Артур и рыцари круглого стола


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Артур и рыцари круглого стола»

Артур и рыцари круглого стола

 автор  сообщение


миротворец

Ссылка на сообщение 14 мая 2013 г. 17:27  
цитировать   |    [  ] 

цитата Croaker

Беда все же этот пассаж у Гильды аккуратно (в плане "фактологии") пусть и вольно переписал


Из чего сие следует?
–––
Helen M., VoS


магистр

Ссылка на сообщение 14 мая 2013 г. 17:35  
цитировать   |    [  ] 

цитата Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. СПб. Алетейя. 2001. пер. В. В. Эрлихмана

Изгнав или рассеяв жителей острова, враги вернулись домой, и бритты начали медленно восстанавливать силы и боевой дух. Выйдя из своих укрытий, они единым голосом взмолились о небесной защите, чтобы не позволено им было погибнуть вовсе. Вождем их в то время был некий Амброзий Аврелиан, почтенный муж, единственный из народа римлян переживший ту бурю, в которой погибли, между прочим, и его родители, носившие царское имя и достоинство. Под его водительством бритты собрали силы, вынудили своих победителей к битве и с помощью Божьей победили. С того времени побеждали то бритты, то их противники, до года битвы у горы Бадон, где бритты сразили немалое число своих врагов спустя сорок четыре года после прибытия тех в Британию.

цитата Гильда Премудрый. О погибели Британии. Фрагменты посланий. Жития Гильды. М. Алетейя. 2003. пер. Н. Ю. Чехонадской

По прошествии некоторого времени, когда жесточайшие хищники отступили домой, уцелевшие, укрепленные Богом, к которым сбежались со всех сторон из разных мест несчастнейшие граждане, столь же стремительно, как пчелы в улей при надвигающейся буре, молясь вместе с тем Ему всем сердцем, и, как говорится, «эфир наполнив мольбами», чтобы их уже совершенно не истребили, собрали силы, имея своим вождем Амвросия Аврелиана, человека законопослушного, который в такой буре и потрясении остался чуть ли не один из римского племени, причем были убиты его родители, одетые, бесспорно, в пурпур (потомство коего сейчас, в наше время по большей части выродилось от дедовой доброты), — бросили вызов на битву победителям, от которых, по воле Божией, победа отступила.
С этого времени побеждали то граждане, то враги, так, чтобы в роде сем мог бы Господь испытать обычным образом нынешний Израиль, — любит ли он Его, или нет; и до года осады Бадонской горы, новейшей почти что и немалой резни преступников, с которой сорок четвертый, как мне известно, начинается год, по прошествии, однако, одного месяца, когда и я родился.


авторитет

Ссылка на сообщение 14 мая 2013 г. 17:51  
цитировать   |    [  ] 
lena_m

цитата


Вообще-то я вам цитировала выше Беду, а не Гильду... :-)


Да, Вы правы, я ловко ушёл от ответа :-)

Ранняя часть АСХ основывается на работе Беды, а не переписывает её дословно, как это делалось в континентальных хрониках. Там немало сведений об Уэссексе, почерпнутых из местных хроник, о которых Беда просто не имел представления. Эта часть АСХ — скорее сводная работа наподобие Фульдских или Бертинских анналов, чем хроника с продолжателями а ля Прокопий-Агафий-Менандр-Симокатта-патриарх Никифор. В различных рукописях АСХ процент использования Беды весьма различается.

цитата


Что же касаемо Гильды, то примерные даты его жизни 490-570 гг. — сравните с датами жизни
Артура...


Эту работу до меня уже проделали в Анналах Камбрии. По датам Гильда вроде бы современник Артура, однако же сами Анналы этого Артура не знают.

С каким из 12 известных прототипов Артура надо сравнить Гильду? Вариантов больше, так как вполне вероятно, что Гильд было двое: один из анонимного жития предположительно IX века, другой из жития, написанного Карадоком, другом Гальфрида Монмутского. Некоторые исследователи справедливо сомневаются в их идентичности. Итого 24 варианта.

цитата


Почему же Гильда не упоминает Артура вопрос в историографии открытый и вряд ли будет решён...


Это только гипотеза, более или менее правдоподобная. Я на лавры не претендую.


миротворец

Ссылка на сообщение 14 мая 2013 г. 18:28  
цитировать   |    [  ] 

цитата Брат Карамазов

Эту работу до меня уже проделали в Анналах Камбрии. По датам Гильда вроде бы современник Артура, однако же сами Анналы этого Артура не знают.


???

Annales Cambriae:

цитата

516 Битва при Бадоне, в которой Артур носил крест господа нашего Иисуса Христа три дня и три ночи на своих плечах и бритты были победителями.


Как раз, один из самых ранних источников, в которых фигурирует Артур, король бриттов...
–––
Helen M., VoS


авторитет

Ссылка на сообщение 14 мая 2013 г. 21:03  
цитировать   |    [  ] 
lena_m
Тут надо учитывать все рукописи, они публиковались. Взять хотя бы последнее издание:

Remfry, P.M., 2007, Annales Cambriae. A Translation of Harleian 3859; PRO E.164/1; Cottonian Domitian, A 1; Exeter Cathedral Library MS. 3514 and MS Exchequer DB Neath, PRO E, Castle Studies Research and Publishing

А в приведённой цитате переводили с рукописи A, Harleian 3859, листы 190r-193r. Там текст анналов идёт как вставка в историю Ненния и очень похожа на искажённое сообщение Ненния о битве у замка Гвиннион, в которой Артур носил изображение Девы Марии на своём iscuit. Когда переводили с валлийского, то спутали два значения этого слова, "плечи" и "щит". Конечно, там должен быть щит.

А в рукописи B, E.164/1, этого текста под 516 годом нет:

цитата


[b497] Anus Quies benigni episcopi.
...
[b531] Anus episcopus ywor .ccco.l. etatis sue anno obiit in christo.


Все промежуточные года с 498 по 530 идут без событий, только со словом Anus. И год 516 тоже. Более того, там и битвы при Камланне 537 года нет, той, в которой погибли Артур и Модред. Как это можно объяснить? А очень просто: события в рукописи B (и рукописи C) сдвинуты по времени по сравнению с рукописью A :-)

И обе битвы можно найти далее в тексте, под другими годами:

цитата


[b546] Anus Bellum Badonis in quo rex arturus crucem domini nostri ihesu christi tribus diebus et tribus noctibus in humeris suis portauit. In illoprelio cec(i)derunt . colgrinus et Radulphus anglorum duces.
...

[b566] Anus Bellum camlam in quo inclitus arthurus rex britonum et modredus proditor suus. mutuis wlneribus corruerunt.


Только с 1097 года в тексте указывают год, а до того идут постоянные сдвиги на различное число лет.

Так что с хронологией в Анналах Камбрии ничего не понятно.

Сообщения об этих двух битвах раньше считались доказательством существования Артура и Модреда, но теперь предполагается, что это позднейшие вставки, сделанные около 970 года, когда артурианский миф был уже распространён.

Можно считать, что этих сообщений там нет.


миротворец

Ссылка на сообщение 14 мая 2013 г. 21:44  
цитировать   |    [  ] 
Брат Карамазов, а почему произшла такая переоценка сообщений источника?

Новые рукописи введены в оборот?

Или заново переатрибутированы старые?

Не очередная ли это версия артурианцев? :-)
–––
Helen M., VoS


авторитет

Ссылка на сообщение 14 мая 2013 г. 22:13  
цитировать   |    [  ] 
lena_m

Нет, рукописи давно известны. Подозреваю, что это Ховард Вайсман воду мутит:

http://www.vortigernstudies.org.uk/artgue...

:-)

А артурианцев действительно ничем уже не угомонить. Зайдите на:
http://libgen.org
и наберите в поиске слово Arthurian. Там и библиографии по теме на 800 с лишним страниц, и серия Arthurian Studies, и всё что угодно. Читать не перечитать.

Версия, похоже, кого-то из них, а вот объяснения я не нашёл, пришлось самому объяснять.


магистр

Ссылка на сообщение 14 мая 2013 г. 22:54  
цитировать   |    [  ] 

цитата lena_m

почему произшла такая переоценка сообщений источника?

Нет переоценки. Датировка "Анналов Камбрии" пусть и сохраняет некоторую полемичность, но в целом сверена с параллельными источниками — ирландскими хрониками, которые конечно сами грешат много чем, но берут количеством.
Артур есть во всех редакциях. Да харлеанский манускрипт имеет сложную компилятивную структуру, но это характерно для почти всех валлийских рукописей. Но, в этом самом раннем списке "Анналы" записаны одной рукой без правок. Опять же Harleian 3859 — содержит самую раннюю редакцию "Истории бриттов" Ненния, так что почти все источники по "историческому" Артуру собраны в нём.


миротворец

Ссылка на сообщение 15 мая 2013 г. 17:27  
цитировать   |    [  ] 
Брат Карамазов, Croaker, не подскажете — по Annales Cambriae в последнее время не было ли чего-нибудь стоящего в научной периодике?

Или хотя бы по каким исследователям стоит поискать...
–––
Helen M., VoS


авторитет

Ссылка на сообщение 15 мая 2013 г. 21:03  
цитировать   |    [  ] 
lena_m

Annales Cambriae

1.Gerald of Wales and Annales Cambriae
Stephenson, David. (2010) — In: Cambrian medieval Celtic studies vol. 60 (2010) p. 23-38
2.'Mole rain' and other natural phenomena in the welsh annals: can mirabilia unravel the textual history of the annales cambriae?
Jones, Owain W.. (2009) — In: Welsh History Review vol. 24, 4 (2009) p. 1-41
3.Annales Cambriae: a translation of Harleian 3859 ; PRO E. 164/1 ; Cottonian Domitian, A1 ; Exeter Cathedral Library MS.3514 and MS Exchequer DB Neath, PRO E. 164/1
Remfry, Paul Martin [Publ.]. — Shrewsbury (2007)
4.Annales Cambriae and Easter
Dumville, David N.. (2004) — In: The Medieval Chronicle. Proceedings of the 3rd International Conference on the Medieval Chronicle p. 40-50
5.Final stages in the construction of the Harleian Annales Cambriae: the evidence of the framework
Miller, Molly. (2004) — In: The Journal of Celtic studies vol. 4 (2004) p. 205-211
6.The derivation of the date of the Badon entry in the Annales Cambriae from Bede and Gildas.
Wiseman, Howard. (2000) — In: Parergon Ser. NS, vol. 17, 2 (2000) p. 1-10
7.Art. "Annales Cambriae"
McDonald, Richard Blaise. (2000) — In: Encyclopedia of medieval literature p. 17
8.Art. "Annales Cambriae"
Lacy, Norris J. • Ashe, Geoffrey. (1996) — In: The new Arthurian encyclopedia p. 8-9
9.A note on Gerald of Wales and Annales Cambriae
Harrison, Julian. (1994) — In: Welsh History Review vol. 17, 2 (1994) p. 252-255
10.St Patrick, the Annales Cambriae, and St David
Dumville, David N.. (1993) — In: Saint Patrick A.D. 493-1993 p. 279-288
11.The Welsh Latin chronicles: Annales Cambriae and related texts
Hughes, Kathleen. (1980) — In: Hughes, Celtic Britain in the Early Middle Ages p. 67-85
12.The A-text of Annales Cambriae
Hughes, Kathleen. (1980) — In: Hughes, Celtic Britain in the Early Middle Ages p. 86-100
13.A palaeographical and textual study of the text of the Annales Cambriae in B.L. Harley MS. 3859.
Davies, M. H.. — [University of Wales, Aberystwyth] (1978)
14.The Welsh Latin chronicles: Annales Cambriae and related texts
Hughes, Kathleen. (1973) — In: Proceedings of the British Academy vol. 59 (1973) p. 233-258
15.The 'Exordium' of the Annales Cambriae
Wade-Evans, A. W.. (1962) — In: Transactions of the Honourable Society of Cymmrodorion (1962) p. 156-159

Здесь и периодика, и статьи в энциклопедиях, и сборники. Номер 3 — это последний перевод разных рукописей.


миротворец

Ссылка на сообщение 15 мая 2013 г. 21:17  
цитировать   |    [  ] 
Брат Карамазов, спасибо — отличная отправная точка поглядеть проблематику...
–––
Helen M., VoS


магистр

Ссылка на сообщение 18 мая 2013 г. 16:49  
цитировать   |    [  ] 
Недавно случайно наткнулся на вот такое:

цитата

05.03.2013
Легенда о короле Артуре родилась на территории Украины

Днепропетровский краевед доказал, что корни легенды о короле Артуре на территории Украины, а прототип Ланселота даже родом из нашей области. Историки подтверждают правильность выводов исследователя-энтузиаста.
«Мое мнение таково: на поздних этапах формирования легенды о короле Артуре британцы взяли в качестве каркаса готскую историю, — рассказал днепропетровский краевед, исследователь истории Готского королевства Андрей Карнаух. – А как известно, во втором-четвертом веках на юге Украины проживали готы, поэтому именно на наших землях жили прообразы легендарных персонажей».

В четвертом веке на нашей земле существовало не только готское государство (на юге современной Украины), но и славянское (на территории Полтавской, Киевской, Волынской областей). А между этими двумя народами на землях от современных Днепропетровска до Запорожья жило племя эллуров, уверяет краевед. И вот именно история этих народов и послужила основой легенды о короле Артуре. А точнее история любви между Германарихом и Сванхильдой. Так прообразом самого короля Артура послужил готский король Германарих, а Гвиневера – это славянская Сванхильда из племени росомонов. А Ланселот – это Алларих король эллуров.

Андрей Карнаух на основе своих исследований издал книгу «Готская история, как источник легенды о короле Артуре». В ней он подробно излагает свои исследования истории нашей страны и проводит аналогии от реальных исторических персонажей и мест к героям легенды.

«Самое интересное, что англичане сами не могут трактовать легенду о короле Артуре, а я показываю, где на территории Украины находилось то или иное место, о котором идет речь в легенде. Они не знают, где находится Авалон (по моей версии – это остров Змеиный), у них нет караванного пути, нет кандидатов на прообразы Ланселота и Гвиневеры, — уверяет Карнаух. – Да, многие народы уже признали, что их легенды, да и они сами происходят из Скифии: ирландцы, шотландцы, шведы. А есть народы, которые так и не знают, откуда родом их мифы, поэтому мне интересно этим заниматься и впоследствии публиковать свои книги, чтобы они получили как можно большее распространение».

Рецензентом книги выступил доцент кафедры истории Украины ДНУ Геннадий Виноградов. Он уверен, что идеи автора исследования имеют право на существование? поэтому и написал положительный отзыв, тем более, что Карнаух провел пусть и аматорские, но исследования истории и провел убедительные параллели между историей готов и легендой.

«Правда, эта идея требует серьезной доработки, во-первых, у автора ограничена база источников, нужно ее расширять, — советует Виноградов. – Желательно использовать источники на языке оригинала, тем более, что источников по этой теме не так уж и много».

А в целом историк считает, что очень многие мифы и легенды Европы сложились именно на территории современной Украины. Они были нужны народам для подтверждения своей «родовитости», чем легендарнее был тот или иной европейский род, тем авторитетнее были его представители.

Правда, краевед Карнаух пока не планирует развивать прочие легенды, рожденные на территории Украины. На данный момент он планирует издание книги о сравнении славянской мифологии с китайской, шумерской и прочими мифами и легендами мира. Сейчас он увлекся изучением происхождения и истории нашего герба – трезуба.


Справка.
Андрей Карнаух свои книги не продает, так как издает их очень маленьким тиражом. Автор просто выкладывает свои творения в наибольшие библиотеки в сети, чтобы каждый мог познакомиться с его исследованиями. Книгу «Готская история, как источник легенды о корол Артуре» можно скачать на сайте kodges.ru.
–––
"Это я" М. Щербаков;
"Я - это я" Л. Сергеев; "Ну, чего там спрашивать: нравится - не нравится!" А. Мирзаян


магистр

Ссылка на сообщение 18 мая 2013 г. 16:50  
цитировать   |    [  ] 
И ещё одно об этом же:

цитата

Король Артур украинец?

Ученые подтвердили теорию об…
Идеи, высказанные в книге «Готская история, как источник легенды о короле Артуре» получили официальное признание. Об этом на пресс-конференции в медиа центре «ДНЕПР ПОСТ» сообщили историки.
«Окончательно легенда о короле Артуре сформировалась в 15 веке в произведении Томаса Мэлори. В окончательном варианте Томаса Мэлори король Артур уже является императором, который завоевывает почти всю Европу. Мои исследования привели меня к заключению о том, что в 4 веке на территории Украины существовало не только готское государство, но и славянское государство на территории левобережной Украины. Основная интрига и готской истории и легенде о короле Артуре — это взаимоотношения короля и королевы — Артура и Гвиневеры, или, в готской истории это Германарих и Сванхильда. Это и есть взаимоотношения готов и славян, потому что жена Германариха была из племени росамонов, которых многие относят к русам. Мои исследования подтверждают, что на территории Украины было федеративное государство, где Сванхильда представляла славянскую часть. Именно для того, чтобы сплотить это государство, Германарих пошел на династический союз с князьями северных территорий Украины, где доминировали славяне. Готское государство находилось на юге Украины возле Азовского моря. В центре Украины, на территории современного Днепропетровска, очевидно, находилось легендарное племя элуров, которые относились к пруссо-литовскому народу. И, по моим исследованиям, Ланцелот — персонаж легенды о короле Артуре, являлся королем элуров»,— рассказал краевед, исследователь истории Готского королевства Андрей Карнаух.
По словам доцента кафедры истории Украины ДНУ Геннадия Виноградова, гипотеза, высказанная в книге Андрея Карнауха, имеет право на существование…
По материалам сайта 34.ua
–––
"Это я" М. Щербаков;
"Я - это я" Л. Сергеев; "Ну, чего там спрашивать: нравится - не нравится!" А. Мирзаян


философ

Ссылка на сообщение 18 мая 2013 г. 21:43  
цитировать   |    [  ] 

цитата ЯэтоЯ

И ещё одно об этом же:

Неееет, Артур чукча был!
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


авторитет

Ссылка на сообщение 18 мая 2013 г. 22:02  
цитировать   |    [  ] 
ameshavkin

Судя по распространённости имени Артур среди армян, Артур был армянином. Раньше это имя писалось "Арташес".

А у чукчей есть одно интересное сходство с японцами. И у тех, и у других мужчины и женщины говорят по-разному. Чукотским женщинам запрещено называть родственников мужа по имени, а пи произношении слов они говорят Ц вместо Р. Об Артуре и Гвиневре, кажется, ничего такого неизвестно. Навряд ли они чукчи.


миротворец

Ссылка на сообщение 18 мая 2013 г. 22:06  
цитировать   |    [  ] 
Да не было короля Артура. Возможно был удельный барон с таким именем. А круглый стол придуман для утверждения первенства Англии в демократии
–––


философ

Ссылка на сообщение 18 мая 2013 г. 22:17  
цитировать   |    [  ] 

цитата Брат Карамазов

Раньше это имя писалось "Арташес".

А еще раньше "Артаксеркс".

цитата тессилуч

круглый стол придуман для утверждения первенства Англии в демократии

Круглый стол придумал Вас в 12 веке.
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 18 мая 2013 г. 23:42  
цитировать   |    [  ] 

цитата Брат Карамазов

Раньше это имя писалось "Арташес".

А оно и сейчас никуда не делось вообще-то ;)
В Армении по-прежнему помнят династию Арташесидов и называют детей Арташесами. Да и имя Тигран, также популярное в Армении, происходит из той же династии.


авторитет

Ссылка на сообщение 19 мая 2013 г. 08:42  
цитировать   |    [  ] 
тессилуч

цитата


А круглый стол придуман для утверждения первенства Англии в демократии



У Артура не было Круглого Стола. Он входил в приданное королевы Гвиневры, и в случае развода она бы забрала его с собой. Оставила бы короля без мебели.

senso_inglese

цитата


В Армении по-прежнему помнят династию Арташесидов и называют детей Арташесами.


Но почему-то очень часто используются европейские имена. Эдуард, Альберт, Роберт. Не только у армян, но и у татар.

Видимо, британцы как-то с армянами связаны :-)


миротворец

Ссылка на сообщение 20 мая 2013 г. 18:22  
цитировать   |    [  ] 

цитата тессилуч

Да не было короля Артура. Возможно был удельный барон с таким именем.


Удельный барон в Британии V-VI вв.? :-)

А что касаемо историчности короля Артура, то весомых оснований для неё и правда нет...

Так что балансирует на грани легендарности-мифичности...

Вроде наших Рюрика и Олега...
–––
Helen M., VoS
Страницы: 123...5678910    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Артур и рыцари круглого стола»

 
  Новое сообщение по теме «Артур и рыцари круглого стола»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх