Иэн М Бэнкс Обсуждение ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Иэн М. Бэнкс. Обсуждение творчества. "Культура"»

 

  Иэн М. Бэнкс. Обсуждение творчества. "Культура"

  Варианты ответов Мой голос
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Внимание! Для голосования Вам нужно пройти авторизацию
 автор  сообщение


миродержец

Ссылка на сообщение 29 января 2012 г. 23:03  
Поскольку тема о творчестве Бэнкса обретается в разделе "Другая литература", но с появлением на русском языке ранее непереведенных книг цикла в нее попадают и ответы о "Культуре", считаю нужным выделить под творчество Иэна М. Бэнкса из цикла Культура отдельную тему и опрос в разделе фантастики.

Пожалуйста, при голосовании за лучшее произведение делайте поправку на сильно различающийся от книги к книге уровень перевода.

Изданные АСТ Выбор оружия, Эксцессия, а особенно Взгляд с наветренной стороны в нынешних русских версиях имеют крайне мало общего с английскими оригиналами, местами целые куски текста выпущены или перевраны.

Для романа Surface Detail имеются два варианта перевода, один, выложенный в сети и выпущенный малотиражными изданиями под названием Черта прикрытия, снабжен подробными примечаниями и соответствует стилистике оригинала, второй, опубликованный ЭКСМО под названием Несущественная деталь, представляет интерес лишь для кунсткамеры Сергея Соболева ввиду зашкаливающего количества переводческих ляпов и полной кастрации ненормативной лексики.

Повесть Последнее слово техники и роман Водородная соната в официальных изданиях не выходили. Из романа Материя при публикации и русском переводе изъята одна глава, выпущенная затем в составе сборника The Spheres.

В опросе произведения расставлены в порядке внутренней хронологии цикла (даты по земному календарю):

Вспомни о Флебе (Consider Phlebas) — 1331 год
Последнее слово техники (The State of the Art) — 1977 год (предисловие — 2092 год)
Эксцессия (Excession) — около 2067 года (есть упоминание об Азадианской империи, изъятое в русском переводе; кроме того, в переизданиях дается датировка — семьсот лет после Идиранского конфликта, хотя в первом издании и русском переводе указан срок в пятьсот лет)
Игрок (The Player of Games) — 2083-2084 гг.
Материя (Matter) — около 2087 года
Выбор оружия (Use of Weapons) — 2090-2092 гг. (основная сюжетная линия, время действия ретрохрональной линии точно не определено)
Взгляд с наветренной стороны (Look to Windward) — 2167 — 2170 гг.
Водородная соната (The Hydrogen Sonata) — 2370 год (указания на датировку противоречивы)
Черта прикрытия/Несущественная деталь (Surface Detail) — 2870 год (указания на датировку противоречивы)
Инверсии (Inversions) — неопределенное время действия






Иэн Бэнкс и Иэн М. Бэнкс скончались на рассвете 9 июня 2013 года после короткой тяжелой болезни.

Желающие посочувствать Адель Хартли-Бэнкс могут отписываться здесь: http://friends.banksophilia.com/guestbook

Следующая книга, The Quarry, вышла в свет 20 июня 2013 года.

Предыдущее произведение Бэнкса, Водородная соната, было номинировано на премию Locus, но не получило ее.
–––
Мы начинаем со смелого допущения, что целью войны является победа над официально заявленным противником. Let's go Brandon


философ

Ссылка на сообщение 18 декабря 2023 г. 19:30  
цитата Ru5lan
Что если какому-то пассажиру не понравится устроенный подростками перфоманс и он выразит свое отношение, скажем, разбив пару юных мордашек.
Желающих кулаки почесать в Культуре не помню, там слишком многое завязано на потребность в обществе и слишком просто успокоиться. Если угрозу расценят как серьезную — дрон-усмиритель. Соответственно, с буллингом и прочими доставалами можно справиться одной жалобой-обращением к ближайшему Разуму, это не этикосфера Лема
цитата просточитатель
спецслужб у анархистов быть не может!
А водопроводчики могут быть?


философ

Ссылка на сообщение 18 декабря 2023 г. 19:34  
цитата ааа иии
А водопроводчики могут быть?
Могут))) Дело в том что спецслужба работает на государство. по определению. Спецслужба тайная полиция на службе государства.
–––
Чтение-Сила


философ

Ссылка на сообщение 18 декабря 2023 г. 20:20  
цитата просточитатель
Дело в том что спецслужба работает на государство. по определению. Спецслужба тайная полиция на службе государства.
Какое интересное предположение.
Но военная разведка и контрразведка? Безопасники банков, институтов? Экономический и технологический шпионаж? А независимость инквизиции? А знаменитый Secret du Roi, который специально действовал наперекор правительству по воле Людовика XV? Только в Одессе при белых действовало более десяти контрразведок.


философ

Ссылка на сообщение 18 декабря 2023 г. 20:27  
цитата ааа иии
Но военная разведка и контрразведка? Безопасники банков, институтов? Экономический и технологический шпионаж? А независимость инквизиции? А знаменитый Secret du Roi, который специально действовал наперекор правительству по воле Людовика XV? Только в Одессе при белых действовало более десяти контрразведок.
Это пожалуйста. однако тогда получится что есть много спецслужб хотящих разного. И по сути состояние гражданской войны. чтобы обеспечивать законность у сил представляющих закон должна быть монополия на насилие
–––
Чтение-Сила


философ

Ссылка на сообщение 18 декабря 2023 г. 22:15  
цитата просточитатель
Это пожалуйста. однако тогда получится что есть много спецслужб хотящих разного. И по сути состояние гражданской войны. чтобы обеспечивать законность у сил представляющих закон должна быть монополия на насилие
Какой закон, какая монополия, какая гражданская... Нет, по каждому пункту.


философ

Ссылка на сообщение 19 декабря 2023 г. 06:37  
Монополия на насилие идея ХХ века, склонного к абсолюту. До, а по некоторым признакам и после, достаточно быть самым сильным парнем во дворе. И веками требовать от подданных чуть что являться конно, доспешно и оружно. Для казачества данная стадия очень затянулась (в фантастике недурно схвачено "Топоры и лотосы" Зоричей)
Если минтранспорта противоречит минэкологии, это повод не к гражданской войне, а к совещанию.
Легитимность есть сочетание собственной убежденности с общественным консенсусом, не меньше и не больше.
Что касается всего этого применительно к мирам Бэнкса, то стоит взглянуть на финал "Игрока", в котором показывается, как именно аморфная и бестолковая Культура может выиграть у дисциплинированной и централизованной галактической империи. И автор специально подчеркивает — Сама ее суть не позволяла ей связать себя оковами каких-либо законов, обнищать деньгами или пойти за вождями в безумие


философ

Ссылка на сообщение 19 декабря 2023 г. 07:00  
цитата Ru5lan
И в этом примере еще нет плохих людей.
Есть и другой пример, но там идут оговорки. Орбиталь (мир-кольцо океанического типа, четырнадцать миллионов километров длиной) Вавач подлежит разрушению по военным мотивам. Культура ее эвакуирует...
И там без присмотра, происходят нехорошие вещи. там есть "Ольмедрека", корабль, на котором две группы немного разошлись во мнениях. Какой-то сумасшедший взорвал атомную бомбочку, и теперь у "Ольмедреки" в боку чертовски большая дырка. На острове, рядом со спасательным аппаратом, действует откровенно деструктивный культ пожирателей... Правда, неясно, насколько его участники представляют Культуру, а не группу выходцев из какого-либо примитивного мира. Но, они там есть.


новичок

Ссылка на сообщение 19 декабря 2023 г. 11:30  
цитата просточитатель
конфликт ХОРОШИХ людей желающих добра получается. только что такое добро они понимают по разному

Ну да. Кто же считает себя плохим. Все мы хорошие. Некоторые — так вообще распрекрасные.

Так или иначе сложно представить жизнеспособное общество которое не скатится в хаос без наличия единых для всех правил и некоего верховного арбитра следящего за их соблюдением, а при случае способного применить силу чтобы принудить к оному. Бэнкс здесь приделал костыль в виде "Высших разумов". Ну ок, почему бы и нет. Для литутопии вполне сгодится.

Что касается монополии на насилие, то как мне кажется в рамках соблюдения общих правил право на насилие должно быть у каждого. Если человек может силой остановить преступника — насильника, грабителя он должен иметь право это сделать. Дискуссионным является масштаб и соразмерность — например можно ли пристрелить карманного воришку или перебравшего дармовых наркотиков хулигана?


философ

Ссылка на сообщение 19 декабря 2023 г. 12:15  
цитата Ru5lan
Если человек может силой остановить преступника — насильника, грабителя он должен иметь право это сделать.
Нет это то понятно. Я не об этом. А о том что у государства должна быть самая большая сила.То есть оно при желании может победит любую группу.Еще проще армия должна быть одна. монополия на насилие не в смысле всех разоружить . а в смысле такой силы как у государства не должно быть ни у кого
–––
Чтение-Сила


новичок

Ссылка на сообщение 19 декабря 2023 г. 13:26  
цитата просточитатель
у государства должна быть самая большая сила

Ну, это по определению. Иначе как государство или верховный арбитр в иной форме (тех же Высших разумов) сможет заставить всех соблюдать закон.


философ

Ссылка на сообщение 19 декабря 2023 г. 13:31  
цитата Ru5lan
Иначе как государство или верховный арбитр в иной форме (тех же Высших разумов) сможет заставить всех соблюдать закон.
Вот именно! Никак
–––
Чтение-Сила


философ

Ссылка на сообщение 19 декабря 2023 г. 19:16  
цитата Ru5lan
сможет заставить всех соблюдать закон.
цитата ааа иии уже цитировал
Сама ее суть не позволяла ей связать себя оковами каких-либо законов


новичок

Ссылка на сообщение 20 декабря 2023 г. 05:50  
цитата ааа иии
Сама ее суть не позволяла ей связать себя оковами каких-либо законов

Либертарианская утопия.


философ

Ссылка на сообщение 20 декабря 2023 г. 06:28  
цитата Ru5lan
Либертарианская утопия
Ни разу не она


магистр

Ссылка на сообщение 26 января 05:36  
Продублирую из общей темы в авторскую, т.к. большой отзыв вышел, вдруг заинтересует кого-то.

цитата
Иэн Бэнкс. Алгебраист.

Давно я не брал в руки шашку — то бишь не писал рецензий, надо возобновлять практику, а то рецензентский мускул атрофируется.

Мир "Алгебраиста" — мир неизмеримо далёкого будущего, фантастико-футуристически-космооперная вселенная, где Галактика схожим образом объединена на двух уровнях. Политически её единство спаивает Меркатория — деспотическая сетевая структура, в которой преобладет пентархия разумных рас (включая людей) , а огромное количество менее значительных народов занимает места пониже, хотя отдельные головокружительные карьеры нетитульных граждан вполне возможны. Единоначалия на верхнем этаже организации нет — это скорее римская республика, чем римская империя. Топологически же галактика объединена сетью порталов, выморочного наследства какой-то давно исчезнувшей расы — эти узлы Меркатория сперва научилась обслуживать, а потом худо-бедно копировать, но при этом строительство даже одного портала невероятно дорого, трудоёмко, а его уничтожение приводит к изоляции целого сектора на столетия. Поэтому власть Меркатории покоится, как в гамаке, именно в портальной сетке, а её враги volens-nolens антипорталисты. В духе этакого ослабленного баттлерианского джихада из книг Герберта Искусственный Интеллект строжайше запрещён и существует в глубоком подполье — обычные вычислительные и навигационные компьютеры у меркаторцев есть, но существует порог допустимой сложности, автоматически становящийся линией смерти: всех рассекреченных Искинов Меркатория уничтожает с показной лютостью, с религиозной беспощадностью, их преследует специальная инквизиция, так что жизнелюбивые разумные машины существуют на нелегальном положении, сильно ниже уровня любых радаров. Такие декорации — весьма красочные.

Главный герой — представитель богатой провинциальной семьи, чьей профессией является своеобразная этнография: большинство газовых гигантов в галактике обитаемы — в их атмосфере живёт древнейшая раса Насельников, представители которой способны жить миллиарды лет. Раса эта малоконтактна, но есть небольшие группы вхожих к ней посторонних с дипломатическим статусом — и герой, Фааасин Таак, один из них. Он занимается описью и расшифровкой архивов, интервьюированием галактических сверхдолгожителей и подобными вещами. Эта в общем-то периферийная работа вдруг оказывается жизненно важной: кусочку Меркатории, где живёт этнограф, угрожает могущественный геополитический (галактополитический? не знаю как точно сказать) враг — тиран-теократ с огромным военным потенциалом, а в архивах насельников обнаруживается намёк на секрет, могущий иметь колоссальное военное же применение, а могущий оказаться просто легендой. Так разветвляется сюжет, уходящий и в будущее, и в прошлое, охватывающий как молодость героя и его отношения с друзьями и возлюбленными, так и длительную авантюру — погоню за тенью, за мифом.

И вот тут начинаются проблемы, к сожалению не только у героя, но и у книги. Я упомянул о красочности декораций. Создаётся впечатление, что вся энергоёмкость романа ушла именно в этот проработанный декорум и в сюжетную увлекательность, а остальные вещи сделаны вполруки, если вообще сделаны. Мы видим и разумных амфибий, и миллиардолетних насельников, и подпольщиков-искинов — но все они, просто абсолютно все, обладают даже не подчёркнуто-человеческим языком и мышлением: они живут и говорят как американец XX-XXI века с коктейль-барами и вечеринками. Я боюсь, не то, что эскимос — а француз, немец или русский — будет более "инопланетен", чем эти инопланетяне. Постулируется, например, что герой должен входить в специальный транс, чтобы замедлять своё сознание, подстраиваясь под темп мафусаиловой жизни Насельников — но что толку, если всё что мы видим в этом трансе, ничем не отличается от их и его обыденности. Всё тело романа сковано из футуристических, бесшовно прилаженных друг к другу сюжетных и зрительных деталей, облачено в литую броню латинизмов, но их сердечник оказывается довольно пустоват. Фабульно роман лишён изъянов, ничто не провисает, но все эти утрированно-пёстрые картинки, проносящиеся перед зрителем в галопнине (от слова "галоп" — спасибо прекрасной владелице ютуб-канала "Милый Фермер" за чудный неологизм; заодно одобрю как стойко, где-то образцово человек держался против довольно массовой и довольно безумной травли, впрочем это оффтоп) авантюрного сюжета столь же утрированно лишены глубины. Я просто кусал губу, представляя, что со всеми этими описаниями обитателей галактики — от разумных рас до бактериальных культур — сделал бы Станислав Лем. Да что там Лем — в "Первых и последних людях" и (особенно!) в "Создателе звёзд" Степлдона как виртуозно проделана эта работа, моделирование инопланетных рас. А здесь — "человеческое, слишком человеческое" — и оно везде. Главные герои прописаны вполне нормально — но они люди, а вокруг них нелюди, даже биологически, почему же они все так, до оскомины, до зубной боли похожи? Основной враг, тот самый религиозный деспот, грозящий войной и террором — мы видим его внутренние монологи — не сильно выделяется из череды прочих тиранов-властолюбцев, презирающих социальные условности, чтобы лучше использовать их во благо себе любимому. Икурей Конфас у Бэккера — куда более сильный и тонкий образ. Другие тоже – обычные учёные, обычные карьеристы, обычные бунтари – никакой особой глубины. Как водомерка мы скользим по поверхности психики. Это не столь фатально как непроработанность чужих ксенонародов и миров, но и похвалы не вызывает. Бэнкс любит облекать простые вещи в сложные формулировки и я немного подыграю ему: роману ощутимо пошла бы на пользу деантропоморфизация, местами он просто нуждается в обесчеловечивании.
А так получилась хлопушка, вместо бомбы. Впрочем, салют тоже зрелище.
–––
Каждый день в своей точёной ванне умирает раненый Марат.
С каждым днём верней и постоянней Жанны Д Арк поднятый к небу взгляд.


философ

Ссылка на сообщение 26 января 20:33  
цитата Грешник
но все они, просто абсолютно все, обладают даже не подчёркнуто-человеческим языком и мышлением: они живут и говорят как американец XX-XXI века с коктейль-барами и вечеринками.
Клубы — британское изобретение. Ну и вид могильщиков-похоронщиков не вполне укладывается в коктейль-бар.
цитата Грешник
Я боюсь, не то, что эскимос — а француз, немец или русский — будет более "инопланетен", чем эти инопланетяне.
Э, не читали Вы про Рытхэу на банкете эфиопского императора...
цитата Грешник
Основной враг, тот самый религиозный деспот, грозящий войной и террором — мы видим его внутренние монологи — не сильно выделяется из череды прочих тиранов-властолюбцев, презирающих социальные условности, чтобы лучше использовать их во благо себе любимому.
А вот тут принципиальная ошибка. Бэнкс сознательно отказывает претензиям подобных типов-персонажей на суперменство и оригинальность. Зло банально, как не изощряются придворные пластические хирурги.


миротворец

Ссылка на сообщение 26 января 21:52  
цитата ааа иии
Э, не читали Вы про Рытхэу на банкете эфиопского императора...
А где прочитать можно?
–––
Patrick: "Is humanity an instrument?"
Gendo: "Yes Patrick. Yes it is."


философ

Ссылка на сообщение 26 января 21:56  
цитата heleknar
А где прочитать можно?
Наверное тут https://fantlab.ru/work822286
–––
Чтение-Сила


философ

Ссылка на сообщение 27 января 08:44  
цитата heleknar
прочитать можно?
https://fantlab.ru/work419695, но, чтобы не тратить время: нормально вписался советский чукча в обстановку банкета, где нарезали себе сырого мяса с тушки на спине официанта и запивали отличным шампанским... Император счел, что этого гостя ему с самых высоких гор притащили, кстати.
Вассалы, целовавшие машину сеньора, тоже культурного шока не вызвали.
  Потому и использовал этот пример: бытие определяет сознание. Схожие условия существования ломают коммуникационные барьеры. И наоборот.
  Сам Бэнкс в этой теме утилитарен. Есть в "Алгебраисте" образ Галактики/Вселенной, как города, который на деле представляет собой пересечение множества технических коммуникаций, хабитатов и совокупность экологических ниш, обитатели которых контактами и судьбой соседей не озабочены.
  Т.е., если бы в этой вселенной был Солярис, то его изучение если и происходило бы, то как академический проект с финансированием из гуманитарных и филантропических фондов. Вроде экспедиций фольклористов.
  Самое близкое к проблематике Контакта здесь в описании мук умников из стратифицированного и буржуйского общества (с тайной полицией, усмирением, коррупцией, делу время потехе час и т.п.), парадигмы которого так затрудняют понимание насельников газовых гигантов.
цитата Грешник
Я просто кусал губу, представляя, что со всеми этими описаниями обитателей галактики — от разумных рас до бактериальных культур — сделал бы Станислав Лем.
А чего представлять: бэнксоподобные "Звездные дневники" да "Кибериада", больше из этого материала никому ничего не сделать. Эдем, Солярис, Фиаско — не про встречу галактических культур, она же прогулка по зоопарку MIB, там все в одной точке и всё только-только начинается.
Кстати, насчет Фиаско.. Бэнкс немного поправил в "Алгебраисте" озвученную Лемом теорию окна контакта: их может быть несколько.


миротворец

Ссылка на сообщение 27 января 18:23  
Я так давно читал «Алгебраиста», что ничего, кроме слова «насельники» оттуда не помню (там я встретил его в первый раз).
–––
[…] отложим на завтра (с)
Страницы: 123...2728293031    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Иэн М. Бэнкс. Обсуждение творчества. "Культура"»

 
  Новое сообщение по теме «Иэн М. Бэнкс. Обсуждение творчества. "Культура"»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх