Николай Васильевич Гоголь


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другая литература» > Тема «Николай Васильевич Гоголь»

Николай Васильевич Гоголь

 автор  сообщение


миродержец

Ссылка на сообщение 16 ноября 2017 г. 07:55  
цитировать   |    [  ] 
Про Тараса Бульбу. С одной стороны, там явно эпические герои: "Махнет палицей налево — улица, направо — переулочек", с другой стороны — эпические герои в академиях не обучаются, а сыновья Бульбы в Киевской академии учились.
Про Плюшкина. Да у него уже явно деменция, вопрос не этики, а сосудов головного мозга. Видели, небось, стариков, которые в помойке клады ищут и домой старинные тряпки и банку тащут? Вот у Плюшкина этот синдром "хординга" и есть.


миротворец

Ссылка на сообщение 17 ноября 2017 г. 19:09  
цитировать   |    [  ] 

цитата Groucho Marx

По каким именно былинным образцам сделан Бульба, провоцирующий новую войну и резню (потому что, дескать, "заскучал козак")? Это интересно.

Так ведь почти весь героический эпос, кроме отредактированного для детей, это о той самой "войне и резне". Начиная с самого древнего: кой чёрт Гильгамеш с корешком отправились из Шумера в Ливан, где героически покрошили бедного (разумеется, нехорошего) Хумбабу, который до их прихода о них и слыхом не слыхивал? А не припомните как Зигфрид добыл пресловутое золото Нибелунгов? А как Вольгу со товарищи занесло в Индию? С какого переляку Владимир Красное Солнышко отправляет Добрыню в "поганую" Литву? И в Илиаде предлог для разграбления Трои уж очень натянут, но и троянцы не лыком шиты, и рутулов в далёкой Италии порубали в капусту. А замечательная поэма о битве в Финнсбурге? Ну и, конечно, половина исландских саг, где бойкие викинги пошарпали всё, от Фарерских островов до Новгорода. И в озабоченной этикой и кармой Махабхарате доблестные воины (и брахманы) устраивают поход на царство Вираты... чтобы угнать его скот. Так что тут Тарас вполне в теме, тем более, что поход на турок — обычный грабительский набег, а более серьёзная война с поляками это, конечно, никакая не экспансия, а скорее реконкиста. И кровожадность гоголевских казаков, и их ксенофобия — это естественная реакция человека 16 века на экспансию Польши и католической церкви, сознательно уничтожающую этнос, его религию, культуру и государственность.
–––
В недобрых борьбах злосчастнее тот, кто победил


миротворец

Ссылка на сообщение 17 ноября 2017 г. 19:25  
цитировать   |    [  ] 

цитата Groucho Marx

Мой посыл был, что Гоголь за счёт стиля внушает читателю всякие гадкие идеи (дурные чувства своей лирой пробуждает).

Очень интересно узнать, какие именно гадкие идеи и дурные чувства Гоголю удалось пробудить у Вас.
–––
В недобрых борьбах злосчастнее тот, кто победил


философ

Ссылка на сообщение 18 ноября 2017 г. 10:46  
цитировать   |    [  ] 

цитата C.Хоттабыч

а более серьёзная война с поляками это, конечно, никакая не экспансия, а скорее реконкиста.

До какой-то степени — да. И именно так и представлено в повести. А в реальной истории некоторые земли, особенно спорно-приграничные, по сто раз переходили из разных рук в другие руки по знаменитому "... пришли — грабють, ... пришли — обратно грабють".


миротворец

Ссылка на сообщение 18 ноября 2017 г. 14:31  
цитировать   |    [  ] 

цитата Лунатица

некоторые земли, особенно спорно-приграничные, по сто раз переходили из разных рук в другие руки

Не хочу углубляться в вопросы истории, но ещё во времена Даниила Галицкого Перемышль был русским городом (посмотрите на карте, где он теперь, угадали — в Польше. К вопросу об экспансии и спорных территориях), и всё на восток от него — русские земли. Так что насчёт "из рук в руки", это всё было как-то в одни ворота и об исконно русских территориях: Болеслав Храбрый со своими поляками припёрся в Киев в начале 11 в, но что-то не припомню, чтобы русские князья ходили в поход на Варшаву. (разделы Польши начиная с 1772 г — отдельная история, которая не имеет к казакам Бульбы отношения). Вот если бы Роман Галицкий захватил Краков, Вы бы назвали это спорной территорией?
–––
В недобрых борьбах злосчастнее тот, кто победил


философ

Ссылка на сообщение 18 ноября 2017 г. 15:32  
цитировать   |    [  ] 

цитата C.Хоттабыч

но ещё во времена Даниила Галицкого Перемышль был русским городом

А до Даниила, а до складывания Руси, а до объединения нескольких племен в что-то вроде этноса? Принадлежность части территорий — хитрый вопрос с очень двойными стандартами. Ермак "покорил" Сибирь и она теперь "русская". А условные поляки чего-то там захватывали "не свое". И с расовой чистотой князей много вопросов, некоторых из них их условно приписывают к современным метрополиям и государствам.
Я не о незыблемости современных границ говорю сейчас, а о неоднозначности ряда случаев исторической дележки "наше-не наше", относительно раздробленных феодальных княжеств и более раннего периода.


миротворец

Ссылка на сообщение 18 ноября 2017 г. 16:07  
цитировать   |    [  ] 

цитата Лунатица

а до объединения нескольких племен в что-то вроде этноса? Принадлежность части территорий — хитрый вопрос с очень двойными стандартами. Ермак "покорил" Сибирь и она теперь "русская".

Эх, не хотел отвлекаться от Гоголя... По пунктам: Ермак и русское государство в его лице в Сибири — захватчик, точно так же, как поляки в Червоной, Чёрной и Белой Руси. Критерий чёткий: если сложилось государство и самосознание этноса (мы-поляки, а мы-русские), то не надо рыть дальше вглубь до питекантропов: захват территории чужого государства — экспансия.

цитата Лунатица

И с расовой чистотой князей много вопросов

Я не расист, и расовой чистотой князей не интересуюсь. Важно, не у кого из них была польская бабка или половецкая мать, а кем князь себя осознаёт. Пример: Анна Ярославна — королева Франции, точка.

цитата Лунатица

о неоднозначности ряда случаев исторической дележки

О какой неоднозначности Вы говорите? Когда Суворов захватил Варшаву, никакой неоднозначности не было — это экспансия, точно такая же, как при захвате поляками Волыни или Смоленска.
Прошу прощения и прекращаю лирическое отступление от темы.
–––
В недобрых борьбах злосчастнее тот, кто победил


философ

Ссылка на сообщение 18 ноября 2017 г. 16:17  
цитировать   |    [  ] 

цитата C.Хоттабыч

а кем князь себя осознаёт.

И я о том же. Но совсем не факт, что князь в ту эпоху осознавал себя именно тем, что в наши дни ему назначено школьным учебником.
Я, кстати, подзабыла содержание, во времена, описываемые в повести Гоголя, была официальная война между Польшей и Россией, или запорожцы провели самочинную вылазку?


миротворец

Ссылка на сообщение 21 ноября 2017 г. 15:11  
цитировать   |    [  ] 

цитата Лунатица

не факт, что князь в ту эпоху осознавал себя именно тем, что в наши дни ему назначено школьным учебником.

А вот тут как раз можно вернуться к Гоголю и посмотреть, как на Ваш вопрос отвечает Тарас. Вспомним его страстный монолог о героическом и славном прошлом Руси, где правили, по его выражению "князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки". Тут Вам и факт осознания своего (разумеется, в редакции Тараса, но ведь о его идеологии и ведём речь) и, вполне в научной манере, даже предложен критерий различения свой/чужой - православие. И понятно, что этот критерий неслучаен: именно на искоренение православия, как основы этнической идентичности, была направлена политика поляков на захваченной у Руси территории, и триумф этой политики — Брестская уния. Возможно, примерно в это время Тарас и воевал.
–––
В недобрых борьбах злосчастнее тот, кто победил


философ

Ссылка на сообщение 21 ноября 2017 г. 15:17  
цитировать   |    [  ] 

цитата C.Хоттабыч

А вот тут как раз можно вернуться к Гоголю и посмотреть, как на Ваш вопрос отвечает Тарас.

:-))) Я говорила о самосознании князя, жившего в 13 веке. А не о том, кем его считает писатель 19 века, вкладывая мысль в уста вымышленного персонажа. Что считал Гоголь, он написал в повести.

цитата C.Хоттабыч

предложен критерий различения свой/чужой

Как показывает мировая история, разница вероисповеданий не перечеркивает этнической принадлежности и общности. Если эта разница не раздувается искусственно. А войны ведутся не столько за вероисповедание, сколько за разнообразные "пограбить". Хотя нередко прикрываются идеологическими попонками разных фасонов.


миротворец

Ссылка на сообщение 21 ноября 2017 г. 15:38  
цитировать   |    [  ] 

цитата Лунатица

не о том, кем его считает писатель 19 века, вкладывая мысль в уста вымышленного персонажа. Что считал Гоголь, он написал в повести.

Я-то думал, что мы о Гоголе, и как он это изображает.

цитата Лунатица

Я говорила о самосознании князя, жившего в 13 веке.

Тут загадки нет, о том, что должны думать русские князья, можно узнать у Иллариона, "Слово о законе и благодати", 11 век; что они действительно думали — из завещания Мономаха, 12 век, и "Слова о полку Игореве".

цитата Лунатица

А войны ведутся не столько за вероисповедание, сколько за разнообразные "пограбить". Хотя нередко прикрываются идеологическими попонками разных фасонов.

Извините, но Вы слегка передёргиваете. Как раз говоря о Гоголе, я выше чётко указал: есть грабительский набег казаков на турок, а есть война с Польшей, и вот эта война Тараса — за веру, а не прикрываясь верой. Хотя у Гоголя присутствуют и метко обозначенные Вами "попонки": поляки, которым противостоит Тарас, действительно захватчики и грабители (через десяток лет Владислав уже будет в Москве — тоже спорная территория?), и их католицизм — это просто мощный инструмент экспансии и полонизации, так как главное для них, как Вы справедливо отметили, это "разнообразные пограбить". И Гоголь показывает, что Тарас, которому не чуждо желание пограбить (турок), прекрасно различает эти цели.
–––
В недобрых борьбах злосчастнее тот, кто победил


философ

Ссылка на сообщение 21 ноября 2017 г. 16:44  
цитировать   |    [  ] 

цитата C.Хоттабыч

Я-то думал, что мы о Гоголе, и как он это изображает.

Так выше уже пять раз сказали, что Гоголь изображает очень неоднозначные явления в виде героико-эпическом, почти сказочном, в этом и сила повести.

цитата C.Хоттабыч

и их католицизм — это просто мощный инструмент экспансии и полонизации

Ну да, ну да. "У них" всегда "подлые шпионы"...
А все-таки, какой именно момент истории изображен в повести? Или это обобщенная фантазия на тему?


авторитет

Ссылка на сообщение 21 ноября 2017 г. 17:12  
цитировать   |    [  ] 

цитата Лунатица

А все-таки, какой именно момент истории изображен в повести? Или это обобщенная фантазия на тему?

точно не:

цитата Лунатица

а о неоднозначности ряда случаев исторической дележки "наше-не наше", относительно раздробленных феодальных княжеств и более раннего периода.

прямых привязок нет, а по косвенным вторая четверть 17в
–––
tomorrow never knows


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 21 ноября 2017 г. 17:21  
цитировать   |    [  ] 
Blackbird22

цитата

прямых привязок нет, а по косвенным вторая четверть 17в

Я в вики посмотрел, любопытства ради, про дату, вот что нашел в статье Тарас Бульба:

цитата

В тексте сказано, что полк Бульбы участвует в походе гетьмана Остраницы. Это — реальный исторический персонаж, избран повстанческим гетманом казаков в 1638 году и в том же году был разбит поляками.
–––
237


миротворец

Ссылка на сообщение 21 ноября 2017 г. 19:24  
цитировать   |    [  ] 

цитата Лунатица

Так выше уже пять раз сказали, что Гоголь изображает очень неоднозначные явления в виде героико-эпическом

Действительно, раз пять уже сказали, но ни разу не объяснили, что же в этих явлениях неоднозначного? Что вообще неоднозначного в освободительной борьбе Бульбы и иже с ним против захватчиков-поляков (борьба, естественно, велась свойсвенными тому веку методами)? Заодно уж можно рассмотреть вопрос о неоднозначности тихого, но зверского вырезания поляков Болеслава Храброго в оккупированном Киеве 11 в, Станислава — в Москве 1612 г., нападений (с применением самых зверских орудий и методов) партизан на французов в 1812 г, действий партизан ВОВ в Белоруссии (которые немецкие власти тоже характеризовали как зверские и бандитские, и соответственно расправлялись с "бандитами" так же жестоко, как и поляки с захваченными казаками — см. казнь Остапа).
–––
В недобрых борьбах злосчастнее тот, кто победил


философ

Ссылка на сообщение 21 ноября 2017 г. 20:01  
цитировать   |    [  ] 

цитата Blackbird22

точно не:

Blackbird22, это вы насчет упоминания мною феодальных княжеств? Так не я первая начала. :-) Это в доказательство правомерности действий героев повести собеседники приводят прецеденты разных столетий. Вот и в предыдущем сообщении про это же.


миродержец

Ссылка на сообщение 21 ноября 2017 г. 21:30  
цитировать   |    [  ] 

цитата mischmisch

Можно пояснить про срыв переговоров?

Ну у старых сечевиков, судя по тому же Тарасу, с комплиментами было куда хуже. А вьюношу, комплименты говрить умеющего, она уже облагодетельствовала и далее с этими сечевиками уже могла поступать как поступила с чистой совестью. В общем может вы психологию императрицы и лучше понимаете (в моей жизни случилось достаточно разводов, чтобы я не считал себя знатоком женской души), но у меня осталось чёткое впечатление, что черевички-туфельки для Вакулы несколько исчерпали лимит желаний, которые Екатерина «для этих с чубами» была готова исполнить. В общем, насчёт «сорвал», вы правы, слово не совсем то, но как-то так…

цитата Groucho Marx

А, ну если стиль, то я не спорю... Я думал, вы о герое говорите.

То, что Тарас Бульба описан как существо совершенно эпических пропорций, и в стандарты Homo Sapiens вписывается слабо — факт. А мораль? Ну что мораль — мораль тоже эпически архаическая.
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


миродержец

Ссылка на сообщение 21 ноября 2017 г. 21:44  
цитировать   |    [  ] 

цитата C.Хоттабыч

Действительно, раз пять уже сказали, но ни разу не объяснили, что же в этих явлениях неоднозначного? Что вообще неоднозначного в освободительной борьбе Бульбы и иже с ним против захватчиков-поляков

Национально-освободительная борьба предполагает либо наличие окуппации одного государства другим, либо, по крайне мере, рост национального самосознания у некоего народа, в составе унитарного государства, где оный рост, мягко говоря, не поощряется. Идея о том, что поляки захватили некое украинское государство категорически не вписывается в известную мне историю славянскиих земель (в отличие от той же Смуты и истории с Лжедмитриями), что до второго варианта, тут, конечно, можно поговорить о противостоянии православных рыцарей-Запорожцев полякам-католикам, но хотя православное рыцарство у Гоголя вполне себе упоминается, мне также сложно найти национально-освободительную подоплёку в тексте Гоголя, как у Гомера, в Иллиаде, в походе данайцев на Трою. Это, наверное, потому, что я много раз читал Гоголя (первый раз Тараса Бульбу прочёл лет в шесть), но ни разу не прочитал соответствующий школьный учебник литературы.

цитата C.Хоттабыч

есть грабительский набег казаков на турок

О, да, турки были очень миролюбивым народом, бесспорно. В Москву да, не ходили, так потому и не ходили, что между ними и Москвой были Речь Посполитая и Запорожская Сечь — и там и там лихих рубак хватало и магометян и католики и православные «любили» одинаково
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


философ

Ссылка на сообщение 21 ноября 2017 г. 21:57  
цитировать   |    [  ] 

цитата be_nt_all

но у меня осталось чёткое впечатление, что черевички-туфельки для Вакулы несколько исчерпали лимит желаний, которые Екатерина «для этих с чубами» была готова исполнить.

Никогда не думала о виновности Вакулы в крахе запорожских надежд. И сейчас эта версия кажется очень натянутой. По жизненной логике визит кузнеца во дворец должен был немедленно стереться из памяти присутствовавших. Иначе мгновенное исчезновение Вакулы произвело бы сокрушительный эффект.


миродержец

Ссылка на сообщение 21 ноября 2017 г. 22:35  
цитировать   |    [  ] 

цитата Лунатица

А все-таки, какой именно момент истории изображен в повести? Или это обобщенная фантазия на тему?

Считается, что https://ru.wikipedia.org/wiki/Восстание_О... и если так, то да, это наверное было вполне себе национально-освободительное движение. Но вот у Гоголя я этот пафос считать не могу, а видится мне у Николая Васильевича весьма своеобразный (чтобы не сказать — лукавый) взгляд на историю.

upd. Ну а с другой стороны «Это был один из тех характеров, которые могли только возникнуть в тяжелый XV век», и этот самый XV век практически ни с чем в повести не соотносится, хотя фразу можно прочитать и как «у Тараса был характер, каков мог возникнуть в XV век» — в общем эпический персонаж вне времени
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)
Страницы: 12345678    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другая литература» > Тема «Николай Васильевич Гоголь»

 
  Новое сообщение по теме «Николай Васильевич Гоголь»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх