Темное фэнтези


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «"Темное" фэнтези»

"Темное" фэнтези

 автор  сообщение


магистр

Ссылка на сообщение 25 сентября 2018 г. 09:51  
У меня этот сборник изначально вызвал некоторые сомнения, несмотря на интерес к заявленной теме. Приснопамятна еще прошлогодняя антология Чекмаева на, кхе-кхе, букву "М".
Соглашусь с Seidhe — крайне интересно послушать мнение о книге человека, не являющегося одним из авторов этой самой книги;-) Прежде чем голосовать за нее рублем.
–––
Тот, кто становится зверем, избавляется от боли быть человеком.


миротворец

Ссылка на сообщение 25 сентября 2018 г. 09:57  
Angvat :beer:


миротворец

Ссылка на сообщение 25 сентября 2018 г. 09:59  
А второй рассказ сборника (Максим Тихомиров «Лицо королевы»), видимо, отвечает за декаданс. Действие производит при дворе Темного Властелина... который на самом деле оказывается игрушкой еще более темной королевы. А она склонна менять наскучившие игрушки, отправляя старые в темницу, не всегда в целом состоянии. Автор очень старательно выписывает антураж, стараясь избавится от шаблонных и типичных деталей и, отчасти, ему это удается. При том, что действие не выходит из дворца.
В наличие победившее зло, практически полное отсутствие "чернушности" и декадансный антураж. Да, пожалуй рассказ вписывается и в жанр ЧФ, и в заданную составителями концепцию сборника. Но и только. Сколь либо выдающимся я его назвать не могу. Просто неплохой.


миротворец

Ссылка на сообщение 25 сентября 2018 г. 10:21  
Оксана Глазнева «Лукошко»
Вариация на известную тему "Солдат вернулся домой". Как водится, его мучают духи войны, погибших товарищей, врагов. А раз действие происходит в фэнтезийном мире, то мучают они его буквально, обитая в его голове. И, по традиции данной темы, весь сюжет рассказа сводится к примирению главного героя со своим прошлым и с умершими товарищами.
В целом, получилось не плохо. Но не ЧФ, даже близко нет.


миротворец

Ссылка на сообщение 26 сентября 2018 г. 15:20  
Шимун Врочек «Предел человечности»
Тоже на удивление неплохой рассказ в жанре военного фэнтези. Небольшой группе раздолбаев и рыцарей в ржавых доспехах дают задание защищать мост, через который должна пройти неприятельская армия. Надзора никакого нет, поэтому вопрос, почему они не разбежались в тот момент, когда запахло керосином, остается открытым. Вообще рассказ в стиле "маленький отряд должен задержать большую армию" для военного фэнтези крайне типичен и встречается повсеместно. Но, обычно, персонажам стараются хоть как-то прописать мотивацию, зачем им эту самую армию задерживать. Здесь же автор настолько торопился перейти к делу, что мотивация если есть, то очень неубедительная.
И нет, рассказ не про сражения. Большая часть рассказа — это солдатские разговоры у костра, где они перешучиваются, рассказывают друг другу свои истории и рассуждают о жизни. Не все истории одинаково полезны и ретейлинг истории о Синей Бороде сменяет жуткая трагедия девушки с маленькой грудью, которая меня заставила вспомнить известный клип "Ленинграда". Когда разговор заходит о возвышенном (патриотизме и т.д.) складывается впечатление, что автор писал пост в ЖЖшку, потом разбил его на диалоги и вставил в рассказ. Концовка ожидаемая. Для подобных рассказов типичная.
И опять, я не могу сказать, что рассказ плохой. Не плохо получилось, местами даже хорошо. Но ЧФ-то тут при чем?


миротворец

Ссылка на сообщение 26 сентября 2018 г. 19:13  
Алексей121
А вот Врочек, как по мне — хорош в подавляющем большинстве своих рассказов.
По большому счёту, из-за трёх авторов сборник и хотел купить — Врочек (поклонник я его таланта), Тихомиров (понравилось несколько его рассказов) и Алфёров ("Царя без царства" взял давно, но не читал ещё, так как конкретики о количестве томов — нету, >:-| хотя проработка мира на оф.сайте вызывает определённый интерес, да и пара прочитанных там же рассказов произвели благоприятное впечатление).


миротворец

Ссылка на сообщение 26 сентября 2018 г. 21:54  
Seidhe я не большой любитель творчества Врочека, хотя в свое время прочел два крупных сборника его рассказов. Не понравилась излишняя претенциозность и недосказанность многих вещей. Да и в принципе желание рассказать простые, в сущности, сюжеты максимально сложным и неудобочитаемым способом (что свойственно почти всем представителям этой нашей цветной волны) для меня чуждо. В этом рассказе, слава богу, автор отошел от своей привычной манеры (трейлер к роману) и создал вполне удобочитаемую историю, рассказанную хорошим языком и с узнаваемым авторским стилем.


миротворец

Ссылка на сообщение 27 сентября 2018 г. 15:02  
Юлиана Лебединская «Осколок удачи»
Такой себе рассказ. Неплохая идея, крайне посредственная реализация. Автор просто не смогла ее интересно раскрыть и обыграть. Все слишком просто, мир скучный, слишком схематичные персонажи, даже главные герои практически без бэкграунда. Просто небольшой случай в деревеньке, или еще немного про людскую несправедливость и т.д.
Не ЧФ даже близко.
Алексей Кунин «Город мёртвых богов»
Начинается рассказ довольно неплохо, весьма сочно описывается история этого самого города. А потом все скатывается в простецкое приключалово, беготню по подземельям а-ля Сальваторе, будто автор особо удачную партию в dungeons and dragons описывает. В финале — дежурный твист и битва с боссом.
Не ЧФ.
Сергей Шлычков «Сладкая песнь Нанки»
А вот это — отличный рассказ. Этническое фэнтези, посвященное быту и мифологии народов севера, рассказанное со знанием дела, великолепной проработкой деталей быта и характеров персонажей. Рассказ довольно мрачный, жизнь древних людей весьма жестока, да и концовка поводов для оптимизма не дает.
Но ЧФ? Нет.
Генри Лайон Олди «Принц тварей»
Изначально рассказ был трибьютом творчеству Роберта Говарда и в этом качестве он очень хорош. Записывать его в ЧФ? Ну не знаю... В любом случае, рассказ достойный. Правда я его читал лет семь назад, еще до выхода романа "Циклоп" в который он был включен и который я ЧФ назвать тоже не могу, не смотря на общую сюжетную мрачность.


авторитет

Ссылка на сообщение 29 сентября 2018 г. 18:03  

цитата Алексей121

А второй рассказ сборника (Максим Тихомиров «Лицо королевы»), видимо, отвечает за декаданс.
[...]
Да, пожалуй рассказ вписывается и в жанр ЧФ, и в заданную составителями концепцию сборника. Но и только.

Мне показалось, там больше стилизация под "новую волну". Муркок, Желязны, не знаю, что-нибудь такое... Многовато условностей и абсурдизма. Тёмное фэнтези, мне кажется, подразумевает большую укоренённость в реализме и натурализме (не в вульгарном понимании).
Сам рассказ такой... симпатичная безделушка с неплохим стилем. Забавный (юмор действительно тёмный).

цитата Алексей121

Оксана Глазнева «Лукошко»
Вариация на известную тему "Солдат вернулся домой".

Рассказ, на мой взгляд, вполне реально и до повести расписать, материала хватит. И мир чуть шире расписать, и "внутренний" конфликт героя кажется не вполне разрешённым. Если автор переживал за открытую концовку, то её реально оставить и в расширенном варианте, а здесь рассказ скорее обрывается, чем завершается неопределённо.

Вещица мне понравилась, хотя тёмное фэнтези это действительно с натяжечкой.

цитата Алексей121

Шимун Врочек «Предел человечности»
[...]
И опять, я не могу сказать, что рассказ плохой. Не плохо получилось, местами даже хорошо. Но ЧФ-то тут при чем?

Ну, рассказ определённо мрачный и с весьма неоднозначными персонажами. Написан хорошо. Форма определённо сложнее сюжета и чуть сложнее идейного содержания (т.е. сложнее, чем нужно). Но мне рассказ понравился.


миротворец

Ссылка на сообщение 29 сентября 2018 г. 19:03  

цитата Fауст

Мне показалось, там больше стилизация под "новую волну". Муркок, Желязны, не знаю, что-нибудь такое... Многовато условностей и абсурдизма. Тёмное фэнтези, мне кажется, подразумевает большую укоренённость в реализме и натурализме (не в вульгарном понимании).

Да, пожалуй, действительно похоже на Муркока.

цитата Fауст

Вещица мне понравилась, хотя тёмное фэнтези это действительно с натяжечкой.

тут дело в том, что ту же самую историю многократно раскрывали без помощи фантастических элементов на качественно более высоком уровне.

цитата Fауст

Но мне рассказ понравился.

Да, рассказ действительно неплохой.


авторитет

Ссылка на сообщение 29 сентября 2018 г. 19:26  

цитата Алексей121

тут дело в том, что ту же самую историю многократно раскрывали без помощи фантастических элементов на качественно более высоком уровне.

Полностью согласен. Однако тут удалось довольно интересно прорисовать конфликты в этой команде, уместившейся в одной голове. Поймал себя на том, что ещё бы про них почитал.

И, к слову, у меня были ровно те же вопросы по совершенно необязательному использованию фантдопов в другом сборнике "СнежКома" — "Взломанное будущее". Формируется впечатление, что составители не считают это проблемой, или даже наоборот.


миротворец

Ссылка на сообщение 29 сентября 2018 г. 20:45  
Fауст
Вы ведь уже писали об этом в одном из анонсов "снежного Кома", да?
Потому что я прям именно сейчас перечитываю некоторые вещи из "Взломанного будущего", и ловлю себя на точно тех же мыслях! :beer:


авторитет

Ссылка на сообщение 29 сентября 2018 г. 21:31  

цитата Seidhe

Вы ведь уже писали об этом в одном из анонсов "снежного Кома", да?

Как раз к анонсу "Фатума", если правильно помню. Там даже обсуждение с участием составителя и одного из авторов получилось. Даже как-то приятно, что предположение подтверждается из раза в раз и для разных жанров: значит, систему уловил верно, хотя сам подход мне не очень близок.)


миротворец

Ссылка на сообщение 29 сентября 2018 г. 21:33  
Fауст :beer:


миротворец

Ссылка на сообщение 1 октября 2018 г. 22:21  
Очень кратко добью свой рассказ о сборнике и постараюсь подытожить
Владимир Деминский «Хочу справедливости»
Очень удачный рассказ, вписывающийся и в заявленную концепцию сборника и в жанр ЧФ. Несомненная находка этой антологии. Разве что идея не слишком оригинальна, но реализация выше всяческих похвал.
Дмитрий Лазарев «Маяк»
а вот это — так себе рассказ, банальный, плоский и вдобавок крайне скучно написанный. Классический конфликт доброго и злого начала в душе безынтересного ГГ в сером, безыдейном мире. Чтоб хоть как-то его разнообразить автор начинает страдать совсем уж неадекватной фигней. Например, новые единицы времени придумывает.
Не ЧФ, к тому же.
Максим Макаренков «Время урожая»
ЧФ, да, но сам рассказ, как мне показалось, весьма скверно написан. Читал со скрипом. Ничего не зацепило и не понравилось. Возможно, вкусовщина.
Всеволод Алфёров «Ковер с обезьянками»
мне кажется, это тот случай, когда рассказ писался из-за одной центральной сцены, из-за одного образа, на выстраивание которого было убито слишком много слов и времени. Как по мне, оно того не стоило.
Не зацепило.
Не ЧФ, разве что "с элементами". Мотивы, скорее, сказочные а-ля "Тысяча и одна ночь" на современный лад.
Василий Макаров «Stella Sanguine»
Рассказ, не сказать, что сильный, но крепкий. На четверку с натяжкой. Похож на упрощенную и осовремененную версию Кларка Эштона Смита. Если считать его рассказы ЧФ, то и это ЧФ тоже. Хотя, мне думается, фентезийный хоррор — это немного другая степь.
Игорь Вереснев «Грех первородства»
а вот это мне напомнило Желязны. Эдакие "Хроники Амбера" для бедных. Для обеспечения "черноты" фэнтези большинство принцев/принцесс сделаны последними мразями, хотя особой нужды в этом, пожалуй, не было. Если абстрагироваться от сцен "знакомства" с персонажами, вполне обычное фэнтези с элементами "королевской битвы". Концовка, как по мне, слита.
______
Итого мы имеем не самый плохой сборник фэнтезийных рассказов со своими жемчужинами (Олди, Шлычков, Деминский) и с весьма посредственными вещами (Корнев, Лазарев). Есть буквально парочка рассказов, которые можно причислить к чф ("Хочу справедливости", "Время урожая"), есть пара рассказов, использующих элементы хоррора/натурализма но не более того. А примерно половина рассказов к чф и вовсе никакого отношения не имеют. Ведь если в рассказе идет война — это еще не чф. Если в рассказе кого-то обижают/унижают/проклинают — это еще не ЧФ. Если в рассказе кровь/кишки и секс per os/per anum — это еще не чф. Не смогли авторы почувствовать жанр и написали вполне классическое фэнтези. У кого-то вышло лучше, у кого-то хуже. Но революции, переосмысления жанра и достижения в нем новых высот не произошло.
Впрочем, меня уже то, что им удалось не ударить в грязь лицом, удивило и порадовало. О потраченном на сборник времени не жалею.


авторитет

Ссылка на сообщение 7 октября 2018 г. 23:45  

цитата Алексей121

Сергей Шлычков «Сладкая песнь Нанки»
А вот это — отличный рассказ. Этническое фэнтези, посвященное быту и мифологии народов севера, рассказанное со знанием дела, великолепной проработкой деталей быта и характеров персонажей. Рассказ довольно мрачный, жизнь древних людей весьма жестока, да и концовка поводов для оптимизма не дает.

Данный рассказ — даже не фэнтези. Если хоть как-то притягивать его к фантастическому жанру, это магический реализм. Даже некоторые главы из "Мэбэта" Григоренко смотрелись бы в сборнике уместнее. Но ведь и он — совсем не фэнтези.

Абсолютно не значит, что рассказ плох. Он скорее даже наоборот. Но со стороны составителя это попытка какого-то дешёвого обмана читателя.

Вроде как в позднесоветских-постсоветских сборниках фантастики часто можно было найти какой-нибудь рассказ, ну я не знаю, Борхеса? Подтекст такой, что вот, мол, и всемирно чтимые мастера прозы пишут эту нашу хвантастику, жанр серьёзный, значительный, посмотрите на нас, высоколобые эстеты.

Так же и тут. Это даже весьма органично следует из взгляда на фантастику, который активно продвигают те же Олди. Фантастика — литературный приём, а говорит фантастика о том же самом, что и прочая литература, высокая и не очень. Но, ёлы-палы, каждый приём ведь должен быть обоснован. Если фантастика говорит о том же самом, что прочая литература, она всегда будет бедной родственницей, неуклюжей, излишней, марширующей на костылях фантдопов, которые не добавляют ничего к теме, идее и т.д.

А они уже до того дошли, что у них Водолазкин — фантастика. И Пелевин — фантастика. Всё фантастика, кроме Косово, как в известной шутке.


миротворец

Ссылка на сообщение 8 октября 2018 г. 06:49  

цитата Fауст

А они уже до того дошли, что у них Водолазкин — фантастика. И Пелевин — фантастика.

а почему бы, собственно, и нет? Водолазкин — не знаю, читал только Лавра, а у Пелевина много фантастики. Что S.N.U.F.F., что iPhuck 10 — вполне себе фантастика. А Empire V — городское фэнтези:-D


миротворец

Ссылка на сообщение 8 октября 2018 г. 11:23  

цитата Fауст

Всё фантастика, кроме Косово, как в известной шутке.


цитата

«Сюда шли прямо с ячейковых собраний, после краткого извещения, шли, не разговаривая, в одиночку и парами, но не больше трех человек, в карманах которых обязательно лежала книжечка с заголовком „Коммунистическая партия большевиков“ или „Коммунистический союз молодежи Украины“. За чугунные ворота можно было войти, лишь показав такую книжечку.
В актовом зале уже много людей. Здесь светло. Окна завешены брезентовыми палатками. Собранные здесь большевики, подшучивая над этими условностями тревоги, спокойно раскуривали козьи ножки.
»
С ощущением нахлынувшего безумия Виктор посмотрел на Васю. Парень кивнул:
— Ага! Забрало? Лихо излагает!
— Ты… откуда это?
— Книга такая, — терпеливо пояснил парень. — Фэнтези. Слыхал? Это когда врут, но складно.
— Книжка-то с Изнанки, — мельком глянув, заметила Тэль. — Как добыл?
Вася гордо улыбнулся, оставив вопрос без ответа.
— И тебе тут… все понятно? — Виктор не смог удержаться от допроса с пристрастием.
— Ну… не совсем. Как ноги козьи можно курить — хоть убей, не пойму. И еще, эти… большевики и комсомольцы. То они вроде гномов — все железку строят. То вроде магов — порядок держат и оброк собирают.

Сергей Лукьяненко, Ник Перумов «Не время для драконов»


магистр

Ссылка на сообщение 9 октября 2018 г. 10:27  
Глянул Грозный отряд Скалла и Черные крылья Макдональда .Складывается ощущения, что подобные произведения вообще уже не пишутся, а просто собираются из набора типовых сюжетных заготовок типа Черный отряд/Вархаммер/Катаклизм/Мертвые боги/Бессмертные маги/Все плохо и буде еще хуже/Прожженный наемник/Сильный женский персонаж и т. д. Будто своих идей у молодых и начинающих ну вот совсем нет. Первое бросил почти сразу, второе может еще полистаю, а вдруг автор таки удивит хоть чем.
–––
Тот, кто становится зверем, избавляется от боли быть человеком.


миродержец

Ссылка на сообщение 9 октября 2018 г. 19:21  

цитата Angvat

Глянул Грозный отряд Скалла

цитата Angvat

собираются из набора типовых сюжетных заготовок типа

Не опознать довольно близкого по завязке и персонажам "клона" Первого Закона Аберкромби — это сильно, да. Другое дело, что ко второй книге Скалл уже повел самостоятельную игру.
–––
Следующие рецензии в АК:
Краевская, Пауэлл, Голубева, Бобылева.
Страницы: 123...103104105106107...138139140    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «"Темное" фэнтези»

 
  Новое сообщение по теме «"Темное" фэнтези»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх