Славянская фэнтези и хоррор


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «"Славянская" фэнтези и хоррор»

"Славянская" фэнтези и хоррор

 автор  сообщение


авторитет

Ссылка на сообщение 8 декабря 2010 г. 11:41  

цитата

В английской литературе это есть. В русской — нет. Увы.


Слишком поспешный вывод.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 8 декабря 2010 г. 14:59  
Приведите контрпример.


миродержец

Ссылка на сообщение 8 декабря 2010 г. 14:59  
Farit Ну да, да, не спорить же о том, что традиции настоящей, классической фэнтези «с квестом» у нас нет. Но ведь это же не единственная разновидность фэнтези.

цитата Niko-Ra

Боюсь, ее не вернуть. Стилизовать можно.

Да, где то так. Во-многом создать заново, благо архетипы у нас на всех Homo Sapiens общие, и процесс воссоздания традиции уже идёт. Записью, изданием и переложением былин у нас занимаются уже лет 200. Есть Гоголь и Барщевский (правда, что характерно, один украинец/малорос, другой белорус. Великорос Одоевский свой лучший фэнтези-роман «Саламандра» построил на фундаменте финского эпоса и городских легенд. У Пушкина в «Руслане и Людмиле» тоже та ещё солянка).

А то что делает Завета и её коллеги по внутреннему кругу славянской фэнтези — это тоже работа по воссозданию русской сказочно-фэнтезийной традиции. Давайте скажем ей за это спасибо.

цитата Niko-Ra

Уже несколько поколений выросло на псевдославянских сказках, хороших, добрых, но являющихся по сути юмористическими.

Да, кстати, в традиции литературной сказки нет ничего плохо, плохо то что кроме литературной сказки мы другой традиции то и не знаем.
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 8 декабря 2010 г. 19:02  
be_nt_all, а какие разновидности вы еще знаете?


авторитет

Ссылка на сообщение 8 декабря 2010 г. 19:22  
"Не знаем традицию" и "традиции нет" — разные вещи.


магистр

Ссылка на сообщение 8 декабря 2010 г. 19:57  

цитата Niko-Ra

Иоанн Грозный он кто: злодей, создавший опритчину, или самодержец, укрепляющий вертикаль власти?


А разве это не то же самоеo_O?
Я поражаюсь, как люди обсуждают выдуманные "традиции", роются в археологических раскопках, но не видят того, что просто лежит перед глазами: нашей самобытной жестокости и обреченности, нашего чудовищного рабства...
Я лично вижу, как на этой почве произрастет поистине великая фэнтези. И, конечно же, она будет совсем не такой, как лубочно-пряничные мечты националиста.
Много больше. Она станет вровень с великой русской литературой!
–––
It's never wrong not to play (c) Tommy Angelo


миротворец

Ссылка на сообщение 8 декабря 2010 г. 20:10  

цитата k2007

больше мистика, наверно, а не хоррор


Скорее да, мистика... с элементами хоррора
–––
Комедия — это трагедия, которая случилась не с нами.
Анджела Картер


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 8 декабря 2010 г. 20:17  

цитата ArK

"Не знаем традицию" и "традиции нет" — разные вещи.

Приведите пример российской литературной традиции, сопоставимой с королем Артуром или Беовульфом. Иначе получается голословно.


авторитет

Ссылка на сообщение 8 декабря 2010 г. 20:17  

цитата Stan8

А разве это не то же самое?

неа, ни фига он не укрепил. После него страна чуть не развалилась и почти сто лет приходила в себя
–––
tomorrow never knows


философ

Ссылка на сообщение 8 декабря 2010 г. 20:37  

цитата Farit

Все почему-то забыли о том, что фэнтези — это не русалки и вампиры, а квест.
Который пришел к нам с Запада.
%-\ Секс тоже там придумали?
Если всерьез считаете, что квест, как бодхидхарма, пришел с Запада, то откройте любой приличный сборник сказок любого народа. И будут и приключения, и встречи, и поди туда, не знаю куда.


магистр

Ссылка на сообщение 8 декабря 2010 г. 22:30  

цитата Blackbird22

ни фига он не укрепил. После него страна чуть не развалилась и почти сто лет приходила в себя


Полагаю, уж Вы-то разглядели в моих словах иронию:beer:
–––
It's never wrong not to play (c) Tommy Angelo


миродержец

Ссылка на сообщение 8 декабря 2010 г. 23:11  

цитата Farit

а какие разновидности вы еще знаете

Ну, если говорить о славянском фэнтези, то достаточно успешно разрабатывается «историческое фэнтези» (а также исторический роман с элементами фэнтези).

цитата ааа иии

Если всерьез считаете, что квест, как бодхидхарма, пришел с Запада, то откройте любой приличный сборник сказок любого народа. И будут и приключения, и встречи, и поди туда, не знаю куда.

Вот только «квест», это прежде всего поиск «Чаши Грааля» из рыцарских романов. А сказочное-мифологическое-игровое «пойди туда, не знаю куда» это несколько другие жанры (хотя и весьма близкие), никак не связанные с традицией романа (которая, уж это точно, для нас, пришла с запада). Близка к фэнтези и традиция эпоса, но её у нас тоже нет. Попытки связать что-то единое из былин? «Калевала» тоже так сделана? Ну да, так, но в 1835, когда Калевала уже была издана, русские былины только начали собирать. И единого русского эпоса как не было, так и нет.
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


авторитет

Ссылка на сообщение 8 декабря 2010 г. 23:14  

цитата be_nt_all

Ну, если говорить о славянском фэнтези, то достаточно успешно разрабатывается «историческое фэнтези» (а также исторический роман с элементами фэнтези).

это кто же, кроме А. Иванова?
–––
tomorrow never knows


миродержец

Ссылка на сообщение 8 декабря 2010 г. 23:35  

цитата Blackbird22

это кто же, кроме А. Иванова?

Ну, Елизавета Дворецкая, конечно. «Волкодав» Семёновой в конце концов от той же печки пляшет, хотя другие её «славянские» вещи к историческому роману куда ближе, конечно. Да всё, что смело можно положить на полочку «Славянская фэнтези» — это именно оно самое и есть.
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


авторитет

Ссылка на сообщение 9 декабря 2010 г. 07:43  

цитата Evil Writer

Я лично вижу, как на этой почве произрастет поистине великая фэнтези. И, конечно же, она будет совсем не такой, как лубочно-пряничные мечты националиста.
Много больше. Она станет вровень с великой русской литературой!

Ага, именно так и будет. Столица мира автоматически перенесется в Большие Васюки. Чу! Слышите: она переносится уже сейчас!:-)))
А если серьезно, то наша фэнтези и сейчас находится на том же уровне, что и вся русская литература. Она может не совсем славянская, но все-таки. У нас есть Семенова. Кто сможет сказать, что она пишет ниже уровня русской литературной традиции? У нас есть Успенский. Может быть, он и не русский Терри Пратчетт, не такой фундаментальный, но с языком, слава богу, у него все в порядке.
У нас есть блестящий Логинов.
Конечно, такое явление как чистая славянская фэнтези в нашей стране все еще в процессе формирования, но "Ведьмак" — это славянская фэнтези западного рукава. И с этим не поспорить. И Сапковский в данный момент по праву царит там.
Славянская ли фэнтези, русская ли может подняться до высот мирового признания только в одном случае, если мы все сформируем единую фэнтезийную систему ценностей. А в данный момент на чем стоит и стоять будет русская фэнтези мне не совсем ясно.
Отправить Андрея-стрельца на поиски пера жар-птицы, провести его по пещерам Карпатских или Уральских гор, в которых золота нет, — это под силу любому графоману, но что потом?
Славянской фэнтези нужны идеи. Фольклорных героев у нас предостаточно.
А от солянки из леших, Колобков и Чебурашек, пьющих водку и летом разгуливающих в шапках и валенках, честно говоря, немного коробит.
Уж лучше пусть Илью Муромца на куски порубят, живой и мертвой водой на Землю вернут, пусть проведут его по земле, да вскроют вечные наши беды.
Когда на Западе экранизировали "Вия", было забавно смотреть все это. Наше старое кино было не в пример лучше. Так вот это напрямую относится к славянской фэнтези. Нужно просто обратиться к своим корням, оглянуться на то, что у нас уже есть.
Помните, как Гоголь доставал Аксакова письмами, в которых советовал прочитать Фому Аквийского. Мне всегда нравился достойный ответ: "Фому, дескать, я читал, когда ты, Николай Васильевич, пешком под стол ходил, мне интереснее твое творчество.":-D
Нам всего-то стоит обратить внимание на самих себя, а не копаться в переводной литературе, тем более, что их фэнтези мы знаем намного лучше, чем свою.


новичок

Ссылка на сообщение 9 декабря 2010 г. 12:15  

цитата Stan8

Я поражаюсь, как люди обсуждают выдуманные "традиции", роются в археологических раскопках, но не видят того, что просто лежит перед глазами: нашей самобытной жестокости и обреченности, нашего чудовищного рабства...


О, я Вас понял наконец! Истинная икона славянского фентези, это не Лукьяненко и не Сапковский даже, а покойница Анна Политковская. :-D Согласен, с такими "маяками" до великой русской литературы — рукой подать.


авторитет

Ссылка на сообщение 9 декабря 2010 г. 12:26  

цитата

Приведите пример российской литературной традиции, сопоставимой с королем Артуром или Беовульфом.


Владимир Красно Солнышко и Илья Муромец.


миродержец

Ссылка на сообщение 9 декабря 2010 г. 12:36  

цитата ArK

Владимир Красно Солнышко и Илья Муромец.

Ну, уровень литературной традиции несколько не тот. Есть разрозненные былины, впервые опубликованные на бумаге, когда про Артура уже четыре сотни лет писали романы. Что называется — почувствуйте разницу.
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


новичок

Ссылка на сообщение 9 декабря 2010 г. 12:53  
Согласен с ArK. Богатырская былина киевского цикла вполне сопоставима.

Насчет "квестов": вот не пойму, чем поиски жарптицы, например, хуже поисков чаши Грааля.
Мысль о том, что "у них" традиция непрерывна, а у нас — нет, кажется мне надуманной. Начать с того, что как в России, так и в той Европе причастность к собственно книжной традиции была уделом немногих вплоть до, как минимум, 19 века. У основной же массы народа культура была устной. И как у нас собиратели фолклера пошли в народ об это время, так и в Европе этот процесс шел параллельно: вспомним хотя-бы работу Братьев Гримм и исследование о волшебной сказке, написанное Виллемом Гриммом. У нас, в начале осьмнадцатого вка, благодаря усилиям одного "великого" человека произошел разрыв, между псевдоевропейской культурой очень тонкого слоя, представлявшего сабой верхушку общества, и всем остальным русским (а также украинским и белорусским) народом, сохраняющим традиционную культуру. Однако уже в 19 веке вновь происходит диффузия этих двух культур друг в друга, в резултате чего мы имеем то, что принято называть русской культурой сейчас. С другой стороны не стоит так уж переоценивать бережное отношение европейцев к собственному мифологическому и эпическому наследию. До начала 20 в. с ним хорошо были знакомы люди культурные (которых там никогда не было особенно много, чтоб там ни утверждали посконные "западники"), а их популяризация в виде фентези происходит благодаря усилиям ряда писателей, таких как Толкиен или Льюис, вытащивших из пыльного чулана ту повапленную старину и давших ей нновую жизнь. У нас потихоньку и с переменным успехом происходит то же самое.


новичок

Ссылка на сообщение 9 декабря 2010 г. 13:37  
"Есть разрозненные былины, впервые опубликованные на бумаге, когда про Артура уже четыре сотни лет писали романы. Что называется — почувствуйте разницу".

Какие такие "романы" писали про Артура "четыре сотни лет"? Вот так прям сидели и писали? Насколько я помню, Томас Мелори написал свою "Смерть Артура", представлявшую собой наиболее полный сборник легенд Артуровского цикла (разрозненных) аж в начале 16 столетия, а следующим эту тему поднял только Альфред Теннисон, написавший ряд романтических поэм на артуровскую тематику с 1856 по 1885 годы., то есть попозже, чем Пушкин изобразил "Руслана и Людмилу" и вышли первые сборники русских былин. Следующим же, кто обратился к "артуровскому наследию" был Английский писатель Теренс Уайт, который аж в 1938—1958 годах написал четыре повести о короле Артуре, также основанных на версии Мэлори. Они объединены в книгу «Король былого и грядущего». Читал я еее — это уже абсолютно современное фентези.
У нас в отечестве, понятно, в с 30х по 50е годы было не до фентези. У нас данный жанр рождается, толком, только в 90е годы, но это никак не повод впадать в уныние и тем более фантазировать какое-то превосходство западной культуры над нашей, особенно в области волшебного и героического. Просто отечественная литература, сейчас, разрабатывает ту делянку, которую западная у себя начала разрабатывать еще в первой половине 20 века. И если они там у себя добились в этом впечатляющих успехов, это не значит, что наш материал чем-то беднее. Он просто менее популяризован. Пока.8-)
Страницы: 123...1516171819...363738    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «"Славянская" фэнтези и хоррор»

 
  Новое сообщение по теме «"Славянская" фэнтези и хоррор»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх