Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «belash» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 27 декабря 2020 г. 10:45


Начать с того, что сказка «Стинфольская пещера» из альманаха Гауфа 1828 года заимствована из шотландской легенды «The Nikkur Holl», опубликованной в книге «Tales of a Voyager to the Arctic Ocean» (1826) Роберта Пирса Джилли (1788-1858), современника и друга Вальтера Скотта. При этом не исключено, что талантливый Джилли эту легенду целиком высосал из пальца.

Гауф легенду творчески обработал (не слишком сильно) и переименовал. Кто хочет ознакомиться с оригиналом Джилли – пожалуйста.

В основе сюжета – слухи о корабле «Кармильхан», полном золота, который в сильный шторм затонул где-то у Шетландских островов, к северо-востоку от Шотландии. Поговаривали, что корабль был проклят, потому и утонул, и с тех пор мёртвый экипаж появляется близ места гибели, волнуя своим появлением людей, которым хочется добраться до сокровищ корабля. Но доступ к кладу даётся лишь тем, кто вручит свою душу тьме, и золото не приносит им счастья – алчные кладоискатели попадают в призрачный экипаж, и ходят с ним под унылое пение псалмов. Утопленники обязаны охранять клад до Страшного суда…

Истории корабля посвящена несколько занудная баллада Лонгфелло, а истории с пещерой — ещё и современная песня.

Тем, кто подзабыл сказку «Стинфольская пещера», вкратце напомню её содержание. Сказка ужасна, мрачна и хтонична. Два друга-рыбака изнывают от безвыходной бедности. Кругом тлен, впереди беспросвет. Жизнь уходит, как вода в песок, под бодрую песню Трофима «Бьюсь, как рыба, а денег не надыбал».





Статья написана 4 декабря 2020 г. 18:42


Открываем сказку «Холодное сердце» и сдерживая смех с умилением читаем:

«С тех пор Петер Мунк стал трудолюбивым и добросовестным человеком. Он довольствовался тем, что имел, неутомимо занимался своим ремеслом, а со временем без посторонней помощи нажил состояние».

На минуточку, речь идёт о человеке, люто ненавидевшим своё ремесло за непрестижность и низкую доходность – ненавидевшим настолько, что человек дважды связывался с нечистой силой, чтобы разжиться на халяву и потешить ЧСВ.

Повторяю – «с нечистой силой».

Если кто-то возразит, что-де Стеклянный Человечек суть ангел Господень, поскольку вручает Петеру стеклянный крестик и рекомендует молиться для одоления Голландца Михеля, то я рекомендую поискать в Писании место, где упоминаются ангелы в виде лесных гномов ростом 3,5 фута, курящих трубки и покровительствующих исключительно людям, родившимся в воскресенье между 11.00 и 14.00.

Ну, и нелишне напомнить, что во гневе гномик мигом превращается в чудище с глазами, будто суповые миски, и пастью как жерло печи. Кроме того, он иногда оборачивается белкой или глухарём.

Явный же ангел. Оборотень и образ врат адовых.

Да, я понимаю, что в эпоху романтизма между каноническими ангелами и бесами набилась целая туча промежуточных существ родом из фольклора, алхимии и кабинетной мифологии. Но согласитесь, что вымаливать богатство Петер Мунк отправился не в церковь, а к лешему.

Каждый из сверхъестественных приятелей Петера зовётся одинаково – Waldgeist, «лесной дух», т.е. они – существа одной природы.





Статья написана 27 ноября 2020 г. 19:32


На блестящем асфальте ночных городов,

На шершавом бетоне полночных дорог

Умирают ежи, призывает их в рай

Их ежиный, колючий, насупленный бог


Ёж выходит на трассу — один против всех,

Будто с шилом бросается на паровоз

Что пыхтенье его против рёва машин?

Что иголки его против пресса колёс?


Но геройский закон вложен в сердце ежа:

Смелым — слава и честь, трус — отправится в ад

Если враг нападёт — ощетинься и стой

Если враг наступает — ни шагу назад!





Статья написана 27 ноября 2020 г. 18:20

Вышел в свет сборник наших мистических и научно-фантастических произведений под названием «Тайная власть».

В сборник входят повести и рассказы «Перепись 1769 года», «Вражда», «Гости», «Пылающий июнь» и «Надписи», в разные годы изданные в разных сборниках и журналах.

Кто в мире главный — президенты, правительства, тайные общества? Претендентов на власть больше, чем мы в состоянии представить. Могучие существа прежних эпох и выходцы из бездны, порождения иных пространств и потусторонние тени — их тайная власть велика. Иногда пути скрытых владык пересекаются с нашими, и тогда выбор один — оставаться людьми до последнего.

https://www.labirint.ru/books/777579/

https://my-shop.ru/shop/product/4287162.h...

https://www.sima-land.ru/5540271/taynaya-...

https://b-stock.ru/product/tainaia-vlast-...


Статья написана 13 октября 2020 г. 00:25

(к 40-летию одного культурного явления)

Превращение человека в куклу (и обратно, если повезёт) — мотив в фантастике не самый частый, но используется он ярко и метко. Достаточно вспомнить Одоевского («Сказка о том, как опасно девушкам ходить толпою по Невскому проспекту», 1833), Баума (музей короля гномов Ругеддо в «Озме из страны Оз», 1907), Меррита («Гори, ведьма, гори!», 1932), Витковича и Ягдфельда («Кукольная комедия», 1961).

Интересное включение такого рода есть в кукольном (опять-таки) мультфильме «Разлучённые» (1980) по мотивам повести Юрия Олеши «Три Толстяка» (режиссёр и автор сценария Николай Серебряков). Эта линия занимает в 29-минутной ленте едва 2 минуты, но заслуживает отдельного внимания и, возможно, превосходит по значению все новшества, которые сценарист внёс в сюжет.

Честно сказать, Николай Серебряков заметно изменил «Трёх Толстяков». Романтическую историю, где сказочного минимум, он превратил в пугающую готику для детей школьного возраста, насыщенную мрачными мотивами и образами вроде химер Босха.

Более того, в подаче образов невольно чувствуется ровесник сценариста — Джин Шарп, точнее, его книга «Политика ненасильственных действий» (1973), та её часть, что посвящена «социальному отвержению».







  Подписка

Количество подписчиков: 27

⇑ Наверх