Андрей Тарковский режиссер


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Кино» > Тема «Андрей Тарковский (режиссер)»

 

  Андрей Тарковский (режиссер)

  Варианты ответов Мой голос
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Внимание! Для голосования Вам нужно пройти авторизацию
 автор  сообщение


миродержец

Ссылка на сообщение 16 мая 2020 г. 12:16  
vxga уточню, что и комиксы, снятые с большим использованием спецэффектов в исполнении Лукаса не вдохновили. Опять же, не владея материалом, совершенно не могу судить насчет того, насколько старая трилогия превосходит нонешние эксгумации. Меня это не вдохновляет и не интересует, но совершенно не берусь какие-то этические аспекты привносить в обсуждение режиссеров. Пусть себе расцветут тысячи цветов.


миротворец

Ссылка на сообщение 16 мая 2020 г. 12:17  

цитата fox_mulder

Какое отношение размер потенциальной аудитории имеет к обсуждению творчества? Мне что приводить здесь примеры Донцовой, Тармашева, "Трансформеров" и т.д.?

Самое прямое же. Безыдейные Трансформеры с Донцовой категорически не в тему, а вот идейный Тармашев — очень даже. Ибо своими бредовыми идеями он (как и Петухов до него) стремится охватить как можно большую аудиторию, тогда как Тарковский своими условно-возвышеными — как можно меньшую. Успех в идеологическом плане, таким образом, на стороне условных тармашевых, никитиных и прочих петуховых.
–––
...И не орал: «Англичане — свиньи!» Это гадко. Я люблю англичан. Я дружил с Шекспиром, ты знаешь.


миродержец

Ссылка на сообщение 16 мая 2020 г. 12:23  
Karnosaur123 все, как часто, скатывается во вкусовщину. Не нравится вам Тарковский и ладно. Но когда под Ваше "не нравится" Вы подводите базу, что он такой — сякой, а другие имярек несут оплот нравственности, а вот идейный Тармашов такой то, а этом видится какой-то вывих. Охват максимально широкой аудитории не является целью многих больших художников — само по себе это не хорошо и ни плохо.


миродержец

Ссылка на сообщение 16 мая 2020 г. 12:28  

цитата Karnosaur123

Успех в идеологическом плане, таким образом, на стороне условных тармашевых, никитиных и прочих петуховых.

Я вот лично не вижу в работах Тарковского никакой идеологии и попытки навязать ее какому-то количеству зрителей. Это как с творчеством Линча, оно просто есть и все.
–––
В своём доме в Р'льехе мёртвый Ктулху спит, ожидая своего часа.


миродержец

Ссылка на сообщение 16 мая 2020 г. 12:30  

цитата prouste

vxga уточню, что и комиксы, снятые с большим использованием спецэффектов в исполнении Лукаса не вдохновили.

Лукас не снимал фильмов по комиксам. 8-)
Рассуждая о его творчестве, Вы сейчас выглядите примерно также, как в Ваших глазах наверное выглядят оппоненты, не понимающие фильмов Тарковского.
–––
В своём доме в Р'льехе мёртвый Ктулху спит, ожидая своего часа.


миротворец

Ссылка на сообщение 16 мая 2020 г. 12:33  

цитата prouste

Охват максимально широкой аудитории не является целью многих больших художников — само по себе это не хорошо и ни плохо.

Это, повторюсь, как раз зависит от декларируемых художником целей. Тарковский своей целью прямо заявлял духовно-нравственное просвещение; но, почему-то, для узкого круга "посвященных", что практически обесценивает его старания, превращая его картины в триумф формы над содержанием. Ну претило ему снимать кино "для всех" — я не говорю сейчас даже о "Звездных войнах", возьмем хоть Копполу, Козинцева, Калатозова, Ромма, Климова, Высоцкого, Кубрика... Великих художников, на которых сабж смотрел свысока, но влияние которых в том самом духовно-нравственном плане, о котором он так пекся, гораздо выше, чем у него. Попросту говоря, своей художественной цели Тарковский не просто не добился — он сам похоронил ее заживо. Но похороны вышли пышные, это да.
–––
...И не орал: «Англичане — свиньи!» Это гадко. Я люблю англичан. Я дружил с Шекспиром, ты знаешь.


миротворец

Ссылка на сообщение 16 мая 2020 г. 12:48  

цитата fox_mulder

Я вот лично не вижу в работах Тарковского никакой идеологии и попытки навязать ее какому-то количеству зрителей. Это как с творчеством Линча, оно просто есть и все.


Тарковский бы категорически с Вами не согласился.;-)

цитата Андрей Тарковский

Искусство возникает и утверждается там, где существует вечная и неутолимая тоска по духовности, идеалу, собирающая людей вокруг искусства. Ложен путь, по которому устремилось современное искусство, отказавшееся от поисков смысла жизни во имя утверждения самоценной личности. Так называемое творчество начинает казаться каким-то странным занятием подозрительных личностей, утверждающих самодовлеющую ценность персонифицированного поступка. Просто как волеизъявление. Но в творчестве личность не утверждается, а служит другой, общей и высшей идее. Художник — всегда слуга, пытающийся как бы расплатиться за свой дар, данный ему, как чудо! Однако современный человек не хочет никаких жертв, хотя только жертвование выражает истинное утверждение.

Таким образом, режиссура в кино — это буквально способность «отделять свет от тьмы и твердь от воды». Эта возможность кинорежиссуры создает иллюзию самоощущения демиурга. Отсюда зарождаются огромные, далеко заводящие соблазны режиссерской профессии. В этом контексте напрашивается мысль об огромной, специфической, почти «уголовной» ответственности, которую несет в кино режиссер. Его опыт самым наглядным и непосредственным образом, фотографически точно передается зрителю, а эмоции зрителя при этом оказываются сродни эмоции свидетеля, если не автора.



Я ни в коем случае не хочу сказать, что Тарковский бездарь, но философия и суждения его до ужаса наивны, с поставленными самому себе художественными задачами он совершенно не справляется, в отличие, еще раз повторю, от тех, кого он столь нещадно критиковал. В том же "Гамлете", которого Вы давеча назвали "ужасным", форма и содержание понятны любому и превосходно дополняют друг друга.;-)
–––
...И не орал: «Англичане — свиньи!» Это гадко. Я люблю англичан. Я дружил с Шекспиром, ты знаешь.


миродержец

Ссылка на сообщение 16 мая 2020 г. 12:54  
fox_mulder так а я ж и не претендую на понимание и осуждение творчества Лукаса. Пару фильмов трилогии лет 20 тому как смотрел. Для меня условно большой разницы в эстетике ЗВ и Марвелл нет, при том, что видимо, коль Вы пишете, Лукас не адаптировал комиксы. И у последних уйма поклонников и там есть, уверен, свои градации.


миродержец

Ссылка на сообщение 16 мая 2020 г. 12:54  

цитата Karnosaur123

Я ни в коем случае не хочу сказать, что Тарковский бездарь, но философия и суждения его до ужаса наивны, с поставленными самому себе художественными задачами он совершенно не справляется, в отличие, еще раз повторю, от тех, кого он столь нещадно критиковал. В том же "Гамлете", которого Вы давеча назвали "ужасным", форма и содержание понятны любому и превосходно дополняют друг друга

Ну есть, скажем, великий английский поэт Т. С. Элиот, работы которого очень ценятся любителями англоязычной поэзии, но при этом у него есть куча ужасных эссе, в которых он сам не знает, о чем говорит, у него был этап в биографии, когда он чуть ли не симпатизировал Гитлеру и есть разбор того же "Гамлета", из которого следует, что это отвратительная бездарная пьеса. Вывод простой: в отношении некоторых художников лучше всего ограничиться знакомством исключительно с творчеством. ;-)
–––
В своём доме в Р'льехе мёртвый Ктулху спит, ожидая своего часа.


миродержец

Ссылка на сообщение 16 мая 2020 г. 13:16  
Karnosaur123 надо заметить, что Тарковский ставил себе определенные амбициозные цели, но самодовольным точно не был и сильно переживал их- за своих издержек и свои картины в тех же дневниках ругал не меньше, чем современников. Мучился человек, на лаврах точно не почивал. Вам представляется большим разбег между его амбициями и результатом, другим нет. Как по мне, его работы имеют мощный гуманистичный посыл и интересную форму. Но это опять же оценочно.


авторитет

Ссылка на сообщение 16 мая 2020 г. 13:23  
Ну, а что творчество? Тарковский всю жизнь воплощал в кино какие-то лично свои заморочки, лично своими методами. Это у него получалось гениально, но подобный метод — крайне частный случай подхода к кино. Лично мне, например, его заморочки настолько не близки, насколько это вообще возможно. Если кому-то они близки и понятны — ему, современным языком говоря, "вштырит не по-детски". Что касается его отзывов о коллегах по кино и их фильмах, на мой взгляд, они показывают только одно: к стилистике принципиально отличающейся от его собственной Тарковский, простите, был глух, как пень. Это не принижает его как художника — Бетховен, подозреваю, тоже не оценил бы Merzbow, что не принижает ни того, ни другого. Правда вот, отзываться о том, чего не способен понять — черта не лучшая, соглашусь: к примеру, я бы стал писать отзывы на Тарковского или (за парой исключений) Бергмана — понимая, что это совсем "не моя чашка чаю".


миротворец

Ссылка на сообщение 16 мая 2020 г. 13:34  

цитата fox_mulder

Ну есть, скажем, великий английский поэт Т. С. Элиот, работы которого очень ценятся любителями англоязычной поэзии, но при этом у него есть куча ужасных эссе, в которых он сам не знает, о чем говорит, у него был этап в биографии, когда он чуть ли не симпатизировал Гитлеру и есть разбор того же "Гамлета", из которого следует, что это отвратительная бездарная пьеса. Вывод простой: в отношении некоторых художников лучше всего ограничиться знакомством исключительно с творчеством.

Можно привести также высказывания Толстого о Шекспире, Набокова о вообще многих классиках... Я совершенно согласен с Вами, и цели судить о личности Тарковского у меня нет; загвоздка в том, что как раз личность Тарковского практически неотделима от его творчества. Это особенно явно выражено в "Зеркале", герой "Ностальгии" — явное альтер-эго режиссера, а уж "Сталкер" — настоящий манифест Тарковского-творца; от слов про "прямой путь — не самый короткий", характеризующих все позднее творчество, до сетований в конце о всеобщем безверии, сиречь — непонимании замысла. И в этом, на мой взгляд, слабость Тарковского как художника. Он многое хочет сказать, но органически не способен изъясняться просто; его идеи тонут в его художественном языке.

цитата prouste

Как по мне, его работы имеют мощный гуманистичный посыл и интересную форму.

Еще бы пробиться через форму к посылу...

цитата vxga

Тарковский всю жизнь воплощал в кино какие-то лично свои заморочки, лично своими методами. Это у него получалось гениально, но подобный метод — крайне частный случай подхода к кино.

Лучше не скажешь.
–––
...И не орал: «Англичане — свиньи!» Это гадко. Я люблю англичан. Я дружил с Шекспиром, ты знаешь.


миродержец

Ссылка на сообщение 16 мая 2020 г. 13:46  

цитата Karnosaur123

что как раз личность Тарковского практически неотделима от его творчества.

Неотделимость личности художника от его творчества — это скорее синдром нынешнего Михалкова, когда личность настолько доминирует над художником, что практически полностью его подавила. Да, Тарковский очень переживал, когда его фильмы не находили широкого отклика у аудитории. Но то же самое можно сказать и про Кубрика, который на премьере "Космической Одиссеи" стоял в коридоре кинотеатра с тетрадкой и записывал количество людей, ушедших с киносеанса. И даже про Линча, которого глубоко шокировала реакция широкого зрителя на "Синий Бархат" (хотя это ОБЪЕКТИВНО кино не для всех, равно как и все остальное его творчество). И все эти призывы спустить кино до уровня народных масс — это уже какие-то советские рецензии на творчество Шостаковича напоминают а-ля "Сумбур вместо музыки". Да, режиссеры зачастую переоценивают возможности зрителя или наоборот недооценивают их, и это вполне нормально. Но то, что Тарковский все же обрел своего зрителя после своей кончины (пусть и не самого широкого) — по-моему, вполне очевидно.
–––
В своём доме в Р'льехе мёртвый Ктулху спит, ожидая своего часа.


авторитет

Ссылка на сообщение 16 мая 2020 г. 14:05  

цитата fox_mulder

Но то, что Тарковский все же обрел своего зрителя после своей кончины (пусть и не самого широкого) — по-моему, вполне очевидный факт.


Ну, он и при жизни был достаточно известен и популярен, и сейчас, мягко говоря, не забыт. Что касается "искусства не для всех" против "искусства массового", то есть авторы типа Тарковского, говорящие, в конечном итоге, строго о себе любимом и своем внутреннем мире. А есть типа Лукаса — попадающие во что-то в "коллективном бессознательном", воплощающие некие общие мифы, о жажде которых публика и не подозревала. Есть, на самом деле, и промежуточные формы :) В конечном итоге, это просто разные типы творчества, ни один из которых ни хуже другого. Вопрос, скорее, "индивидуальной непереносимости".


миродержец

Ссылка на сообщение 16 мая 2020 г. 15:52  
vxga согласен на все сто.


миротворец

Ссылка на сообщение 16 мая 2020 г. 18:25  

цитата fox_mulder

И все эти призывы спустить кино до уровня народных масс — это уже какие-то советские рецензии на творчество Шостаковича напоминают а-ля "Сумбур вместо музыки".

Да нет, никаких призывов, Боже упаси.8:-0 Я просто констатирую объективную причину, почему лично мне, ну и многим другим, поздний Тарковский не нравится, и почему я лично считаю, что его приемы попадают мимо им же заявленной цели.

цитата fox_mulder

Да, Тарковский очень переживал, когда его фильмы не находили широкого отклика у аудитории. Но то же самое можно сказать и про Кубрика, который на премьере "Космической Одиссеи" стоял в коридоре кинотеатра с тетрадкой и записывал количество людей, ушедших с киносеанса.

И вот тут-то и заключается разница между ними. Кубрик оставлял свои переживания своим же личным делом; его персона видна в каждом кадре, но никогда не доминирует над историей и идеей. Его выразительный язык отточен до холодноватого совершенства, что, конечно, отпугивает любителей "Марвел", но при этом отнюдь не переусложнен.

цитата fox_mulder

И даже про Линча, которого глубоко шокировала реакция широкого зрителя на "Синий Бархат" (хотя это ОБЪЕКТИВНО кино не для всех, равно как и все остальное его творчество).

Линч (в данном случае) — еще проще. Мало того, при внутренней многослойности "Синего бархата", его сюжет и язык намеренно упрощены едва ли не до палпа. В общем и целом, оба эти гения далеко не так эгоцентричны, как Андрей Арсеньевич, и что самое главное — не бредят мессианскими идеями.:-)))
–––
...И не орал: «Англичане — свиньи!» Это гадко. Я люблю англичан. Я дружил с Шекспиром, ты знаешь.


миродержец

Ссылка на сообщение 16 мая 2020 г. 19:10  
Слушайте, отчего художественный язык Тарковского Вам видится таким уж переусложненным? Это не минимализм позднего Тарра, картины с вменяемым хронометражом. Что такого уж сильно заумного в Ивановом детстве или Андрее Рублеве? Вот прямо упомянутый Вами Линч в недавнем Твин Пиксе прост как правда, или Кубрик отточен до совершенства, а Тарковский не отточен и избыточно формален.
как от " мессианства" режиссера стали хуже Зеркало или Сталкер?


миротворец

Ссылка на сообщение 16 мая 2020 г. 20:19  

цитата prouste

Что такого уж сильно заумного в Ивановом детстве или Андрее Рублеве?

А ничего. Это великие фильмы, безо всяких оговорок. Те, где Тарковский действительно добился всех заявленных целей.

цитата Karnosaur123

Который, начиная с "Соляриса", выродился во что-то пугающе гротескное. Самомнение Тарковского, причем не только человека, но и художника, значительно переросло его дарование.

цитата prouste

как от " мессианства" режиссера стали хуже Зеркало или Сталкер?

Так, что мессия гораздо больше говорит о себе любимом, чем о чем-либо еще. "Все во имя человека, все во благо человека, и мы даже видели этого человека!" С этой целью он совершенно чудовищно растягивает каждый кадр и каждую мизансцену, так что для просмотра необходим вагон терпения. Все это для совершенно подростково-девичьего вывода — "Меня никто не понимает!"
Он, конечно, привносит туда и другие смыслы, ну, или пытается их привнести:

цитата

Мне важно установить в этом фильме то специфически человеческое, нерастворимое, неразложимое, что кристаллизуется в душе каждого и составляет его ценность. Ведь при всём том, что внешне герои, казалось бы, терпят фиаско, на самом деле каждый из них обретает нечто неоценимо более важное: веру, ощущение в себе самого главного. Это главное живёт в каждом человеке.

Но все-таки подлинный смысл читается в обиженных словах Сталкера: никто ни во что не верит, все образованные люди продажны, один я в белом пальто стою красивый...
–––
...И не орал: «Англичане — свиньи!» Это гадко. Я люблю англичан. Я дружил с Шекспиром, ты знаешь.


философ

Ссылка на сообщение 25 мая 2020 г. 11:27  

цитата Karnosaur123

Всегда чувствовал, что Тарковский, в сущности — довольно-таки мелкая личность, волею судьбы наделенная большим талантом. Который, начиная с "Соляриса", выродился во что-то пугающе гротескное

цитата Евгенич

Отрывок из письма Генеральному секретарю ЦК КПСС тов. Черненко К. У. от Народного Арт. РСФСР, кинорежиссера А. А. Тарковского. 1984 год.
цитата
"...Госкино всегда стремился к тому, чтобы я работал как можно меньше. За 24 года работы в советском кино (с 1960 года) я сделал всего 6 фильмов. То есть около 18 лет я был безработным..."
18 лет...

Выродился... Какое безобразие! Мог ведь не вырождаться. А он взял и выродился.
И напугал своим творчеством людей.:-D
–––
У меня было два инсульта. Один в ноябре 2017 года. Второй - год спустя.
Очень трудно писать. Каждую букву ищу на клавиатуре...


миротворец

Ссылка на сообщение 26 мая 2020 г. 01:26  

цитата Тарковский

...Госкино всегда стремился к тому, чтобы я работал как можно меньше. За 24 года работы в советском кино (с 1960 года) я сделал всего 6 фильмов. То есть около 18 лет я был безработным...

цитата Тарковский оправдывается перед отцом

Может быть, ты не подсчитывал, но ведь я из двадцати с лишним лет работы в советском кино — около 17 был безнадежно безработным. Госкино не хотело, чтобы я работал! Меня травили все это время…

цитата Что следовало ответить Тарковскому в Госкино

А как иначе, если ты, паршивец, транжиришь на бесконечные дубли дорогую заграничную плёнку "Кодак", которую мы от большой нелюбви раз за разом выдаём тебе на самовыражение вместо шосткинской "Свемы"? И чтобы уж совсем затравить гения, выделяем деньги (которых в стране не то чтобы очень уж много) и дополнительную плёнку всякий раз, как на съемочной площадке случается очередная непонятная хрень, включая скандальную историю с угробленными материалами "Сталкера" (которые по странному совпадению тебе не нравились), а после отправляем картину в Канны. А после без особых проблем и тебя отпускаем на съемки в капиталистическую Италию, откуда тебе хватает наглости заявить, что установленные сроки и правила — это для простых смертных, а гению необходимо выполнять пятилетку в три года!
P. S. Если мы действительно стремимся к тому, чтобы кто-то снимал как можно меньше, то этот человек перестаёт снимать совсем. Ну разве что документалку "Товарищ КамАЗ".

Уж насколько я не поклонник советской власти, но жалобы Тарковского столь же по-детски наивны, как и философия в "Сталкере".:-)))
–––
...И не орал: «Англичане — свиньи!» Это гадко. Я люблю англичан. Я дружил с Шекспиром, ты знаешь.
Страницы: 123...678910...192021    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Кино» > Тема «Андрей Тарковский (режиссер)»

 
  Новое сообщение по теме «Андрей Тарковский (режиссер)»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх