Хронотоп фантастика сказка ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Хронотоп: фантастика, сказка, миф»

Хронотоп: фантастика, сказка, миф

 автор  сообщение


авторитет

Ссылка на сообщение 12 июня 2011 г. 14:12  
цитировать   |    [  ] 

цитата kagerou

Скорее, привычное перестало мыслиться как категория чуда.
Гагарин полетел в космос — это было чудо. А когда полеты сделались дежурными...
Так в том-то и дело. А новые "настоящие чудеса" наука порождать перестала.
Последние "научные чудеса" — это времена высадки человека на Луну.
Примерно тогда же и компьютеры на интегральных схемах возникли, и интернет.
С тех пор почти сорок лет ничего принципиально чудесно-нового.


философ

Ссылка на сообщение 12 июня 2011 г. 14:15  
цитировать   |    [  ] 

цитата tick

Вы неподражаемо самоуверенны. Гордыня не царапает макушку?


Нет, не царапает.
У меня есть право быть самоуверенной. Я его ЗАРАБОТАЛА.

цитата tick

Если признание как профессиональной, так и простой публики не является таким доказательством, то что же тогда?


Читать сказку "Новое платье короля" до наступления сатори. Там все о признании простой и профессиональной публикой и о ценности признания как критерия качества.


философ

Ссылка на сообщение 12 июня 2011 г. 14:15  
цитировать   |    [  ] 

цитата DESHIVA

Действие можно перенести и на околоземную орбиту, не так много и изменится. Нельзя однозначно утверждать, что Солярис разумен. Может это зеркало, способное вещественно отражать не только внешнее, но и внутреннее.

Если мы принимаем разумность Соляриса, то мы имеем НФ с ее типичной проблемой контакта, возможности разумной жизни и т.п. Конечно, у Лема не только это, книга получилась гораздо глубже. Но если перенести действие от объекта изучения на околоземную орбиту, элемент "научности" исчезнет, точнее события получат неопределенную трактовку: чье тут было вмешательство — чужого разума, человека или божества будет непонятно. И история будет приобретать все более иносказательно-аллегорический характер.
–––
Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы".


философ

Ссылка на сообщение 12 июня 2011 г. 14:17  
цитировать   |    [  ] 

цитата Nick_Sakva

С тех пор почти сорок лет ничего принципиально чудесно-нового.


Не совсем.
Например, генная модификация растений и животных. По принципиальной чудесной новизне — сопоставимое с полетом Гагарина событие.
Но заметьте, воспринимается как чудо недоброе, как подарок ведьмы.


новичок

Ссылка на сообщение 12 июня 2011 г. 14:20  
цитировать   |    [  ] 
Здравствуйте, можно к вам? :)

цитата kagerou

Как именно сциентистское мировоззрение организует хронотоп? Во-первых, действие помещается автором в настоящее/будущее. Во-вторых, ключевой для организации хронотопа, скажем так, ПРЕДМЕТ вводится в действие благодаря науке, а не чему-то другому. В-третьих, ключевой конфликт так или иначе разворачивается вокруг этого предмета.

С определением НФ пока всё у всех туманно, а вот с термином "сциентистское мировоззрение" дела обстоят яснее.

цитата


Сциентизм (от лат. scientia наука, знания) — это система убеждений, утверждающая
основополагающую роль науки как источника знаний и суждений о мире. Нередко
сциентисты считают «образцовыми науками» физику или математику и призывают
строить остальные науки по их образу и подобию.

Это есть словарное определение, которое знает даже Википедия. Вот более развёрнутые, целая подборка на Academic.
Возникает вопрос. Если научная фантастика (по очень грубому определению) — это жанр, в котором фантастическое допущение не противоречит научной картине мира (и приводится в действие силами науки), то причисляем ли мы сюда произведения, где наука — это гуманитарная дисциплина?
"Маятник Фуко" Эко — с подробным описанием механизмов мышления, кодов, формирования мифологем, с конфликтом, наглядно демонстрирующим, как филология приносит решающие изменения в жизнь человека, с развитием событий, не противоречащим научной картине мира (если под наукой понимать семиотику) — есть научная фантастика в строгом смысле?
Другими словами, сциентистское представление (ок, часть мифологемы), подразумевающее примат точных и естественных наук, — необходимый критерий?


философ

Ссылка на сообщение 12 июня 2011 г. 14:20  
цитировать   |    [  ] 

цитата tick

Дело не в "науке", а в научном подходе к проблеме. Экспериментальное знание против традиционного.

Какое экспериментальное знание возникает в рамках "Темных начал"? Какой научный подход? Все результаты действий героев по "изучению" мира ровнехонько укладываются в рамки Кэмпбэлла-Фрейзера. У меня даже есть подозрение, что это сделано нарочно. А конфликт трилогии — явно ведет происхождение от Мильтона. Вы думаете, что отца героини зовут Лорд Азриэл — это случайно и ни о чем не говорит?

В общем тут вопрос не в том, насколько "Темные начала" хороши или плохи, а в том, что они не являются примером соединения научной картины мира и мифологической.
–––
Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы".


философ

Ссылка на сообщение 12 июня 2011 г. 14:26  
цитировать   |    [  ] 

цитата Gvendоlen

"Маятник Фуко" Эко — с подробным описанием механизмов мышления, кодов, формирования мифологем, с конфликтом, наглядно демонстрирующим, как филология приносит решающие изменения в жизнь человека, с развитием событий, не противоречащим научной картине мира (если под наукой понимать семиотику) — есть научная фантастика в строгом смысле?


ИМХО, Маятник — это сугубый реализм :).


авторитет

Ссылка на сообщение 12 июня 2011 г. 14:34  
цитировать   |    [  ] 

цитата kagerou

Например, генная модификация растений и животных. По принципиальной чудесной новизне — сопоставимое с полетом Гагарина событие. Но заметьте...
Так в том-то и дело, что пока негде и нечего замечать.
"Чудеса" в этой области — это победа над старостью, регенерация, "вечный хлеб", маточные репликаторы, искусственные органы... Нету пока. :-(
А для НФ это уже "отработанный материал".


философ

Ссылка на сообщение 12 июня 2011 г. 14:37  
цитировать   |    [  ] 

цитата Gvendоlen

"Маятник Фуко" Эко — с подробным описанием механизмов мышления, кодов, формирования мифологем, с конфликтом, наглядно демонстрирующим, как филология приносит решающие изменения в жизнь человека, с развитием событий, не противоречащим научной картине мира (если под наукой понимать семиотику) — есть научная фантастика в строгом смысле?

Так ведь постмодернизм же. Жанровый синтез. Опять же, типичное утверждение примата художественной реальности над жизнью.

А есть еще один потрясающий пример, кстати, — "Червь" Фаулза. Вот там и научное мышление нового времени и мифологическое мышление в комплексе.
–––
Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы".


философ

Ссылка на сообщение 12 июня 2011 г. 14:37  
цитировать   |    [  ] 

цитата Шолль

Если мы принимаем разумность Соляриса, то мы имеем НФ с ее типичной проблемой контакта, возможности разумной жизни и т.п.

Вот это "Если" делает произведение фантастикой, но невозможность экспериментальной проверки гипотезы существования разумных планет или разумных океанов закладывает мину под "научная".
–––
Где здесь пропасть для свободных людей?


новичок

Ссылка на сообщение 12 июня 2011 г. 14:41  
цитировать   |    [  ] 
И с "Пикником на обочине" (если мы оперируем приведёнными определениями).
Насколько можно говорить о противоречии-непротиворечии научной картине мира и применении научного метода на материале "Пикника"?
О том, что же такое "Посещение", каковы его цели и даже как работают артефакты, мы не знаем. Мы знаем, что учёные в "Пикнике" констатируют противоречие того, что происходит вокруг Зоны, формальной логике и как раз их представлению о научной картине мира.

цитата

А потом, уверяю вас: с точки зрениям фундаментальных принципов, эти ваши муляжи не
более и не менее удивительная вещь, чем вечные аккумуляторы. Просто
"этаки" нарушают первый принцип термодинамики, а муляжи второй, вот и вся
разница.

цитата

Вы знаете, какие дети бывают у
сталкеров, вы знаете, что бывает с самими сталкерами. Почему? Где
мутагенный фактор? Радиации в Зоне никакой. Химическая структура воздуха и
почвы в Зоне хотя и обладает своей спецификой, но никакой мутагенной
опасности не представляет. Что же, мне в таких условиях в колдовство
начать верить? В дурной глаз?

...и далее, весь разговор Пильмана с Ричардом.

цитата

А между тем нарушение принципа
причинности гораздо более страшная вещь, чем целые стада привидений... И
всяких там чудовищ Рубинштейна... или Валленштейна?
    — Франкенштейна.

То есть насколько_возможно_научное объяснение феномена Зоны, так и не ясно. На текущий момент Пильман констатирует, что наука зашла в тупик и пытается из него выбраться.
Научный метод познания есть (хотя не он является движущей силой сюжета и действие происходит не вокруг него, а во многом как раз внутри вполне наивной картины мира Шухарта), но насколько происходящее противоречит научному мировоззрению на самом деле, мы не знаем. Пильман говорит, что противоречит, но у него явно не вся полнота информации. В любом случае, фабула развивается не вокруг Пильмана или Института и приключений научного разума, столкнувшегося с неизведанным.
Таким образом, под определение НФ подверстать "Пикник" ИМХО невозможно. Но когда я пытаюсь определить жанр, я зависаю.
По-моему, с "Пикником" мы имеем пример размывания жанровых критериев в чистом дистиллированном виде...


философ

Ссылка на сообщение 12 июня 2011 г. 14:52  
цитировать   |    [  ] 

цитата Gvendоlen

Научный метод познания есть (хотя не он является движущей силой сюжета и действие происходит не вокруг него, а во многом как раз внутри вполне наивной картины мира Шухарта), но насколько происходящее противоречит научному мировоззрению на самом деле, мы не знаем.


Э-э-э, в рамках попыток провести границы жанра нас это попросту не интересует.
По той простой причине, что это не интересует Стругацких. Вы правильно сказали — фабула развивается не вокруг Пильмана или Института и приключений научного разума, столкнувшегося с неизведанным. И сюжет тоже.
Нужно ли нам в данном случае укладывать ПНО в четкие жанровые критерии? По-моему, нет.


новичок

Ссылка на сообщение 12 июня 2011 г. 14:52  
цитировать   |    [  ] 

цитата kagerou

ИМХО, Маятник — это сугубый реализм :)

Да я не против :)
Но критерии в виде синтеза мифологем и научного метода, науку как движущую силу сюжета и метод конструирования-разрешения конфликта, фантастическое допущение (организация тамплиеров же, со всей структурой) и, не побоюсь этого слова, прогностическую силу мы имеем же?
НФ?

цитата Шолль

Так ведь постмодернизм же. Жанровый синтез. Опять же, типичное утверждение примата художественной реальности над жизнью.

А постмодернизм, боюсь, мне не поможет. Вот уж определений постмодернизма точно вагон.
И насчёт "примата художественной реальности" — что значит "художественной реальности"? "Вселенная есть текст" в романе — это не столько привет чисто романтическому "вымышленному миру", сколько отсылка к Пирсу и Co. Персонажи применяют к миру семиотические и постструктуралистские методы, а не романы пишут, чтобы изменить реальность...


философ

Ссылка на сообщение 12 июня 2011 г. 15:03  
цитировать   |    [  ] 

цитата Gvendоlen

Но критерии в виде синтеза мифологем и научного метода, науку как движущую силу сюжета


Я бы все-таки не сказала, что это наука. От научных методов ребята сознательно отказались, "чтоб было интереснее".


философ

Ссылка на сообщение 12 июня 2011 г. 15:09  
цитировать   |    [  ] 

цитата kagerou

ЧТД, фигня.
Замечание по протоколу. Я говорю: вот пример, подходящий под 3 критерия. Ответ: а это фигня (4й критерий). Ну как тут вообще можно вести дискуссию? :-(((
–––
Думать — это не развлечение, а обязанность © АБС


философ

Ссылка на сообщение 12 июня 2011 г. 15:15  
цитировать   |    [  ] 

цитата tick

ЧТД, фигня.
Замечание по протоколу. Я говорю: вот пример, подходящий под 3 критерия. Ответ: а это фигня (4й критерий). Ну как тут вообще можно вести дискуссию?


Где оно подходит под 3 критерия?
tick, сциентистская мифологема исключает ЛЮБОЕ допущение о сверхъестественном. Шолль права — там такая же "наука", как в "Гарри Поттере".


новичок

Ссылка на сообщение 12 июня 2011 г. 15:18  
цитировать   |    [  ] 

цитата kagerou

По той простой причине, что это не интересует Стругацких. Вы правильно сказали — фабула развивается не вокруг Пильмана или Института и приключений научного разума, столкнувшегося с неизведанным. И сюжет тоже.
Нужно ли нам в данном случае укладывать ПНО в четкие жанровые критерии? По-моему, нет.

Ну вот насчёт "совсем не интересует Стругацких" я бы не сказала. Почему я прицепилась к "Пикнику": мне упорно кажется, что некоторый эксперимент именно над каноном НФ имеет место. А конкретно — намеренная деструкция этой самой сциентистской мифологемы в рамках текста.
Ведь всё имеем в тексте: ситуация контакта с иным разумом (ок, опосредованного), попытки научного осмысления, диалоги, в которых проговаривается "научная логика" исследователей. И раз за разом АБС заводят научное сознание в тупик — на его поле, в его классическом, можно сказать, сюжете.
Вот с этой точки зрения, мне кажется, Пикник к теме дискуссии очень даже относится.

цитата kagerou

От научных методов ребята сознательно отказались, "чтоб было интереснее".

Так их это и привело. Туда, где их захавало... эээ, фантастическое допущение. Они сами себя добровольно ему вручили этим самым отказом от. По-моему, это тоже входит в понятие "сюжет вокруг науки": что бывает, если от неё отказаться, а что — если вот этим вот её подменить.
В тексте ж даже есть подробный пример нормальной филологической дешифровки этой их сакральной записки про розы и тамплиеров, — как по мне, неслучайно.


философ

Ссылка на сообщение 12 июня 2011 г. 15:28  
цитировать   |    [  ] 

цитата kagerou

сциентистская мифологема исключает ЛЮБОЕ допущение о сверхъестественном. Шолль права — там такая же "наука",
что поделать, вот такая там наука. :)
разницу с гаррипоттером я уже указал. научный процесс — есть или нет.

Наука исключает сверхъестественное, потому что не может включить его в свои рамки. Как только ученые стали проводить эксперименты с атмосферными электричеством, сверхъествественные молнии были включены в науку.

цитата Шолль

Какое экспериментальное знание возникает в рамках "Темных начал"? Какой научный подход?
там есть процесс познания, выстроенный на научной основе — эксперимент, повторяемость, верифицируемость. Где это в ГП?
–––
Думать — это не развлечение, а обязанность © АБС


философ

Ссылка на сообщение 12 июня 2011 г. 15:37  
цитировать   |    [  ] 

цитата Gvendоlen

Другими словами, сциентистское представление (ок, часть мифологемы), подразумевающее примат точных и естественных наук, — необходимый критерий?

Да.

цитата Gvendоlen

под определение НФ подверстать "Пикник" ИМХО невозможно. Но когда я пытаюсь определить жанр, я зависаю.

Следуя вашему описанию, без проблем подверстывается к НФ: для исследования "феномена Зоны" используют научный метод. И даже когда нет результата, разве прибегают к мистике, открещиваются от науки?

Не зависайте, определяя жанр :-) К чему аптекарская точность? Это всего лишь дополнение к аннотации, для удобства читателя.


философ

Ссылка на сообщение 12 июня 2011 г. 15:39  
цитировать   |    [  ] 

цитата Gvendоlen

Почему я прицепилась к "Пикнику": мне упорно кажется, что некоторый эксперимент именно над каноном НФ имеет место. А конкретно — намеренная деструкция этой самой сциентистской мифологемы в рамках текста.


А насколько опять же такой эксперимент укладывается в рамки жанра?
Вот эксперимент над канонами фэнтези породил "дарк фэнтези".
Деконструкция сциентистской мифологемы позволяет ли говорить о появлении нового подкласса фантастики?

цитата Gvendоlen

Так их это и привело. Туда, где их захавало... эээ, фантастическое допущение. Они сами себя добровольно ему вручили этим самым отказом от. По-моему, это тоже входит в понятие "сюжет вокруг науки": что бывает, если от неё отказаться, а что — если вот этим вот её подменить.


А кстати, не из той ли оперы ария? Человек сознательно переменяет мифологему, мифологема его хавает.

цитата Gvendоlen

В тексте ж даже есть подробный пример нормальной филологической дешифровки этой их сакральной записки про розы и тамплиеров, — как по мне, неслучайно.


Ага, равно как и объяснение Лии про священные числа.
Но там не сциентистская мифологема в обоих случаях. Там просто деконструкция Плана с точки зрения здравого смысла.
Страницы: 123456...131415    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Хронотоп: фантастика, сказка, миф»

 
  Новое сообщение по теме «Хронотоп: фантастика, сказка, миф»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх