Иван Антонович Ефремов ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества»

Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества

 автор  сообщение


магистр

Ссылка на сообщение 11 ноября 2021 г. 09:15  

цитата Ученик Дьявола

Думаю, что использовать "Час Быка" — "роман-предупреждение", по выражению самого Ефремова, — для создания фильма преимущественно приключенческого характера, не обремененного глубокими мыслями и призванного прежде всего развлекать зрителя, будет сродни забиванию гвоздей микроскопом...


Так сняли же, именно в таком ключе и "по мотивам". Что, правда, нигде не было заявлено, но влияние "Часа Быка" просматривается отчетливо. Посмотрите ГДР-овский фильм "В пыли звезд".


философ

Ссылка на сообщение 11 ноября 2021 г. 21:17  

цитата Ученик Дьявола

Думаю, что использовать "Час Быка" — "роман-предупреждение", по выражению самого Ефремова, — для создания фильма преимущественно приключенческого характера, не обремененного глубокими мыслями и призванного прежде всего развлекать зрителя, будет сродни забиванию гвоздей микроскопом..
Сам Ефремов ничего не имел против приключенческого https://fantlab.ru/work227449
Что касается обременений мыслями — полагаю, что трансляция идеологии ЧБ, всех этих сексуальных техник, стрел Аримана и проч. в буквальном ключе, как написано, может быть воспринята не как причуда старого ученого, пытавшегося совместить марксизм, йогинь и западных алармистов. А ему только-только памятный знак поставили...


философ

Ссылка на сообщение 11 ноября 2021 г. 23:46  
Ефремовское общество выглядит как вполне укладывающееся в рамки актуальной повесточки. Женщины в почёте, все расово смешанные, сексуальная свобода.
–––
Думать — это не развлечение, а обязанность © АБС


философ

Ссылка на сообщение 11 ноября 2021 г. 23:47  

цитата tick

сексуальная свобода.
Точно ли?
–––
Чтение-Сила


магистр

Ссылка на сообщение 12 ноября 2021 г. 10:37  
Скорее эротомания и культ тела, особенно женского:).
–––
Через тернии к звёздам


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 12 ноября 2021 г. 12:42  

цитата 240580


Скорее эротомания и культ тела, особенно женского:).

Зато как эстетично описано! :-) Я вот читал "Туманность Андромеды" и этими людьми будущего восхищался — идеальное сочетание ума и телесной красоты, особенно женской. Если и эротомания, то изящная.
–––
Я и есть мир. Но мир — это не я.


миротворец

Ссылка на сообщение 12 ноября 2021 г. 13:00  

цитата Rebecca Rabbit

Я когда-то занималась архивом какой-то геолого-разведочной конторы.
Некоторые отчеты об экспедициях, особенно довоенные, читались не хуже рассказов Ефремова…

Оно и понятно: сам Ефремов таких отчетов и написал, и прочитал великое множество, наверняка использовал кое-что из них в своем творчестве, а хвалу их авторам воздал в "Лезвии бритвы" — есть там большое отвлеченное повествование о довоенных геологах (кажется, приуроченное к эпизоду, когда Мстислав Ивернев просматривает отцовские путевые дневники).
–––
Et kiilaspäine ahv kõngeks koos oma jõuguga


магистр

Ссылка на сообщение 12 ноября 2021 г. 13:04  
Но... если прочитать несколько произведений и в каждом вот это всё — немного того... Перебор с эротизмом.
Хотя, с другой стороны, может быть это нам, людям Эры Разобщенного Мира, описанное Ефремовым кажется таковым. Нам не всегда удается подняться над реалиями своего времени и постичь холодную красоту ума-морали и естественность полуобнаженной эстетики гармоничного тела людей будущего. А Для мира ТА и ЧБ, даже для некоторых эпизодов из Лезвия бритвы эротизм — норма.
–––
Через тернии к звёздам


философ

Ссылка на сообщение 12 ноября 2021 г. 13:23  

цитата 240580

Но... если прочитать несколько произведений и в каждом вот это всё — немного того... Перебор с эротизмом.
да... *смотрит на томик Фармера* гм...
–––
Чтение-Сила


философ

Ссылка на сообщение 12 ноября 2021 г. 14:38  
Ретрофутуризм или техномодерн?
Я вижу, что есть проблема с тем, как в экранизациях устаревшей НФ классики следует показывать технику и науку, которая была описана лет 50-100 назад на том уровне актуальности, но сейчас перестала ему соответствовать.
О чем конкретно речь?
Например, у Ефремова есть несколько пассажей в ТА про "наследственные карты". Их упоминает Дар Ветер, а также в сцене после ранения Рен Боза его врач выдаёт мини-лекцию "случайному любопытному" астроному, и читатель узнаёт, что изучение предков, их наследственности и условий жизни, необходимо для точного лечения.
Но внимательный читатель ещё не успел забыть, что тремя главами ранее ему рассказали, что

цитата

У Дар Ветра тоже прежде была длинная родословная, теперь уже ненужная. Изучение предков заменено прямым анализом строения наследственного механизма, анализом, ещё более важным теперь, при долгой жизни.

Карту привозит Эвда Наль, и, честно говоря, я сейчас просмотрел текст с особым вниманием, и мне не стало ясно, какого рода наследственную карту она составляла в спешке, так что появилась "утомленная и бледная". Это могла быть карта старого образца, на основании истории жизни предков Рен Боза, или же новая, по технологии, как бы мы сейчас сказали, анализа ДНК.
Впрочем, не это важно. Насколько я понимаю, для Ефремова было важно показать, что медицина в его утопии продолжает развиваться, и что есть прорывные горизонты, есть к чему стремиться, есть чего улучшать.

Иными словами, есть художественная задача, и есть методы её реализации. Проблема однако в том, что научная магия в 1956г превратилась в повседневную обыденность в 2021г. Когда зритель увидит дословно перенесённую фактологию из романа, он может воскликнуть в изумлении: — Как?! Через три тысячи лет у них нет интернета и баз данных? Почему анализ ДНК для них вообще что-то новое и необычное?

Если создатели экранизации пожелают достичь точности текста, это заставит их погрузиться в пучины ретрофутуризма. Зрителю придётся объяснять (художественными средствами кино), почему вдруг привычная ему техномагия (бластеры, силовые поля и наноботы) не работают тут.

Вот например, создатели экранизации "Основания" Азимова решили, что не нужно отвлекать зрителя неуместными вопросами (тем более, что к сериалу и так вопросов дофига), и реалии НФ 50х у них заменены на НФ 21 века. У Императора есть личное силовое поле, наноботы, а также на кораблях есть навигационный ИИ, и есть даже технология оцифровки сознания. Всего этого не было в романе Азимова. Например, личное силовое поле было разработкой Академии через 300 лет после падения Империи. А навигация в романе вообще осуществлялась по видимым звёздам на глазок, и голографическое устройство ориентирования, изобретённое в Академии, давало им значительное преимущество в скорости межзвездных путешествий.
(Возможно, поэтому и сюжет экранизации настолько вольный.)

Так вот, обновив технический парк для развлечения зрителя, мы попадаем в ловушку научно-фантастической сингулярности. На сегодняшний день, в НФ романах успели изобрести и описать почти все мыслимые и немыслимые технологии. Нет уже такой возможности удивлять технологическим чудесами, каковой пользовались писатели "золотой эры". И как тогда прикажете передавать то ощущение "прикосновения к чуду", которое лежит в основе многих классических НФ произведений? Заменив "наследственную карту" на моментальный анализ ДНК по капле крови Рен Боза прямо на месте аварии, чем мы поразим воображение зрителя? Как показать ему, что медицине в этом мире ещё есть куда развиваться? Ни клонирование, ни наноботы зрителя уже не удивят. А без удивления нет и нужного восторга.

В результате, опция ретрофутуризма, хоть и выглядит сюжетно более сложной, представляется идейно более оправданной. Но найдутся ли достаточно смелые продюсеры, чтобы осознать это?

P.S. Есть ещё и такой момент, что по сюжету очень необходимо, чтобы жизнь Рен Боза висела на волоске. Если сделать его выживание не чудом, а обыденностью (ну, вкололи порцию наноботов и хопа! он через час бегает здоровенький), то это обесценивает все страдания Мвена Маса и вообще всю идейную подоплёку, выраженную в разговоре его и Эвды Наль о том, что жить долго, но без риска для здоровья — это не то, что выбирают земляне Эры Кольца. Они рискуют собой ради науки, и сознательно идут на жертву, зная о последствиях.

P.P.S. Думаю, что, с нынешними тенденциями охранительства и безопасности, точная экранизация с авторским посылом вообще невозможна. Мвена Маса сделают учёным-маньяком, Рен Боза представят безответственным дурачком. Заседание Совета будет выглядеть как судилище. Ещё и убитых горем родственников погибших покажут.
–––
Думать — это не развлечение, а обязанность © АБС


философ

Ссылка на сообщение 12 ноября 2021 г. 14:51  

цитата tick

Как?! Через три тысячи лет у них нет интернета и баз данных? Почему анализ ДНК для них вообще что-то новое и необычное?
Ну там в тексте есть абзац который я понял что мобильную связь запретили как вредную:-) А интернет там есть хоть и не такой

цитата tick

а. У Императора есть личное силовое поле, наноботы, а также на кораблях есть навигационный ИИ, и есть даже технология оцифровки сознания.
Что прямо запрещено сеттингом книги. прочем.. Впрочем сериал Основание хороший только не имеет отношения к книге вот и все:-)
–––
Чтение-Сила


философ

Ссылка на сообщение 12 ноября 2021 г. 19:33  

цитата tick

личное силовое поле было разработкой Академии через 300 лет после падения Империи
Фигурирует в финале второй книги.

цитата tick

Как?! Через три тысячи лет у них нет интернета и баз данных?
Собственно, показать, что возможна жизнь, здоровая и достойная уважения, но без личного авто, особняка, смартфона и т.п. — было бы полностью в русле замысла Ефремова. Мир соцсетей — жесткое нарушение.

цитата tick

Почему анализ ДНК для них вообще что-то новое и необычное?
"Анализ ДНК" очень любят применять мошенники от медицины и, как раз на этой почве, можно было бы красиво показать отличие ТА от реала — хочешь разобраться со своей родословной? Нет никаких фирм, которые хотят твоего бабла. И общество эгалитаристов не волнует педигри. Убедишь девушку ночь провести над расшифровкой доступными средствами — будет. Нет — нет.

цитата tick

И как тогда прикажете передавать то ощущение "прикосновения к чуду
Да, это вопрос. Но от ТА что-то ничего подобного не ощутил. Просто визит в иномир.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 12 ноября 2021 г. 21:00  

цитата tick

Вот например, создатели экранизации "Основания" Азимова решили, что не нужно отвлекать зрителя неуместными вопросами (тем более, что к сериалу и так вопросов дофига), и реалии НФ 50х у них заменены на НФ 21 века.


Попробуйте разыскать и посмотреть фантастические фильмы Кристофера Мима — Пещерные женщины на Марсе (2008), The Giant Spider (2013). Он снимает в наши дни, но фильмы смотрятся как будто их сделали в 1950 году. Стилизация выдержана абсолютно во всех мелочах, и смотрится всё это шикарно. Так что правильный честный ретрофутуризм — рулит. Не нужно в древние тексты вставлять современный айфон.
О, кстати, есть и отечественный пример — "Первые на Луне" Федорченко, 2005 год — а смотрится как будто в 1935 делали.


магистр

Ссылка на сообщение 12 ноября 2021 г. 22:31  

цитата tick

опция ретрофутуризма, хоть и выглядит сюжетно более сложной, представляется идейно более оправданной

цитата С.Соболев

правильный честный ретрофутуризм — рулит. Не нужно в древние тексты вставлять современный айфон

Тут надо определиться — нужен фильм, который будет актуален сегодня (завтра?), или мы ищем идеальную реконструкцию. Если первое — детали надо подтягивать к уровню современных достижений и представлений, если нам интересны ролевые игры и стилизация — тогда второе.
–––
Через тернии к звёздам


философ

Ссылка на сообщение 12 ноября 2021 г. 22:57  

цитата 240580

Если первое — детали надо подтягивать к уровню современных достижений
не всегда. Потому что такое дело.. Часто на ретро тезнологии держится сюжет если мы его "осовремениваем" то.. Получается белиберда. Потому что возникнут вопросы типа такого почему герой не позвонил начальнику по сотовому хотя они тут есть? а потому что в книге не было сотовых!!!!
–––
Чтение-Сила


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 12 ноября 2021 г. 23:17  

цитата 240580

Тут надо определиться — нужен фильм, который будет актуален сегодня (завтра?), или мы ищем идеальную реконструкцию. Если первое — детали надо подтягивать к уровню современных достижений и представлений, если нам интересны ролевые игры и стилизация — тогда второе.


Классику экранизируют строго исторично, да с консультантами, и с аутентичным реквизитом — и актуальности такие ленты не теряют.


миротворец

Ссылка на сообщение 13 ноября 2021 г. 02:08  
Строго говоря, Туманность и продолжения это пост.ап., по нашим меркам. Поэтому претензии что у них нету айфонов и интернетов настолько мимо...
Вот нет и всё, скажите спасибо что хоть планета более-менее пригодная для обитания осталась.


цитата


   — Когда на Земле распространился мистицизм? — спросила Эвиза.
   — В синем цикле семнадцатого круга. Историки для тех времен
пользуются периодизацией, принятой в хрониках монастыря Бан Тоголо в
Каракоруме. Уединившиеся там летописцы беспристрастно регистрировали
мировые события ЭРМ, пользуясь двухполосной системой сопоставления
противоречивых радиосообщений. Удаленность буддийского монастыря -
причина, почему там сохранились летописи, — в те времена множество
исторических документов в других странах погибло. В Бан Тоголо уцелела
самая полная хронология, и мы пользуемся ее календарем.
   — Великое сражение Запада и Востока, или битва Мары, было тоже в
семнадцатом круге? — спросила Чеди.
   — В год красной, или огненной, курицы семнадцатого круга, -
подтвердила Фай Родис, — и продолжалось до года красного тигра.
   — Забавная хронология! — сказала Эвиза. — Звучит архаически
нелепо.
   — Она не так уж нелепа, как кажется на первый взгляд. Каждый круг
соответствует средней продолжительности человеческой жизни и потому
воспринимается не только разумом, но и чувствами.
   — А в Бан Тоголо сохранились летописи более раннего периода? -
спросила Эвиза.
   — Они уходят далеко в глубь времен, за Эру Смешения Формаций.
   — В Темные Века? Тогда они приходятся между пятым и тринадцатым
кругами. ЭРМ началась в пятнадцатом, — произвела быстрый расчет Чеди.
   — А кончилась в черном цикле семнадцатого круга, — добавила
Родис.
   — Не пора ли прекратить изыскания, в каком бы круге мы ни
находились? — предложила Эвиза. — Мы замучили Фай.
   — В год синей лошади пятьдесят первого круга, — рассмеялась
Родис. — Пойдемте ко мне. Мы много размышляли в последнее время. И
даже забываем потанцевать...
–––
Patrick: "Is humanity an instrument?"
Gendo: "Yes Patrick. Yes it is."


магистр

Ссылка на сообщение 13 ноября 2021 г. 12:34  
просточитатель, С.Соболев, вы призываете режиссёра и всех постановщиков быть простыми визуализаторами канонического текста и тем самым отказываете им в праве на творческий взгляд, на своё видение. Людям творческих профессий, в частности, актёрам, художникам и др., установка "от сюда до сюда", "только вперёд и ни шагу назад" вряд ли будет приемлемой.
–––
Через тернии к звёздам


магистр

Ссылка на сообщение 13 ноября 2021 г. 12:46  
К тому же. Сомневаюсь, что большинство ушедших фантастов хотели бы, чтобы из их произведений делали памятники своему времени, а точнее видению будущего в далеком или близком прошлом. Всё-таки для писателя важнее идея, а не форма. Не вижу ничего плохого в трансформации формы. Если мы всё время хотим сохранить форму, то рано или поздно конечный продукт будет всё более и более чуждым для нас, современников. Ну, это как снимать чёрно-белые немые фильмы сейчас. Много ли будет зрителей и почитателей такого кино нынче?
Ретрофутуризм — это конечно прикольно, но попахивает субкультурщиной, "искусством не для всех", отрывом от сегодня.
–––
Через тернии к звёздам


миротворец

Ссылка на сообщение 13 ноября 2021 г. 12:52  
Для полноценной реализации "творческого подхода" применительно к произведениям Ефремова необходимо, чтобы и сценарист, и режиссер, и прочие причастные к созданию фильма люди были фигурами как минимум того же самого масштаба, охвата и направления мысли и уровня эрудиции. Только в этом случае идеи, заложенные Ефремовым в его книги, могут быть гармонично дополнены и развиты. Но где они, эти самые фигуры? А займется экранизацией "Туманности Андромеды" кто-нибудь еще — и, глядишь, Эрг Ноор будет летать на розовом звездолете, переделанном из ракеты "Союз", а Рен Боз во время опыта станет плескаться в ванне и грызть веточку, потому что больно.
–––
Et kiilaspäine ahv kõngeks koos oma jõuguga
Страницы: 123...393394395396397...424425426    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества»

 
  Новое сообщение по теме «Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх