Джек Вэнс Обсуждение ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Джек Вэнс. Обсуждение творчества.»

Джек Вэнс. Обсуждение творчества.

 автор  сообщение


магистр

Ссылка на сообщение 5 августа 2017 г. 09:52  
На мой взгляд, главная заслуга Вэнса не в том, что у него уникальный талант. Талант дается нам от природы — а уже то, что мы с ним делаем, зависит от нас, особенно если мы это делаем вопреки обстоятельствам и предубеждениям окружающих.

Дед и отец Вэнса были богаты; отец бросил семью и сбежал в Мексику. В молодости Вэнс пережил много трудностей и унижений. Человека образованного, умного, наделенного буйным воображением и привыкшего в детстве к достатку, его такое положение вещей, разумеется, возмущало.

Нравственность, честность, сострадание, умение тормозить животные инстинкты и бережно относиться к свободе других людей хороши не тем, что эти качества нам приказал иметь боженька, придумавший десять заповедей. Они хороши тем, что делают человеческое общество и человеческую жизнь выносимыми — а отсутствие этих качеств причиняет людям страдания и лишения, разрушает взаимоотношения и, в конечном счете, приводит к упадку и культуру, и экономику. Эти качества возникли в ходе эволюции, предохраняя людей от окончательного взаимного уничтожения.

Каждому из нас в трудные минуты жизни хочется порой произнести речь, призывая людей не причинять друг другу страдания, жить достойно, не обманывать и не навязывать другим силой свои представления и верования. Большинству из нас, однако, обосновать такие призывы сложно.

Вэнс произнес такую речь — страстную, убедительную, полную примеров того, какие преступления и проблемы, затрагивающие и отдельных людей, и целые общества, возникают от недостатка внутренних моральных тормозов. Речь о том, почему основные, общие для всех людей нравственные принципы незаменимы, несмотря на отсутствие необходимости в религии и несмотря на различия представлений и обычаев.

Речь длиной в 64 книги. Речь длиной в жизнь.


активист

Ссылка на сообщение 5 августа 2017 г. 12:40  
А.Фет
Хмм.. Я не хочу спорить и ввязываться в дискуссию (я вообще не любитель спорить, ибо считаю, что мы, русские слишком много любим болтать и спорить друг с другом. Жизнь слишком коротка, надо делать хорошо, что можешь, а дальше Бог рассудит), просто обозначу свой взгляд на творчество Вэнса.
1-е. Вэнс, до мозга костей англосаксонский писатель, отсюда и чисто американско-протестанское представление, что есть хорошо и что есть плохо. То есть — в приоритете — труд и достаток. На пути к достатку можно и надуть кого-нибудь, слегка так.
2-е. Взнс — коммерческий писатель. Поэтому учиться морали и жизненным принципам на примере его героев, я бы таки поостерегся.
3-е. Вэнс все-таки неровный писатель. Есть и отменные романы и циклы, а есть написанные ради заработка.
4-е. Вэнс писатель с богатой и причудливой фантазией, потому мне его читать интересно и увлекательно. Среди моих любимых — циклы «Умирающая Земля», «Планета приключений», «Большая планета».
Это — то, что пришло на ум при мысли «А что есть Вэнс для меня?».


активист

Ссылка на сообщение 5 августа 2017 г. 19:11  

цитата aronaron

2-е. Взнс — коммерческий писатель.


Меня всегда удивляли споры: как относится к писателям, пишущим ради денег. А в параллельной ветке те же люди спорят о том, что писатели, издающиеся в Самиздате — не настоящие писатели, а любители. :-) Думаю, что обобщать бессмысленно — бывают гении в Самиздате, и сколько угодно бездарей печатались в профессиональных издательствах.

Диккенс писал ради денег, Чехов, Тургенев ... Пушкин часто издавал свои стихи сам, но был очень счастлив получить гонорар за историю Пугачева ... Список можно продолжать и продолжать. У профессиональных писателей (пишущих за деньги) больше возможностей довести до ума свои идеи или записать их в нескольких варантах. Неудачные книги часто являются такими черновиками. Человек, пишущий в стол, будет шлифовать до бесконечности свой единственный шедевр. Писатель, издавший книгу, может придумать что-то совершенно новое, используя при этом наработки предыдущих книг ... и дойти до шедевра. :-)

Я не думаю, что Вэнс разделял свои книги — вот из этой сделаю шедевр, а эту напишу просто ради заработка. Иногда получается, иногда нет — писатели тоже люди ...


магистр

Ссылка на сообщение 5 августа 2017 г. 22:01  
Зачем спорить? Можно просто осторожно обсуждать, указывая собеседникам на те или иные обстоятельства, свидетельствующие в пользу той или иной точки зрения. Ни в коем случае не хотел никого поучать. У каждого свои генетические предрасположенности и культурный багаж — своя судьба. Просто хотел объяснить одну из характерных сторон Вэнса, которые привлекают меня к его книгам прежде всего. Крик души, если хотите.

Трудился Вэнс очень много, но богатства так и не приобрел — в отличие от производителей стандартной политически корректной макулатуры, таких, как Стефен Кинг (не говоря уже о том, что многие успешные разбогатевшие авторы — такие, как Джордж Р. Мартин, беззастенчиво заимствовали у Вэнса многие свои идеи; Мартин этого не скрывает и даже многократно признавал вслух, что многим обязан Вэнсу).

Практически в каждой своей книге Джек Вэнс устраивает сатирический разнос религиозным предрассудкам. В частности, особенно досталось им в трилогии «Лионесс», где на подлых происках алчного священника практически завязана основа сюжета. В этой связи можно упомянуть также его знаменитый анти-библейский рассказ «Ковчег Альфреда» (Alfred's Ark).

Взгляды Вэнса на то, что «хорошо», а что «плохо», можно было бы в общих чертах сформулировать так: «Справедливость и несправедливость существуют независимо от идеологии или от наличия или отсутствия религии — это общечеловеческий принцип, несмотря на огромные различия между представлениями и обычаями народов и отдельных людей». Не вижу никакой связи между такой точкой зрения и протестантскими запретами и обрядами. Невозможно представить себе, чтобы Вэнс как-либо отождествлял себя с фанатиками, сжигавшими людей заживо.

Кугель, конечно — особый персонаж, отпетый мошенник и вор; он никак не годится на роль вольтеровского Кандида. С ним практически невозможно отождествиться. И все же... Внимательный читатель не преминет заметить, что Кугель постоянно попадает впросак, потому что «респектабельные и влиятельные» люди (а также нелюди), с которыми он имеет дело, гораздо хуже него.


активист

Ссылка на сообщение 5 августа 2017 г. 22:10  

цитата AFeht

Кугель, конечно — особый персонаж, отпетый мошенник и вор; он никак не годится на роль вольтеровского Кандида. С ним практически невозможно отождествиться. И все же... Внимательный читатель не преминет заметить, что Кугель постоянно попадает впросак, потому что «респектабельные и влиятельные» люди (а также нелюди), с которыми он имеет дело, гораздо хуже него.


Что-то сей товарищ мне запомнился редкостной мразью. Вроде как он продал доверившуюся девушку в рабство? Вот Юкуона (так ведь его звали?) вызывал противоположные чувства, потому второй роман вызвал недоумение.


магистр

Ссылка на сообщение 5 августа 2017 г. 22:36  

цитата Le Taon

Вроде как он продал доверившуюся девушку в рабство?


Свергнутую колдунью-правительницу Силя, которая, пока у нее была власть, сначала пыталась Кугеля ограбить, а потом пыталась отравить. Не доверяла она ему, а дала знать утром того же дня, что покинет Кугеля при первой выгодной возможности. Ее Кугелю пришлось бросить, потому что его опять перехитрили первые встречные-поперечные. Причем Кугеля в этом случае даже мучили угрызения совести, что ему вообще-то не свойственно, он хотел повернуть назад, но было уже поздно. Не все так просто.

Хотя, конечно, адвокатом Кугеля я не нанялся. Вэнс специально придумал такой трюк: показать, что мир полон мерзавцев почище обычного воришки.

Юкоуну? Не знаю, проявил чрезмерную мстительность, на мой взгляд, хотя Кугель, разумеется, сам виноват.


философ

Ссылка на сообщение 5 августа 2017 г. 22:39  

цитата AFeht

анти-библейский рассказ «Ковчег Альфреда»
Что то я такого не нашел8:-0
–––
Чтение-Сила


магистр

Ссылка на сообщение 5 августа 2017 г. 22:40  

цитата просточитатель

Что то я такого не нашел


По-русски, по-моему, его еще нет.


философ

Ссылка на сообщение 5 августа 2017 г. 22:43  

цитата AFeht

По-русски, по-моему, его еще нет.
Жаль. Антирелигиозное я люблю...
–––
Чтение-Сила


магистр

Ссылка на сообщение 5 августа 2017 г. 22:43  
Le Taon
Вы же сами в этой теме называли Кугеля трикстером. И он именно классический (в смысле архетипический) трикстер-антигерой. Беспощаден к врагам, аморален, из-за своей хитрости успешно и аморально преодолевает одни препятствия и из-за этой же хитрости и успешности влипает во всё большие пока они не доходят до величайших. И который чрезвычайно адаптивен к окружению. То есть это Рейнеке-лис, в царстве зверей щелкает зубами, а не Остап Бендер в Совдепии, который всё также чтит Уголовный Кодекс и в определённый момент социо-культурной инверсии из антигероя превращается в героя. Иначе говоря Кугель в ситуации с волками воет по-волчьи и даже громче, но в конечном итоге зубы у него не такие острые.
–––
Жила была Аннексия и сестра ейная Контрибуция


активист

Ссылка на сообщение 5 августа 2017 г. 23:10  
AFeht Кугель тоже всех пытается ограбить, а потом отравить. Тут ещё и предал. И разве в случае чистой невинности девицы он бы её не продал?

isaev я сужу только по доступным источникам, в книгах он самый отрицательный в действиях.


активист

Ссылка на сообщение 5 августа 2017 г. 23:15  

цитата AFeht

Юкоуну? Не знаю, проявил чрезмерную мстительность, на мой взгляд, хотя Кугель, разумеется, сам виноват.


Не сказал бы. Он два раза его не убил. Даже не поставил в безвыходное положение (в каковом, на мой взгляд, оказывается колдунья-правительница Силя).


магистр

Ссылка на сообщение 6 августа 2017 г. 00:58  
Le Taon,

Мерзавец Кугель, мерзавец. Кто бы стал с этим спорить?
Суть в том, что другие не лучше, а нередко и хуже.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 7 августа 2017 г. 14:19  
К слову о Кугеле-мерзавце (писал ранее в этой теме):

цитата

На мой взгляд Кугель один из самых удивительных персонажей, особенно в первом романе (во втором Вэнс немного смягчил его безобразия). Ведь мерзавец
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Одну девушку отдал в рабство, вторую шантажом принудил к половому акту, т.е. фактически изнасиловал, третью отдал на поругание каким- то чертям, она потом разум потеряла, несколько десятков людей сознательно повел на смерть и т.д.
и при этом искренне считает себя пострадавшей стороной , а читать про него интересно, и переживаешь ведь!
–––
You're smart enough to know that talking won't save you


активист

Ссылка на сообщение 7 августа 2017 г. 19:54  
mx я переживал, что у него всё получится и был искренне рад концовке. Второй роман всё испортил и вообще лишний.


магистр

Ссылка на сообщение 7 августа 2017 г. 21:26  
Конечно, Кугель считает себя потерпевшей стороной. Самооправдание необходимо подлецу. Мир вокруг Кугеля полон жрецов, торгашей и правителей, наживших богатство и получивших власть самыми непотребными методами, а у него, такого умного, галантного и вежливого, ничего не получается...

Меня всегда интересовала судьба провоста Лодермульха, самого разумного из паломников, которого Кугель запер в сарае, чтобы выспаться в его постели. Лодермульх спас всю их благочестивую компанию (по меньшей мере обеспечил храбрым поступком возможность их дальнейшего продвижения) и ночью того же дня исчез с плота. Кугель его не убивал, хотя и бесчестно воспользовался его смертью. Следовательно, скорее всего, с ним покончил один из фанатиков, спускавшихся вместе с ним на плоте — но загадка остается неразрешенной.

Вторая, большая книга о Кугеле исключительно интересна, если читать ее, главным образом, как сатиру на род человеческий, а не как приключенческий роман.


магистр

Ссылка на сообщение 8 августа 2017 г. 10:35  
Расскажу вкратце об одном эпизоде, который имел для меня большое значение. Может быть, кому-нибудь это будет интересно.

После длинного разговора с Вэнсом у него дома, за столом в гостиной, мы с Машей пригласили Джека и Норму в какой-то известный ресторан (уже не помню, как он назывался) на берегу залива Сан-Франциско. Вэнс перед этим спрашивал, приеду ли я к нему еще раз — и когда я сказал, что у меня нет денег на частые поездки в Калифорнию, кажется, слегка обиделся. Но он согласился приехать на следующий день в ресторан.

Его туда привезла Норма в большом и удобном старом автомобиле. Норма прошла вперед (судя по всему, по просьбе Джека), и мы с Вэнсом остались одни на тротуаре перед рестораном. Таким образом мы впервые остались вдвоем — до тех пор нас постоянно окружали другие люди: жена и сын Вэнса, покойная первая жена сына Вэнса и проживавший у Вэнса «как бы секретарь и помощник», Джереми. Так как Маша и мой сын тоже уже зашли в ресторан, наступил редкий момент. Джек положил мне руку на плечо, чтобы я провел его в ресторан (он тогда уже ничего не видел), пробормотал, что я гораздо выше, чем он ожидал, а потом спросил: «У вас, наверное, есть ко мне вопрос не для чужих ушей?»

В то время между мной и иллюстратором Вэнса возникла бурная ссора по поводу католической пропаганды, которую вел этот иллюстратор на сайтах и в журнале, посвященном Вэнсу и его книгам. По-видимому, Джек ожидал, что я спрошу что-нибудь по этому поводу, потому что его жена и сын благоволили католику-иллюстратору, а сам Вэнс относился ко всей этой истории весьма критически, и о религии в принципе отзывался пренебрежительно.

Я волновался в тот момент — возникла редкая возможность задать откровенный вопрос одному из немногих людей в этом мире, которых я на самом деле уважал. И я выпалил: «От чего, по-вашему, зависит успех: от таланта или от удачи?» Вэнс сделал такое лицо, будто этот вопрос удивил его своей наивностью; кроме того, он, наверное, ожидал чего-то другого. Но он сразу ответил, не задумываясь: «От удачи, конечно. Как может быть иначе? Смотрите, сколько вокруг бездарных богачей, и сколько талантливых людей погибли в нищете!»

После этого я осторожно провел Джека по мостику над журчащим ручьем в ресторан (Джек очень боялся упасть в ручей — он его услышал — и мне пришлось убеждать его в безопасности мостика). В полном ресторане было шумно, мы сели за длинный стол (всего собралось человек восемь), и к Вэнсу сразу стал приставать с расспросами о будущей концовке «Лурулу» один его поклонник-марксист (каких только поклонников у него не было!), так что у меня больше не было возможности завязать с ним откровенный разговор. Но за день до этого у нас был такой разговор, и о нем подробно рассказывается на моем сайте.

Вот и все.


философ

Ссылка на сообщение 8 августа 2017 г. 11:15  
AFeht Спасибо огромное за эту историю. Вэнса читаю всю жизнь, всегда было интересно — какой он в реале.
А Кугель мне нравится, мой любимый Вэнсовский герой. Мерзавец, да, но не хуже большинства окружающих. Хотя спиной я бы к нему не поворачивался:-)


магистр

Ссылка на сообщение 8 августа 2017 г. 11:45  
Помню еще, что, когда я пожаловался Вэнсу в ресторане на непосильные налоги, Джек успокоительно изрек: «Любое правительство подобно опухоли — однако, учитывая историю человечества и то, что делается в других странах, наша, американская опухоль еще не злокачественная». Тем не менее, он любил слушать передачи Раша Лимбо (не обязательно с ним соглашаясь), называл левацкие нравы в Сан-Франциско «вертепом порока» (den of iniquity) и жаловался, что «скоро высморкаться нельзя будет, не спрятавшись за деревом» — обвиняя в этом и левых, и правых.


активист

Ссылка на сообщение 14 августа 2017 г. 13:33  
Дочитал сейчас все четыре книги "Умирающей Земли". Впечатления весьма двойственные. Первая книга понравилась довольно-таки "сказочной" атмосферой. В дальнейших весьма порадовали все их логические парадоксы, необычные нравы и ситуации... Но ёлки, чем дальше я продирался сквозь двухтомник о Кугеле, тем унылее мне становилось, и глаза хотели кровоточить. Сухой стиль с некоторыми радующими пароксизмами яркости и сочности (в основном в описаниях дряхлого Солнца), круглом сплошные рояли из кустов, частенько рушащие впечатления от парадоксальных ситуаций, которые я выше хвалил ("Интересно, а как Кугель выкрутится из этой ситуации? А вот так — увидит рояль в кустах и выкрутится этим роялем!"), персонажи — как фоновые, так и главный герой — невозможно-тупые (я упорно убеждал себя: "Это так и надо, это фишка, это ирония над человеческой глупостью, а прозвище Кугель Хитроумный полно сарказма!" Но этих самоубеждений едва хватало — если уж я, не самый хитрый и довольно наивный человек быстро догадывался, в чём подвох, неужели у профессионального мошенника Кугеля не возникало хотя бы подозрений на уровне предположения? А глупость окружающих его людей — один из самых вопиющих роялей, сильно упрощающий все ситуации), а ещё — может, это хотя бы отчасти и вина переводчиков, но вряд ли полностью — почти все персонажи кроме, что короли, что грязные деревенщины, говорят либо однообразно-безлико с подчас неуместной интеллигентностью (на самом начале — на рассказе про глаза в прекрасный мир, я думал, что это специально для смеху — для контраста возвышенных речей с убогой обстановкой, но потом понял, что по ходу, Вэнс просто не мог по-другому; а в статье про Вэнса на Википедии написано, что и это фишка — "Шекспировская изысканность"), либо гнут какую-то стереотипно-карикатурную линию — мол, "Вот этот — напыщенный богемщик, а это — суровый капитан" (приятными исключениями были сам Кугель и некоторые прикольные ироничные маги вроде Юкоуну — вот их речи было приятно читать). Но чёрт возьми, всё-таки читать было интересно, ибо выдумки эти были интересны! Если у Вэнса во всех книгах такой "стиль", то он — пожалуй, как раз тот автор, которого стоит читать в кратком содержании — сутью всех этих выдумок ты насладишься, но при этом не будешь мучить себя продиранием сквозь эти дебри сухости и глупости.
На "Риальто Великолепном" я несколько вздохнул спокойнее. Во-первых, свежая струя после надоевшего Кугеля, во-вторых, я снова всё-таки увидел ту "Умирающую Землю", какую хотел перед прочтением и видел во время чтения первой книги — таинственную глубину веков с причудливой магией. Первый (о войне с ведьмами) и третий (о спасении мага-героя с края Вселенной) были весьма яркими. Второй (про охоту за кодексом магов) по идее тоже — как же могут не понравиться странствия по эонам времени, когда очертания гор и морей, не говоря уж о странах, меняется, и ты это учитываешь... Но этот второй, самый длинный рассказ, несколько пританывал во всё той же тягомотине, за которую я выше винил "Кугеля". Ну и опять же все рояли из кустов — на концовке третьего рассказа хотелось спросить "А чё, так можно было?" А ведь вроде Вэнс считается изобретателем техники магии, которая позволяет авторам описывать магов так, чтобы обойтись без вопросов "Что он может и что не может" и нелогичностей "А почему он не сделал так, и почему он, со своими способностями, именно в таком положении". Но эту технику сам Вэнс, похоже, применил только в рассказе о Туржане и главе похождений Кугеля, где он попал к крысолюдям...
Хотя к идее трибьюта "Песни Умирающей Земли" я относился с некоторым подозрением, теперь всё-таки думаю, что рассказы будут не хуже как минимум арифметически-среднего от впечатлений от основных книг. Х)
Впрочем, ладно, продирание через текстовые дебри осталось позади, в памяти остались только самые сочные впечатления, так что я в целом доволен прочитанным.
Страницы: 123...6061626364...107108109    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Джек Вэнс. Обсуждение творчества.»

 
  Новое сообщение по теме «Джек Вэнс. Обсуждение творчества.»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх