"Бунтарь без причины"
Не слышал о фильме. Но, оказывается, это известное и культовое для 50-х кино, в котором сыграл легендарный Джеймс Дин. Это психологический триллер, резко переходящий в психологическую драму, где на первый план выходит проблематика отношений отцов и детей. При этом сценарист и режиссёр Николас Рэй, сам того не подозревая, ярко проиллюстрировал один из принципов действия Матрицы. Если бы подозревал, то сделал бы акцент на другом.
Главный герой — 16-летний ходячий конфликт. Считая своего отца трусом и подкаблучником, Джим Старк не хочет быть таким же. Его задевает, когда ровесники начинают обзывать трусом ("chicken"). Из-за этого конфликты, драки и очередной переезд в другой городок, где Джим может начать всё по-новому. Но в первый же день в новом городке Джим снова находит себе приключения, схлестнувшись с группой авторитетной гопоты местной школы. Не умея отступать, Джим Старк ввязывается в конфликт, который оборачивается сначала дуэлью на ножах, затем дуэлью на машинах, ночным преследованием и неожиданным поворотом на другую сюжетную линию. Вот, где лавина скатилась.
Режиссёр показал, к чему может произвести семейные драмы. Когда отец трус — плохо, когда излишне суров — плохо. Но ещё хуже — когда родители совсем забивают на своего ребёнка. Родительское безразличие и наплевательское отношение окружающих, травля сверстников по школе, могут толкнуть ребёнка на неожиданные поступки. По-своему, это фильм-пророчество, которое через 45 лет чудовищным образом воплотится в жизнь в небольшом местечке Колумбайн.
В чём заключается действие Матрицы? Оно, как раз, и заключается в отношении главного героя, Джима Старка. Он сам себя поставил в зависимость от слова "трус/chicken", каждый раз болезненно реагируя на пущенное в его адрес нелепое обвинение. Принцип Матрицы и заключается в том, что она будет всячески использовать эту слабость. Сколько бы раз главный герой не переезжал бы, он всё равно получит антагониста, который обвинит его в трусости. Потому что Джим сам поставил задачу доказать кому-то, что он не трус, а Матрица подкидывает ему новое задание — мол, давай, докажи. Это тот рыболовный крючок, на который Джим постоянно клюёт, хотя в нём и идёт внутренняя борьба (до последнего не хотел драться на ножах). Собственно, триггер всего сюжета и есть самопереубеждение героя, который не хотел ехать на вечернюю встречу, но заменил все доводы на некую "защиту чести и достоинства", ввязавшись в опасную игру. Гонка на машинах — это тоже задание, которое высоким смыслом для себя наделил лишь сам Джим Старк, ведь для его противника — это было просто развлечение, он давно уже погрузился в Матрицу, пропал, не осознавая опасности всей ситуации. "Зачем мы это делаем? — Ну, нужно же что-то делать".
И если бы режиссёр и сценаристы это понимали, то акцент сделали бы на том, что Джим Старк просто бы плюнул в итоге на всю эту болтовню "трус/ не трус", отпустил бы нелепую необходимость кому-то что-то доказывать, сменив озлобленность на любовь. Но режиссёр сделал акцент на отце. Мол, отец стал мужественнее, а потому всё наладится. Ни хрена не наладится, потому что дело-то как раз не в отце, а в самом Старке, который в голове всё это себе накрутил, наделил смыслом и видит в этом главную цель жизни. Это как заядлый курильщик, решивший бросить курить, постоянно будет подвергаться искушению сделать затяжку — через фильмы, где герои курят, через друзей, которые курят и предлагают сигарету, через воображение, которое может рисовать картины курения и т.д. Здесь важно всё отвергать и не поддаваться искушению. Способен ли на это Джим? Не уверен.
Несомненно, для 50-х годов фильм был крут. Психологизм на уровне Хичкока, а визуальная картинка и сегодня смотрится образцово. Единственное, что время сильно потрепало фильм в плане актёрского искусства. Он очень театрализован, поэтому многие моменты кажутся наигранными, а рефлексия героев часто совсем нелогичной и наивной. Особенно, это касается героини Натали Вуд. Но даже несмотря на это, фильм смотрится на одном дыхании.
А вот главный актёр Джеймс Дин сыграл на высоте. Жаль, что именно в этом фильме актёр пристрастился к быстрой езде, которая стоила ему жизни уже через год. Вообще, судьба трёх главных актёров печальна.
Фильм весьма неплох и сейчас, если не зацикливаться на экспрессии героев. Благодарю, Любопытный, за рекомендацию. Кругозор расширен.
P.S. Поймал себя на мысли: "Эх, классно вышло бы, если бы режиссёр закольцевал сюжет. Если бы в концовке Джим снова очухивается в полицейском отделе и даёт красную куртку вечно мёрзнущему пареньку, а фраза инспектора "Зачем ты стрелял в тех щенков?" приобретает уже другой смысл".