Карлос Кастанеда Обсуждение ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другая литература» > Тема «Карлос Кастанеда. Обсуждение творчества»

Карлос Кастанеда. Обсуждение творчества

 автор  сообщение


миродержец

Ссылка на сообщение 25 января 2013 г. 12:13  
цитировать   |    [  ] 
Прочитал цикл Кастанеды лет 12-13 назад. С тех пор книга находится в моем личном топе. Находил идеи Кастанеды у многих современных писателей как российских (Пелевин, Лукьяненко), так и зарубежных. Очень интересно откуда он все это взял. Что являлось первоисточником для него (если отказаться от идеи, что все это ему поведал мексиканский индеец). Понятно, что все это отчасти перекликается с идеями религий. Как минимум, можно увидеть альтернативные трактовки и объяснения библейских чудес, и пересечение с идеями буддизма.


авторитет

Ссылка на сообщение 26 февраля 2014 г. 00:28  
цитировать   |    [  ] 
Странно, что до сих пор нет ни одного сообщения. На втором курсе я писал по Кастанеде курсовую. Анализировал первые три его книги, в основном — "Путешествие в Икстлан". У него действительно очень много заимствований из восточной религиозно-философской мысли. Сами понятия "Тональ" и "Нагваль" близки (хотя и не синонимичны) таким понятиям из индуизма как "Майя" и "Атман". Путь воина, предлагаемый Карласом Кастанедой, на мой взгляд, имеет много общего с кодексом самурая: готовность к смерти, стремление к безупречности, установка на медитативное восприятие мира.
Мой рациональный ум не верит в реальность существования Дона Хуана (да и сам Кастанеда не настаивает на этом). В пелевинском романе "Чапаев и Пустота" был момент, который мне очень понравился. Вот он:

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Называй меня любым именем, – сказал Чапаев. – Хоть Чапаевым.

– Чапаевым? – переспросил я.

– А почему нет. Можешь даже написать, – сказал он с ухмылкой, – что у меня были усы и после этих слов я их расправил.

Бережным движением пальцев он расправил усы.
. Понравился он мне в том числе и потому, что у Кастанеды тоже был такой эпизод (правда сейчас я не в состоянии вспомнить в какой из книг). Тем не менее, то, что сделал Кастанеда, нельзя назвать грубым плагиатом или вульгарной переработкой. В конце-концов, он создал самобытное учение, которое, независимо от источников вдохновения, к которым прибегал автор, оказало огромное влияние не только на художественную литературу, но и на становление многих современных эзотерических систем. А вообще, я бы изъял его книги из открытой продажи:-))).


философ

Ссылка на сообщение 26 февраля 2014 г. 00:59  
цитировать   |    [  ] 

цитата Zelos

В конце-концов, он создал самобытное учение, которое, независимо от источников вдохновения, к которым прибегал автор, оказало огромное влияние не только на художественную литературу, но и на становление многих современных эзотерических систем.

По-моему, автор всё более прибегал к веществам.

цитата Zelos

А вообще, я бы изъял его книги из открытой продажи.

Вот-вот. Не дай Бог скрепа какая лопнет.:-)))
–––
- И моря есть, и реки есть, и приличные люди есть, господин Уэф.
- Дикари. Плакать хочется.


миротворец

Ссылка на сообщение 26 февраля 2014 г. 20:04  
цитировать   |    [  ] 

цитата Zelos

Сами понятия "Тональ" и "Нагваль" близки (хотя и не синонимичны) таким понятиям из индуизма как "Майя" и "Атман".

А как соотносятся понятия "Тональ" и Ма́йя (санскр. माया, māyā, букв. «иллюзия», «видимость»)?
Как тональ связан с иллюзией?
С какими аспектами какой философии, по-вашему, связяаны практики: "искусство сталкинга", "искусство намерения", "искусство сновидения"?
В какой философии или учении есть понятие "точка сборки" и где описаны способы управления ее местоположением?
Кастенеда все это высосал из пальца

цитата Zelos

создал самобытное учение

или скомбинировал уже известные понятия?


авторитет

Ссылка на сообщение 26 февраля 2014 г. 21:35  
цитировать   |    [  ] 

цитата Михаль

А как соотносятся понятия "Тональ" и  Ма́йя (санскр. माया, māyā, букв. «иллюзия», «видимость»)?
Тональ, как организующее начало человеческого восприятия, строит повседневный мир каждого человека. Это, своего рода, прокрустово ложе, после попадания в которое мир "как он есть на самом деле" превращается в нашу ежедневную реальность, которую мы считаем единственно возможной, но которая, на самом деле, является всего-лишь субъективной моделью нашего ограниченного разума. В этом плане, Тональ это то, что создает иллюзию, пусть даже эта иллюзия носит защитную функцию.

цитата Михаль

С какими аспектами какой философии, по-вашему,  связяаны практики: "искусство сталкинга", "искусство намерения", "искусство сновидения"?
Лично мне кажется, что есть очень много общего между практикой сталкинга, контролируемой глупости и некоторыми практиками, принятыми в исламском суфизме. Само собой, очень много общего и с традиционными шаманскими системами, в которых сновидениям уделяется огромное внимание (сон в традиционном шаманизме не воспринимается, как нечто нереальное, "картинки для уставшего ума", это полноценное продолжение дневной реальности). Недаром же учение Кастанеды относят к категории неошаманских учений. Здесь нужно вставить одно большое "Но". Так или иначе, все, о чем говорит Кастанеда, есть и в других эзотерических системах, направленных на самосовершенствование человека. Я не могу сказать откуда конкретно взял он то или иное понятие, я могу лишь указать на определенные сходства, которые, сами по себе, ничего не доказывают и не являются достаточным поводом для того, чтобы обвинить "дона Карлоса" в плагиате.

цитата Михаль

В какой философии или учении есть понятие "точка сборки" и где описаны способы управления ее местоположением?
До Кастанеды, насколько я знаю (а знания мои очень ограничены), не было такого понятия как "точка сборки" (во всяком случае, точно его не было в том значении, которое использовал Кастанеда). В йоге есть похожее понятие — чакры, концентрация на которых влияет, в том числе, и на изменение восприятия мира, поведение. Есть подобные аналогии и в Каббале. Да и в любой эзотерической системе, предусматривающей работу с "энергетическим телом" человека.

цитата Михаль

Кастенеда все это высосал из пальца или скомбинировал уже известные понятия?
А вот на этот вопрос мог бы ответить только сам Кастанеда. От себя могу сказать, что фантазия у него была замечательной:-).


миротворец

Ссылка на сообщение 27 февраля 2014 г. 20:34  
цитировать   |    [  ] 

цитата Zelos

Это, своего рода, прокрустово ложе, после попадания в которое мир "как он есть на самом деле" превращается в нашу ежедневную реальность, которую мы считаем единственно возможной, но которая, на самом деле, является всего-лишь субъективной моделью нашего ограниченного разума.

То есть у каждого человека своя субъективная модель (чего?)? А кикие-нибудь объективные модели чего-нибудь существуют? К примеру интернет, автомобили, самолеты, полеты в космос — это все субъективные модели и иллюзии?

Что касается точки сборки, то никакого отношения к чакрам она не имеет и находится вне физического тела человека.

Тональ — это прежде всего интерпретакционная модель нашего мира, сформированная у человека в процессе научения и воспитания. И поддерживается она фиксированным положением точки сборки в определенном месте у всех людей. То есть образ нашего мира, (в котором, к примеру, нельзя проходить сквозь стены) поддерживается всеми людьми. В мире дона Хуана проходить сквозь стены не труднее, чем в нашем мире пользоваться интернетом.

Вот почему в Лос Анжелесе у Карлоса очень долго не получалось с практикой сновидения, которое как раз возникает вследствие особого и контролируемого сдвиги точки сборки.
Иллюзии же возникают при неконтролируемом сдвиге точки сборки, вследствие обычного сна, опьянения, приема наркотиеов, стресса,...

Нагваль — это, реальность вне интерпретации, вне восприятия. Если в качестве идеи нагваль может быть принят и понят после некоторых размышлении, то вообразить нагваль или описать его в принципе невозможно. Дон Хуан в разговоре с Кастанедой называет тональ "островом", а нагваль — "безбрежным пространством, лежащим вокруг острова". Только так он может намекнуть ученику на истинное соотношение данных понятий. В остальном же слова бессильны.

Практика сталкинга это — последовательное "выслеживание" и предотвращение нежелательных реакций достигает на определенном этапе такого совершенства, что воин может сам индуцировать в себе любое состояние, не рискуя потерять контроль. К примеру, учитель дона Хуана дон Хулиан умел выделять чувство ужаса по частям для успешной работы с союзником, наделенным неорганическим сознанием. Интересно в каких "шаманских практиках" или эзотерических системах есть что-то аналогичное.

цитата Zelos

Так или иначе, все, о чем говорит Кастанеда, есть и в других эзотерических системах, направленных на самосовершенствование человека.

Точно так же можно утверждать, что в основе современных технологий лежат представления Аристотеля, Птолемея и других их последователей, а также написанное в рукописях, которые можно было бы откопать в сортирах психушек древнего Вавилона, в которых, как полагал Станислав Лем, содержатся многие ценные идеи.


авторитет

Ссылка на сообщение 28 февраля 2014 г. 17:49  
цитировать   |    [  ] 
Все то, что вы пишете, очень верно. Но я, честно говоря, не вижу тут предмета для спора. Я не вижу противоречий с тем, о чем пишу я. Вы говорите, что чакры и точка сборки это разные вещи? Я согласен. Вы говорите, что Тональ не тождественен Майе, — и с этим я не вижу смысла спорить. Вы говорите, что практика Сталкинга это не Йога, — и тут я на вашей стороне. В конце-концов, я не пытаюсь обвинить Кастанеду в том, что он сплагиатил понятия восточной эзотерической мысли, переделав названия ("чакра" на "точка сборки", "аура" на "светящееся яйцо" и так далее), и выдал за свое "открытие". Я не имею никакого морального права об этом говорить, хотя бы потому, что не знал Кастанеду лично, он не был моим доверенным другом и не рассказывал о том, как на самом деле возникло его учение. Просто мы с вами подходим к одному и тому же предмету с разных углов — я выделяю схожие элементы, вы указываете на несомненные различия.
В конечном итоге, все сводится к вопросу веры. Вы можете верить в существование дона Хуана (или некого индейца, послужившего прототипом для дона Хуана), вы можете в него не верить и считать, что Кастанеда все придумал или писал свои произведения находясь под пейотом. Но на вопрос о том, мог ли Кастанеда использовать мотивы пестрых учений "восточных гуру", популярных в 70-80 годах на Западе (на самом пике развития "New Age"), как-то их творчески переосмыслить и приспособить их под свое учение, я с уверенностью отвечу: конечно, он мог. Я не говорю, что он так и сделал. Но он мог это сделать. Собственно, именно об этом и была моя курсовая:-).


миродержец

Ссылка на сообщение 28 февраля 2014 г. 23:25  
цитировать   |    [  ] 
О! Отлично, что эту тему подняли. Zelos Хочу вам возразить, но не сегодня уже. Поздно, спать хочу, голова не варит) А вот завтра обязательно поговорим)


миротворец

Ссылка на сообщение 3 марта 2014 г. 20:39  
цитировать   |    [  ] 

цитата Zelos

Но на вопрос о том, мог ли Кастанеда использовать мотивы пестрых учений "восточных гуру", популярных в 70-80 годах на Западе (на самом пике развития "New Age"), как-то их творчески переосмыслить и приспособить их под свое учение, я с уверенностью отвечу: конечно, он мог.

Не думаю. что это так. Его книга "Путешествие в Икстлан" — докторская диссертация, т.е. научная работа. а не беллетристика. По установленным правилам, он должен был сослаться на первоисточники, а таких ссылок нигде нет.
Более того, выдающийся специалист по шаманизму Майкл Харнер утверждал, что, Кастанеда   ничего не выдумывал.
"Майкл Харнер придерживается своей точки зрения по сей день, и в книге «Записки дона Хуана» приводится его цитата, где он утверждает, что информация, приведенная в книгах Кастанеды, «на 110 процентов достоверна, поскольку эти книги передают глубинную истину — хотя некоторые подробности из них могут вызывать справедливые возражения»."


новичок

Ссылка на сообщение 25 ноября 2014 г. 22:18  
цитировать   |    [  ] 
Поделюсь личными ощущениями.
Если человек что-то ищет, то он обязательно будет вносить свой взгляд, своё понимание.
Мне книги — почти все — "попались" совершенно случайно, лет 12-13 тому назад, на даче, где телевизионный сигнал очень плох.
И начинал читать книги не по интересу, а для того, чтобы хоть что-нибудь прочитать.
Особенно себя не заставлял; если больше не хотелось читать — просто откладывал книгу в сторону.
В следующий раз начинал читать не обязательно текущую книгу, то есть, чтение было совершенно бессистемным, неупорядоченным.
И тем не менее каждый раз что-то возвращало к чтению.
В конечном итоге остались две наиболее интересные для меня книги "Дар Орла"и "Огонь изнутри".
Продолжал читать эти книги также "случайно" — с той страницы, которая открылась в этот раз.
И удивительно, в последнее время появилось совершенно точное безмолвное знание — это искренняя книга безо всякой задней мысли.
Попробую иносказательно описать своё понимание — по-другому, наверное, не получится.
Говорят "Весь мир театр, а люди в нём актёры".
И это выражение многие воспринимали как удачный иносказательный образ.
Кастанеда, по моему мнению, очень удачно показал "механику" театра жизни.
И, естественно, взгляды на театр зрителя и постановщика совершенно различны.
Понятно, что реальная жизнь театра разительно отличается от того, что показывают на сцене.
Думаю, что все перипетии восприятия книг Кастанеды связаны с конфликтом взгляда зрителя и взгляда постановщика на театр.


миротворец

Ссылка на сообщение 26 декабря 2015 г. 19:13  
цитировать   |    [  ] 
Выложила небольшую подборку работ наших исследователей, так-иначе посвящённых Кастанеде:

http://historiae.borda.ru/?1-9-0-00000156...
Карлос Кастанеда и вокруг

В принципе, тексты этих публикаций у меня есть — обращайтесь в личку...
–––
Helen M., VoS


активист

Ссылка на сообщение 22 января 2016 г. 00:18  
цитировать   |    [  ] 
Михаль
Точка сборки это уровень активированости определенных желез в организме человека.
Чакры соотносятся с железами в организме.
Сахасрара---эпифиз, аджна---гипофиз, вишудха---щитовидная железа, анахата----тимус, насчет остальных трех: манипуры , муладхары и свадхистаны не помню.
Точка сборки это уровень работы железы в организме.
Он измеряется на физиологическом уровне , по уровню , тех или иных гормонов в крови , вырабатываемых этими железами.
Поэтому , можно годами чистить организм , как йоги , можно сожрать пейоту, как у кастанеды :-), можно по западным магическим системам.
В 3 рейхе, кололи психоактивные вещества и препараты в различные железы, получая у обычных солдат, способности йогинов , после многолетних очистительных практик.
Но, цена исследований слишком высока , поэтому их прикрыли.
Результат приблизительно одинаковый, за исключением мелочей, и глюков, в голове у реципиента.
Из кастанедовской тематики интересны :
Альберто Виллода--- " 4 направления 4 ветра ", виктор санчес, кеннет медоуз,бендер и гриндер---"структура магии".


авторитет

Ссылка на сообщение 28 февраля 2016 г. 17:29  
цитировать   |    [  ] 
[Сообщение изъято модератором]


миротворец

Ссылка на сообщение 28 февраля 2016 г. 18:51  

цитата vachap

Для любителей кастанедовской тематики.
Я тут недавно сделал Книжный клуб хакеров сновидений.

сообщение модератора

vachap получает предупреждение от модератора
спам
–––
"Религия — это убеждение, что все, с нами происходящее, весьма важно."
Чезаре Павезе


авторитет

Ссылка на сообщение 28 февраля 2016 г. 20:16  
цитировать   |    [  ] 
[Сообщение изъято модератором]


миротворец

Ссылка на сообщение 28 февраля 2016 г. 20:19  

цитата vachap

an2001
Какой же это спам? Я указал реальный сайт последователей КК.
И что тогда вы считаете кастанедовской тематикой? Неужели искусство сновидений стало спамом?
Я не лезу в ваше модераство, но ответьте по существу. Почему вы ведете себя так? Вам не стыдно?

сообщение модератора

vachap получает предупреждение от модератора
Дискуссия с модератором в общей ветке форума
–––
"Религия — это убеждение, что все, с нами происходящее, весьма важно."
Чезаре Павезе


миротворец

Ссылка на сообщение 28 февраля 2016 г. 20:22  

сообщение модератора

vachap получает предупреждение от модератора
хамство
–––
"Религия — это убеждение, что все, с нами происходящее, весьма важно."
Чезаре Павезе
Ссылка на сообщение 4 марта 2016 г. 19:16   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
  |    [  ] 
Ссылка на сообщение 4 марта 2016 г. 20:29   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
  |    [  ] 
Ссылка на сообщение 5 марта 2016 г. 14:50   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
  |    [  ] 
Страницы: 1234    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другая литература» > Тема «Карлос Кастанеда. Обсуждение творчества»

 
  Новое сообщение по теме «Карлос Кастанеда. Обсуждение творчества»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх