Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «nikalexey» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы:  1  2  3  4  5  6 [7] 8

Статья написана 29 декабря 2009 г. 10:54

Вот и закончил первый роман Ильи Тё Тюрьма для Господа Бога. Что могу сказать — по мне, так роман относится к так называемому жанру развлекательной фантастики. Хотя для многих это и звучит как ругательство, и ярлык, после которого роман читать не стоит, мне произведение очень понравилось, и я не жалею, что потратил на него время.

Сам автор позиционирует данный жанр как фармеризм.

цитата

Фармер – это жесткий НФ. Нет магии, гимн технике. Условия и обстоятельства объясняются с т.з. физической науки. Присутствуют идеи по экономике и социологии, основанные на вполне реальных теориях.

С другой стороны, Фармер – это ярко выраженное ФЭНТЕЗИ. Между собой сражаются создатели космосов – Творцы, практически Боги. Общий антураж в котором развивается действие часто смахивает на средневековый, древний, даже первобытный.

Основой для многих сюжетных линий являются мифологические, «легендарные» мотивы.

В принципе, пояснения хоть и несколько противоречивые, тем не менее довольно точно поясняют жанр романа, хотя чтобы понять это, необходимо прочитать роман. От Фармера взята идея множество искусственно созданных миров (цикл Многоярусный мир), где миры создаются в основном для потехи и развлечения неких сверхлюдей-божеств. Сверхлюдей, потому что их возможности лежат далеко за пределами обычного человека, божеств, ибо сами они стали демиургами — создателями миров, но тем не менее людей, ибо они смертны. И на этом двояком положении и базируются все приключения.

Что касается строение вселенной, то тут много взято и от Ларри Нивенна, к примеру, сериал "Мир кольцо".

Хотя Илья решил пойти дальше и создал свой вариант вселенной, многое даже напоминает и киберпанке. Не удивлюсь, если в конце все окажется виртуальной реальностью, но это будет дальше и, думаю, не скоро. но ореол киберфантастики чувствуется явственно.

В целом же перед нами мир очень далекого будущего, в котором практически всю власть захватила некая Нуль-корпорация, владеющая одноименной технологий, позволяющей синтезировать все, что угодно, даже человеческие тела, переселяя в них души умерших людей (богачей в основном, конечно же). Вообще идея бессмертия, по признанию самого автора, и по моим наблюдениям, занимает весомое место в его творчестве (хотя и "багаж написанного" пока небольшой, но можно привести рассказы Алтарь для Иштар, Знакомьтесь, Атмагеддон).

Теперь более подробно о самом романе. Его, условно, можно разделить на две части: первая — мир Гора до его "смерти" и мир гора куда он попал после "смерти" (слово смерть пришлось взять в кавычки, ибо это понятие в романе серьезно отличается от "повседневного). Первый мир — мир высоких технологий нуль-синтеза, космических полетов и прочего. Второй — практически средневековый мир с зачатками порохового оружия, но намеком на некие утраченные знания. Хотя романы и являются фантастикой, но антураж средневековья таков, что граничит с фэнтези (я так и ждал, что из-за пригорка выскочат эльфы с орками :-)))). Мир чем-то напоминает Мироздание Ленты, как минимум — повесть из этого цикла Реконструкторы.

В романе присутствует большое количество поединков на холодном оружии, а так как я не любитель данных описаний, честно говоря, попросту пропускал их, не особо вникая.

Из сильных моментов романа можно выделить:

1. идея мультивселенной со множеством искусственно созданных миров, которые едва ли могут существовать в "природе". Взять хотя бы мир, в котором оказался Гор — это полая планета, внутри которой и происходит действие. По центру горит некое светило, а так все вроде как обычно. Видать отсюда и взято название — представить как с этой планеты можно выбраться обычными способами трудновато.

2. неплохо созданная мифология нового мира, с божеством dues ex machina. По легенде именно он создал машины, управляющие миром при помощи неких компьютерных кодов (или что-то наподобие этого). И хотя эта мифология дана крайне отрывисто и неясно, сам процесс постепенного выяснения многих моментов крайне интересен.

3. многослойность основных идей/квестов. Как и большинство сериалов есть основной квест, идущий через цикл, и несколько побочных, занимающих главу/часть/книгу. Этот прием позволяет как расширить спектр приключений, так и создает сложную структуру, не позволяющую читателю скучать

4. отличный экшн — действия /сражений, приключений, поединков/ хватает с лихвой

5. довольно подробно прописанный оригинальный мир рабовладельческого общества, базируемого на высоких технологиях, религии, традициях.

Из негативных моментов:

1. все-таки это приключенческая фантастика, лишенная многих социальных и философских размышлений, которые меня так захватили в рассказах Ильи Тварь, Баллистика Талиона, Алтарь для Иштар. Не спорю, конечно же развлекательная литература все-таки нужна, тем не менее...

2. язык повествования. Не спорю, он хорош, но по сравнению с теми же рассказами, упомянутыми мною, выглядит несколько обычным, обыденным, не таким сочным и красочным

3. некоторая банальность/штамповость в отношении ГГ: жил-был богатенький изнеженный герой, у которого все было, кроме того он увлекался фехтование, абсолютно чуждым его обществу. И тут вдруг он ох и ах попадает в мир, где все только и делают, что режут/колют друг-друга холодным оружием (эдакий Сварог/Ведун — "наши в другом мире)

4. поведение ГГ — слишком он уж быстро перешел из положения бога в положение раба. Еще и оказался сочувствующим по отношению к другим рабам, и даже не захотел в последствии власти. То же самое можно сказать и о его любовных похождениях: с его то "стажем", количеством наложниц так банально влюбится в первую же встречную (хотя ладно, тело то молодое, гормоны)... после чего также легко ее забыть...

Обычно принято выделять два блока — позитив и негатив. Но так как автор подписан на мою колонку 8:-0, а значит прочитает написанное, хотелось бы добавить и третий блок /специально выделил место смайликами/:

Что хотелось бы мне увидеть в следующих романах (хотя цикл Твердый космос уже написан, но ведь есть же еще и Бесконечная плоскость) Кстати, пока прочитан только один роман, так что вполне возможно, что в последующих все это учтено

1. все-таки хотелось чтобы большее внимание уделялось не только битвам, а также любовной линии, но и социально-философским и религиозным моментам. Само по себе описание общества, "сливки" которого победили смерть и время, практически достигли бессмертия, вечной молодости, могут создавать по своему желанию сотни миров и населять их как по своему образу и подобию, так и по своей прихоти и капризам, общество способное синтезировать все что угодно, даже самих себя, новых личностей... Возможности поистине колоссальные... Но в первой книге все это окончилось, к превеликому сожалению, к описанию многочисленных фехтовальных поединков.

2. Естественно, более подробного описания мира Ноль-корпорации. Конечно же не в первом романе, но вот в дальнейшем...

Как итог можно сказать, что роман интересен, захватывающий, времени потраченного на его чтение абсолютно не жаль, наоборот, оно проведено у пользой, с уверенностью могу сказать, что буду читать продолжение


Статья написана 24 декабря 2009 г. 12:10

Когда в далеком 1949 году Оруэлл писал свой роман "1984", он едва ли предполагал, что будет в таком далеком для него 1984 году как сложится судьба мира.

Произведение, безусловно, культовое и до сих пор не утратило своей актуальности, даже не смотря на то, что писалось то оно исходя из политики, проводимой коммунистической партией Советского Союза. И хотя Союз уже давно как распался, тем не менее, многое из написанного в книге присутствует и в современном мире, и, что самое главное, присутствует в действиях стран, выступавших активными противниками СССР. Но в борьбе за свободу, ради великой ЦЕЛИ, сами того не замечая, перешли незримую грань, за которой уже неважно кто победит — все равно мало что будет изменено.

Именно поэтому роман, и, к превеликому сожалению, едва ли утратит актуальность. Ибо всегда найдутся те, кому захочется манипулировать массами, добиваясь своих целей. А ведь именно в манипуляции действий, и самое главное сознания и мыслей, система по Оруэллу достигла небывалых высот. Использую телевидение, пусть и не так, как сейчас, партия смогла полностью покорить общество и личность, сделать его послушными своей воле.

Тем не менее, в своем отзыве мне хотелось бы остановиться немного на другом аспекте романа — главной его идеи — борьбе личности и системы. На нашем сайте есть даже ветка в форуме, посвященная данной теме. Но тут возникает сразу вопрос об определении основных понятий, а именно что такое "личность" и что такое "система". Понятие личности можно, в принципе взять из самого романа –

цитата

Я сознаю себя. Я родился и я умру. У меня есть руки и ноги. Я занимаю определенный объем в пространстве. Никакое твердое тело не может занимать этот объем одновременно со мной.

А вот с определением "системы" возникают довольно серьезные разногласия. Многие бы определили систему как некое мистическое существо-тварь, с неумолимым аппетитом пожирающую все на своем пути, безжалостную и жестокую, страшную и непобедимую.

Но, лично, по моему мнению, система представляет собой не что иное, как группу все тех же личностей, описанных выше. Не более того. Другое дело, что все эти личности движутся и действуют в унисон. Конечно же, многим по душе именно первое определение, потому что оно снимает всякую ответственность с индивидуумов, входящих в систему, но тем не менее выступающим против нее, но где-то очень глубоко, внутри себя, не позволяя этому вырваться наружу. Вот и получается, что все свои поступки, в особенности те, за которые бывает стыдно, можно списать на эту безжалостную тварь под названием система, сняв с себя всякую ответственность за происходящее. "Ведь это не я, меня заставили, я вынужден был это сделать, меня принудили это сделать, поэтому во всем виноваты ОНИ, всю ответственность несут ОНИ, за все отвечают ОНИ, я же не виноват, я такая же жертва". Но вот кто такие эти пресловутые ОНИ? Пришельцы, нелюди? К сожалению, нет, это такие же индивидуумы. И если у них спросят, то они ответят то же самое, их заставляли, они не виноваты и кивнут еще выше. И так далее.

Возникает тогда вопрос – а кто виноват, кто приказывает? Старший брат? А существует ли он, или его только придумали? Как и Повелителя мух, собирающего свою дань с толпы. Не важно, Главное чтобы этот КТО-ТО был, кот-то нес ответственность, пусть даже его и надо будет придумать. Так будет легче для системы, то есть для людей входящих в систему, но тем не менее думающих что это не так на самом деле, что они против системы, и не являются составляющей частью, которая не только делает, но и решает что делать. Поэтому и нельзя победить систему, ибо, во-первых, отрубая одну голову, у нее сразу же вырастает другая, как и у легендарной гидры, а, во-вторых, для того, чтобы победить систему, нужно победить себя.

Многим, безусловно, не понравится данные размышления, заводящие слишком глубоко, заставляющие задуматься о личной ответственности.

Может, конечно, Оруэлл и выдвигал другие мысли, тем не менее, у меня при прочтении романа, у меня возникли именно такие ассоциации, возможно потому, что сам являюсь частью системы, и осознаю это?

Что же все-таки описано в романе – прошлое, настоящее, будущее, альтернативная история или просто фантасмагорическое несуществующее общество???


Статья написана 15 октября 2009 г. 17:25

А вдоль дороги … мёртвые с

косами стоять … и тишинааа


Написав первый роман Метров 2033, Дмитрий Глуховский создал еще один фантастический мир, мир который постигла тотальная война, в результате которой немногие выжившие спаслись в московском метрополитене. О московском метро и сейчас уже ходят множество слухов, взять хотя бы тайное метро для VIP-персон, построенное еще при Сталине, тайные военные бункеры, оставшиеся подземелья еще со времен Ивана Грозного и так далее. И вот, после последней войны, в которой были применены все возможные, а также придуманные виды оружия массового поражения, метро стало практически единственным местом для жизни.

Сталкеры постепенно перетащили множество вещей и кое как смогли наладить жизнь в метро, хотя первоначально оно и не было приспособлено для этого. Поверхность же захватили всевозможные мутанты, кроме того высокий радиационный фон не позволяет долго находится людям, без риска для жизни. Постепенно знания утрачиваются, оборудование приходит в негодность, и новое поколение родившееся в метро, ничего не знает о прошлой жизни. Таков мир Метро Глуховского

Итак остановимся на первом романе. Книга довольно неплоха, самая лучшая в цикле. несмотря на многочисленную критику и не менее многочисленную рекламу, но, в принципе и то и то является оправданным, как это не парадоксально. В книге автор сделал немало удачных ходов, что обеспечило ей популярность, но и немало ошибок, что вызвало критику.

Теперь обо всем этом поподробнее. Сначала о плюсах:

- удачно выбранное место повествование — метрополитен, с которым сталкивается любой житель мегаполиса, о москвичах так и вообще говорить не стоит. Московское метро действительно представляет собой подземный город, со своими коммуникациями, службами, тем более еще и легендарное Метро-2

- жанр — постапокалиптика, также является довольно популярным, всем хочется узнать, что там будет дальше, после конца всего

- психологизм романа — описание умирающего мира, где жизнь человека ценится не так уж высоко, безысходность, постоянна угроза вторжения и пр. держит читателя в напряжении на протяжении всего романа. Эта основной плюс романа – его атмосферность.

- удачное вплетения в повествование всевозможных баек и легенд. Очень удачный ход, из всех этих историй читатель узнает много больше информации, дополняя свои знание о мире метро, а то, что это просто байки, едва ли правдивые, придает всему этому еще и своеобразный ореол таинственности. Кто из детей в детстве не рассказывал страшные истории вечером другим, пугая всевозможными ужасами. А здесь в метро их и придумывать то практически не надо.

- неплохо прописанный социальный срез населения метро, включая различные религиозные, экономические, идейные расслоения в обществе.

- очень оригинальная концовка, заставляющая по другому осмыслить книгу.

Теперь хотелось бы остановиться на негативном. Критика романа вполне заслужена по многим направлениям, из них:

- нереалистичность в плане последствий радиации и мутации на окружающий мир. Действительно, создается такое ощущение, что писатель мало знает о поражающих способностях и принципах применения ОМП , как биологического, так и атомного. Сколько бы не сбросили атомных боеголовок на всю Москву, пусть даже старого, «грязного» образца, где радиационное заражение местности чрезвычайно высоко, нельзя перекрыть всю территорию мегаполиса, не говоря уже о России и о других странах. Последствия радиации не может быть таким быстрым и кардинально перестроить живые организмы, так как описано в романе. Примером может послужить Чернобыль и Хиросима, где радиационное загрязнение местности было крайне высоким. К тому же современные боеприпасы относительно более «чистые» старых аналогов. К тому же практически не учитывается фактор "ядерной зимы", когда в результате взрыва большого количества ядерных боеприпасов в атмосферу поднимется огромное количество пыли и пепла и климат на планете претерпит серьезные изменения. Об этом в романе нет ни слова – растительный и животный мир "наземной" Москвы достаточно богат как флорой так и фауной.

- неудачное построение экономики метро, где все оценивалось в патронах, тогда получается что любой сталкер, охотник — практически богачи, до поры до времени конечно

- отсутствие размышлений на тему «есть ли жизнь за МКАДом». Читая роман создается впечатление, что на Москве сконцентрировано все, за ней нет уже ничего. И москвичи не стремятся за пределы города, хотя по логике именно Москву больше всего должны были бомбить, именно там самый высокий уровень радиации и мутации.

- не учтены многие технические вопросы — как-то сохранность фильтров, множественные землетрясения от наземных взрывов атомных зарядов, пища, состоящая только из грибов и свинины, и многое многое другое.

- слишком уж доверчивый ГГ, хотя и возраст у него молодой, но тем не менее слишком быстро он попадает под чужое влияние.

Одним словом в романе много и положительных и отрицательных черт. Хотя, роман рассчитан, прежде всего на подростков.

кроме того, людям, которые привыкли задумываться над логическим объяснением событий, в особенности, таких как радиация, мутации и пр. читать роман едва ли стоит, а если и читать, то заключить с самим собой своеобразное соглашение о том, что прочитанному просто верить. Ведь не задумываются, почему полет с планеты на планету занимает полдня а не столетия. Конечно же сделка с совестью и разумом, но что поделаешь.

Да и писателю стоило бы изменить ядерную бомбардировку на что-либо другое, менее реалистичное: вторжение инопланетян, войск с параллельного мира, тогда бы было менее вопросов, как это было в романе Юрий Брайдера, Николай Чадовича «Гражданин Преисподней» /2000 год/, противники могут и развить идею о вторичности сюжета метро 2033 /Первый вариант романа — 13 глав 2002 год/

Вторая книга (Метро 2034) получилась в разы слабее первой части, так как оставив себе все недочеты первой части относительно устройства мира и организации жизни в метро, она утратила практически все положительные стороны. Так новый мир метро (именно новый!) утратил весь свой мистицизм, упоминаемый в первой части, стиль повествования также изменился в худшую сторону — пропали те байки, которые раскрывали мир метро в первой части. Главные героя также очень проигрывают первой части.

Одним словом можно сказать, что вторая часть получилась провальной — автор, не захотев повторений, решил привнести в роман новое, при этом потеряв все хорошее из первой части но оставил все недоработки.

Да и по сюжету роман напоминает компьютерную игру – помесь квеста с шутером, дойти в конечный пункт и выполнить миссию

Как итог — читать стоит только фанатам первой части, да и те могут разочароваться...

Рассказ "Конец дороги" рассчитан исключительно только на поклонников цикла Метро. Он для тех, кто еще раз хочет погрузится в этот мир, узнать что произошло за пределами Москвы (надо же, думал автор так и не вспомнит, что кроме Москвы есть еще и другой мир). Но рассказ утратил большую часть психологизма Метро и многое из мистицизма первой части, рисуя перед нами мир после конца, тотально конца, не пощадившего ничего.

Автор и тут допускает "технические ошибки, так улыбнула фраза о том, как подводники увидели, да-да, увидели другую подводку глубоко под водой, прежде чем ее засекли приборы. Это ж где на военной подлодке такие огромные иллюминаторы

Самая провальная и слабая часть цикл «Метро» — пьеса "INFINITA TRISTESSA". Пьеса выбивается из цикла своей сюрреалистичностью и аллегоричностью, это не говоря уже о чисто технических моментах:

- разбивка на сцены: слишком уж они короткие — всего пять-десять минут действия. А если уж автор думал что остальное время актеры должны импровизировать либо исполнять какую-либо пантомиму, то это стоило бы сразу прописать. даже если и автор позиционирует свое творение как перформанс. в итоге же получился краткий набор сцен, мало связанных между собой. Из-за этого герои получились непрописанные, о смысл уловить можно только заранее зная о чем идет действие

- пытаясь добавить авангарда в пьесу автор вносит туда такие детали как работающий телевизор, посадку и поездку на поезде, трехколесный велосипед, проектор, скрипка — все это выбивается из той атмосферы метро, которая была создана в романах.

Мною также была прочитана фанфик по миру «МЕТРО» — роман Drew и Ishtar «МЕТРО. Предыстория», рассказывающий о начале жизни в московском метро. Но роман не открывает ничего нового о мире Метро, разве что некоторые моменты биографии Хантера и Мельника.

Тяжеловато оценивать цикл, в первую очередь из-за его неоднородности, как по форме произведений (два романа, рассказ и пьеса) так и содержанию его частей. Слишком уж резкие перепады наблюдаются при переходе от одной части к другой — теряется целостность цикла, отсутствуют общие идеи, кроме одной — чисто инстинктивного желания выжить. На фоне популярности первого романа (Метро 2033) автор попытался создать новый мир, но имхо ему это мало удалось, слишком уж разные романы получились — мир М2033 очень сильно отличается от мира М2034, в первую очередь из-за отсутствия мистической составляющей. Если в 33 году метро жило исходя из физических законов (радиация, загрязнение окружающего мира и пр., как бы не «коряво» все это было прописано) и неких потусторонних правил (ментальные атаки мутантов, другие паранормальные особенности жизни под землей) то в 34 году это все пропало, и мир стал подчиняться только физическим законам. В результате продолжение потеряло все свои положительные черты, оставив, однако, все недостатки.

В общем-то, как итог можно сказать — Метро 2033 оказался на голову выше остальных частей, в результате чего цикла как такового практически нет.

Кстати, аудиокниги слушал по дороге на работу/домой, полпути приходится на метро, правда Харьковское, но все же :-)))


Статья написана 1 октября 2009 г. 13:21

Многие исследователи и ученые сходятся к мнению, что религия в той или иной мере всегда была присуща человечеству. Даже на этапе формирования человеческой расы, еще во времена кроманьонцев, неандертальцев (хотя прямое родство последних с современным человеком и спорно) существовали уже зачатки религии, веры в более могучие и всезнающие силы, вера в загробную жизнь (об этом можно судить по раскопкам захоронений того времени). Кстати, в те же времена, вполне, вероятно, зародились и рассказы о невероятных вещах, событиях, сущностях, рассказываемые возле костра в свободное время (иногда, и придуманные для развлечения и коротания вечеров). В те времена еще фантазии людей и религия находились в тесной связи, дополняя и поддерживая друг друга.

Позже религия стала преследовать инакомыслящих, к которым причисляла и людей, чьи фантазии шли вразрез с общепринятыми религиозными догмами.

С появлением письменности, а в особенности книгопечатаньем, конфликт приобрел еще больший размах.

Фантастика и Фентези, как правило, не уживаются с большинством религиозных течений. Авторы в своих книгах придумывают вещи, противоречащие догмам веры, а иногда и высмеивая и вообще ставя под сомнения, либо трактуя иначе факты, изложенные в священных книгах. Представители религии в свою очередь запрещают верующим читать подобные книги. Так было с Гарри Поттером, цикле о Роберте Ленгдоне и многие других. И хотя в нынешние времена вопросы противостояния решаются более цивилизованными путями (а не как во времена Средних веков) конфликт неисчерпан. Борьба религии и ФиФ за право давай пояснения своим почитателям о тайнах природы и, самое главное, говорить что будет в будущем, продолжается

Писатели по разному изображают религию в фантастике, начинаю от откровенной сатиры, до попытки переосмысления религии (Искатели Неба Лукьяненко), и даже построения новых религиозных учений, причем не только для книжных героев (культ Ктулху Лавкрафта и Сильмариллион Толкиена), но и в реальную жизнь – самый яркий пример Саентология Хаббарда.

И все-таки религия как была, так и остается одной из любимых тем в ФиФ, даже если и религия не играет основную роль в повествовании, ее могут использовать для более детальной прорисовки мира, в особенности это касается мира далекого будущего и нечеловеческих рас.

Хоть Айзек Азимов и однажды сказал, что фантастику пишут атеисты, я не могу согласиться с этим.


P.S. хотелось бы еще пару слов сказать о классификаторе Лаборатории, а именно расширение пункта "Общие характеристики/Религиозное". По моему мнению, данный пункт освещает не все стороны религиозной тематики в ФиФ, а именно в следующих пунктах:

1. Сектантство, в т.ч. сатанизм

К примеру, сатанизм — его едва ли стоит относить к христианству, во-первых, его догматы предусматривают отрицание основных постулатов веры христианства, во-вторых, сатанизм своими корнями уходит в Каббалу и более древние языческие религии. Кроме того, часто в произведениях упоминаются различные секты, которые по большей степени отрицают основные догмы традиционных религий.

2. Ксенорелигии

пункт включает в себя произведения, в которых описываются религии нечеловеческих цивилизаций (в фэнтези нечеловеческих рас), как, к примеру, Чужак в чужой стране Хайнлайна

естественно, можно предложить, что данный пункт включается в "Сюжетные ходы/Ксенофантастика (Психология и внутренний мир инопланетных рас)", хотя понятие религия более широкое, чем только психология и внутренний мир, да и описание религии нечеловеческих цивилизаций — процесс довольно сложный, но крайне интересный

3. Придуманные религии

пункт включает в себя полностью придуманные автором религии, такие как культ Ктулху

придумать иную религию также сложно, а может и труднее, чем придумать иной мир, взять хотя бы Древних Лавкрафта, который придумал для Ктулху не только религию, но и даже свою историю и мифологию, хотя и частично основанную на азиатских источниках

4. Измененные религии

религии Анклавов Панова, Псалмы Ирода Эстер Фриснер

пункт включает в себя религиозные верования будущего, в которых либо сильно изменились существующие догмы веры, либо произошло смешение нескольких религиозных течений, в результате чего образуется некий симбиоз двух или более учений. Данное явление особенности особенно часто встречается в постапокалиптике и описывающих далекое будущее книгах, где авторы довольно часто сильно изменяю современные религии, иногда объединяя, изменяя их.

К тому же если религию выдели в отдельный пункт, надо наиболее полно освятить это направление.


Статья написана 18 августа 2009 г. 20:10

К превеликому сожалению, последний роман Хроник Амбера (Повелитель Хаоса) Желязны закончил всего за несколько лет до своей смерти. Хотя логически чувствуется, что у серии должно быть продолжение – слишком уж много сюжетных нитей осталось незаконченными, слишком много недосказанного: это и вопрос с престолонаследием Хаоса, противостояние Логруса и Лабиринта, возвращение Корвина, да много еще чего. На некоторые вопросы отвечает серия Амберских рассказов. Тем не менее, после их прочтения остается чувство недосказанного, а также того, что эти рассказы представляют собой только часть, они только элементы сложной мозаики, которую начал складывать Желязны, но, к сожалению, так и не успел.

Если пойти в рассуждениях дальше, а именно по структуре произведения, то получается, что Хроники делятся на пятикнижье, причем в каждом из них автор приносит в мир что-то новое. В первом пятикнижье появляется Амбер – истинный мир, центр всего сущего. В конце пятикнижья (роман Владения Хаоса) более четкую картину начинает обретать Хаос, можно даже сказать, что принцип мира Хроник меняется: это уже не однополярный мир с центром в Амбере. Далее во втором пятикнижье читатель все больше знакомится с миром Владений, узнает его историю, в том числе и тот факт, что представление о мире с центром в Амбере, скажем так, не совсем верно отражало реальность. Хаос также являлся центром притяжения, влияя на окружающие тени и вступая в противоборство с Амбером. Таким образом, у нас получился биполярный мир "Амбер — Владения Хаоса".

Если же продолжить свои размышления дальше, можно предположить, что автор, вполне возможно, и в третьем пятикнижье (если уж придерживаться логики о продолжении Хроник и сохранении структуры цикла) появится "третий центр" вселенной, либо третья сила. Именно этим прогнозам (многие их, наверное, посчитают еретическими) хотелось бы уделит внимание.

Ведь Хроники Амбера, несмотря на свою популярность, имеют довольно небольшое число сиквелов, приквелов или вбоквелов других авторов (к счастью или сожалению – это уж пусть решает каждый сам для себя). Более-менее внятные получились продолжения у Мзареулова, да предыстория у Бетанкура.

Тем не менее хотелось бы высказать некоторые свои рассуждения, о том, какая именно сила бы появилась в третьем патикнижье.

Всего таких теорий у меня получилось три:

Первая. Самая логичная на первый взгляд – Лабиринт Корвина, который он создал по пути к финальной битве между Амбером и Хаосом, думая, что Оберон не смог починить Истинный Лабиринт (Владения Хаоса). Таким образом, возник еще один Лабиринт, который, вопреки ожиданиям, не слился с Лабиринтом Дворкина и начал вести собственную игру на фоне противоборства Лабиринта Дворкина и Логруса. Хотя эта игра была рассчитана в основном только на выживание, но это пока. Как видно из последних книг новый Лабиринт активно вербует себе сторонников, предоставляя им защиту, как от Лабиринта Дворкина, так и Логруса. Кроме того, в финале Принца Хаоса на сцену снова выходит Корвин, демиург нового Лабиринта, что существенно увеличивает силу нового Узора. Да и Мерлин, Далт, Джарт и Ринальдо также решили скрыться на время под покровительством нового Лабиринта. К тому же новый узор заполучил (пусть, возможно, и временно) Корал с Глазом Хаоса, которая скрывается под его защитой от Лабиринта Дворкина и Логруса. А если учесть, как обошлись с Корал две силы до этого, вряд ли она согласится по доброй воле возвращаться во Владения или Амбер. Таком образом новый Лабиринт сильно упрочил свои позиции, и, возможно, сможет соперничать с более древними и могущественными силами.

Из слабых сторон этой теории можно назвать тот факт, что у Лабиринта Корвина пока что нет структуры (как то города Амбера либо Владений Хаоса) способных защищать его и династии, к которой будет привязан узор, либо наоборот, которая будет привязана к узору. Да и новый Лабиринт пока что прошли только Корвин и его сын Мерлин (призраки пока не в счет). Хотя можно предположить, что и город и династия появятся гораздо позже, но в настоящий момент (окончание 10 романа) такого пока нет. Кроме того, есть еще один аспект – ни исследования Мендора и Фионы, ни Сухая не показали факт появления Теней отбрасываемых новым Лабиринтом (уж если бы такое произошло, вряд ли этому не придали бы значение).

Вторая. Новой силой, успешно конкурирующей с Лабиринтом и Логрусом, является также Призрачное колесо – суперкомпьютер, созданный Мерлином и способным путешествовать по Теням, перенося не только себя, но и другие предметы и людей. Кроме того всех возможностей Призрачного колеса, по всей видимости, не знает даже сам Мерлин, его творец. Но, тем не менее, Колесо уже неоднократно сталкивалось с другими силами – Змеей и Единорогом. Нельзя сказать, что в этих противостояниях был победитель, хотя уже тот факт, что Силы не справились с Колесом, говорит о многом.

Теперь встает закономерный вопрос с династией и центром мира. Насчет династии вопрос крайне сложный ввиду природы Колеса, с другой стороны оно называет Мерлина отцом.

Что до центра нового мира, то им могла бы послужить Земля. Да, наша Земля, которой в Хрониках уделено довольно много внимания. Здесь долгое время жил Корвин и Фиона, здесь учился Мерлин и Люк, и именно здесь Мерлину пришла в голову идея создания Призрачного колеса. Конечно, все это можно списать на то, что живя долгое время на Земле, Корвин тем самым усиливал ее, как в свое время усилил Авалон (кстати, по странному стечению обстоятельств только Корвин /имеется ввиду второе поколение амберитов/ обзавелся подобным миром, как то Авалон и Земля, и только он же смог нарисовать еще один Узор). К тому же Земля сильно отличается в своем развитии как от Амбера, так и от Хаоса. Она выбрала свой путь отличный от магии Амбера и Хаоса, развивая технологию. И именно эта технология стала основой для создания Призрачного колеса.

Тем не менее, эта теория маловероятная и едва ли продолжение Хроник пошло бы таким путем.

Третья. Появление протосилы, первичной по отношению к Хаосу и, естественно, Амберу.

По моему мнению, наиболее вероятный и наиболее интересный для читателей вариант.

Так, к примеру, поступил Мзареулов в трилогии Хроники Фауста (альтернативное продолжение Хроник Амбера Роджера Желязны), когда ввел в повествование Нирвану, но в дальнейшем произведение скатилось чуть ли не в открытый стеб, тем самым разрушив создаваемый мир.

Тем не менее, появление такой протосилы (буду ее в дальнейшем называть так) вполне обосновано некоторыми причинами, на которых остановлюсь подробнее. В первых романах автор представил Землю всего лишь как отражение Амбера, впоследствии Амбер оказался, беспристрастно говоря, всего лишь мятежным пространством Хаоса, созданным бежавшим из Хаоса Дворкиным. Так что вполне вероятно Желязны мог бы ввести протосилу, существование которой обуславливало бы вторичность и Хаоса, погружая читателя все дальше и дальше к истокам (хотя возможно и не совсем к истокам) создания вселенной Хаоса-Амбера.

Кроме того, если в тексте Хроник (в честности Принц Хаоса и сборник Амберских рассказов) можно встретить косвенные упоминания о некой неизвестной доселе силы. Одним из таких упоминаний являются спикарды – кольца, которые являются источниками силы, сравнимые по мощи со знаком Логруса и Лабиринта, и использующие энергии, не принадлежащие к известным источникам, то есть не зависящие ни от Логруса ни от Лабиринта. Одно из таких колец помогает Мерлину в противостоянии с Дарой и Мендором, причем последних поддерживал Логрус. Полостью о могуществе спикардов мало что известно, также как об их создателях и источниках. Но создать такие артефакты можно только используя колоссальные затраты мощности и подключив спикарды к неиссякаемым источникам энергии. Одним из объяснений существования спикардов может быть протосила, более могущественная чем Логрус и Амбер.

Информация о спикардах крайне отрывчатая, да и знают об этом немногие: Сухай, да разве что Делвин – сын Оберона, возможно частично еще Мендор и Дара, но знания последних двух скорее всего прикладного характера. О Сухае, хранителе Логруса, знающего очень многие тайны мироздания, можно предполагать многие вещи, вплоть до того, что именно он является создателем Логруса. (Кстати, тогда, возможно, таким образом объяснить его силу, могущество и знания, а также то, откуда он знает о спикардах).

О Делвине известно также мало. Он сын Оберона, но очень давно по каким-то причинам покинул Амбер. Где он сейчас и чем занимается неизвестно. Но именно он, совместно с Блейзом, подменил спикард для Мерлина. Благодаря чему Мерлин получил не тот спикард, на который рассчитывали Дара и Мендор. В разговоре с Мерлином Делвин говорит:

цитата

Мое имя Делвин, и мы можем не встретиться никогда… если древние силы не вырвутся на свободу. Принц Хаоса.

Не уточняя при этом, о каких древних силах идет речь, но и не скрывает наличие этих самых сил.

Еще где-то среди теней есть Страж Четырех Миров – место где сходятся четыре Тени, создавая при этом поток энергии, по мощности могущий поспорить с силой Логруса и Лабиринта.

И спикарды и Страж Четырех Миров могут представлять собой артефакты, оставленные протосилой. Причем их мощность настолько велика, что в известной вселенной едва ли найдутся аналоги. А ведь это по сути всего лишь частички нечто большего.

Кроме того в рассказе Сокрытая и гизель появляется новая раса – Сокрытые, живущие в таинственном Зазеркалье. Об этом народе известно крайне мало – они смогли сохранить свое существование в тайне как от Логруса так и от Лабиринта. Более того, согласны помочь Мерлину в его борьбе в ответ на его услугу по уничтожению гизели.

В общем, к концу пятой книги второго петикнижья уже скопилось довольно много вопросов, требующих пояснений. Одним из таких пояснений могло бы стать появление третьей силы, до сих пор остающейся в тайне.

Если уж эта протосила вдруг бы заявила о своем существовании, хотелось бы еще предположить о месте ее нахождении. Таких версий может быть несколько:

- таинственное зазеркалье, где живут сокрытые;

- Преисподняя (граница Дворов Хаоса). Наиболее подходящее место для нахождения протосилы – за гранью исследованного, там где царит только первозданный Хаос. (Кстати, ныряльщики заметили, что в Преисподни начались волнения и необъяснимые вещи – вполне возможно, что это предвестники появления протосилы).

Итак, все три теории о возможном дальнейшем ходе событий при продолжении Хроник Амбера рассмотрены. Но все это только рассуждения и догадки. Правды о том, что было бы дальше, к сожалению, мы не узнаем никогда.


Страницы:  1  2  3  4  5  6 [7] 8




  Подписка

Количество подписчиков: 35

⇑ Наверх