Феномен советской фантастики


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Феномен советской фантастики»

Феномен советской фантастики

 автор  сообщение


миродержец

Ссылка на сообщение 13 августа 2013 г. 09:56  
Адамов точно писал по собственной воле? Или все гораздо страшнее было?


активист

Ссылка на сообщение 13 августа 2013 г. 10:12  
Fiametta, я чего-то не знаю? Просветите, если не затруднит.
–––
Debes, ergo potes / Должен, следовательно - можешь! (Альфред Хауэр)
Н. Попова, "Ведущий в погибель"


философ

Ссылка на сообщение 13 августа 2013 г. 10:27  
Ох...

Я пожалуй тоже устрою истерику и отпишусь отданной темы, как пользователь.
–––
Quae medicamenta non sanat, ferrum sanat, quae ferrum non sanat, ignis sanat.
TRUE NEUTRAL POWER MFK!


миродержец

Ссылка на сообщение 13 августа 2013 г. 11:43  
Проапдейтил исходное сообщение темы, дополнив для равновесия перечень преимуществ СФ перечнем недостатков, и заодно закрепил его наверху.
Надеюсь, это поможет уважаемым фантлаборантам плотнее держаться темы, не растекаясь по оффтопам. :-)
–––
a million bright ambassadors of morning


авторитет

Ссылка на сообщение 13 августа 2013 г. 12:06  
[Сообщение изъято модератором]
–––
Человек чувствует свой долг лишь в том случае, если он свободен


миродержец

Ссылка на сообщение 13 августа 2013 г. 12:49  
Я не помню, с какого произведения началось моё знакомство с фантастикой. С высокой долей вероятности это была "Аэлита", прочитанная примерно в возрасте 6 лет. Такой вот случился импринтинг. Поэтому люблю не только СФ, но и всю довоенную фантастику (в том числе и зарубежную). Но с западной довоенной фантастикой я знаком куда больше, чем с советской. И если есть в теме любители советской фантастики 20х-40х годов, порекомендуйте, пожалуйста, что можно почитать. Кроме того же Толстого, Беляева, Казанцева, Адамова, Шпанова (да, я читал даже Шпанова).
–––
Отсутствие пользы - еще не вред.


миродержец

Ссылка на сообщение 13 августа 2013 г. 12:57  

цитата visto

Я обманулся, зайдя на эту тему. Думал разговор будет о добротной и беспомощной НФ в разные периоды истории СССР. Какие-то мысли о следах цензурного, партийного и прочего давления на этот вид литературы. Примеры ухода от этого пресса с помощью языка Эзопа, или других приемов и способов (например: роман Яна Ларри для одного читателя).
И я тоже так думал. Судя по заглавному посту, предлагалось обсуждать типические особенности советской фантастики.


миротворец

Ссылка на сообщение 13 августа 2013 г. 13:21  

цитата Drovkin


Во-во, попаданской да еще и эльфовской.
Берем фильму "Мы из будущего". Берем не потому что фильма уж очень хороша, но потому что показательна.
К тому же — книги мы тут все читает кто что ни попадя, а кино это, думаю все видели. Ну и что мы видели ?
Часть первая — добротная, попаданческая. Но — пафос, где-то даже героизм, патриотизм, плюс — и очень хороший плюс — романтическая любовная линия. Фильм удался. Меня даже аж проняло, гм, особенно — деталь вот эта — по граммпластинке пальцами вжик-вжик. Достоверность ткскть.
Ну и что мы видим в части второй ?!
- Полнейший ура-поцреотический отстой. Хахлы — хоббиты с мохнатыми ногами, придурки, да еще и в бандеровской форме. Ага, их и тетка едва завидев форму, гонит. Советская же тетка, ну-да ! :-) ( тут я чотта не догнал — не с начала смотрел, потому не в курсе, в какой местности дело было — на ЗУ или под Питером. Но в любом случае брехня — под Питером в 44-м жители о бандеровцах не знали и знать не могли, а в ЗУ... — ну вы поняли — опять-таки брехня. )   Ну а дальше ваще бредятина с волосятиной :
новорожденного младенца дурной как сало без хлеба хохол прет в охапке лесом верст семь, и когда доходит до ручки, все, хана — из-за сосновых стволов появляются ... эльфы, ну-да.
Вот нафига было тырить это из кольца — вспоминаем сцену бега всей компашки по подземелью меж гигантских колонн ?.. :)
Да все для того же : молодое поколение воспитывать в великоимперском духе. Они ж, геймеры упоротые, иной риторики поди и не поймут !!! :-)
Вот только одно смущает — этим "молодым" геймерам лет по сколько ? Когда там первый перевод Кольца появился ?
Уж лучше бы че-нить из Поттера приплели, всяко ближе к 15-летним было б ...

сообщение модератора

Drovkin получает предупреждение от модератора
2.1. Пропаганда расовой, национальной и религиозной вражды
2.3. намеренное искажение языка.
Оффтопик.
–––
Patrick: "Is humanity an instrument?"
Gendo: "Yes Patrick. Yes it is."


миротворец

Ссылка на сообщение 13 августа 2013 г. 13:31  

сообщение модератора

Drovkin получает предупреждение от модератора
Многократный флуд. Оффтопик.
–––
Patrick: "Is humanity an instrument?"
Gendo: "Yes Patrick. Yes it is."


авторитет

Ссылка на сообщение 13 августа 2013 г. 13:39  

цитата Petrovitz

советской фантастики 20х-40х годов, порекомендуйте, пожалуйста, что можно почитать.

Шагинян. Месс Менд http://fantlab.ru/edition24201
Большие пожары (25 авторов) http://fantlab.ru/work262473
Эренбург. Трест Д.Е. http://fantlab.ru/work227609
Гиршгорн, Келлер, Липатов. Бесцеремонный Роман. http://fantlab.ru/work150778
"Приземлённый" (без Космоса и чудо машин) взгляд на будущее из середины 1920-х до начала 1930-х. Плюс — "попаданец" (но какой!) бесцеремонный Роман...


миродержец

Ссылка на сообщение 13 августа 2013 г. 13:42  
visto Спасибо за список, Шагинян читал, остальное посмотрю :beer:
–––
Отсутствие пользы - еще не вред.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 13 августа 2013 г. 13:53  

цитата Kuntc

Так вы же хотели сравнить? Или нет? Вот несколько авторов из того же времени, что и советские. Сравниваем.
Кто, например, из советских авторов писал сверхъестественный хоррор?

Это получается не сравнение, а скорее противопоставление. Например, с тем же успехом, можно спросить "А что Рэй Брэдбери ответил на киберпанк?" А ничего не ответил и отвечать не собирался. Он писал свои вещи. То же относится и к советской фантастике в целом. Авторы писали свои вещи, обусловленные своими стремлениями, знаниями, образованием, воспитанием, опытом, восприятием и внешними условиями. Советская фантастика описывала своё будущее, западная — своё.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 13 августа 2013 г. 13:59  

цитата VladimIr V Y

"А что Рэй Брэдбери ответил на киберпанк?" А ничего не ответил и отвечать не собирался. Он писал свои вещи. То же относится и к советской фантастике в целом.

Брэдбери — это всего один человек, один писатель. Из ваших же слов получается, что вся СФ — это тоже как будто один автор, а вовсе не десятки людей. То есть как раз то, о чем я выше и говорил: СФ ограничена и однообразна. :-)
–––
And from his nose unto his chin, The worms crawled out, the worms crawled in...


миродержец

Ссылка на сообщение 13 августа 2013 г. 14:03  

цитата Petrovitz

советской фантастики 20х-40х годов,

Николай Муханов Пылающие бездны — первая советская космоопера
–––
Я доверил это письмо своему быстроногому почтовому голубю.


миродержец

Ссылка на сообщение 13 августа 2013 г. 14:08  
Petrovitz Ещё можете поискать по авторам: Луначарский, Чаянов, Куприн, Циолковский, Итин, Эренбург, Бобров, Гончаров, Лавренёв, Заяицкий, Каверин, Палей, Зуев-Ордынец, Владко.

Обручева, Платонова, Леонова, Ларри, надеюсь, читали.
–––
a million bright ambassadors of morning


миродержец

Ссылка на сообщение 13 августа 2013 г. 14:11  

цитата Pirx

Объективности ради следует сказать, что, помимо преимуществ, у советской фантастики были и такие особенности, которые можно смело охарактеризовать, как недостатки
Практически все особенности советской фантастики — и те, что Вы обозначили, как достоинства, и общепризнанные недостатки — определяются госконтролем за книгоиздательским процессом. За исключением преимущества №4.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 13 августа 2013 г. 14:12  

цитата Kuntc

Брэдбери — это всего один человек, один писатель. Из ваших же слов получается, что вся СФ — это тоже как будто один автор, а вовсе не десятки людей. То есть как раз то, о чем я выше и говорил: СФ ограничена и однообразна.

Во-первых, не надо передёргивать и доводить сравнение до абсурда, удобного вам.
Во-вторых, даже внутри творчества одного человека имеется довольно широкий диапазон. Например, рассказы Брэдбери "И грянул гром", "Уснувший в Армагеддоне" и "Электрическое тело пою!" не имеют между собой ничего общего, кроме некоторого стилистического сходства. Так же как и творчество Стругацких, Снегова и Гансовского не имеет между собой сходства, которое позволило бы огульно рассуждать об однообразии.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 13 августа 2013 г. 14:31  

цитата VladimIr V Y

Во-первых, не надо передёргивать и доводить сравнение до абсурда, удобного вам.

А это и есть абсурдное сравнение (приравнять всю СФ к одному Брэдбери), его даже никуда вести не надо. Кроме Брэдбери в англоамериканской фантастике еще сотни имен, почему вдруг вы его одного выбрали?

цитата VladimIr V Y

Так же как и творчество Стругацких, Снегова и Гансовского не имеет между собой сходства, которое позволило бы огульно рассуждать об однообразии.

И чем же творчество Снегова принципиально отличается от Стругацких?
–––
And from his nose unto his chin, The worms crawled out, the worms crawled in...


новичок

Ссылка на сообщение 13 августа 2013 г. 14:36  
У меня сложилось такое впечатление, что многие отрицательно отзывающиеся о советской фантастике, читать её стали много позже современной. А ведь между тем и этим огромная дистанция во времени. С одной стороны, человек живёт в более позднем мире иного уровня технического прогресса и это сказывается на его восприятии (призма современности). С другой стороны, и фантастическая, и прочая литература при создании тоже исходят из призмы своей современности. Помните "Из пушки на Луну" Жюля Верна? Космическое путешествие, но средство-то и знание каково? Оно смешно и нелепо выглядит уже в 20-х годах 20-го века. Не очень интересно читать с багажом сегодняшних знаний? Хотя даже в 50-ые зачитывались. Правда, другого почти и не было. Пока не знали Циолковского и первых спутников и на Западе фантастика была столь же простоватой, как и в СССР. Хулить до с позиций после легко и не этично. Громить можно плохую литературу прошлого, а не поголовно всё, что было.

Знаете, кроме фантастики люблю и детективы. Хорошие. Не кровавые ошмётки, а острого ума. После того, как в Россию хлынул Гарднер, Стаут, Френсис и я освоила их, и теперь не могу читать советские детективы. Ну не идут и всё тут! А ведь раньше и перечитывала с удовольствием. Да притом, что конец известен. Однако я не считаю и теперь эти книги плохими. Да и не только их трудно стало читать. Современные наши детективы тоже. Понимаете, какой поворот в голове у людей происходит со сменой устоявшегося чтения. То-то и оно! С фантастикой тоже самое будет, наверное, у любого человека. Нужно понимать время, место, и предшествовавший собственный багаж. Может и критиковать прошедшее не захочетсся. То, что советская фантастика по сравнению с Западной менее крута по закрученности сюжета, не говорит о её пороке. Жизнь-то была разная и база сравнения несопоставимая. Сравнивать нужно не книги отстоящие друг от друга на десятилетия и страны. Сравнивать нужно книги с интересом той публики, для которой они были написаны.


миродержец

Ссылка на сообщение 13 августа 2013 г. 14:46  
Kuntc
А чем творчество Говарда принципиально отличается от Спрэга де Кампа?
–––
из сильных и суровых врагов
получается прочная обувь
Страницы: 123...2223242526...377378379    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Феномен советской фантастики»

 
  Новое сообщение по теме «Феномен советской фантастики»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх