Феномен советской фантастики

Здесь обсуждают тему «Феномен советской фантастики» Подсказка book'ашки

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Феномен советской фантастики» поиск в теме

Феномен советской фантастики

Страницы:  1  2  3  4  5 ... 318 319 320 [321] 322 323 324 325 326  написать сообщение
 автор  сообщение


авторитет

Ссылка на сообщение 12 ноября 2020 г. 13:40  

цитата VladimIr V Y

Я веду речь о банальной, очевидной вещи. Фантасты пишут о том, чего не хватает в повседневной жизни.

Это значило бы, что "Туманность Андромеды" и "Полдень, XXII век" появились и приобрели популярность оттого, что будущее в 60-х казалось беспросветным тупиком, а в 70-е и в 80-е нужда в коммунистических утопиях отпала, потому что светлое коммунистическое будущее и так было очевидно. Так же "Понедельник начинается в субботу" появился потому, что работать в науке было уныло и скучно, в отличие от позднейшего времени, когда подобных произведений не появлялось. Наконец, что "Поезд в тёплый край" Лукьяненко, "Колдун" Лазарчука, "Невозвращенец" Кабакова появились оттого, что обстановка 1989-1993 была слишком стабильна и хотелось прочитать про апокалипсис... Нет, кажется, Ваше объяснение неполно, может, всё-таки усложнить?


авторитет

Ссылка на сообщение 12 ноября 2020 г. 14:01  

цитата Karavaev

Дык советское будущее было предопределено, отлито в директивных документах.
Какие там вообще могут быть перемены?

Предполагали ли директивные документы переход капиталистических стран к социализму путём экономических и политических кризисов, ведущих к пролетарской революции? Или к тому моменту директивные документы предполагали мирное сосуществование и конвергенцию?

цитата Славич

В то, что в обозримом будущем случится мировая революция, не верил уже почти никто.

Может быть, но с другой стороны — ведь это время деколонизации (не без поддержки и помощи СССР); шла борьба коммунистов с правыми диктатурами в Южной Америке, и это освещалось в прессе. Позже — "свинцовые годы" в Италии, RAF в Германии, 1968-й во Франции. Словом, капиталистический мир нельзя вроде бы было считать спокойным и неуязвимым...


авторитет

Ссылка на сообщение 12 ноября 2020 г. 14:08  

цитата verst

Предполагали ли директивные документы переход капиталистических стран к социализму путём экономических и политических кризисов, ведущих к пролетарской революции? Или к тому моменту директивные документы предполагали мирное сосуществование и конвергенцию?

В оттепель концепция поменялась. Как вы правильно сказали — к мирному сосуществованию, это, собственно, в решениях партии было прописано.
Например, те же Стажеры Стругацких. С капитализмом вполне сосуществуем (Бамберга), но понемногу капиталисты разоряются.
А если в 20-30-е сплошь в фантастике были мировые революции, то в сороковые мы уже строим Арктический мост, а чуть позже Трудно быть богом уже лупят за "экспорт революции".


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 12 ноября 2020 г. 14:29  

цитата verst

Словом, капиталистический мир нельзя вроде бы было считать спокойным и неуязвимым...
Ещё во время войны был распущен Коминтерн, позднее была провозглашена доктрина мирного сосуществования. Мировая революция отодвинулась на неопределённый срок, этот лозунг почти исчезла из официальной пропаганды. Капитализм, конечно, загнивает, но гнить будет долго.:-)
Из советской фантастики сюжеты, связанные с мировой революцией, тоже почти пропали. Для фантастики конца шестидесятых — середины восьмидесятых годов вообще характерен вынос социального моделирования за пределы Земли. Антиутопическое общество — на другой планете ("Час быка", "Обитаемый остров", "Город Наверху", "Последний эксперимент"), революция — тоже на другой планете ("Башня мозга").
–––
Читаю: Эрл Дерр Биггерс "Китайский попугай"


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 12 ноября 2020 г. 14:46  

цитата просточитатель

То есть долой в космосе войн нет?
Почему долой? Не обязательно. Но с использованием термина "гуманизм" надо поосторожнее.


философ

Ссылка на сообщение 12 ноября 2020 г. 14:53  

цитата Консул

Почему долой? Не обязательно. Но с использованием термина "гуманизм" надо поосторожнее
Потому что без гумманизма НИКАК оно и с гумманнизмом не очень.. А так...


миротворец

Ссылка на сообщение 12 ноября 2020 г. 15:29  

цитата verst

что будущее в 60-х казалось беспросветным тупиком, а в 70-е и в 80-е нужда в коммунистических утопиях отпала, потому что светлое коммунистическое будущее и так было очевидно


я бы сказал, что все было наоборот, ну да ладно
–––
наматываю мили на кардан, и пулю в скат влепить себе не дам. Но тормоза отказывают...


магистр

Ссылка на сообщение 12 ноября 2020 г. 16:08  

цитата verst

Это значило бы, что "Туманность Андромеды" и "Полдень, XXII век" появились и приобрели популярность оттого, что будущее в 60-х казалось беспросветным тупиком, а в 70-е и в 80-е нужда в коммунистических утопиях отпала, потому что светлое коммунистическое будущее и так было очевидно. Так же "Понедельник начинается в субботу" появился потому, что работать в науке было уныло и скучно, в отличие от позднейшего времени, когда подобных произведений не появлялось. Наконец, что "Поезд в тёплый край" Лукьяненко, "Колдун" Лазарчука, "Невозвращенец" Кабакова появились оттого, что обстановка 1989-1993 была слишком стабильна и хотелось прочитать про апокалипсис... Нет, кажется, Ваше объяснение неполно, может, всё-таки усложнить?

Касательно "Туманности Андромеды" в этой теме многими людьми подчёркивалась почти что полная уникальность этого романа в рамках советской фантастики и своеобразный период, в который он вышел. "Полдень, XXII век" тоже прорвалась в конце непростой эпохи. И, что я нахожу характерным, в год, когда первый человек вышел в космос. Следующие ~20 лет прошли под знаком веры в том, что человечество уже почти ТАМ и дело только за малым.

Что касается произведений ~1989+, то тут концепция начинает меняться. Точнее, она уже поменялась в западной фантастике, где вместе с антиутопиями-предупреждениями расцвели и постапокалипсис, и киберпанк, в то время как классическая научная фантастика, о прогнозах и желаниях, сдала позиции. А советские и новые российские авторы начинают втягиваться в общее русло, так как получают более широкий доступ к западной фантастике.

цитата Karavaev

я с удовольствие почитаю ваше мнение, только с примерами

Так примеры вы сами и привели. Ваши слова:

цитата Karavaev

Так что новые способы бурения и доставки экзотических блюд.

И дальнейшее. Я только сделал на их основе свои выводы. И если вы не согласны с этими выводами, то давайте именно о выводах и поспорим.


авторитет

Ссылка на сообщение 12 ноября 2020 г. 16:30  

цитата VladimIr V Y

И если вы не согласны с этими выводами, то давайте именно о выводах и поспорим.

мне не интересны такие выводы
я вам уже третий раз говорю, что мне не интересен оппонент, который строит выводы на чужих примерах, это подразумевает, что своих у него нет
не интересно мне с вами спорить, ибо вы который уж раз пытаетесь рассказать о вкусе советского пломбира за 20 копеек человеку, который этот пломбир ел :)


магистр

Ссылка на сообщение 12 ноября 2020 г. 17:16  

цитата Славич

Башня мозга

Еще одна вещь в копилку:beer:
–––
Через тернии к звёздам


миродержец

Ссылка на сообщение 12 ноября 2020 г. 17:23  
Всё время почему-то забывают "За перевалом" Савченко. А ведь интереснейшая коммунистическая утопия! Причём не 50-х и не 60-х гг. Написана в начале 1970-х, опубликована в 1984-м.
–––
a million bright ambassadors of morning


магистр

Ссылка на сообщение 12 ноября 2020 г. 17:41  
Pirx, да, у него неплохо показано перерождение (отмирание) личности главного героя в новом обществе. Но сюжет в целом не оригинален. Задолго до Савченко был написан "Грядущий мир" Окунева, да и тот же "Гость из бездны" Мартынова, в которых гг просыпается в мире коммунизма.
Но Савченко под конец предложил неплохой ход с коллективным разумом микроорганизмов на чужой планете.
Ну и новаторство со средством "оплаты" — биджи — бит+джоуль, информация и энергия.
–––
Через тернии к звёздам


магистр

Ссылка на сообщение 12 ноября 2020 г. 18:23  

цитата Karavaev

мне не интересны такие выводы

Напомню, что тема называется "Феномен советской фантастики". Её главный смысл это вопрос почему советская фантастика была такой, какой она была, а не другой.

цитата Karavaev

я вам уже третий раз говорю, что мне не интересен оппонент, который строит выводы на чужих примерах, это подразумевает, что своих у него нет
не интересно мне с вами спорить, ибо вы который уж раз пытаетесь рассказать о вкусе советского пломбира за 20 копеек человеку, который этот пломбир ел :)

Если вы так любите аналогии, я могу сказать, что архитектору нужно знать сопромат, а не уметь самому делать железобетонные изделия. Изготовлению ЖБ изделий обучаются в том же институте, но на другом факультете. И вопрос данной темы — разобраться как именно был построен дом и почему именно так, а не ощупывать отдельные элементы конструкции как те слепцы ощупывали слона в известной притче.

А теперь попробуем ещё раз, по порядку. Согласно авторитетному источнику, уважаемому Караваеву, нам известно, что в советской фантастике с определённого времени наблюдалось мелкотемье. Хорошо, примем эту информацию как верную. Теперь мы идём на следующий этап обсуждения и задаёмся естественным вопросом — почему наблюдалось это мелкотемье? Уважаемый Караваев обмолвился о некой "методичке". Отсюда следующий вопрос — можно ли привести примеры из этой методички и какие-либо мнения фантастов о ней?


философ

Ссылка на сообщение 12 ноября 2020 г. 18:39  

цитата VladimIr V Y

Я веду речь о банальной, очевидной вещи. Фантасты пишут о том, чего не хватает в повседневной жизни. Именно поэтому советской фантастике было свойственно отсутствие той "масштабности"
Логический переход от частной банальности к общему умозаключению не состоялся.
г-н Булгаков пишет о выгораживании своего, частного угла, сводит счеты с шарлатанами от медицины и советским бомондом.
Тов. Беляев, в то же самое время, пишет про радость полета, доработки собственного тела, пересадку жабр и т.п. и т.д. Уголок? Да нафиг.
Ефремов с Казанцевым писали рассказы о камерных открытиях, экспедициях — и выдавали панорамы гигантских событий.
Анатолий Днепров, фигура судьбы уникальной — ему что, в окружающей среде глиняного бога не хватало? Биокомпьютера?

цитата VladimIr V Y

Масштабность была в самой жизни
Опровергается наличием в советской фантастике писателей-космонавтов, безусловно лично участвовавших в больших проектах — и писавших про их развитие.
И историей с подводным миром, после приступа энтузиазма у неофитов, включая Стругацких, оставшимся темой Балабухи и Павлова.


миротворец

Ссылка на сообщение 12 ноября 2020 г. 19:01  

цитата VladimIr V Y

в советской фантастике с определённого времени наблюдалось мелкотемье
А какие годы в данном тезисе (на мой взгляд, крайне спорном) разумеются?
–––
Helen M., VoS


авторитет

Ссылка на сообщение 12 ноября 2020 г. 19:01  

цитата VladimIr V Y

А теперь попробуем ещё раз, по порядку.

пробуйте
впрочем, вы уже целый абзац откровенных глупостей наговорили, так что я б вам рекомендовал всё-таки не пробовать
теоретик без матчасти — дырка без бублика
но хоть поржать, тоже хлеб


магистр

Ссылка на сообщение 12 ноября 2020 г. 19:35  

цитата просточитатель

Животные это одно все таки а разумные другое

Насколько я понял, уважаемый Karavaev все эти антигуманные проявления объясняет рудиментами сталинской эпохи, сохранившимися в литературе 1960-х.
–––
Через тернии к звёздам


философ

Ссылка на сообщение 12 ноября 2020 г. 19:55  
Вот мне интересно. Лунную радугу Павлов писал независимо или прочитав Жук в муравейнике?


авторитет

Ссылка на сообщение 12 ноября 2020 г. 19:56  

цитата 240580

Насколько я понял, уважаемый Karavaev все эти антигуманные проявления объясняет рудиментами сталинской эпохи, сохранившимися в литературе 1960-х.

ну, не вполне так, я просто в предыдущей дискуссии плохо сформулировал свою мысль
"сталинские" проекты переделки природы — они не сталинские, конечно, прилипло просто — в принципе не учитывали сохранение какого-то экологического равновесия, сбережения природы, поэтому вне потребительского подхода мы тут ничего в советской фантастике не найдем
но надо сказать, что это была общемировая практика, т.е. СССР в таком подходе был в общем тренде
у нас это начало меняться в конце 60-х, а в 70-е стало уже на уровне государственных программ
и фантасты начали природу сохранять, под это дело к нам пробилась даже Неукротимая планета Гаррисона.
Я ещё раз прошу участников обсуждения извинить меня — я бросил походя поверхностную, не слишком корректную реплику.


магистр

Ссылка на сообщение 12 ноября 2020 г. 20:14  
Кстати, тут спрашивали, есть ли еще кроме упоминаемых ранее фантпроизведения, в которых к нам прилетают коммунистические инопланетяне. Тут можно вспомнить Олеся Бердника. Зоряний корсар (1971) — там прилетают, да еще какие, потом такая каша начинается:-); его же Стріла часу (1960) — прилетают да еще вместе со своей планетой, которую встраивают на орбиту Земли с противоположной стороны. Кстати, вышла в один год с Бегством Земли Карсака.
–––
Через тернии к звёздам
Страницы:  1  2  3  4  5 ... 318 319 320 [321] 322 323 324 325 326

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Феномен советской фантастики»

 
  Новое сообщение по теме «Феномен советской фантастики»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх