Иван Антонович Ефремов ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества»

Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества

 автор  сообщение


авторитет

Ссылка на сообщение 17 ноября 2021 г. 13:10  

цитата просточитатель

будуущее Ефремова далеко в будущем как бы не относится ко впрременам самой книги оно далеко. кстати реально так как оно далеко то не означает что оно неосушествившиеся

Не совсем понял Ваше сообщение %-\, но уточню — будущее, действительно, еще не осуществившееся, а я написал, как бы уже не осуществившееся, потому, что, опять же — оглянитесь вокруг... (хотя, что это я — "не осуществившееся — может быть, действительно, пройдут "Темные века", и где-то в далеком будущем... Спасибо, Вы один из немногих оптимистов, еще не потерявших надежду на "светлое будущее"...)

цитата просточитатель

ТБ это постап да...

цитата просточитатель

Очень многие забывают что ТА это постап да...

Не могли бы Вы уточнить, какое из Ваших "упоминаний", ТБ (надо понимать, что Вы подразумеваете ЧБ?) или ТА верно?
Почему Вы считаете, что ТБ (?) или ТА можно отнести к "постапу", и почему это так важно, что "Очень многие забывают что ТА это именно постап"?


философ

Ссылка на сообщение 17 ноября 2021 г. 13:28  

цитата nightowl

или ТА верно?
ТА конечно:-)

цитата nightowl

что, опять же — оглянитесь вокруг... (хотя, что это я — "не осуществившееся — может быть, действительно, пройдут "Темные века", и где-то в далеком будущем... Спасибо, Вы один из немногих оптимистов, еще не потерявших надежду на "светлое будущее"...)
Вот именно. По самому тайм лайну... Впереди вполне может быть хорошее будущее. Если оно вообще физически возможно но тут куда не поворачивай историю....
–––
Чтение-Сила


философ

Ссылка на сообщение 17 ноября 2021 г. 13:33  

цитата nightowl

ТА можно отнести к "постапу", и почему это так важно, что "Очень многие забывают что ТА это именно постап"?
именно потому что люди смотряит что вокруг и говорят вот не сбылось история пошла не так.. Но в романе.. В романе все так. и чуть ли не хуже дальше.. Но об этом мало кто помнит
–––
Чтение-Сила


авторитет

Ссылка на сообщение 17 ноября 2021 г. 13:48  

цитата просточитатель

   итата nightowl
  ТА можно отнести к "постапу", и почему это так важно, что "Очень многие забывают что ТА это именно постап"?

именно потому что люди смотряит что вокруг и говорят вот не сбылось история пошла не так.. Но в романе.. В романе все так. и чуть ли не хуже дальше.. Но об этом мало кто помнит

просточитатель ТА — это постап? %-\ ??? !!!
Помнится, что там единственный эпизод, подходящий под признаки "постапа — это гибель Зирды...
А может все-таки стОит следовать "определяющим" признакам "Постапа", например, отсюда? (https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/11...)


миротворец

Ссылка на сообщение 17 ноября 2021 г. 14:09  

цитата nightowl

ТА — это постап?
Формально — безусловно. Просто после последней мировой войны на почти полное уничтожение человечества прошло много времени.
–––
по дороге разочарований снова очарованный пойду...


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 17 ноября 2021 г. 16:05  

цитата Папаша Паша

после последней мировой войны на почти полное уничтожение человечества прошло много времени
Вот не уверен, что войны, помянутые автором как финал ЭРМ, довели шарик именно до апа. Наоборот, там сказано "Открытие к тому времени первых видов атомной энергии и упорство защитников старого мира едва не привело к крупнейшей катастрофе все человечество — но именно "едва не", т.е. ядерной войны по предыстории ТА не случилось.


миродержец

Ссылка на сообщение 17 ноября 2021 г. 16:24  

цитата Kail Itorr

Вот не уверен, что войны, помянутые автором как финал ЭРМ, довели шарик именно до апа.

цитата "Час Быка"

– В синем цикле семнадцатого круга. Историки для тех времен пользуются периодизацией, принятой в хрониках монастыря Бан Тоголо в Каракоруме. Уединившиеся там летописцы беспристрастно регистрировали мировые события ЭРМ, пользуясь двухполосной системой сопоставления противоречивых радиосообщений. Удаленность буддийского монастыря – причина, почему там сохранились летописи, – в те времена множество исторических документов в других странах погибло. В Бан Тоголо уцелела самая полная хронология, и мы пользуемся ее календарем.

– Великое сражение Запада и Востока, или битва Мары, было тоже в семнадцатом круге? – спросила Чеди.

– В год красной, или огненной, курицы семнадцатого круга, – подтвердила Фай Родис, – и продолжалось до года красного тигра.


авторитет

Ссылка на сообщение 17 ноября 2021 г. 18:17  

цитата Папаша Паша

Формально — безусловно

Вопрос хоть и не по теме, но все же. подскажите мне, с каких это пор одно только упоминание в тексте о произошедшей когда-то войне (глобальной катастрофе) позволяет "Формально — безусловно" отнести это произведение к "постапу" (и в ТА и ЧБ о прошедших войнах только только встомннают, как о событиях давно прошедших дней)?
Где вы видите там

цитата

изображение катастрофы как таковой — с изображением ее непосредственных последствий и ее влияния на жизнь выживших

(цитирую, как пример, по https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/11...)
И если в БЧ еще можно увидеть картины

цитата

несущий настроение пустынности, одиночества и ужаса в образах постаревшей и покинутой техники или зданий

(там же)
Так они никак не связаны с упоминаемой вами:

цитата Консул

цитата "Час Быка"
– В синем цикле семнадцатого круга. Историки для тех времен пользуются периодизацией, принятой в хрониках монастыря Бан Тоголо в Каракоруме. Уединившиеся там летописцы беспристрастно регистрировали мировые события ЭРМ, пользуясь двухполосной системой сопоставления противоречивых радиосообщений. Удаленность буддийского монастыря – причина, почему там сохранились летописи, – в те времена множество исторических документов в других странах погибло. В Бан Тоголо уцелела самая полная хронология, и мы пользуемся ее календарем.

– Великое сражение Запада и Востока, или битва Мары, было тоже в семнадцатом круге? – спросила Чеди.

войной, произошедшей задолго до описываемых событий, и даже не на Тормансе, а на Земле?
Ведь так практически любое произведение, в котором только вскользь упоминается какая-либо глобальная катастрофа (война, эпидемия, пр.) можно "опустить" до уровня постапа... %-\


миродержец

Ссылка на сообщение 17 ноября 2021 г. 21:04  
nightowl, суть в том, что общество "Туманности" имеет в анамнезе пережитую страшную войну, почти уничтожившую человечество. И есть гипотеза, что именно это обстоятельство повлияло на формирование этого общества.


магистр

Ссылка на сообщение 17 ноября 2021 г. 21:41  
nightowl, я, в свою очередь, благодарю Вас за Ваш вчерашний отзыв (23:27). К сожалению, не имел возможности ответить на него сразу.
Рад, что с Вашей помощью тональность общения постепенно трансформировалась. Очевидно, от "экономических дуэлей" уже все устали, да и в творчестве Ивана Антоновича есть много других, не менее интересных аспектов.
Вы затронули интересную тему. Очевидно, в конкретизации субъективных претензий к ЛБ всё-таки есть смысл.
Вот Вы пишете о возрасте прочтения. Возможно он и влияет на восприятие. Не думаю, впрочем, что решающим образом. Если память не изменяет, я ЛБ прочитал в символические 33. В то время я вынашивал идею статьи о соотношении в человеке биологического и социального, связи разных формаций с этими двумя началами. Потому после прочтения был неприятно поражён, что биологическое в романе явно превалирует над социальным.
Бесспорно, достоинства у романа есть. Это, как минимум, концепции меры и красоты, с железобетонными аргументами которых трудно не согласиться.
Но что же не устроило в Лезвии Бритвы?
  1. Авторский идеал «Красоты Ненаглядной» в романе противоречит введенному им же принципу лезвия бритвы. Красота в понимании Ефремова – это биологическая целесообразность. Женский эрос — явление естественное и рациональное, подчиненное репродуктивной функции. Красивая женщина всегда настоящая, физически здоровая. В воспевании эроса автор иногда теряет меру, которой так дорожит — его героиня — бывшая порноактриса. Оды телесности сочетаются с умалчиванием внутреннего развития человека, прежде всего женщины. Да простят меня лаборанты за возможную грубость в описании, но за видом пышногрудой крутобёдрой самки, готовой к спариванию и производству многочисленного здорового потомства не особо просматривается красота внутреннего мира. Характерно, что все главные герои «Лезвия бритвы» так или иначе причастны именно к телесности — врачи, художники, скульпторы, танцовщицы. Под конец романа оды телесности начинают уже серьезно утомлять (раздражать).
  2. Герои романа не выглядят обычными представителями 1960-х, как этого можно было бы ожидать. Иван Гирин более похож на Дара Ветра из «Туманности Андромеды», перенесенного в реалии оттепели. Он не похож на тривиального советского врача-хирурга. Он и философ, обладающий гипнозом, и, фактически, йог-гуру. Диалоги подобных персонажей, посвященные, в основном, каким-то мировоззренческим и отстранённым вещам, не похожи на реальные разговоры людей, даже из интеллигентской среды того времени. В то же время повседневной бытовой коммуникации герои практически не ведут.
  3. Еще одной особенностью произведения есть авторское противопоставление культур Востока и Запада. В романе постоянно встречается антизападная риторика, сформирована оригинальная концепция борьбы западного прагматично-рационального, с мужским началом, мира против матриархального Востока. Именно коллективный Запад виновен перед всем человечеством из-за своего смертного греха — порождение фашизма, которого он никогда не искупит.
  4. Да, Запад породил фашизм, но он породил и гуманизм, великих художников Возрождения, он породил Гегеля и Маркса. А появление фашизма — закономерность в эволюции капиталистической цивилизации, которая и была наиболее развита именно на Западе. Запад дал миру технологическое развитие, без которого немыслим современный прогресс. Но всё это, конечно, за скобками романа.
  5. Апогеем концепции является глава «Тени изуверов», где сокрушительной критике подвергается европейское средневековье. Автор обвиняет христианский Запад, а при этом и еврейский монотеизм, в том, что те душили женскую чувственность всеми способами. Когда индусы творили Камасутру, вырезали из камня довольно откровенные фигуры пышногрудых обнаженных женщин, то религиозные фанатики Европы окутывали женщину в бесформенную рвань и провозглашали ее чуть ли не слугой сатаны. Когда в Индии женщина являлась символом Праматери, то в Европе она – соблазнительница Адама.
  6. Характеризуя «Молот ведьм», Ефремов отмечает, что ведьмы не были злыми колдунами, а только «знали», знали больше других. Вообще, считаю, что мистицизм и эзотерика — это отход назад, а не путь вперёд. У Бердника эта сторона была выражена намного рельефнее, хотя была она и у Ефремова. Писатели, кстати были знакомы и переписывались, Бердник даже переводил Ефремова на украинский.
  7. В романе высказывается мнение, что еще во времена высокого средневековья на Западе распространился идеал женщины-дистрофика. Именно такой типаж был очень распространен в «наглухо закрытых» средневековых городах-крепостях, где всегда была угроза голода. На этом фоне ефремовская Индия выглядит идиллически: смуглые красавицы и мужчины-философы – сильные телом и благородные душой люди. Лишь несколько раз упомянуты кучи мусора на нескончаемых городских дебрях индийских городов.
  8. В этой связи непонятно, а почему нет таких наездов на православный и исламский восток? Там было лучше положение средневековой женщины?
  9. Россия, по мнению Ефремова, хотя и имеет европейскую культуру, но все же оптимальнее Европы, имеет собственный исторический и культурный путь. Продолжая свою традицию восхваления Индии и античного Средиземноморья, автор предполагает, что русская философия и даже балет очень близки к индийским практикам и танцам. Короче, начальный этап мифологизации России. Вишенкой на торте для меня было упоминание Сумской области как пограничной русской земли. Очевидно, понимания в этом вопросе я тут вряд ли найду, но мне, как украинцу такой пассаж читать было неприятно.

Даже не знаю, что я ожидал от книги, о которой слышал давно и сочинил себе некий её идеализированный образ. Наверное, какой-то красоты человеческих отношений, людей будущего в настоящем, каких-то авторских новаций... Но вышло так, что после прочтения этой книги у меня прекратилась ефремовомания. Открыл для себя, что Ефремов — не идол, а на Солнце тоже бывают пятна. Впрочем, сказанное не значит, что сейчас я отношусь к Ефремову без должного уважения.
–––
Через тернии к звёздам


миротворец

Ссылка на сообщение 17 ноября 2021 г. 21:48  

цитата 240580

В этой связи непонятно, а почему нет таких наездов на православный и исламский восток? Там было лучше положение средневековой женщины?

Насчет средневековой не знаю, а в "Афанеор — дочь Ахархеллена" есть упоминания о современном подневольном положении арабских женщин.
–––
Et kiilaspäine ahv kõngeks koos oma jõuguga


философ

Ссылка на сообщение 17 ноября 2021 г. 21:55  
Ещё что-то по данному вопросу можно найти в "Таис Афинская".
–––
Где здесь пропасть для свободных людей?


миродержец

Ссылка на сообщение 17 ноября 2021 г. 22:28  
А я считаю "Лезвие бритвы" лучшей вещью Ефремова. В ней он реализовался наиболее полно как мыслитель и как философ. Да и в художественном отношении она намного сильнее произведений о далёком будущем.
–––
a million bright ambassadors of morning


авторитет

Ссылка на сообщение 18 ноября 2021 г. 01:35  
Консул Само утверждение, что:

цитата Консул

общество "Туманности" имеет в анамнезе пережитую страшную войну, почти уничтожившую человечество.

не вызывает сомнения. Но только с одним уточнением — "почти". На это указывал в своем сообщении Kail Itorr, на это указываете и Вы сами в своем сообщении: "почти уничтожившую человечество"... Ефремов также многократно упоминает о многочисленных войнах в истории Земли и в ТА и в ЧБ, но о том, что эти войны носили характер глобальной катастрофы (апокалипсиса) с почти полным уничтожением существовавшей в то время цивилизации, вымиранием и деградацией населения (т. е. наличии признаков, присущих литературе "постапа") — об этом У Ефремова упоминаний нет, как в ТА, так и в приведенной Вами цитате из ЧБ.
Собственно, и речь-то выше шла только лишь об "обоснованности" причисления ТА к жанру (или как там, "поджанру"?) "постап".

цитата Консул

есть гипотеза, что именно это обстоятельство повлияло на формирование этого общества.

А вот об этом, если можно, поподробнее пожалуйста.
Казалось бы, естественно, что любая "масштабная" ("мировая" война, Великая Отечественная Война ) война оказывает несомненное влияние на формирование общества. Вопрос, вероятно, только в том, как связаны "масштабность" войны с "периодом ее влияния" на это самое "формирование общества".
С упоминаемой Вами "гипотезой" познакомиться ранее как-то не довелось, а возможности сейчас "перелопачивать" тексты Ефремова, к сожалению, нет.
Был бы очень благодарен, если бы Вы, хотя бы кратенько "озвучили": кто "автор" гипотезы (сам Ефремов или кто-то из "толкователей" его творчества), в какой работе эта гипотеза представлена (источник), и т.п.


авторитет

Ссылка на сообщение 18 ноября 2021 г. 01:51  
240580 С приведенными Вами аргументами (очень подробными и обоснованными) относительно "наполненности" ЛБ, конечно можно согласиться, можно не соглашаться, а можно только "частично"... Но не в этом, как мне кажется, суть.
Вы пишите:

цитата 240580

я ЛБ прочитал в символические 33. В то время я вынашивал идею статьи о соотношении в человеке биологического и социального, связи разных формаций с этими двумя началами. Потому после прочтения был неприятно поражён, что биологическое в романе явно превалирует над социальным

Именно это я и имел ввиду, когда писал о "возрасте прочтения", возрасте не "по годам", а в смысле — уровне, на котором в данный период времени "человек познает мир"...
Когда начинаешь читать книгу, естественно, от нее ожидаешь той "отдачи", до которой ты "созрел", к восприятию которой ты готов.
Вы пишите:

цитата

В то время я вынашивал идею статьи о соотношении в человеке биологического и социального, связи разных формаций с этими двумя началами
...
Даже не знаю, что я ожидал от книги, о которой слышал давно и сочинил себе некий её идеализированный образ

Вот и получили от ЛБ не только то, что "ожидали", но и то, что "вынашивали" в это время "в себе" (что-то в книге совпало с Вашими "идеями", что-то нет), а в итоге это выразилось в том, "что же не устроило в Лезвии Бритвы?"...
Понимаю, что пишу прописные истины. Просто захотелось "разложить по полочкам" и свое восприятие ЛБ (и раньше, и теперь). Sorry за невольное "словоблудие". :beer:


миродержец

Ссылка на сообщение 18 ноября 2021 г. 09:35  

цитата nightowl

в какой работе эта гипотеза представлена (источник), и т.п.
На форум я опирался, всего лишь: https://fantlab.ru/forum/forum14page1/top...


авторитет

Ссылка на сообщение 18 ноября 2021 г. 10:59  

цитата Консул

На форум я опирался, всего лишь

Консул   Это?:

цитата vasilisk

ИМХО ситуация там несколько сложнее. Была высокоразвитая космическая цивилизация, состоявшая из разных групп, в том числе антагонистичных. Просуществовала она недолго о закончила тотальной войной. После чего немногочисленная группа выживших начала восстанавливать мир на началах агни-йоги... ну, что сохранилось, то и положили в фундамент. А может, просто какая-то община в каком-нибудь горном ашраме выжила и больше никто. Восстановление происходит очень медленно, прогресс заторможен, до прежних высот еще не добрались, зато нашли обходной путь...

"Творчество" фантлабовцев? Но... это ведь не Ефремов!
Версия, конечно, "занятная" (и, естественно, "имеющая право быть", как и многие другие "гипотезы" в теме... :-)), но, на мой взгляд, ведущая "в никуда", какая-то "оторванная" от идей самого Ефремова о "закономерностях" развития общества (продолжать не буду, чтобы опять не "скатиться" к обсуждению "в стиле ОИ").
Консул Благодарю за уточнение и "наводку". :beer:


философ

Ссылка на сообщение 18 ноября 2021 г. 11:10  

цитата nightowl

Творчество" фантлабовцев? Но... это ведь не Ефремов!
Однако у Ефремова катастрофа была. и такая которую мир.. Не знал. Конечно люди выжили но иначе никакого пост и не бывает... а без апа.. Вряд ли можно заставитьт отдавать детей в интерннаты например...
–––
Чтение-Сила


авторитет

Ссылка на сообщение 18 ноября 2021 г. 11:52  

цитата просточитатель

Однако у Ефремова катастрофа была

Да была, была, кто же с Вами спорит... (экий Вы "упорный", вроде бы уже "прояснили" вопрос... Извините :beer:). Но это еще не повод — причислять Ефремова к постапу.

цитата просточитатель

а без апа.. Вряд ли можно заставитьт отдавать детей в интерннаты например...

А Вы говорите, "без ОИ"... А ведь обучение детей в интернатах — это не только у Ефремова. Обсуждение "интернатов" уже было и в теме Стругацких (и других темах...). Или Вы нашли у Ефремова что-то новое по этому вопросу? :-)
А обсуждать вопрос "в общем" это и есть это самое "ОИ" 8:-0


философ

Ссылка на сообщение 18 ноября 2021 г. 12:27  

цитата nightowl

Обсуждение "интернатов" уже было и в теме Стругацких
Не Ефремов придумал да.. но у Стругацких интернаты чтоб было как говорится. Во первых не могли прийти к такому в БЛАГОПОЛУЧНОМ обществе во вторых замени интернаты на семью ничего и не поменяется.. а вот у Ефремова это краеугольный камень.
–––
Чтение-Сила
Страницы: 123...399400401402403...424425426    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества»

 
  Новое сообщение по теме «Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх