цитата BansarovКазалось бы, "празднику Робин Гуда" логично было бы проходить во вторую дату, особенно учитывая, что ведущего церемонии в ряде случаев обвязывают зелёными ветками, а на 23 апреля (день памяти св.Георгия) в "зоне рискованного земледелия" с этим может быть напряжёнка. Но никто никогда не слыхал про Июньские игры, Июньское дерево, "июньский шест". Читая Фрэзера, становится заметно, что в некоторых местностях в качестве Майского дерева было принято использовать хвойное дерево, украшаемое на 1 мая "лентами и цветами". Вероятно, это способ вопреки сезону смоделировать 23 апреля (или 1 мая) зеленое и цветущее Майское дерево. Другой способ выйти из ситуации — это называть игры и их атрибуты Майскими, но играть их на Троицу (как оно и обстояло, судя по некоторым сумбурным формулировкам Фрэзера) либо проводить в Первомай зачин обряда, а на Троицу его завершение (такой пример автор тоже отыскал). Правильно ли я понимаю, что это последствия распространения данного обряда из более южных регионов в более северные? Проблема в том, что обряд этот тяготеет к германским народам, а всё, что я знаю о распространении германцев по Европе, говорит о строго обратном направлении их движения. Может ли здесь быть какое-то другое объяснение данного календарного парадокса?
Блин. Есть фактор, ещё сильнее усложняющий задачу. Майский праздник "Зелёного Георгия" сложился явно во времена, когда люди пользовались не григорианским, а каким-то из предшествующих календарей. Сам праздник может быть сколь угодно древним. Но терминология его привязки к календарю ("апрель", "май", св.Георгий, Троица) говорит о том, что именно эта, известная нам привязка осуществилась в римско-христианское время. И, конечно же, Майские игры были известны до введения григорианского календаря. Следовательно, данный обряд был в любой стране, где он был известен, в течение какого-то (различного) времени был привязан к фиксированной дате юлианского календаря. При этом юлианский год, как всем известно, чуточку длиннее солнечного. Поэтому любая фиксированная дата, например 23 апреля, с каждым прошедшим юлианским годом будет "плыть" вперёд по солнечному году, всё ближе к лету (реальному климатическому лету, т.е. тёплому времени года), и всё дальше от зимы. Это же легко проверить, у нас в РПЦ праздники до сих пор привязаны к юлианским датам. И церковное, юлианское 23 апреля (св.Георгий) празднуется у нас, когда на общегражданском государственном календаре 6 мая. Иначе говоря, во времена использования юлианского летоисчисления, описанная проблема — что праздник буйной зелёной листвы зачем-то требуется праздновать в такую дату, когда эта самая листва ещё не буйствует, а если холодный год, да северный регион, то и вовсе отсутствует — должна с течением столетий постепенно терять остроту. Вот как в России. Если бы у нас до сих пор была такая традиция, то с антуражем праздника уже не было бы проблем, потому что 6 мая — это уже листва. А мы видим, что исторически произошло обратное. Что праздник был приурочен к Первомаю в некой культуре, для которой абсолютно привычна буйная широколиственная растительность на конец апреля, и тем более на Первомай. А потом что-то произошло, и празднующие были поставлены перед фактом, что для соблюдения ритуала надо моделировать Майское дерево с использованием хвойных веток и цветных лент, а буйство растительности — это уже где-то ближе к Троице. И этот эффект был настолько силён, что не помогла даже накапливающаяся аберрация юлианской даты в сторону "потепления" даты праздника. А! Кажется, догадываюсь. Ключевые слова — "средневековый климатический оптимум" и "малый ледниковый период".
|
|