Аркадий и Борис Стругацкие ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества»

Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества

 автор  сообщение


авторитет

Ссылка на сообщение 12 июля 2018 г. 10:49  

цитата amlobin

А в освоении других планет они разбирались хорошо? Или, скажем, в медиевистике?

Освоение других планет — предмет авторского произвола, так как ситуация на других планетах нам в точности неизвестна :)

цитата amlobin

А еще они изнутри знали научную тусовку.

Именно! Поэтому роман "За миллиард лет до конца света" и получился таким же интересным, как ХС

цитата amlobin

Ну отчего же — лицеисты получилось вполне на уровне, да и квартирка Демиурга очень жизненно выглядит. особенно ближе к концу.
Что касается А. Носова, так это вечная беда положительных персонажей.

Что Носов, что лицеисты — это не люди, а функции. Нет никакого зрительного образа. Сравнимого с персонажами ранних повестей. Те же Быков, Юрковский, Крутиков, Ойра-Ойра, Горбовский, Вечеровский — вполне себе положительные персонажи, и образы у них яркие, запоминающиеся.
Дело вовсе не положительности/отрицательности. А том, что до определенного времени в произведениях Стругацких мы видели людей. А начиная с ОЗ — видим картонки с именами.

цитата amlobin

Придираетесь. Хиппи как-то выкручивались. Россия велика, а СССР был еще больше — было где перезимовать, фловеры — они ведь кочевые были.

Одно дело выкручиваться в Калифорнии или Флориде, откуда пошло движение хиппи — и совсем другое в резко континентальном климате СССР.
–––
И вот нашлись те, кто их пожалели. Сняли засовы, открыли двери.
Их встретили песни и детский смех. Звери вошли и убили всех.


миродержец

Ссылка на сообщение 12 июля 2018 г. 11:03  

цитата Shalalak

Освоение других планет — предмет авторского произвола, так как ситуация на других планетах нам в точности неизвестна :)

То есть, о субкультурах могут писать только хиппи? Как-то сомнительно. АБС изобразили внешнее отношение к Флоре, что их жизненный опыт вполне позволял. А их позиция примерно та же, что у Жилина в ХВВ. Все в рамках авторской компетенции.

цитата Shalalak

Именно! Поэтому роман "За миллиард лет до конца света" и получился таким же интересным, как ХС

ОЗ порлучился не менее интересным. Не я один так думаю. Хотя бы потому, что в Миллиарде представлена ситуация гипотетическая, как, например, в ВГВ.

цитата Shalalak

Что Носов, что лицеисты — это не люди, а функции

Гораздо менее функции, чем дети в Гадких лебедях. Я читал ОЗ, будучи ровесников И. К. Мытарина и мне все было убедительно.

цитата Shalalak

Нет никакого зрительного образа. Сравнимого с персонажами ранних повестей.

Ну так это и не ранняя повесть. Покорение научных вершин на иных планетах АБС описывали изнутри, они тогда сами былы частью поколения покорителей, а вот начиная с ГЛ они уже пишут с позиции старшего поколения.
И какие такие внешние образы нужны, чтобы изобразить Педагога в провинциальном лицее и его учеников? Я бы сказал, что им наоборот удалось изобразить реального Учителя (включая красотку Риву).

цитата Shalalak

А том, что до определенного времени в произведениях Стругацких мы видели людей. А начиная с ОЗ — видим картонки с именами.

Боюсь, что здесь ключевые слово МЫ, которое вы неправомерно расширяете на всех читателей. На мой взгляд, персонажи ОЗ в большинстве случаев вполне себе жизненные и взяты из реальности, правда окарикатуренные герои, типа Парасюхина, вышли более яркими, как оно и бывает в литературе.

цитата Shalalak

Одно дело выкручиваться в Калифорнии или Флориде, откуда пошло движение хиппи — и совсем другое в резко континентальном климате СССР.

Хиппи были и в СССР (лично знал пяток вполне олдовых экземпляров). Ездили зимовать в Крым, у нас не весь климат такой уж резко континентальный. Описанное стойбище Флоры процветало летом в Оренбургской области, это не Сочи, но и не Мурманск.
–––
Я не добрый. У меня просто зла на всех не хватает.


магистр

Ссылка на сообщение 12 июля 2018 г. 11:14  
Чисто на мой взгляд, ОЗ — попытка авторов вписаться в Перестройку, или хотя хоть как-то обозначить себя в ней. Время показало, — не вписались, остались в старой советской эпохе. Которую всегда критиковали, но при этом были ее неотъемлемой частью.
И опять же лично для меня, ОЗ интересен именно в этом плане.
Наконец то пришло желанное освобождение от "совка". Но вместе с этим освобождением вдруг обнаружилось, что писать стало не о чем. Наконец-то напечатанная "Хромая судьба" будет уже никому не нужна. Отсюда все эти хиппи, библейские темы и прочее. Роман-агония.
–––
Народу не нужны нездоровые сенсации.
Народу нужны здоровые сенсации. (с)


миродержец

Ссылка на сообщение 12 июля 2018 г. 11:25  

цитата avsergeev71

Чисто на мой взгляд, ОЗ — попытка авторов вписаться в Перестройку, или хотя хоть как-то обозначить себя в ней.

АБС всегда были в тренде, но в политической конъюнктурности вроде бы не замечены. И зачем им было ВПИСЫВАТЬСЯ, когда у них уже публиковался ГО? Уж кто-кто а АБС в 1988 от недостатка внимания не страдали и ОБОЗНАЧАТЬСЯ им было незачем.
ОЗ, на мой взгляд, дальнейшее развитие их идей, поиск средств улучшения человеческого рода, просто в этот раз они сделали ставку ТОЛЬКО на Педагогику. А заодно рассмотрели альтернативные варианты с неедяками (привет Жилину)

цитата avsergeev71

Роман-агония.

Тогда уж и Хромая судьба тоже. Мечтали о звездах, а пришли на балкон с воробьями :-(((
–––
Я не добрый. У меня просто зла на всех не хватает.


магистр

Ссылка на сообщение 12 июля 2018 г. 11:30  

цитата amlobin

АБС всегда были в тренде, но в политической конъюнктурности вроде бы не замечены. И зачем им было ВПИСЫВАТЬСЯ, когда у них уже публиковался ГО? Уж кто-кто а АБС в 1988 от недостатка внимания не страдали и ОБОЗНАЧАТЬСЯ им было незачем.

Отвечу словами самих АБС:

цитата

Но уже в 1987-м журнал «Даугава» рискнул напечатать «Лебедей» (пусть даже и под ублюдочным названием «Время дождя»), и ничего ужасного из этого не проистекло – небеса не обрушились, и никакие карающие молнии не ударили в святотатцев: времена переменились наконец, и ранее запрещенное сделалось разрешенным. И – о смех богов! – сделавшись разрешенным, запрещенное сразу же стало всем безразлично. Так что и появление в 1989 году полного текста «Хромой судьбы» в великолепном издании ленинградского отделения «Советского писателя» не произвело ни шума, ни сенсации, и вообще вряд ли даже было замечено читающей публикой. Новые времена внезапно наступили, и новый читатель возник – образовался почти мгновенно, словно выпал в кристаллы перенасыщенный раствор, – и возникла потребность в новой литературе, литературе свободы и пренебрежения, которая должна была прийти на смену литературе-из-под-глыб, да так и не пришла, пожалуй, даже и по сей день.

Вот эту то потребность в "новой литературе" и пытались авторы реализовать в ОЗ.
–––
Народу не нужны нездоровые сенсации.
Народу нужны здоровые сенсации. (с)


магистр

Ссылка на сообщение 12 июля 2018 г. 11:30  

цитата amlobin

Тогда уж и Хромая судьба тоже. Мечтали о звездах, а пришли на балкон с воробьями

В какой-то степени — да.
–––
Народу не нужны нездоровые сенсации.
Народу нужны здоровые сенсации. (с)


миротворец

Ссылка на сообщение 12 июля 2018 г. 12:02  

цитата avsergeev71

Вот эту то потребность в "новой литературе" и пытались авторы реализовать в ОЗ.

цитата

неуместная мизинтерпретация великого образца!

ОЗ — самое, по моему мнению, честное исследование набиравшего в конце восьмидесятых и входившего в силу т.н. православия вообще и христианства в частности. Это вещь, которая успешно формирует мировоззрение.
–––
Стой, кто живёт! Здесь жить запрещено. Это вас касается, и это не смешно.
Тема не в тексте, но в голове у читателя.


миродержец

Ссылка на сообщение 12 июля 2018 г. 12:10  

цитата avsergeev71

Вот эту то потребность в "новой литературе" и пытались авторы реализовать в ОЗ.

Пытались, кто бы спорил. Новые времена — новые темы, грех было не написать что-нибудь новенькое. Но это не совсем то же самое, что

цитата avsergeev71

вписаться в Перестройку, или хотя хоть как-то обозначить себя в ней

Они ИМХО не стремились не к шуму, ни к сенсации.

цитата avsergeev71

В какой-то степени — да.

А мы будем различать художественную и идеологическую эволюции? И в каком смысле тогда понимать агонию ОЗ и ХС?

цитата bbg

ОЗ — самое, по моему мнению, честное исследование набиравшего в конце восьмидесятых и входившего в силу т.н. православия вообще и христианства в частности. Это вещь, которая успешно формирует мировоззрение.
:beer:
И добавлю — художественно вполне состоявшееся. Можно критиковать их интерпретацию Евангелия и Корана, но считать героев ОЗ КАРТОННЫМИ я бы не стал.
–––
Я не добрый. У меня просто зла на всех не хватает.


магистр

Ссылка на сообщение 12 июля 2018 г. 12:18  

цитата amlobin

А мы будем различать художественную и идеологическую эволюции?

Что-то не понял, об чем вы. Я вроде бы про идеологию вообще ничего не писал.
–––
Народу не нужны нездоровые сенсации.
Народу нужны здоровые сенсации. (с)


магистр

Ссылка на сообщение 12 июля 2018 г. 12:18  
Shalalak

цитата Shalalak

Вы думаете, что данное произведение Борхеса было настольной книгой каждого октябренка, пионера, или любого другого строителя Коммунизма?

Не каждого.
Но много ли октябрят, пионеров и пр. строителей Коммунизма в 1965 году знало — кто такой

цитата

з-зверюга-адвокат
— но Стругацкие его в книгу вставили.
Не говоря уж про Повесть о принце Гэндзи в 1962 о ней знали всего двое — сам Аркадий и Анчаров. И никто не знал ещё 31 год —

цитата

На русский язык произведение переведено в 1993 году
Википедия -
но читать Стажеров это не мешало.
–––
"Это я" М. Щербаков;
"Я - это я" Л. Сергеев; "Ну, чего там спрашивать: нравится - не нравится!" А. Мирзаян


магистр

Ссылка на сообщение 12 июля 2018 г. 12:22  

цитата bbg

честное исследование набиравшего в конце восьмидесятых и входившего в силу т.н. православия вообще и христианства в частности

Вообще то христианству вообще и православию в частности на тот момент 2 тысячи лет исполнялось. 8-) Соответственно и исследований о нем было на тот момент предостаточно, в том числе и в художественной литературе. Достаточно вспомнить русских классиков.
Поэтому, при всем уважении к АБС, как-то обогатить в этом плане литературу они точно не могли. Даже фантастическую. Разве что лично для себя что-то новое открыли, что вполне объяснимо для советских писателей, которые в большинстве своем были атеистами.
–––
Народу не нужны нездоровые сенсации.
Народу нужны здоровые сенсации. (с)


миродержец

Ссылка на сообщение 12 июля 2018 г. 12:25  

цитата avsergeev71

Что-то не понял, об чем вы. Я вроде бы про идеологию вообще ничего не писал.

Я писал про идеологию, когда причислил ХС к числу романов-агоний. Вы согласились.

цитата avsergeev71

В какой-то степени — да.

Вот я и уточняю — в какой степени да?
–––
Я не добрый. У меня просто зла на всех не хватает.


миродержец

Ссылка на сообщение 12 июля 2018 г. 12:28  

цитата avsergeev71

Поэтому, при всем уважении к АБС, как-то обогатить в этом плане литературу они точно не могли. Даже фантастическую.

И кто в тот момент (1988 г.) эти произведения знал? За исключением Великого инквизитора Достоевского? И потом, Священная история для АБС — это материал, а не объект исследования. Писали они все-таки о Демиурге и Носове.

цитата avsergeev71

для советских писателей, которые в большинстве своем были атеистами.

Так и читатели тоже. Тема была новая, даже Айтматов отметился.
–––
Я не добрый. У меня просто зла на всех не хватает.


философ

Ссылка на сообщение 12 июля 2018 г. 12:31  
Мне ОЗ нравятся!
–––
Чтение-Сила


авторитет

Ссылка на сообщение 12 июля 2018 г. 12:34  

цитата amlobin

    Нет никакого зрительного образа. Сравнимого с персонажами ранних повестей.

Ну так это и не ранняя повесть. Покорение научных вершин на иных планетах АБС описывали изнутри, они тогда сами былы частью поколения покорителей, а вот начиная с ГЛ они уже пишут с позиции старшего поколения.
И какие такие внешние образы нужны, чтобы изобразить Педагога в провинциальном лицее и его учеников? Я бы сказал, что им наоборот удалось изобразить реального Учителя (включая красотку Риву).


Как раз нет. Им (возможно) удалось изобразить функцию учителя, но не учителя как живого человека.
В результате получилось не изображение человека, его чувств и мировоззрения, которым можно сопереживать и с которым соглашаться/не соглашаться — а поучения и декларирование. В таком вот стиле:

Дети вот эта картонка — учитель Г.А.Носов. Запомните, он хороший. Он правда занимается самосудом и демонстративно кладет болт на законы и традиции общества, в котором живет. Но у него наверняка много хороших черт которых мы не собираемся описывать, так что просто запомните что Г.А.Носов — хороший. Слушайтесь и уважайте Г.А.Носова.
А вот эта картонка — Парасюхин. Это плохой человек, мы ему даже специальную фамилию такую придумали, чтобы было посмешнее. Потому что смешное — оно не страшное. Все что он говорит — плохо, все его проблемы высосаны им из пальца, потому что он плохой. Не будьте таким как Парасюхин!
Вот эта картонка — Демиург. Он время от времени ставит опыты на людях, но это сверхсущность, которая "право имеет".

Ну и так далее.
–––
И вот нашлись те, кто их пожалели. Сняли засовы, открыли двери.
Их встретили песни и детский смех. Звери вошли и убили всех.


магистр

Ссылка на сообщение 12 июля 2018 г. 12:35  

цитата amlobin

Я писал про идеологию, когда причислил ХС к числу романов-агоний. Вы согласились.

Вы там что-то про балкон с воробьями писали. 8-) Видимо я вас неправильно понял, прошу извинить. 8:-0

цитата amlobin

Вот я и уточняю — в какой степени да?

Уточняю, что я имел в виду. В лице Феликса Сорокина показана фигура далеко не положительная, при всей его общей симпатичности для читателя. Феликс — персонаж, отживающий свой век, прекративший всякую борьбу, пытающийся идти в ногу со временем, но терпящий при этом постоянное фиаско. Сами АБС подчеркивали это:

цитата

Нам хотелось написать человека талантливого, но безнадежно задавленного жизненными обстоятельствами, его основательно и навсегда взял за глотку "век-волкодав", и он на все согласен, почти со всем уже смирился... Феликс Сорокин представлялся нам этаким "героем нашего времени", и, может быть, он и был таковым в каком-то смысле, но вот время – прямо у нас на глазах! – переменилось, а вместе с ним и многие-многие наши представления, и героями стали совсем другие люди, а наш Феликс Сорокин, как тип, как герой, канул в небытие – во всяком случае, мне очень хочется на это надеяться.

При этом нет никаких сомнений, что Феликса они рисовали прежде всего с самих себя. Поэтому в какой-то степени ХС можно назвать романом-агонией. Хотя написан он блестяще. Одна из наиболее любимых мною вещей у АБС!
–––
Народу не нужны нездоровые сенсации.
Народу нужны здоровые сенсации. (с)


магистр

Ссылка на сообщение 12 июля 2018 г. 12:36  

цитата amlobin

И кто в тот момент (1988 г.) эти произведения знал?

Ну уж не надо за всех то. 8:-0
Кто интересовался, тот знал. И для них попытки АБС на этой стезе выглядели, мягко говоря, неуклюже.
–––
Народу не нужны нездоровые сенсации.
Народу нужны здоровые сенсации. (с)


миротворец

Ссылка на сообщение 12 июля 2018 г. 12:37  

цитата avsergeev71

Вообще то христианству вообще и православию в частности на тот момент 2 тысячи лет исполнялось.

Понимаете ли, Стругацких я читал — и перечитываю.
А богословов любых времён не читал — и не собираюсь.
Так что для меня это именно честное исследование. На основании которого я сделал выводы, которые изменили моё представление о т.н. православии вообще и христианстве в частности.
–––
Стой, кто живёт! Здесь жить запрещено. Это вас касается, и это не смешно.
Тема не в тексте, но в голове у читателя.


магистр

Ссылка на сообщение 12 июля 2018 г. 12:40  

цитата bbg

Понимаете ли, Стругацких я читал — и перечитываю.
А богословов любых времён не читал — и не собираюсь.

Никто не оспаривает ваше право что-либо читать и перечитывать.
Просто поймите простую вещь: если вы начнете дискутировать с биологами на серьезные темы только лишь на основании прочтения книг Брэма, то будете выглядеть в их глазах, мягко говоря, странно.

цитата bbg

Так что для меня это именно честное исследование. На основании которого я сделал выводы, которые изменили моё представление о т.н. православии вообще и христианстве в частности.

Ну, у кого-то на основании книг господина Фоменко изменилось представление об истории. Всякое бывает. ;-)
–––
Народу не нужны нездоровые сенсации.
Народу нужны здоровые сенсации. (с)


авторитет

Ссылка на сообщение 12 июля 2018 г. 12:41  
Из учеников же боле-менее живым вышел лишь Аскольдик. И то из-за последнего поступка, когда он не поехал с Носовым демонстративно спасать Флору. И то при этом было написано так, будто он струсил. Хотя, возможно, он просто не считал нужным спасать глубоко антипатичную ему структуру. Флора, кстати, была глубоко противна практически всем лицеистам. А вот пойти против манипулирования Носова — "Ученики, мужики, за мной!" смог только он.
–––
И вот нашлись те, кто их пожалели. Сняли засовы, открыли двери.
Их встретили песни и детский смех. Звери вошли и убили всех.

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества»

 
  Новое сообщение по теме «Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх