| |
| Статья написана 6 мая 2020 г. 16:35 |
Валькирия (др.-исл. "выбирающая убитых") — в скандинавской мифологии — волшебная дева, которая реет над полем битвы и подбирает павших воинов. Этакий скандинавский психопомп (греч. "проводник душ"), ответственный за сопровождение душ умерших в иной мир. И вот в канун Рождества 1982 г. по британскому ТВ-каналу Channel 4 показывают мульт "Снеговик", где, в частности, волшебно оживший снеговик уносит слепившего его мальчика по воздуху на заокраинный север, в мир снеговиков и Карачун-Бабая. Потом мальчонка вроде возвращается домой, но сам полёт над зимним миром и сопровождающая полёт печальная песня "Walking in the Air" ("Идущие по воздуху") как бы намекают, что дни мальчика сочтены, а вместо мамы у него теперь будет Снегурочка. Мульт с тех пор неизменно крутят по ТВ под Рождество, а песня стала чрезвычайно популярной. Но я обращаю ваше внимание, что, исключая ёлку в доме мальчика, ни в мульте, ни в песне нет ни слова о Рождестве. Совсем. Да, и ещё деталька — полёт мальчонки со Снеговиком (1982) очень похож на полёт Андре Линожа с детьми над облаками ("Буря столетия", 1999). Напоминаю — в ТВ-минисериале "Буря столетия" (автор сценария — славный мракописец Стивен Кинг) демонический чернокнижник, зашифрованный под ником Андре Линож, принуждает жителей уединённого острова добровольно отдать ему одного ребёнка, чтобы воспитать его как своего преемника в колдовском ремесле. То есть ребёнок перестанет быть человеком и превратиться в злобного монстра. Умрёт для мира людей. "Совпадение? Не думаю!" © Следует отметить, что и песня "Walking in the Air", и Андре Линож обладают своеобразным очарованием. По крайней мере, ирландец Колм Фиори, сыгравший Линожа, сделал это блестяще, и его антигерой — единственный в фильме, ради которого стоило бы замутить фанфик. Ну, не считая Ральфи Андерсона — мальчика, которого Линож заполучил и, судя по концовке фильма, успешно превратил во второго себя.
|
| | |
| Статья написана 3 мая 2020 г. 15:44 |
Фильм "Элизиум: Рай не на Земле" (2013)
Если описать фильм одной фразой, то фраза будет — «фаст-фуд-сказочка для бедных». Нечто фабрично изготовленное, в яркой упаковке, содержащее вещества, «аналогичные натуральным», но натуральными не являющиеся, а зачастую ГМО-происхождения, которые откладываются в мозгу, печени и костях. Продукт предназначен для того, чтобы его быстро схавать, ощутить эрзац-насыщение и покинуть кинозал, оставив там стакан из-под поп-корна, а токсичный обман унося с собою в сером веществе.
Сказочная чушь фильма начинается с вводных титров — де, в 2154 году Земля перенаселена и всё на ней плохо. Миль пардон, если перенаселена, то — а) всем зачавшим дамам не проблемно прокормиться вплоть до родов, и б) всем народившимся есть что жрать на протяжении 12-14-и лет, пока не начнут добывать корм самостоятельно. В кадре ни одного доходяги, все достаточно упитаны. Где ж тут «плохо»? В плохих странах люди дохнут или позируют в виде живых мощей для медиа, а не плодятся как счастливые кролики. Заметим, что уровень образования «пропащих» жителей Земли достаточно высок. Заоблачный Элизиум — обитель богатеньких буратин, вынесенная на высокую орбиту, — запросто размещает в отстойном Лос-Анджелесе крупный завод по сборке дронов, где толпами трудится местное простонародье. В т. ч. главгерой Макс Да Коста (Мэтт Дэймон) — оказывается, приютский выкормыш и отсидевший подбандючник вполне годится на роль техперсонала! А урки уровнем повыше (ряженые в стиле смягчённого постъядерного трешака) в лёгкую управляются с хайтеком, смело (пусть даже на время) глушат систему защиты Элизиума, пилотируют (да, поди, и чинят!) флаеры орбитального класса. Ничего себе гуляй-рванина!.. Настоящее-то сомалийское отребье не смыслит выше лодочного мотора, а тут прямо парни, кончившие техникум. Есть здесь и больнички, вполне себе ничего, даже получше наших средних — значит, кто-то на Земле организованно преподаёт медицину, чтобы выпускать врачей и медсестёр. Нехилый такой город-помойка, где работают вузы и колледжи. Но Нил Бломкамп этими логическими мелочами не морочится, а вдохновенно рисует широкую якобы социально-критическую панораму. Де, буржуины усвистали с зачумлённой матушки-Земли на орбитальный Элизиум, у них там рай и вечная молодость, раз в неделю полная регенерация всей тушки тела с выжиганием злокачественных клеток. Грязных землян в Элизиум не допускают, а если кто, заплатив ОПГ за проезд на флаере, ненароком поникнет в рай, то его либо собьют ракетой на подлёте, либо депортируют за шиворот раньше, чем иммигрант успеет засунуть своё больное чадо в регенератор. Логический вывод тот же, что у Стругацких в «Пикнике на обочине»: «Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдёт обиженный!» В переводе на приземлённый житейский язык это звучит так: «Европа и Америка, ну-ка бесплатно пустили к себе на прокорм Азию с Африкой! А то ишь, зажрались!» Или ещё проще: «Отнять и поделить». Благие пожелания всегда оборачиваются каким-нибудь кровавым безобразием… Обратим внимание, что «недосягаемый» Элизиум по сути почти беззащитен. Флаеры иммигрантов (аналог ржавых барж и плотов из пустых канистр, на которых голодранцы плывут в евро-рай) проникают в Элизиум без особых помех. Единственно, кто может окоротить «понаехавших» — наёмник Крюгер (Шарлто Копли), беспросветный злодей и садист, который прозябает в земном гадюшнике и по приказу с орбиты валит флаеры из наплечной зенитно-ракетной установки. На него вся надежда! потому что роботы-дроны в состоянии только кому-нибудь руку сломать, повязать или пристрелить в непосредственном боеконтакте. Шарлто сыграл блестяще, я его даже признал не сразу — такое перевоплощение! Только Крюгеру до Викуса ван де Мерве как пешком от Лос-Анджелеса до Элизиума. Потому что Крюгер — второразрядный герой треш-фильма. На главзлодея не тянет. Что спорить, он картинно машет шнягой, ловко орудует силовым щитом, издевается и домогается до Фрей, подружки главгероя (Алиси Брага, которая существует в фильме как манекен для отыгрыша невнятной любовной линии и носитель Девочки, Больной Лейкозом). Но Крюгер слишком мелькает на экране (не сказать — мельтешит), и образ его не складывается. А уж под конец, когда он напяливает экзоскелет — всё, Терминатырь налицо, актёр куда-то слился. Итак, главгерой попадает в ситуацию, когда помочь ему может лишь регенератор на Элизиуме. За билетом в рай Макс идёт к старым дружкам-бандитам, а те в уплату требуют согласиться на имплантацию экзоскелета и, используя преимущества сервокостюма, захватить райского подданного, который, как Джонни-мнемоник, носит в голове важные пароли и ключи. На деле акция сразу начинает идти не так, как планировалось, а содержимое башки элизианца оказывается куда важнее, чем считал атаман ОПГ. Интриги высших администраторов Элизиума, власть над миром, новая радикальная концепция политики — в одном стакане, сиречь в одной голове-носителе. На Макса открывается охота. В ходе пальбы и беготни под ногами главгероя путается его детская любовь Фрей с неизлечимо больной дочкой, что искусственно осложняет ситуацию. Рекламные возгласы о том, что-де Мэтт Дэймон сыграет космического повстанца — голое враньё. Он играет загнанного полуживого боевика, которого как по рельсам ведёт в Элизиум, где он должен будет (куда деваться, так в сценарии придумано) надрывно-пафосно решать — самому выздороветь или обеспечить «счастье для всех, даром». Никакого сравнения с «Районом N 9» — там Викус из робкого чиновничка вырос в самоотверженного героя, а тут апгрейд достигается не внутренним ростом, а наружным девайсом. Как был Макс марионеткой сценариста, так до конца и остался. Администрация Элизиума — злободневно-кривая политическая карикатура в лицах. Президент-баклажан, блистающий синевой бритой физии. Белая дамочка, которая министр обороны (Джоди Фостер) — как помесь Суровой Госпожи Лотты с Марин Ле Пен. Наверно, это намёк, что евровласти представляют собой противоречивый компот из квотированных иммигрантов в надцатом поколении и слабо законспирированных неонациков, рвущихся к штурвалу. Прэлэстно! особенно если учесть дальнейшие судьбы персонажей. Ну, и финал, притянутый за уши. Вроде бы хэппи энд — земляне получают доступ к бесплатной медпомощи высшего уровня. А я предвижу закономерное продолжение — верховный земной криминалитет высаживается с флаеров в Элизиуме и заменяет собой прежнюю недееспособную бюрократию. Дронов перепрограммируют на подчинение новым хозяевам (насколько это просто, нам уже показали). Опаньки! Отныне медпомощь доступна, но — за наличные. Ворьё иначе не умеет. А именно оно встанет у власти и будет править бал. Вариантов нет. Тут и сказочке конец. Вместо спесивых чиновников — воры в законе. Это не робин-гуды, миндальничать не станут, но об их правлении Бломкамп кино не снимет. Рекомендации: не смотреть.
|
| | |
| Статья написана 2 мая 2020 г. 22:58 |
Фильм «Зардоз» (1974)
«… но убив меня, нельзя родить жизнь» – внушала Смерть Хоакину Мурьете. Уж не знаю, понял ли её реальный мексиканский бандит Мурьета, убитый в 1853 году капитаном добровольцев Гарри Лавом за нехилую по тем временам «пригоршню» в 1000 $, но герои Бурмена её не поняли и не сумели посчитать наперёд все возможные последствия собственного бессмертия. Даже как-то странно, что обитатели Вортекса, считавшие себя хранителями «всех богатств, которое выработало человечество» (В.И.Ленин), не удосужились полистать «Путешествия Гулливера» Свифта. Там в описании бессмертных струльдбругов чётко указано, чем грозит человеку физическая вечность: «Струльдбруги не только упрямы, сварливы, жадны, угрюмы, тщеславны и болтливы, но они не способны также к дружбе и лишены естественных добрых чувств». Впрочем, кое-кто понимает это – так, бессмертный Френд (Джон Олдертон), говорит: «Ренегаты, приговорённые к вечной старости. Они злобные, злопамятные, агрессивные…» От этого даже вечная молодость не спасает. За цветущей внешностью бессмертных, как за маской, скрывается такое, что иной раз мороз по коже проберёт… Но – по порядку.
Всё началось с того, что бессмертный Артур Фрейн (Найелл Багги) – пилот каменного пепелаца и по совместительству логист, – объявил себя божеством по имени Зардоз. Имя он позаимствовал с книжной обложки, закрыв пальцами часть названия. Под этим именем Артур занялся прогрессорством, в одиночку наставляя и кое-как организуя многочисленное «быдло», обитавшее за силовыми барьерами Вортексов. Всем остальным бессмертным было глубоко начхать на то, что происходит в грязном внешнем мире. Вероятно, вортекситы были втайне довольны тем, что Артур более или менее постоянно пропадает в своих хлопотных полётах. Он был слишком личностью для их замкнутого под куполом мирка – ироничный скептик, циник, изображавший из себя фокусника… Официально считалось, что Артур наблюдает за «быдлом». На том и успокоились. На том и сгорели, поскольку именно Артур допустил, чтобы в Вортекс попал Зэд (Шон Коннери), вожак Истребителей, «чистильщиков», избранных лжебогом Зардозом на роль волков, регулирующих численность «быдла». К 2293 году земная цивилизация давно схлопнулась – произошёл «не взрыв, но всхлип», что-то вроде ползучей экологической катастрофы, называемой Тьмой, и уже пару веков всё было поделено на бесконтрольную территорию, где обитали Истребители и «быдло» (последнее в разных переводах именуется то «бруталами», то животными), и островки-Вортексы, закрытые невидимыми колпаками. Там, под колпаками, как в климатронах – экологический комфорт, сбалансированная природа, сплошная буколика, пастораль и идиллия. Никаких вонючих двигателей и радиоактивных реакторов – только гужевой транспорт, солнечные батареи и несложный ручной труд. Этакая планета Альфа из «Кин-дза-дзы». Никакого оружия – здесь (если до этого дойдёт) парализуют взглядом; в крайнем случае, большинство может подавить бунтаря-одиночку коллективной аурой. Все такие доброжелательные, молодые, красиво худощавые и на лицо приятные. Никто не ругается, ничего не меняется. Сообща месят зелёное тесто и пекут из него зелёный хлеб. И так десятки лет. Если кто-то взбесится со скуки, общество демократическим голосованием приговаривает его к старости и ссылает в дом престарелых. Кому уж совсем невмоготу, тот может наложить на себя руки, но суперкомпьютер, курирующий Вортекс, очень быстро восстановит самоубийцу и вернёт в строй. Смерти нет. Но нет и жизни. Поскольку ресурсы Вортекса ограничены, его жители не размножаются. У них есть что-то типа вялой эротики, но дальше ласк желания не простираются. Бесконечное существование не просто надоедает, оно взрывает нестойких, а слабых стирает как личности – под куполом накапливаются старцы (т.н. ренегаты) и апатики (те, кому всё равно, хоть ты их режь), которые тесто не месят и хлеб не пекут. Чтобы прокормить этих балластных граждан, Вортексу и пришлось отрядить Артура Фрейна во внешний мир – понукать Истребителей пасти «быдло», заставлять его возделывать землю, а затем обменивать зерно на револьверы и винтовки. Зэд, попавший в Вортекс, вызывает брезгливость вечно молодых («Фу, он животное! Он безмозглый! Он смертный!»), не вполне осознанную ненависть безусых мужчин и смутный интерес тонких женщин, подзабывших, зачем человеку причинные места. То есть по книжкам-то они знают, но практические навыки утрачены. Пока жители вечности, преломляя хлеб, рассуждают за столом, когда усыпить столь неуместное здесь грубое животное – через три недели или пусть ещё немного поживёт? – Зэд слушает и наблюдает. Хозяевам бы задуматься, почему их нечаянный гость столь хладнокровен и внимателен… А Зэду есть что наблюдать и из чего делать выводы. Вместе с ним и зритель шаг за шагом убеждается, что общество Вортекса исчахло и прогнило, поскольку выбилось из естественного хода вещей. Закупорившись в вечности с помощью космических технологий, ни в какое светлое будущее эти избранные не прибыли – они словно застряли на обочине, пока жестокая, даже ужасная жизнь шла своим чередом и, описав виток спирали, сквозь хаос вновь понемногу пошла на подъём. Конечно, со своей официозной точки зрения вортекситам есть, чем гордится: «Мы абсолютно стабильны», «Тебе нужны боги? Мы и есть они», «Мы немногие – богатые, могущественные, умные», «Мы хранители прошлого ради неведомого будущего», «Основа нашего общества – всеобщий труд на базе всеобщего равенства и гармонии». Так и кажется, что Джон Бурмен где-то подслушал высокопарные речи будущих трансгуманистов про технологическую сингулярность и про то, какое всем придёт Благо, когда оная сингулярность будет достигнута. И решил экстраполировать – как же оно на деле-то получится? И оказалось, что Благо – не всем, а кому достанется, тот заживо протухнет. Обидно, конечно, если тобою сделанный SkyNet тебя гробит твоими же ракетами – а ну как опекать начнёт и смерти лишит, а заодно и потенции?.. Вот и говорят бессмертные – сперва сквозь зубы, а потом едва не в крик: «Меня уже тошнит от двухсот лет мытья посуды», «Мы пленники собственных машин», «Я ненавижу всех вас, и себя тоже». Немного жаль, что после часа экранного времени тонкая и умная научная фантастика, созданная минимальными и точными средствами, уступает место философскому кино с видениями, завываниями и изречениями. Словно склеены в одну ленту два хороших, но стилистически разных фильма. Впрочем, и в этой второй части лица и тела с плывущими по ним текстами, нотами, картинами – прекрасны. Искусственный мирок рушится, ворвавшиеся извне Истребители хладнокровно расстреливают в упор бывших бессмертных, лишившихся компьютерной поддержки – на цинично-практический взгляд Истребителей эти женоподобные мужчины и худосочные женщины даже в рабы не годятся. Только Зэд, набравшийся знаний, и наиболее здравомыслящая из женщин – Консуэлла (Шарлотта Рэмплинг), – уходят, чтобы идти своим путём и побеждать Смерть, рождая детей. Хотя сюжетно интересна и судьба тех дам, которые уехали верхом, закутавшись в пэтчворк. Отличное кино. Смотреть обязательно.
|
| | |
| Статья написана 2 мая 2020 г. 22:46 |
Фильм "Грань будущего" ("Edge of Tomorrow", 2014)
Год за годом деградируют обе стороны киношных НФ-конфликтов формата «нашествие». Вырождаются в умственном отношении пришельцы, и параллельно этому грозный Альцгеймер косит ряды защитников Земли.
Ну, сами посудите – в последнем «Обливионе» и «Битве за Лос-Анджелес» алиены являются только затем, чтоб выкачать всю нашу воду. А в «Грани будущего» они прилетают вообще низачем! Обезлюдив захваченную территорию (к слову, что им мешало зохавать всю небоеспособную планету?), зловредные мимики зарываются в грунт и впадают в спячку. Просыпаются лишь затем, чтобы вручную, одними только щупальцами покрошить человечью пехоту (кроме тентаклей и заимствованных в «Морском бое» миномётов у мимиков ничего нет). Собственно, преимущество у пришельцев одно – они быстрее людей машут конечностями. Оккупированные мимиками европейские просторы выглядят просто брошенными – пришельцы не возводят укреплений, не строят городов, даже логовищ, не пытаются производить продукты питания. Или они жрут под землёй наши трубы и кабели, тем и живут?.. Ей-богу, даже в трэшовом и незатратном «Скайлайне» концепт был логичнее – типа, большинство пришельцев родится без мозга, и надо вставить им человечий, чтоб цивилизация хоть как-то выживала… Создатели фильмы пытаются нас убедить, что мимики организованы как коллективные насекомые – есть некая Великая Свиноматка в единственном числе, она ж Омега, её мыслящие офицеры-Альфы и безмозглые рядовые бойцы. Это всё для того, чтоб мы поверили в сказочный мега-посыл – достаточно поразить центр муравейника, чтобы вся Империя Зла рассыпалась (см. «Властелина Колец»). Щас, держи карман шире. Гроша ломаного не стоит цивилизация, имеющая ахиллесову пяту. Если не вводить натужные сюжетные натяжки, орки будут драться годами после развоплощения Саурона. включая партизанскую войну. Да ладно пришельцы – они таки из другого мира, у них там своё мышление, а едят они гвозди и медную проволоку. Но земные-то стратеги?.. Где ядрён батон? Где спутниковая и воздушная разведка? Где ракетные обстрелы и ковровое бомбометание? Послать на конвертопланах тучу пехоты с одним ручным стрелковым оружием, защищённую только экзоскелетами, не озаботившись об артподготовке, не придав боевую авиацию и бронетехнику!.. За такое надо без суда расстреливать, потому что сценаристы, затеявшие «высадку в Нормандии», воевали только в тырнете, в онлайновых игрушках, и пожадничали нанять консультанта с практическим опытом, хотя бы в ранге комбата. Приколов с перемещением во времени по типу «Дня сурка» я касаться не буду. Они – лишь костыли для затеи «Убить Свиноматку», никакой другой смысловой нагрузки не несут от слова «совсем». И этот протезный сюжет – пришельцы с интеллектом тараканов против военных того же уровня, – я должен воспринимать как супер-блокбастер? Увольте. Экшн и драйв тут достигаются только за счёт мелькания и клиповой нарезки, нанизанных на квест как бусины на леску. Да, что касается элементов сюжета – чем дальше, тем чаще просмотр фильма напоминает шмон у барыги. Не кино, а лавка Гидеона из «Ворона». Намётанным глазом осмотрев краденое, сразу опознаёшь, что у кого творчески заимствовано. Поющий жирдяй в доспехе на голое тело – из «Бегущего человека», прямо один в один. Мелькающие и хищно стрекочущие пришельцы, размахивающие тентаклями – «Битва за Лос-Анджелес». Оттуда же Единственный Командный Центр, с гибелью которого мы сразу победим. Он нам знаком и по «Дню независимости», он же фигурирует в «Обливионе». Ныряние с бомбой в нору врага – «Тихоокеанский рубеж» и опять-таки «День независимости», и вновь «Обливион», и снова Том Круз. До кучи – «Ковбои против пришельцев», где и металлические тентакли фигурируют. Они там что – сюжеты собирают из LEGO? Сегодня так, завтра по-другому, но элементы всё те же. Шаблон на шаблоне, и шаблоном погоняет. Новизна-то где, ребята? Или всё сводится к вложениям в рекламу? Раскрутить промоушен, включить хвалебных платных ботов, сделать забойный трейлер (уж на всю-то фильму семь-восемь ярких сценок найдётся), срубить бабла в первые две недели проката и… …и это ещё Александр (не к ночи будь помянут) Сергеевич в 1818-ом описал: Внимает он привычным ухом Свист; Марает он единым духом Лист; Потом всему терзает свету Слух; Потом печатает – и в Лету Бух! В Лету, только в Лету. Уж сколько промелькнуло раскукареканных блокбастеров, но все как мимики – пострекотали, помахали тентаклями, помельтешили перед глазами, и так надёжно канули в небытие, что их одни упёртые киноведы помнят. И эту поделку туда же. Тьфу и погасни. Резюме: смотрелка на раз. Ни уму, ни сердцу. Забывается через неделю, а через месяц – наглухо, и если не запишешь впечатлений, то и не вспомнишь. Повторный просмотр исключён.
|
| | |
| Статья написана 2 мая 2020 г. 22:06 |
Фильм "Затерянный континент" ("The Lost Continent", 1968)
Через тридцать лет после выхода в свет (1938) роман «Неоткрытые моря» плодовитого фантаста и мастера детективов Дениса Уитли был экранизирован Майклом Каррерасом, режиссёром «Миллиона лет до нашей эры», мастером всевозможных ужастиков, фильмов о зловещих мумиях и доисторических красотках. Авторы друг друга стоили — Уитли был фантастом не столько в духе Уэллса, сколько в стиле Лавкрафта, частенько пробавляясь мистикой и оккультизмом, хотя не чуждался и авантюрных романов, а также накатал исторический опус «Красный орёл — История Русской революции» (1937) про нашу эпохальную заваруху и Климента Ворошилова. Разумеется, Уитли не мог остаться в стороне от экранизации, и приложил руку к созданию сценария. Однако получилось у двух этих мастеров полубульварного читалова & смотрилова вполне достойное для своего времени кино, которое есть смысл посмотреть и сейчас.
Итак, ржавый теплоход «Корита» — настолько ржавый, что его уже три года никто страховать не берется, — отбывает из Фритауна в Каракас, при отбытии изящно уклоняясь от портовых таможенников. Капитану Ленсену (Эрик Портер) есть, отчего избегать с ними встречи — у него на борту взрывчатый контрабандный груз белого фосфора. И вообще это последний рейс «Кориты» — по прибытии Ленсен намерен продать корыто на металлолом, после чего удалиться на покой. Пассажиры под стать судну — непросыхающий аферист-алкаш Гарри Тайлер (Тони Бекли), запутавшаяся в любовницах у свергнутого диктатора Ева Петерс (Хильдегард Кнеф), стянувшая у любовника облигаций на два миллиона баксов, чтобы выкупить сына, затем зловеще-похотливый итальянец Рикарди (Бен Кэрразерс), которому поручено те облигации отнять, прогоревший на незаконных хирургических операциях доктор Вебстер (Найджел Сток) и его любвеобильная и нервно-неразборчивая дочурка Юнити (Сюзанна Ли). Тёплая компания для круиза, цель которого — смыться, не оставляя следов. Выбор капитаном маршрута — мимо всех традиционных морских путей, — как нельзя лучше отвечает этой цели. Но что удивительно — эта компания действительно шикарно играет тех, кого изображает, со всеми их натянутыми, пошлыми и болезненными отношениями. Тайлер бухает, цинично вышучивая всех вокруг, Ева нервничает и торгуется с мерзостным Рикарди, доктор с дочкой поминутно цапаются, перетряхивая грязное бельё своей семейной истории, экипаж волнуется, обнаружив в трюме смертельный груз, старпом (Ник МакКаллум) пытается убедить всех, начиная с капитана, что надо вернуться во Фритаун — ураган приближается! — а капитан упрямо гнёт свою линию. Так длиться, пока матросня не умудряется продырявить ржавый борт «Кориты» якорной цепью — тут-то заваруха и разгорается! Бунт на корабле, стрельба! В итоге пол-экипажа смывается на шлюпке со старпомом, а радист, мимолётный любовник Юнити, погибает у неё на глазах. Судовой электрогенератор сдох, шторм крепчает, и оставшиеся герои тоже покидают судно. Следуют сцены в шлюпке с драками, падением за борт и приплывшей на шум акулой, которая ставит точку в карьере доктора Вебстера. К приятному удивлению героев, ржавая-дырявая «Корита» не утопла, а попала в некий медленный морской водоворот, насыщенный плотоядными водорослями. Шлюпка встречается с судном, и скитальцев влечёт в загадочные туманные воды, сильно напоминающие «Остров погибших кораблей». А герои, к чести авторов, постепенно меняются или проявляются глубже — Тайлер, подавленный гибелью Вебстера, всерьёз бросает пить, Юнити виснет на нём, но получает отлуп и уходит виснуть на Рикарди, однако и тут её ждёт жесточайший облом — итальянца утаскивает спрут. Правда, перед кончиной тот успевает показать себя джентльменом — кидается на спрута с пожарным топором. Ева и капитан после злой стычки неожиданно находят общий язык и, быть может, нечто большее… Дальше начинается старая добрая «чёрная легенда» о злых католических испанцах, которые, завязнув в море хищных водорослей где-то со времён Кортеса, до сих пор изображают там Святую инквизицию и как бы не мадридский двор, соседствуя с гигантскими крабами и скорпионами. Судя по всему, состав жителей этого застойного болота посреди Атлантики время от времени пополняется то пиратами, то бежавшими в Новый Свет англичанами, то живым грузом с кораблей работорговцев. Во главе местных — Великий инквизитор в колпаке с дырами для глаз, но формально главой правительства является подросток Эль Супремо (Дэррил Рид, предвестник панк-рока — жаль, в кино он больше почти не снимался). Недовольных, неугодных, а также заподозренных в ереси тут скармливают водорослям. К приплывшим на «Корите» прибивается Сара (Дана Гиллеспи, играющая ещё довольно скромно, но уже умеющая выгодно подать то, чем её природа наделила). С её помощью (но в основном с помощью многозарядного нарезного оружия) приезжие наводят порядок в этом царстве ряженых и зовут добровольцев за собой — попытаться вырваться из липкой путаницы водорослей. Чем кончилась их благородная попытка — трудно сказать, финал остаётся открытым. Во всяком случае, протрезвевший Тайлер находит свою судьбу в лице Сары. Закольцовка начала с финалом производит самое благоприятное впечатление, как и отсутствие хэппи-энда. Слова Ленсена: «Что же с нами случилось? Как мы все сюда попали?» придают всему фильму гораздо больше смысла, чем содержится в сюжете. Ответ путь ищет зритель, и делает для себя выводы, неожиданно глубокие для вроде бы проходного фильма — не садись на обречённое судно, не доводи себя до той черты, за которой ты неизбежно окажешься в плену безвыходного тумана… Из интересных деталей — впечатляет снаряжение жителей «затерянного континента» для хождения по зыбуну, этакие круглые снегоступы в комплекте с воздушными шарами, закреплёнными на плечах. Осталось выяснить, где они брали водород, чтобы наполнить шарики. Рекомендации: смотреть! Авторы и актёры честно постарались для нас, их труд до сих пор заслуживает внимания.
|
|
|