Страдания молодого автора ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Страдания молодого автора, или Как заложить фундамент для воздушного замка (НФ, фэнтези, хоррор...)»

Страдания молодого автора, или Как заложить фундамент для воздушного замка (НФ, фэнтези, хоррор...)

 автор  сообщение


миротворец

Ссылка на сообщение 16 мая 2008 г. 22:20  
цитировать   |    [  ] 
Навеяна тема моим незрелым писательским опытом и цитатой из соседнего топика:

цитата Karavaev

В целом же, нашему нынешнему поколению МТА НФ не по зубам в большинстве своем.

Давайте допустим, что существуют молодые авторы, которые потенциально могут дорасти до классиков. Есть талант, есть фантазия, есть желание — но непонятно, как придать выдуманному миру достоверности.

Так что же заливают писатели в основание воздушных замков, откуда берут факты?
Казалось бы, очевидно:
а) из жизни (т.е. собственных наблюдений) б) из книг, а теперь и Интернета.
Но не все так просто. В этой теме я хотел бы обсуждать конкретные приемы и методы работы, которыми пользуются в творчестве добросовестные авторы.

Как лучше работать с источниками?
Как "поднатаскать" себя в новой (для молодого автора) области знаний?
Где граница, которая отделяет основательно написанную фантастику от беллетризованного псевдонаучного трактата?
Как в принципе могут соотноситься фантастическое и научное?
Как найти тот необходимый минимум фактов, который заставит неподготовленного читателя поверить в возможность описываемых событий и явлений?
Так ли уж необходимо всегда придерживаться фактов?
Какие конкретные труды или журналы помогли тому или иному автору написать хорошую книгу?

Общего рецепта быть не может, да и не должно. Однако я не сомневаюсь, что начинающему автору любой индивидуальный пример может принести пользу.

В первую очередь вопрос достоверности важен для тех, кто хочет посвятить себя "твердой" научной фантастике. Тем не менее,
1) жанры фантастики давно уже переплелись между собой, и подчас даже тому, кто формально пишет фэнтези, приходится прояснять для себя вопросы позитивной науки;
2) при серьезном отношении автора (и миротворчеству) книга любого жанра требует подготовки, фундамента из фактов; если я пишу хоррор из петровских времен, то на знаниях, вычитанных из школьных учебников, мне не выехать;
3) человеческое знание — это не только естественные дисциплины, но и гуманитарные. Последние в контексте творчества стоят ничуть не ниже первых... а быть может, и выше.

цитата Irena

даже очень хороший писатель НФ далеко не всегда сильно заботится о "научной стороне", используя наукообразно звучащее допущение (нуль-переход, сигма-д принцип, позитронный мозг) как "рычаг", с помощью которого он может повернуть действие нужным ему образом. А главное для него (как для любого хорошего писателя) — психология, социология, философия...


Надеюсь, суть темы я изложил внятно.

[Замечу, себя я не обязательно считаю "талантливым автором, который может дорасти до классиков" ;-)]
–––
Джон умрет, а я буду жить


философ

Ссылка на сообщение 16 мая 2008 г. 22:54  
цитировать   |    [  ] 

цитата Pickman

Надеюсь, суть темы я изложил внятно.

Ну, как Вам сказать...
Учить работать с источниками и поднатаскивать себя нужно в другом месте, курсе втором-третьем любого вуза.
По поводу "как лучше", лучше не скажешь:
http://pritchi.ru/?id=1629

цитата Pickman

человеческое знание — это не только естественные дисциплины, но и гуманитарные. Последние в контексте творчества стоят ничуть не ниже первых... а быть может, и выше.

Любой технарь знает, насколько техника зависит от людей и настроений в обществе. Собственно, еще со времен Дюрандаля она часть социума и разделять их большая ошибка.

цитата Pickman

если я пишу хоррор из петровских времен

...то чем-то это Вас привлекло? Вот об этом и пишите.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 16 мая 2008 г. 23:32  
цитировать   |    [  ] 

цитата Pickman

Где граница, которая отделяет основательно написанную фантастику от беллетризованного псевдонаучного трактата?

На мой взгляд, фантастика все-таки в первую очередь литература, несмотря ни на что :-) Должен существовать какой-то баланс между научной нагрузкой и художественной составляющей. Как его добиться — это уже вопрос таланта и мастерства, вкуса.

цитата Pickman

Как найти тот необходимый минимум фактов, который заставит неподготовленного читателя поверить в возможность описываемых событий и явлений?

Достоверность описываемого. Безотносительно к научным или техническим подробностям. Если последние органично вписываются в придуманный мир, то читатель в них если и не поверит, по крайней мере усомнится в их невозможности.

цитата ааа иии

По поводу "как лучше", лучше не скажешь:
http://pritchi.ru/?id=1629

:beer:
–––
Одни хотели бы понимать то, во что верят, а другие - поверить в то, что понимают.
С. Ежи Лец


философ

Ссылка на сообщение 16 мая 2008 г. 23:33  
цитировать   |    [  ] 

цитата Pickman

[Замечу, себя я не обязательно считаю "талантливым автором, который может дорасти до классиков" ]

Я думаю, что прежде надо начать именно с этого. Вы — Гений и Сделаете всех ("все" не уточняется кто это:-)). Писатель — это вершина эволюции, а вы верхняя точка этого пика. Ну или типа того. Это не надо орать благим голосом на улице, но для себя уяснить чётко.
Плох тот солдат, который... и прочее
Это правило помогает и в бизнесе, и в спорте.
И труд, и ещё раз труд. Кинг говорил, что ежель стал писателем, то приготовься много читать и много писать.
–––
- И - хоп! - переходишь к сверхскоростям. (Жан-Клод, Les Valseuses)


философ

Ссылка на сообщение 17 мая 2008 г. 00:02  
цитировать   |    [  ] 
Пока не чувствую себя готовым отписаться по теме. Так как саму тему не до конца понял, и некоторые моменты в исходном посте напрягают мой мозг. Например, я никак не могу понять, что такое

цитата Pickman

вопросы позитивной науки
? Сорри, хотелось бы "разъяснить эту сову";)
–––
"Мы живём один раз" (с) Tove Marika Jansson.
I'm not afraid anymore (c) Ian Curtis.


миротворец

Ссылка на сообщение 17 мая 2008 г. 07:38  
цитировать   |    [  ] 
По теме отпишусь позже, пока же...

цитата SamAdness

Сорри, хотелось бы "разъяснить эту сову";)
Грубо говоря, позитивными называются науки, которые основываются только на фактах. Подразумевается, что эти явления можно непосредственно или с помощью приборов наблюдать, а данные наблюдений потом фиксировать.
Физика — позитивная наука, потому что давление, напряжение и другие феномены существуют независимо от воли человека. Как ни толкуй понятие температуры, но вода закипает при 100 градусах по Цельсию.
История и психология — не позитивные науки, потому что нельзя с уверенностью сказать, почему началась та или иная война; никакой прибор не покажет, что действительно происходит в психике человека. Ученым приходится делать выводы (чуть ли не фантазировать), субъективно истолковывать немногие известные факты.

Идея позитивной науки уже давно устарела (кажется, с приходом Эйнштейна), но иногда термин бывает полезным. :-)

Поправьте меня, если я что-то напутал.
–––
Джон умрет, а я буду жить


авторитет

Ссылка на сообщение 17 мая 2008 г. 12:36  
цитировать   |    [  ] 
Вопросов было задано так много сразу, что не знаешь, о чем начинать говорить. Тем более что за "позитивные" науки я высказываться не могу, ибо сама занимаюсь только гуманитарными, в которых факты — вещь относительная, и большие концепции сплошь и рядом зависят от частного истолкования мелких фактов. "Это погребение хазарское, а значит, хазары доходили до воронежских степей и собирали дань с вятичей" — "Нет, батенька, вы не учитываете пристенные ниши в погребальной камере, а такие ниши делали утигуры, значит, погребение утигурское и никаких хазар тут не было!" — и так во всем. Кому верить — не знаю.

Правда, есть одно универсальное правило насчет достоверности. Главный инструмент здесь — талант, личная способность автора быть убедительным. Талантливый автор убедит читателя в чем угодно, без опоры на факты или с выдуманными фактами.

Еще есть такое наблюдение: когда автор свою тему знает плохо, он пытается ВСЕ свои знания впихнуть в текст. То есть дает длинные описания, даже не нужные для сюжета, делает роман похожим на школьный учебник истории и пытаясь, во-первых, "создать яркую картину", а во-вторых, убедить читателя, что он, автор, очень умный. Автор, хорошо знающий тему, делает не так. Он тщательно отбирает факты, пусть мелкие, но оригинальные, малоизвестные публике и колоритные, а еще помещает их "в сильную позицию" — то есть на такое место, где они непременно читателем будут замечены. Таким путем можно действительно создать богатую, интересную и оригинальную картину. Но для этого о своей эпохе (теме) надо знать максимум возможного.

А тут начинаются грабли, на которые я сама наступала. Если автор распишет Древнюю Русь с теремами, кокошниками и сарафанами, где бродят варяги в рогатых шлемах, а у князя гарем в восемьсот душ — читатель ему поверит, потому что эта картина совпадает с его хрестоматийными знаниями. А если автор десять лет посидит в библиотеке, выяснит для себя, что сарафан и лапти появились в 15 веке, а рогов на шлемах и двулезвийных топоров варяги никогда не имели — ему не поверят и книга не понравится. Но тут уж, как говорится, каждый выбирает по себе.

Если автор хочет быть популярным, ему в дебри углубляться не надо. Имею перед глазами живой пример: весьма популярный автор пишет сериалы о разных эпохах, скачет по векам и странам, прочитав о каждой пару книжек. Достоверность немногим выше плинтуса, бред порой вопиющий — а народ в восторге и сметает с прилавков. Меньше знаешь — лучше получаешь :-( 8-)

"Где граница, которая отделяет основательно написанную фантастику от беллетризованного псевдонаучного трактата?" Здесь вопрос источника. Можно добывать информацию из науки (неважно, физики или этнографии). Тогда это будет приличная книга. А можно добывать факты из книг других фантастов. Фэнтезийная макулатура таким путем и пишется: Толкин читал источники, Вася читал Толкина, Петя читал Васю, Коля читал Васю и Петю... Так рождается жвачка, пережеванная тремя сотнями ртов. Когда же автор дает себе труд почитать первоисточники и их исследования (что не менее важно), то он наверняка найдет что-то оригинальное или хотя бы представит свое собственное понимание темы. Вот, кое-какие мысли...
–––
Все писатели сумасшедшие. Но это не значит, что все сумасшедшие -- писатели. (с)


миродержец

Ссылка на сообщение 17 мая 2008 г. 13:01  
цитировать   |    [  ] 
1. Сам я технарь, но из курсов философии и истории вынес одно — изучай не предмет, а того, кто его будет оценивать...
2. Pickman, а Вы уже публиковались... ссылочку можно.. хотя бы для знакомства, о чём идёт речь...
–––
Отмеряю микрометром, отмечаю мелом, отрубаю топором.


миротворец

Ссылка на сообщение 17 мая 2008 г. 13:18  
цитировать   |    [  ] 

цитата SergUMlfRZN

но из курсов философии и истории вынес одно — изучай не предмет, а того, кто его будет оценивать...

+1 золотые слова!:-)
–––
Лунная призма, дай мне силу!


философ

Ссылка на сообщение 17 мая 2008 г. 13:27  
цитировать   |    [  ] 

цитата Завета

Если автор хочет быть популярным, ему в дебри углубляться не надо. Имею перед глазами живой пример: весьма популярный автор пишет сериалы о разных эпохах, скачет по векам и странам, прочитав о каждой пару книжек. Достоверность немногим выше плинтуса, бред порой вопиющий — а народ в восторге и сметает с прилавков. Меньше знаешь — лучше получаешь

Дык так везде: от кино с нумерор(в)отными фильмами до инсталляций голых мужиков в клетках и цветного сала. Но жизнь индивидуума быстротечна. Такие авторы скоротечно-популярны и уже в следующем поколении прочно забыты. Каждый человек сам решает, что для него в жизни главное. Каждый художник сам решает, как поступать.


авторитет

Ссылка на сообщение 17 мая 2008 г. 13:34  
цитировать   |    [  ] 
Источники, это, конечно, хорошо...
Но на мой взгляд этого мало.
Автор должен иметь жизненный опыт, здравый смысл.
Почему фэнтази прет такими шагами? Да ее писать легко (это конечно условность, поэтому добавлю — СРАВНИТЕЛЬНО легко). Какими источниками должен пользоваться автор при создании фэнтазийного эпика? Ответ — никакими. Чертится кое как карта и вперед!
Вы возразите — ну хотя бы должен знать что-то там о средних веках, рыцарях, мечах, стрелах...
Нифига! Это его мир — другая реальность, другая история.
Там лук бьет на 1,5 км, люди селятся не где удобней, а где нужно автору, экосистема полна всякими тварями, которым непрерывно нужно рубить бошки, летают драконы в несколько тонн (см. например Новик).
И все. И нафига ему все это знать?
Ему нужно знать следующее. Чувак, с героическим прошлым, и чувиха, с магическими способностями, получают задание/узнают страшную тайну/вляпываются в древнее пророчество и отправляются в путь. По пути к ним присоединяются разного уровня колоритности герои, мешают гадские враги, плетет интриги аццкий сотона местного разлива, который хотит заваевать весь мир, ну и для разнообразия всяческие магические приблуды случаются.
Что должен знать для написания подобного молодой автор? НИЧЕГО!
Вот практически вся нынешняя российского разлива фэнтазя (за очень редкими исключениями — кои по пальцам — и у меня еще три штуки остается при пересчете)
А если учесть, что это все в нескольких томах, то второй том пишется вообще при помощи спинного мозга, ибо вся "мыслительная работа" сделана при написании тома первого.


активист

Ссылка на сообщение 17 мая 2008 г. 13:54  
цитировать   |    [  ] 
Во-первых. Чтобы стать хорошим писателем, надо прежде всего много читать. Читать книги по всем жанрам и направлениям. Надо много читать научной, научно-популярной, художественной литературы. Читать мемуары и жизнеописания великих людей. Читать классиков и современных писателей.
Во-вторых. Нужно много и упорно работать. Над каждой строчкой, над каждым словом. Даже когда произведение (пусть это даже небольшой рассказ) уже дописано, нужно перечитать его минимум раз двадцать и исправить все мелкие и крупные недочеты. Нужно редактировать до тех пор, пока каждое слово встанет на свое место. До тех пор, пока ты почувствуешь, что лучше уже нельзя.
В-третьих и главных. Автор должен ВЕРИТЬ в то, что он пишет.
Ну, в общем, если взять грамотность, знания и фантазию, добавить к ним много упорства, терпения и труда может получиться неплохая книга. А если автор вложит в каждого героя часть своей души и проживет вместе с ними каждое мгновение их жизни может получиться книга гениальная.


философ

Ссылка на сообщение 17 мая 2008 г. 14:22  
цитировать   |    [  ] 

цитата Karavaev

Почему фэнтази прет такими шагами?...

+100:beer:


авторитет

Ссылка на сообщение 17 мая 2008 г. 14:57  
цитировать   |    [  ] 

цитата Karavaev

Источники, это, конечно, хорошо...
Но на мой взгляд этого мало.
Автор должен иметь жизненный опыт, здравый смысл.


Кто бы спорил! Опыт и здравый смысл нужны при написании книг любого рода, вида и жанра. И в фантастике не меньше. Но дело-то в чем: если автор обладает умом и опытом, то он уж конечно постарается изучить свой предмет, прежде чем писать. Опус о героическом чуваке с его магической чувихой, хоть и написан тысячей авторов тысячу раз, ни фэнтези, ни литературой от многократного повторения не стал. Это не фэнтези — это макулатура, замаскированная под фэнтези. А макулатура она и в Африке останется собой, какую обложку к ней ни прилепи. Мы же пытаемся обсудить условия создания настоящей книги. Просто эта макулатура так размножилась, что ее-то и считают фэнтези и вполне законно отзываются о ней как о полной чуши. Но давайте хотя бы мы тут, как люди понимающие, будем различать жанр вообще и неудачные попытки в нем работать.
–––
Все писатели сумасшедшие. Но это не значит, что все сумасшедшие -- писатели. (с)


авторитет

Ссылка на сообщение 17 мая 2008 г. 15:07  
цитировать   |    [  ] 

цитата Завета

Мы же пытаемся обсудить условия создания настоящей книги.

Молодым автором?

цитата Завета

Но давайте хотя бы мы тут, как люди понимающие, будем различать жанр вообще и неудачные попытки в нем работать.

Не совсем так. Сейчас впору говорить об УДАЧНЫХ попытках, увы. А это — не неудачные попытки — это сейчас основной поток российского фэнтези.


авторитет

Ссылка на сообщение 17 мая 2008 г. 16:10  
цитировать   |    [  ] 

цитата Karavaev

Не совсем так. Сейчас впору говорить об УДАЧНЫХ попытках, увы. А это — не неудачные попытки — это сейчас основной поток российского фэнтези.


Мы с вами как те двое, что спорят — стакан наполовину полон или наполовину пуст :-) Я считаю, что фэнтези — потенциально богатый жанр, чьи возможности сильно недооцениваются и не используются большинством пишущих. Вы согласны, что эти возможности у него есть? Если да, то высокий потенциал не отменяется тем, что его использует один из сотни. И совсем другое дело будет, если считать, что исходные возможности фэнтези бедны, а удачи возможны только за счет выхода из рамок. Я не согласна, что такие рамки существуют. Обилие макулатуры создало стандарт, но это стандарт самой макулатуры, и только.
–––
Все писатели сумасшедшие. Но это не значит, что все сумасшедшие -- писатели. (с)


философ

Ссылка на сообщение 17 мая 2008 г. 16:24  
цитировать   |    [  ] 

цитата

Обилие макулатуры создало стандарт, но это стандарт самой макулатуры, и только.


Karavaev всё это, в принципе, так. Но — а что нужно знать для написания того, что вроде бы относится к НФ? Замените драконов на супер-пупер-звездолеты на неизвестном науке принципе, магические спообности, неведомо как появившиеся, на оттуда же взявшееся умение палить из супер же бластера, натолкайте вместо орков пришельцев жукоглазых — и вперед, по тому же сценарию. И да пребудет с вами Сила!:-)))


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 17 мая 2008 г. 18:35  
цитировать   |    [  ] 
Интервью с Роджером Желязны

цитата

Начиная работать над первым романом "И зовите меня Конрадом" ("And Call Me Conrad") , я решил, что было бы неплохо создать эдакую смесь научной фантастики и фэнтези с элементами греческой мифологии. Тем более что это помогло бы освоить некоторые вещи, необходимые для писателя-фантаста.

Поэтому я сел и составил список того, о чем мне не хватало знаний. Астрофизика, океанография, биология, генетика. Когда список был готов, я прочел по одной книге из каждой области. Затем еще по одной, пока не набралось десять книг по каждому пункту. Я понимал, что не стану экспертом, но, по крайней мере, я не буду делать глупых ошибок.
–––
Одни хотели бы понимать то, во что верят, а другие - поверить в то, что понимают.
С. Ежи Лец


миротворец

Ссылка на сообщение 17 мая 2008 г. 21:45  
цитировать   |    [  ] 
Жаль, нет времени сейчас говорить, столько интересных мыслей было высказано... Спасибо всем! Отпишусь через несколько дней.
–––
Джон умрет, а я буду жить


авторитет

Ссылка на сообщение 17 мая 2008 г. 22:06  
цитировать   |    [  ] 

цитата Irena

Но — а что нужно знать для написания того, что вроде бы относится к НФ?

Не намного больше. :-)
Ну названия планет Солнечной системы, ну пару-тройку технических терминов. Но слабость российской НФ (тем паче, что это и не НФ вовсе, а фантбоевик), не оправдывает слабости фэнтази.
Страницы: 1234    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Страдания молодого автора, или Как заложить фундамент для воздушного замка (НФ, фэнтези, хоррор...)»

 
  Новое сообщение по теме «Страдания молодого автора, или Как заложить фундамент для воздушного замка (НФ, фэнтези, хоррор...)»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх