Говард — столп. Причем я как-то не сразу это даже понял, в силу весьма постепенного вхождения в его творчество, причем не только его. Например, читая Муркока, я одно время думал, что все эти фокусы с инкарнациями — его придумка. Думал до тех пор, пока не наткнулся на говардовский цикл о Джеймсе Эллисоне. Сотворение первого исторического фэнтези многие приписывают Де Кампу с его "Стрелами Геркулеса". А между тем, у Говарда полным-полно мини-циклов в историческом антураже (Бран Мак Морн, Кормак Мак Арт, Турлоф О'Брайен и проч.). Так что и здесь он, получается, по меньшей мере один из предтеч. Конечно, его творения несравненно более легковесны, чем эпики того же Толкиена. Можно говорить и о более серъезной проработке деталей мира у ДРРТ. Однако одна из первых карт мира появилась у Говарда. Сказал бы даже — первая, но, по-моему, у Эддисона она раньше была. Или я ошибаюсь? Тут уж, если что, правьте меня, знатоки последнего. А может, кто-то раньше был, и я упустил из виду? Четкий бэкграунд мира, хотя и не во всем убедительный, Говард изложил во вступительной статье к Хайборийскому циклу. И это тогда тоже было изрядно внове, по-моему. Вообще, удивительно, насколько Говард оказался плодовит за 30 лет своей недолгой жизни. Конечно, в большинстве случаев он разрабатывал примерно один и тот же архетип главного героя, но все же... О попытках Говарда писать юмористические циклы произведений уже тоже упоминали. Для меня же юмористическое фэнтези началось все-таки с цикла о Гарольде Ши Ф. Прэтта и Л.С. Де Кампа. Честно говоря, чистое юмористическое фэнтези производит на меня, как правило, угнетающее впечатление. Ну посудите сами, "давить" юмор из каждой ситуации по поводу и без повода, и так несколько сотен страниц, — разве это не смотрится жалко? Посему куда более по душе мне т.н. ироническое фэнтези. В пионеры этого направления также часто пишут Де Кампа ("Кольцо тритонов", трилогия "Король Поневоле", хотя ироничность первого для меня, опять же, малоубедительна) и Лейбера (ясное дело, с его Фафхрдом и Серым Мышеловом). И ни Де Кампа, ни Лейбера мы в списке как-то не видим... Мартин, конечно, на современное фэнтези имеет влияние со своим реалистичным подходом, но сроку мало прошло. У меня другой вопрос. На современную героику (или ее элементы в современных романах) повлиял, например, Д. Геммел с его Дренайским циклом. (косвенным свидетельствоем его признания может быть и премия его имени). Как по мне, он имеет гораздо больше прав находиться в списке, чем Сапковский и Мартин, и тем более Аберкромби. Роулинг? Что она здесь делает? Как говорила одна моя знакомая, прочитав цикл Ле Гуин о Земноморье, "теперь я поняла, откуда взялся Гарри Поттер". Ле Гуин, слава Богу, в списке есть... А вот Льюис здесь вполне заслуженно. Как один из истоков детского фэнтези. Пускай даже его истории представляют собой своего рода изложение/обучение христианской морали, от этого они не становятся хуже именно как фантастические истории. Муркока с его концепцией Мультивселенной и героическими инвалидами здесь не хватает, это да. Кларк Эштон Смит не упомянут тоже зря. Он, как по мне, вполне может считаться предтечей как "декадентской" фэнтези (и в этом смысле предшественником Вэнса с его Умирающей Землей), так и дарк фэнтези. Вэнса в опросе нет, и это непорядок. Все-таки его авантюрно-плутовские писания с декадентским привкусом очень даже повлияли на фэнтези. Лавкрафт тоже чем не фантаст? Взять хотя бы его "Сомнамбулический поиск Кадата неведомого" или ряд рассказов Сновидческого цикла. Даже несмотря на то, что он явно вдохновлялся, по крайней мере при написании указанного цикла, текстами Дансени. Да и этот старый ирландский лорд — сновидец-мифотворец явно тоже должен быть в списке. И кстати, еще о Лавкрафте. Его мифы Ктулху тоже имели изрядное влияние. Считаете, нет там фэнтезийного элемента? Есть еще Карл Эдвард Вагнер — его с циклом о Кейне можно было считать одним из истоков героического дарка. Но все же, пожалуй, его не включу в список. В общем, список мне видится таким: Говард, Толкиен, К.Э. Смит, Г.Ф. Лавкрафт, Муркок, Вэнс, Дансени, К.С. Льюис, Л.С. Де Камп, Ф. Лейбер, Желязны, Геммел (последний все же под вопросом). Тем не менее есть ощущение, что кого-то я все-таки забыл:-)))
|