Новый женский роман как жанр ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Новый женский роман как жанр фантастики»

Новый женский роман как жанр фантастики

 автор  сообщение


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 26 мая 2010 г. 05:43  
ЖЕНСКИЙ РОМАН high edition,
или о синем чулочке замолвите слово

Возможно, в фантастике нащупывается новый жанр. А еще возможнее, что я все пропустила, и о нем уже не писал только ленивый.
Итак, Новый Женский Роман — что это?

Напомним правила настоящего женского романа: Героиня должна быть симпатична читательнице и быть немножко лучше ее именно в тех областях, которыми читательница мечтает гордиться. Герой должен иметь черты, привлекательные именно для данной группы читательниц и немножкий недостаток, чтобы у читательниц не совсем слиплось. Соперница должна быть сильнее по мнению всех, но ее задача — проиграть. Декорации должны быть.

Последняя фраза — ответ на вопрос "а что эта тема делает на фантлабе?"
Декорации классического женского романа — простенькое фэнтези, псевдоисторический роман, реже — простенький детектив. Для уважающих себя, элементарно (за прожитые годы) более начитанных читательниц и декорации строятся поосновательнее — уж если спейс опера, то с картой п-в тоннелей, если фэнтези — то мир с серьезными философскими замутками. Но, скажем честно — потенциал боллитры по части декоративности в подметки не годится фантастике. Новый женский роман поселился здесь, хотим мы того или нет.

итак: Классический женский роман — Девственница, красавица, умница, отличница, спортсменка укрощает дурно воспитанного альфа-самца. Богатая злая тетка удаляется с позором.

Что может дать этот роман современной покупательнице книг — отягощенной семейством даме от тридцати?
Легкую ностальгию и чувство превосходства над автором. Но не волшебство, не слезы в подушку, не феерические сны на плече у мужа, не фэн, короче.

Новый женский роман ответил на запрос.

1.Его героиня — не красотка. Не лишена привлекательности совсем уж, но... "Корделия придирчиво осмотрела себя в зеркале... Подбородок тяжеловат..." "Дженни давным-давно примирилась с мыслью, что некрасива..."
2.Она не молода. Ведьма Мёрзлого Водопада имеет от лорда Аверсина двоих детей, один из которых — почти подросток. А Иста Шалионская так и вообще — БАБУШКА. Нет-нет, она терпеть не может вязать в кресле-качалке. Просто ее дочь уже родила ребенка.
3. Она умна. Это не заявляется вслух, это подается делами — почему? Потому что ум нельзя декларировать. Фактически, она ОЧЕНЬ УМНА. Даже, зачастую, она мудрее и догадливее всех окружающих. Но об этом тоже вслух не нужно.

4. ОН. Ах, этот Он! Нет, он не стал простопринцем или простокрасавчиком, что вы. ОН по прежнему немножко социопат. Но его внешность и экстерьер как-то вышли из значимой зоны. "Среднего роста, не очень-то располагающий к себе, лохматый и небритый, в вечной своей старой кожаной куртке и волчьем камзоле"... Нет, ОН скорее спортивный, чем квашня, (иное не приличествует капитану... нет, бывшему адмиралу барраярской армии...) но может быть и ятжело больным и заморенным."Мужчина, спящий или мертвый, очень бледный и неподвижный. Он высок, его длинное тело одето в балахон из неокрашенного льна, собравшийся складками на груди и перехваченный льняным поясом на талии. В левой части груди пятно темно-алой крови, просочившейся сквозь одежду..." И да, возможно, он носит очки. А то и вовсе притворяется смуглой женщиной в сумке которой живет лис.
Его главная особенность (как главная особенность Героя в классическом женском романе — сильные грудные мышцы и низкий голос) — это его несокрушимая надежность. Он упорен, как скала, он верен(прежде всего — себе, а потому и ей), как скала, он способен вынести то, от чего скале пришел бы кирдык. Он справится.

Эротика? да-да, эротика, конечно тоже... где-нибудь за кадром. Новый женский роман нет смысла иллюстрировать обнимающейся парой. Их отношения по сути своей живописуются кульминационной сценой фильма "Мистер и миссис Смит". Не обязательно это будет выглядеть, столь прямолинейно, скорее всего Он и Она будут выполнять (морально — спина к спине) каждый свою часть работы — Он хранить регенство, Она — воспитывать импаратора; Он — отбиваться от одного убийцы, Она — отвлекать второго; Он — взорвет волшебный артефакт, пока Она и ее дракон будут мочить злодейку; наконец Он будет управлять школой магов, пока Она будет растить и пестовать одноглазого дракончика, притворяющегося девочкой.
Читательница, вытри слезы. Посмотри на него, сопящего в подушку, пока ты читаешь мои строки. Утром он уйдет делать свою часть великой войны за выживание вас. Ваша жизнь — такой же миф, как и жизнь Дженни Уэйнест — полно грязи, холода и мороки, и дракон дразнится откуда-то из-за горизонта.

Но вернемся к жанру.
Соперница. Ах, эта соперница! Она красива. Она ослепительно юна и красива. Нет, возможно, что это только магия — но у нее той магии навалом. Если ОН еще толком не проявился, и Она одинока — соперница, например леди Катиллара, замужем за самым привлекательным мужчиной в округе. Или ее, идиотку этакую, просто обожает наш непутевый сын и даже учит ее настоящему волшебству — простую американскую школьницу!. И она феерическая дура. ну, то есть, ум у нее может и есть. Но пользоваться она им толком не умеет. То из плазмотрона застрелится, то дракона вызовет себе же на голову. Так что наша героиня совершенно не виновата в той хрени, что валится сопернице на голову и плющит ее в нежный мясной фарш. Наша совесть, девочки, чиста. Никаких тебе подсидок, никаких сплетен. Нашей читательнице важно себя уважать. Поэтому соперница сдохнет громко, но фактически собственноручно.

Разумеется, кроме серьезного, положен и иронический поджанр, привет Вольхе и Лёну: хоть они и моложе душой ПРАВИЛЬНЫХ героев НЖР — они все те же — "я знала, что я умница, но что я красавица?... не знала.." и "я бы мог сделать это и сам, дорогая"


Что еще является необходимой составляющей нашего жанра? преодоленное искушение. Она не станет ни консультантом бетанского президента, ни белым драконом. Она остается с Ним по доброй воле. Ура, товарищи!


Вот и всё. В рассуждении использованы всего несколько образчиков жанра — кто хочет, предложите еще!
–––
Список лонгселлеров всех нас рассудит...


философ

Ссылка на сообщение 27 мая 2010 г. 05:51  
Ужас! Альфу она промокает от пота подолом, а высокочтимому и умному — бетта — долго выбирает салфетку?

В этом и есть вся новизна?

Или я не все понял?


авторитет

Ссылка на сообщение 27 мая 2010 г. 07:58  
Я тоже думала об этом. Женский фантастический роман неизбежно должен был родиться вслед за просто женским романом, унаследовав его основные признаки, но приобретя фантастические декорации. Женщины составляют большинство читающей публики и закономерно имеют право на "свои" варианты всех жанров: и детектива, и фантастики. Читательницы обычного фэнтези повзрослели, обзавелись семьями, сменили взгляды на жизнь, и героиня должна претерпеть те же изменения, чтобы остаться им близкой. Взрослые женщины перестали бояться фантастики как таковой и заняли в этой сфере свое место. Была героиня секретаршей, была шотландской графиней, отличаясь от секретарши в основном платьем, теперь ведьмой побудет. Читатель тот же — и героиня та же и с теми же проблемами и приоритетами. Ведь типичная героиня любовного романа давно уже не девочка, ей давно уже не 17 лет, как раньше, а где-то от 28 до 42-х! Просто теперь она пришла в фантастику. Давно ждали...
–––
Все писатели сумасшедшие. Но это не значит, что все сумасшедшие -- писатели. (с)


философ

Ссылка на сообщение 27 мая 2010 г. 09:00  
Завета , милая, и основательница темы Shean , я, наверное, зря ехидничал в посту выше... Все и сложнее и проще, увы.

Сложнее — потому что нужны новые какие-то слова, просто, чтобы об старых штуках говорилось чуть иначе — и тем, кстати, расширяли бы смысловые поля самих слов... И проще — потому что толки идут о самых что ни на есть древних обстоятельствах — кто, как, счасливо ли? И дети, конечно.

Женщины своими попытками, как они говорят — освобождения — многому в наших отношениях напортили. Да, они хотя читать про женщин, они также хотят голосовать, но уже не очень пробуют разобраться в войне торри и вигов, они хотят уважения, вот только не могут высказать за что же их уважением сдежует отметить, они хотят безбедности и продолжительности — и снова не понимают, что это обстоятельства не совсем подчиняются романным, выдуманным конструкциям. Они хотят, наконец, видеть мужа всегда трезвым, и не принимают в рассчет те напряжения, который этот их, женский муж пробует смыть своими посиделками в кабаке с друзьями... Женщины не учитывают две стороны явления, они считают — что бывает только одна явленность всех тех событий, которые они наблюдают.

Я очень люблю женщин. Я их — страстный и долговвременный уже — и увы — поклонник. Я знаю про женщин — многое.

И я призываю вас — фантастики — СПЕЦИАЛЬНО — для женщин — быть НЕ МОЖЕТ!


магистр

Ссылка на сообщение 27 мая 2010 г. 09:23  
Если:

1. Главный герой — женщина
2. Автор женщина
3. Часть сюжета (или даже весь сюжет) — любовный роман

я всё равно не буду считать это "женским романом".8-)

Для меня термин "женский роман" обозначает низкопробное чтиво для домохозяек-блондинок (в худших смыслах этих слов) состоящих из помеси лавстори и отчаянного феменизма.


философ

Ссылка на сообщение 27 мая 2010 г. 09:30  

цитата bacumur

И я призываю вас — фантастики — СПЕЦИАЛЬНО — для женщин — быть НЕ МОЖЕТ!

+1, то низкопробное чтиво что привели в первом посте фантастикой называться не может. Это обычный женский роман. Это как книги Донцовой и Конан Дойля, нечего и сравнивать.
И, простите, приведение в пример цикла "Волшебника Земноморья" тут явно не к месту, это не женский роман и основная его идея не про это. Обидно, если вы там только такое видели.

цитата Kurok

Для меня термин "женский роман" обозначает низкопробное чтиво для домохозяек-блондинок (в худших смыслах этих слов) состоящих из помеси лавстори и отчаянного феменизма.

:beer:
–––
"Два раза не жить, два раза не умирать" - венгерская поговорка


философ

Ссылка на сообщение 27 мая 2010 г. 09:33  
Нет, я наверное плохо объяснил. Еще раз.

Вот есть наука — этология, поведенческие реакции животных изучает. Есть место, там, допустим, крыски живут, разные — с хвостиком и с двумяя хвостиками, который на брюшке.... Есть семейства, самочки — защищают гнездо с отложенными розовыми еще крысятами... Все уже к этому привыкли, тем более — еду дают. И вдруг открывается такая не очень даже заметная щелка — норка, выход куда-то еще... И вот замечено — в эту норку всегда вылезает мужичок-крыс, потому что он — лучше подготовлен к выживанию в экстремале, и потому что он — менее ценный, и еще, он — лучше разведает обстоятельства. Женщина принесет только три сообщения — еда, места для размножения и краткий путь к ним... к местам, то бишь... Мужичек принесет еще вот что — враги, способы защиты или невозможность защиты от них... Женщины потому и плохо играют в шахматы — у них нет ощущения войны. А у мужчин — есть, и они — командуют. А вовсе не потому, что у них пенис выявлен анатомически...

Новая норка, новая дыра в стене — это и есть фантастика. Мужчины этими смыслами, конечно, сразу увлеклись. Женщины — пусть они хоть 17-летние, пусть хоть 40 с лишним — летние, они не способны включать в себе оценку опасности. У них задача — производить детей.

У мужчин задача — производить продукты жизни и производить смыслы... Потому что без смыслов — выжить невозможно... Остановите смыслы — и получится, как при коммунизме нашем, российском, когда все считалось уже сказано Лениным, и замок рухнул. А ведь какой замок был! Почти крепость, или может, был крепостью!!

Против этого спорить — мне кажется — мутрно и бесперспективно. Мужи — производят смыслы и действия, продукты удобной жизни, женщины отвечают за производство детей — все. Три производства есть у нас — вещи (вторая природа), люди и смыслы. Вам, женщинам — присуждена именно вторичность в создании полноценной нашей Вселенной, мы вас любим, иногда вы нас — тоже, и получаются красивые и здоровые дети. А вот смыслы... Вы этого не хотите, лишь дразните нас, что хотите этого.... Вам и не нужно, на самом-то деле.

Для вашей главной задачи этого — не нужно. Поэтому давайте оставим все смыслы — и фантастику.... Нам или сообща — нам. Но не специально — для...


философ

Ссылка на сообщение 27 мая 2010 г. 09:46  

цитата Kurok

Для меня термин "женский роман" обозначает низкопробное чтиво для домохозяек-блондинок (в худших смыслах этих слов) состоящих из помеси лавстори и отчаянного феменизма.

К сожалению, подобное появилось уже в фантастике, вернее в фэнтезийной обертке. И Громыко со своей ведьмой тут ни при чем. Есть такие представительницы как Мари Карен Монинг, например. Все атрибуты дешевых желтоватых романчикав присутствуют.
–––
— Второй поворот направо, а потом прямо, до самого утра.


авторитет

Ссылка на сообщение 27 мая 2010 г. 09:55  
Товарищи мужчины, в данном случае вы, кажется, не совсем понимаете, на что мы тут "претендуем" (именно в кавычках). Фантастики вообще не бывает мужской и женской, есть просто фантастика, хорошая и плохая, так же как детектив и литература вообще. Женский роман — это отдельная область, к большой литературе не относящийся именно потому, что отражает взгляд гораздо более узкий, чем общечеловеческий. "Женская фантастика" — это просто разновидность "женского романа" в фантастическом антураже, которая не может претендовать на принадлежность ни к литературе, ни в фантастике вообще. Был женский детектив — его даже критиковать неинтересно, был и есть женский "исторический роман", где уровень истории ниже плинтуса, зато героиня — шотландская графиня. Теперь есть "женская фантастика", которая удовлетворяет потребности "домохозяек" в разнообразии, не пытаясь быть ничем сверх того.

А роль мужчин и женщин в фантастике вообще — совсем другой вопрос.
–––
Все писатели сумасшедшие. Но это не значит, что все сумасшедшие -- писатели. (с)


философ

Ссылка на сообщение 27 мая 2010 г. 10:07  
Завета , ну тогда вы так выражаетесь, что даже мне — в общем-то довольно продвинутому сообразителю по словам — не удается сразу понять.

Теперь я понял — мне здесь не место. А то я опять — в который раз — кинулся защищать фантастику как искусство...\

Теперь чувствую — дурь свалял. Извините, девушки. Больше не буду.

(Или надо?)


миродержец

Ссылка на сообщение 27 мая 2010 г. 10:53  
http://community.livejournal.com/femi_fan...
Немного по истории вопроса. Женщины в фантастике (статья из Википедии).
Такой феномен как "женская" фантастика и фэнтези существует...   НО(!), скажу сразу — я не считаю правильным отнесение так называемых историй о "Мэри Сью" (ГГ — альтер-эго автора. Максимально упрощённо, конечно) в данную категорию произведений. И среди авторов-мужчин многие грешат этим...
А если давать определение "женской ФФ", то примерно так: "Авторы-мужчины раскрывают характер ГГ через его участие в приключениях, авторы-женщины раскрывают сюжет через чувства и перживания ГГ".
При этом совсем необязательно, что ГГ женского пола.
–––
Отмеряю микрометром, отмечаю мелом, отрубаю топором.


магистр

Ссылка на сообщение 27 мая 2010 г. 10:56  

цитата SergUMlfRZN

А если давать определение "женской ФФ", то примерно так: "Авторы-мужчины раскрывают характер ГГГГгероя, через


Не понял — опять мужики виноваты?!! o_O


авторитет

Ссылка на сообщение 27 мая 2010 г. 11:59  

цитата SergUMlfRZN

"Авторы-мужчины раскрывают характер ГГ через его участие в приключениях, авторы-женщины раскрывают сюжет через чувства и перживания ГГ".


И что, Лев Толстой женские романы писал? Будучи женщиной, налепившей бороду для маскировки?
–––
Все писатели сумасшедшие. Но это не значит, что все сумасшедшие -- писатели. (с)


миродержец

Ссылка на сообщение 27 мая 2010 г. 12:03  

цитата Завета

Лев Толстой женские романы писал?

а ЛТ писал ФФ? :-(
–––
Отмеряю микрометром, отмечаю мелом, отрубаю топором.


миродержец

Ссылка на сообщение 27 мая 2010 г. 12:15  
Кажется, у Андрэ Нортон было полно "женских романов".
–––
я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно


миротворец

Ссылка на сообщение 27 мая 2010 г. 15:54  

цитата Veronika

Кажется, у Андрэ Нортон было полно "женских романов".

И у Сидни Шелдона имхо.


философ

Ссылка на сообщение 27 мая 2010 г. 21:12  
Shean Занятно и не продумано.
Что "Песня трактирщика" Бигля делает в списках "нового женского романа"?
Что за злобная тетка-соперница Корделии сдохла в барраярском цикле?

цитата Shean

Новый женский роман поселился здесь, хотим мы того или нет.
Так уж и поселился. Вселиться не прописаться. Например, в темпоральных приключениях — вроде бы да. "Жена путешественника во времени" Ниффингер, Нора Робертс "Обманутое время"... даже последний роман Гарсиа-и-Робертсона позиционируется как дамская проза.
А вот про продолжение на 80% соответствующей заглавному определению НЖР "Снежной королевы" Джоан Виндж велено забыть.


магистр

Ссылка на сообщение 27 мая 2010 г. 21:13  

цитата ааа иии

Что за злобная тетка-соперница Корделии сдохла в барраярском цикле?


Фордариан? :-)))

upd: хотя нет — Форратьер!:-)))


новичок

Ссылка на сообщение 28 мая 2010 г. 00:15  
Давно хотела спросить — в чем разница между "женским романом" и "любовным романом"? Или это синонимы? Бывают ли неженские любовные романы?


магистр

Ссылка на сообщение 28 мая 2010 г. 00:18  

цитата Лоухи

Бывает ли неженские любовные романы?


Конечно бывают. В женских романах, кстати, любовных романов не бывает, там вместо этого лавстори — это такой крайне сопливо-блондинистый вариант любовного романа.

Классический любовный роман — "Ромео и Джульета"8-)
Страницы: 1234    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Новый женский роман как жанр фантастики»

 
  Новое сообщение по теме «Новый женский роман как жанр фантастики»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх