За свои 24 года Георг Гейм успел так много и так мало — «Вечный день» стал единственным сборником стихов, вышедшим при жизни поэта, позже были изданы ещё два — Umbra Vitae и Небесная трагедия. Его стихи поражают необычностью метафор, умением создавать атмосферу, задавать тон и настроение. Да, настроение мрачное, часто заставляющее задуматься о безысходности и бессмысленности скоротечного бытия, но умение видеть красоту в обыденном, создавать эстетику нелицеприятного, отвратительного — в этом проявляется подлинный дар и мастерство. Даже смерть поэта в какой-то степени стала манифестом его мировоззрения — он утонул, провалившись под лёд во время катания на коньках — нелепая случайность или предопределение, здесь каждый может трактовать по-своему.
Однако, вернемся к сборнику. «Вечный день» состоит из 41 стихотворения и делится на 7 тематических разделов — Огонь, Тень, Алтарь мёртвых, Сад, Пламя, Страдания и Вечер. Яркий протест Гейма против die Zeitgeist, духа времени выражается в антиурбанистической, антииндустриальной направленности ряда его работ. Среди них можно выделить «Берлин», «Поезда», «Демоны городов» и «Бог города». Концепция die Weltstadt — города-мира, мегаполиса подается в инфернальном ключе:
«Блистает брюхом за заре Ваал,
Вкруг на коленях города стоят.
К нему несметный колокольный шквал
Течёт из моря каменных громад.»
Размежевание Человека и Природы приводит к появлению искусственных кумиров, того самого Бога города и его демонов. В человеческом потоке города-мира нет отдельных личностей, лишь массивы тел, которые прокатываются по улицам в ядовитых облаках фабричных испарений и гуле машин. Искусственная механизация, формализм противны поэту в любых своих проявлениях. В стихотворении «Профессоры» ясно звучат кафкианские мотивы, протест против бюрократии. Кстати, сам Гейм будучи юристом был не понаслышке знаком с этим мерзким явлением:
«Сидят как будто и не здесь порою,
Размазав по побелке тень свою.
Их речи — словно скрыты глубиною.
И вдруг их рот растёт. Слюна кругом.
И тишина. И только на краю
Торчит параграф бурым червяком.»
Образы людей, изображенных на страницах сборника, вообще заставляют погрузиться в лютую мизантропию. Помимо бюрократов Гейм красочно описывает умалишенных и нищих, калек и заключенных. Они не вызывают сочувствия, напротив заставляют ощущать тревогу, отвращение, страх. К примеру, вот как описывает он сумасшедших в своем «Госпитале»:
«Вскочили на кроватях все больные,
Как жабы, светом сумерек залиты.
Кровати — словно города большие,
Что чёрной тайною небес укрыты.»
Обратите внимание на сравнение больничных коек с большими городами, все они дети мегаполисов, безумны и больны. На другом полюсе — естественная среда обитания человека — Природа. Здесь красота естественных форм, гармония, не извлеченная из алхимических реторт ученых, но рожденная изначальным Логосом-словом. Таких произведений в сборнике также немало, среди них «Апрель», «Зима», «Солнцеворот», «Осень», «На север» и другие:
«Как в тихом море облачко висит,
Так дремлют горы в синеве небесной.
И мелкий дождь над ними моросит
Серебряной дрожащею завесой.»
Да, здесь отчетливо прослеживается традиция германского романтизма, но Гейм прекрасно осведомлен, что в мире не водятся стада розовых пони и всегда готов вернуть читателя обратно в мир жестокой реальности. Некоторые его вещи гиперреалистичны, что не исключает поэтической образности, напротив, заставляет увидеть обычные вещи с необычного ракурса. Такое мы наблюдаем в стихотворении «Голод», где поэт описывает голодного бродячего пса:
«Пуста, огромна глотка, как врата.
Её огонь по капле точит, жжёт,
Горящий в брюхе. Жаркий пищевод
Могильная сдавила пустота.»
Эстетика смерти занимает поэта не в меньшей степени. Здесь можно говорить, что Гейм вдохновлялся творчеством "проклятых поэтов", в частности Ш. Бодлера, но это не исключает оригинальности, собственного видения темы. Традиционный для жанра мотив утопленников раскрывается очень сильно и образно, с описанием многих нелицеприятных последствий распада. Умопомрачительные картины рисует воображение, когда читаешь, к примеру, вот эти строки из стихотворения «Мёртвая в воде»:
«И мёртвая идёт под парусами,
Растрёпана волной. Её живот
Изгрызенный большой горой плывёт,
Гудит, как грот, под хищными зубами.»
Вообще, связь смерти и воды можно рассматривать в качестве дани традиции, но учитывая судьбу поэта, можно усмотреть здесь долю визионерства, пророчества своей гибели. Этот вариант мне более импонирует. Всё же одними утопленниками тема смерти в сборнике не ограничивается — юноша из ревности убивает любимую («Что ж, ты мертва…»), ужасы войны живописуются в стихотворении «После битвы», публичные казни, где на эшафот восходят не только жертвы, но и палачи («Луи Капет» и «Робеспьер»), а описание последнего приюта усопших в стихотворении «Склеп» настолько образно, что при наличии доли воображения читателю не составит труда мысленно перенестись в эту скорбную обитель, где безраздельно властвует смерть:
«Свисает ручка детская из щели.
Как воск, она бела и холодна.
И в бархатную ленточку камелий
Сухих вцепилась пальцами она.»
Если говорить в целом, то при первом прочтении сборника сразу привлекает внимание то, что автор подает все сюжеты со стороны, не вовлекая себя в текст. Его личных переживаний, страданий, чувств мы не увидим, что дает возможность сконцентрироваться на собственных эмоциях. Мы словно листаем альбом фантастических иллюстраций, где вместо красок и кисти автор решил использовать образы и слова, и со своей задачей справился в полной мере.
P.S. В Сети есть разные переводы этого сборника, некоторые вообще без рифмовки, для первого знакомства их лучше не использовать. Довольно неплох перевод А. Чёрного, который можно найти по ссылке здесь.
Как правило, фильмы по компьютерным играм получаются УГ, не все, но есть такая закономерность. В случае с экранизацией серии Resident Evil это правило не сработало и первый фильм получился настоящим шедевром, я считаю. Полуторачасовой напряженный боевик, полностью передающий исходную атмосферу хоррора на выживание. Лучшая роль Йовович, как по мне, в Пятом элементе тож неплохо сыграла, но местами смотрелась дура дурой, нельзя так переигрывать. Хотя я не очень люблю всяких там латиносов, но Родригес тоже достойна похвалы, такая лютая спецназовка получилась. В общем и целом фильм надо смотреть и пересматривать, по моему мнению вечно можно смотреть на три вещи — на огонь, на воду и на то, как Йовович выносит с вертушки в щщи черно.. зомбака-афроамериканца.
По сюжету сначала вообще мало что понятно. В некой подземной лаборатории неизвестный распыляет пробирку с вирусом и все сотрудники начинают дохнуть аки мухи. Затем мы переносимся в какой-то особняк, где голая Алиса (Йовович) просыпается под душем, в чём мать родила. Минуту спустя в особняк вламывается отряд спецназа и вот мы уже несемся в электричке в подземную лабораторию, где случился адЪ и израиль коллапс. На устранение последствий группе отводится три часа.
Со своими персонажами авторы церемонятся меньше Мартина в «Игре престолов», но оно и правильно — все лица мужского пола получились пресными и незапоминающимися, я запомнил только Спенсера, который типа фиктивный муж Алисы, остальные — да кто все эти люди, и актеры неизвестные к тому же. Реально переживал только за персонажа Родригес, хотя как можно переживать, если смотришь фильм не в первый раз, но я такой человек, из разряда — знаю, что Чапай не сможет переплыть Урал, но каждый раз надеюсь на чудо
К спецэффектам претензий нет, даже сегодня всё смотрится на уровне, хоть фильм 2002 года. Не особо люблю боевики, где главный герой укладывает пачки врагов очередями от бедра, но здесь такого нет — на счету каждый патрон, постоянно приходится бежать, блокировать двери, искать выход из тупиковых отростков подземного Улья. Вот за это жирный плюс создателям фильма — атмосфера игры соблюдена почти идеально. Кстати, в кино много фансервиса, отсылок к разным играм серии, даже баги обыгрываются иронично, кто в теме тот поймёт. Помимо этого есть ряд пасхалок, отсылающих к Алисе в стране чудесЛ. Кэрролла. Благодаря этому фильм можно пересматривать не раз.
Монстров маловато жаль — есть толпы типичных зомбаков, есть шустрые трупы освежеванных доберманов, ну и на сладкое — мясная четвероногая тварина, в количестве единственного экземпляра. На рейтинг кинокритиков, захейтивших кино по полной, внимания не обращайте — эта публика плюсует только унылые байопики про таких же гомосеков эстетов, как и они сами, а нормальные фильмы пытаются смешать с грязью. Учитывая то, что большинство кинозрителей, точнее сказать, потребителей кинопродукции — сборище унылых идиотов, то и зрительский рейтинг нельзя назвать объективным. Ну что можно сказать, если это стадо слепо плюсует такие щитдевры, как «Список Шиндлера», возводящий историческую политоту в разряд религиозной догмы или творения графомана Кинга, ни одно из которых я не смог досмотреть до конца, заснув ещё не доходя до "экватора". В общем не надо корчить из себя знатоков, обсуждая операторскую работу или актерскую игру, а просто смотреть то, что реально нравится, и пускай миллионы мух, летящих на премьеру очередного артхауса, жужжат, что вам нравятся лишь тупые комедии, да бессмысленные в своей жестокости ужастики. Ах да, музыка в фильме тоже зачет, одно сказать, что к сочинительству приложил свою лапу Мерилин Мэнсон.
Жанр: Современный психологический хоррор / Мистика
Год выхода: 2018
В гл. ролях: А. Бортич, Е. Цыганов
После просмотра «Невесты» я было совсем разуверился в будущем русского хоррора, но тут на глаза мне попался «Проводник» и я решил, так сказать, вбить последний гвоздь в крышку гроба отечественных ужастиков путём просмотра данной картины. Внезапно кино понравилось, просто не ожидал. Конечно, шедевром это не назовешь, но и на первый блин уже тоже не тянет. Все полтора часа пока шёл фильм я с интересом следил за развитием сюжета, который получился закрученным и в полной мере непредсказуемым. Вот такие фильмы можно смотреть и даже кому-то рекомендовать.
В начале сюжета мы знакомимся с девушкой Катей (А. Бортич), в целом девушка обычная, но у нее есть редкий дар — она видит призраков и может с ними говорить. В этом плане сразу вспомнился чудесный сериал «Мёртвые как я», но здесь уклон больше в драму, а не в иронию и черный юмор всё же. Так вот, свой дар девушка получила в раннем детстве, когда стала свидетельницей самоубийства маньяка, одержимого сверхъестественным злом. В момент смерти это зло поселилось в его сыне, прошли годы, Катя выросла, а что стало с мальчиком — неизвестно.
Родители Кати погибли в автокатастрофе, у неё из близких только сестра-близнец, которая после ссоры с Катей загадочно исчезает. Естественно наша героиня всеми силами стремится разыскать сестру, обращается за помощью к ментам, но те относятся к ней скептически, считая за пациентку дурдома (и не без оснований — лечилась она там долго, да и по сей день крышу рвёт, что мама не горюй). Исключением стал следователь Капков (Е. Цыганов), который в прошлом также потерял любимую девушку. Вместе они начинают поиски и вскоре приходят к выводу, что исчезновение нескольких красивых девушек за последние годы — дело рук одного серийного убийцы.
Сразу скажу, главная героиня была мне симпатична по нескольким основаниям, во-первых актриса красивая, во-вторых она бухает водку целыми стаканами, ну а в-третьих — носит вишнёвые Мартенсы. Следак тоже тот ещё тип, мало того, что является регулярным «ловцом белочек», так ещё и в пьяном угаре ведет себя, мягко говоря, неадекватно. Короче, жизненно, хотя ментов стоило сделать для достоверности более циничными, слишком они нянчились с закидонами Кати. Неплохо сыграл призрака А. Робак, его персонаж не сказать, что удачно шутил, но периодически снимал напряжение, всё же типаж по большей части комический у него.
Локации также подобраны хорошо — в самом начале шикарно выглядит заброшенный дом, его пол устилает густой ковер опавшей листвы, повсюду разруха и запустение — ну так и надо. Если нам показывают квартиру, то это реальная убитая хрущевка, где ковры разве что на потолке не висят — такой постсоветский нуар. Однако, главное, что получилось — создать ощущение размытости граней между реальностью и видениями главной героини. Каждый встречный может оказаться как живым человеком, так и призраком, сама Катя не сразу распознает разницу, то же самое и зритель.
Постоянные приходы, возникающие в самый неожиданный и спокойный момент заменяют здесь скримеры — с сюрреализмом полный порядок. Сюжетные повороты заставляют постоянно гадать — кто же на самом деле злодей, по ходу фильма приходится не раз менять объект своих подозрений и эта непредсказуемость радует. Теперь к минусам. В. Яглыч, играющий напарника Капкова, на мой взгляд, совершенно не годится для данной роли, всё-таки он больше комедийный персонаж. Сюжетная подача временами кажется рваной, заметны логические дыры и это не спишешь на сюр и частые катины приходы. Монтаж фильма, кажется, делали с сильного бодуна, изрядно перемудрив с временами года — то у нас лето, то зима, то осень — причем разрыв между сценами не более нескольких дней, так что Вивальди отдыхает.
Подводя итоги, хочется сказать, что главный критерий положительной оценки фильма — это то, что его интересно смотреть, сюжет захватывает, заставляет разбираться в происходящем. Учитывая то, что сценаристы фильма в основном засветились в работе над разными сериальчиками для НТВ — этот факт приятно удивляет. Огорчает, что рейтинг фильма примерно такой же, как у «Невесты», хотя два этих фильма смотрятся, как небо и земля.