автор |
сообщение |
Pickman
миротворец
|
16 мая 2008 г. 22:20 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Навеяна тема моим незрелым писательским опытом и цитатой из соседнего топика:
цитата Karavaev В целом же, нашему нынешнему поколению МТА НФ не по зубам в большинстве своем.
Давайте допустим, что существуют молодые авторы, которые потенциально могут дорасти до классиков. Есть талант, есть фантазия, есть желание — но непонятно, как придать выдуманному миру достоверности.
Так что же заливают писатели в основание воздушных замков, откуда берут факты? Казалось бы, очевидно: а) из жизни (т.е. собственных наблюдений) б) из книг, а теперь и Интернета. Но не все так просто. В этой теме я хотел бы обсуждать конкретные приемы и методы работы, которыми пользуются в творчестве добросовестные авторы.
Как лучше работать с источниками? Как "поднатаскать" себя в новой (для молодого автора) области знаний? Где граница, которая отделяет основательно написанную фантастику от беллетризованного псевдонаучного трактата? Как в принципе могут соотноситься фантастическое и научное? Как найти тот необходимый минимум фактов, который заставит неподготовленного читателя поверить в возможность описываемых событий и явлений? Так ли уж необходимо всегда придерживаться фактов? Какие конкретные труды или журналы помогли тому или иному автору написать хорошую книгу?
Общего рецепта быть не может, да и не должно. Однако я не сомневаюсь, что начинающему автору любой индивидуальный пример может принести пользу.
В первую очередь вопрос достоверности важен для тех, кто хочет посвятить себя "твердой" научной фантастике. Тем не менее, 1) жанры фантастики давно уже переплелись между собой, и подчас даже тому, кто формально пишет фэнтези, приходится прояснять для себя вопросы позитивной науки; 2) при серьезном отношении автора (и миротворчеству) книга любого жанра требует подготовки, фундамента из фактов; если я пишу хоррор из петровских времен, то на знаниях, вычитанных из школьных учебников, мне не выехать; 3) человеческое знание — это не только естественные дисциплины, но и гуманитарные. Последние в контексте творчества стоят ничуть не ниже первых... а быть может, и выше.
цитата Irena даже очень хороший писатель НФ далеко не всегда сильно заботится о "научной стороне", используя наукообразно звучащее допущение (нуль-переход, сигма-д принцип, позитронный мозг) как "рычаг", с помощью которого он может повернуть действие нужным ему образом. А главное для него (как для любого хорошего писателя) — психология, социология, философия...
Надеюсь, суть темы я изложил внятно.
[Замечу, себя я не обязательно считаю "талантливым автором, который может дорасти до классиков" ]
|
––– Джон умрет, а я буду жить |
|
|
ааа иии
философ
|
16 мая 2008 г. 22:54 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Pickman Надеюсь, суть темы я изложил внятно.
Ну, как Вам сказать... Учить работать с источниками и поднатаскивать себя нужно в другом месте, курсе втором-третьем любого вуза. По поводу "как лучше", лучше не скажешь: http://pritchi.ru/?id=1629
цитата Pickman человеческое знание — это не только естественные дисциплины, но и гуманитарные. Последние в контексте творчества стоят ничуть не ниже первых... а быть может, и выше.
Любой технарь знает, насколько техника зависит от людей и настроений в обществе. Собственно, еще со времен Дюрандаля она часть социума и разделять их большая ошибка.
цитата Pickman если я пишу хоррор из петровских времен
...то чем-то это Вас привлекло? Вот об этом и пишите.
|
|
|
olvegg
гранд-мастер
|
16 мая 2008 г. 23:32 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Pickman Где граница, которая отделяет основательно написанную фантастику от беллетризованного псевдонаучного трактата?
На мой взгляд, фантастика все-таки в первую очередь литература, несмотря ни на что Должен существовать какой-то баланс между научной нагрузкой и художественной составляющей. Как его добиться — это уже вопрос таланта и мастерства, вкуса.
цитата Pickman Как найти тот необходимый минимум фактов, который заставит неподготовленного читателя поверить в возможность описываемых событий и явлений?
Достоверность описываемого. Безотносительно к научным или техническим подробностям. Если последние органично вписываются в придуманный мир, то читатель в них если и не поверит, по крайней мере усомнится в их невозможности.
цитата ааа иии
|
––– Одни хотели бы понимать то, во что верят, а другие - поверить в то, что понимают. С. Ежи Лец |
|
|
VuDu
философ
|
16 мая 2008 г. 23:33 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Pickman [Замечу, себя я не обязательно считаю "талантливым автором, который может дорасти до классиков" ]
Я думаю, что прежде надо начать именно с этого. Вы — Гений и Сделаете всех ("все" не уточняется кто это). Писатель — это вершина эволюции, а вы верхняя точка этого пика. Ну или типа того. Это не надо орать благим голосом на улице, но для себя уяснить чётко. Плох тот солдат, который... и прочее Это правило помогает и в бизнесе, и в спорте. И труд, и ещё раз труд. Кинг говорил, что ежель стал писателем, то приготовься много читать и много писать.
|
––– - И - хоп! - переходишь к сверхскоростям. (Жан-Клод, Les Valseuses) |
|
|
SamAdness
философ
|
17 мая 2008 г. 00:02 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Пока не чувствую себя готовым отписаться по теме. Так как саму тему не до конца понял, и некоторые моменты в исходном посте напрягают мой мозг. Например, я никак не могу понять, что такое цитата Pickman вопросы позитивной науки ? Сорри, хотелось бы "разъяснить эту сову";)
|
––– "Мы живём один раз" (с) Tove Marika Jansson. I'm not afraid anymore (c) Ian Curtis. |
|
|
Pickman
миротворец
|
17 мая 2008 г. 07:38 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
По теме отпишусь позже, пока же...цитата SamAdness Сорри, хотелось бы "разъяснить эту сову";) Грубо говоря, позитивными называются науки, которые основываются только на фактах. Подразумевается, что эти явления можно непосредственно или с помощью приборов наблюдать, а данные наблюдений потом фиксировать. Физика — позитивная наука, потому что давление, напряжение и другие феномены существуют независимо от воли человека. Как ни толкуй понятие температуры, но вода закипает при 100 градусах по Цельсию. История и психология — не позитивные науки, потому что нельзя с уверенностью сказать, почему началась та или иная война; никакой прибор не покажет, что действительно происходит в психике человека. Ученым приходится делать выводы (чуть ли не фантазировать), субъективно истолковывать немногие известные факты.
Идея позитивной науки уже давно устарела (кажется, с приходом Эйнштейна), но иногда термин бывает полезным.
Поправьте меня, если я что-то напутал.
|
––– Джон умрет, а я буду жить |
|
|
Завета
авторитет
|
17 мая 2008 г. 12:36 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Вопросов было задано так много сразу, что не знаешь, о чем начинать говорить. Тем более что за "позитивные" науки я высказываться не могу, ибо сама занимаюсь только гуманитарными, в которых факты — вещь относительная, и большие концепции сплошь и рядом зависят от частного истолкования мелких фактов. "Это погребение хазарское, а значит, хазары доходили до воронежских степей и собирали дань с вятичей" — "Нет, батенька, вы не учитываете пристенные ниши в погребальной камере, а такие ниши делали утигуры, значит, погребение утигурское и никаких хазар тут не было!" — и так во всем. Кому верить — не знаю.
Правда, есть одно универсальное правило насчет достоверности. Главный инструмент здесь — талант, личная способность автора быть убедительным. Талантливый автор убедит читателя в чем угодно, без опоры на факты или с выдуманными фактами.
Еще есть такое наблюдение: когда автор свою тему знает плохо, он пытается ВСЕ свои знания впихнуть в текст. То есть дает длинные описания, даже не нужные для сюжета, делает роман похожим на школьный учебник истории и пытаясь, во-первых, "создать яркую картину", а во-вторых, убедить читателя, что он, автор, очень умный. Автор, хорошо знающий тему, делает не так. Он тщательно отбирает факты, пусть мелкие, но оригинальные, малоизвестные публике и колоритные, а еще помещает их "в сильную позицию" — то есть на такое место, где они непременно читателем будут замечены. Таким путем можно действительно создать богатую, интересную и оригинальную картину. Но для этого о своей эпохе (теме) надо знать максимум возможного.
А тут начинаются грабли, на которые я сама наступала. Если автор распишет Древнюю Русь с теремами, кокошниками и сарафанами, где бродят варяги в рогатых шлемах, а у князя гарем в восемьсот душ — читатель ему поверит, потому что эта картина совпадает с его хрестоматийными знаниями. А если автор десять лет посидит в библиотеке, выяснит для себя, что сарафан и лапти появились в 15 веке, а рогов на шлемах и двулезвийных топоров варяги никогда не имели — ему не поверят и книга не понравится. Но тут уж, как говорится, каждый выбирает по себе.
Если автор хочет быть популярным, ему в дебри углубляться не надо. Имею перед глазами живой пример: весьма популярный автор пишет сериалы о разных эпохах, скачет по векам и странам, прочитав о каждой пару книжек. Достоверность немногим выше плинтуса, бред порой вопиющий — а народ в восторге и сметает с прилавков. Меньше знаешь — лучше получаешь
"Где граница, которая отделяет основательно написанную фантастику от беллетризованного псевдонаучного трактата?" Здесь вопрос источника. Можно добывать информацию из науки (неважно, физики или этнографии). Тогда это будет приличная книга. А можно добывать факты из книг других фантастов. Фэнтезийная макулатура таким путем и пишется: Толкин читал источники, Вася читал Толкина, Петя читал Васю, Коля читал Васю и Петю... Так рождается жвачка, пережеванная тремя сотнями ртов. Когда же автор дает себе труд почитать первоисточники и их исследования (что не менее важно), то он наверняка найдет что-то оригинальное или хотя бы представит свое собственное понимание темы. Вот, кое-какие мысли...
|
––– Все писатели сумасшедшие. Но это не значит, что все сумасшедшие -- писатели. (с) |
|
|
SergUMlfRZN
миродержец
|
17 мая 2008 г. 13:01 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
1. Сам я технарь, но из курсов философии и истории вынес одно — изучай не предмет, а того, кто его будет оценивать... 2. Pickman, а Вы уже публиковались... ссылочку можно.. хотя бы для знакомства, о чём идёт речь...
|
––– Отмеряю микрометром, отмечаю мелом, отрубаю топором. |
|
|
duke
миротворец
|
17 мая 2008 г. 13:18 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата SergUMlfRZN но из курсов философии и истории вынес одно — изучай не предмет, а того, кто его будет оценивать...
+1 золотые слова!
|
––– Лунная призма, дай мне силу! |
|
|
vim3
философ
|
17 мая 2008 г. 13:27 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Завета Если автор хочет быть популярным, ему в дебри углубляться не надо. Имею перед глазами живой пример: весьма популярный автор пишет сериалы о разных эпохах, скачет по векам и странам, прочитав о каждой пару книжек. Достоверность немногим выше плинтуса, бред порой вопиющий — а народ в восторге и сметает с прилавков. Меньше знаешь — лучше получаешь
Дык так везде: от кино с нумерор(в)отными фильмами до инсталляций голых мужиков в клетках и цветного сала. Но жизнь индивидуума быстротечна. Такие авторы скоротечно-популярны и уже в следующем поколении прочно забыты. Каждый человек сам решает, что для него в жизни главное. Каждый художник сам решает, как поступать.
|
|
|
Karavaev
авторитет
|
17 мая 2008 г. 13:34 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Источники, это, конечно, хорошо... Но на мой взгляд этого мало. Автор должен иметь жизненный опыт, здравый смысл. Почему фэнтази прет такими шагами? Да ее писать легко (это конечно условность, поэтому добавлю — СРАВНИТЕЛЬНО легко). Какими источниками должен пользоваться автор при создании фэнтазийного эпика? Ответ — никакими. Чертится кое как карта и вперед! Вы возразите — ну хотя бы должен знать что-то там о средних веках, рыцарях, мечах, стрелах... Нифига! Это его мир — другая реальность, другая история. Там лук бьет на 1,5 км, люди селятся не где удобней, а где нужно автору, экосистема полна всякими тварями, которым непрерывно нужно рубить бошки, летают драконы в несколько тонн (см. например Новик). И все. И нафига ему все это знать? Ему нужно знать следующее. Чувак, с героическим прошлым, и чувиха, с магическими способностями, получают задание/узнают страшную тайну/вляпываются в древнее пророчество и отправляются в путь. По пути к ним присоединяются разного уровня колоритности герои, мешают гадские враги, плетет интриги аццкий сотона местного разлива, который хотит заваевать весь мир, ну и для разнообразия всяческие магические приблуды случаются. Что должен знать для написания подобного молодой автор? НИЧЕГО! Вот практически вся нынешняя российского разлива фэнтазя (за очень редкими исключениями — кои по пальцам — и у меня еще три штуки остается при пересчете) А если учесть, что это все в нескольких томах, то второй том пишется вообще при помощи спинного мозга, ибо вся "мыслительная работа" сделана при написании тома первого.
|
|
|
этейн
активист
|
17 мая 2008 г. 13:54 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Во-первых. Чтобы стать хорошим писателем, надо прежде всего много читать. Читать книги по всем жанрам и направлениям. Надо много читать научной, научно-популярной, художественной литературы. Читать мемуары и жизнеописания великих людей. Читать классиков и современных писателей. Во-вторых. Нужно много и упорно работать. Над каждой строчкой, над каждым словом. Даже когда произведение (пусть это даже небольшой рассказ) уже дописано, нужно перечитать его минимум раз двадцать и исправить все мелкие и крупные недочеты. Нужно редактировать до тех пор, пока каждое слово встанет на свое место. До тех пор, пока ты почувствуешь, что лучше уже нельзя. В-третьих и главных. Автор должен ВЕРИТЬ в то, что он пишет. Ну, в общем, если взять грамотность, знания и фантазию, добавить к ним много упорства, терпения и труда может получиться неплохая книга. А если автор вложит в каждого героя часть своей души и проживет вместе с ними каждое мгновение их жизни может получиться книга гениальная.
|
|
|
vim3
философ
|
|
Завета
авторитет
|
17 мая 2008 г. 14:57 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Karavaev Источники, это, конечно, хорошо... Но на мой взгляд этого мало. Автор должен иметь жизненный опыт, здравый смысл.
Кто бы спорил! Опыт и здравый смысл нужны при написании книг любого рода, вида и жанра. И в фантастике не меньше. Но дело-то в чем: если автор обладает умом и опытом, то он уж конечно постарается изучить свой предмет, прежде чем писать. Опус о героическом чуваке с его магической чувихой, хоть и написан тысячей авторов тысячу раз, ни фэнтези, ни литературой от многократного повторения не стал. Это не фэнтези — это макулатура, замаскированная под фэнтези. А макулатура она и в Африке останется собой, какую обложку к ней ни прилепи. Мы же пытаемся обсудить условия создания настоящей книги. Просто эта макулатура так размножилась, что ее-то и считают фэнтези и вполне законно отзываются о ней как о полной чуши. Но давайте хотя бы мы тут, как люди понимающие, будем различать жанр вообще и неудачные попытки в нем работать.
|
––– Все писатели сумасшедшие. Но это не значит, что все сумасшедшие -- писатели. (с) |
|
|
Karavaev
авторитет
|
17 мая 2008 г. 15:07 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Завета Мы же пытаемся обсудить условия создания настоящей книги.
Молодым автором?
цитата Завета Но давайте хотя бы мы тут, как люди понимающие, будем различать жанр вообще и неудачные попытки в нем работать.
Не совсем так. Сейчас впору говорить об УДАЧНЫХ попытках, увы. А это — не неудачные попытки — это сейчас основной поток российского фэнтези.
|
|
|
Завета
авторитет
|
17 мая 2008 г. 16:10 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Karavaev Не совсем так. Сейчас впору говорить об УДАЧНЫХ попытках, увы. А это — не неудачные попытки — это сейчас основной поток российского фэнтези.
Мы с вами как те двое, что спорят — стакан наполовину полон или наполовину пуст Я считаю, что фэнтези — потенциально богатый жанр, чьи возможности сильно недооцениваются и не используются большинством пишущих. Вы согласны, что эти возможности у него есть? Если да, то высокий потенциал не отменяется тем, что его использует один из сотни. И совсем другое дело будет, если считать, что исходные возможности фэнтези бедны, а удачи возможны только за счет выхода из рамок. Я не согласна, что такие рамки существуют. Обилие макулатуры создало стандарт, но это стандарт самой макулатуры, и только.
|
––– Все писатели сумасшедшие. Но это не значит, что все сумасшедшие -- писатели. (с) |
|
|
Irena
философ
|
17 мая 2008 г. 16:24 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Обилие макулатуры создало стандарт, но это стандарт самой макулатуры, и только.
Karavaev всё это, в принципе, так. Но — а что нужно знать для написания того, что вроде бы относится к НФ? Замените драконов на супер-пупер-звездолеты на неизвестном науке принципе, магические спообности, неведомо как появившиеся, на оттуда же взявшееся умение палить из супер же бластера, натолкайте вместо орков пришельцев жукоглазых — и вперед, по тому же сценарию. И да пребудет с вами Сила!
|
|
|
olvegg
гранд-мастер
|
17 мая 2008 г. 18:35 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Интервью с Роджером Желязны
цитата Начиная работать над первым романом "И зовите меня Конрадом" ("And Call Me Conrad") , я решил, что было бы неплохо создать эдакую смесь научной фантастики и фэнтези с элементами греческой мифологии. Тем более что это помогло бы освоить некоторые вещи, необходимые для писателя-фантаста.
Поэтому я сел и составил список того, о чем мне не хватало знаний. Астрофизика, океанография, биология, генетика. Когда список был готов, я прочел по одной книге из каждой области. Затем еще по одной, пока не набралось десять книг по каждому пункту. Я понимал, что не стану экспертом, но, по крайней мере, я не буду делать глупых ошибок.
|
––– Одни хотели бы понимать то, во что верят, а другие - поверить в то, что понимают. С. Ежи Лец |
|
|
Pickman
миротворец
|
17 мая 2008 г. 21:45 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Жаль, нет времени сейчас говорить, столько интересных мыслей было высказано... Спасибо всем! Отпишусь через несколько дней.
|
––– Джон умрет, а я буду жить |
|
|
Karavaev
авторитет
|
17 мая 2008 г. 22:06 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Irena Но — а что нужно знать для написания того, что вроде бы относится к НФ?
Не намного больше. Ну названия планет Солнечной системы, ну пару-тройку технических терминов. Но слабость российской НФ (тем паче, что это и не НФ вовсе, а фантбоевик), не оправдывает слабости фэнтази.
|
|
|