Творчество Романа Суржикова


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Творчество Романа Суржикова»

Творчество Романа Суржикова

 автор  сообщение


магистр

Ссылка на сообщение 2 марта 2019 г. 20:24  
Начинаем обсуждение "Поларийского цикла", в котором пока выпущено 3 романа: "Без помощи вашей", "Лишь одна звезда" и "Кукла на троне".
Сюда скопирую с незначительными изменениями свой пост в теме о Самиздате, который Суржиков, по моему мнению, не то что перерос, а пробил потолок, настолько мощный эпический цикл он создал.
Мир Суржикова довольно прост, в отличие от мира Бэккера, он даже проще, чем мир ПЛиО, но при этом очень строен, понятен и логичен. В нем все действует по прописанным авторам законам, даже юриспруденция соответствует первоначальной религиозной концепции Праматерей и Праотцов по той причине, что первых было всего 16, и ценность их в изначальном обществе Полари была выше. Собственно, это практически мир НФ, другая планета, где магия, возможно, присутствует в виде авторской маскировки для таинственных и пока не объясненных явлений. Но продвигаемся ли мы в понимании этих задумок автора за 3 романа цикла? Еще и как продвигаемся, следуя блестящей интриге, которую зацепляет в Запределье ГГ и разматывает до конца первой части, где эстафета передается другим ПОВам, которые не менее хватко идут по следу. Пройдемся по ним кратко, потому что каждый из них наделен неповторимой глубиной и психологической емкостью, которая сравнима разве что с персонажами ПЛиО.
Да что я все время Мартин да Мартин! Отношения Эрвина и его сестры куда глубже, чем отношения Серсеи с Джейме. Их тонкость и чуткость выламываются из самой топовой фэнтези Запада и становятся вровень с классным психологическим худлитом, причем без инцестов и прочих постфрейдистских закидонов, в которых, как в шорах, пишут замыленные топовые авторы, даже уровня Бэккера. Никому здесь не надоел и не вызывал раздражения вундеркинд Кельмомас со своей имманентной ненавистью к отцу?
Впрочем, не буду отвлекаться. Я люблю Бэккера, он умница и философ, но Суржиков тоже умный, он психолог и шахматист, строящий очень сложную партию с множеством фигур на доске (в романе это называется "стратемы", но суть та же).
ПОВ Хармон, купец по призванию, наделен тоже высоким интеллектом. Его эволюция от мудреца и знатока жизни до предателя и убийцы настолько хороша и убедительна, что просто кричишь:"Браво, автор!"
Вот признайтесь, даже топовые авторы Запада умеют создать одного-двух-трех умников, на чьем фоне остальные — банальные идиоты. У Суржикова совсем мало карикатурных идиотов, и множество даже второстепенных героев, которые вызывают простое человеческое уважение за их ум и душевные качества. Возьмите Весельчака, возьмите Луизу, возьмите шиммерийского сутенера или Парочку Инжи. Каждый из этих персонажей наделен не просто глубиной и мудростью, а и собственной судьбой, которой мы, читатели, и заинтересованы и сучувствуем. Это живые люди, а не ходячие штампы и антиштампы Аберкромби. Впрочем, последний для меня не топовый автор, а добротный середняк.
ПОВ Минерва. Ну, здесь нельзя не увидеть тени любимого нашего Дж.Мартина: девушка мила и умна, проходит через многократные испытания, а в конце получает незаслуженные плюшки в мартиновском духе: подобно тому, как Дени обзавелась гвардией кастратов, Мира заключает мир и приводит к вассальной присяге людей, которые по тому, как их описывают, с вероятностью 99% взяли бы ее в заложники.
Так что, может, это и баг, но ни один из топовых авторов фэнтези без такого до сих пор не обошелся. При этом Минерва исключительно умна, и цепочки ее рассуждений нанизаны на холодную логику северной леди.
ПОВ Джоакин. Проходит эволюцию от банального рубаки и влюбленного дурачка до мудрого ветерана. То, как ведет себя с Полли, очень жизненно и реалистично, как он избавляется от любви к Аланис — подлинный шедевр эволюции чувств. Мало кто даже из авторов высокого худлита опишут такую любовь и ее уход после смертельных испытаний. Но Суржиков ко всему еще и тонко иронизирует: "Богам не нужен был усталый и циничный ветеран. Богам нужен был герой". Приключения Джоакина ждут нас и в продолжении, не менее захватывающем.
Кстати, об увекательности: сцене охоты на колдуна сам Сапковский ИМХО апплодировал бы стоя. Точно так же, как Мартин апплодировал бы отношениям Эрвина с Ионой.
В цикле Суржикова столько литературной вкусноты, что ее не вместит простой начальный пост в этом треде. Но напоследок задержусь еще чуть-чуть на описании восстания Подснежников. Образы Салема, Зуба, сержанта Доджа настолько разные, емкие, колоритные, что просто восхищают. Они все наделены собственными душами, характерами, чередой мудрых мыслей и коварных мыслишек. Только высокий эпик в мировом значении этого слова мог бы вобрать в себя такие галереи народных образов.

Книги на Озоне:
1. "Стрела, монета, искра" https://www.ozon.ru/product/polari-strela...
2. "Лишь одна звезда" https://www.ozon.ru/product/polari-lish-o...
3. "Кукла на троне" https://www.ozon.ru/product/polari-kukla-...
4. "Янмэйская охота" ожидается...
–––
It's never wrong not to play (c) Tommy Angelo


активист

Ссылка на сообщение 11 июля 2019 г. 00:44  
Не дай Бог мне когда-нибудь начать так разбирать книги на слова... :-)))
–––
Свобода! Равенство! Братство!


магистр

Ссылка на сообщение 11 июля 2019 г. 00:46  

цитата be_nt_all

Ну и я, кажется, тут не один такой.
:beer:Безусловно!
–––
It's never wrong not to play (c) Tommy Angelo


миродержец

Ссылка на сообщение 11 июля 2019 г. 06:52  
Bred38 Вопросы, вроде «Как сделана Шинель Гоголя» могут интересовать ну, к примеру, человека пишущего. Но камрад DESHIVA не сколько разбирает, сколько спотыкается на том, что скорее хороший стиль, чем наоборот. Начиная с описания внутреннего монолога персонажей в третьем лице, естественного при частом переключении фокуса в романе. Да и первое лицо, активно используемое МТА, на самом деле не лучшая точка для «вживания в картинку», при повествовании от первого лица ты скорее чувствуешь себя собеседником протагониста, а при правильном «третьем лице» ты смотришь его глазами и подслушиваешь его внутренний диалог в роли эдакого призрака у него за плечом. Но нет, DESHIVA пишет, что Суржиков де путает повествование от своего лица и от лица героев. И называет корявостью как раз индивидуальную речевую характеристику персонажа, требуя от этого внутреннего диалога энциклопедической точности. Хотя сравнив главы «Стрела», «Монета» и «Искра» легко заметить, как вместе с фокусом на том, или ином персонаже, сдвигается и стилистика повествования.

upd. Та же, помянутая выше соборная башня, в тени которой помещался целый квартал (ок, не будем вспоминать редкую птицу Гоголя) это ведь субъективный взгляд одного конкретного купца Хармона. Как любой купец — он склонен к преувеличениям («не выдоишь за день, устанет рука») да и смотрит на город отнюдь не с высоты птичьего полёта. Укрыла тень пару близлежащих дворов, вот тебе и «целый квартал».
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


миродержец

Ссылка на сообщение 11 июля 2019 г. 07:19  
JIOCOCb Тэда Уильямса читали?
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


философ

Ссылка на сообщение 11 июля 2019 г. 09:38  

цитата be_nt_all

Автор не обязан всё разжёвывать и класть в рот читателю.

Конечно. Автор может писать так, как ему хочется, а читатель может вынести свои суждения о написанном.

цитата be_nt_all

Ок, не будем сильно заглубляться в классику.

Не будем сильно заглубляться, так слегка.

цитата

В первый понедельник апреля 1625 года все население городка Менга, где некогда родился автор «Романа о розе»,[3] было объято таким волнением, словно гугеноты[4] собирались превратить его во вторую Ларошель.[5] Некоторые из горожан при виде женщин, бегущих в сторону Главной улицы, и слыша крики детей, доносившиеся с порога домов, торопливо надевали доспехи, вооружались кто мушкетом, кто бердышом, чтобы придать себе более мужественный вид, и устремлялись к гостинице «Вольный Мельник», перед которой собиралась густая и шумная толпа любопытных, увеличивавшаяся с каждой минутой.

Вопросов нет.

цитата be_nt_all

Пусть нарратор станет кинооператором. Самое начало фильма, возможно, ещё идут титры. Мы видим улицу глазами некоего героя, но не его самого.

Очень верное замечание. Клиповое сознание поколения выросшего на клипах и комиксах на лицо. Я тут в связи с обсуждением точки зрения с которой описываются события (POV у англичан) читал дискуссию на одном литературном сайте и там наткнулся на схожее наблюдение

цитата

Мне кажется, проблемы "фокала" (или ТЗ, или как угодно) усугубились в последнее время у начинающих авторов, потому что они вдохновляются кинематографом, а то и аниме, а не литературой.
В кинематографе действительно принято, что камера скачет, вот летящая пуля, вот взгляд с точки зрения птичьего полёта, вот приближение лица героя... Автор всё это себе таким вот кинематографическим образом воображает, и пытается описать, точно смотрит кино и объясняет, что видит... При этом, зачастую, на всякий случай, комментирует и мысли тех персонажей, которые попадают в кадр

На всякий случай добавлю, что "фокалом" сейчас принято именовать POV. И еще скажу, что это не киносценарий (Я их много читал, даже журнал с таким названием выписывал), но нет, не киносценарий, смесь какая-то.

цитата be_nt_all

Вот уж абсолютно неуместное для художественного текста замечание.

Ну, я не лиса, которая сыр делила. Для меня половина — это половина.

цитата be_nt_all

Про толпу и охранника — вот идёт купец, у которого охранник ушёл в запой. И этот купец, по своему, несколько многословно (издержки профессии, привычка «заговаривать зубы» клиенту, отсюда и некая избыточность и нечёткость формулировки, а вроде бы не к месту вставленное полное имя купца характеризует некоторую его напыщенность) рассуждает.

Это и дураку понятно. Замечания совсем о другом: о неудачном порядке слов в предложении, о том что толпы (мн.ч.) должны быть "как эти"(мн.ч.), а не "как эта"(ед.ч). Или Вы разницы между единственным числом и множественным не видите?

цитата be_nt_all

Потому как всё что вы предлагаете — это сделать текст примитивнее, более обезличенным, добавить в него клише, внести в неё чуждую стилистику (вроде слова «преобладать») et cetera.
Нет, не примитивнее, чуть грамотнее. Слово "преобладать" я не предлагал, я только согласился с тем, что оно лучше, чем "становятся".

цитата be_nt_all

Ну и я, кажется, тут не один такой.
Я не ориентируюсь при выборе на большинство.
–––
Где здесь пропасть для свободных людей?


философ

Ссылка на сообщение 11 июля 2019 г. 09:42  

цитата be_nt_all

Хотя сравнив главы «Стрела», «Монета» и «Искра» легко заметить, как вместе с фокусом на том, или ином персонаже, сдвигается и стилистика повествования.

Вообще-то стиль — это характеристика автора, а не героя.

цитата be_nt_all

Как любой купец — он склонен к преувеличениям

А должен бы быть склонен к точности.
Впрочем, вижу, как горох об стенку.
–––
Где здесь пропасть для свободных людей?


философ

Ссылка на сообщение 11 июля 2019 г. 09:46  

цитата be_nt_all

Но камрад DESHIVA не сколько разбирает, сколько спотыкается на том, что скорее хороший стиль, чем наоборот.

Для этого хорошего стиля подойдет утверждение, часто встречавшееся при обсуждении творчества Зыкова: "Я продирался сквозь текст, спотыкаясь на каждом шагу". Хотя там так никто и не смог убедительно показать, обо что он спотыкался-то. Здесь я попытался это сделать на примере всего лишь первой страницы. Как об стенку горох.
–––
Где здесь пропасть для свободных людей?


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 11 июля 2019 г. 10:32  
Я помню что есть такой жанр в литературе, ну или был : описывается в не большом произведении один день, или 2-3, может неделя жизни перса. И все. Ни что было ранее, ни как может сложиться его жизнь потом авторов не интересует. И они надеются что и читателей тоже. Вот интересно как бы уважаемые форумчане отнеслись к таким произведениям и с каким упоением разбирали бы их на составные части.
И почему то вспоминается мне только одно такое произведение , хот я читала я их вроде несколько.
И нет, я не предлагаю начать обсуждения Солженицина в этой теме.
–––
Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишённому души. Цицерон


магистр

Ссылка на сообщение 11 июля 2019 г. 10:46  

цитата

И почему то вспоминается мне только одно такое произведение , хот я читала я их вроде несколько.

Джойс "Улисс".

цитата

Для этого хорошего стиля подойдет утверждение, часто встречавшееся при обсуждении творчества Зыкова: "Я продирался сквозь текст, спотыкаясь на каждом шагу". Хотя там так никто и не смог убедительно показать, обо что он спотыкался-то.

Тексты Зыкова состоят из ошибок. Там, собственно, нет текстов, там одни ошибки.

цитата

Здесь я попытался это сделать на примере всего лишь первой страницы. Как об стенку горох.

Потому что вы безграмотны, ваши претензии ахинея. "Не умеешь сам — учи других". Какие-то проповеди с самиздата, какой-то самопиар графоманских стаеек, склёпанных из своего рукоделья, переводных и русских учебников, чуть ли не школьных...Кому нужен этот мусор?
–––
Каждый день в своей точёной ванне умирает раненый Марат.
С каждым днём верней и постоянней Жанны Д Арк поднятый к небу взгляд.


философ

Ссылка на сообщение 11 июля 2019 г. 12:14  

цитата Грешник

Там, собственно, нет текстов, там одни ошибки.

Вот это и есть ахинея. Как могут существовать ошибки вне текста? :-)))

цитата Грешник

склёпанных из своего рукоделья

цитата

Рукоделие
(ст.слав. – рукомесло) – это деятельность по ручному изготовлению оригинальных, единичных полезных вещей. Это ручная работа – вышивка, шитье, вязание, ткачество, плетение и др.

Так и хочется взять какую-нибудь вышивку и грамотно её склепать.

цитата Грешник

какой-то самопиар графоманских стаеек

И как же графоманские или какие иные статейки могут самопиаром заниматься, ежели это присуще может быть скорее человеку? Вы бы хоть значение слов в словарике уточняли перед употреблением. А то от такой грамотности и под стол упасть можно.
–––
Где здесь пропасть для свободных людей?


миротворец

Ссылка на сообщение 11 июля 2019 г. 13:56  

цитата Грешник

Потому что вы безграмотны, ваши претензии ахинея. "Не умеешь сам — учи других". Какие-то проповеди с самиздата, какой-то самопиар графоманских стаеек, склёпанных из своего рукоделья, переводных и русских учебников, чуть ли не школьных...Кому нужен этот мусор?

сообщение модератора

Грешник получает предупреждение от модератора
Хамство. Остыньте
–––
...когда круг времён завершится и эльфы вернутся назад.


миродержец

Ссылка на сообщение 11 июля 2019 г. 14:20  
DESHIVA Стиль — характеристика автора. Но есть ещё и языковой портрет. Т. е. передача характера персонажа чисто языковой, стилистическими средствами. Клиповое мышление не имеет никакого отношения к описанному мной кинематографическому приёму, это совсем про другое. Клиповое мышление скорее демонстрировали вы, не заметив, что всё, что вы процитировали — проговорено от имени купца (купца, а не финансиста, который бы был сух и точен, как вы любите) Хармона.
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 11 июля 2019 г. 14:38  
DESHIVA А в этой цитате все нормально?

цитата

Голый, полностью обнаженный человек, ничуть не стесняющийся своей наготы, стремительно несся к своей цели

Или в этой?

цитата

Статуя изображала некоего человекообразного ящера: человека с головой ящера

А в этой?

цитата

Как только дорога ВНЕЗАПНО оборвалась

Этой?

цитата

Стоящий рядом более старший коллега сделал то же самое, запоздав на какую-то секунду

Тут?

цитата

Костяные птицы, будто напуганные птахи
–––
I wanna kill everyone. Satan is good. Satan is our pal.
Читаю: Джанго Векслер "Тысяча имен"


философ

Ссылка на сообщение 11 июля 2019 г. 15:02  
Десмонд де Рейн, нет. Но это ведь не Суржиков писал?

цитата be_nt_all

Но есть ещё и языковой портрет. Т. е. передача характера персонажа чисто языковой, стилистическими средствами.

Я знаю. Это называется в литературе "речевая характеристика героя" или "речевой портрет".
Мне вот интереснее как в романе дело обстоит с производством стали, добычей угля, где выпускаются электродвигатели и генераторы, изобрели или нет электрическую лампочку. Не просветите? Почему по улицам не троллейбусы ездят или электромобили (с аккумуляторами там вроде порядок, видно, химия на высоте), а громыхают повозки?
–––
Где здесь пропасть для свободных людей?


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 11 июля 2019 г. 15:15  

цитата Грешник

Джойс "Улисс".

Точно.:beer:
–––
Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишённому души. Цицерон


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 11 июля 2019 г. 15:37  

цитата DESHIVA

Но это ведь не Суржиков писал?

Нет, конечно, но Вы написали про Зыкова:

цитата DESHIVA

Хотя там так никто и не смог убедительно показать, обо что он спотыкался-то

Так вот это все из его книг. Эти предложения куда хуже написаны, чем то, что вы цитируете из Суржикова.
–––
I wanna kill everyone. Satan is good. Satan is our pal.
Читаю: Джанго Векслер "Тысяча имен"


философ

Ссылка на сообщение 11 июля 2019 г. 16:38  

цитата Десмонд де Рейн

Эти предложения куда хуже написаны, чем то, что вы цитируете из Суржикова.

Не находите, что после сравнения Суржикова с Львом Толстым, странно сравнивать его произведения с пробой пера Зыкова?
–––
Где здесь пропасть для свободных людей?


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 11 июля 2019 г. 21:05  

цитата DESHIVA

Не находите, что после сравнения Суржикова с Львом Толстым, странно сравнивать его произведения с пробой пера Зыкова?

Пока что из Суржикова я прочел только приведенные цитаты в теме, так что не знаю с кем его сравнить. А отрывки из текста Зыкова, естественно, оффтоп, но я не мог еще разок не указать на перлы этого "писателя", чтобы вы хоть чуть отреагировали на них. Когда я делал это раньше в соответствующей теме, вы это игнорировали. Даже в этой теме написали, что, мол, никто не удосужился корявости Зыкова продемонстрировать. Вот вам их вагон и тележка. Оффтоп закончил.
–––
I wanna kill everyone. Satan is good. Satan is our pal.
Читаю: Джанго Векслер "Тысяча имен"


магистр

Ссылка на сообщение 11 июля 2019 г. 21:26  

цитата DESHIVA

А должен бы быть склонен к точности.

Кому должен? Вам?

цитата DESHIVA

Не просветите?

Нет. Вам это не интересно.

цитата DESHIVA

Впрочем, вижу, как горох об стенку.

Возможно, это ваше субъективное впечатление. На деле же все ваши замечания очень ценны для этой темы. Вы безусловно помогаете автору совершенствоваться и улучшать свой стиль.
Думаю, на этом можно завешить содержательный разбор первой половины первой страницы первого из трех толстых романов. Не стоит утомляться самому и утомлять тех, для кого "половина" это вариант "части". Не поймут-с...
–––
It's never wrong not to play (c) Tommy Angelo


философ

Ссылка на сообщение 11 июля 2019 г. 21:42  

цитата Stan8

Думаю, на этом можно завешить содержательный разбор первой половины первой страницы первого из трех толстых романов.

Согласен. Если подвигнусь ознакомиться с произведением, может быть, вернусь.
–––
Где здесь пропасть для свободных людей?
Страницы: 123...1617181920...596061    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Творчество Романа Суржикова»

 
  Новое сообщение по теме «Творчество Романа Суржикова»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх