Дотолкиновское фэнтези но ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «"Дотолкиновское" фэнтези (но не Де Камп и Берроуз!)»

"Дотолкиновское" фэнтези (но не Де Камп и Берроуз!)

 автор  сообщение


миродержец

Ссылка на сообщение 19 марта 2009 г. 02:12  
Эта тема отличается от темы "Истоки фэнтези". Я считаю, что "дотолкиновское" фэнтези пишут и сейчас. Это творческий метод (ИМХО), а не просто "то, что было издано до 1954г." Здесь хотелось бы обсудить творчество Дансейни, Миррлиз, Мервина Пика, Чарльза Уильямса, Дж.Б.Кейбелла, Кларка Эштона Смита (а если есть желание — также У.Морриса и Дж.Макдональда).
Ну и всех современных авторов, пользующихся этим методом: Дж.Стоддарда, С.Кокейна. ИМХО: "Балумнийская трилогия" Блэйлока тоже такая;-)... "дотолкиновская". Может, есть кто-то ещё, кого я не знаю.
О, вот: Эрику Рюкеру Эддисону в теме самое место, но его почти никто не читал:-(((, и я тоже — только отрывки.

Краули, Кашнер и Бигль тоже подойдут, отдельных тем у них, кажется, нет.

UPD. Забыла Мэйчена и Блэквуда. Хотя они — скорее мистика-готика, чем фэнтези.
Широкая такая тема получается;-).
–––
я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно


миротворец

Ссылка на сообщение 2 июня 2017 г. 07:22  
ganhlery
Спасибо на добром слове, но до рецензии отзыв мой ещё не дорос, разумеется ;-)
В любом случае — читать было ОЧЕНЬ интересно. Если книга когда-нибудь выйдет в печатном виде, клятвенно обещаю развёрнутую, полноценную рецензию с полемикой на главную ФантЛаба, с целью привлечения внимания общественности к данной теме :-)))
P.S. Про "Иди легко" помню, но тупо нет времени сесть, прочитать и написать о впечатлениях :-(((


активист

Ссылка на сообщение 2 июня 2017 г. 10:09  

цитата be_nt_all

Такие считающиеся первыми примерами НФ произведения,  как Франкенштейн или Джекил и Хайд
Франкенштейн — да, это, вроде, одна из первых книг про последствия научных открытий (если не первая). А вот Джекил и Хайд — уже вряд ли: до них уже разошлись Жюль Верн, и прочие всякие книги про изобретения и учёных, в том числе дешёвые бульварные книжки. По сравнению со всем этим история Джекила и Хайда ну почти никак не научная, это просто притча, где поводом к сюжету служит открытие учёного — там даже не про опасность изобретения, а про человеческую душу, "научно-фантастичность" там едва ли не только в одном предложении, где Хайд посмеивается над коллегой Джекила — учёным.


миродержец

Ссылка на сообщение 2 июня 2017 г. 11:20  
Фрол Данилов Ну с Джекилом и Хайдом история особая. Двойник (как вариант —оборотень) — это фигура архетипическая, для [пост]готики достаточно характерная, но Стивенсон, оставаясь в традиции, использовал как материал статьи о клиническом раздвоении личности, что в общем уже исследовано и доказано и, наверняка какие-то сведения о наркотической зависимости. Ну да, ещё он до того прочитал Преступление и наказание, которое произвело на него очень сильное впечатление и в результате получилось то, что получилось. Но помимо того что это притча, в научном плане она весьма достоверна и опирается на актуальные проблемы для медицинской науки конца позапрошлого века. Наркотиков, вызывающих глубокую диссоциацию личности вроде нет, но это вполне научная фантастика. Стивенсон, конечно, не такой пионер жанра как Шелли, но очень уж шикарный пример рационализации мистико-готических традиций.
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


активист

Ссылка на сообщение 2 июня 2017 г. 11:36  
А, так вот в чём дело. Ну тогда да.


миродержец

Ссылка на сообщение 2 июня 2017 г. 11:41  
А вообще с фэнтези и фантастикой интересное кино получается. Готический роман был типичной «жанровой литературой», но то, что сделали из него писатели романтизма — уже мейнстрим. Современное фэнтези в том числе опирается на внежанровую дотолкиновскую традицию, прямое продолжение романтизма, современная научная фантастика прошла через новую волну, которая относится к фантастике «золотого века» как романтизм к готике, но SF&F всё ещё считается «жанровой» литературой. При том что в мейнстриме уже давно не реализм а т. н. постреализм, и отличить жанровых авторов вроде Дивова и Марии Галиной от внежанровых, таких как А. Иванов, Пелевин или, к примеру, Славникова (уж молчу о Петрушевской) чисто по книгам, не зная кто как себя позиционирует, часто проблематично.

PS. Хотя между готикой и романтизмом зазор минимальный, Гофман был всего на десять лет моложе Радклиф. Другое дело, что и прсле неё готику писали, да и сейчас, наверное, пишут — хотя я о том, что после Дю Морье не в курсе.
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


магистр

Ссылка на сообщение 2 июня 2017 г. 12:03  

цитата be_nt_all

и отличить жанровых авторов вроде Дивова и Марии Галиной
Галина уже как бы и не совсем "жанровый" автор. Из фантгетто она, в общем, выбралась. Как та же Славникова или Старобинец.


философ

Ссылка на сообщение 2 июня 2017 г. 12:06  

цитата be_nt_all

и отличить жанровых авторов вроде Дивова и Марии Галиной от внежанровых, таких как А. Иванов, Пелевин или, к примеру, Славникова (уж молчу о Петрушевской) чисто по книгам, не зная кто как себя позиционирует, часто проблематично.
и вывод?;-)

цитата arcanum

Из фантгетто она, в общем, выбралась.
Нет ну что за снобизм с этим "гетто"? Знаете книги из "гетто" читают поболее чем из "мейнстрима"... Зависть да?
–––
Чтение-Сила


миродержец

Ссылка на сообщение 2 июня 2017 г. 12:09  
arcanum А она в нём особенно и не была. То есть за пределами гетто её давно признали. Но в отличие от Пелевина и Иванова (но ему то хоть есть на что обижаться) она от фантастики никогда не открещивалась.
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


миродержец

Ссылка на сообщение 2 июня 2017 г. 12:15  
просточитатель ну тиражами мерятся — дело последнее, всегда найдётся Донцова/Маринина, чтоб почти всех побороть. Феномен гетто наверно лучше не тут обсуждать, просто к слову пришлось раз подняои вопрос мейнстримнгсти дотолкинрвского фэнтези и жанровости готики.

Upd. Как по мне вывод в том что литература бывает хорошая и плохая а не фантастическая и нефантастическая. Чистого реализма и в век реализма было меньше, чем принято считать (что наш фантлаб доказывает) а сейчас его ещё поискать надо. И да, если даже взять такой попсовый сегодня поджанр как альтистория России то у «нефантаста» Арабова есть замечательное Столкновение с бабочкой. Правда без попаданца, они тоже в боллитре встречаются, но пока в сочетании с альтисторией не видел — или одно, или другое.
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


философ

Ссылка на сообщение 2 июня 2017 г. 12:21  

цитата be_nt_all

ну тиражами мерятся — дело последнее, всегда найдётся Донцова/Маринина, чтоб почти всех побороть.
Тут я согласен. главное хорошая ли книга. просто действительно. Выглядит это. Типа у вас высокие тиражи? Но вы макулатура не стоящая бумаги на которой вас напечатали. Можно другое слово использовать? Массовая фантастика например?
–––
Чтение-Сила


миродержец

Ссылка на сообщение 2 июня 2017 г. 12:30  
просточитатель А где граница массовой фантастики? Моё мнение см. в дописке к прошлому посту, вот только рынку и большинству литературоведов и критиков привычней жить с начерченными границами гетто. Да и многим читателям, кажись, тоже.
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


активист

Ссылка на сообщение 2 июня 2017 г. 12:42  
Раз уж затронули "жанровость готики"... А что насчёт ещё более старых предтеч фэнтези — сказок в духе Шарля Перро и "1001 ночи" — XVIII века? Кто разбирается?


философ

Ссылка на сообщение 2 июня 2017 г. 12:49  

цитата Фрол Данилов

сказок в духе Шарля Перро и "1001 ночи" — XVIII века? Кто разбирается?
Сказка. Это сказка и есть. от фэнтези сказка отличается отсутствием объяснений и странной логикой.. вот кот в сапогах? Что за кот? откуда кот? почему он говорит? почему его воспринимают спокойно? Непонятно. Но и неважно. Для сказки.
–––
Чтение-Сила


активист

Ссылка на сообщение 2 июня 2017 г. 12:56  
Я про жанровость этого направления спрашиваю. С рыцарскими романами, что были раньше, и готическими, что были позже — ясно. А вот у этого где место было? Это, вроде, был основной вид волшебной литературы того времени, поэтому в каком-то смысле занимали ту нишу, что ранее была у рыцарских романов, позже — у готических, ещё позже — у фэнтези. Или я ошибаюсь?
(Кроме них ещё были всяческие утопии и сатиры типа "Гулливера", но это не то, как что-то типа фэнтези это воспринимается уже только ретроспективно, я думаю.)


философ

Ссылка на сообщение 2 июня 2017 г. 13:00  

цитата Фрол Данилов

Это, вроде, был основной вид волшебной литературы того времени,
Гм. Интересный вопрос. кстати интересно в 18 веке во Франции сказок было очень много. писали их в основном женщины. можно сказать аналог любовного романа. Гм как сейчас прям. Потом сошло на нет ,а те сказки забылись...
–––
Чтение-Сила


активист

Ссылка на сообщение 13 августа 2017 г. 14:50  
Так, продолжая тему с 13 страницы — что в дотолкинском фэнтези местом действия неоднократно были вымышленные провинции Франции. Эту тему можно развить.

Вот у Джека Вэнса в цикле "Лионесс" — вымышленный остров к западу от Франции и к югу от Англии и Ирландии. Поскольку, вроде как, это с мотивами из Артурианы, этот остров стоит считать скорее "вымышленной Британией", чем "вымышленной Францией". Продолжая — также вымышленные британские острова были у Кэтрин Куртц в цикле о Дерини. А что ещё такого было? Может, так можно в принципе заполнить всю карту Европы? Х) У Дансени, вроде, было что-то про Испанию (но не знаю, были ли там вымышленные регионы).


философ

Ссылка на сообщение 13 августа 2017 г. 15:34  

цитата Фрол Данилов

Может, так можно в принципе заполнить всю карту Европы?
Если привлечь Хаецкую," Голодного грека".
Но это не дотолкиновское.


миродержец

Ссылка на сообщение 13 августа 2017 г. 22:18  
Фрол Данилов , спросите в теме "Что бы почитать", там когда-то целые списки составляли с фантастическими местностями.
У Наоми Митчисон, о которой я упоминал на 10й стр. этой темы, есть страна Мароб в Северном Причерноморье. И Ольвия в Х веке. Фантастика%-\
–––
White Noise / Black Silence


миротворец

Ссылка на сообщение 15 декабря 2017 г. 15:50  
Господа любители предмета обсуждения! Накопилось у меня несколько вопросов... 8:-0

Вопрос 1. Может ли кто-то сказать что-то внятное про такое произведение, как "Кувшин золота" Джеймса Стивенса? Биографическая справка о Стивенсе — интригует. Но насколько я понимаю, роман существует только в сетевом переводе того самого господина Печкина? Или всё-таки выходило печатное издание?

Вопрос 2. Плавно вытекающий из первого ;-) Неужели творчество Стивенса на русском языке до сих пор представлено только этим самым "Кувшином золота" и загадочной книгой Пять королевств Ирландии, которая даже на Алибе не всплывает? Может, есть какие-то публикации в журналах, или хотя бы электронные переводы?

Вопрос 3. Может кто-то хотя бы немногословно охарактеризовать, на что похоже (пусть отдалённо) творчество Алана Гарнера ("Луна в канун Гомрата", "Совы на тарелках", "Элидор" и т.д.).? Постоянно натыкаюсь на упоминания о нём в различных статьях и интервью западных авторов, но у нас он как-будто бы не известен вообще. Хотя издавался ведь в девяностые годы, причём довольно массовыми тиражами.


магистр

Ссылка на сообщение 15 декабря 2017 г. 16:11  
Seidhe , по третьему пункту еще в школьные годы читал "Элидор" — историю про четверых детей, открывших параллельный мир, который также имеет свойство проникать в наш. Присутствуют 4 артефакта Грааля, присутствуют Темная башня в ином мире, зовущая к себе, и Роланд как один из главных героев. Атмосфера мрачнее, чем обычно в такого рода подростковых книгах, и большая часть действия происходит в нашем мире. С чем сравнить даже не знаю, но читалось тогда с интересом...
Переиздали бы — я бы взял.
–––
The spice must flow
Страницы: 123...1213141516...515253    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «"Дотолкиновское" фэнтези (но не Де Камп и Берроуз!)»

 
  Новое сообщение по теме «"Дотолкиновское" фэнтези (но не Де Камп и Берроуз!)»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх