Леонид Иович Гайдай родился 30 января 1923 года. В 1941 году он пошел служить в армию. Вскоре после начала Великой Отечественной войны Леонида Гайдая из Монголии перевели на Калининский фронт и направили в разведку, так как в школе он учил немецкий язык. Но после тяжелого ранения сержанта Гайдая комиссовали. В 1947 году Леонид Гайдай окончил театральную студию при Иркутском областном театре, несколько лет играл на сцене местного театра, а в 1949 году он поступил на режиссерский факультет ВГИК. Во время учебы Гайдай познакомился с Ниной Гребешковой, которая вскоре вышла за него замуж. Хотя в начале творческого пути Леонида Гайдая поддерживали такие мэтры советского кино, как Иван Пырьев и Михаил Ромм, судьба режиссера складывалась не так просто. Лишь в 1961 году был снят короткометражный фильм, который заявил о рождении незаурядного комедиографа. Это был "Пес Барбос и необычный кросс". Именно в нем впервые появилась знаменитая троица Бывалый — Трус — Балбес. На волне успеха "Пса Барбоса" режиссер поставил новую короткометражку — "Самогонщиков". Полнометражную комедийную ленту он снял в 1963 году — "Деловые люди", в картине снялись такие актеры, как Р.Плятт, Ю.Никулин, Г.Вицин, А.Смирнов, а новелла "Вождь краснокожих" стала шедевром советской комедии. Годом же отсчета "золотого десятилетия Гайдая" можно назвать 1965 год, когда на экраны страны вышел фильм "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" с Александром Демьяненко в заглавной роли. Эта комедия сразу полюбилась зрителям, и до сих пор ее смотрят с удовольствием. "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика" (1967) снискала у зрителей успех еще больший, а многие фразы из этой ленты — как, впрочем, из многих фильмов Гайдая — сразу же оказались "крылатыми". Следующая, детективная, кинокомедия Леонида Гайдая — "Бриллиантовая рука" с Юрием Никулиным в роли незабываемого Семена Семеныча Горбункова — в прокате вновь заняла первое место и по опросу журнала "Советский экран" опередила даже "Новые приключения неуловимых". В числе несомненных удач режиссера — фильм "Иван Васильевич меняет профессию" (1973), поставленный по пьесе Михаила Булгакова, главные роли в нем блестяще сыграли Юрий Яковлев и Леонид Куравлев. В 1980-е годы фильмы Леонида Гайдая хотя и не собирали таких аншлагов, они продолжали пользоваться зрительской популярностью, и среди них стоит упомянуть "Спортлото-82" и "За спичками", отмеченные интересными актерскими работами Михаила Пуговкина, не раз снимавшегося у Гайдая, Евгения Леонова и Вячеслава Невинного. В ноябре 1993 года прославленный режиссер попал в больницу и 19 ноября его не стало. Но фильмы его по-прежнему смешат зрителей...
Имхо, после шедеврального "Ивана Васильевича" наметился спад. "Не может быть" уже немного не дотягивает. А из следующих фильмов выделяется только "За спичками", но уже не как комедия-буфф, а как лирическая комедия. В остальных фильмах конца 70х и 80-х вроде все на месте, но прежнего фирменного гайдаевского "каскаду" уже нет.
Мне понравился На Дерибасовской, но такой фильм мог снять и другой режиссёр
Нет, не мог. Ближе всех подошёл Меньшов со своими "Ширли-Мырли", но это всё же другое. А на "Дерибасовской..." — это именно что классический Гайдай времён "Операции Ы". Другое дело, что мир уже изменился и то, что нравилось зрителями в 60-е было с прохладцей воспринято в 90-е. Однако я рад, что Гайдай успел снять этот фильм и закончил свою карьеру более-менее приличной вещью, а не откровенно слабой "Операцией кооперацией". Вот уж где треш.
Голосовал «Самогонщиков», «Операцию Ы», «Кавказскую пленницу», «Ивана Васильевича», «Спортлото 82» и «На Дерибасовской». «Операция», «Пленница» и «Иван Васильевич» — абсолютные и безусловные шедевры в своём жанре. Остальные перечисленные мною фильмы — похуже, но тоже неплохо. «Кавказская пленница» — это вообще нечто, особенно по нашим временам, ведь современные отечественные режиссёры подобной острой и злободневной тематики боятся как огня.
Ну а «Иван Васильевич» — кроме того факта, что является гениальной комедией, ещё и лучший отечественный фантастический фильм.
К «Брильянтовой руке» отношусь равнодушно, а Деловые люди не слишком нравятся из-за неудачной (на мой взгляд) режиссуры.
Мне понравился На Дерибасовской, но такой фильм мог снять и другой режиссёр
И "Дерибасовсксая" , и даже " Операция "Кооперация" — комедии высокого уровня. Более того, Гайдай очень тонко почувствовал происходящие перемены в стране и снимал кино именно об этом.
"Дерибасовсксая" , и даже " Операция "Кооперация" — комедии высокого уровня.
Из последних мне Кооперация показалась более-менее, а вот Дерибасовская уже больше нет. Наверное, слишком много в ней стало политического-злободневного. Злободневно-Политические вещи, которые были в газетно-телевизионном "топе" в тот момент несколько слишком навязли на глазах и ушах и казались слишком пошлыми в фильмах, или оклюквенность не дотягивала до реального уровня абсурда окружающей жизни. И самое главное, злободневность — однодневна, а в первых и лучших комедиях "вечных ценностей" больше.
––– Любовь никогда не перестает... ап. Павел Не указывайте дорогу Любви. отец Олег
Из списка смотрел всё — кроме самой первой позиции и Частный детектив, или операция "Кооперация". В первом случае — описание не вдохновило — даже не знаю есть он в сети или нет... Во втором — два раза честно пытался посмоьреть — ну всё же ж это Гайдай — больше, чем на минут 15 меня ни разу не хватило...
А вообще-то Гайдай, как хороший режиссёр — начинается с Операции Ы - и заканчивается Иваном Васильевичем. 12 стульев я из этого ряда исключаю — смотрел один раз в кино, когда они вышли, а потом сколько ни показывали по телевизору — только какие-то куски — желания пересмотреть целиком ни единого раза не возникло...
Так что можно ставить знак равенства между фамилиями Гайдай и Слободской-Костюковский. Что первый — без сценаристов — снял всего один хороший фильм — Ивана Васильевича. Что у вторых — без Гайдая — ничего хорошего у них не было снято.
Трижды воскресший выбивается из общего ряда фильмов Гайдая — в своём жанре не так уж плох, но и ничего выдающегося.
––– "Это я" М. Щербаков; "Я - это я" Л. Сергеев; "Ну, чего там спрашивать: нравится - не нравится!" А. Мирзаян