Хронотоп фантастика сказка ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Хронотоп: фантастика, сказка, миф»

Хронотоп: фантастика, сказка, миф

 автор  сообщение


магистр

Ссылка на сообщение 12 июня 2011 г. 12:51  
цитировать   |    [  ] 

цитата kagerou

Две мифологемы в одном тексте не уживутся.

"Хирургическое вмешательство" Онойко? Душа, карма, реинкарнация, боги — всё это там часть научной картины мира.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 12 июня 2011 г. 12:56  
цитировать   |    [  ] 

цитата kagerou

Другие признак дайте.

Какой признак? Время? Место действия? Или еще что-то?

Да, а почему

цитата kagerou

олдскульные НФщики отмежевываются от такой книги :)

?
–––
And from his nose unto his chin, The worms crawled out, the worms crawled in...


философ

Ссылка на сообщение 12 июня 2011 г. 12:57  
цитировать   |    [  ] 

цитата Felicitas

"Хирургическое вмешательство" Онойко? Душа, карма, реинкарнация, боги — всё это там часть научной картины мира.


Не читала.


философ

Ссылка на сообщение 12 июня 2011 г. 12:59  
цитировать   |    [  ] 

цитата Kuntc

Какой признак? Время? Место действия? Или еще что-то?


Еще что-то. Цель, результат, что вообще происходит.

Подсказка: ваша затравка подходит, например, фильму "Нечто". Но это хоррор, а не НФ.
Стругацкие, "Пикник на обочине" — притча, а не НФ.


философ

Ссылка на сообщение 12 июня 2011 г. 13:02  
цитировать   |    [  ] 

цитата Kuntc

Нет, эльфы нам не интересны, с ними все понятно.
Конкретно некий инопланетный артефакт, оставленный могущественной расой инопланетян. Исследователи знают, что это наследие чуждой расы. Исследуют научными методами. Это означает, что он "вводится благодаря наличию полумифических существ" или нет?


Не-не, то, что потом делают с артефактом — это уже не "вводится". Вводится — это когда автор пытается объяснить, откуда штука взялась. И вот здесь у него несколько вариантов: инопланетяне, эльфы-феечки-вомперы или божество подкинуло. Но все варианты имеют общую характеристику: существа чуждого людям происхождения и превосходят людей по возможностям.
Кстати, обратите внимание, вы написали "оставленный могущественной расой инопланетян" и "наследие чуждой расы". Уберите слово "инопланетян" — получим тех же эльфов.:-)
–––
Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы".


философ

Ссылка на сообщение 12 июня 2011 г. 13:13  
цитировать   |    [  ] 

цитата Шолль

Уберите слово "инопланетян" — получим тех же эльфов


Или демонов.
В общем, с утра на свежую голову мои мысли таковы: научная фантастика — порождение сциентистской мифологемы, в рамках которой агентом неизведанного выступает не религия или мифология, а наука.
Кризис "чистой НФ" — по сути дела, отражение кризиса сциентистской мифологемы во второй половине ХХ века, когда человечество, оказавшись лицом к лицу с ядерной угрозой вместо обещанного рая (точно по Оруэллу: думали, будет зеленая травка, а оказалось — выгребная яма, затянутая колючей проволокой), несколько разочаровалось в новом божестве.


философ

Ссылка на сообщение 12 июня 2011 г. 13:18  
цитировать   |    [  ] 

цитата kagerou

Кризис "чистой НФ" — по сути дела, отражение кризиса сциентистской мифологемы во второй половине ХХ века

А вот Т. Чернышова предлагает другой вариант объяснения кризиса: НФ выполняла роль адаптатора-посредника между НТР и массовым мифологизированным сознанием. Сознание в достаточной степени адаптировалось, и костыль в виде НФ перестал быть актуальным.
–––
Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы".


философ

Ссылка на сообщение 12 июня 2011 г. 13:20  
цитировать   |    [  ] 

цитата Шолль

А вот Т. Чернышова предлагает другой вариант объяснения кризиса: НФ выполняла роль адаптатора между НТР и массовым мифологизированным сознанием. Сознание в достаточной степени адаптировалось, и костыль в виде НФ перестал быть актуальным.


Тоже хорошо.
Хотя я бы не сказала, что сознание адаптировалось. "Британские ученые" не зря превратились в мем.


философ

Ссылка на сообщение 12 июня 2011 г. 13:48  
цитировать   |    [  ] 

цитата kagerou

Фигней будет эта книга.
Если, конечно, изначально задумана не как юмор или сатира.
Две мифологемы в одном тексте не уживутся.
Пулман, Тёмные начала.

цитата kagerou

Стругацкие, "Пикник на обочине" — притча, а не НФ.
При́тча — это малый поучительный рассказ в дидактико-аллегоричном литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость).
–––
Думать — это не развлечение, а обязанность © АБС


философ

Ссылка на сообщение 12 июня 2011 г. 13:51  
цитировать   |    [  ] 

цитата tick

Пулман, Тёмные начала.


ЧТД, фигня.


авторитет

Ссылка на сообщение 12 июня 2011 г. 13:53  
цитировать   |    [  ] 
Могу еще более простой вариант предложить. К 1970-м наука довольно сильно притормозила и перестала быть "источником чудес", которым была лет сто до того. Причем, как "злых", так и "добрых" чудес.


философ

Ссылка на сообщение 12 июня 2011 г. 13:55  
цитировать   |    [  ] 

цитата tick

Пулман, Тёмные начала.

У меня девушка курсовую по "Темным началам" пишет. Мифологических мотивов — уйма, прямо по монографии Кэмпбэлла. А на следующий год у нас запланированы традиции "Потерянного рая" Мильтона. "Наука" там такая же, как в "Гарри Поттере".
–––
Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы".


философ

Ссылка на сообщение 12 июня 2011 г. 13:58  
цитировать   |    [  ] 

цитата kagerou

ЧТД, фигня.
Мемориальная премия Астрид Линдгрен. Уитбредовская премия, третье место в списке лучших 200 книг по версии BBC (национальный опрос) 2003г., после ВК и Гордости и Предубеждения.

цитата Шолль

"Наука" там такая же, как в "Гарри Поттере".
Дело не в "науке", а в научном подходе к проблеме. Экспериментальное знание против традиционного. В ГарриПоттере вообще нет описаний, как волшебники узнают что-то новое, чего не было в книгах. Пусть ваша девушка попробует найти хоть один научно-магический эксперимент у Роулинг.
–––
Думать — это не развлечение, а обязанность © АБС


философ

Ссылка на сообщение 12 июня 2011 г. 13:58  
цитировать   |    [  ] 

цитата Nick_Sakva

К 1970-м наука довольно сильно притормозила и перестала быть "источником чудес", которым была лет сто до того. Причем, как "злых", так и "добрых" чудес.


Скорее, привычное перестало мыслиться как категория чуда.
Гагарин полетел в космос — это было чудо. А когда полеты сделались дежурными...


философ

Ссылка на сообщение 12 июня 2011 г. 14:00  
цитировать   |    [  ] 

цитата tick

Мемориальная премия Астрид Линдгрен. Уитбредовская премия, третье место в списке лучших 200 книг по версии BBC (национальный опрос) 2003г., после ВК и Гордости и Предубеждения.


Бога ради, это что, собачья выставка, где первенство определяется количеством медалей?
Кстати, в опросе 2010 года Пулман уже на 9 месте.


философ

Ссылка на сообщение 12 июня 2011 г. 14:03  
цитировать   |    [  ] 

цитата Шолль

. Конфликт внутренний — как героям относиться к этим существам, настоящие ли они и можно ли вернуть прошлое, но толчок к развитию сюжета и конфликта дает именно Солярис — объект, который сам начинает исследовать исследователей.

Именно что конфликт внутренний. Действие можно перенести и на околоземную орбиту, не так много и изменится. Нельзя однозначно утверждать, что Солярис разумен. Может это зеркало, способное вещественно отражать не только внешнее, но и внутреннее.
Интересно, как отнеслись бы лет триста назад к рассказу, описывающему современный калькулятор на солнечных батарейках. Как к научной фантазии или как к сказке.
–––
Где здесь пропасть для свободных людей?


философ

Ссылка на сообщение 12 июня 2011 г. 14:03  
цитировать   |    [  ] 

цитата kagerou

Бога ради, это что, собачья выставка, где первенство определяется количеством медалей?
Кстати, в опросе 2010 года Пулман уже на 9 месте.
на собачью выставку тоже не любая дворняжка попадает. А Стругацким вообще ни НацБеста, ни Букера не дали, и что?

цитата DESHIVA

Интересно, как отнеслись бы лет триста назад к рассказу описывающему современный калькулятор на солнечных батарейках. Как к научной фантазии или как к сказке.
300 лет назад понятия "научная фантазия" не было. Были суровые германские романтики и расхлябанная французская лирика.
–––
Думать — это не развлечение, а обязанность © АБС


философ

Ссылка на сообщение 12 июня 2011 г. 14:07  
цитировать   |    [  ] 

цитата tick

А Стругацким вообще ни НацБеста, ни Букера не дали, и что?


И то, что нелепо медалями размахивать в доказательство того, что книжка не фигня.


философ

Ссылка на сообщение 12 июня 2011 г. 14:09  
цитировать   |    [  ] 

цитата kagerou

И то, что нелепо медалями размахивать в доказательство того, что книжка не фигня.
Вы неподражаемо самоуверенны. Гордыня не царапает макушку?

Если признание как профессиональной, так и простой публики не является таким доказательством, то что же тогда?
–––
Думать — это не развлечение, а обязанность © АБС


авторитет

Ссылка на сообщение 12 июня 2011 г. 14:10  
цитировать   |    [  ] 

цитата kagerou

Скорее, привычное перестало мыслиться как категория чуда.
Гагарин полетел в космос — это было чудо. А когда полеты сделались дежурными...
Так в том-то и дело. А новые "настоящие чудеса" наука порождать перестала.
Последние "научные чудеса" — это времена высадки человека на Луну.
Примерно тогда же и компьютеры на интегральных схемах возникли, и интернет.
С тех пор почти сорок лет ничего принципиально нового.
Страницы: 12345...131415    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Хронотоп: фантастика, сказка, миф»

 
  Новое сообщение по теме «Хронотоп: фантастика, сказка, миф»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх