Станислав Лем Обсуждение ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Станислав Лем. Обсуждение творчества»

Станислав Лем. Обсуждение творчества

 автор  сообщение


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 26 января 2019 г. 21:30  
Уж с 2012 года можно было найти.


магистр

Ссылка на сообщение 27 января 2019 г. 09:30  
С.Соболев не нашел.
–––
... И не надо надеяться, о мое сердце!
И бояться не надо, о сердце мое! Омар Хайям


активист

Ссылка на сообщение 27 января 2019 г. 10:23  
По поводу старого собрания Лема (в котором были "Хрустальный шар" и "Черное и белое"). Я и сам бы хотел его продолжить, но там газетка. А другая бумага запустит цену в космос. И по поводу двух томов. "Охота" это рассказ. И со всеми приложениями там вряд ли будет больше 30 страниц. Поэтому в старое собрание его не встроишь. Может, сделаю томик рассказов 50-60-ых годов в Эксклюзивке. А может соберу том короткой прозы для будущего Собрания. Буду думать.


магистр

Ссылка на сообщение 27 января 2019 г. 10:48  
chief а серия Philosophy ? Или она уже закрыта?
–––
... И не надо надеяться, о мое сердце!
И бояться не надо, о сердце мое! Омар Хайям


активист

Ссылка на сообщение 27 января 2019 г. 10:56  
blackrovland — увы, закрыта и очень давно. Переиздание "Суммы" вышло в новой "синенькой" серии Философия (Neo). Кстати "Дилеммы" там очень хорошо бы смотрелись — там большая часть это предисловия к переизданиям "Суммы" (Десять лет спустя, Двадцать лет спустя и т.д.).


магистр

Ссылка на сообщение 27 января 2019 г. 11:13  

цитата chief

Кстати "Дилеммы" там очень хорошо бы смотрелись —
да, в какой бы серии не издали, читатели Лема и собиратели его непереведенных вещей наверняка купят книгу(и я в том числе).
–––
... И не надо надеяться, о мое сердце!
И бояться не надо, о сердце мое! Омар Хайям


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 27 января 2019 г. 11:53  

цитата blakrovland

в какой бы серии не издали
:beer:
Вот да, по большому счёту, для меня тоже — оформление — дело десятое.

цитата chief

"Охота" это рассказ. И со всеми приложениями там вряд ли будет больше 30 страниц.
А дать этот рассказик приложением в «Дилеммах» — никак не получится? В принципе, в «Молохе», в «Мой взгляд на литературу», да и в «Черном и белом» так же делали — там было немного художки, невключенной в художественные тома.
–––
В таком вот аксепте...


авторитет

Ссылка на сообщение 27 января 2019 г. 12:03  

цитата chief

Переиздание "Суммы" вышло в новой "синенькой" серии Философия (Neo).

Интересно, а другая фиоософия Оема там выйдет? Мне бы, например, "Диалоги"...


миродержец

Ссылка на сообщение 27 января 2019 г. 13:01  

цитата chief

Petro Gulak — а можно узнать подробнее о купюрах в переводе Брускина? Я "с пальцем" сравнил "прогрессовский" перевод теологического фрагмента, выброшенного в первых изданиях "Соляриса", с тем, что напечатано в нашем собрании. Разница чисто стилистическая.

Да, пожалуйста. Два примера из многих.
1. Под "теологическим фрагментом" я имел в виду не последний разговор Кельвина и Снаута, а завершение истории соляристики в главе "Эксперимент". У Брускина последний фрагмент, начиная с абзаца "История изучения Соляриса была отмечена..." — 4,5 тысячи знаков, у Гудимовой и Перельман (глава "Мыслители") — почти 18 тысяч. Уже наводит на мысли, правда?
У Брускина глава заканчивается так:

цитата Брускин

«Возможно, мы дошли до поворотного пункта», — думал я. Мнение об отказе, об отступлении сейчас или в недалеком будущем могло взять верх. Даже ликвидацию станции я не считал невозможной или маловероятной. Но я не верил, чтобы таким способом удалось спасти что-нибудь. Само существование мыслящего колосса никогда уже не даст людям покоя. Пусть мы вдоль и поперек исходим галактики, пусть свяжемся с иными цивилизациями похожих на нас существ, Солярис будет вечным вызовом, брошенным человеку.

У Гудимовой и Перельман после этого идет еще 7 тысяч знаков текста:

цитата Станислав Лем

И еще один небольшой том в кожаном переплете затерялся среди выпусков «Альманаха». Я рассмотрел переплет, потемневший от прикосновения рук, потом открыл старую книгу: это было «Введение в соляристику» Мунциуса. Мне вспомнилась ночь, проведенная за чтением книги, и улыбка Гибаряна, когда он давал мне свой экземпляр, и земной рассвет в окне, когда я дочитал старую книгу. «Соляристика, — писал Мунциус, — своего рода религия космического века, вера в облачении науки. Контакт, цель, к которой мы стремимся, так же туманна и нелепа, как житие святых, как приход Мессии. Наши исследования — это литургия в методологических формулах; смиренная работа ученых — ожидание благовещения. Ведь нет и не может быть никакой связи между Солярисом и Землей. Эти факты и многие другие — отсутствие общего опыта, единых понятий, которыми можно было бы обменяться, — соляристы отметают, как верующие отметали аргументы, опровергающие их веру. Впрочем, на что люди надеются, чего они ожидают от «установления информационной связи» с мыслящими морями? Перечня переживаний, связанных с существованием, бесконечным во времени, существованием столь древним, что, пожалуй, сами моря не помнят собственного начала? Описания желаний, страстей, надежд и страданий, рождающихся в живых горах при моментальных образованиях, превращения математики — в бытие; одиночества и смирения — в сущность. Но все эти знания невозможно ни передать, ни переложить на какой-либо земной язык. Любые поиски ценностей и значения будут напрасны. Впрочем, не таких, скорее поэтичных, чем научных, откровений ожидают сторонники Контакта. Даже не признаваясь себе в этом, они ожидают откровения, которое раскрыло бы перед ними суть самого человека! Соляристика — возрождение давно умерших мифов, яркое проявление мистической тоски, о которой открыто, в полный голос, человек говорить не решается. А надежда на искупление — глубоко скрытый краеугольный камень всего здания соляристики...
Но неспособные признать эту правду соляристы старательно обходят любое толкование Контакта. Они причислили его к лику святых, с годами он стал для них вечностью и небом, хотя вначале, при трезвом еще подходе, Контакт был основой, вступлением, выходом на новую дорогу, одну из многих дорог...»
Прост и горек анализ Мунциуса, этого «еретика» планетологии, блестящего в отрицании, в развенчании солярийского мифа, мифа о миссии человека. Первый голос, который посмел раздаться еще в романтический период развития соляристики, в период полного доверия, все проигнорировали, никто на него не откликнулся. Все это понятно, ведь если принять утверждения Мунциуса, то надо было бы перечеркнуть ту соляристику, которая существовала. Новая, иная соляристика, трезвая, бесстрастная, напрасно ждала своего основоположника. Через пять лет после смерти Мунциуса, когда его книга стала библиографической редкостью, ее нельзя было найти в собраниях ни по соляристике, ни по философии, появилась школа его имени, образовался круг норвежских ученых. Среди последователей Мунциуса было несколько ярких индивидуальностей, по-своему разрабатывавших его наследие. Спокойное изложение Мунциуса сменилось у Эрла Эннессона язвительной иронией; у Фаэланги оно превратилось в какую-то опошленную, потребительскую, иначе — утилитарную соляристику. Фаэланга стремился сконцентрировать все внимание на конкретной пользе, какую можно получить из исследований, и отбросить все фантастические надежды на Контакт, на связь двух интеллектов. Рядом с безжалостным, четким анализом Мунциуса работы всех его духовных учеников выглядят, однако, второстепенными, если не просто популяризаторскими, исключение составляют только произведения Эннессона и, пожалуй, Такаты. Собственно, Мунциус сам довел все до конца, назвав первый период соляристики периодом «пророков» (к ним он причислял Гизе, Голдена, Севаду), второй — «великим расколом» (тогда единая соляристская вера распалась на множество борющихся между собой сект). Мунциус предвидел и третий период — догматизма и схоластического окостенения, который наступит, когда будет изучено все, что только можно изучить. Но этого не произошло.
Гибарян, думал я, был все же прав, считая рассуждения Мунциуса чрезвычайным упрощением, оставляющим в стороне все, что контрастировало в соляристике с элементами веры; в соляристике, утверждал Гибарян, самое важное не вера, а кропотливый, будничный труд, исследования конкретной, материальной планеты, вращающейся вокруг двух солнц.
В книге Мунциуса лежал сложенный вдвое, совсем пожелтевший оттиск из ежеквартального журнала «Дополнения к соляристике», одна из первых работ Гибаряна, которую он написал, еще не будучи руководителем Института. После названия «Почему я стал соляристом» шло краткое, почти конспективное перечисление явлений, доказывающих реальную возможность Контакта. Ведь Гибарян принадлежал к тому, пожалуй, последнему поколению исследователей, у которых хватило смелости принять эстафету первых успехов соляристики и не отречься от своеобразной, выходящей за пределы науки веры, впрочем, вполне материалистической, веры в плодотворность усилий, если они достаточно упорны и продолжительны. Гибарян исходил из хорошо известных, классических исследований биоэлектроников евразийской школы: Хо Ен Мина, Нгъяли и Кавакадзе; их работы продемонстрировали, что существует некоторое сходство между электрическими импульсами и определенными разрядами энергии, происходящими в плазме Океана, которые предшествуют возникновению таких образований, как полиморфы (в зачаточных стадиях) и близнецы-соляриды. Гибарян отбросил антропоморфические интерпретации, всяческие мистификации психоаналитических, психиатрических, нейрофизиологических школ, которые пытались перенести на глеевый Океан человеческие заболевания, например эпилепсию (аналогию которой они видели в судорожных извержениях асимметриад). Он был среди сторонников Контакта одним из наиболее осторожных и трезвых ученых и совершенно не выносил сенсаций, которые, правда, все реже сопутствовали тому или иному открытию. Кстати, такой дешевой сенсацией стала моя дипломная работа. Она находилась где-то здесь, в библиотеке. Работа, конечно, была не опубликована, а просто снята на пленку и хранилась среди микрофильмов. В своей работе я опирался на любопытные исследования Бергмана и Рейнольдса. Им удалось из мозаики разнообразных процессов выделить и «отфильтровать» компоненты, сопровождающие самые сильные эмоции: отчаяние, скорбь, наслаждение. Я же сопоставил эти данные с разрядами океанических токов, определил амплитуду и профили кривых (на определенных участках сводов симметриад, у основания незрелых мимоидов и др.) и обнаружил между ними аналогию, заслуживающую внимания. Тут же в бульварной прессе появились об этом статейки под дурацкими названиями, вроде «Студень в отчаянии» или «Планета в оргазме».
Но все это мне только помогло (так, по крайней мере, я полагал до недавних пор). Гибарян, как любой другой солярист, не читал всех работ по соляристике (их выходили тысячи), а тем более работ новичков. Но на меня он обратил внимание, и я получил от него письмо. Это письмо завершило одну и начало другую главу моей жизни.
–––
Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений.


миродержец

Ссылка на сообщение 27 января 2019 г. 13:02  
Пример номер два. Следующая глава – «Сны» / «Сновидения».

цитата Брускин

При каких-то непонятных обстоятельствах, в пространстве, лишенном неба, земли, потолков, полов, стен, я, скорчившись, увязал в субстанции, внешне мне чужой, словно мое тело вросло в полумертвую, неповоротливую, бесформенную глыбу или, точнее, словно я сам стал ею. Меня окружали неясные сначала пятна бледно-розового цвета, висящие в пространстве с оптическими свойствами иными, чем у воздуха, так что только на очень близком расстоянии предметы становились четкими и даже чрезмерно, неестественно четкими, — в этих снах мое непосредственное окружение конкретностью и материальностью превосходило впечатления яви. Я просыпался с парадоксальным ощущением, что явью, настоящей явью был именно сон, а то, что я вижу, открыв глаза, — это лишь высохшие тени.


цитата Гудимова и Перельман

Каким-то непостижимым образом в пространстве, лишенном неба, земли, пола, потолка, стен, я, не то скорчившийся, не то связанный, оказывался в некоей чуждой мне субстанции, врастал в неживую, неподвижную, бесформенную глыбу, а может, я сам становился глыбой, тела у меня не было, меня окружали едва различимые розовые пятна, плававшие в среде, которая по оптическим свойствам отличалась от воздуха: только на очень близком расстоянии вещи приобретали отчетливые — даже слишком, неестественно отчетливые — очертания. Вообще в моих снах окружающее было гораздо более конкретным и материальным, чем наяву. Просыпаясь, я испытывал странное чувство: реальностью, подлинной реальностью было сновидение, а то, что я видел, открыв глаза, — лишь ее смутной тенью. Таково было начало, тот клубочек, из которого разматывалась нить сновидения. Вокруг меня что-то ждало разрешения, моего внутреннего согласия, а я ощущал — что-то во мне ощущало — я не должен поддаваться непонятному искушению, ведь чем больше соблазн, тем страшнее конец. Собственно, я не знал этого. Если бы я знал, то боялся бы, а страха я не испытывал. Я ждал. Из розового тумана вокруг меня рождалось первое прикосновение, я, неподвижный, как колода, увязший в поглощавшей меня массе, не мог ни отодвинуться, ни пошевельнуться, а то ощупывало мою тюрьму незрячими и одновременно видящими прикосновениями и становилось созидающей меня дланью. До этой минуты я был слеп, и вот я начинаю видеть: под пальцами, ощупывающими мое лицо, рождаются из ничего мои губы, щеки, и, по мере того как это разделенное на бесконечно малые доли прикосновение расширяется, у меня появляются и лицо, и дышащая грудь, вызванные из небытия этим актом созидания — взаимным, ибо и я, созидаемый, созидаю, — и возникает лицо, которого я никогда в жизни не видел, чужое и знакомое, я пытаюсь заглянуть ему в глаза, но не могу — все пропорции искажены, нет никаких направлений, просто в молитвенном молчании мы открываем друг друга и становимся друг другом. И вот я уже стал самим собой, но возведенным в степень бесконечности, а то второе существо — женщина? — застыло вместе со мной. В нас бьется один пульс, мы — единое целое, и вот в эту замедленную сцену, вне которой ничего не существует и не может существовать, закрадывается нечто необыкновенно жестокое, невозможное, противоестественное. Прикосновение, создавшее нас и золотым покровом окутавшее наши тела, превращается в мириады беспощадных жал. Тела наши, нагие и белые, расплываются, чернеют, покрываются полчищами червей... И вот уже я становлюсь — мы становимся — я становлюсь блестящим, свивающимся и расплетающимся вновь, лихорадочно извивающимся клубком, не кончающимся, нескончаемым; и в этой бесконечности я сам, бесконечный, вою без единого звука, моля о конце, и вдруг как раз в это время разбегаюсь, сразу во все стороны, и во мне растет страдание, во сто крат более сильное, чем наяву, сосредоточенное где-то в черных и багряных далях, страдание, то твердое как скала, то пылающее огнем иного солнца и иных миров.


Не кажется ли вам, что "чисто стилистическая разница" несколько чрезмерна?
Это, насколько я помню, самые крупные купюры, но и более мелких довольно много.
–––
Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений.


магистр

Ссылка на сообщение 27 января 2019 г. 13:09  
Petro Gulak Огромное спасибо.
–––
Каждый день в своей точёной ванне умирает раненый Марат.
С каждым днём верней и постоянней Жанны Д Арк поднятый к небу взгляд.


активист

Ссылка на сообщение 27 января 2019 г. 14:41  
Petro Gulak — большое спасибо! Я-то сравнивал именно фрагмент из "Старого мимоида". Да, подкинули Вы задачку. Как бы уши ИванИваныча присобачить к носу ИванНикифорыча… Пока решение такое: для Собрания — Гудимова-Перельман, для массовых серий Брускин. Но буду думать.


магистр

Ссылка на сообщение 27 января 2019 г. 15:08  
А где можно почитать (или пусть кто-нибудь своими словами мне расскажет) о иллюзиях или фантомах, что были у соляристов до станции (большой ребенок с неестественными движениями и т.д.)?
–––
Who is John Galt?
99,999999% сплачивалось в страхе, неприязни или ненависти, против остальных 0,000001%


магистр

Ссылка на сообщение 27 января 2019 г. 16:10  
Знаете, я первый раз Солярис прочитал где-то летом 2012 года. Вышел с книгой на улицу, сел на лавочке, стал читать. Всю книгу одолел за один присест часов за 5. Тогда книгу оценил очень высоко, баллов на 9 — 9.5.
Сейчас перечитываю, уже не то, причем сам не понимаю что не то. То ли тогда все в новинку было, то ли обстановка благоприятствовала. Поставил 8 баллов на сайте, но внутри себя разочарован, причем не столько книгой, а самим собой.
–––
Who is John Galt?
99,999999% сплачивалось в страхе, неприязни или ненависти, против остальных 0,000001%


активист

Ссылка на сообщение 27 января 2019 г. 16:18  
Karno — эта книга мудрее всех нас вместе взятых. Не даром сам пан Станислав говорил, что сам ее до конца не понимает. Так что для Вас не прошло еще время жестоких чудес. Удачи!


философ

Ссылка на сообщение 3 февраля 2019 г. 19:06  
Есть у кого-нибудь статья Станислав Лем "Почему я перестал писать научную фантастику"?
–––
ищу вопросы на свои ответы


магистр

Ссылка на сообщение 3 февраля 2019 г. 19:32  
В прошлом году, помнится, озвучивались задумки по поводу возможности нового "полочного" СС Лема (а ля СС АБС, ныне выходящее в двух оформлениях). Есть какая-то конкретика на этот счет?
–––
Народу не нужны нездоровые сенсации.
Народу нужны здоровые сенсации. (с)


миротворец

Ссылка на сообщение 3 февраля 2019 г. 19:47  

цитата avsergeev71

Есть какая-то конкретика на этот счет?


Если и будет, то не раньше 2020, как сказал chief.


магистр

Ссылка на сообщение 3 февраля 2019 г. 20:24  

цитата eos

Если и будет, то не раньше 2020, как сказал chief.

До 2020 осталось всего несколько месяцев. ;-)
Такие вещи, как СС не планируются за неделю.
–––
Народу не нужны нездоровые сенсации.
Народу нужны здоровые сенсации. (с)


миротворец

Ссылка на сообщение 3 февраля 2019 г. 20:27  

цитата avsergeev71

До 2020 осталось всего несколько месяцев.
Такие вещи, как СС не планируются за неделю.


Интересно вы ответили, причем тут неделя. Планирование явно не один год идет,
все остальное уточняйте у представителя изд-ва, больше никакой информации нигде не было.
Страницы: 123...9596979899...138139140    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Станислав Лем. Обсуждение творчества»

 
  Новое сообщение по теме «Станислав Лем. Обсуждение творчества»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх