автор |
сообщение |
kagerou
философ
|
|
swgold
миродержец
|
|
nibbles
магистр
|
|
Green_Bear
миродержец
|
29 мая 2011 г. 14:36 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
nibbles один из моих знакомых, узнав, что в год я читаю 300 книг, сказал, что он столько страниц в год не прочитает. Кстати мы тут без вас, уже столько о терминологии наговорили ;)
|
––– Следующие рецензии в АК: Краевская, Пауэлл, Голубева, Бобылева. |
|
|
nibbles
магистр
|
|
subhuman
философ
|
29 мая 2011 г. 15:12 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Ну ведь много раз уже говорилось, что "антиутопия" и "дистопия" — это одно и то же понятие, но тем не менее некоторые люди их по-прежнему пытаются разделять и даже какие-то свои значения придумывать. Просто на английском и некоторых других языках это направление называется "дистопией", а на русском — "антиутопией"...
|
––– [профиль остановлен] |
|
|
kagerou
философ
|
29 мая 2011 г. 15:17 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата subhuman Ну ведь много раз уже говорилось, что "антиутопия" и "дистопия" — это одно и то же понятие, но тем не менее некоторые люди их по-прежнему пытаются разделять и даже какие-то свои значения придумывать.
А что эти некоторые люди обременены, вообще-то, специальным образованием — не в счет?
|
|
|
subhuman
философ
|
29 мая 2011 г. 15:20 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou А что эти некоторые люди обременены, вообще-то, специальным образованием — не в счет?
Это какие-то чисто локальные советско-российские теории? Не в счёт, вероятно. Или дайте названия конкретных работ (желательно, англоязычных), где утверждается, что "антиутопия" и "дистопия" не синонимы, и что понятия эти имеют-таки разные значение, распространённые всемирно, а не только на территории России.
|
––– [профиль остановлен] |
|
|
Шолль
философ
|
29 мая 2011 г. 15:55 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата subhuman Это какие-то чисто локальные советско-российские теории? Не в счёт, вероятно.
А чем хуже отечественная школа? Вот в англоязычном литературоведении нет термина "повесть", что от этого явление прекратит существовать?
|
––– Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы". |
|
|
subhuman
философ
|
29 мая 2011 г. 16:05 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Шолль А чем хуже отечественная школа?
Тем, что много лишнего придумывали от себя, пользуясь тем, что мало у кого есть возможность изучить оригинальные исследования. Само собой, не всегда так было, то есть это не для всех случае верно.
|
––– [профиль остановлен] |
|
|
Шолль
философ
|
29 мая 2011 г. 16:13 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата subhuman Тем, что много лишнего придумывали от себя, пользуясь тем, что мало у кого есть возможность изучить оригинальные исследования.
Исследования по теории жанра антиутопии появились в основном в 90-х годах, до этого не было возможности просто заниматься этой проблемой, а с 90-х и отношение изменилось, и источники стали гораздо доступнее, так что в этом случае я не вижу повода не доверять отечественной школе. Я еще хочу сказать, что ученый, в общем-то обязан "придумывать от себя", а не копировать зарубежные источники. Кстати, был забавный случай, когда Дэвида Лоджа вдруг пробило на Бахтина, он плюнул на Лакана и стал пропагандировать бахтинские работы
|
––– Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы". |
|
|
kagerou
философ
|
29 мая 2011 г. 17:00 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата subhuman Тем, что много лишнего придумывали от себя, пользуясь тем, что мало у кого есть возможность изучить оригинальные исследования.
Вы хотите сказать, что названное тут структурное различие между антиутопией и дистопией не существует в действительности, на придумано "от себя"? Много ли антиутопий и дистопий вы изучили?
|
|
|
subhuman
философ
|
29 мая 2011 г. 17:14 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou Вы хотите сказать, что названное тут структурное различие между антиутопией и дистопией не существует в действительности, на придумано "от себя"?
Примерно так.
цитата kagerou Много ли антиутопий и дистопий вы изучили?
Не считал. Немало, наверное, но суть не в этом. Термины, которые вводятся, так сказать, полуакадемически или даже академически, должны быть признаны не только каким-то локальным сообществом, но и мировым, раз уж речь идёт о каких-то иностранных антиутопиях/дистопиях. Я не спорю, что можно и даже нужно разделять антиутопию-дистопию на субжанры типа "повстанческой антиутопии" и так далее, но зачем превращать оригинальные термин и его перевод в два разных термина со своими "структурными различиями", я не понимаю. Ещё раз прошу вас дать мне ссылку на источник, откуда берут начало такие теории.
цитата Шолль с 90-х и отношение изменилось, и источники стали гораздо доступнее, так что в этом случае я не вижу повода не доверять отечественной школе.
Современной "отечественной школе" тоже не стоит слишком уж доверять. Приведу пример, который немного похож на случай с антиутопиями и дистопиями. В России лет 10 назад был искусственно введён кинотермин "трэш" с искажённым значением, были даже написаны программные статьи про это в таких журналах как "Искусство кино", но нигде не было ссылок на зарубежные источники, хотя сам термин был зарубежный и описывал зарубежные же фильмы. Сейчас искажённый термин расползся настолько, что очень сложно что-то объяснить людям, которые верят печатному слову российских изданий, а также разным статьям в рунете. И когда русские употребляют термин "трэш" в своём "русском" значении в присутствии иностранцев, те, мягко говоря, очень сильно озадачиваются такой терминологией. В общем, доверяй, но проверяй, как говорится.
PS: Года три назад я и сам был уверен, что антиутопия и дистопия — немного разные понятия....
|
––– [профиль остановлен] |
|
|
С.Соболев
гранд-мастер
|
29 мая 2011 г. 17:23 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Шолль
цитата Исследования по теории жанра антиутопии появились в основном в 90-х годах, до этого не было возможности просто заниматься этой проблемой, а с 90-х и отношение изменилось, и источники стали гораздо доступнее, так что в этом случае я не вижу повода не доверять отечественной школе.
Как мило. Инвалидность отрасли считать достоинством. Утопиями занимались и до 1990х, Файнбург напимер в 1972м написал замечательную книгу про утопии и антиутопии. В науке нет оправдания "я это не читал, я сам все придумал". За это даже курсовые работы заворачивают на пересдачу.
|
|
|
Шолль
философ
|
29 мая 2011 г. 17:48 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
subhuman Пр всей осторожности по отношению к отечественной и зарубежной школам, я не понимаю, почему работа Чаликовой, которая как раз и разграничивает понятия антиутопии и дистопии, не заслуживает доверия. Она вполне обосновывает свою точку зрения, предлагает собственное употребление терминов, которое затем и пошло в народ. По-вашему выходит, что она некомпетентна только потому, что родилась и работала в этой стране, а не за рубежом. Вы с ее трудами знакомы? С.Соболев
цитата С.Соболев Утопиями занимались и до 1990х, Файнбург напимер в 1972м написал замечательную книгу про утопии и антиутопии.
Тем не менее, посмотрите на даты защиты диссертационных работ. Сколько защищено в 90-е и сколько до? Сколько работ зарубежных исследователей было в доступе? Работа Морсона об утопическом мышлении была опубликована в 1991 г. Я правда, видела ссылки на издание 1984 года, но саму книгу нет. (Я про "Границы жанра", а не про "Английскую утопию"). Вот я открываю монографию Любимовой и смотрю на даты выхода источников: основная масса между 1991 и 1998 годами. Именно тогда и шла бурная научная дискуссия.
цитата С.Соболев В науке нет оправдания "я это не читал, я сам все придумал"
Минутку, о чем вы говорите? Я пишу о том, что ученый обязан выдвигать собственную концепцию, а не повторять за кем-то общеизвестные факты, а уж тем более не переписывать работы зарубежных коллег. апд. Ссылка на автореферат диссертации 2009 года, где делается обзор изучения антиутопии http://dibase.ru/article/13042009_vorobyo...
|
––– Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы". |
|
|
kagerou
философ
|
29 мая 2011 г. 17:54 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата subhuman Примерно так.
Вас не затруднит это доказать? Потому что лично я в текстах эту разницу вижу. Эта граница пролегает между, скажем, «Если это будет продолжаться» и "Свободным владением Фарнхэма" весьма отчетливо. Она мне привиделась?
цитата subhuman Термины, которые вводятся, так сказать, полуакадемически или даже академически, должны быть признаны не только каким-то локальным сообществом, но и мировым, раз уж речь идёт о каких-то иностранных антиутопиях/дистопиях.
Вам не приходило в голову, что решительно все термины в какой-то момент не были известны никому, кроме их изобретателя? Ей-богу, мне забавно даже думать, что вы могли бы эту претензию предъявить, скажем, к Бахтину...
цитата subhuman но зачем превращать оригинальные термин и его перевод в два разных термина со своими "структурными различиями", я не понимаю.
Потому что эти различия есть. Они реально присутствуют в текстах, они влияют на структуру текста, конфликт, сюжетику, характеры.
|
|
|
Шолль
философ
|
29 мая 2011 г. 18:14 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
ЧАЛИКОВА Виктория Атомовна (1935-1991) ученый-литературовед, философ и социолог; ведущий специалист по литературной утопии и антиутопии. Жила в Москве, умерла в Гамбурге (Германия). Училась в Тбилисском ун-те, окончила Славянский пед. ин-т, работала учителем в школе, ученым-референтом в ИНИОН РАН. Еще в конце 1970-х гг. Ч. одной из первых в стране начала активно заниматься исследованиями запретных в то время тем: литературной антиутопией, творчеством Д.Оруэлла, Е.Замятина и др., однако до начала "перестройки" ее работы практически не были известны на родине (большинство были опубликованы в "закрытых" реферативных сборниках ИНИОН, либо в зарубежной печати). Впоследствии многие статьи и эссе Ч., в которых миры утопии и антиутопии представлены как социокультурный феномен и определено их место в общественном сознании, составили книги, в большинстве своем изданные посмертно: "Утопия и культура" (1992), "Утопия и свобода" (1994) и др. Библиография 1. Предсказания Оруэлла и современная идеологическая борьба /ИНИОН АН СССР. М., 1986. 57 с. 2. Утопия и свобода: Эссе разных лет. М.: Весть, 1994. 184 с. 3. Утопия рождается из утопии: Сб. ст. Лондон, 1992. 4. Утопия и культура: Реф. сб. Т.1 /ИНИОН РАН. М., 1992. 5. Эти пять лет: Реф. сб. Т.2 /ИНИОН РАН. М., 1992. ________________ 6. Антиутопия Евгения Замятина: Пародия или альтернатива? // Социокультурные утопии ХХ века: Реф. сб. Вып. 6. М.: ИНИОН, 1988. 7. Встреча с Джорджем Оруэллом // Антиутопии ХХ века: Сб. произведений. М.: Кн. палата, 1989. С. 327-336. 8. Идеологии не нужны фантазеры // Завтра: Альм. М.: Текст, 1991. Вып. 2. С. 206-211. 9. Несколько мыслей о Джордже Оруэлле: (О романе "1984") // Знамя. 1989. N 8. C. 222-225. 10. От Беловодья до... Бабаевского. О рус. социальных утопиях ХХ в. // Кн. обозрение. 1989. 28 апр. (N 17). C. 8. ЛИТ.: Рашковский Е. Предисловие // Чаликова В. Утопия и свобода. М., 1994. C. 3-7. Отсюда: http://axlib.ru/index.php?p=3&s=fvwiw...
Собственно активная дискуссия в 90-е и началась с издания ее закрытых работ, ссылки на труды Чаликовой есть практически во всех публикациях.
|
––– Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы". |
|
|
cadawr
магистр
|
29 мая 2011 г. 18:49 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата nibbles цитата Green_Bear Относится ли к этому жанру повесть Лукьяненко "Тринадцатый город"?
Да, это антиутопия, но — практичная. Я вдруг понял ПРАВИЛЬНОСТЬ диктаторского режма в определенных условиях. Помните, диктаторов в Древнем Риме назначал сенат — и ровно на длительность чрезвычайного положения. А потом император/диктатор слагал с себя свои полномочия — и шел на суд. (sic!) Так вот, Антиутопия Истинная (род и вид ) в повести Лукьяненко начнется там, где диктатор НЕ сложит с себя свои полномочия. Шолль Полностью согласен со всеми вашими постами. Не столь поткован филологически , но "мой кольт и моли кулаки" к вашим услугам!
|
––– Беспорядочная стрельба по толпе - есть крайняя степень сюрреализма |
|
|
Шолль
философ
|
29 мая 2011 г. 18:56 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
cadawr , спасибо, но может быть мы как-нибудь обойдемся без цитата cadawr "мой кольт и моли кулаки"
|
––– Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы". |
|
|
subhuman
философ
|
29 мая 2011 г. 19:05 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou Вам не приходило в голову, что решительно все термины в какой-то момент не были известны никому, кроме их изобретателя?
Одно дело — придумать новый термин к новому понятию, и совсем другое — исказить уже имеющийся термин под свои личные нужды. Это всего лишь "мнение" Чаликовой. Оно интересно, не спорю, но тем не менее остаётся всего лишь мнением. Вот тут в странной статье правильно написано: http://mirslovarei.com/content_fil/DISTOP... "По мнению исследовательницы".
цитата kagerou Потому что лично я в текстах эту разницу вижу.
Да я тоже эту разницу вижу, только не понимаю, почему нужно термины раздваивать.
|
––– [профиль остановлен] |
|
|