Русская фантастика


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Русская фантастика»

Русская фантастика

 автор  сообщение


магистр

Ссылка на сообщение 2 мая 2020 г. 15:29  
цитировать   |    [  ] 
У Гуревича навсю используется ратозапись , которая изменяет все в обществе будущего, начиная с быта. В конце концов там вплотную к бессмертию подходят.
Мир этого произведения – мир победившего коммунизма. Причем строй этот «вырос» из «первого социалистического государства» СССР. Есть, правда, в этом мире и островок традиционализма и клерикализма – республика ЦЦ («Цитадель Цивилизации»). Хотя, следует отметить, характерной пропаганды в романе практически нет, если не считать таковой нарочитого, как-то неестественно обрисованного атеизма.
О романе Бирюлина. Главная нестандартность состоит, наверное, в оригинальном решении продовольственного вопроса — там полмирового океана заполнили плавучими островами-посевами.
Роман написан в годы правления Хрущева, и является ярким маркером того времени. Освоение океана выступает своеобразным продолжением освоения целины. Упоминается даже «царица полей» кукуруза, правда в океанических условиях она стала большой и грушевидной. Другая параллель — организация общества. Существуют совет старейшин и совет молодых. Советы экономических районов с профильными комитетами напоминают хрущевские совнархозы. Есть отдельные страны, но почти везде царит коммунистический строй. Только в Республике Восточного архипелага сохранился заповедник капитализма и расизма, который, в конце концов, падает после народного восстания.
Почему море понятно, а почему же звезды? Кроме того, что они разлучили главного героя и героиню, пара море — звезды в романе представляется как неразрывное целое, проходя этапы жизни и разума, эти конечные пункты смыкаются в вечном взаимодействия.
P.S. Я говорил, что степень нестандартности в разных романах разная.
–––
Через тернии к звёздам


авторитет

Ссылка на сообщение 2 мая 2020 г. 16:21  
цитировать   |    [  ] 

цитата ааа иии

Чем и доказано — советская фантастика могла быть другой, мутации с отбором шли.

это странная реплика в мой адрес
я охрип, доказывая, что советская фантастика была очень разной на всех 4 этапах своего развития


авторитет

Ссылка на сообщение 2 мая 2020 г. 16:38  
цитировать   |    [  ] 

цитата ааа иии

Общий признак всех романов Стругацких.

вовсе нет
Обитаемый остров, например. там мироустройство вполне себе постепенно описывается
Страну багровых туч, с заголовками газет, опустим, ладно
Хищные вещи века
Да даже в Граде.
Улитка уникальна и в творчестве АБС, и в советской фантастике вообще


философ

Ссылка на сообщение 2 мая 2020 г. 17:57  
цитировать   |    [  ] 

цитата 240580

Существуют совет старейшин и совет молодых. Советы экономических районов с профильными комитетами напоминают хрущевские совнархозы.
Ну вот, всё с необычностью и ясно.

цитата 240580

У Гуревича навсю используется ратозапись , которая изменяет все в обществе будущего, начиная с быта.
Ага, спасибо за пояснение. Да, пожалуй, хотя, на мой взгляд, конфликт между старожилами и чекако "Плеска звездных морей" более радикален в исследуемом аспекте.
Спасибо за развернутый ответ!


философ

Ссылка на сообщение 2 мая 2020 г. 18:24  
цитировать   |    [  ] 

цитата Karavaev

вовсе нет
Обитаемый остров, например. там мироустройство вполне себе постепенно описывается
Как и Перец с Кандидом в Улитке, читатель все больше узнает про административный механизм криптократии. Но устройство мира дальше вступительного обзора Гая и не идет, практически. С кем воевала империя? Что за горцы, раз от них нужно отгораживаться оборонительным поясом? Одни ли проблемы у Хонти и Страны?

цитата Karavaev

Хищные вещи века
Европа или Америка, с глубоководными танками? Как ополчение из интелей и жилиных может уделать профессиональных военных, не угробив город и экономику?

цитата Karavaev

Да даже в Граде.
Общая непонятность принципиальна для Града. И не было ли это наведенной галлюцинацией.

цитата Karavaev

Улитка уникальна и в творчестве АБС
Не в творчестве АБС, ведь

цитата Karavaev

но есть еще и Беспокойство https://fantlab.ru/work563

да и в

цитата Karavaev

советской фантастике вообще
разве что часть про Лес.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 2 мая 2020 г. 18:33  
цитировать   |    [  ] 
Вы хоть понимаете, что зафлудили тему?

Ну сколько можно пережевывать литературоведческие начала советской фантастики? Будто за последние 30 лет ничего не написано. А написано очень много и очень разного. И разобраться в русской (читай: русскоязычной, т.к. имеется целая плеяда украинских авторов, пишущих по-русски) гораздо сложнее, интереснее и актуальнее, чем перемывать косточки трупу. Хотя бы те самые волны посчитать...

Да, сегодня мы все же скатились в конструкцию, характерную для западного мира: "фантастика" как жанровая проза — в гетто, на одной полке, "фантастика" как литература, использующая фант.метод — на другой. Но ведь процесс скатывания был весьма своебразен. В конце 90-х — начале нулевых был период, когда фантастика уникальным образом совмещала высокую продаваемость и глубокий смысл. Произошло это, имхо, благодаря формированию фэндома — своеобразной тусовки, возникшей на базе КЛФ. Влияние АБС на авторов 90-х (какой там номер волны?) несомненно и велико, фантастика имела явный социально-психологический подтекст и у лидеров той волны была весьма качественной литературно. Логинов, Рыбаков, Дивов, Дяченки, Лукьяненко (до своей встречи с президентом РФ), Валентинов, Успенский, Лазарчук — писали именно литературу, а не "жанровую прозу". И в тусовке легко уживались профессионалы уровня Быкова и Галиной.
Распад начался в середине нулевых. Причем его зерна вызрели в самом фэндоме. Рынок брал свое, лидеры мнений менялись. Грелка, семинар Олдей — там учили обслуживать читателя, излагать то, что он схавает, а не стараться выразить свое миропонимание. Помню, как Панов на Грелке учил писать Ларису Бортникову, а ведь она к тому времени уже создала не только россыпь прекрасных постов в ЖЖ, из которых уже был виден её талант, но и замечательный (пусть и не фантастический) "Берег турецкий", великолепные "Жил да был один король", "Гарнизон алые паруса" — это уровень, который Панову и не снился. Я спросил: "Лариса, как же так? Чему он тебя может научить?" — "Многому. Например, пониманию, какие и почему книги продаются, а какие нет" — "..." И всё, нет автора. "Жужелица" была еще ничего, а дальше все вниз, вниз — типа, к читателю, в жанровую прозу, на полку с "гумном". Многие, очень многие проделали сей путь, продав не только рукописи, но и вдохновенье. Слава богу, не все.
В то же время, в нулевых вылезла из своего замкнутого мирка "сами производят, сами же и потребляют" боллитра, уходящая корнями в советский литературный официоз и в девяностые жестоко страдавшая от своей нерыночности. К Слаповскому, Крусанову, Липскерову и другим читабельным авторам (ибо существенная часть боллитры нечитабельна) добавились Геласимов, Водолазкин, Сахновский, Алексей Иванов, по инерции воспринимавшийся фэндомом "своим", и другие.
Распад фэндома был неторопивым, но явным. "Новые классики" его сразу почувствовали. Валентинов в своей нашумевшей статье ввел термин "фэнье", а Дивов — получивший куда более долгую жизнь "МТА". Мне кажется, гроб фэндома был забит двумя гвоздями очень разного рода: превращением в сеттинг в конце нулевых "Метро 2033", коммерческий успех которого окончательно ослепил и "растлил" МТА, и смертью в 2013 году Саши Ройфе, энергия, мудрость и глубочайшая культурность которого играла очень важную роль в тусовке.

В итоге в десятых годах понятие "боллитра", в известной степени противопоставлявшееся фэндому, с одной стороны, и популярной массовой жанровой прозе, с другой, практически потеряло четкий смысл. Теперь у нас есть литература, в том числе в той или иной степени фантастическая (а приемы такого рода использует каждый первый современный автор) — и жанровая проза со своими "законами жанра", со своими авторами и читателями. То есть, сформировался вполне типичный сегментированный книжный рынок.
–––
Был так болтлив, что уставали пальцы...


миродержец

Ссылка на сообщение 2 мая 2020 г. 19:30  
цитировать   |    [  ] 
anagor1 ну вы прямо целую статью в форуме выдали
Очень интересно, спасибо. Я даже понаотмечал себе авторов, с которыми как-то недостаточно знаком.
–––
Человек, нажимающий где-то там пальцами на клавиши, не имеет никакого отношения к тому, что я здесь говорю и думаю.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 2 мая 2020 г. 20:03  
цитировать   |    [  ] 

цитата anagor1

Лукьяненко (до своей встречи с президентом РФ)
И, что случилось с Лукьяненко после встречи с президентом РФ ? Интересно узнать информацию, что называется, из "первых рук"... 8-)

цитата anagor1

уровень, который Панову и не снился
А что, Вадим Панов где-то называл себя автором серьезной, интеллектуальной прозы ? Он добротный, качественный писатель развлекательного жанра и вроде на большее, даже не претендует. При этом его книги хорошо продаются уже около 20 лет ( !!! ). На уровень "поздних" Перумова-Бушкова-Головачева пока еще не опустился. И это меня радует. :)
–––
Сейчас к людям надо помягше, а на вопросы смотреть ширше.


магистр

Ссылка на сообщение 2 мая 2020 г. 20:06  
цитировать   |    [  ] 
Чтобы всех помирить и всем угодить, насколько это возможно:-)8-)
Есть такой украинский русскоязычный автор — Андрей Дмитрук. Писал еще в советское время. Его перу принадлежат два довольно интересных романа. Фактически, этот роман-эпопея — единственная современная украинская утопия. Там уже такой себе коммунизм-трансгуманизм, иммортализм. Продолжает традиции Ивана Ефремова и Николая Федорова.
Ложка дегтя в бочке меда — в цикл проникли довольно специфические политические взгляды автора, а так эта нетипичная для сегодняшнего дня вещь заслуживает всяческих похвал.
–––
Через тернии к звёздам


авторитет

Ссылка на сообщение 2 мая 2020 г. 20:11  
цитировать   |    [  ] 

цитата anagor1

"фантастика" как жанровая проза — в гетто, на одной полке, "фантастика" как литература, использующая фант.метод — на другой

цитата anagor1

там учили обслуживать читателя, излагать то, что он схавает, а не стараться выразить свое миропонимание

Это нужно всегда перед глазами иметь — объясняет многое из нынешней ситуации.


философ

Ссылка на сообщение 3 мая 2020 г. 10:25  
цитировать   |    [  ] 
anagor1, за возвращение к современности спасибо, конечно. Но...
а) Гиперболизируете значение КЛФ. Кто-то из них вышел, хорошо, но вышел. А шедевр 90-х, вейский цикл Латыниной, появился без них. Более того, культ вылизанного рассказа советской фантастики сыграл злую шутку с набивавшими руку в этом направлении.
б) Преувеличиваете роль фэмдома (под которым понимаете тусовки писателей, верно?). Вне вручаемых друг другу премий и сборников, типа володихинских или "Призраки и пулеметы", во влиянии на русскоязычную фантастику не замечен.
Концепция "волн" сама по себе позор русскоязычной фантастики. Этого взаимоподражания и принудительной смены поколений и быть-то не должно. Крапивин, Гибсон, Азимов, Ле Гуин как примеры нормального литературного долгожительства.
Знаменитый "формат" родился не на конвентах. Было интервью, по-моему, деятеля из "Астрели", что одиночный хороший роман и не интересен, нужны авторы на перспективу.
в) Влияние Панова. Он написал 54 романа, из них 11 в соавторстве, открыл свою франшизу... Б.Е.З.У.С.Л.О.В.Н.О. Но пейзаж выглядит так:
Алекс Орлов — 63 романа.
Ливадный — 75.
Юрий Иванович — 88.
Елена Звездная, стартовав в 2009 году, уже выдала 58.
Романы Бушкова и считать не буду.
г) О Лукьяненко уже спросили. Его значение для российской кинофантастики существенно. В остальном — даже не знаю. Его переиздают... но далеко не всего.


миродержец

Ссылка на сообщение 3 мая 2020 г. 12:19  
цитировать   |    [  ] 

цитата ааа иии

культ вылизанного рассказа советской фантастики сыграл злую шутку с набивавшими руку в этом направлении.

Извиняюсь, но я не в теме. Очень хочется поспрашивать и, в первую очередь, попросить подробнее объяснить, что вы вкладываете в эту фразу?
–––
Человек, нажимающий где-то там пальцами на клавиши, не имеет никакого отношения к тому, что я здесь говорю и думаю.


философ

Ссылка на сообщение 3 мая 2020 г. 13:11  
цитировать   |    [  ] 

цитата _Y_

что вы вкладываете в эту фразу?
В СССР, вплоть до самого конца и чуть дальше, основной формой публикации фантастики был рассказ. Соответственное было к нему и отношение.
В связи с сокращением подписки (и изменением отношения гонорара за рассказ к сумме удовлетворения потребностей), настало время сериалов и толстых книг, выпекать которые оказались готовы далеко не все. Могучая поросль фантастов 80-х... растворилась. Геворкян, Бабенко, Рич, Ольгин, Дубов, Вл.Покровский, Темкин, Гланц, Орешкин... Не все ушли из литературы совсем, но с первых позиций рейтинга фантастов — да.
Смотрим на лауреатов премии Аэлита или сюда:
https://fantlab.ru/work97537
https://fantlab.ru/work66477
https://fantlab.ru/work73399
https://fantlab.ru/work67312
И сравниваем с "Лучшим за год" Дозуа или "Легендами" Силверберга, в которых одни и те же имена.


миродержец

Ссылка на сообщение 3 мая 2020 г. 13:29  
цитировать   |    [  ] 
ааа иии спасибо, понял. Эта ваша фраза относилась к профессиональной фантастике.

Жаль, конечно, что авторы рассказов выпадают из списка писателей первой величины. Но я-то читаю именно рассказы и отдельные романы. А вот пухлые циклы, как бы их ни расхваливали издатели, премие-датели, да и фанаты, воспринимаю с большим трудом.
–––
Человек, нажимающий где-то там пальцами на клавиши, не имеет никакого отношения к тому, что я здесь говорю и думаю.


авторитет

Ссылка на сообщение 3 мая 2020 г. 14:32  
цитировать   |    [  ] 

цитата _Y_

что авторы рассказов выпадают из списка писателей первой величины.

для рассказов нужна особая отраслевая структура, в первую голову журналы, затем резонансные антологии
у нас сейчас практически ничего этого не стало


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 3 мая 2020 г. 14:59  
цитировать   |    [  ] 

цитата Karavaev

у нас сейчас практически ничего этого не стало
Сейчас настало время циклов и эпопей8-)


миродержец

Ссылка на сообщение 3 мая 2020 г. 15:21  
цитировать   |    [  ] 

цитата Karavaev

для рассказов нужна особая отраслевая структура, в первую голову журналы, затем резонансные антологии
у нас сейчас практически ничего этого не стало

Это очень печально:-(

цитата андрон966

Сейчас настало время циклов и эпопей

Жуть. Мыльные оперы никогда не считались чем-то для головы полезным. И не зря.
–––
Человек, нажимающий где-то там пальцами на клавиши, не имеет никакого отношения к тому, что я здесь говорю и думаю.


философ

Ссылка на сообщение 3 мая 2020 г. 15:56  
цитировать   |    [  ] 

цитата _Y_

Эта ваша фраза относилась к профессиональной фантастике.
Да вряд ли автора трех-пяти рассказов или повестей за 10 лет можно считать профессиональным писателем с современной точки зрения... М.б., Булычев и Крапивин — профи.

цитата _Y_

Жаль, конечно, что авторы рассказов выпадают из списка
Да нет же, говорим про закат СССР и первое пятилетие пост-. Хороший рассказ вещь во все времена. Та же Громыко пишет, Логинов, Лукин, вроде... продолжает свои конкурсы ХиЖ...

цитата _Y_

Это очень печально
На деле, попытки возобновить бытование рассказа предпринимаются, с самых разных сторон. Белянин, Володихин, https://fantlab.ru/edition56005 и даже https://fantlab.ru/work958543
Но 1-2 достойные внимания вещи на сборник? И следить перестал.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 3 мая 2020 г. 16:15  
цитировать   |    [  ] 

цитата ааа иии

Но 1-2 достойные внимания вещи на сборник? И следить перестал.
Опять Закон Парето в действии. Удивительно. Сам такие сборники давно не читаю ... Оказывается — не зря ...
–––
Сейчас к людям надо помягше, а на вопросы смотреть ширше.


миродержец

Ссылка на сообщение 3 мая 2020 г. 16:21  
цитировать   |    [  ] 

цитата ааа иии

Та же Громыко пишет, Логинов, Лукин, вроде... продолжает свои конкурсы ХиЖ...

Мне кажется, эта ваша фраза показывает всю проблему полно и ярко. В ней ведь перечислены два автора самого высокого уровня, один — автор интересный, но рассказы свои до ума не доводящий (из того, что я читал, конечно) и любительский, в основе своей, конкурс. Очень бедно получается.

С теми сборниками, на которые вы сослались, я не знаком, но читал другие. И совершенно согласен — очень часто остаётся именно такое впечатление — сильных вещей не много.

--- ---

Но! Вот я подумал — а чего слезами обливаться? Может попытался повспоминать хорошее, а не плохое? Вот, что получилось по рассказам и даже микрорассказам:

На мой вкус, процент откровенно понравившихся вещей весьма высок в Эдите.
То же сказал бы про альманах Астра-Нова, но у меня в руках побывало только два выпуска, так что статистики пока не набрал.
В прошлом году вышел хороший сборник Курс-Полюс, но там узкая тематика — полярная.
Прекрасный сборник микрорассказов Бестиарий. Книга странных существ, но он уже трёхлетней давности.

И это только то, с чем я знаком. Может не всё и ужасно?
–––
Человек, нажимающий где-то там пальцами на клавиши, не имеет никакого отношения к тому, что я здесь говорю и думаю.
Страницы: 123...2526272829303132    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Русская фантастика»

 
  Новое сообщение по теме «Русская фантастика»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх