Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «nikalexey» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы:  1  2 [3] 4  5  6  7  8

Статья написана 23 марта 2011 г. 11:28
Что-то снова меня потянуло на перечитывание старых книг. На этот раз выбор пал на Ларри Ниввена.
Цикл Государство /другое название — Интегральные деревья/ Ниввена абсолютно незаслуженно забыт издателями, а соответственно почти незнаком читателям.
По крайней мере, на сайте всего одно издание (обладателем которого я и являюсь, куплено оно было случайно, чему я после не один раз радовался).
Хотя тот же цикл Мир-кольцо мне понравился намного меньше (поэтому я и ограничился всего одним романом.

 Интегральное дерево Дальтон-Квина
Интегральное дерево Дальтон-Квина
 Газовый Тор, поперечное сечение
Газовый Тор, поперечное сечение

Ниввен описал крайне необычный, а поэтому очень интересный мир: мир, развивающийся в условиях невесомости, мир — где нет планеты, а вся жизнь сконцентрирована внутри газового тора (1014 кубических километра пригодных для дыхания атмосферы — это примерно в тридцать раз больше по объему, чем атмосфера Земли). Живой и растительный мир эволюционировал и приспособился к условиям невесомости, здесь даже рыбы, не говоря уже о растениях и животных, вынуждены были научиться летать. Основная жизнь сконцентрирована на "интегральных" деревьях /названных так из-за своей формы/, достигающие в длину до 100 километров, свободно парящих в воздухе. Вокруг этих деревьев и сконцентрирована по большей степени жизнь, так как деревья дают пищу, периодически они врезаются в пруды и появляется вода, кроме того деревья — относительно стабильная точка опоры в мире невесомости. Есть еще, правда джунгли и пруды, но все же деревья более предпочтительней.
Вот в этот мир и пришла жить команда корабля Дисциплина, оставив свой корабль на орбите.
Под действием невесомости и окружающей среды люди подвергаются мутациям, позволяющие им выживать в новом мире: увеличение роста, удлинение пальцев на ногах для лазания по ветвям и пр.
Мир очень детально прописан, в т.ч. и как сложатся бытовые условия в мире невесомости. Да и вообще все прописано до мелочей, при этом ненавязчиво вплетаясь в сюжет и не превращая роман в инструкцию по жизни в невесомости. По созданию миров Ниввен в Интегральный деревьях заслуживает пятерку с плюсом (а для меня наличие "живого" детально проработанного мира в книге — главнейший фактор, по которому я оцениваю произведения).
Единственно, в чем так и неразобрался, так это принцип направления:

цитата

Восток несет тебя вне. Вне несет на запад. Запад несет тебя внутрь. Внутрь несет на восток. Вправо и влево летишь ты назад
Хоть честно пробовал на схеме рисовать. Ну да ладно, есть такое понятие у туристов — "топографический кретинизм".
Помимо основной сюжетной линии приключения главных героев в Дымовом Кольце присутствует Проверяющий Кенди, даже спустя половину тысячелетие пытающийся построить Государство. С этим самым Государством вещь особая — сильно уж оно смахивает на тоталитарное общество, хотя о многом остается догадываться — информацию можно получить только отрывочную — по намекам в разговорах. Но и тех отрывков, о наличии разморов (размороженых, не обладающих правами граждан), наличие Проверяющих и прочих мелочей.
Очень кстати приложения к роману: действующие лица, Словарь, Направления и Карты, позволяющие больше понять этот необычный мир и хоть примерно ориентироваться в нем.



Произведение, несмотря на многие технические подробности и описание жизни в невесомости, читается очень легко и увлекательно. Написано довольно живым языком и позволяет читателю проникнуть в этот удивительный и замечательный мир. Конечно, многие физики сейчас начнут с блокнотами вычислять и объяснять, что существование такого мира невозможно (некоторые, правда, справедливо добавят, что невозможно исходя из сегодняшних знаний о вселенной, гравитации и т.п. вещах).
В остальном же мир очень детально прописан: его законы, физика, чего стоит только описание ориентации в пространстве (с которой так и не получилось разобраться).
Лично мне было интересно само общество, которое было оторвано от цивилизации и развивалось столь длительное время в таких необычных условиях. Насколько изменились его законы, устои, морально-этические принципы и т.д. Всему этому Ниввен уделил не меньше времени в описании, чем описанию мира Дымового кольца и его физическим законам.
В центре сюжета — группа из охотников, волею судьбы "выкинутой" после катастрофы с родного дерева в пространство (такой уж мир — с дерева можно "упасть", при этом некуда не попав, а просто кружиться в свободном падении). Им много предстоит увидеть в новом для себя мире (до сих пор вся вселенная для них была ограничена одной кроной интегрального дерева- они даже не посетили вторую /правда, это довольно сильно распространенный прием — сидит себе группка людей, боящихся высунуть нос запорог, а как только это делают, там оказывается такое...).
Справедливости ради сказать, невольные путешественники отнюдь не ищут приключений на свою голову, но им предстоит многое испытать: плен, рабство, побег, встреча с Древними технологиями, и, главное, разговор с Проверяющим — Кэнди, кружащим на орбите вокруг Дымового кольца.
В данном романе практически реализован сюжетный ход "звездный ковчег", то есть крайне малая часть человечества оказалась оторванной от остальной части. И вот теперь пытается построить свое общество, беря за основы старый порядок, но за давностью времен и отсутствие связи с остальной цивилизацией, измененный до неузнаваемости. Сразу же напрашиваются аналогии с Пасынками Вселенной Хайнлайна. Безусловно параллели есть и их довольно много: также бывшие потомки экипажа, утратившие связь с Землей, уже давно забыты многие знания и даже сама цель экспедиции, многие понятия и вещи в новом мире приобретают новое значение, присутствует и бунт. Разве что в романе Ниввена не уделяется так много времени религии, как у Хайнлайна, да и мир Дымового кольца намного ярче и выразительней Корабля в Пасынках (имхо, разумеется).
Одним словом произведение достойно того, чтобы его прочитать, как и продолжение...



Вторая часть цикла «Государство» Нивена к сожалению на настоящий момент является последней, хотя, без сомнения, автор «оставил» в конце книги определенные «завязки» для следующих частей, при чем этих частей могло бы быть довольно много. Слишком многое осталось невыясненным. К тому же сюжет только начал «разворачиваться» — появление Адмиралтейства, Сгустки, дальнейшая деятельность Кэнди и т.д. В общем много осталось неразрешенного и логически напрашивается продолжение. Но его нет.
В остальном же роман удался на славу, не хуже первого, что довольно является редкостью.
Автор продолжает знакомить читателя с миром Интегральных деревьев, парящих в невесомости, и потомками людей, попавшими в этом мире. Во второй части уже действуют дети ГГ из первой книги. К тому же все проявляющие чудеса мира не дают читателю скучать, чем и обуславливается успех романа. Постепенно проявляются новые детали этого мира, найдена более "цивилизованная" часть бежавших с Дисциплины, хотя и она, несмотря на техническое превосходство, во многом заменила науку некими ритуалами. При єтом новіе добавления органически вплетаются в уже существующее мироздание, не вступая в противоречие с уже произошедшими событиями. Мир Дымового кольца просто расширяется, представляя читателям все новые и новые загадки

Статья написана 16 марта 2011 г. 22:35

Придумывая сюжет к роману Ритуал Дяченко решили не особо заморачиваться, а взять старую сказку о бедных принцессах, похищаемых злобными летающими рептилиями, которых (принцесс, естественно, а не драконов) должен/обязан освободить доблестный рыцарь без страха и упрека. Ну и, разумеется, чтобы внести новизну, авторы несколько переиначили старую сказку в духе "профессор был неправ, на самом деле было так..."

Собственно подобные приемы довольны часты в литературе, можно даже представить себе, как бы выглядел подобный сюжет в различных вариациях:

- мрачно-готический: похищенная принцесса (брюнетка с длинными прямыми волосами) умерщвляет рыцаря, после чего в замке создает из него монстра, оживляет его с помощью молнии, монстр убивает дракона а принцесса продолжает жить одиноко в замке;

- няшный: принцесса, эдакая милашка со светлыми кучеряшками, очаровывает дракона, учит того плести веночки из одуванчиками и дракон отвозит ее прямиком к рыцарю.

Можно перейти и на личности:

- Перумов: по поле Великих Богов Грозный Дракон похищает из далекого мира Прекрасную Принцессу, на выручку к которой спешит могучий боец и чародей, в ходе Длительной Волшебной Битвы (дракон, естественно тоже владеет магией) сталкиваются и гибнут другие миры, произносятся Великие Заклинания, потрясающие сами основы Мироздания. Дракон в конце концов гибнет, произнеся Страшное проклятия, и по Закону Всемирного Равновесия, Рыцарь не может вернуться в собственный мир, обреченный на вечное скитание по мириадам Миров...

- Панов: похищенную принцессу приезжают спасать на крутом джипе группа наемников, рубящих в шуркъ при помощи острейших ножей, купленных за выигранные в карты у пронырливых торгашей деньги, попутно спасают мир от страшнейшего пророчества. Но в конце выясняется, что это не принцесса, а заранее приготовленный голем, подмененный на настоящую принцессу еще в колыбельке, так как Некто в пижонском костюме цвета сливочного мороженного просчитал все еще много веков назад.

- Семенова: принцессу спасает рыцарь, мстящий дракону за то, что много лет назад тот убил его родню. Путь к спасению у рыцаря лежит через многие земли, по ходу основного квеста он совершает еще кучу подвигов, спасая тонущих домашних животных, защищая обиженных, поднимая уроненных, помогая нуждающимся, наказывая виновных...

- Лукьяненко: молодой подросток был вырван из родного мира, для того чтобы спасти принцессу. В своем мире он не отличался храбростью и силой, но попав в новый мир, кардинально изменился. В приключениях ему помогает небольшая группа местных, среди которых есть мутанты, бежавший преступник, бывший наемник. В конце выясняется, что все это происходило в виртуальном мире, придуманном инопланетными существами.

Ну и, конечно же, Дяченко: герои страдают, чувствуют, копаются в себе, попутно выясняют отношения между собой, снова страдают, боятся, анализируют свои чувства, опять страдают. В ходе страдания герои переживают Метаморфозу, ищут Привратника своих страхов, проходя через множество испытаний в поисках Ключа от Королевства своей души, стараясь убрать с нее Шрамы, понимая, что даже Магам можно не все

Собственно сюжета как такового хватает максимум на повесть, ну уж никак не на цельный роман. Поэтому большую часть времени посвящено на описание внутреннего мира героев, их чувств, перемежая изредка какими-либо действиями. Но только изредка. Как сказал один из лаборантов, который прочитал больше романов у авторов, нежели я

цитата

Меньше спецэффектов и больше психологизма.
собственно эта фраза характеризует абсолютно все творчество Дяченко, которые львиную долю времени тратят на описание внутреннего мира героев, оставляя как коту на слезы на описание мира, в котором и происходят страдания героев. В романе правда присутствует пару острых моментов, как то бой с драконом, но и там львиную долю описания боя приходится на рассказ о чувствах боевого коня рыцаря, что тот делал, как жалобно жал...

Собственно это даже не мир, а некий набор декорация, связанных иногда между собой: основное действо происходит в замке (неизвестно когда, кем, как построенного специально для драконов), ну и еще паре мест, упоминается и три королевства с небольшой ремарочкой об их взаимоотношениях. Но все равно это не делает мир целостным и живым, тут авторы, как и в предыдущих романах, казались бессильны.

По роману драконы оборотни — то есть могут быть драконами, а могут людьми ( в другие жизненные формы в романе не превращались). Это также не ново в фентези, ну не об этом речь. Почему-то в романе даже самые закостенелые сторонники традиций /коим был дед ГГ/ немалую часть времени проводят в человеческом обличье. Но вот самое интересное — по ходу сюжета Арман (дракон) будучи в обличье человека напился и, превратившись в дракона, отправился летать. При этом он остался пьяным, хотя масса дракона в разы больше человеческой, а значит и процент алкоголя в крови должен был значительно понизиться. Но тут — типа мужик пьян, значит он пьян. Авторы решили не особо заморачиваться с физиологией оборотней (хотя, к примеру, в цикле Хроники полукровки Андрэ Нортон и Мерседес Лэки также присутствуют драконы оборотни, но там процессу превращения и возникновению/пропаданию разницы в весе уделено внимание).

Кроме того, метания и душевные муки героев довольно сильно (точнее просто напросто копируются) похожи на аналогичные в романе Шрам: также есть пара — парень девушка, также над одним тяготит фобия и он бедненький метается в поисках выхода, а девушка — хрупкая такая, но со стальным стержнем помогает своему возлюбленному.

Еще что не понравилось в романе — его герои, они все добрые и чересчур уж правильные, как в детской сказке — этим, кстати, роман сильно похож на Ключ от королевства. Нет в романе по настоящему отрицательных героев, даже подлость совершают герои через себя. Все уж такие прямолинейные, как лом.

Как такового Ритуала так никто и не увидел, а ведь он существует...

Как итог могу сказать, что роман разочаровал меня, наверное надо сделать перерыв в ознакомлении с творчеством Дяченко


Статья написана 11 марта 2011 г. 15:02
Что-то потянуло меня на старенькое, вот и решил взять в руки томик Фармера, перечитать заново Внутри и снаружи. У произведения существует несколько названий: «Перевертыши», «Внутри и снаружи», «Мир наизнанку», «Шиворот-навыворот», «Изнутри-снаружи». Четно говоря -отнюдь не лучшие варианті, тем более, что не одно из них так и не отразило сути оригинального: "Inside Outside", которое дословно можно перевести как "Внутри вовне", то есть пространство, находящее внутри того, что находится вовне. Понять, а тем более представить себе такое — довольно сложно, можно сказать даже практически невозможно. А между тем, название в точности определило место действие — то, куда люди попадают после смерти. Назвать это загробным миром как-то трудновато, все-таки все происходящее мало относится к религиозным воззрениям различных религий, а уж тем более Адом или Раем нельзя назвать вообще, там нет ни обещанных мук, ни раскаленных сковородок, ни огня, в котором пылают грешники, даже холода, который царит в аду по мнению некоторых религий. Да и в ад попадают практически приверженцы всех религий. То же самое можно сказать применительно рая — ни девственниц, ни херувимчиков, ни сонма ангелов и блаженных.
Это просто место, где оказались люди (и не только они) после того как умерли в своем мире. Но все же, место это ближе к аду :

цитата

Калл с отвращением оглядел свое жилье: четыре каменные стены (как тюрьма), каменная кровать, каменная скамья, каменный стол, все сделано из гранита, известняка, застывшей лавы. Каменный стол, в выемки которого демоны упирали свои младенческие локти вечность назад. Каменная скамья со впадиной посередине, где грешные или святые зады ерзали взад-вперед миллиарды лет.
Его завтрак. Кварцевая чаша, наполненная супом из сырых коричневых волокон листьев каменного дерева, похожих на волосатую лапшу.

Таким уж рай быть не может точно.
Но есть одна загвоздка — люди в этом месте предоставлены самим себе — нет никого, кто бы их судил за их поступки в прошлой жизни, нет даже Того, кто объяснил бы хоть что-то. А неизвестность — не лучшая перспектива. Идея возможного возрождения всех умерших будет чуть позже в цикле Мир Реки, правда в несколько измененном виде. В этом романе так и не дано четких объяснений зачем и кто возродил человека, да и мир Внутри Снаружи больше отдает мистикой, нежели научной фантастикой как Мир Реки.
Как и водится в любом человеческом обществе, нашлись те, кто даже тут смог устроить себе относительно неплохую жизнь, в том числе и за счет других. Тут организовывается Биржа, идет теневая торговля человеческой коже и костьми (единственные возможные материалы). Одним словом человечество приспособилось к жизни и в таких невообразимых условиях.
Осталась еще одна особенность, которая так и осталась у человечества — НАДЕЖДА, надежда на что-то лучшее, на изменения. Ведь жизнь тут довольно однообразна и скучна. А какой же она еще может быть в аду? Хотя может это не ад, и произошла ошибка, может это просто какой-либо сортировочный пункт? Одним словом у человечества осталась только надежда, о которой и пойдет речь, надежда, что все будет хорошо, хотя едва ли кто сможет сказать — как это — хорошо. Главное, что б не эта неопределенность, рождающая кучу слухов и домыслов.

У меня уже есть отзыв на повесть — написан он практически ровно два года назад (без двух дней). Править я его не стал, хотя сейчас во многом бы изменил его, принципиально изменил бы.

Статья написана 3 марта 2011 г. 13:12

Прочитав роман Привратник, который мне понравился, я с воодушевлением взялся за вторую часть цикла Скитальцы — Шрам. Однако, к моему великому разочарованию, вторая часть оказалась намного провальнее первой. Даже сказать, что эти два романа связаны между собой в единый цикл можно с большой натяжкой. Место действия — уже не то, мир абсолютно не похож на мир первой части с великими магами и сражениями. Мир Шрама измельчал, сильно измельчал — тут уже слабая деревенская колдунья с невнятными снадобьями из лягушек кажется великой. Нет и привычных героев — магов Ларта Легиара и Бальтазарра Эста, даже Мораннин, ставший теперь Скитальцем появляется в книге всего в паре тройке эпизодических сюжетов, хотя о нем и периодически говорят. Одним словом — связь между книгами довольно условная и призрачная, и связка их в цикле довольно условная.

Главный герой книги — Эгерт Солль — эдакий удалой рубака — гуард, в начале книги недалекого ума, не задумывающийся о завтрашнем дне, да и вообще ни о чем не думающий. Но в результате того, что сделал нехороший поступок на глазах у всемогущего человека (а человека ли?) оказался проклят и наказан — стал трусом. Завязка сюжета в отношении ГГ как калька отображает конву первого романа — умелый Моранн — пари — вешалка — страдания — искупление. тут авторы не захотели проявлять абсолютно никакой изобретательности, пойдя проторенной дорожкой. Далее, как и в первой книге все основное время уделяется страданиям молодого Эгерта, понимающего о "происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранении его источников, об истинных путях к прекращению страдания" /цитата взята по Вики из статьи о Буддизме/. В общем герой страдает, учится как не страдать, мучается от страдания, думает как прекратить страдания, мечтает от жизни без страдания, понимает причины страдания и т.д. На фоне всего этого иногда происходят какие-то действия, как-то убийства, заговоры, любовь, мировая чума и прочие катаклизмы, мешающие/помогающие страдать главному герою.

В общем книга более походит на пособие для студиоузов, пошедших по пути дедушки Фрейда, нежели на фентезийный роман. Главная тема — страх, боязнь и прочие фобии как-то мало связываются с ассоциативную линию с магами и рыцарями плаща и шпаги.

Как уже говорилось — главный герой Солль в начале романа выступал доблестным и смелым воином, но недальновидным, не умеющим думать, далее же, чем меньше у него оставалось смелости, тем больше появлялось других чувств, в том числе и способности к мышлению и раздумиям. То есть наличие смелости обратно пропорционально умению любить и думать? Как-то невнятно...

Кстати, попытки вивисекции души уже были "опробованы" в романе "Магам можно все", но там были так сказать попытки ампутации — "отрезать" кусочек, тут же — пересадка органов — "заменить" одно на другое, абсолютно чуждое.

Конечно, кроме главного героя, есть еще много других персонажей — более менее полно прописанных. Но вот мне лично почему-то запомнился один — отшельник фаталист, любящий находить потерянных странников в лесу и самозабвенно копать им могилы, сокрушаясь что один слишком высокий (а значит могила большая) второй найден зимой (а значит копать сложнее и лучше начинать это делать заранее, пусть и пациент скорее жив, чем мертв) и прочее. Не знаю почему, но для меня этот герой органичнее бы выглядел в Плоском мире Пратчетта, по крайней мере у меня сразу возникла такая ассоциация.

Одним словом — роман меня довольно сильно разочаровал, в особенности по сравнению с Привратником, хотя для любителей психологических книг, где большая часть времени отдается на самоковыряние героя — роман будет находкой.


Статья написана 24 февраля 2011 г. 13:12
Не смотря на то, что фентезийные роман Дяченко — Магам можно все и Ключ от Королевства мне не понравились, не смотря на то, что знающие люди говорили, что Привратник "это "ранние Дяченки". Совсем-совсем ранние. Многие ругают этот роман -- мол, они его писали, когда еще в полную силу не вошли...", при этом ссылаясь на еще более знающих, сказавших, что "фэнтези не самая сильная сторона их /Дяченко/ творчества", я все-таки взялся за роман. Причем подсознательно ожидая, что роман мне, скорее всего не очень понравится. Но, на мое удивление, роман мне понравился. Но обо всем по порядку.
Как уже говорилось, Привратник, относится к фентези, которое мне нравится больше, чем научная фантастика. К тому же — не фентезийный детектив, и не детская фентези, как предыдущие книги авторов. Может поэтому роман мне и понравился.
Мир, нарисованный в Привратнике — полон магии, в принципе, также как и мир в романе Магам можно все. При этом, в этих двух романах, несмотря на проявление єтой самой магии практически отсутствует, как таковое. То есть маги, конечно же, есть, причем в обоих романах сильные маги, способное на многое, но вот как-то не хотят они использовать магию. Вот и в привратнике, за исключением пары-тройки сцен, волшбы практически нет, нет излюбленных другими авторами поединков между магами, когда сплетаются искусные заклинания и чистая сила, нет описания вздыбленной и растрескавшейся земли, бурь нагнанных волшбой, созданный бестелесых существ и прочих атрибутов магических миров и великих магов. Дьяченки обошлись без этого, и не могу сказать, что отсутствие вышеперечисленного испортило книгу.
Зато, как и в других книгах, по крайней мере прочитанных мною, авторы много времени уделяют внутреннему миру героев, чувствам переживаемыми ими. Иногда даже слишком много, иногда теряя в нужных местах темп повествования, увлекаясь отступлениями. Да и все повествование велось как бы неспешно, хотя сюжет не такой уж и скучный.
В центре повествования — маг Руал Ильмарранен, по кличке Марран /довольно неплохо подобранное имя, в нем сразу как-то ощущается сила и твердость стали/, наделенный немалой силой, баловень судьбы, которому во всем и всегда улыбалась удача, вот он и привык видать к легкой жизни, да так, что решил потешиться над двумя могущественными старыми магами. Но, в этот раз шутка не удалась, и маг "попался". Превратили его в вешалку, причем, по законам магии того мира, если мага превращали на длительное время в вещь, он терял свою силу, становился "обычным" человеком. А ведь нет более тяжкой кары, чем отобрать могущество, волшебную силу, с которой маг уже свыкся.
Вот и приходится теперь Маррану ощутить на себе все прелести жизни "обычного человека".
А между тем существует пророчество о Третьей силе, которая придет в этот мир, чтобы изменить его, причинив боль и страдание. С первыми двумя силами ясно — это маги и не маги, а вот кто или что такое Третья сила? Как справедливо заметил один слуга /от чьего имени и ведется повествование, хотя он и не является главным героем, даже не участвует во всех событиях/

цитата

лошадь может быть либо жеребцом, либо кобылой, а пациент – либо живым, либо мертвым. Где вы видите третий вариант?

Так в чем же сила этой Третьей силы и чем она будет для мира благом или злом?

Как итог могу сказать, что книга мне понравилась, я даже уже взялся за вторую часть — хотя начало меня несколько и разочаровала. По всей видимости, многих героев в ней уже не будет, ну да ладно.
По крайней мере, Привратник, после двух предыдущих уже упоминаемых мною романов — Магам можно все и Ключа от Королевства, оставил после себя положительные эмоции.

Страницы:  1  2 [3] 4  5  6  7  8




  Подписка

Количество подписчиков: 35

⇑ Наверх