FantLab ru

Все отзывы посетителя zxvxzx

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Роджер Желязны «Порождения света и тьмы»

zxvxzx, 17 июня 11:21

Фэнтези бывает хорошим, бывает средним, иногда бывает откровенно «сорным», мне кажется, что в библиографии Желязны можно найти всё из этого перечня — автор имел склонность к экспериментам, готовые формулы успеха его не устраивали, иногда у него отказывало чувство меры (обычная ситуация для визионера).

Поэтому каждая из книг «Хроник Амбера» имеет своё лицо, поэтому между «Дилвишем Проклятым» и «Джеком-Из-Тени» настолько большая разница, что можно принять их за произведения разных авторов.

А «Порождения света и тьмы» — это, строго говоря, не «фэнтези».

Это психоделическая поэма в прозе, прощание с «модернистским» фикшном, закатный гимн времени, которое навсегда ушло.

Великая и печальная вещь.

Рок-группа King Crimson выпустит альбом Starless пятью годами позже, в 1974 году.

В нём она попрощается с казалось бы бесконечным «летом любви и протеста» американских 60-х, подведёт итог — неформальная музыка пережила пик своей моды, хиппи превратились в яппи, а идеология «свободной любви» не привела к революции и сдулась во время первой же тотальной экономической встряски. Великий Рок и Великий Ролл умерли, пришла пора расходиться по домам.

Примерно тоже самое сделал Желязны в своём фантасмагорическом произведении. «Закрыл эпоху».

Жизнь продолжится, она задаст новые темы, будут смелые жанровые опыты и книжные циклы, в конце концов придут молодые авторы, но Миф уже не вернётся.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Себастьян де Кастелл «Клинок предателя»

zxvxzx, 22 апреля 15:43

Добротный «фехтовальный роман», подкупающий своей наивностью и какой-то общей стремительностью событий.

Сюжет не выдающийся, сеттинг тоже не выходит за пределы типичного «low fantasy», но персонажи симпатичные, а поединки (которых здесь очень много) прописаны ярко и с большим знанием дела.

Единственный, с лично моей точки зрения, значительный минус — отсутствие интриги в устройстве описываемого мира, недостаток общего фонового колорита.

Автор демонстрирует достаточно условный мир: «позднее Средневековье — раннее Возрождение», «Итало-Швейцария», «постфеодализм, коррупция, доброго короля свергли».

Всего этого недостаточно — сравните «Клинок предателя» с очень похожим на него «Тенеграфом» Пискорского, например.

Или с «Земным кругом» Аберкромби.

Но это слегка натянутая придирка, мне скорее понравилась эта книга, ощущения от её прочтения напомнили мне о детском восторге восприятия простой романтически-авантюрной литературы, например о вечерах, проведенных за «Капитаном Фракассом».

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Грэм Макнилл «Воины Ультрамара»

zxvxzx, 7 апреля 15:31

Если кто-нибудь спросит у вас про самую усреднённую вархаммеровскую книгу из возможных — с болтерами, превозмоганиями, осадами и космическими баталиями, можете смело советовать ему «Воинов Ультрамара».

Книга сама по себе не хороша, но и не плоха — просто Грэм Макнилл как будто бы воевал сам с собой во время её написания, с вдохновением были явные, нескрываемые проблемы.

Его можно понять — «Ультрамарины», при всей своей безумной популярности и рекламе GW, это очень скучные ребята, они практически полностью лишены изъянов, им неведомы сомнения, а наиболее острые конфликты в их капитуле происходят исключительно из-за ригидной преданности/вольного толкования Кодекса Астартес отдельными личностями.

Никакой подлости, хитрости и демонической порчи здесь не будет — дети Гиллимана имеют почти поголовный бэковый иммунитет от всех этих болячек.

Тем не менее, автор приложил все возможные усилия для того, чтобы оживить хотя бы главного героя — капитана Уриэля Вентриса.

Порой ему это удаётся, но любой эпизод про быт бандитов или гвардейцев на осаждённой планете выглядит гораздо бодрее душевых метаний сверхчеловека в синей силовой броне. За «святого Себастьяна» поневоле — отдельный плюс.

Про тиранидов говорить не буду — если вам по какой-то причине интересны эти хайнлайновские ракожуки, или процесс пожирания ими человеческих миров, то здесь вы можете прояснить для себя некоторые любопытные моменты.

P.S.

«Последствия» — сюжетный мостик-эпилог между «Воинами Ультрамара» и «Мёртвым небом, чёрным солнцем», во многом интереснее родительского произведения.

По крайней мере в качестве лорного источника.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Петер Фехервари «Грёза»

zxvxzx, 24 марта 18:28

Петер Фехервари совершенно не вписывается в концепцию среднего автора Чёрной Библиотеки — его книги нарочито поэтичны, полны мистического пафоса и практически полностью лишены элементов того самого «болтер-порно», которым славится вселенная Warhammer 40K.

Разумеется, такой писательский подход в среде читателей порождает недоумение и даже шутки (типа варпфроговского «Дней без упоминания венгра: 0»).

Это абсолютно неважно.

Важно то, что расширяется палитра творческих методов — благодаря таким писателям, как Фехервари, жанровые границы Вархаммера перестают быть закрытыми, наконец-то в сеттинге появляются ужасы, детективы, экзистенциальные триллеры.

В «Грёзе» тенденция прослеживается очень хорошо — казалось бы, что автор может выжать из «бэка» Ангелов Блистательных, мало кому интересных наследников Кровавых Ангелов?

Очередную историю о «превозмогании» и победе любой ценой?

Скучнейшие сравнительные жизнеописания боевых сверхчеловеков?

Нет, вариант выбран совсем иной, и «морячки» в нём становятся лишь относительно малозначимым элементом общей картины, а пальба из болтеров суммарно занимает всего несколько страниц.

Автор идёт по пути «Соляриса» — корень зла кроется в самой Грёзе, а не в заговоре еретиков или подлых ксеносов.

Зло — отзеркаленное Грезой бесконечное стремление к «чести» и «совершенству», из-за которых Ангелы перестают замечать землю под ногами.

Время в «Грёзе» обречено идти по кругу, из галлюцинаторных лесов и мутных речных вод будут бесконечно выходить новые пророки, «Ангелы Блистательные» будут превращаться в «Ангелов Кающихся», а после — снова «воспарять на пылающих крыльях».

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Марина и Сергей Дяченко «Vita nostra: Работа над ошибками»

zxvxzx, 11 марта 19:10

Если честно, я мало что понял — особенно недоступной моему уму оказалась концовка.

От первой книги порой возникало ощущение настоящего кошмара, борьба холодной «лингвистической» логики и слабой человеческой души — красивый фон для истории взросления, и история эта работала.

А «Работа над ошибками» не работает.

Героиня вполне взрослая, достаточно хладнокровная и всё прекрасно осознает, пусть и не сразу.

Переживания и конфликты похожи на бильярд — «Сашка», как шар мечется между лузами под названием «Стерх», «Физрук» и «Фарит Коженников», не попадая ни в одну из них и время от времени заземляется об «Ярослава».

Ужас сходит на нет.

Любовь спасает мир.

В общем, с возвращением в 2007-й год опять не задалось.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Йен Уотсон «Инквизиторы космоса»

zxvxzx, 20 июля 2021 г. 19:01

Да, книга плоха во многих отношениях — сюжет прост и предсказуем, а характеры персонажей, мягко говоря, не поражают глубиной проработки.

Да, перевод ужасен — надмозги банально не были знакомы с сеттингом и на ходу изобретали лингвистические велосипеды, как было положено в начале 1990-х.

Но лично для меня это особенная книга, всё-таки благодаря ей я познакомился со вселенной Вархаммера, с этим брутальным коммерческим пастишем из всех возможных и невозможных жанров, который то искренне радует меня, то неимоверно раздражает.

Да и история сама по себе не отвращает непредвзятого и не слишком избирательного читателя — под прикрытием бесхитростного до идиотизма болтер-порно скрывается история о дружбе, верности и чести, а это достаточно высокие идеи для плохонькой жанровой литературы, которая существует по большей части ради рекламы пластиковых солдатиков.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Максим Кабир «Черви»

zxvxzx, 10 июня 2021 г. 12:47

Отличный new weird, стилистика которого лично мне напомнила не произведения жанровых спецов из США и Британии, а скорее нашего полузабытого классика «странной волны» — Сигизмунда Кржижановского.

Прекрасный метафорический ряд, забавные (редкость для русского хоррора) диалоги, понимание букинистической темы — достоинств очень много.

На фоне спекулятивной лесопилки в общем стиле ССК («шантаж ребёнком», «шантаж изнасилованием» и т.д.) — выглядит просто замечательно.

Хотелось бы, чтобы из под обложек ССК чаще раздавался хруст костей старого Эрлиха, а не стоны замученных детей и зубовный скрежет «зомби».

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Кормак Маккарти «Кровавый меридиан, или Закатный багрянец на западе»

zxvxzx, 7 августа 2020 г. 16:32

Чтобы противостоять Судье недостаточно быть просто «человеком», недостаточно просто «не делать зла».

Малец, по простоте своей, этого не знал.

Надо «любить» и «иметь идеалы», а с этим у Мальца были проблемы — он был «прохожим» для этого мира, тем и заинтересовал Судью.

И всеядный Судья, этот антипод Бога, нашёл Мальца и съел.

Просто чуть позже, чем всех остальных.

15 «знаю твои дела; ты и не холоден и не горяч. О, если бы ты был холоден или горяч!

16 Но, как ты тёпл и не горяч, ни холоден, то извергну тебя из уст Моих.

Кто во всём этом виноват?

Очевидно, что никто.

Просто такова жизнь в стране серых пустошей и красных теней, по которой бродят лихие люди-големы.

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Стивен Кинг «Низкие люди в жёлтых плащах»

zxvxzx, 5 марта 2015 г. 17:16

Писателя Стивена Кинга я открыл для себя в 13 лет.

В 2002 году я купил АСТ-овский сборник рассказов «Команда Скелетов» в мягкой обложке. Имя автора было отпечатано на ней угловатым шрифтом, напоминающим логотипы тяжелых групп (это меня, в общем-то, и привлекло), а рекламная аннотация, находящаяся на обратной стороне, уже тогда потрясала своим идиотским апломбом (КОРОЛЬ УЖАСОВ, ПОГРУЗИТЕСЬ В КОШМАР, НЕИССЯКАЕМЫЙ ИСТОЧНИК ТЕМНЫХ ФАНТАЗИЙ и.т.д). Один раз я присмотрелся к скелетам на обложке и заметил, что у них в руках белые полиэтиленовые пакеты.

Ну да ладно.

Сборник я прочитал от корки до корки раз восемь или девять, уже через полгода книга пришла в абсолютно непотребное состояние.

Следующая наша встреча произошла полтора года спустя — во время какой-то поездки я нашел книгу под названием «Стрелок» в гостиничной тумбочке. Это была одна из самых интересных находок в моей жизни, более того, Кинг в «Стрелке» оказался совсем другим, нежели Кинг в «Команде Скелетов». Куда более лироэпическим (тогда я уже знал это слово, у нас в школе началось литературоведение) и фэнтезийным. Мать «почему-то» невзлюбила Кинга и однажды «Стрелок» отправился в мусорное ведро (туда вообще много чего отправлялось, даже бедняга Кортасар однажды там очутился, по непонятным мне причинам). Тем не менее, мы с КОРОЛЕМ УЖАСОВ продолжали водить дружбу — я исправно покупал и проглатывал его книги, он неизменно будоражил мое детское воображение.

«Низкие люди в желтых плащах» смело можно назвать одной из знаковых повестей Кинга. Во-первых, она пересекается с миром (точнее мирами) Башни, и замечательно дополняет читательские представления о Багряном Короле и его прихвостнях, во-вторых, она подводит своеобразный итог кинговскому воспеванию детства. Ничего лучше про детей Кинг еще не написал, и вряд ли напишет.

Эта повесть для меня (да и не только для меня, судя по предложенным фантлабом литературным аналогиям) является младшей сестрой «Something Wicked this Way Comes» Рэя Брэдбери, но куда более жуткой, под конец и вовсе отдающей чем-то вроде старого недоброго «Фантазма». Тем не менее, Брэдбери и Кинга роднит ретроспективный взгляд в детство, прием дающий читателю ощущение глубокой интимности сюжетных оборотов, для советского/постсоветского читателя здесь уместна аналогия с «крапивинскими мальчиками» (в уме опять же всплывает параллель кинговской «Башни» и крапивинского «Великого Кристалла»).

Еще один интересный момент — «евангелическая» история Бобби и Теда, где Тед выступает в роли Иисуса. Сцена предательства воспроизведена практически дословно, не исключая и «тридцати сребреников» — ими становятся две тысячи долларов, выигранные Тедом у местного букмейкера. Все дальнейшие мытарства и «затемнение» Бобби являются следствием предательства, отречения от Теда, но финальная сцена романа говорит о том, что он искупил свой грех и готов к новой жизни.

Критики Кинга могут обвинить повесть в подспудной сексуализации отношений Бобби и Теда, и компилятивности сюжетных штампов. В чем-то они будут правы, образ Лиз (матери Бобби) в «Низких людях» заставляет вспомнить негативные женские маски, на которые Кинг всегда был щедр (см. «Нона», «Мизери»), ясновидческие способности Бобби отсылают читателя к «сиянию» Денни из, собственно, «Сияния». Даже денежная ставка на боксерский матч, исход которого известен игроку заранее, позднее была использована Кингом в «11/22/63», в рамках общей концепции путешествия во времени.

Читатель должен отдавать себе отчет в том, что Стивен Кинг ремесленник, даже не скрывающий своего нахрапистого подхода к написанию книг. Тем не менее, продукты его ремесла зачастую оказываются куда более глубокими и многогранными, нежели большая часть аналогичной беллетристики и, в частности, «литературы ужасов».

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Иэн Бэнкс «Мёртвый эфир»

zxvxzx, 5 марта 2015 г. 01:02

Мне очень нравятся книги покойного Бэнкса, даже «Осиная Фабрика», которую большинство его поклонников считает неудачной, у меня в свое время вызвала восторг.

Однако «Мертвый Эфир» вызвал во мне почти настолько же глубокое неприятие и недоумение.

Сейчас попытаюсь объяснить почему.

Писательская манера Бэнкса ставит на первое место глубину прорисовки персонажей, а не сюжеты, качество которых колеблется от книги к книге.

Главные герои романов Бэнкса почти всегда прописаны идеально, причем «отрицательные» личности, ведомые по сценарию сомнительными интересами и неблаговидными страстями, выведены зачастую лучше условно «положительных» парней в белых шляпах. Познакомьтесь с Хорзой и/или Закалве из «культурианского» цикла (хотя первый лично мне не кажется таким уж негативным персонажем), чтобы понять, о чем я говорю.

Герой Бэнкса является «скелетным ключом» к сюжету, мерой происходящих в книге событий, тем самым автор уворачивался от частых для фикшна «роялей в кустах» и «богов из машин». И это было хорошо.

До «Мертвого Эфира», финал которого оставляет смутное послевкусие сценарных приключений «высокого блондина в желтом ботинке», переписанных похмельным Ирвином Уэлшем.

Кен Нотт, толкающий махину сюжета по рельсам повествования (а они здесь идеально прямые), не вызывает у меня никакого сочувствия.

Вовсе не потому, что он является инфантильным дурачком, политические взгляды которого можно идеально описать фразой «за всё хорошее, против всего плохого», и не потому, что он подводит друзей, безостановочно потребляет окружающих его женщин и находится в перманентной подростковой стадии «борьбы с лицемерным обществом». Всё это вполне вписывается в общебританский поп-культурный портрет вечномолодого циника, и я смог бы смириться с этими чертами г.г., в конце концов книга не «роман воспитания».

Проблема заключается в том, что личность Нотта, его характер и побуждения банально являются куцыми заячьими хвостами, и сюжет радостно под эти дегенеративные черты мимикрирует. Я внимательно читал многостраничные монологи главного героя, описания его самодовольной рефлексии в худших традициях «Американского психопата», и никак не мог понять — почему он (Кен Нотт) не замечает «врощенности» себя во всё, что он сам так ненавидит?

Неужто Иэн Бэнкс хочет сказать мне что-то между строк, может быть как-то посмеяться над подобной логикой?

Я ждал и не дождался искомого знака свыше, а счастливая концовка уровня адвокатских квестов Джона Гришема («я все разрулил и угнал в закат с красивой блондинкой»), едва ли не вызвала у меня злость.

Убогий Нотт окончательно загубил убогий сценарий.

Сюжетный демиург Бэнкс сидит на облаке и давит ироничную минаевскую лыбу.

Плохо, очень плохо.

P.S.

Мысль о том, что Нотт вылеплен по образу и подобию своего творца, превращают «плохо» в «невыносимо».

Покойтесь с миром, Иэн Бэнкс.

Спасибо вам за «Культуру».

Оценка: 2
–  [  14  ]  +

Виктор Пелевин «Омон Ра»

zxvxzx, 23 февраля 2015 г. 18:59

Большая часть рецензентов, посвящающих «Омон Ра» свои отзывы, так или иначе обвиняет Пелевина в излишнем антисоветизме, если не сказать «советофобии».

Мне хотелось бы попытаться защитить автора от этих нападок.

«Омон Ра» не является «кощунственной пародией», издевательством над «подвигами советского народа» и «плевком в светлое прошлое».

В куда большей степени это повесть о детстве, о космической романтике времен позднего СССР, и далее — о смерти и распаде звёздной мечты, наложившейся на развал огромного государства и взросление главного героя.

Также «Омон Ра» можно рассматривать как гностическую историю о «красном демиурге», на это указывает хотя бы имя-«маячок» главного героя и «фрактальная» образность, переносимая с мелких деталей повествования на крупные.

С пилота, замурованного в кабинке игрушечного звездолета, на замурованных в эрзац-ракете курсантов.

Всё, что видят и переживают пелевинские персонажи-демиурги, чаще всего они же сами и творят (см. «Чапаев и Пустота», «Generation П» и даже «Вести из Непала»), повинуясь той «золотой удаче» (с), глубинной «причине» их существования.

Омон Кривомазов не является исключением. Исключением является лишь то, что в отличие от абсолютного большинства пелевинских персонажей-протагонистов — он своё сражение проиграл.

В финале книги вся произошедшая с ним история кажется зафиксированной на бумаге траекторией движения от лучшего к худшему. От детской, древней мечты о полете, к неизбежному разочарованию человеческой, «подземной» жизни, в которой нет места для подвига, но всегда найдется место для бессмысленной добровольной жертвы.

Если бы во всём этом заключалась какая-то особенная губительная суть СССР, которую Пелевин бы высмеивал, жить после прочтения этой книги было бы намного легче — опыт Советского Союза деконструирован и изжит, из него можно сделать выводы.

Но, к сожалению, здесь спрятана суть взросления и встречи с реальностью, а эти вещи иррациональны, уникальны и неизменно травмируют каждого из нас.

В большей или в меньшей степени.

Оценка: 7
⇑ Наверх