Фантастика определение жанра ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Фантастика: определение жанра и классификация»

Фантастика: определение жанра и классификация

 автор  сообщение


философ

Ссылка на сообщение 1 ноября 2014 г. 21:24  
цитировать   |    [  ] 
glupec, так фантастика (fiction) это всё-таки

цитата glupec

подвид литературы

или всё-таки

цитата glupec

это жанр

?
Ссылка на сообщение 1 ноября 2014 г. 21:28   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
  |    [  ] 


философ

Ссылка на сообщение 1 ноября 2014 г. 21:30  
цитировать   |    [  ] 
Отвечу в последний раз.

цитата lena_m

По каким признакам в наше время авторы-издатели-продавцы-покупатели-читатели относят те-иные книги к фантастике?

Все эти группы относят книги к фантастике по абсолютно разным причинам! И ни одна из них не имеет отношения к литературе (исключение — некоторые авторы; и некоторые читатели).
Ссылка на сообщение 1 ноября 2014 г. 21:32   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
  |    [  ] 
Ссылка на сообщение 1 ноября 2014 г. 21:35   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
  |    [  ] 


миротворец

Ссылка на сообщение 1 ноября 2014 г. 21:50  
цитировать   |    [  ] 
bubacas, ну вы сами же все понимаете, а? ;-)
Слово "жанр" (согласно статье Пузия) имеет 2 значения. Первое -- вид литературы (роман, повесть, стихотворение, поэма, пьеса). Существуют подвиды: детективный роман, фантастический роман, любовный и пр. Подвиды жанра "пьеса" -- трагедия, комедия, мелодрама (так что тут Черный того... соврамши малость :-))))
Второе значение -- это когда говорят "законы жанра". Жанр = совокупность литературных приемов, часто (хотя и не всегда) штампов. Можно сказать, эти приемы являются "маркерами", по которым мы узнаем жанр книги. К примеру, роботы = НФ, рыцари и драконы = фэнтези, опера и бандюки = детектив.
Понятия "жанровая литература" и "формульная" -- синонимы. Во всяком случае, я так понял после некоторого гуглежа.
–––
...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша,
Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа.


философ

Ссылка на сообщение 1 ноября 2014 г. 22:01  
цитировать   |    [  ] 
glupec, понял: употреблённые термины "подвид" и "жанр" это не "ступеньки" единой системы классификации; а параллельно существующие понятия. Тогда противоречия нет.


миродержец

Ссылка на сообщение 1 ноября 2014 г. 22:49  
цитировать   |    [  ] 

цитата bubacas

Определение "маг. реализм" придаётся вполне определённому, фиксированному географически и во временных рамках, пласту литературы — "определённые латиноамериканские романы XX в".
.....................................
Если Вы в итоге поняли чем магический реализм по-факту отличается от фантастики (и отличается ли он вообще), то я Вам искренне завидую.

То, что я ничего не понял в этой Вашей цитате — уж точно? Как это магический реализм == Латинская америка?

Даже обидно: я, кроме Маркеса, ничего латиноамериканского и не упомню. Получается, что и с магическим реализмом и не знаком%-\

А ведь еще хотел в писатели магическореалисты податься. Неужели на другой конец З-шара перебираться придется?^_^
–––
Человек, нажимающий где-то там пальцами на клавиши, не имеет никакого отношения к тому, что я здесь говорю и думаю.


философ

Ссылка на сообщение 1 ноября 2014 г. 23:43  
цитировать   |    [  ] 

цитата lena_m

По каким признакам в наше время авторы-издатели-продавцы-покупатели-читатели относят те-иные книги к фантастике?

Последние три категории — по обложке. :-)))

цитата lena_m

в этом вашем примере НЕточное жанровое определение очевидно снижает потенции продаж, предлагая книги НЕцелевой аудитории...

Относительно чего именно неточное? И снижает продажи чего именно? "Кто на ком стоял?" (с).
bubacas, приведенное определение доставляет, конечно. Классификация литературы по географическому признаку — да-а, не шутят эти ребята, не шутят...

цитата glupec

Можно сказать, эти приемы являются "маркерами", по которым мы узнаем жанр книги. К примеру, роботы = НФ, рыцари и драконы = фэнтези, опера и бандюки = детектив.

Думаю, использование того или иного антуража к приемам можно отнести далеко не без натяжек.
–––
Мы выросли в поле такого напряга,
Где любое устройство сгорает на раз. (с) БГ


философ

Ссылка на сообщение 2 ноября 2014 г. 11:52  
цитировать   |    [  ] 

цитата _Y_

Как это магический реализм == Латинская америка?

цитата

М.р. — термин, функционирующий в лат.-амер. критике и культурологии на разл. смысловых уровнях. В узком смысле понимается как течение в лат.-амер. лит-ре 20 в.; иногда трактуется в онтологич. ключе — как имманентная константа лат.-амер. худож. мышления.

Кофман А.Ф. Проблема “магического реализма” в латиноамер. романе//

цитата

Возникшее в 60-х гг. XX в. направление латиноамериканской литературы, существенно отличающееся от классической европейской реалистической традиции. В творчестве Т.Гарсия Маркеса, А.Карпентьера, М.ААстуриаса М.р. обретает черты художественно-эстетического метода. Его специфика — придание магическому статуса реального, сплав реального и волшебного как наиболее адекватный способ художественного видения латиноамериканской истории и культуры.

Paris W. Lois Parkinson Z. (ed.). Magical realism: Theory, History, Community. Durham, 1995
Так что да, именно так маг. реализм = латиноамериканская литература (не вся, определённый сегмент). Во всяком случае изначально. Возможно есть литературоведческие работы исследующие распространение черт маг. реализма на литературу других культур, но я их не нашёл.
_Y_, Мух изначальная географическая привязка была связана с тем, что маг. реализм брал за основу

цитата

Дуализм местной и колониальной культур порождает двойственную картину мира, двоящийся художественный стиль.

наличествовал данный дуализм в латинской Америке, зародилось направление в латинской Америке, первыми писателями естественно были латиноамериканцы. Дело в том, что когда доходит до конкретных черт определяющих это направление, то они весьма размыты (как для меня); отсюда сложность в определении принадлежит та или иная книга маг. реализму (вероятно, потому что я не литературовед).
Кстати, я уже писал что завязка на лат. американскую традицию — это этап зарождения и формирования направления. В наше время

цитата

Его [м.р.] основа — устная культурная традиция с ее магически-суеверным отношением к миру. М.р. 90-х гг., не чуждый идеям транскультурности, трактует ее не как деструктивное для латиноамериканской ментальности взаимодействие архаических и модернизаторских тенденций, но как их равноправное сосуществование в неиерархизированном культурном пространстве. В художественном языке М.р. это выражается в миксте сельской и городской культур, архаики и авангарда, постмодернизма. Новой линией его развития является трактовка масс-медиа как современной формы магии.

Так что, _Y_, нет в лат. Америку Вам переезжать не обязательно. :-D


философ

Ссылка на сообщение 2 ноября 2014 г. 13:06  
цитировать   |    [  ] 

цитата bubacas

наличествовал данный дуализм в латинской Америке, зародилось направление в латинской Америке, первыми писателями естественно были латиноамериканцы.

Хм-м, а как тогда быть, допустим, с "Ярынью" Кондратьева, написанной, если не путаю, в 1938 г. на Волыни?

цитата

придание магическому статуса реального, сплав реального и волшебного как наиболее адекватный способ художественного видения латиноамериканской истории и культуры.

наличествует в полной мере, только на базе культуры восточнославянской.
–––
Мы выросли в поле такого напряга,
Где любое устройство сгорает на раз. (с) БГ
Ссылка на сообщение 2 ноября 2014 г. 14:44   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
  |    [  ] 
Ссылка на сообщение 2 ноября 2014 г. 14:54   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
  |    [  ] 


миротворец

Ссылка на сообщение 2 ноября 2014 г. 15:13  
цитировать   |    [  ] 

цитата lena_m

В современных реалиях всё зачастую похитрей — у Ротфусса или у Хобб (цикл о Сыне-солдате) нет ни рыцарей, ни драконов, а интересанты сразу же понимают, что перед ними именно фэнтези...

1) Перефразируя классика -- "Fantasy is what we point to when we say Fantasy". :-)
2) У нестандартных образцов жанра -- свои (простите за тавтологию) жанровые маркеры.
3) Ну и не надо забывать, что нестандартная фэнтези тоже в последнее время испытывает большое влияние магреализма (Олди, Дяченко, Логинов и пр.) Очевидно, названные Вами авторы тоже его испытали. (Это, кстати, и есть жанровый маркер -- один из).

цитата

цикл о Сыне-солдате

Там, по-моему, "Сын солдата" был, а не "Сын-солдат".

цитата

у того же Перумова в цикле о Тёрне роботы имеют место быть, а всё одно фэнтези.

А в "Варкрафте 3" имеется гном-пушкарь (rifleman). Ну и что? Это ж просто прикол такой ;-)
–––
...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша,
Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа.
Ссылка на сообщение 2 ноября 2014 г. 15:37   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
  |    [  ] 


миротворец

Ссылка на сообщение 2 ноября 2014 г. 16:48  
цитировать   |    [  ] 

цитата lena_m

то, что маркировало классическое фэнтези, для фэнтези современного уже не является необходимым-достаточным признаком

1) Да, по-моему, как раз сейчас классическая фэнтези переживает (в некотором роде) ренессанс. "Звездная пыль" Геймана, 2-я часть "Единорога" Бигля, в какой-то мере -- новый "ведьмачий" роман Сапека... Все это куда ближе к древней "Дочери эльфийского царя", чем к Муркоку и Фармеру.
"Сданы в архив" совсем другие маркеры, которые применялись в нестандартном фэнтези 50-х — 70-х. К примеру, я вряд ли могу себе представить современного автора, у которого сказочный принц будет разговаривать на сленге "крутых парней" из Бруклина и курить "Салем". (А для Роджера Желязны это было более чем естественно).

2) Пока читатель опознает жанровые маркеры как таковые -- они выполняют свою функцию. Эрго, не выходят из употребления.
Другими словами, если фэнтези до сих пор ассоциируется с "баронами-драконами", значит, так и есть. Независимо от того, у скольких авторов встречаются бароны и драконы;-)
–––
...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша,
Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа.
Ссылка на сообщение 2 ноября 2014 г. 16:55   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
  |    [  ] 


философ

Ссылка на сообщение 2 ноября 2014 г. 17:11  
цитировать   |    [  ] 

цитата lena_m

Современные продавцы-покупатели-читатели фантастики не настолько примитивны.

Почему ж тогда так плохо расходятся внесерийные издания? Ну, без предварительной рекламной кампании, во всяком случае.

цитата lena_m

Снижает продажи той книги, что зачем-то отнесена издателем к ЮФ, но при том ЮФ не является...

Точных данных по продажам привести не могу — как, скорее всего, и Вы. Однако, почему, допустим, философская сказка, построенная вокруг пародии на фэнтези-штампы, не относится к ЮФ? Роман-взросление Асприна ("МИФ") мы ж туда относим без колебаний?

цитата lena_m

Я бы сформулировала по-иному — у современной фэнтези становится всё больше маркеров, кроме баронов-драконов...

Т. е., так называемые "границы жанра" все более расплывчаты. Это еще если не брать в расчет вещи кроссжанровые.
–––
Мы выросли в поле такого напряга,
Где любое устройство сгорает на раз. (с) БГ
Ссылка на сообщение 2 ноября 2014 г. 17:40   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
  |    [  ] 


философ

Ссылка на сообщение 2 ноября 2014 г. 21:14  
цитировать   |    [  ] 

цитата lena_m

Потому что покупатели давно уже сообразили реальные мотивы издателей при открытии-составлении таких "серий"...

Да какие такие хитрые мотивы, кроме одного: издавать то, что с большой долей вероятности купят? И вопрос-то был про внесерийники.

цитата lena_m

Подобное становится весьма значимым, лишь когда на такие границы попадают лидеры продаж — тот же Мартин...

Э-э... Пардон, мне казалось, что сперва они попадают в лидеры продаж, а потом уже начинается разговор про некие маркеры? К слову, Мартин таковых не изобрел ни единого. По сути, все те же бароны-драконы.
–––
Мы выросли в поле такого напряга,
Где любое устройство сгорает на раз. (с) БГ
Страницы: 123...2021222324...272829    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Фантастика: определение жанра и классификация»

 
  Новое сообщение по теме «Фантастика: определение жанра и классификация»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх