Какие произведения русской и ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другая литература» > Тема «Какие произведения русской и зарубежной литературы Вы включили бы в обязательную школьную программу с 3-го по 10-ый класс?»

Какие произведения русской и зарубежной литературы Вы включили бы в обязательную школьную программу с 3-го по 10-ый класс?

 автор  сообщение
Ссылка на сообщение 24 августа 2020 г. 13:44   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
  |    [  ] 


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 24 августа 2020 г. 13:49  
цитировать   |    [  ] 

цитата tiwerz

Житие Аввакума
только не забывать добавлять, что раз уж в национальность углубляемся, что Аввакум был мордвин по крови
–––
Любовь никогда не перестает... ап. Павел
Не указывайте дорогу Любви. отец Олег


философ

Ссылка на сообщение 24 августа 2020 г. 13:51  
цитировать   |    [  ] 

цитата streetpoet

Разбор и выводы лучше делать из чтения инструкций по применению. Литература не для того.

Если ничего не изменилось, то уроки литературы проходят так. Преподаватель объясняет как он понимает произведение ( хороший ), или выкладывает официальную трактовку ( формалист ), ученик рассказывает как он воспринял прочитанное. В идеальном варианте находится время для дискуссии. Под этим я
подразумевал разбор и выводы. Если у вас другое видение того, как должны проходить уроки — поделитесь им, а не умничайте.

цитата Evil Writer

цитата brokenmen

Но как таким произведениям ( пусть и прекрасным для чтения ) делать разбор, или какие можно сделать выводы, я не знаю.

Вот проблема школьной программы в том, что она принимает либо мнения автора учебников (зачастую крайне моралистическое и узколобое), либо учителя.

Моя цитата относилась конкретно к роману Мастер и Маргарита. К нему, вообще, трудно подобрать какое-то мнение, пусть даже узколобое. Что касается того, что школьная программа построена на видении произведений составителей учебников или преподавателей — тут остается пожелать, чтобы эти люди были профессионалами. Совсем если отвергать их, то так и всех литературных критиков и литературоведов следует разогнать — пусть каждый читает что хочет и понимает как хочет, нечего свое мнение навязывать :-) Но их трактовка не должна быть догмой, тут я согласен, должен быть диалог с учеником.


философ

Ссылка на сообщение 24 августа 2020 г. 14:03  
цитировать   |    [  ] 

цитата brokenmen

Если у вас другое видение того, как должны проходить уроки — поделитесь им, а не умничайте.

Вам бы поосторожнее с выражениями ;-)
Попытка свести изучение литературы к "автор хотел сказать то-то" и привела к ее полнейшему вырождению в школе. Из-за чего никакая смена программы ничего не даст — ученики отбиваются парой выученных строк из учебника и забывают их тут же (к счастью). Между тем одно хорошо прочувствованное, продуманное и принятое произведение даст гораздо больше десятка, из которого "сделали выводы". Свести к выводам можно разве что Максима Горького, да вот ту продукцию словесной диареи Брежнева, что предлагали выше.


философ

Ссылка на сообщение 24 августа 2020 г. 14:04  
цитировать   |    [  ] 

цитата Karno

Никто мнить себя Большим братом не может, так как это просто аватар-персонификация режима.

Людовик XIV сейчас очень не согласен.


философ

Ссылка на сообщение 24 августа 2020 г. 14:07  
цитировать   |    [  ] 

цитата streetpoet

Между тем одно хорошо прочувствованное, продуманное и принятое произведение даст гораздо больше десятка, из которого "сделали выводы"

Вы хотите сказать, что только ученики должны рассказывать о том, как они восприняли прочитанное, чтобы точка зрения свыше не давлела ?


миродержец

Ссылка на сообщение 24 августа 2020 г. 14:08  
цитировать   |    [  ] 

цитата tiwerz

проходить шедевры древнерусской литературы, "Книгу Велеса"
Прям-таки шедевр и прям-таки древнерусский? Вы это серьёзно?
Ссылка на сообщение 24 августа 2020 г. 14:08   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
  |    [  ] 


магистр

Ссылка на сообщение 24 августа 2020 г. 14:14  
цитировать   |    [  ] 
Вообще на самом деле, я там не зря вспомнил товарища Огилви (для тех кто забыл, Уинстон его за пару минут в 1984 сфабриковал, создав из нуля, для своей сводки новостей). Вот уж действительно, был очень образцово показательный гражданин Океании, но таковым он был потому, что его никогда не существовало.
Идеальным "богом" в Ссср был Ленин, но не настоящий Ленин, а тот образ, что рисовала пропагандистская машина — Ленин был мертв, тех кто знал его лично было мало или вообще к 30ым не осталось, и он не мог бы сделать такого, что поставило бы пропаганду в неловкое положение.

Так же большой брат -- он не мог, существовать живьем. Конечно в истоках был какой то лидер или вождь, но к моменту действия романа, от него реального и тени не осталось.
–––
Who is John Galt?
99,999999% сплачивалось в страхе, неприязни или ненависти, против остальных 0,000001%


миротворец

Ссылка на сообщение 24 августа 2020 г. 14:17  

сообщение модератора

цитата tiwerz

Главное посыл

Придерживаться темы, озвученной в заголовке.
Если же хочется более общих рассуждений, то на примере конкретных произведений — то есть опять же в привязке к основной теме.
–––
"Религия — это убеждение, что все, с нами происходящее, весьма важно."
Чезаре Павезе


философ

Ссылка на сообщение 24 августа 2020 г. 14:19  
цитировать   |    [  ] 
an2001
Ваше наставление пользователю tiwerz или в этой ветке, вообще, запрещено писать не упоминая конкретных произведений ?


миротворец

Ссылка на сообщение 24 августа 2020 г. 14:42  

цитата brokenmen

an2001
Ваше наставление пользователю tiwerz или в этой ветке, вообще, запрещено писать не упоминая конкретных произведений ?

сообщение модератора

brokenmen получает предупреждение от модератора
Нарушение Регламента сайта
"3.8. Общение с модераторами по вопросам непосредственной их работы ведётся только в личной переписке на сайте. Прочие каналы общения с модераторами (на этом или других сайтах) по данным вопросам недопустимы."
–––
"Религия — это убеждение, что все, с нами происходящее, весьма важно."
Чезаре Павезе


миротворец

Ссылка на сообщение 24 августа 2020 г. 14:48  

сообщение модератора

И специально для непонятливых — замечание относится ко всем !
А не только к тем, чьи два слова были процитированы.
Если вы участвуете в обсуждении, которое всё дальше "уплывает" от темы, то безусловно должны это понимать.
Оффтоп хорош в меру. То есть одна-две фразы в сторону от основной темы — это нормально.
Но не на страницу или две.
–––
"Религия — это убеждение, что все, с нами происходящее, весьма важно."
Чезаре Павезе


философ

Ссылка на сообщение 24 августа 2020 г. 15:33  
цитировать   |    [  ] 

цитата brokenmen

Вы хотите сказать, что только ученики должны рассказывать о том, как они восприняли прочитанное, чтобы точка зрения свыше не давлела ?

Я хочу сказать, целостное художественное произведение не предполагает трактовок и выводов по типу притчи. Его главный плюс для школьника в демонстрации других типов мышления/речи/поведения. Ну какие выводы можно сделать из "Евгения Онегина"? Только художественные. Произведения из школьной программы должны учить размышлять о нравственности, но не давать императивы.
Соответственно, и программа должна формироваться исходя из подобных предпосылок. Скажем, "Властелин колец" дает обильнейшую почву для размышления на темы христианской этики и морали, и им легко увлечь детей/подростков. Нужен лишь учитель, который поможет видеть заложенные темы и подтолкнет к размышлениям над ними.


философ

Ссылка на сообщение 24 августа 2020 г. 15:56  
цитировать   |    [  ] 

цитата streetpoet

Произведения из школьной программы должны учить размышлять о нравственности, но не давать императивы.Соответственно, и программа должна формироваться исходя из подобных предпосылок. Скажем, "Властелин колец" дает обильнейшую почву для размышления на темы христианской этики и морали,

А христианская этика и мораль — не императив в свою очередь? Любое более-менее значительное произведение дает "обильнейшую почву для размышления на темы ..." (впиши практически любую идеологию или общественную теорию). Чем и живут бесчисленные литературоведы и толкователи. Что на повестке дня — то и вытащат хоть из "Евгения Онегина", хоть из "Золушки".


философ

Ссылка на сообщение 24 августа 2020 г. 16:20  
цитировать   |    [  ] 

цитата Лунатица

А христианская этика и мораль — не императив в свою очередь?

"Размышление на тему" и "императив" это сильно разные вещи.

цитата Лунатица

Что на повестке дня — то и вытащат хоть из "Евгения Онегина", хоть из "Золушки".

Нет, у всего есть предел интерпретации. То, что заложено в произведение, и то, что вы в него вдумали — две большие разницы ;-)


философ

Ссылка на сообщение 24 августа 2020 г. 16:32  
цитировать   |    [  ] 

цитата streetpoet

"Размышление на тему" и "императив" это сильно разные вещи.

Ну да, крайние степени сильно различаются. Но если очень хочется (или очень нравится), то первое быстро переходит во второе. :-)

цитата streetpoet

То, что заложено в произведение, и то, что вы в него вдумали — две большие разницы

И опять же единственный критерий и самый мощный инструмент — "ящетаю" плюс хорошо подвешенный язык комментатора.
Даже здесь на форуме при обсуждении авторов и произведений тьма примеров.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 24 августа 2020 г. 16:35  
цитировать   |    [  ] 
Кстати, почему никто не предлагает такие классные книги, как 12 стульев и Два капитана? По-моему и полезно и интересно. А из Булгакова я бы включил Белую гвардию, а никак не Мастера.
–––
Любовь никогда не перестает... ап. Павел
Не указывайте дорогу Любви. отец Олег


философ

Ссылка на сообщение 24 августа 2020 г. 16:36  
цитировать   |    [  ] 

цитата Лунатица

И опять же единственный критерий и самый мощный инструмент — "ящетаю" плюс хорошо подвешенный язык комментатора.
Даже здесь на форуме при обсуждении авторов и произведений тьма примеров.

Так может потому, что это форум любителей, а не конференция профессионалов? И нет, произведение любого рода искусства не содержит бессчетного числа смыслов, которое вы захотели в него вдумать. За прочим предлагаю обратиться к Юрию Лотману и Умберто Эко.


философ

Ссылка на сообщение 24 августа 2020 г. 16:42  
цитировать   |    [  ] 

цитата streetpoet

Так может потому, что это форум любителей, а не конференция профессионалов?

А профессионалы, в отличие от любителей дружно ходят строем? :-)))

цитата streetpoet

И нет, произведение любого рода искусства не содержит бессчетного числа смыслов, которое вы захотели в него вдумать.

Ну, конечно, не бессчетного. Иначе не запрещали бы то одних, то других авторов по разным признакам. Но если очень захотеть... Да у нас на глазах прошла такая перековка: от поиска в каждом чихе "борьбы трудящихся против угнетателей" до полного переобувания в полете. И все, что надо, и у Пушкина и у прочих находили. Чего изволите: свобода, демократия, ежовые рукавицы, монархия, патриархат, матриархат, атеизм, божественное, гедонизм, самоотречение и т.п.
Страницы: 123...2728293031    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другая литература» > Тема «Какие произведения русской и зарубежной литературы Вы включили бы в обязательную школьную программу с 3-го по 10-ый класс?»

 
  Новое сообщение по теме «Какие произведения русской и зарубежной литературы Вы включили бы в обязательную школьную программу с 3-го по 10-ый класс?»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх