Интеллектуальное фэнтези

Здесь обсуждают тему «Интеллектуальное фэнтези» Подсказка book'ашки

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Интеллектуальное фэнтези» поиск в теме

Интеллектуальное фэнтези

Страницы:  1  2 [3]  4  5  написать сообщение
 автор  сообщение


философ

Ссылка на сообщение 25 апреля 2009 г. 00:16  
цитировать   |    [  ] 

цитата

Что приходит на ум при слове “фэнтези”? Аляповато оформленная книжка, украшенная изображением здоровенного хмыря с мечом, который, сжимая в объятиях полуодетую красотку, попирает ногой чудовище. Типичное дешевое чтиво. Однако водятся в фэнтезийных дебрях и весьма экзотические особи. Колоритные авторы, кроящие миры не по привычным лекалам, давно застолбили себе место на переднем крае зарубежного фэнтези, а теперь постепенно приходят и к нам. Классифицировать их невозможно: в каноны они не укладываются, поэтому расскажем вкратце о наиболее ярких.

Более детально с этим жанром можно ознакомится в статье "Фэнтези для интеллектуалов" журнала Мир фантастики.

Здесь же укажу только авторов о которых шла речь:

Гай Гэвриел Кей
Тим Пауэрс
Джеймс Блэйлок
Джеффри Барлоу
Клайв Баркер
Нейл Гейман
Мэри Джентл
Джон Краули
Джонатана Кэрролла


Т.к. статья старая предлагаю пополнить этот список, если такие авторы по вашему мнению есть конечно:-)


миротворец

Ссылка на сообщение 2 августа 2015 г. 16:38  
цитировать   |    [  ] 

цитата Мух

термин нежизнеспособен. Как раз по причине отсутствия критериев "интеллектуальности" книги, невозможности провести некий четкий водораздел: вот тут у нас интеллектуальная фэнтези, а вот тут — ни фига

Очередной "миракль", да.
–––
...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша,
Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа.


миродержец

Ссылка на сообщение 2 августа 2015 г. 17:35  
цитировать   |    [  ] 

цитата Мух

А вот кстати: наличие тех же этических проблем, не имеющих однозначного решения, делает книгу интеллектуальной? Или только решение тех или иных задач, хотя бы и чисто прикладных, с помощью интеллекта, а не грубой силы?

Это конечно сугубо личное мое имхо, но я думаю что да. Такая проблема вполне способна дать пораскинуть читателю мозгами, по идеи.

цитата ullaeg

Почему нет? Интеллектуальный детектив существует и вполне отличим от полицейской истории. Для начала эти отличия можно было бы преобразовать в критерии (распределить по важности) и применив к традиционной фэнтези попробовать "угадать" векторы смещающие её (тр. фэнтези) в сторону фэнтези интеллектуальной.

Потому что — нет. Нет официально жанра и критериев, придумать вы можете с свой голове до чертиков всяких обозначений. Жанр не утвержден, критерии не обозначены и не признаны. Четкой границы нет. Сейчас мы больше говорим о тенденции нежели о жанре.
–––
Комедия — это трагедия, которая случилась не с нами.
Анджела Картер


философ

Ссылка на сообщение 2 августа 2015 г. 17:40  
цитировать   |    [  ] 

цитата Мух

То бишь, основной критерий — наличие героя-интеллектуала?

Думаю, будет показательно, если я вспомню "Борьбу за огонь" Рони-старшего, которая вполне может претендовать на звание интеллектуальной. Обусловлено это наличием обширного анализа взаимодействия людей. Как принадлежащих одной группе, так и разным. Этому посвящено много сцен. Там же освящается теория развития народов — от чего зависит, к чему приводит и пр. Отдельно затрагивается взаимоотношение индивида и общества. И надо всем этим на примере людей из различных народов, а так же животных рассматривается интеллект — что он такое и как себя проявляет.
При всём при этом герои книги — первобытные люди с дубинами.
Дело просто в том, что "наличие героя-интеллектуала" облегчает автору работу и позволяет выдать что-то обычное за что-то высокомудрое. Ярчайший пример — Скотт Бэккер.


авторитет

Ссылка на сообщение 2 августа 2015 г. 17:47  
цитировать   |    [  ] 

цитата Evil Writer

Потому что — нет. Нет официально жанра и критериев, придумать вы можете с свой голове до чертиков всяких обозначений. Жанр не утвержден, критерии не обозначены и не признаны. Четкой границы нет. Сейчас мы больше говорим о тенденции нежели о жанре.
По-вашему, стало быть, нет ни интеллектуального детектива, ни полицейской истории, ни разницы между ними? По-моему, вы ошибаетесь.


философ

Ссылка на сообщение 2 августа 2015 г. 17:54  
цитировать   |    [  ] 

цитата ullaeg

Для начала эти отличия можно было бы преобразовать в критерии (распределить по важности) и применив к традиционной фэнтези попробовать "угадать" векторы смещающие её (тр. фэнтези) в сторону фэнтези интеллектуальной.

Если я правильно понял, Вы предлагаете плясать от обратного: сперва произвести некую выборку фэнтези, которую мы считаем интеллектуальной, затем на основе этой выборки определить ее отличия от"неинтеллектуальной"? Не думаю, что такой метод сработает: Ваш список от моего, скорее всего, будет всерьез отличаться.

цитата Evil Writer

Такая проблема вполне способна дать пораскинуть читателю мозгами, по идеи.

А с другой стороны, такой подход еще сильнее размывает определение. Во всяком случае, пан Анджей и Аберкромби в список попадают автоматом.

цитата miamortu

Обусловлено это наличием обширного анализа взаимодействия людей. Как принадлежащих одной группе, так и разным.

Фокус-то в том, что анализировать поведение социальных групп мы можем с совершенно разных позиций. С точки зрения эффективности, с той же морально-этической точки зрения (по аналогии с Рони-старшим "Наследники" Голдинга) и т. д.
–––
Мы выросли в поле такого напряга,
Где любое устройство сгорает на раз. (с) БГ


миродержец

Ссылка на сообщение 2 августа 2015 г. 17:54  
цитировать   |    [  ] 

цитата ullaeg

По-вашему, стало быть, нет ни интеллектуального детектива, ни полицейской истории, ни разницы между ними? По-моему, вы ошибаетесь.

По-моему жанра интеллектуального фэнтези не существует, если вы внимательно читали ранее мною написанное. И я вас умоляю не надо устраивать того что было к теме Аберкромби, это уже не смешно.
–––
Комедия — это трагедия, которая случилась не с нами.
Анджела Картер


миродержец

Ссылка на сообщение 2 августа 2015 г. 17:56  
цитировать   |    [  ] 

цитата Мух

А с другой стороны, такой подход еще более размывает определение. Во всяком случае, пан Анджей и Аберкромби в список попадают автоматом.

Ну Аберкромби, весьма посредственно попадает. Ближе к теме Скотт Р. Бэккер, как никак.
–––
Комедия — это трагедия, которая случилась не с нами.
Анджела Картер


философ

Ссылка на сообщение 2 августа 2015 г. 18:03  
цитировать   |    [  ] 

цитата Evil Writer

Ну Аберкромби, весьма посредственно попадает.

Да вот как сказать. У него же одна из основных коллизий в "Земном круге" — большинство героев искренне хочет как лучше, пытается поступать правильно. А на поверку выходит из этой правильности черт-те что...
–––
Мы выросли в поле такого напряга,
Где любое устройство сгорает на раз. (с) БГ


миродержец

Ссылка на сообщение 2 августа 2015 г. 18:11  
цитировать   |    [  ] 

цитата Мух

Да вот как сказать. У него же одна из основных коллизий в "Земном круге" — большинство героев искренне хочет как лучше, пытается поступать правильно. А на поверку выходит из этой правильности черт-те что...

Ну на этическую проблему маловато будет по идеи. Мы только видим их мысли, а потом результат их действий на окружающем мире. Это скорее больше психологический аспект. Но тут может возникнуть дискуссия, но я не склоняюсь что это делает Аберкромби интеллектуальным автором. Если бы он поставил задачу, пытаясь разобрать все на детальки и показать проблему. Но сейчас подумал и все-таки, это больше психологизм к которому Абер склонен.
–––
Комедия — это трагедия, которая случилась не с нами.
Анджела Картер


философ

Ссылка на сообщение 2 августа 2015 г. 18:16  
цитировать   |    [  ] 

цитата Мух

Фокус-то в том, что анализировать поведение социальных групп мы можем с совершенно разных позиций. С точки зрения эффективности, с той же морально-этической точки зрения (по аналогии с Рони-старшим "Наследники" Голдинга) и т. д.

Это не важно.


авторитет

Ссылка на сообщение 2 августа 2015 г. 19:06  
цитировать   |    [  ] 

цитата Мух

Если я правильно понял, Вы предлагаете плясать от обратного: сперва произвести некую выборку фэнтези, которую мы считаем интеллектуальной, затем на основе этой выборки определить ее отличия от"неинтеллектуальной"? Не думаю, что такой метод сработает: Ваш список от моего, скорее всего, будет всерьез отличаться.
Нет, я предлагаю поглядеть, какими особенностями интеллектуальный детектив отделен от полицейской истории, и примерить эти особенности на традиционную фэнтези, с тем чтобы понять могут ли эти особенности "сдвинуть" сюжеты и идеи традиционной фэнтези в сторону интеллектуальной фэнтези. Например, возьмем такую характеристику интеллектуального детектива как деятельное интеллектуальное зло (профессор Мориарти) и спроецируем эту характеристику как критерий на традиционную фэнтези. Вопрос: можно ли злодея традиционной фэнтези трансформировать в интеллектуала? Тут списки не нужны, тут нужно воображение — возможно или нет? Если нет, то плохо, хотя есть и другие критерии, и т.д.


авторитет

Ссылка на сообщение 2 августа 2015 г. 19:07  
цитировать   |    [  ] 

цитата Evil Writer

По-моему жанра интеллектуального фэнтези не существует, если вы внимательно читали ранее мною написанное. И я вас умоляю не надо устраивать того что было к теме Аберкромби, это уже не смешно.
Но в наших силах разобраться осуществим ли он.


миротворец

Ссылка на сообщение 2 августа 2015 г. 19:15  
цитировать   |    [  ] 
Очень важно не путать понятия, как то: ХОРОШЕЕ, ОТЛИЧНОЕ, АТМОСФЕРНОЕ и прочее с подобными эпитетами фэнтези с интеллектуальным произведением в жанре фэнтези. А то вон Сапковский, Аберкромби... так и до Злотникова с Пеховым доберётесь, хоть не заходи в тему ))
Я даже Джина Вулфа сел перечитывать, а то по старой памяти (и с чужой подачи в одном из первых постов темы) тоже зачислил в интеллектуальное, а потом засомневался. Сижу, читаю :)
–––
Полки "продаю" с непроставленными ценами на книги как вариант для покупки не рассматриваю.


миродержец

Ссылка на сообщение 2 августа 2015 г. 19:24  
цитировать   |    [  ] 

цитата ullaeg

Но в наших силах разобраться осуществим ли он.

И будет диалог, ни о чем. Тягание авторов, мнений и скоротечных выводов. Не вижу смысла диалога о "новом" жанре, будет снова срач, куча субъективных мнений и чушь. Хотите по дискутировать, нормально по дискутировать(!), то отличайте где дискуссия будет, а где срач. Ну миллион поставлю, что все кто войдут в тему предложат свое видение жанра и каждый третий будет утверждать что он прав. Нет смысла, решать о жанре. Есть смысл поговорить кому присуща "интеллектуальность" это да, остальное — увольте.
–––
Комедия — это трагедия, которая случилась не с нами.
Анджела Картер


авторитет

Ссылка на сообщение 2 августа 2015 г. 19:29  
цитировать   |    [  ] 

цитата Evil Writer

И будет диалог, ни о чем. Тягание авторов, мнений и скоротечных выводов. Не вижу смысла диалога о "новом" жанре, будет снова срач, куча субъективных мнений и чушь. Хотите по дискутировать, нормально по дискутировать(!), то отличайте где дискуссия будет, а где срач. Ну миллион поставлю, что все кто войдут в тему предложат свое видение жанра и каждый третий будет утверждать что он прав. Нет смысла, решать о жанре. Есть смысл поговорить кому присуща "интеллектуальность" это да, остальное — увольте.
Каких авторов? Каких мнений? Какой новый жанр? Вы иногда читайте что я пишу (там выше). Или здесь:

цитата

Нет, я предлагаю поглядеть, какими особенностями интеллектуальный детектив отделен от полицейской истории, и примерить эти особенности на традиционную фэнтези, с тем чтобы понять могут ли эти особенности "сдвинуть" сюжеты и идеи традиционной фэнтези в сторону интеллектуальной фэнтези. Например, возьмем такую характеристику интеллектуального детектива как деятельное интеллектуальное зло (профессор Мориарти) и спроецируем эту характеристику как критерий на традиционную фэнтези. Вопрос: можно ли злодея традиционной фэнтези трансформировать в интеллектуала? Тут списки не нужны, тут нужно воображение — возможно или нет? Если нет, то плохо, хотя есть и другие критерии, и т.д.
Вопрос как видите простой — можно ли трансформировать злодея традиционной фэнтези в злодея интеллектуального, но всё ещё фэнтези? Если да, то жанр возможен.


миротворец

Ссылка на сообщение 2 августа 2015 г. 19:34  
цитировать   |    [  ] 

цитата Evil Writer

кому присуща "интеллектуальность"

Вот тут да. С этой точки зрения я с вами согласен. Интеллектуальность Сапковскому, безусловно, присуща. Умный мужик, произведения прорабатывает на совесть.
А срач будет, да. Куда ж без него. :-) Все мы разные. И вкусы, и интеллектуальный порог у людей разный. Уверен, что то, что я считаю интеллектуальным произведением, для кого-то — примитив или же просто ерунда. Я пытаюсь понять оппонента. При неприемлимости аргументов ухожу от спора. Дабы срача не было. Но аргументы иногда бывают очень интересными. Разные взгляды увидеть на известные тебе вещи. Иногда имена новые всплывают. И так далее. Ради этого стОит чуток подискутировать. Главное чтоб без перехода на личности спорящих. :beer:
Тема-то очень, очень интересная. Фэнтези, выходящая за порог тупо развлекалова (умное) и далеко выходящее за порог (интеллектуальное).
–––
Полки "продаю" с непроставленными ценами на книги как вариант для покупки не рассматриваю.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 2 августа 2015 г. 19:34  
цитировать   |    [  ] 
Если "интеллектуальное фэнтези" покажется привлекательным поклоннику какого-то автора — он и будет его к нему приписывать. Если понравится сильно — будет до умопомрачения приписывать :)))

А вопрос, как всегда, упирается в критерии. Общий критерий "интеллектуальности", как минимум :))


миротворец

Ссылка на сообщение 2 августа 2015 г. 19:36  
цитировать   |    [  ] 

цитата ullaeg

Вопрос как видите простой — можно ли трансформировать злодея традиционной фэнтези в злодея интеллектуального, но всё ещё фэнтези?

Конечно — да. А почему же нет-то. Но только от этого книга интеллектуальным чтением не станет. Будет просто очень умный злодей, интеллектуал, в хорошем (ну или как уж у автора получится) фэнтези.
–––
Полки "продаю" с непроставленными ценами на книги как вариант для покупки не рассматриваю.


авторитет

Ссылка на сообщение 2 августа 2015 г. 19:42  
цитировать   |    [  ] 

цитата MarchingCat

Конечно — да.
Не торопитесь. Подразумевается не автоматический перенос Мориарти в фэнтези, а возможность средствами фэнтези воссоздать злого гения... "бабу Ягу со стороны брать не будем, воспитаем в своем коллективе" ;-)


миротворец

Ссылка на сообщение 2 августа 2015 г. 19:44  
цитировать   |    [  ] 

цитата Farit

А вопрос, как всегда, упирается в критерии. Общий критерий "интеллектуальности", как минимум

Я с этого и начал разговор.
Мой критерий — когда книга заставляет думать МЕНЯ. Когда читаешь книгу и чувствуешь что мозги "шевелятся", или прочитал книгу, отложил, — и продолжаешь обдумывать проблематику, поставленные книгой вопросы.
В кино яркий пример — фильмы Линча. В НФ в оранжевой серии "фантастика-альтернатива" таких книг было много. Ну и не только в той серии конечно. В "снах разума" у Грега Бира "город в конце времён" был ярким примером.
Джаспер Ффорде интеллектуальные вещи пишет. Кристофер Мур ("дурак", "аспид"). Кэрролл ("Алиса в стране чудес" и иже с ней). И так далее.
–––
Полки "продаю" с непроставленными ценами на книги как вариант для покупки не рассматриваю.
Страницы:  1  2 [3]  4  5 

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Интеллектуальное фэнтези»

 
  Новое сообщение по теме «Интеллектуальное фэнтези»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх