автор |
сообщение |
vxga
авторитет
|
27 июля 2020 г. 09:13 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Этот жанр несколько парадоксален: на западе он цветет и пахнет, но, кажется, даже там мало попыток осмыслить это направление литературы в целом. Тем более в России – о подобных книгах у нас практически не пишут и уж, тем более, их не переводят: возникает своего рода замкнутый круг. Читатели не знают о существовании нео-пальпа, по большей части, не знакомы с пишущими его авторами – а издатели делают вывод, что такая литература не найдет спроса. Поэтому – давайте попробуем обсудить этот жанр и его представителей. В теме предлагается обсуждать как нео-пальп в целом (его суть, границы, особенности), так и отдельных авторов, их циклы или произведения. Итак: термин «пальп», я думаю, в целом понятен: приключенческая литература возникшая вокруг пальп-журналов, вроде общеизвестного «Weird Tales», например. Многие писатели, там публиковавшиеся забыты, но некоторые стали почтенными и влиятельными классиками – первыми на ум приходят, несомненно, Роберт Говард и Говард Лавкрафт. Эпоха пальп-журналов закончилась примерно в пятидесятые, но их влияние продолжается – и дети, в свое время выросшие на эти журналах, со временем взялись за перо и начали создавать истории в той же самой манере. «Пальпом» это называть уже нельзя: нет тех журналов, да и хронологически был разрыв, как мне кажется — это не продолжение традиции, а именно ее возрождение. Отсюда и термин «нео-пальп». Основные признаки, в общем-то, просты: это «честные приключенческие истории», написанные так, как могли бы быть написаны во времена двух Говардов, Эдгара Райса Бэрроуза, Гамильтона и так далее – зачастую с использованием их же героев и/или сеттинга. Без попыток «переосмыслить» наследие, устроить вокруг него «постмодернистские» игрища – прямое продолжение традиции. Здесь и проходит важная граница: к примеру, цикл произведений Фармера, где действуют Тарзан, Челленджер и тому подобные персонажи, является именно переосмыслением первоисточника, зачастую издевательским – и поэтому в границы «неопальпа» не попадает. С другой стороны, с многочисленной «кониной» ситуация тоже не простая: многие из этих книг лишь используют имя Конана, чтобы «продать» совершенно иные, в том числе, как по стилю, так и по духу, истории. Это тоже не нео-пальп. С другой стороны, цикл «Крабы-убийцы» Гая Смита, начатый в 1978 году, воспринимается как чистейший пальп, но написанный на двадцать лет позже. Произведения Уильяма Микла, включая цикл об Августе Сэтоне – тоже чистейший пальп, но написанный в наши дни – и подкупающий именно своей честностью, утраченным, казалось бы духом старого фэнтези, без крена в «эпическое», «темное» и т.п. Все вышесказанное, разумеется, не стоит воспринимать как принижение других жанров: если вам нравится Микл, это не значит, что нельзя любить Глена Кука, Джорджа Мартина или Филиппа Фармера. Это просто другой жанр, ценный на свой манер, но получающий, на мой взгляд, значительно меньше внимания, чем он заслуживает.
|
|
|
heleknar
миротворец
|
|
markfenz
миродержец
|
28 июля 2020 г. 21:03 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Вагнеровский Кейн может считаться нео-пальпом? Мне Лин Картер вспоминается в первую очередь — люблю его за флоберовскую барочность в сеттинге Берроуза
|
––– "Это была лишь прелюдия, там, где сжигают книги, впоследствии сжигают и людей" - Генрих Гейне |
|
|
garuda
философ
|
|
garuda
философ
|
|
vxga
авторитет
|
|
markfenz
миродержец
|
28 июля 2020 г. 21:23 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Кстати, думаю, что сам маэстро Майкл Муркок может в ряде своих произведений рассматриваться как нео-пальп. Его раннее творчество, как минимум. Ну и burroughs-like трилогия о Майкле Кейне, помнится там нет никакого модерна и tongue-in-cheek, только честнейшая героика. Для ориентира, назовите штук пять с плюсом авторов, которых вы относите к нео-пальпу.
|
––– "Это была лишь прелюдия, там, где сжигают книги, впоследствии сжигают и людей" - Генрих Гейне |
|
|
vxga
авторитет
|
|
garuda
философ
|
|
vxga
авторитет
|
|
markfenz
миродержец
|
28 июля 2020 г. 22:18 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
А стоит ли в русле нео-пальпа смешивать героику и вирд с хоррором? Я просто хочу уточнить для вас нео-пальп это наследники Weird Tales или Argosy?
|
––– "Это была лишь прелюдия, там, где сжигают книги, впоследствии сжигают и людей" - Генрих Гейне |
|
|
count Yorga
гранд-мастер
|
28 июля 2020 г. 22:24 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
vxga Я бы немного поспорил.Все таки время Палпа -это время журналов типа Weird Tales и Argosy, т е время Говарда, Гамильтона , Брэкетт, Уильямсона, раннего Пола Андерсона , Каттнера , Мур и Блоха. Далее следует череда авторов, воспитанных на этих журналах.Муркок со своими Соджаном и Кейном, а позже Cеттоном Беггом-Метатемпоральным Детективом.Картер с циклами о Тонгоре и Зарконе- в особенности.Вагнер с Кейном.Тирни с Симоном из Гитты.Где -то рядом Гарднер Фокс с Кириком и Котаром.Отдельно выделяется оккультный детектив, как направление И наконец Нео-Палп.Авторы, примерно одного возраста , , как те же Микл и Финч и впитавшие, не только наследие палпа , но и близкую им массовую культуру.Британские и американские сериалы -Доктор Кто, Мстители, Сапфир и Сталь,Man of UNCLE и совершенно неизвестный у нас Адам Адамант жив.Среди прочего повлиявший на Темную Сторону Саймона Грина. Разумеется Ким Ньюман . Более молодые Энди Лейн, Джош Рейнольдс .Да практически все авторы из книжной серии Доктора Кто.На самом деле это очень обширный термин.В считающейся эталонной , антологии Рона Фортье больше 40 авторов и на Западе жанр все более и более популярен
|
|
|
vxga
авторитет
|
28 июля 2020 г. 22:38 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Во-первых, тема для споров и обсуждений и создана. :) Во-вторых, в чем-то ты прав. Хронологические рамки мне пока самому не очень ясны — с какого места начинается именно "нео". Сдается мне, что все таки да, три поколения: первое — классический пальп, Weird Tales и Argosy. Второе поколение — условный Муркок, которого, вероятно, еще не стоит относить к "нео-пальпу" — это поколение выросло на нем и, скорее, временами подрожало, а временами и отталкивалось. А третье поколение, типа Микла, уже "нео", потому что был хронологический перерыв, это уже, так сказать, "внуки", но пищущие в манере дедов. Ньюмана я, кстати, сюда бы не относил именно потому, что он переосмысливает этот культурный пласт, возводит свое здание на его фундаменте. Что касается жанров: оригинальный палп включал в себя все подряд — космическую оперу, планетарную оперу (Барсум-сотоварищи), фэнтези, хоррор. Оснований не относить к "нео-пальпу" книгу просто потому что это хоррор, лично я не вижу: у того же Микла в фэнтези-цикле про Сэтона встречается вполне себе хоррор. Насчет планетарной оперы, кстати, не уверен все-таки: в этой песочнице свои погремушки и я не уверен, был ли там хронологический разрыв, о котором я говорил выше.
|
|
|
count Yorga
гранд-мастер
|
|
vxga
авторитет
|
28 июля 2020 г. 23:14 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Тут нужна осторожность, мне кажется. К примеру: тот же Микл — шотландец, но Сэтон явный наследник героев того же Говарда, который вполне себе американец. "Азиатский пальп" почитать надо, но если речь о персонажах типа Фу Манчу, то не вижу смысла выделять его в отдельную категорию.
|
|
|
count Yorga
гранд-мастер
|
29 июля 2020 г. 00:15 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
vxga Микл..конечно шотландец, но Сэтон частично списан с Соломона Кейна, который вполне себе англичанин.И кстати, по признанию самого Микла, больше всего, он хочет написать новые приключения Говардовского героя.Представьте : Август Сэтон и Соломон Кейн вместе охотятся за Лавкрафтовскими Монстрами..
|
|
|
vxga
авторитет
|
29 июля 2020 г. 00:24 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Так в чем и тонкость: американец Говард пишет про англичанина Кейна — это у нас английский пальп или американский? С Миклом — тоже самое: стилистика-то не отличается, даже если сеттинг изменился. Словом, я бы пока не стал делить на "национальные школы" — как минимум не только по этому признаку. Опять же, Микл жил в Канаде — делает ли это его "канадским пальпом"? :) А так — Сэтон и Кейн против Ктулху это звучит заманчиво. Дайте две! Тем более, что первый из них с Дагоном уже сталкивался. :)
|
|
|
ааа иии
философ
|
|
Kail Itorr
гранд-мастер
|
29 июля 2020 г. 09:59 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Кстати сказать, сам Ричард Блейд в определение проходит на ять, честное рубилоприключалово. И если так, я бы подумал о включении в неопалп геммеловского Друсса.
|
|
|
vxga
авторитет
|
29 июля 2020 г. 10:18 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
"Блэйда" я помню плохо, но, если придерживаться теории трех поколений, то он не попадает в "нео" чисто хронологически — 1969 год это, все-таки, еще никак не "внуки", это второе поколение, как и Муркок с "Кейном". С Сондерсом, если речь про Чарльза, вопрос тоже любопытный: подробно я его не читал, но, насколько понимаю, он использует африканский сеттинг и персонажей, что не совсем характерно для исходного пальпа. Как мне кажется, это, скорее, альтернативное развитие той же традиции, но в другом, самостоятельном русле.
|
|
|