Хронотоп фантастика сказка ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Хронотоп: фантастика, сказка, миф»

Хронотоп: фантастика, сказка, миф

 автор  сообщение


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 13 июня 2011 г. 23:59  
цитировать   |    [  ] 

цитата kagerou

без знакомства с этой книгой:

Да, сегодня как раз нашел, читаю. Кое-что уже прояснилось. :-)
–––
And from his nose unto his chin, The worms crawled out, the worms crawled in...


философ

Ссылка на сообщение 14 июня 2011 г. 00:10  
цитировать   |    [  ] 

цитата Kuntc

Да, сегодня как раз нашел, читаю.

Да, тоже щас начну читать. И спать не лягу пока не прояснится, ага.


философ

Ссылка на сообщение 14 июня 2011 г. 00:46  
цитировать   |    [  ] 

цитата kagerou

Ко всем участникам дискуссии: у меня слезная просьба к вам, господа: не начинайте обсуждения хронотопа без знакомства с этой книгой:

http://philologos.narod.ru/bakhtin/hronot...
У меня вместо книги скачалась статья на пару страниц. Обобщая: действие в произведении происходит в определенном месте-времени, и это имеет большое значение. Такой вот "велосипед".
–––
Где здесь пропасть для свободных людей?


активист

Ссылка на сообщение 14 июня 2011 г. 09:25  
цитировать   |    [  ] 

цитата DESHIVA

У меня вместо книги скачалась статья на пару страниц.


???

Это, должно быть, предисловие. Так ведь там не скачивать надо, а читать. Главы по ссылкам разбиты, тыкаете в них последовательно и читаете внимательно.


философ

Ссылка на сообщение 17 июня 2011 г. 00:08  
цитировать   |    [  ] 
Три дня бана прошли с пользой: совершенно случайно, просматривая материалы по Ефремову, нашла точное изложение сциентистского мировоззрения у классика нашей НФ. Ключевые слова и фразы выделены жирным.

"К письму В. И. Дмитревскому от 20. 06. 61.
    Некоторые мысли о научной фантастике.
    Бурное развитие потребности в научной фантастике характерно для второй
четверти нашего века и с тех пор продолжается. Почему это так, и почему
столь силен зов фантастики у молодежи? В наш атеистический век религия все
больше уходит из повседневности человека (я все время веду речь о мире в
целом). Единственно^ могучую и достоверную силу, способную волшебно и быстро
изменить жизнь, человек научился уже видеть в- науке и в ее дериватах
(производных) -- технике, медицине. Поэтому сказочное могущество бога,
святых, других персонажей сказок -- богатырей, волшебников, фей и т.д. --
переносится теперь на науку и ее представителей.
Рождается новая сказка XX
века -- научная, для людей, понимающих, что возможности науки в сотворении
сказки, чуда, мифа нисколько не меньше, а даже более "реальны", чем у
могущественных сил, идущих из древнейших времен развития общественного
сознания.
    Эта свойственная человеку и психологически легко объяснимая вера в
науку
не развивалась бы без каждодневных доказательств реальности могущества
науки, которые дает нам техника. Нет ничего удивительного поэтому, что
развитие научной фантастики началось ранее в   странах   Запада, более
технически развитых, чем старая Россия. У нас еще долго царили и продолжают
царить традиции бытового, психологического романа, рассказов из жизни, за
которые и посейчас ратуют поборники "высоколобой" литературы. Коренная
ошибка этих поборников, считающих, что научная фантастика есть литература
второго, если не третьего сорта, заключается в реакционном (именно так!)
консерватизме, исключающем другую, чем прежде или даже теперь, структуру
жизни и другую психологию человека. Они не видят, что с ростом населения
Земли уже более нельзя даже просуществовать без науки, без научного
земледелия, без новой медицины и техники с небывалой производительностью,
обеспечивающей миллиарды людей. А если нельзя, то это значит, что наука
перестала быть уделом чудаков-одиночек, случайных энтузиастов и превратилась
в предмет   величайшей   государственной   и народной заботы,   в самый
могущественный рычаг прогресса и борьбы за лучшую жизнь общества.
А если
так, то не тысячи, не десятки тысяч, как сейчас, а миллионы ученых и сотни
миллионов техников должны обеспечить нарастающий темп развития человечества,
его потребностей и "задела вперед", т. е. той суммы научных проблем,
разработанных без видимой   в настоящий момент пользы, которые явятся
драгоценнейшим сокровищем нового, открытий и идей в дальнейшем рывке вперед.


философ

Ссылка на сообщение 17 июня 2011 г. 03:27  
цитировать   |    [  ] 

цитата kagerou

Эта свойственная человеку и психологически легко объяснимая вера в
науку

Вера вере не ровня. Религия требует веры, вера не нуждается в религии.
–––
Где здесь пропасть для свободных людей?


активист

Ссылка на сообщение 17 июня 2011 г. 03:31  
цитировать   |    [  ] 
Бахтин написал хорошую книжку. Любопытно было просмотреть. Но к тому времени уже были написаны греческие и рыцарские романы, и много еще чего, ставшего классикой. И при этом их авторы не задумывались ни о каком хронотопе. :-)
При этом не очень ясно, почему историческое время-пространство не может совместиться/наложиться на мифологическое? Взять того же Гомера. Для него и его современников то, что он написал, было историей, а для нас — историческим мифом. Где тут противоречия? Миф замечательно уживается с историей. Если пристально присмотреться, то все мифологические саги соотносятся или с реальной, или с вымышленной историей.
НФ тоже может совмещаться с мифом и историей. Если автор захочет он может наделить инопланетную расу мифами о землянах и т.д. Не обязательно в основе НФ должен лежать научный предмет, который двигает все действие. Двигателем может быть и миф, как, по-моему, в Вавилоне-5, где основой стало противостояние до конца неизвестных рас — теней и ворлонов.


философ

Ссылка на сообщение 17 июня 2011 г. 05:12  
цитировать   |    [  ] 

цитата Диво-Дивное

При этом не очень ясно, почему историческое время-пространство не может совместиться/наложиться на мифологическое? Взять того же Гомера. Для него и его современников то, что он написал, было историей, а для нас — историческим мифом.


Нет. Для него это было легендой — устной историей.

Мифология — это проецирование чувственно-эмоциональной, непосредственно переживаемой, практически жизненной озабоченности человека в символы и образы совершенного (то есть завершенного, необходимого) смысла бытия. Если символ «мыслит» бесконечные возможности живого существа, то миф их реально переживает и реализует через образ, мифологему и ритуальное воспроизведение «священного» пространства и времени.

Вот эта возможность "подключения" к сакральному пространству-времени путем ритуала и является отличительной чертой мифического хронотопа.

Легендарный хронотоп заключен в историческом, а не мифическом времени. Нельзя мистериальным образом в него войти. В нем могут действовать боги, но и их действия "историчны" — они необратимы, неповторимы, логически объяснимы.


активист

Ссылка на сообщение 17 июня 2011 г. 22:19  
цитировать   |    [  ] 

цитата Диво-Дивное

И при этом их авторы не задумывались ни о каком хронотопе.


А господин Журден не знал, что всю жизнь говорил прозой :-)
Страницы: 123...1112131415    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Хронотоп: фантастика, сказка, миф»

 
  Новое сообщение по теме «Хронотоп: фантастика, сказка, миф»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх