Открываем сезон времявидения


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Открываем сезон времявидения»

Открываем сезон времявидения

 автор  сообщение


миротворец

Ссылка на сообщение 15 января 2011 г. 13:12  
цитировать   |    [  ] 
Известно, что излюбленным развлечением и приключением в фантастике являются путешествия во времени. Но хроностранствия — занятие опсное: можно ненароком зашибить кого-нибудь из великих персонажей истории или собственных же предков, а то и вообще не вернуться в своё время...
Куда безопаснее и комфортнее прошлое просто н а б л ю д а т ь. Для этого нужны специальные устройства. И они уже придуманы фантастами!
Называются по-разному: хроноскопы, хроновизоры (времявизоры), коллекторы рассеянной информации, и проч.
От них ничего не скрыть, для хроноскопов нет тайн минувшего, хотя иной раз и можно ненароком подглядеть нечно запретное...
Предлагаю обсудить тему ( и, если хотите, — жанр) фантастического времявидения, — кто, когда и где изобрёл хроноскопию и как использовал в фантастике. Применений много, — от благородный научных намерений до злободневных политических нужд, а то и вульгарного шантажа...
Для начала обсуждения — краткий перечень произведений: И. Забелин. Записки хроноскописта. — Стругацкие. Великий КРИ. — Т. Шерред. Попытка. Обратите внимание особенно на последюю повесть, где предложена блестящая идея "абсолютного времявизора", позволяющего увидеть историю такой, какой она была "на самом деле", — без скидок на толкователей и посредников. Герои "Попытки" попытались, — ни много ни мало, — сделать с помощью "времявизора" войны невозможными. Однако изобретатели не учли интересов военщины...
Итак, представьте, что в вашем распоряждении самый совершенный и надёжный "времявизор".
Сезон времявидения начался!


миродержец

Ссылка на сообщение 15 января 2011 г. 13:46  
цитировать   |    [  ] 
На тему хроноскопии, по-моему, никто не написал лучше, чем Азимов в рассказе "Мертвое прошлое".


авторитет

Ссылка на сообщение 15 января 2011 г. 17:29  
цитировать   |    [  ] 
не знаю произведений, посвящённых этому,
однако в "Малазанской книге Павших" Эриксона:
есть такое магическое свойство мира, что в определённых местах накапливаются "события" и периодически где-нибудь происходит их "показ" или даже специально кем-то устраивается, бывает не только для того, чтобы что-нибудь для чего-нибудь узнать/рассказать, но и используют в качестве "ресурсов" для проведения некоторых магических "операций"...
Очевидно, используется автором также для того, чтобы рассказывать богатейшую историю этого цикла.


миротворец

Ссылка на сообщение 15 января 2011 г. 17:44  
цитировать   |    [  ] 
Kairan моментально вспомнился именно Азимов. Просто мгновенно
–––
весна, время школьников и других людей


философ

Ссылка на сообщение 15 января 2011 г. 18:21  
цитировать   |    [  ] 
"Свет былого" Боба Шоу, "Прости меня" Дружкова, "Селеста-7000" Абрамовых...
А в истоке, конечно, "Люмен" Фламмариона.
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


магистр

Ссылка на сообщение 15 января 2011 г. 18:31  
цитировать   |    [  ] 

цитата мрачный маргинал

Куда безопаснее и комфортнее прошлое просто н а б л ю д а т ь.

Кто-то смотрит на меня из будущего
Волчьими глазами
Зачем кому наше время прошлое —
Оставьте с нами


   Кстати, если навскидку, то чаще всего подобное хроновидение в художественных произведениях используется автором, чтоб показать что что-то не так с "этим делом", что в конце обязательно получится хуже, чем надеялись герои, что как-то где-то, но режим "вот это облом" будет задействован. Даже сами путешествия во времени оказываются более "созидательны и конструктивны", чем хроновидение — с точки зрения использования для сюжетных конструкций, конечно, а не в объективном смысле ))
   В общем, тревожные чувства вызывает у меня такое вот подглядывания. Что-то здесь не так! )) Это немного странно, но мысли о нахождении себя в прошлом/будущем/альтернативном времени воспринимается просто как "игры разума" и совершенно не напрягает момент взаимодействия со своими предками/потомками и т.д. А вот просто подсмотреть... ну, Клеопатры там всякие и Гитлеры-Македонские — то ладно — очередная "кинушка", но ведь рано или поздно захочется и на собственную историю глянуть, на предков своих... Вот буду смотреть на дедушку своего, а он как глянет в ответ... у-у-у. В общем, я бы убоялся ))
   Наверное такое неприятие оттого, что я сам "подставляю" себя на место подсматриваемого и мне там, на этом месте, очень не нравится. Поэтому, если мой продвинутый в технологическом плане, но потерявший, падла такая, всякое уважение к предкам, потомок попытается подсмотреть за моей жизнедеятельностью, то... то я заранее, на страницах Фантлаба, выражаю своё недовольство этим фактом. Вот! ))))
–––
Пока мы существуем, будет злой гололёд,
Копирайт поскользнётся, копирайт упадёт!


магистр

Ссылка на сообщение 15 января 2011 г. 18:32  
цитировать   |    [  ] 
Владимир Добряков, цикл "Хроноагент". Правда, там не столько наблюдали за событиями в разных мирах, сколько изменяли их.
–––
"А жизнь была бы скучной без штилей и штормов"


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 15 января 2011 г. 22:36  
цитировать   |    [  ] 
Повесть "Пра-пра", автора не помню...


миродержец

Ссылка на сообщение 16 января 2011 г. 08:33  
цитировать   |    [  ] 

цитата _Sly_

Поэтому, если мой продвинутый в технологическом плане, но потерявший, падла такая, всякое уважение к предкам, потомок попытается подсмотреть за моей жизнедеятельностью, то... то я заранее, на страницах Фантлаба, выражаю своё недовольство этим фактом
Он почитал это и передумал подсматривать.
–––
Это энергичный танец.


философ

Ссылка на сообщение 16 января 2011 г. 11:06  
цитировать   |    [  ] 
Тут есть один любопытный момент — с развитием техники для "времявидения" со стороны гипотетического потомка может понадобиться не стекло, хранящее в себе свет тысячелетней давности, а адрес сетевого робота. Если представить возможным мир "Конца радуг" Винджа, прочих вариантов тоталитарного, нанотехнологического или маркетологического будущего, камеры наблюдения, всякие видеоблоги, записи разговоров, трепа в сети, магазинные чеки и т.п. Цифровой след, который мы оставляем, растет.
А насчет возмущения предка... выросшим в прозрачном мире оно будет любопытнее прочего, за исключением его медкарты.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 16 января 2011 г. 11:37  
цитировать   |    [  ] 

цитата

Т. Шерред. Попытка. Обратите внимание особенно на последюю повесть, где предложена блестящая идея "абсолютного времявизора", позволяющего увидеть историю такой, какой она была "на самом деле", — без скидок на толкователей и посредников. Герои "Попытки" попытались, — ни много ни мало, — сделать с помощью "времявизора" войны невозможными. Однако изобретатели не учли интересов военщины...



Вот эта фраза -
"увидеть историю такой, какой она была "на самом деле", — без скидок на толкователей и посредников" -

это очень распространенное заблуждение, в его плену находится например Джулиан Ассандж, основатель Викиликс. Вот мы видим какие-то документы, но каждый воспринимает факты исходя из своего идеологического воспитания, иначе — толкует и воспринимает их, если говорить по простому, в меру своей испорченности.
Далее приведу обширную цитату из книжки К.Г.Фрумкина "Философия и психология фантастики". М. Едиториал УРСС. 2004. 240 стр. тираж 1 т.э. ISBN 5-354-00838-7.


цитата


"герой идет по офису "Ночного дозора" и смотрит на хранящиеся там книги: "да если бы эти книги увидел историк, нормальный историк, а не спекулянт от истории.. Никогда их им не увидеть. В некоторых книгах слишком много правды. В других — слишком мало лжи. Людям это читать не стоит, причем для их же собственного спокойствия. Пусть живут с той историей, к которой привыкли".
Итак, с одной стороны, историки тщетно стремятся достичь идеала -- истины, а с другой стороны, творцы современных мифов говорят, что есть таинственные книги, где истина уже есть в готовом виде. Историки бессильны узнать Правду об Истории -- и это потому, что она от них сокрыта. У магов есть книги, где эта Правда уже содержится в готовом виде, надо лишь проникнуть в секретное книгохранилище и ее прочесть. Это все тот же снобизм чекистов: гражданские историки ничего не знают об истории, поскольку им не доступны наши архивы, где содержатся такие тайны, что им не снилось.
Писатель, придерживающийся криптоисторической парадигмы, оставляет за скобками все проблемы, относящиеся к сложности реконструкции исторического прошлого; все сложности, связанные с тем, что факты истории приходится собирать по крохам; что, наконец, даже тогда, когда факты достоверно установлены, их интерпретация, понимание движущих сил исторических процессов все равно остается предметом запутанных теоретических разногласий, и у двух историков часто есть три интерпретации одного и того же события -- даже если эти историки не расходятся в описании его фактической стороны; впрочем, описание зависит от интерпретации, а та от описания, и это замкнутый порочный круг, неразрешимая герменевтическая проблема. Носителям криптоисторического мышления не приходит в голову вопрос, как написаны "тайные книги истины". Ведь и летописцы тайных обществ подвержены герменевтическим затруднениям не в меньшей, а то и в большей степени, чем обычные историки -- хотя бы по той причине, что, смеем думать, эти летописцы самодовольны и не бывают в курсе последних исторических дискуссий.
Чем, собственно, книги магических "дозоров" будут отличаться от обычных исторических книг, в которых "слишком мало правды"? Да тем, что в них будет привлечена еще одна группа фактов. Но здесь нет ничего особенного, и эзотерическим летописям суждено затеряться в исторической литературе. Ведь исторические школы и концепции тем и отличаются между собой, что в разных школах на первый план выдвигаются разные группы фактов (соответственно, другие группы фактов задвигаются на второй план, а то и вовсе игнорируются). Конечно, "маги" возразят, что их факты -- очень важные (чекисты тоже думают, что история творится их спецоперациями). Но при всем уважении к чудесам и спецоперациям: мало быть магом или чекистом, чтобы понимать истинное влияние собственных поступков на исторические процессы" (Стр. 195-196)


миротворец

Ссылка на сообщение 16 января 2011 г. 11:56  
цитировать   |    [  ] 
"Похищение чародея". Там классический хроноскоп, совмещенный с дверью туда/обратно.
–––
Стой, кто живёт! Здесь жить запрещено. Это вас касается, и это не смешно.
Тема не в тексте, но в голове у читателя.


миродержец

Ссылка на сообщение 16 января 2011 г. 12:12  
цитировать   |    [  ] 
Да в том же "Конце Вечности" в Скрытых Столетиях были способы наблюдения не только прошлого-будущего, но и Реальностей, которые всего лишь вероятны. О как!
–––
Это энергичный танец.


философ

Ссылка на сообщение 16 января 2011 г. 14:20  
цитировать   |    [  ] 

цитата С.Соболев

это очень распространенное заблуждение
Хорошая цитата, правильная. Только игнорирующая то, что историки делятся на две части — тех, кто работает с источниками, и тех, кто этого не делает. И доступность архивов — вопрос номер два, после наличия оных. Оба ликвидирует "времявидение". Понятно, что только принципиально (в свете недавних изменений в гражданском кодексе и ценах архива в Красногорске, перспективы тупиковые) — но принципиально.
   Здесь скорее аналогия с подтверждением тех или иных фактов исторических реконструкций археологией. Понятно, что вряд ли оно внесет ясность в положение рабочих в царской России, или в причины распада СССР, существования "долгих циклов" или переключения на "осевое время". А вот вопросы охоты на мамонтов, строительства пирамид, выживания гренландских викингов, всяких курьезов, типа "Марии Челесты", осады Аллезии, пуль Каплан и Куликовской битвы — еще как.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 16 января 2011 г. 14:28  
цитировать   |    [  ] 
"Видеорама Пооли" Джона Уиндема http://fantlab.ru/work17925
Там времятуристы очень назойливы.


философ

Ссылка на сообщение 13 сентября 2011 г. 21:31  
цитировать   |    [  ] 
В детективах было бы интересно! Детектив-оператор хроновизора, без способностей к дедукции, нудная бюрократическая работа, и тут прибор ломается... За дело принимается престарелый сыщик из прошлого века...


магистр

Ссылка на сообщение 27 сентября 2011 г. 01:21  
цитировать   |    [  ] 
Е Зозуля Граммофон веков. Наверное одно из первых произв.
Страницы: 1    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Открываем сезон времявидения»

 
  Новое сообщение по теме «Открываем сезон времявидения»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх