Соцреализм


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другая литература» > Тема «Соцреализм»

Соцреализм

 автор  сообщение


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 16 октября 2020 г. 15:22  
цитировать   |    [  ] 
вернулась к началу темы, почитала :)
добавлю Веру Панову. её "Ясный берег" (кстати да, получивший Сталинскую премию) — скукота, чудовищная агитка и, опасаюсь предположить, "заказуха". а всё остальное у неё читать можно и должно. мне особенно нравятся "Конспект романа" и "Евдокия". всё собираюсь прочитать "Кружилиху" и "Спутников".
–––
Мораль сей басни такова: учите новые слова (с) mischmisch


философ

Ссылка на сообщение 16 октября 2020 г. 17:55  
цитировать   |    [  ] 

цитата Лунатица

Так дайте ссылку. А то на фамилию выходит тот Иванов, что "Географ.." и "Ненастье" Это не о том, похоже.


Вы не дочитали до "Престиж-Бука". Если его добавить, то все нашлось сразу. Например,

«Ярлык пилигрима»
Алексей Иванов
Ярлык пилигрима
Издательство: М.: Престиж Бук, 2017 год,
Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 480 стр.
ISBN: 978-5-371-00577-9
Серия: Ретро библиотека приключений и научной фантастики. Серия "Коллекция"

Комментарий: Том 1.
Внецикловая повесть и рассказы.
Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации И. Иванова.



цитата Лунатица

Но кроме них было написано много


Ой, много. Говорят, в разного рода союзах писателей одновременно десять тысяч и более писателей числились. А за все годы соцреализма числа, наверно, и вовсе шестизначные. Так что были и особые случаи. Речь не о них, а о соцреализме как методе в целом.
–––
"Сумерки, осень и бешеный дождь,
Я подошёл и спросил - что ты ждёшь."


философ

Ссылка на сообщение 16 октября 2020 г. 18:05  
цитировать   |    [  ] 

цитата Хойти

а затем к антисоветчине прекрасно прослеживается на примере Василия Аксёнова.


Давайте уж в 2020 г. без этих дремучих терминов. Ведь это нормально, когда люди меняют позицию и переходят в оппозицию. Разумеется, ему пришлось при этом расстаться и с соцреализмом, ведь в марксизме-ленинизме оппозиции быть не могло. Зачем оппозиция, если ты уже в единственном правильном лагере?

Менее нормально, что никто из соцреалистов после 1985 г. не продолжил свой любимый метод. Может, кто-то и пытался? Но громких примеров нет. Вот это странно, а Аксёнов норм.
–––
"Сумерки, осень и бешеный дождь,
Я подошёл и спросил - что ты ждёшь."


философ

Ссылка на сообщение 16 октября 2020 г. 18:59  
цитировать   |    [  ] 

цитата Victor31

Ведь это нормально, когда люди меняют позицию и переходят в оппозицию.


Это не оппозиция. Аксёнов сразу стал суперзвездой, уже первые книги принесли ему успех и сразу были экранизированы.

А дальше произошло как в "Смерти чиновника" Чехова. Хрущёв наорал на Вознесенского, а потом ему не понравилось скептическое выражение лица находившегося рядом Аксёнова, и тому досталось. Мнительный Аксёнов поделился своими опасениями с Гладилиным, а уж тот подтолкнул его по наклонной плоскости и к "Метрополю", и к эмиграции. Элементарный страх перед партийным начальством. На минуточку Аксёнов был сыном крупного партийного функционера, к тому времени уже реабилитированного и восстановившего своё влияние. До истории с Хрущёвым он никаких демонстраций на Красной площади не устраивал и диссидентов не защищал.

Льстецы ему обещали такой же успех на Западе, но ничего не получилось. Там рецепт успеха другой, и таланты оцениваются по другим критериям, далёким от литературы. Это трагедия талантливого, но не слишком храброго человека. Попал в окружение завистников, считавших его плейбоем и счастливчиком, а уж те сделали всё, чтобы погубить его писательскую карьеру.

Весьма приличный писатель Виль Липатов дал Аксёнову такую характеристику "Талантливый белоручка. Жизни не нюхал…". Это всё и объясняет. Поработал после распределения несколько лет врачом, на этом его трудовая деятельность и кончилась. Какой уж тут может быть соцреализм? Этот метод предполагает у писателя определённый жизненный опыт. Одного таланта и связей во власти мало. Такого человека очень легко сбить с пути :-( .

А окружение Аксёнова вполне характеризует мерзкая история, когда один из участников "Метрополя" Битов избил писательницу Светлану Василенко, уличившую его в попытке приватизировать арендуемую дачу в Переделкино. Дама попала в больницу. Самое противное в этой среде, что такие вещи проходят безнаказанно.
–––
Джентльмен — это человек, который знает, как играть на пианино, но не умеет этого делать
Je suis Ziza


философ

Ссылка на сообщение 16 октября 2020 г. 19:44  
цитировать   |    [  ] 
ziza, я бы ограничился упоминанием Аксёнова в качестве примера одного из ранних переходов от соцреализма к другим литературным течениям. Виктор Некрасов — ещё один такой пример. Сам по себе переход в оппозицию не означает, что там, в оппозиции, все будет сразу ОК. Наличие оппозиции — условие необходимое для нормальных общественных процессов, но это только начало долгого пути. А что касается морального облика советских писателей, то это материал для сотен диссертаций.

Только одно относительно небольшое исследование стенограмм ленинградского СП:

https://fantlab.ru/forum/forum6page1/topi...

Название на обложке уже само по себе о многом говорит. И это Питер, где во все времена было либеральнее. Все же "окно в Европу" обязывало. Цветочки, наверно, по сравнению с Москвой.
–––
"Сумерки, осень и бешеный дождь,
Я подошёл и спросил - что ты ждёшь."


миротворец

Ссылка на сообщение 16 октября 2020 г. 19:55  
цитировать   |    [  ] 

цитата Victor31

Менее нормально, что никто из соцреалистов после 1985 г. не продолжил свой любимый метод.

Тут уже стало ясно, что справедливость многих утверждений и опровержений данной темы зависит от определения соц. реализма. Но если отнести к указанному направлению всё написанное в СССР, что не было слишком открыто оппозиционным, то можно найти и продолжателей. Вот Владимир Орлов метода вроде не менял: "Альтист..." 1980, "Аптекарь" 1988, "Шеврикука..." уже 1997, а "Камергерский переулок" и вовсе 2008. Метод вроде без изменений?
–––
В недобрых борьбах злосчастнее тот, кто победил


философ

Ссылка на сообщение 16 октября 2020 г. 20:06  
цитировать   |    [  ] 

цитата Victor31

Менее нормально, что никто из соцреалистов после 1985 г. не продолжил свой любимый метод. Может, кто-то и пытался? Но громких примеров нет.

Что в этом ненормального? Множество литературных направлений, блистательно начавшись, постепенно сходили на нет. Сентиментализм, романтизм, натурализм; возвышенная тематика, социальное обличительство, салонная лирика и жесткий авангард, фантастические и мистические выдумки и почти буквальный реализм, сколько их еще было и прошло. Исчерпывались образные средства и сюжеты. Менялся социальный заказ и интересы публики. Старели основоположники и титаны. Старели и поклонники, а взрослеющим детям всегда интересно что-то новое.


философ

Ссылка на сообщение 16 октября 2020 г. 20:22  
цитировать   |    [  ] 

цитата Victor31

Сам по себе переход в оппозицию не означает, что там, в оппозиции, все будет сразу ОК


Это верно. Человек переходит в оппозицию, но сам меняется мало.

цитата C.Хоттабыч

Метод вроде без изменений?


Да. Вот только социального заказа нет. Ни литования, ни худсоветов, качество написанного упало ниже некуда.

Из персонажей художественной литературы практически исчезли те, кто занимается каким-то трудом. Сплошь какие-то олигархи, бандиты, чиновники и прочие офисные работники, литераторы, актеры, спортсмены, обслуга и стремящиеся попасть в эту элиту приезжие Золушки из провинции. Даже программисты там выступают в роли жуликов и бандитов :-)

На троне её величество Халява. И читателя заставляют ей поклоняться. Сюжеты настолько похожи один на другой, что открывая очередной детектив сразу догадываешься, чем он кончится. И перечитывать ничего не хочется.

Тут и задумаешься, а стоило ли ради этого убожества отказываться от соцреализма?
–––
Джентльмен — это человек, который знает, как играть на пианино, но не умеет этого делать
Je suis Ziza


миродержец

Ссылка на сообщение 16 октября 2020 г. 20:23  
цитировать   |    [  ] 
ziza эк Вы быстро, без полутонов, разобрались с Аксеновым и его "трагедию" нашли себе. Эпизод с Битовым, вполне конкретный, "характеризует окружение Аксенова". Битов, в общем, и сам не последний писатель и отнюдь не персонаж "из окружения Аксенова". В свою очередь Виль Липатов, "жизни нюхнувший", в плане таланта едва ли превосходит Аксенова. А главное — откуда это "погублена писательская карьера"? Много писал, в том числе и проходного, издавался, понятно, что сильно русский автор и на Западе кроме эмигрантов его толком не читал ( как и Довлатова, допустим), зато после 1986 года более чем издавался и в плане читательского и критиков признания не был обойден. К финалу и содержательные художественные мемуары написал. Я не поклонник Аксенова, но автор определенного уровня и как писатель точно состоялся. Ну а если начнем цитировать всякого рода дневники и мемуары как оставшихся ( от Нагибина), так и уехавших ( начнем с Ефимова), то по факту сплошная лужа получится с неотличимыми в ней поросятами. Богемщики, народ недобрый.


философ

Ссылка на сообщение 16 октября 2020 г. 20:50  
цитировать   |    [  ] 

цитата prouste

Битов, в общем, и сам не последний писатель


Битов сам не слишком серьёзно относился к своему творчеству и не считал себя литератором-профессионалом. Но речь шла о человеческих качествах, а не о таланте.

цитата prouste

ziza эк Вы быстро, без полутонов, разобрались с Аксеновым и его "трагедию" нашли себе.


У меня всегда был креативный взгляд на происходящее :-) Так все критики делают: они понимают автора лучше, чем он сам.

Такого об Аксёнове ещё никто не писал. За политикой не видят человека со всеми его слабостями и бедами, только оппозиционную фигуру, выражающуюся исключительно заученными лозунгами. Это грустно.

цитата prouste

В свою очередь Виль Липатов, "жизни нюхнувший", в плане таланта едва ли превосходит Аксенова.


Их сложно сравнивать, это авторы разных направлений. Липатов относится к деревенщикам, Аксёнов же был мастером по городскому быту. Каждый по-своему хорош.

цитата prouste

Я не поклонник Аксенова, но автор определенного уровня и как писатель точно состоялся.


Я согласен. Но глаза у него грустные, видно, что человек много страдал, сожалеет о потерянных возможностях и своей излишней доверчивости к недостойным того людям и что вся эта суета ему надоела. Жалко его. Тратить свой талант в угоду политическому моменту — расточительство.

цитата prouste

Богемщики, народ недобрый.


Аксенов как-то туда не вписывается. Я сначала думал, что он тоже из этих злюк, но нет.
–––
Джентльмен — это человек, который знает, как играть на пианино, но не умеет этого делать
Je suis Ziza


авторитет

Ссылка на сообщение 16 октября 2020 г. 20:53  
цитировать   |    [  ] 
По поводу морального облика литераторов один из них довольно давно высказался исчерпывающе:
"Толпа жадно читает исповеди, записки, потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабости могущего. При обнаружении всякой мерзости она в восхищении: "Он мал, как мы! Он мерзок, как мы!" — "Врете, подлецы! Он мерзок, но не так, как вы — иначе!"
Лучше и не скажешь. Вроде бы двести лет как написано, а словно специально для этого обсуждения.)))
–––
Когда кто-то заявляет "мне не нравится Малевич" - это говорит о вкусе. Когда утверждает, что "он тоже так может" - об интеллекте


миродержец

Ссылка на сообщение 16 октября 2020 г. 20:55  
цитировать   |    [  ] 
ziza ну вот видите, уже все не столь однобоко и с Аксеновым. К слову, он всегда тяготел к коллажу, мозаичности и даже ранние его вещицы едва ли эталоны именно соцреализма ( несмотря на сложности его определения даже на этой ветке)


философ

Ссылка на сообщение 16 октября 2020 г. 21:22  
цитировать   |    [  ] 

цитата prouste

ziza ну вот видите, уже все не столь однобоко и с Аксеновым.


Читателям трудно угодить. Сначала ругают за бинарный взгляд на мир, разделение на белое и чёрное. А когда пытаешься соответствовать и показываешь разноцветный мир, говорят "То ли обругал, то ли похвалил". Не одни писатели злые :-)

цитата prouste

даже ранние его вещицы едва ли эталоны именно соцреализма


Так соцреализм тоже разный, разве у него могут быть эталоны? Идеологи с самого начала намекали, что соцреализм — творческое развитие критического реализма, а творчество по шаблонам не строится. Пегас поэта может куда угодно занести. Кюхля в романе Тынянова, цитируя на экзаменах учебник Кошанского, так и сказал, что для оды важнее не ровность слога, а восторг пиитический, который извиняет и слабости и падение слога и душу стремит к высокому. А стремление к высокому (романтика и героизм ради светлой цели) как раз и есть один из трёх признаков соцреализма.
–––
Джентльмен — это человек, который знает, как играть на пианино, но не умеет этого делать
Je suis Ziza


философ

Ссылка на сообщение 16 октября 2020 г. 21:45  
цитировать   |    [  ] 

цитата C.Хоттабыч

Тут уже стало ясно, что справедливость многих утверждений и опровержений данной темы зависит от определения соц. реализма. Но если отнести к указанному направлению всё написанное в СССР, что не было слишком открыто оппозиционным, то можно найти и продолжателей. Вот Владимир Орлов метода вроде не менял: "Альтист..." 1980, "Аптекарь" 1988, "Шеврикука..." уже 1997, а "Камергерский переулок" и вовсе 2008. Метод вроде без изменений?


Да, я упомянул его выше как занявшего свою нишу ещё в СССР. Плавная миграция от соцреализма (творчество до "Альтиста", говорят, было сходно с Аксёновым) к фэнтези.

Определений соцреализма я вижу два. Теоретическое определение: лит. метод, построенный на марксизме-ленинизме. Практическое: всё, что выходило в СССР из-под пера членов СП. Соцреализм был в уставе СП, поэтому всё, что прошло все степени проверки и было опубликовано в СССР, как бы несло на себе печать "соцреализм". Это практическое определение позволяло "диверсифицировать портфель" и включать в него эксперименты. Ведь надо было и на Западе иногда демонстрировать свободу творчества в СССР. Да и самим "боссам", наверно, иногда хотелось почитать что-нибудь "эдакое".
–––
"Сумерки, осень и бешеный дождь,
Я подошёл и спросил - что ты ждёшь."


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 16 октября 2020 г. 21:52  
цитировать   |    [  ] 
для меня Аксёнов — ещё и переводчик "Рэгтайма" Доктороу, за что ему низкий поклон, и автор своеобразных... мемуаров (?) "В поисках грустного бэби". эти записки, по стилистике близкие к поздним вещам В. Катаева, очень мне понравились.
–––
Мораль сей басни такова: учите новые слова (с) mischmisch


миротворец

Ссылка на сообщение 16 октября 2020 г. 21:54  
цитировать   |    [  ] 

цитата Victor31

Практическое: всё, что выходило в СССР из-под пера членов СП.
Крайнее упрощение...

Из-под пера сей славной публики выходили и фантастика, и сказки, а это НЕ реализм уже по определению...
Да и помимо сих жанров можно настричь немало примеров, в обиходное понятие соцреализм совершенно не вписывающихся, в частности:
- Вениамин Каверин. Верлиока
- Валентин Катаев. Уже написан Вертер
- Александр Крон. Бессонница
А ведь все они заслуженнейшие члены СП... :-)
–––
Helen M., VoS


миродержец

Ссылка на сообщение 16 октября 2020 г. 22:08  
цитировать   |    [  ] 
Victor31 как на марксизме- ленизме выстроить литературный метод? При том, что, в общем и Диккенс и Золя вполне без Маркса обходились.


философ

Ссылка на сообщение 16 октября 2020 г. 22:09  
цитировать   |    [  ] 
lena_m, спасибо, что подключились к дискуссии, но, похоже, вы не заметили, что я рассматриваю соцреализм как направление фэнтези, так что если я и упрощаю, то совсем не так, как вам показалось :)

Калигула, приведённая вами цитата очень хороша, но к авторам соцреализма, особенно тем, кто стоял у руля, она не очень подходит. Эти люди были larger than life. Писательство — лишь часть их "портфеля". Они были депутатами советов всех уровней, крупными партийными функционерами, представляли СССР за рубежом, состояли в десятках общ. организаций. Поэтому интерес к их моральному облику — это не просто бытовое любопытство. Это нормальный общественный контроль тех, кто по сути занимался политикой, распределял общественные средства и т.д. Вовсе не тот случай романтического поэта с десятком подруг и игрой в карты.
–––
"Сумерки, осень и бешеный дождь,
Я подошёл и спросил - что ты ждёшь."


философ

Ссылка на сообщение 16 октября 2020 г. 22:12  
цитировать   |    [  ] 
prouste, ответ: никак. Метод оказался нежизнеспособным. Исчез в одночасье с исчезновением заказчика. Но лет 50 он доминировал русскую литературу, поэтому представляет исторический интерес.
–––
"Сумерки, осень и бешеный дождь,
Я подошёл и спросил - что ты ждёшь."


авторитет

Ссылка на сообщение 16 октября 2020 г. 22:26  
цитировать   |    [  ] 

цитата Victor31

Это нормальный общественный контроль тех, кто по сути занимался политикой, распределял общественные средства и т.д.

Вы это серьезно? Политикой? Средства? Политикой в ту эпоху даже партия не занималась))) А уж писатели, вершиной политической карьеры которых была роль свадебного генерала в президиуме или сливного бачка для спецслужб... И выклянчивание себе дачи-квартиры у могущественных функционеров (каковых было штук пять за все время и никого из них как автора не вспоминают) — это да, распределение средств. Просто необходим общественный контроль за ними через 50 лет. "Люди имеют право знать!" Ничего на самом деле не изменилось. Все то же любопытство, которое гонит к замочной скважине.
–––
Когда кто-то заявляет "мне не нравится Малевич" - это говорит о вкусе. Когда утверждает, что "он тоже так может" - об интеллекте
Страницы: 123456789    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другая литература» > Тема «Соцреализм»

 
  Новое сообщение по теме «Соцреализм»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх