автор |
сообщение |
ааа иии
философ
|
14 сентября 2018 г. 08:46 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Мух утверждение, что вот до августа 91-го была советская фантастика, а потом вдруг раз! — и закончилась, представляется сугубым упрощением. Считать советскую фантастику личным выбором писателя — упрощение до уровня ИМХО. "Мумия" Лазарчука или заметка что Ленин был грибом идет под определение "советской фантастики" как школы? Другой не было
|
|
|
nightowl
авторитет
|
14 сентября 2018 г. 09:29 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ааа иии Считать советскую фантастику личным выбором писателя — упрощение до уровня ИМХО
А вот что пишет по вопросу "личного выбора писателя, например, Василий Звягинцев ("Из "Открытого письма Роману Арбитману"):
цитата ...от Вас я с удовольствием выслушал бы замечания по поводу идейного замысла, сюжета, фабулы, стиля, фактографии эт сетера, и, может быть, понял бы, наконец, отчего так взволновалась питерская школа фантастики по поводу полученных романом премий. Однако вместо этого я вынужден был испытать чувство глубокого недоумения. Поскольку я не ожидал обнаружить у признанного авторитета столь вопиющего непрофессионализма. Ибо, даже будучи настроенным заведомо негативно, критик должен был рецензируемый труд более-менее внимательно прочитать. Если же Вы это непременное условие выполнили, то остается предположить, что обе Ваши статьи написаны с какой-то специальной, не имеющей к чистой литературе отношения целью. А это уже… неизящно. Поясняю. Вся Ваша критика строится на посылке, что "В.Звягинцев писал свой роман уже в новых условиях и обязан был действовать в соответствии со временем"... ...Не стал бы оспаривать такого мнения, если бы в обоих доступных читателю изданиях (Ставрополь, 1992; СПб, 1993) не была обозначена дата его написания: 1978–1983 гг. А уж когда он, роман, вышел в свет — это второй вопрос.
и смотрим далее по тексту...
|
|
|
просточитатель
философ
|
14 сентября 2018 г. 09:47 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Мух Да и утверждение, что вот до августа 91-го была советская фантастика, а потом вдруг раз! — и закончилась, представляется сугубым упрощением. И все таки это так. Слишком много изменилось. Одни и те же писатели стали писать ОЧЕНЬ по разному Это такой же водораздел как и 1917 год...
|
––– Чтение-Сила |
|
|
Dentyst
миродержец
|
14 сентября 2018 г. 10:05 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата просточитатель Одни и те иже писатели стали писать ОЧЕНЬ по разному
Не по разному, а про другое. И в 1917-м та же история. Мастера продолжали писать мастерски, только темы сменились.
|
––– из сильных и суровых врагов получается прочная обувь |
|
|
просточитатель
философ
|
14 сентября 2018 г. 10:07 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Dentyst Не по разному, а про другое. И в 1917-м та же история. Мастера продолжали писать мастерски, только темы сменились. Так и я про темы!
|
––– Чтение-Сила |
|
|
тессилуч
миротворец
|
|
Dentyst
миродержец
|
14 сентября 2018 г. 10:13 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата просточитатель стали писать ОЧЕНЬ по разному
Если Вы про темы, то и надо было написать не "по разному", а "про другое". А то получается непонятно...
|
––– из сильных и суровых врагов получается прочная обувь |
|
|
просточитатель
философ
|
14 сентября 2018 г. 10:18 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата тессилуч Так и после 1991 года Советские фантасты не все сменили темы. Давайте поговорим конкретно? вот вы скажите пример? А я его проккоментирую.
|
––– Чтение-Сила |
|
|
просточитатель
философ
|
14 сентября 2018 г. 10:22 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Dentyst Если Вы про темы, то и надо было написать не "по разному", а "про другое". А то получается непонятно... Про другое и все таки по другому...Хотя есть исключения. Тот же Павлов с Лунной Радугой я читал в этом издании думал это первое издание книги. А оказалось! насколько не по советски написано....
|
––– Чтение-Сила |
|
|
тессилуч
миротворец
|
14 сентября 2018 г. 10:37 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
просточитатель Ну например Булычев продолжал писать альтернативку "Река Хронос"- "Заповедник для академиков". Ну добавил туда атомную бомбу и секса.
|
––– |
|
|
ааа иии
философ
|
14 сентября 2018 г. 10:41 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата nightowl А вот что пишет по вопросу "личного выбора писателя, например, Василий Звягинцев Ничего не пишет. По вопросу выбора, конечно, остальное недурно. Арбитман... профессионал, безусловно, но в деле публикаций своих текстов. И напомнить всем об этом не вред. Требовать, чтобы роман соответствовал времени написания и проявление тоталитаризма, и бессмыслица. Он все равно соответствует, даже если идет вразрез трендам.
цитата nightowl цитирует Звягинцева А уж когда он, роман, вышел в свет — это второй вопрос. Второй по очередности, не значению. Были же еще, изначально не предназначенные для публикации, вещи. Булычев, "Осечка-1968", например. Но... в таких случаях возникает классическое (уже) уточнение: а когда написан "Мастер и Маргарита" умершего в 1940 Булгакова? Не, как в базе Фантлаба, в 1967 ли?
|
|
|
Dentyst
миродержец
|
14 сентября 2018 г. 11:00 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата просточитатель насколько не по советски написано....
А как это "по советски"? Поясните.
|
––– из сильных и суровых врагов получается прочная обувь |
|
|
vlandry
авторитет
|
14 сентября 2018 г. 11:42 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата просточитатель Павлов с Лунной Радугой
напечатался, когда редакцией МГ руководил всеми нелюбимый Ю.Медведев, который также напечатал Тупицына и Назарова (до того, только в журналах и местных изд-х)
|
|
|
s-nova
магистр
|
14 сентября 2018 г. 11:57 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата vlandry когда редакцией МГ руководил всеми нелюбимый Ю.Медведев
По-моему, "Лунная радуга" вышла в БСФ уже при Щербакове, который, по тенденциозной формулировке автора биографии
цитата завершил идейный разгром советской НФ 1960-70-х годов
Хотя при Щербакове в "Молодой гвардии" вышел сборник Стругацких "Неназначенные встречи", замороженный при Медведеве. И та же "Лунная радуга" в двух книгах. Продолжали издаваться книги Биленкина, Гансовского, Ларионовой, Булычева.
|
|
|
Мух
философ
|
14 сентября 2018 г. 12:00 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ааа иии Считать советскую фантастику личным выбором писателя — упрощение до уровня ИМХО.
Я Вам про школу, а Вы мне про какой-то личный выбор... Тем паче, понятие школы не какой-то там абсолют (Б-же упаси!) — вот рассказы Успенского того времени написаны в традициях вполне советских, а, скажем, "Там, где нас нет" — уже совсем иное. Нет, конечно, советскую фантастику можно рассматривать исключтельно в ключе тематической заданности -= но тогда вряд ли продвинемся дальше Беляева и Адамова.
цитата просточитатель Это такой же водораздел как и 1917 год...
Так школы и направления, бывшие до, и в 1917-м никуда не делись, разве что "Антоновские яблоки" сменились "Окаянными днями". Актуализация новых тем, не более. А вот новых направлений возникло предостатоно. Кстати, тоже не универсальная фишка — Замятин, например, серьезно саму манеру письма поменял. Достаточно сравнить "Уездное" и, скажем, "Мамая" и иные рассказы 1918 г. А изменения (далеко не сразу и не рывком-скачком!) прежде всего пошли в том, что засветился целый массив отечественных фэнтези-авторов — в диапазоне от Олди и Хаецкой до совершенно нечитаемых опусов.
цитата ааа иии Булычев, "Осечка-1968", например.
Кстати, тоже вспомнил эту вещь. Но ни мою, ни Вашу правоту она не подтверждает — хотя вещь достойная и очень смешная.
|
––– Мы выросли в поле такого напряга, Где любое устройство сгорает на раз. (с) БГ |
|
|
dio
миродержец
|
14 сентября 2018 г. 12:31 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата nightowl dio Да, пробовал. Прошу великодушно меня простить, если я невольно в чем-то наступил Вам "на хвост" и высказал несогласие с Вашими несколько неубедительными "постулатами".
Ну прежде чем пробовать, надо было корону снять, на уши сильно давит, заметно уж больно.
цитата nightowl Мне же "феномен советской фантастики" видится, в первую очередь, в глубоком знании, тщательной проработке описываемого предмета, бережном и ответственном отношении к всем деталям написанного, а также в отборе для печати действительно "значимых" произведений.
Патриарх Советской фантастики А.П.Казанцев "Арктический мост" или "Купол надежды", к примеру, такие глубокие познания, такая проработка. Или Адамов "Тайна двух океанов" до чего знаковое произведение для "Феномена" и???? Таких примеров вагон и маленькая тележка.
цитата Мух Да и утверждение, что вот до августа 91-го была советская фантастика, а потом вдруг раз! — и закончилась, представляется сугубым упрощением. Ну, если мы рассматриваем советскую фантастику как явление или школу, а не как приложение к неким политическим реалиям, конечно. Т
Никакого упрощения, феномен советской фантастики был рожден политическими реалиями Советского государства, как реалии прекратили свое существование. так прекратил свое существование феномен. Но привязывать к определенной дате не совсем правильно, феномен изменялся(колебался) с колебанием политических реалий. Во второй половине 80-х гг политические реалии стали размываться, стал размываться и феномен и в 91 размылся окончательно(тут надо учитывать одну из особенностей феномена — долгую дорогу от написания до издания).
цитата Мух То есть, скажем, первые книги "Галактического консула" Филенко написаны именно в ключе советской гуманитарной фантастики "Ключ" понятие растяжимое, вон из всего творчества А.Громова торчат "уши" советской фантастики, но ни его, ни Филенко относить к советской фантастике излишне.
|
|
|
Консул
миродержец
|
14 сентября 2018 г. 12:35 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата dio Патриарх Советской фантастики А.П.Казанцев "Арктический мост" или "Купол надежды", к примеру, такие глубокие познания, такая проработка. Да, а что?цитата dio Или Адамов "Тайна двух океанов" до чего знаковое произведение для "Феномена" и???? И всё хорошо.
|
|
|
Мух
философ
|
14 сентября 2018 г. 12:42 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата dio Никакого упрощения, феномен советской фантастики был рожден политическими реалиями Советского государства, как реалии прекратили свое существование. так прекратил свое существование феномен.
Имеет право на существование, но я лично с этим не согласен. То есть, если мы рассматриваем фантастику как совокупность темы, идей, выразительных средств и собственно фантдопущений, то какой-то четкий водораздел довольно трудно провести.
цитата dio но ни его, ни Филенко относить к советской фантастике излишне.
В принципе, сказанное можно отнести и к ряду вещей АБС советского периода... Так что хронологическая привязка — не какой-то универсальный ключ для определения "советской фантастики".
|
––– Мы выросли в поле такого напряга, Где любое устройство сгорает на раз. (с) БГ |
|
|
ааа иии
философ
|
14 сентября 2018 г. 12:56 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Мух Я Вам про школу, а Вы мне про какой-то личный выбор Школа — это важно, ей можно объяснить отползание в кусты воспитанников семинаров и громадных тиражей крошечных рассказов при смене экониши. Но. Либо возможно писать советскую/не советскую фантастику, если захочется. Всегда. И тогда у нее есть общие черты. У всей. Либо мы ограничиваемся периодом СССР и выбираемся из ловушки доказательств единства приключений Незнайки с "Чакрой кентавра".
цитата Мух Нет, конечно, советскую фантастику можно рассматривать исключтельно в ключе тематической заданности -= но тогда вряд ли продвинемся дальше Беляева и Адамова. Исходно вступил в дискуссию именно по этому поводу. Системности в советской фантастике не было.
|
|
|
dio
миродержец
|
14 сентября 2018 г. 13:01 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Мух Имеет право на существование, но я лично с этим не согласен. То есть, если мы рассматриваем фантастику как совокупность темы, идей, выразительных средств и собственно фантдопущений, то какой-то четкий водораздел довольно трудно провести.
Имеете полное право не соглашаться! По мне, нужно также учитывать литературный "фон" существования феномена, все познается в сравнении. При изменении "фона" меняется восприятие. В этой связи хотелось бы по-подробнее о совокупности "темы, идей, выразительных средств и собственно фантдопущений", точнее развернуть каждый критерий отдельно. А то мне кажется что вся "феноменальность" упрется в тему. Но до раскрытия понятий, подожду с выводами.
цитата Мух В принципе, сказанное можно отнести и к ряду вещей АБС советского периода
Для меня АБС являются, с некоторой натяжкой, эталоном «Феномена советской фантастики», так что....
|
|
|