании этих задумок автора за 3 романа цикла? Еще и как продвигаемся, следуя блестящей интриге, которую зацепляет в Запределье ГГ и разматывает до конца первой части, где эстафета передается другим ПОВам, которые не менее хватко идут по следу. Пройдемся по ним кратко, потому что каждый из них наделен неповторимой глубиной и психологической емкостью, которая сравнима разве что с персонажами ПЛиО.
Да что я все время Мартин да Мартин! Отношения Эрвина и его сестры куда глубже, чем отношения Серсеи с Джейме. Их тонкость и чуткость выламываются из самой топовой фэнтези Запада и становятся вровень с классным психологическим худлитом, причем без инцестов и прочих постфрейдистских закидонов, в которых, как в шорах, пишут замыленные топовые авторы, даже уровня Бэккера. Никому здесь не надоел и не вызывал раздражения вундеркинд Кельмомас со своей имманентной ненавистью к отцу?
Впрочем, не буду отвлекаться. Я люблю Бэккера, он умница и философ, но Суржиков тоже умный, он психолог и шахматист, строящий очень сложную партию с множеством фигур на доске (в романе это называется "стратемы", но суть та же).
ПОВ Хармон, купец по призванию, наделен тоже высоким интеллектом. Его эволюция от мудреца и знатока жизни до предателя и убийцы настолько хороша и убедительна, что просто кричишь:"Браво, автор!"
Вот признайтесь, даже топовые авторы Запада умеют создать одного-двух-трех умников, на чьем фоне остальные — банальные идиоты. У Суржикова совсем мало карикатурных идиотов, и множество даже второстепенных героев, которые вызывают простое человеческое уважение за их ум и душевные качества. Возьмите Весельчака, возьмите Луизу, возьмите шиммерийского сутенера или Парочку Инжи. Каждый из этих персонажей наделен не просто глубиной и мудростью, а и собственной судьбой, которой мы, читатели, и заинтересованы и сучувствуем. Это живые люди, а не ходячие штампы и антиштампы Аберкромби. Впрочем, последний для меня не топовый автор, а добротный середняк.
ПОВ Минерва. Ну, здесь нельзя не увидеть тени любимого нашего Дж.Мартина: девушка мила и умна, проходит через многократные испытания, а в конце получает незаслуженные плюшки в мартиновском духе: подобно тому, как Дени обзавелась гвардией кастратов, Мира заключает мир и приводит к вассальной присяге людей, которые по тому, как их описывают, с вероятностью 99% взяли бы ее в заложники.
Так что, может, это и баг, но ни один из топовых авторов фэнтези без такого до сих пор не обошелся. При этом Минерва исключительно умна, и цепочки ее рассуждений нанизаны на холодную логику северной леди.
ПОВ Джоакин. Проходит эволюцию от банального рубаки и влюбленного дурачка до мудрого ветерана. То, как ведет себя с Полли, очень жизненно и реалистично, как он избавляется от любви к Аланис — подлинный шедевр эволюции чувств. Мало кто даже из авторов высокого худлита опишут такую любовь и ее уход после смертельных испытаний. Но Суржиков ко всему еще и тонко иронизирует: "Богам не нужен был усталый и циничный ветеран. Богам нужен был герой". Приключения Джоакина ждут нас и в продолжении, не менее захватывающем.
Кстати, об увекательности: сцене охоты на колдуна сам Сапковский ИМХО апплодировал бы стоя. Точно так же, как Мартин апплодировал бы отношениям Эрвина с Ионой.
В цикле Суржикова столько литературной вкусноты, что ее не вместит простой начальный пост в этом треде. Но напоследок задержусь еще чуть-чуть на описании восстания Подснежников. Образы Салема, Зуба, сержанта Доджа настолько разные, емкие, колоритные, что просто восхищают. Они все наделены собственными душами, характерами, чередой мудрых мыслей и коварных мыслишек. Только высокий эпик в мировом значении этого слова мог бы вобрать в себя такие галереи народных образов.

Книги на Озоне:
1. "Стрела, монета, искра" https://www.ozon.ru/product/polari-strela...
2. "Лишь одна звезда" https://www.ozon.ru/product/polari-lish-o...
3. "Кукла на троне" https://www.ozon.ru/product/polari-kukla-...
4. "Янмэйская охота" ожидается...
–––
It's never wrong not to play (c) Tommy Angelo


активист

Ссылка на сообщение 5 марта 2019 г. 17:25  
У Мартина бывало перелистывал странички по диагонали текст читая... У Суржикова ни одной...у Ротфусса ни одной (ну может за исключением 2-го тома, там где постельные сцены на 50 страницах подряд )))...
–––
Свобода! Равенство! Братство!


новичок

Ссылка на сообщение 5 марта 2019 г. 18:05  
Дискуссия об экономике пещерного монастыря напоминает до неотличимости пресловутые штаны Арагорна. Действительно, Суржиков в трехстраничном рассказе не осветил хождение товара — денег — товара в монастыре. Так что, там нет экономики? Тема угнетения рабочего класса нераскрыта? Позор, позор комсомольцу Суржикову!

Черниговские Антониевы пещеры не есть нечто уникальное. Пещерные монастыри были — навскидку — в Крыму, на Северском Донце, в Киеве... Везде их копали (вырубали и т.п.) сами иноки. В них были кельи и погребения; наиболее известны, кмк, раки в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. В Украине их было — порядка сотни! А еще — Молдове; Цыповский скальный напоминает доколумбовые поселения Америки (Mesa Verde, Manitou Cliff Dwelling, ...).

Навкидку статей о специфике экономики пещерных монастырей не нашел; ищущий да обрящет! На мой непросвященный взгляд, большого различия между пещерными и непещерными быть бы не должно.
–––
T(t) = T_A + (T_0 - T_A) * exp(-k(t+Q/s * exp(-st)))


философ

Ссылка на сообщение 5 марта 2019 г. 18:18  

цитата be_nt_all


Вот только «трон» в России занял даже не поручик Голицин, а совсем уж мелкий «дворянин за выслугу», юрист-недоучка с частично еврейскими корнями

Да какая разница, хоть зомби-апокалипсис бы случился.:-) Естественно, что при смене гос. строя все наследники в пролете, но Николай II должен был знать (и он знал) и учитывать третьего наследника, а не ноунеймов Ленина и Голицина.

цитата be_nt_all

Это я к тому, что никто всерьёз Миру как претендентку на трон не воспринимает. Максимум, как кандидатку в жёны императора и мамашки будущего наследника.

Любая эпидемия или заговор, который и случился, резко подвинули бы ее вперед, да и кандидатка в жены — это императорство без очереди, считай.


магистр

Ссылка на сообщение 5 марта 2019 г. 20:30  

цитата be_nt_all

ton-tan

Поэтому я считаю, что сравнение с Мартином в принципе некорректно

Я, в общем, тоже.

Эх, стоило вас оставить на пару дней:-D
Последнее, что бы я делал, желая по-доброму охарактеризовать творчество Суржикова — это попытка оттоптаться на Джордже Мартине. Не думаю, что сам наш автор одобрил бы такое. Ведь он стоит на плечах Мартина, и это очевидно всякому, кто читает Поларийский цикл. Не было бы Мартина — не было бы и Суржикова в том виде, какой мы имеем. Но! — это и хорошо, ведь мы говорим, что Достоевский стоит на плечах Гоголя, что "Тихий Дон" невозможен был без "Войны и Мира". Это называется литературная преемственность, и очень хорошо, что она есть. Это не эпигонство Терри Брукса, пасущегося на грядке великого Толкиена, это именно развитие и преемственность. Причем не только на Мартина опирается Суржиков: вторым гигантом, питавшим его вдохновение, был Лев Николаевич, граф Толстой.
Блестяще описанные балы, придворное общение, диалоги Софии и Эрвина, Минервы и Ребекки, гвардейские мундиры и фраки высокородных повес, — все это яркое полотно досталось нам в наследство от "Войны и мира", так же, как рыцарские доспехи, баронские суды и вассальная зависимость пришли в Полари из первого источника.
Кроме этого, никакой эклектики в цикле нет, мироустройство выписано очень понятно и доступно, реализма даже больше, чем у Мартина, если вспомнить его несуразные шестилетние зимы и магию, которой, чем дальше, тем больше. Просто эстетическое чувство читателя должно быть настроено не только на мешковину монашеских ряс и парчу средневековой знати, но и на сукно парадных камзолов и тонкое полотно нашего времени. В отличие от уважаемого sanbara, у меня не возникло ни единой проблемы с миром, в котором гидроэлектростанции гонят по проводам ток, но людей убивают честной сталью, а не порохом и динамитом. Вот, ей-богу, даже не представляю, как у кого-то может возникнуть от этого когнитивный диссонанс.
Ведь написан цикл замечательным языком, каждый персонаж говорит именно в присущей ему манере, с оттенками происхождения, воспитания, характера. А галерея народных образов Суржикова просто не знает равных в современном фэнтези, и, полагаю, заслужила бы одобрение самого Льва Николаевича, столько в его совершенно различных героях тепла и душевной глубины (Луиза, Весельчак, Полли), или низости (Бакли), или сочетания этих качеств (Зуб).
Наконец, считаю большой ошибкой пытаться убедить в чем-либо читателей, предоставив им отрывок ("Плакса"). Это все равно, что слушателям, пришедшим на симфонию, сыграть коротенькое адажио, и надеяться, что они по нему приобретут впечатление обо всем цикле. Симфония на то и симфония, чтобы звучать когда нежно и ласково, а когда гордо рокотать или игриво струиться, набирая темп. Таков и Поларийский цикл: где надо, интрига летит и захватывает, как крещендо, где надо, взрывается трагическим апофеозом, а где надо, тихонько плачет, как адажио в "Плаксе". Но, не имея способа услышать весь контрапункт и полюбоваться мощной архитектурой, читатели получают искаженное впечатление, и некоторые даже не хотят продолжать знакомство с циклом.
Впрочем, надеюсь, что большинство народа, посетив этот тред, снизойдут к усилиям be_nt_all и ТС, чтобы все-таки прочитать великолепные романы Романа:-))) Суржикова.
–––
It's never wrong not to play (c) Tommy Angelo


миродержец

Ссылка на сообщение 5 марта 2019 г. 20:40  

цитата lantal

Любая эпидемия или заговор, который и случился, резко подвинули бы ее вперед, да и кандидатка в жены — это императорство без очереди, считай.

Ну если продолжать параллели (а тег революция в жанровом классификаторе стоит, большого спойлера не будет) то Николай не мог не знать, что женясь на Алисе Гессен-Дармштадтской он для династии проблему с прямым наследником создаёт (о наследственном заболевании невесты было известно, ну и отговаривали его от этого брака).

Ну а император Адриан просто не заметил, как 13-я претендентка на трон (достаточно дальняя родственница, чтобы быть одной из кандидаток в невесты) вдруг стала 3-й. О браке он думает на уровне «любая юная леди, так или иначе, с радостью станет моей женой» (ну и да, примерно так оно и было, два примера — в книге) и насколько увлечён «электрификацией всей страны» (ну хоть не охотой, включая охоту на помоечных кошек) что сперва и не заметил, как поднятый им из низов Ворон стал одной из главных опор шатающегося трона. А когда заметил, посчитал что так и надо. Да ещё и умудрился услать этого самого Ворона из столицы (где тот реально мог помочь) во взбунтовавшуюся провинцию (дескать, прозевал — исправляй). А ведь вроде и не глупый император… был.

цитата badger

В котором она три года будет сидеть под землей и копать лопаткой глину, а если выживет — получит келью с видом на небо, в которой и проживет остаток дней.


Ну не совсем норма. Ульяновские монастыри — весьма радикальная ветвь местной религии. Данный конкретный монастырь (если я сейчас с географией не напутал) из достаточно бедной провинции с суровой природой и тяжёлой жизнью. А так, что привлекательна жизнь аристократа (желательно столичного) или купца (желательно с приличным счётом в банке) я уже написал. Линия Хармона уже показывает что не всё так радужно, жизнь простого люда — не сладка, а стремление заполучить денюжки, которые на твой счёт в банке можно положить, может не очень хорошо кончится.

Плакса — это самое начало второй книги. Где одна аристократа узнаёт на своей шкуре, что ещё, кроме небедных (хотя и провинциальных) северных замков и столичных «французских булок» в её стране бывает.

цитата Тойво Глумов

Пещерные монастыри были — навскидку — в Крыму, на Северском Донце, в Киеве...

Вот что (с учётом геолокации, очевидно) гуглится у меня на словосочетание «пещерный женский монастырь». Действующий. Однако написано, что когда пещеры обживались, был всё же мужским.
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


миродержец

Ссылка на сообщение 5 марта 2019 г. 21:13  

цитата badger

Европа времен переселения народов? Или, наоборот, наши дни?

Страна с железными дорогами (кое-где — ещё действующими, а не разорёнными) в состоянии феодальной гражданской войны.
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


магистр

Ссылка на сообщение 5 марта 2019 г. 21:31  

цитата be_nt_all

Да ещё и умудрился услать этого самого Ворона из столицы (где тот реально мог помочь) во взбунтовавшуюся провинцию (дескать, прозевал — исправляй). А ведь вроде и не глупый император… был.

Он настолько неглуп, что раскаивается в своем поступке, что редкость в случаях с абсолютными монархами. Но главный его косяк не Ворон, а то, что он не открестился от "перстов". Потом он и в этом сомневается, говорит, что поступил против совести... но исправить уже ничего не может.
Вполне годная интрига, где на одной чаше весов порядочность, а на другой — желание изобразить силу, которой на самом деле нет, и могущество власти. Такими интригами политика изобиловала и в прошлом, и в наши дни. Еще один плюс за качество Суржикову.
–––
It's never wrong not to play (c) Tommy Angelo


новичок

Ссылка на сообщение 5 марта 2019 г. 21:41  

цитата Stan8

Наконец, считаю большой ошибкой пытаться убедить в чем-либо читателей, предоставив им отрывок ("Плакса").

Не было попытки кого-то убедить. Была просьба собеседника дать почитать законченное произведение Суржикова.
Именно "Плаксу" в качестве такового, т.е., законченного произведения малой формы (ставим скобку — рассказа) не так давно посылал на конкурс сам автор.

цитата Stan8

Это все равно, что слушателям, пришедшим на симфонию, сыграть коротенькое адажио, и надеяться, что они по нему приобретут впечатление обо всем цикле.

Отрывки из симфоний — вальсы Чайковского, например, — вполне даже исполняются. Равно как и арии из опер, па-де-де из балетов...
Вальс из 5 симфонии П.И.Чайковского
Полагаю, это правильно. Кто-то, прослушав вальс, пойдет на симфонию, а кто-то другой поймет, что Чайковский — это не его музыка и вернется к родному:
Законченное музыкальное произведение
–––
T(t) = T_A + (T_0 - T_A) * exp(-k(t+Q/s * exp(-st)))


магистр

Ссылка на сообщение 5 марта 2019 г. 22:09  
Тойво Глумов, хотел спросить: можно ли относиться к вам, как к рупору самого автора на Фантлабе?
–––
It's never wrong not to play (c) Tommy Angelo


миродержец

Ссылка на сообщение 5 марта 2019 г. 22:12  

цитата Stan8

. Но главный его косяк не Ворон, а то, что он не открестился от "перстов"

Ага. Причём можно понять, как дошёл до жизни такой, но вот на что надеялся-то? В глубине души верил что сами боги снизошли, чтобы поддержать его благие начинания? Ведь в любом другом случае умный властитель, узнав, что в его землях действует такая сила должен был забить тревогу.
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


новичок

Ссылка на сообщение 5 марта 2019 г. 22:13  

цитата Stan8

Тойво Глумов, хотел спросить: можно ли относиться к вам, как к рупору самого автора на Фантлабе?

Нет, разумеется. Во всяком случае, мне это было бы по меньшей мере странно.
А к вам?
–––
T(t) = T_A + (T_0 - T_A) * exp(-k(t+Q/s * exp(-st)))


миродержец

Ссылка на сообщение 5 марта 2019 г. 22:17  
Тойво Глумов: Я тоже с Романом никак не афиллирован, проехали. Просто я так понял Stan8 решил, что вы, как земляк автора (и не старый фантлабовец, как мы двое), можете его лично знать.
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


новичок

Ссылка на сообщение 5 марта 2019 г. 22:21  

цитата be_nt_all

Просто я так понял Stan8 решил, что вы, как земляк автора (и не старый фантлабовец, как мы двое), можете его лично знать.

Насчет земляка угадали, но знакомство только виртуальное.
Сюда пришел по ссылке на его страничке самиздате, тогда (после первой ссылки) сделал аккаунт.
–––
T(t) = T_A + (T_0 - T_A) * exp(-k(t+Q/s * exp(-st)))


магистр

Ссылка на сообщение 5 марта 2019 г. 22:29  

цитата Тойво Глумов

А к вам?

Нет, конечно:-). Это уже не первый писательский тред, который я открываю. Зайдите в мой профиль, если хотите, посмотрите отзывы и оценки. Вас я спросил после того, как заглянул в ваш профиль. Просто я уже высказывал пожелание, чтобы сам автор как-нибудь обозначил себя. Хотелось пообщаться с ним, задать ему какие-то вопросы. Здесь многие русскоязычные авторы общаются в своих тредах, и это, кмк, очень хорошая практика на Фантлабе.
P.S. be_nt_all опередил, да:beer:
–––
It's never wrong not to play (c) Tommy Angelo


миродержец

Ссылка на сообщение 5 марта 2019 г. 22:38  
Тойво Глумов Антониевы пещеры тоже мужской монастырь был, как я понял. Так что с Плаксой фантэлемент (помимо сравнительно высокотехнологичных вагонеток) в том, что это монастырь женский. Но поскольку матерей-основательниц тут чтут больше, чем отцов, и высшие церковные иерархи — тоже женщины, какая-то логика, чтобы оставить «подвиг веры» в виде строительства подземных келий хрупким девушкам была. Результат, конечно — жуткий, и «такого не бывает», это ведь может быть и просто защитная реакция организма на всю эту жуть.
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


новичок

Ссылка на сообщение 5 марта 2019 г. 22:43  
Stan8,
Автор активно общается на самиздате, много пишет в "Полярипедию", в основном, такого, что из нас, читателей никто по понятным причинам не мог бы (праматери, полярийская история, традиции и проч.); менее активно — в ФБ группу; может, еще куда. Сейчас, полагаю (хочу надеяться), у него активная работа по собственно 4-й книге: все интерлюдии опубликованы. Ждем-с...
Да, здесь неожиданно для меня, как справедливо заметил выше be_nt_all, новичка (в хорошем, т.е. традиционном значении термина), образовалась интересная группа. Спасибо за ее создание и за ссылку!

P.S. Если кто не знает:
Полярипедия
–––
T(t) = T_A + (T_0 - T_A) * exp(-k(t+Q/s * exp(-st)))


магистр

Ссылка на сообщение 5 марта 2019 г. 22:50  

цитата Тойво Глумов

в хорошем, т.е. традиционном значении термина
:-))):-))):-)))
Спасибо за ссылку и за помощь в этой теме!
–––
It's never wrong not to play (c) Tommy Angelo


новичок

Ссылка на сообщение 5 марта 2019 г. 22:50  

цитата be_nt_all

Так что с Плаксой фантэлемент (помимо сравнительно высокотехнологичных вагонеток) в том, что это монастырь женский.

Какой фантэлемент? Это гендерное равенство! ;-)
–––
T(t) = T_A + (T_0 - T_A) * exp(-k(t+Q/s * exp(-st)))


миродержец

Ссылка на сообщение 5 марта 2019 г. 23:07  

цитата Тойво Глумов

Это гендерное равенство

Ага, дама в оранжевой жилетке с отбойным молотком или ручным асфальтоукладчиком, ремонтирующая дорогу — тоже гендерное равенство. Вот автор и экстраполировал. С одной стороны — социальная роль женских монастырей (ну да, мораль посвободней, но вот податься дочке бедного крестьянина или ремесленника, которая любила, да так и не вышла замуж, всё равно особо и некуда), а с другой — «гендерное равенство». Вот и получилось такое вот, ну да, не фантдопущение, а именно что социальная экстраполяция.
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


новичок

Ссылка на сообщение 5 марта 2019 г. 23:20  
Кстати, о экономике монастырей; источники и составные части.

цитата

"Праматеринская ветвь Церкви за минувший год собрала пожертвований на сумму в девятьсот шестьдесят тысяч золотых эфесов. Пятьсот сорок тысяч пошли на содержание духовенства (за исключением монастырей, владеющих феодами). Сто девяносто тысяч были переданы школам, пользующимся покровительством Церкви, и восемьдесят – истрачены на реставрацию и обновление храмов. Излишек в сто сорок тысяч эфесов был сохранен в церковной казне, поскольку не имелось единодушного решения об их использовании".
–––
T(t) = T_A + (T_0 - T_A) * exp(-k(t+Q/s * exp(-st)))
Страницы: 1234567...606162    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Творчество Романа Суржикова»

 
  Новое сообщение по теме «Творчество Романа Суржикова»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх