О взрослении читательского ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «О взрослении читательского вкуса.»

О взрослении читательского вкуса.

 автор  сообщение


миродержец

Ссылка на сообщение 4 августа 2008 г. 19:09  
цитировать   |    [  ] 
Вчера взял Туве Янссон "Муми-тролль и комета". Прочитал несколько главок. Ничего не изменилось. Пожалуй, мера моего восхищения книгой только возросла. Первая глава — куча событий (без раскачки и знакомства с персонажами, описания истории, политики и т.п.). Чем дальше — тем больше. Встреча с Снусмумриком — поток мягких философских сентенций/глубоких мыслей. Какой современный автор способен рождать такой поток? В лучшем случае жиденький ручеек банальных мыслей между двумя-тремя событиями, размазанными на десяток страниц.


философ

Ссылка на сообщение 4 августа 2008 г. 22:07  
цитировать   |    [  ] 

цитата dokont

Бороться и искать!
Эту строку Теннисона вырезали на могиле тех, кто поверил Роберту Скотту. Так, что если это

цитата dokont

Для современной жизни вполне подходящий девиз.

то поздравляю с достижением в области черного юмора.


философ

Ссылка на сообщение 4 августа 2008 г. 22:13  
цитировать   |    [  ] 

цитата swgold

Туве Янссон "Муми-тролль и комета".
Абсолютно согласен. Но "Волшебная зима" еще резче. А насчет современных авторов — они избегают лаконичности и концентрации, поэтому трудно согласится, что совсем никто не способен. Они не будут — так вернее.


авторитет

Ссылка на сообщение 4 августа 2008 г. 22:45  
цитировать   |    [  ] 

цитата ааа иии

то поздравляю с достижением в области черного юмора.


Собственно, я цитировал не могильную надпись, а "Два капитана" Каверина. Если Вы усмотрели здесь чёрный юмор, то это не ко мне. Не думаю, что и Каверин был к нему склонен. Кстати, и надпись над могилой Скотта говорит о непобедимости человеческого духа, Об этом и написана книга Каверина: о непобедимости идущего к благородной цели человека.


миродержец

Ссылка на сообщение 4 августа 2008 г. 23:10  
цитировать   |    [  ] 
ааа иии Не очень понятная тенденция. По-моему, емкость текста по сравнению с 40-50ми годами очень увеличилась. Всякие зачины, картины природы и авторские отступления сократились. А вместе с тем есть ощущение некоего обмеления. Как будто в текстах стало больше пустой породы.


авторитет

Ссылка на сообщение 5 августа 2008 г. 12:11  
цитировать   |    [  ] 

цитата swgold

По-моему, емкость текста по сравнению с 40-50ми годами очень увеличилась. Всякие зачины, картины природы и авторские отступления сократились. А вместе с тем есть ощущение некоего обмеления. Как будто в текстах стало больше пустой породы.

Интересное наблюдение и, кстати, верное. Есть одна полуфантастическая идея, что вместе со словом передаётся и авторская эмоция, его видение написанного. Эта добавка, не видимая глазу, обогащает текст. В наше время открыто проявлять эмоции не принято, и у привыкшего к скрытности автора эта добавка к тексту не цепляется. отсюда и пресность текста. Как Вам такое объяснение?
p.s. Только не отсылайте меня снова в сумасшедший дом:-(((


авторитет

Ссылка на сообщение 5 августа 2008 г. 12:16  
цитировать   |    [  ] 

цитата dokont

В наше время открыто проявлять эмоции не принято, и у привыкшего к скрытности автора эта добавка к тексту не цепляется

А на мой взгляд дело в банальном неумении.
Одно дело описать как ГГ из бластера мочит вротпетян, учитывая что их никто в глаза не видел и ТТХ бластера никто не знает. Иное дело описать нормальные чувства от банального раздражения до высоких ненависти и любви. Тут уж надобно умение. Да не маленькое.
Помимо прочего — описать полянку, так чтоб читатель там оказался — еще та задача. Зачем же напрягаться?
"Он вышел из кустов и дал всем по сопатке" — стандартное развитие.
Нынешний автор создает не МИР, он создает СИТУАЦИЮ.


философ

Ссылка на сообщение 5 августа 2008 г. 12:34  
цитировать   |    [  ] 
swgold Не могу согласиться с тем, что описания природы вредны НФ. Лучшие места "Космической тетушки" Хаецкой в пейзажах. Авторские отступления естественнейшая вешь, не все же время писать от первого лица. Рассказчик должен иметь право дистанцироваться от героя.
"Емкость текстов выросла" — нет. Во-первых, до войны бумагу экономили и писали куда более кратко. Во-вторых, именно в указанный период сложились традиции туристических баек и КВНского трепа, которые проросли в массе современных "стебных" книжек.
Вы правы, утверждая, что развитие отечественной НФ идет в сторону увеличения объема пустой породы в текстах. Но из этого не следует, что они не могут. Скорее "не стараются". Например, идут не от мысли к изложению оной, а, по мере заполнения страницы, доходят до мысли.


философ

Ссылка на сообщение 5 августа 2008 г. 14:36  
цитировать   |    [  ] 

цитата ФАНТОМ

Из Хорошей Книги нельзя вырасти — если она действительно хорошая.

+100!:beer:
Недавний пример приведу.
Вот, на днях что-то спать не мог и за ночь в сотый раз перечитал "Белет парус одинокий" и "Хуторок в степи" Катаева. И ничуть не менее захватывающе это чтение было чем лет эдак двадцать назад.
–––
"Мы живём один раз" (с) Tove Marika Jansson.
I'm not afraid anymore (c) Ian Curtis.


активист

Ссылка на сообщение 5 августа 2008 г. 19:09  
цитировать   |    [  ] 
мои вкус если и взрослеет то как то медленно и не активно

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

до сих пор с удовольствием читаю сказки
–––
Живя на планете Земля, помним, что не дана она нам в дар от родителей,
но взята в долг у детей наших.


миродержец

Ссылка на сообщение 5 августа 2008 г. 19:18  
цитировать   |    [  ] 
dokont Мысль хорошая. Аналог "темной материи" в литературе. Только как эту гипотезу проверить, не дожидаясь коллапса?


авторитет

Ссылка на сообщение 5 августа 2008 г. 19:26  
цитировать   |    [  ] 

цитата swgold

Только как эту гипотезу проверить, не дожидаясь коллапса?

Проверить трудно. Прибор бы какой сконструировать, настроенный на запах мысли: книги классиков прямо пахнут мыслями. От них идёт такой аромат ума, что.... Впрочем, это может быть всего лишь запах пыли... Какая досада, однако! :-(((


магистр

Ссылка на сообщение 6 августа 2008 г. 01:42  
цитировать   |    [  ] 
После прочтения темы о Толкине сложилось впечатление, что правильнее говорить не о взрослении вкуса, а об увеличения читательского снобизма. Когда соображение "для меня это детская книга" перечеркивает все прочие достоинства. Типа я ж уже большой, мне детские книги читать впадлу...


философ

Ссылка на сообщение 6 августа 2008 г. 04:08  
цитировать   |    [  ] 

цитата

Есть одна полуфантастическая идея, что вместе со словом передаётся и авторская эмоция, его видение написанного. Эта добавка, не видимая глазу, обогащает текст. В наше время открыто проявлять эмоции не принято, и у привыкшего к скрытности автора эта добавка к тексту не цепляется. отсюда и пресность текста.
Вот-вот-вот, теперь понятно, почему три четверти авторов так скучно читать...
Кстати, у кого память хорошая: в какой-то книге было рассуждение, что у хорошего автора, как в реальной жизни, чем больше всматриваешься, чем ближе подносишь к глазам — тем больше видишь деталей; а у плохого, наоборот, начнешь всматриваться — всё разваливается, как если рассматривать вблизи фанерную декорацию.

Paladin Это проходит с возрастом:-D


философ

Ссылка на сообщение 6 августа 2008 г. 12:25  
цитировать   |    [  ] 

цитата Irena

больше всматриваешься, чем ближе подносишь к глазам — тем больше видишь деталей
Лем похожим образом объяснял, почему виртуальную реальность не перепутаешь с настоящей.


философ

Ссылка на сообщение 6 августа 2008 г. 12:34  
цитировать   |    [  ] 

цитата Paladin

После прочтения темы о Толкине сложилось впечатление, что правильнее говорить не о взрослении вкуса, а об увеличения читательского снобизма. Когда соображение "для меня это детская книга" перечеркивает все прочие достоинства. Типа я ж уже большой, мне детские книги читать впадлу...

Ай, не надо оглуплять аудиторию. Соображение "для меня это детская книга" возникает после прочтения, как раз в случае, когда человек не смог найти весомых "прочих достоинств". Во всяком случае за себя говорю.
–––
Вместительные деревянные кони. Дешево. Доставка в ваш город.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 6 августа 2008 г. 16:03  
цитировать   |    [  ] 
swgold По-моему, емкость текста по сравнению с 40-50ми годами очень увеличилась.

ну я понял об чём вы, но забавное свойство настоящей литературы как раз в том и заключается, что когда прочитаешь страниц 10 — а кажется, что прочитал 40. Это надобно уметь, тут монгословными эпитетами не отделаться, это достигается только усекновением и авторедактированием. всех интересующихся отсылаю уж простите, к "Технологии рассказа" М.Веллера и к его же мемуарам "Моё дело".


философ

Ссылка на сообщение 6 августа 2008 г. 18:25  
цитировать   |    [  ] 
ааа иии возможно, Лема я и имела в виду... Хотя мне почему-то казалось, что это было у Воннегута или Брэдбери.


активист

Ссылка на сообщение 6 августа 2008 г. 20:10  
цитировать   |    [  ] 
Тут говорили про Стругацких. При всём уважении к мэтрам советской фантастики я их давно не читал и скорее не буду читать. В советское время на всех уровнях соблюдался принцип монополизма, когда кто-то один или группа занимала пьедестал и диктовала моду. Страной управляла единая и нерушимая КПСС, на эстраде кучка певцов и певиц — Пугачева, Ротару, Вески, Леонтьев, Магомаев, Кобзон. Так же и в фантастике в 70-х главным монополистом были Стругацкие.
Потому в 80-х, как только перестал ходить пешком под стол, я начитался Стругацких до ломоты зубов. И даже мне не понравился Головачев, когда я прочёл "Черный человек", что он мне напомнил Стругацких сегодня. Наверное у меня "антимонопольный синдром", потому остальных авторов с удовольствием читаю.

А то, что читал я в детстве оставили самые сильные впечатления. Может я читал тогда незамутнённым взором, а реально вживался в миры романов и рассказов, как в реальные. Все впечатления детства потом сопровождают нас всю жизнь в виде шаблонов.
Что касаемо взросления вкусов, то тема интересная. Здесь как бы больший момент в критичности ума. У ребенка сознание подобно чистому листу, потому он не заморачивается на ляпах. А чем более критичный ум, то он ставит фильтр в непосредственном восприятии НФ-произведения. В результате получается как у одного моего знакомого, который всю фантастику комментирует двумя полюсами: Г. или Ничего (читать можно). У него нет понятия Класс, Супер, Восторг. А ведь это и есть то самое непосредственное восприятие хорошего НФ-произведения.


авторитет

Ссылка на сообщение 6 августа 2008 г. 21:16  
цитировать   |    [  ] 

цитата Димаш

Так же и в фантастике в 70-х главным монополистом были Стругацкие.

Вы не понимаете того, о чем говорите. Тем более, что ваше высказывание не соответствует действительности.
И синдром этот, мне представляется, не основан на здравом смысле, но это уже ваши проблемы.
Страницы: 123456...8910    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «О взрослении читательского вкуса.»

 
  Новое сообщение по теме «О взрослении читательского вкуса.»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх