Необходимо ли читать старую ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Необходимо ли читать старую фантастику?»

 

  Необходимо ли читать старую фантастику?

  Варианты ответов Мой голос
 
 
 
 
 
 
 
 
Внимание! Для голосования Вам нужно пройти авторизацию
 автор  сообщение


философ

Ссылка на сообщение 15 октября 2014 г. 20:18  
цитировать   |    [  ] 
Ну, старик Тэнгер не такой степени плохой, как многорукий.


магистр

Ссылка на сообщение 15 октября 2014 г. 20:20  
цитировать   |    [  ] 

цитата bubacas

Объявленный конец света (14-й по счёту за год) это не повод отправляться в эпический квест, а лишь очередной . И с Тёмными Властелинами дикая напряжёнка, несмотря на попытки подписать на эту роль то Гитлера, то Сталина, то ещё кого-либо.
Поэтому я и писал, что миры созданные Сапковским, Аберкромби более реалистичны, чем идеализированные и романтические миры Толкина. Это не делает книги Толкина хуже или лучше (лучше того же Аберкромби книги Толкина делает совсем другое), это просто особенности авторского мировоззрения отображённые в творчестве.

Мировоззрение — безусловно, но про реализм я все пытаюсь донести свою мысль и, видимо, как-то не донесу. Разница между Толкиным и Сапковским не в реализме происходящего в их произведениях, а в жанре, т.е. в том, какими художественными средствами доносится до читателя происходящее. Толкин пишет эпос, который по природе своей более схематичен и часто использует архетипы, аллюзии. В нем гораздо меньше нарративного пространства уделено вопросам личной свободы. Если искать там отсылки к жизни реальной, их найдешь, там нормальное человеческое поведение не извращается, не извращаются события — просто опущены все незначащие для эпоса вещи, вроде внутренних монологов, метаний, предшествующих выбору, ситуации не изображаются зеркально, они поэтизируются. Есть нормальная жизнь — в Шире не ангелы живут — но она рассказана, как сказка.
Достоверность Сапковского в том, что он пишет фэнтезийную прозу, которая совершенно другой стиль. В романе фокус на главном герое, его генезисе, обстоятельствах его жизни, его проблемах. Это приближает читателя к персонажу, позволяет его увидеть как бы изнутри. При этом сами по себе ситуации могут быть очень натянутыми, герои в этих ситуациях — совершенно нереальными. Многие персонажи ведьмаковского цикла просто не могли в том мире быть такими (слишком умны, слишком близки по менталитету к нашему времени), более того, сам по себе мир очень эклектичен и вряд ли долгое время смог просуществовать, построй мы его полноценную модель в развитии.
Мне очень нравится Сапковский, я его читала и перечитывала. Он, кстати, не пишет темную фэнтези. Но любая фэнтези, его ведьмаковкий цикл тоже — это огромное количество допущений, она в той или иной степени — наш мир, просто со сказочными декорациями. А реализм — да, в методах изображения. Сам стиль романа, приближающий персонажа к читателю.
–––
Плюсометчица


миротворец

Ссылка на сообщение 15 октября 2014 г. 20:24  
цитировать   |    [  ] 

цитата lunner

Ну, старик Тэнгер не такой степени плохой, как многорукий.

Тэнгэр, насколько помню, тоже людям был не нужен\не интересен. И умер сам, от скуки.
–––
...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша,
Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа.


философ

Ссылка на сообщение 15 октября 2014 г. 20:42  
цитировать   |    [  ] 
nalekhina, Вы пытаетесь меня в чём-то убедить? Потому что я согласен с Вашими словами, но не понимаю почему Вы их противопоставляете (если это так), тому что я написал. Вероятно, плохо умею выражать свои мысли.
Пускай меньшая реалистичность происходящего у Толкина вызвана не только его мировоззрением, но и особенностями жанра произведения, что это меняет?
Происходящее в романе Сапковского, гораздо больше похоже на нашу реальность, чем происходящее в романе Толкина. Под происходящим я понимаю типажи персонажей, их мотивацию, и поступки; а не физические действия — кто куда пошёл, кто кого убил. Персонажи Сапковского более похожи на настоящих людей (с поправкой на условность любого литературного образа), чем персонажи Толкина, а потому и происходящее в романе более достоверно.


магистр

Ссылка на сообщение 15 октября 2014 г. 21:24  
цитировать   |    [  ] 

цитата bubacas

nalekhina, Вы пытаетесь меня в чём-то убедить? Потому что я согласен с Вашими словами, но не понимаю почему Вы их противопоставляете (если это так), тому что я написал. Вероятно, плохо умею выражать свои мысли.
Пускай меньшая реалистичность происходящего у Толкина вызвана не только его мировоззрением, но и особенностями жанра произведения, что это меняет?

О Толкине часто говорят, что он нереалистичен, недостоверен и пр. и при этом не уточняют, что имеют в виду: недостоверно, потому что так не могло быть, или прозаическая фэнтези (роман) достовернее в смысле "ближе и понятнее читателю." Я под достоверностью понимаю внутреннюю логику повествования, независимо от жанра, поэтому Вас поначалу не поняла. К примеру, если человек вырос в деревне, в окружении жителей деревни, он не может мыслить и изъясняться, как Иммануил Кант, или, если он вырос в очень сложном мире, он не может чувствовать себя дураком в обществе для него примитивном. Но можно написать так, что этому поверишь. А можно не написать. К примеру, перечитывала недавно Муркока "Танцоров на краю времени", Темный автор, инцест и тыры пыры. А книга на самом делу — невиннее, чем у Кларк. Там дети играют, а ГГ — практически ангел, и совершенно непонятно, как он мог быть таким наивным, таким непрактичным в 19-ом веке. Вот это вопиющие недостоверно имхо, хотя трогательно.
–––
Плюсометчица


миротворец

Ссылка на сообщение 15 октября 2014 г. 21:42  
цитировать   |    [  ] 

цитата nalekhina

О Толкине часто говорят, что он нереалистичен, недостоверен и пр.


Пафос у Толкина в LotR бьёт через край — в книге это ещё как-то выносимо, но фильм уже тянет смотреть с текстом Гоблина, сей пафос очень умело высмеивающим...

Кстати, сие странно — Толкин же был прекрасно знаком с тем же Heimskringla, с эпосом без пафоса...
–––
Helen M., VoS


миротворец

Ссылка на сообщение 15 октября 2014 г. 22:31  
цитировать   |    [  ] 

цитата lena_m

Пафос у Толкина в LotR бьёт через край

Цитату в студию, плз. А то на Ваше имхо у меня свое есть.

цитата lena_m

фильм уже тянет смотреть с текстом Гоблина, сей пафос очень умело высмеивающим

1) "умело!" :-D:-)))
2) в фильме есть пафос, это правда. Но к романтике\идеализму он не имеет никакого отношения. Скорей уж -- к современной моде на ггероев-эмо.

цитата lena_m

Толкин же был прекрасно знаком с тем же Heimskringla, с эпосом без пафоса

"Мужик, ты сам-то хоть понял, что сказал"? (С)
Хеймскрингла -- не эпос, а средневековая хроника. Документальное произведение (хотя и с оговорками).

цитата nalekhina

ГГ — практически ангел, и совершенно непонятно, как он мог быть таким наивным, таким непрактичным в 19-ом веке

Ну, справедливости ради, в XIX веке он только урывками был...
–––
...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша,
Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа.


магистр

Ссылка на сообщение 15 октября 2014 г. 22:43  
цитировать   |    [  ] 

цитата glupec

Ну, справедливости ради, в XIX веке он только урывками был...

Я, правда, пока только первую книгу закончила перечитывать, но там он чуть ли не половину сюжета в Лондоне приключается и в тюрьме сидит. Я как бы и не против, очень тронула его история, хотя моментами раздражала. Точнее, раздражала не история, а отношение автора к интеллекту своего персонажа.
–––
Плюсометчица


новичок

Ссылка на сообщение 15 октября 2014 г. 22:45  
цитировать   |    [  ] 
Старую фантастику читать, конечно же, необходимо. Вы очень много узнаете о том, откуда растут уши у фантастики новой. Причём — в самом буквальном смысле)


миродержец

Ссылка на сообщение 15 октября 2014 г. 23:29  
цитировать   |    [  ] 

цитата Knigger

очень много узнаете о том, откуда растут уши

А когда постепенно доберетесь до древнегреческой литературы, узнаете откуда растут ноги...
–––
Як у нашым у раю жыць весела.
Жыць весела, толькі некаму... © народное


философ

Ссылка на сообщение 16 октября 2014 г. 00:22  
цитировать   |    [  ] 

цитата lena_m

с тем же Heimskringla, с эпосом без пафоса...

Хеймскринга — эпос?! Старина Снорри вертится в гробу...

цитата Knigger

Вы очень много узнаете о том, откуда растут уши у фантастики новой.

Дык преемственности в литературе никто еще пока не отменял.
–––
Мы выросли в поле такого напряга,
Где любое устройство сгорает на раз. (с) БГ


философ

Ссылка на сообщение 16 октября 2014 г. 00:40  
цитировать   |    [  ] 
Вопрос стоит о необходимости? Хочешь — читай, не хочешь — не читай. Никто насильно заставлять не будет. Прочесть стоит, но фантастика — это не физика и не математика. Знание основ желательно для качественной оценки произведения, но не обязательно.
Что же касается меня, я предпочту пропускать рецензии на новые книги от людей, не читавших классику.
–––
В вечном стремлении к совершенству


миротворец

Ссылка на сообщение 16 октября 2014 г. 01:28  
цитировать   |    [  ] 
practicANT, спасибо, что поддерживаете тему. А то тут сплошной оффтоп. Я, конечно, сам люблю иногда вбросить, как же без этого... НО...
Попробуем добавить конструктива.8-) То есть:
- призвать в тему великого и ужасного Тигра, дабы потер флуд
- переименовать топик -- тут уже не раз говорили, что вопрос в его названии идиотский. Просто: "Старая фантастика. Обсуждение".
- договориться наконец, чтО именно обсуждаем. Кому-то и "Фауст" Гёте -- ретро-фантастика...
- собс-но, перейти к обсуждению (чего пока не получается в упор -- про Саурона, видимо, трындеть интереснее)
–––
...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша,
Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа.


магистр

Ссылка на сообщение 16 октября 2014 г. 01:31  
цитировать   |    [  ] 

цитата glupec

- попробуем договориться наконец, чтО именно обсуждаем.

ТС на первой странице написал — фантастику до 1990-ого года.
–––
Плюсометчица


миротворец

Ссылка на сообщение 16 октября 2014 г. 01:35  
цитировать   |    [  ] 
nalekhina, это как-то уж очень... абстрактно. Сухово-Кобылина вместе с Петровым-Водкиным читать нельзя.
–––
...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша,
Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа.


магистр

Ссылка на сообщение 16 октября 2014 г. 01:39  
цитировать   |    [  ] 

цитата glupec

это как-то уж очень... абстрактно.

Ну, я так понимаю, что когда он завел эту тему, то отнес к старой абсолютно все произведения в фантастическом жанре, написанные где-либо до 1990-ого года, хотя "вначале хотел ограничиться советской фантастикой". Можно переопределить, конечно, поскольку его тут не видно.
–––
Плюсометчица


магистр

Ссылка на сообщение 16 октября 2014 г. 01:42  
цитировать   |    [  ] 

цитата nalekhina

ТС на первой странице написал — фантастику до 1990-ого года.

Предлагаю перенести до 1998. Восемь лет как-никак прошло :-)))
А ещё лучше написать ещё месяц и день. И уточнять регулярно. А то тут, понимаешь, ежедневно что-то новое выходит. А со старым что, наверняка ведь устаревает! А ведь так и упустить можно, что старое, а что ещё нет.
–––
Жила была Аннексия и сестра ейная Контрибуция


философ

Ссылка на сообщение 16 октября 2014 г. 01:43  
цитировать   |    [  ] 

цитата nalekhina

фантастику до 1990-ого года.

Едва ли это можно считать годным критерием. Хайнлайн или АБС в ряде вещей куда злободневней иных новинок.
–––
Мы выросли в поле такого напряга,
Где любое устройство сгорает на раз. (с) БГ


философ

Ссылка на сообщение 16 октября 2014 г. 10:11  
цитировать   |    [  ] 

цитата nalekhina

Я под достоверностью понимаю внутреннюю логику повествования

Спасибо, теперь понял. С такой достоверностью у Толкина полный порядок, многим современникам можно смело на него равняться.

цитата Мух

Едва ли это можно считать годным критерием. Хайнлайн или АБС в ряде вещей куда злободневней иных новинок.

Так уже всплывало в обсуждении, предлагалось:
Старой считать фантастику с написания которой прошло минимум одно поколение.
Далее, среди всей старой фантастики, в заслуживающие прочтения предлагалось включать произведения:
а) не утратившие актуальности;
б) ставшие вехой для "жанра";
Ну, а далее и разгорелся спор о том, что нынче актуально, что нет; что являлось вехой, а что не являлось; что вообще можно считать вехой в фантастике; и так далее. Тут, как следовало ожидать, никакого единства — сплошной разброд и шатания.


философ

Ссылка на сообщение 16 октября 2014 г. 10:38  
цитировать   |    [  ] 
В параллельной ветке нашёл замечательный пример, прямо таки кричащий "Старую фантастику читать надо! Точка!"

цитата Gourmand

На одном конкурсе, где я тоже участвую, выставлен рассказ "Маленький чёрный сокол". То, что действие происходит на Архипелаге (больше нет земли, только несколько островов) и есть Школа Магии, меня не особо смутило. Раз пишут продолжения по "Пикнику на обочине", то отчего бы и не легуиновскому Земноморью не написать. Но когда главный герой, мальчик-маг талантливый открывает старую книгу, превращается в сокола, долго летит, забывает, как вернуться в человека, прилетает к учителю и тот его расколдовывает — у меня челюсть отвисла. Одно дело — фанфик по "Волшебнику Земноморья", а другое дело — передрать просто кусок повествования.
Я сообщил об этом на форуме конкурса.
Знаете, какая была реакция?
А кто такая Ле Гуин?
Страницы: 123...1617181920...222324    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Необходимо ли читать старую фантастику?»

 
  Новое сообщение по теме «Необходимо ли читать старую фантастику?»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх