Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «belash» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 1 мая 2020 г. 02:12

Фильм "Считанные секунды" ("Split Second") (1992)



Вспомнился чудесный эпизод «Дикой охоты короля Стаха» (которого нет в книге Короткевича) — батлейка, белорусский кукольный театр, представляет легенду о зловещем и могущественном призраке, приходящем ночью: «Я король Стах, будь моею…» Кажется, нет спасения панне Яновской, но вдруг возникает — переходит в вертепное действо прямо из жизни! — новый персонаж: «Я студент из Петербурга, пришёл разрушить твои козни!» И хотя потом кукольный театр разорён, актёры убиты, но смелое слово уже сказано, и болотная нежить от расплаты не уйдёт…

Эта батлейка, по-русски вертеп, и пришла на ум после просмотра «Считанных секунд».

На старославянском «вертеп» — пещера. В народном театре первоначально она означала пещеру, где младенца Христа укрывали от Ирода.

Ныне это совсем другая пещера,




Статья написана 1 мая 2020 г. 02:00

Фильм «Тёмный город» (1998)



Пройасу «везёт» на фильмы «печального триумфа» – ни один его масштабный проект не имеет истинно счастливого завершения, хотя, казалось бы, победа бобра над козлом несомненна. Даже за концовкой «Я, робот» чувствуется продолжение, которое никогда не будет снято, но в котором всё ой как непросто и неоднозначно.

А может, маэстро выбирает (или, говоря о «Тёмном городе» – создаёт) такие сюжеты намеренно, потому что, хотя «дождь не может идти вечно», но и жизнь не может быть простой как «солнечный круг, небо вокруг». Даже разгадка, рухнувшая на Джона Мёрдока – сам он не он, его жена не жена, город не город, а за городской чертой вообще ужас что, – ещё не финал, потому что восстановление «статус кво» мира и ощущение себя собой – лишь первое искушение для Избранного; дальше много чего предстоит.




Статья написана 29 апреля 2020 г. 17:07

(доклад на ЗилантКоне-2013)


Пророк Мани


Заклеймённое имя


Обычно человек впервые встречается с понятием «манихейство», знакомясь с историй Альбигойских войн.

Знак равенства между катарами и манихеями устоялся так давно и прочно, что не вызывает сомнения. Но если о катарах любознательный читатель ещё может кое-что узнать, то сведения о манихействе очень скудны – дуалистическая религия, существовавшая с III в. н.э., а затем словно испарившаяся. К началу Альбигойских крестовых походов манихейство вроде бы уже давно не существовало, что, однако, не мешало правителям и церковным иерархам обвинять в нём то одну, то другую секту. Такие обвинения обычно предшествовали гонениям или разгрому.

Прошло семнадцать веков, но вы и сейчас можете встретить слова-ярлыки «манихей» и «манихейство». Звучат они почти как «космополит» или «экстремист», исключительно с негативной окраской. Смысл слов, как и в XIII веке, ускользает от понимания; одно ясно, что манихейство – это плохо, а манихей – это злодей и враг.

Чтобы разобраться, так ли это (а если так, то почему), надо проследить историю учения от начала и выяснить, почему название религии стало клеймом.





Статья написана 24 апреля 2020 г. 13:33

Полнометражное аниме «Parumu no ki» («Дерево Палмэ»); русское название – «Почти человек») вышло на экраны в 2002 году. Режиссёр фильма, а также автор оригинального сюжета – Такаcи Накамура (участвовал в создании «Навсикаи из Долины Ветров» и «Акиры»). Длительность фильма – 2:16:02

Почему-то пишут, что аниме основано на истории Пиноккио. С таким же успехом можно утверждать, что «Терминатор» основан на истории Голема, раз речь идёт о мощном искусственном существе, которое исполняет волю создателя, а «Терминатор-2» основан на истории Чудовища Франкенштейна, которое познаёт мир и себя. Сходство «Приключений Пиноккио» и «Дерева Палмэ» только в том, что центральной фигурой сюжета является оживлённая деревянная кукла или, скорее, робот, созданный из древесины и других материалов.

Несмотря на то, что Палмэ почти постоянно в кадре, он не главный герой в полной мере. Там и без него много персонажей, достойных внимания. Первую половину фильма Палмэ присутствует на экране лишь как движущийся артефакт, вокруг которого (но почти без его активного участия) раскручивается действие. Потом он перестаёт быть ходячей мебелью, у него мало-помалу появляются мысли и чувства, он развивается как личность – и становится интересен в этом качестве, – но к этому времени мы уже перезнакомились с остальными героями и полюбили их, поэтому Палмэ достаётся лишь часть наших симпатий.

Скорее, Палмэ – как бы ось, вокруг которой вращается карусель с героями. Без оси карусель рассыплется, без карусели ось будет нелепо торчащим столбом – вот и рассудите, кто главнее.

Героев (трагических, комических, неоднозначных) в сюжете немало, но едва ли не главнее всех в нём – созданный автором мир, в котором герои действуют.





Статья написана 22 апреля 2020 г. 17:40

(доклад на Зилантконе-2016)


Автор коллажа — Дмитрий Кринари


В жёлтой жаркой Африке


Что в первую очередь приходит в голову, когда упоминают ЮАР?

Расизм, апартеид, Мандела, вувузела.

Во вторую очередь – золото, алмазы, англо-бурская война. Трансвааль, Трансвааль, страна моя, ты вся горишь в огне. И ещё одна песенка – «В Кейптаунском порту, с какао на борту…»

Собственно, у большинства граждан на этом ассоциации заканчиваются. Особо эрудированные назовут лучшее в мире капское вино и триумф практической трансплантологии – как Кристиан Барнард в Кейптауне пересадил сердце от человека к человеку. К слову, его пациентом был наш соотечественник, урождённый россиянин, а точнее – литвак, литовский еврей Луис Вашканский из Слободки под Каунасом.

Может быть, любители военщины вспомнят «пограничную войну» ЮАР в Анголе и Намибии, которой африканеры гордятся до сих пор – ещё бы! Они воевали с русскими и не были разбиты в пух и прах.

Плюс «инцидент Вела», когда в 1979 году морально устаревший американский спутник-шпион засёк на субантарктических островах Принс-Эдуард вспышку наподобие ядерного взрыва. Во взрыве до сих пор никто не признался, но по умолчанию считается, что это было испытание ЯО, совместно проведённое ЮАР и Израилем.

Вот и всё. Дальше только БРИКС, лимоны из ЮАР на полках в отделе «Овощи-фрукты» и фильмы Нила Бломкампа.

Эти последние, особенно знаковый «Район №9», нежданно-негаданно выскочили на мировой простор как чёртики из коробочки. Никто и не подозревал, что африканеры способны мыслить фантастически. Приключения ракообразных пришельцев в трущобах Йоханнесбурга оказались весьма увлекательными. Они содержали ёмкий метасмысл и в сочетании с сильными чувствами и зрелищной боёвкой сработали на «ура», дав урожай зелени 1:7. Попытка повторить успех (а также образный ряд и локацию) «Района…» в «Роботе по имени Чаппи» удалась Нилу гораздо хуже – по деньгам 1:2, – да и сам Бломкамп, похоже, счёл южноафриканскую тему для себя исчерпанной.

То, что африканеры были в неописуемом восторге от фильма, объясняется вовсе не его художественными достоинствами. Жителей ЮАР – всех цветов кожи, – восхитил сам выход их страны (даже с её тяжёлыми проблемами) на уровень международной известности в сфере культуры, и сразу в топ-10. Им даже было наплевать, что Бломкамп давно свалил в Канаду и любит ЮАР дистанционно, из прекрасного далёка. Гораздо важнее им было выйти из своей глухой местечковой изоляции, в которой африканеры с очень редкими перерывами провели триста с лишним лет.

Откуда взялся вдруг такой научно-фантастический прорыв?







  Подписка

Количество подписчиков: 27

⇑ Наверх