Ты не будешь в одиночестве
На старт
Начинается фильм как сказка (очень мрачная, но все-таки сказка). Эта сказка и в более легком варианте вызывает вопросы, а уж в таком... Приходит к матери ведьма, хочет ребенка съесть, а мать предлагает подождать, ребенка вырастить, потом делай с ним что хочешь. Признаться, не понимаю логики.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть) Неужели отдать 16-летнюю дочь, с которой жила эти годы, ласкала, кормила, воспитывала, будет проще, чем отдать младенца, которого знаешь без году неделя? Как вариант — 16-летняя считается уже взрослой, самостоятельной и "это будут ее проблемы". Или "само рассосется". Но 16 лет жить в ожидании катастрофы — это с ума сойти можно Впрочем, мать сошла с ума сразу, как только ведьма ее покинула. Ничем иным, как безумием (аффектом, страхом, чем угодно кроме разумного расчета) можно объяснить ее последующие поступки. Смотрела я на нее и не могла понять, зачем было договариваться с ведьмой об отсрочке, если ребенка она все равно выкинула из жизни? И своей, и общественной, и из жизни самой девочки. Не проще — и для себя, и для ребенка — было отдать, а не обрекать девочку на годы одиночества, лишать ее и так немногочисленных для того времени удовольствий, лишать ее общения? Некоторая "логика" в духе "она все равно с ведьмой не получит никакого удовольствия от жизни, так нечего и приучать" в этом есть, но по такой логике, чесслово, лучше бы сразу отдала.
Внимание
Итак, девочка-маугли. Людей кроме матери ни разу не видела, о жизни не имеет никакого понятия. И тут ее выпускают. И ведьма тут как тут, занимает место матери. Сперва девочке очень страшно и удивительно, а потом она узнает, что есть на свете люди, что они умеют говорить, что они живут обществе. Дальнейшее кажется ужасным, но очень логично. Не в кровькишках впечатление от этого фильма, а в изображенных людях и их "морали", если это так можно назвать. Что видит девочка в обществе? Унижения, наказания, похоть, труд, наказания, похоть, унижения. Кажется, что лучше было никогда не выходить из пещеры одиночества? А вот и нет! На этом фоне любая радость, будь то солнечный день, ласковое слово, праздник — выглядит и ощущается ярче и полнее. Да, девочка сгубила для своих экспериментов несколько жизней — и большей части туда и дорога, но выяснила очень интересный факт — ей удобнее всего быть собой. Да, ее сказка будет черной и мрачной, как у всех женщин того времени. Подчиняться и рожать. Терпеть побои, унижения и держать рот закрытым. Но она, даже с других ракурсов, ничего иного не видела, она искренне считает, что это потолок человеческого счастья. Вот кстати, девочка-маугли достойна некоторого уважения. Кем ее растила мать (маугли, не ведающий жизни), кем хотела сделать ведьма (подобная ей злая и разочарованная в мире) и кем она стала (счастливая своим маленьким счастьем женщина).
Марш? А вот марша не случилось. Сам фильм очень напряженный, в нем сплошь мрак мрачный, то расчлененка, то издевательства, и снова, и снова по кругу. От кульминации я ждала чего-то особенного, мрака в квадрате. Ведьма, что до этого лишь периодически маячила на горизонте, пришла за своей, так сказать, долей. Ведьма должна была быть какой-то сверхъестественной, жуткой, страшной, а она вполне себе обычная женщина... была когда-то. Обычная женщина, одержимая инстинктом размножения. И поскольку сама не ам, то и другим не дам. Это должно было быть эпическое протитвостояние. Жизнь против смерти, желание идти дальше против желания вариться в котле собственной ярости, да драка женщин, завидующих друг другу, в конце концов это вам даже не мужские бои без правил. Но финал в стиле Юлия Цезаря, что смазывает вппечатление от фильма.
Что это было? Ужастик, черный и страшный. Страшен он не монстром-ведьмой (хотя посмотреть там есть на что, рожу ведьме сделали эффектную), не ртами в крови и вырванными кишками. Страшен он людьми. Обычными людьми, которые живут своей обычной жизнью и не видят никакой катастрофы в том, как ломают себя и друг друга. Все так жили и мы так будем и детей заставим...
Княжна, спасибо!
|
––– Книголюб легкого поведения |
|