Буря продолжает бушевать, продолжу-ка я разбирать картиночки, очень умиротворяющее занятие. Мне тут попалась под руку вот эта картинка из октябрьского номера «Weird Tales» 1931 года:
1931. «Old City Of Jade». Художник Joseph Doolin.
Сама картинка ничем не примечательна, но в образе смертного ложа и скорбящих фигур подле него есть что-то донельзя знакомое. Естественно, любой меломан тут же догадается, что речь идёт об обложке альбома «Black Sabbath» 1974 года:
– Намально, – прохрипел продравший глаза Тони Айомми, – Мне нра… Давай слабаем чё-нить ещё, я щас пацанов распинаю и начнём…
– Нет, – решительно ответил мистер Уэйкман, – С меня хватит! Шабаш, бл..ди, шабаш! – и столь же решительным шагом вышел из студии.
– А чо, звучит прикольно, – задумчиво сказал Айомми, – Эй, пацаны, вставайте. Я вам придумал название!
Так пятый альбом «Black Sabbath» обрёл название, украсившее обложку. А нарисовал эту обложку художник Drew Struzan, вы могли видеть и другие его работы, если интересуетесь хард-роком. Например, вот эту:
Удивительно элегантная картинка, вполне соответствующая элегантной драматургии Боба Эзрина внутри. Хотя обложка с Элисом Купером вошла в «Top 100 Album Covers» по версии «Rolling Stones», Дрю Струзан получал за свои работы от рокеров сущие копейки, по 150-200 баксов за обложку, и был беден, как церковная мышь. Но Дрю с детства был стойким парнем, он даже учился рисовать на туалетной бумаге, потому что другой не было, и его держала на плаву любовь к искусству. В 80-е он, наконец-то, нашёл свою золотую жилу, это был кинематограф.
Так что если вы не любитель Элиса Купера (или, не дай бог, «Bee Gees»), вы можете помнить Дрю Струзана по киноплакатам. В старые добрые времена, когда работали кинотеатры, а в киосках продавались фирменные коробочки DVD, его работы были повсюду. Например, вот эта:
Или вот эти:
Поначалу он обслуживал малобюджетные Би-муви, типа «Царства муравьёв» из вчерашней подборки плакатов, но в 1977 году ему подвернулась халтурка: нарисовать лица актёров на плакате к «Звёздным войнам». В этом бизнесе тоже случается разделение труда, совсем как в комиксах или мастерских великих живописцев: одни рисуют фон, другие фигуры, третьи вообще только раскрашивают уголки. В общем, Дрю повезло выйти на Лукаса, и дальше масть пошла, он стал известным и востребованным художником и ни один блокбастер не обошёлся без его участия. Месяц назад он, к сожалению, умер, и с ним от нас ушла целая эпоха.
С переходом из кинотеатров на потоковое видео по подписке из Тырнета и диджитализацией журналов мы очень многое потеряли из визуального обрамления – афиши, плакаты, обложки DVD, фотографии актёров у девочек под подушкой… Весь этот мерч был совершенно необязательным довеском, сопутствующим товаром, по сути, паразитировавшим на настоящих произведениях искусства, и теперь кино как таковое вполне обходится фотообложками, ужатыми до размера иконки на экране смартфона. Но мне всё ещё греет душу мой цифровой архив этих старых добрых картинок. Энджой!
Я давно не выставлял рейтингов просмотренному, потому что последние пару лет во всех категориях с большим отрывом побеждает РЮК:
Ну, то есть, я беспрестанно ем рамён, смотрю дорамы и читаю манхву. Про манхву я недавно писал, из-за рамёна я страдаю обстинетно-корпулентным расстройством (смотрю по утрам на циферки, что мелькают под ногами, и расстраиваюсь), а про дорамы напишу пару слов прямо сейчас. Из того, что запомнилось (но не обязательно понравилось) выделю следующее:
Спроси у звёзд «When the stars gossip» 2025
В этот фильм вбухали рекордный для Кореи бюджет, и результат вышел предсказуемый: сцены в невесомости и в открытом космосе просто шикарные, не хуже «Гравитации», респект и уважуха постановщикам спецэффектов. Законы Ньютона, конечно, нарушаются, но только там, где это оправдано драматургически, в остальных сценах всё очень корректно. Полёты на «Союзе» и бытовые сцены в МКС – на пять баллов, я не видел таких детальных съёмок ни в одном отечественном кино, всё-таки у корейцев внимание к деталям потрясающее (там, где оно вообще есть). Единственный минус, который перечёркивает все плюсы – предельно идиотский сюжет. Видимо, все ресурсы студии ушли в картинку и игру актёров, а на долю сценария ничего не осталось. Смотреть на перемотке, сжимая в свободной руке антистрессовый шарик.
Ведьма «The Witch» 2025
Очень медленно раскручивающаяся история, но за ней стоит понаблюдать. История о проклятии, из-за которого закон Мерфи обрушивает статистику. В этом сюжете «За миллиард лет до конца света» налетает на «Пункт назначения», и корейский Вечеровский пытается исследовать смертельно опасный феномен, чтобы понять закономерности его проявления, вычислить формулу проклятия, и, возможно, найти способы его обойти. Сюжет довольно тягучий, но он периодически подхлёстывается вотэтоповоротами, и в целом впечатление оставляет хорошее.
Новичок-историк Гу Хэ Рён «Rookie Historian Goo Hae-Ryung» 2019
Я не мог пройти мимо дорамы, в которой играет Син Се Гён, потому что она вон какая зайка:
Ну или вот:
История развивается вокруг королевской службы летописцев, которые ведут протоколы всех встреч и совещаний с участием монаршьих особ. Поначалу это типичный ромком в карамельных декорациях условного Чосона, но где-то в предыстории скрыта кровавая трагедия и она то и дело вмешивается в легкомысленный водевиль. Тени постепенно сгущаются, и к концу сериала ромком перерастает в политический триллер. Любопытная попытка рассказать о событиях недавней истории под видом исторической драмы. Тема, глобально, фальсификации истории и, персонально, человека, пишущего тексты (неважно, кто он, историк, публицист или журналист), в принципе, довольно болезненная, и корейцы отработали её тут очень деликатно.
Пленительный король/Пленить короля «Captivating The King» 2024
Последний на данный момент сериал с Син Се Гён, к сожалению, он не такой интересный как «Новичок-историк Гу Хэ Рён» и не такой легкомысленный, как «Невеста речного бога». Это сюжет с дворцовыми переворотами и подковёрными интригами, в нём то и дело мелькают куски реальной истории Чосон, но они сильно перемешаны с чисто литературными образами и отголосками политической жизни современной Южной Кореи. Вся история подана как шахматная партия, в которую вовлечены, как минимум, четыре стороны, и вся она, так или иначе, крутится вокруг игры в го. Здесь много интриг, коррупции, предательства и сложных многоходовых комбинаций, и как во всём этом может участвовать юная невинная девушка с чистым сердцем, я просто ума не приложу. Но роль Син Се Гён вплетена в сюжет очень органично, и даже внезапная чисто сюрная завитушка в финале выглядит (если подумать) вполне уместно.
Пособие для резидентов «Resident Playbook» 2025
Влюбился с первого же взгляда на главную героиню. Актриса изумительно сыграла типичнейшего зумера, и с первой же сцены она выбешивает настолько, что ей хочется зарядить по башке. Весь сериал из неё (и трёх её коллег, всех с той или иной зумерской придурью) будут пытаться вылепить ответственных мед.работников. На мой взгляд, затея совершенно фантастическая, зумеров в принципе не переделать, их проще пускать в расход и набирать новых, а с ними весь сериал ещё и нянькаются как с малолетками. Антураж и условия работы, конечно, ненатурально тепличные, но натурализма и реализма в сериале хватает – это же акушерско-геникологическое отделение, тут и кесарево крупным планом, и онкология, и проблемы с головой у врачей и пациентов. По сравнению с другими мед.сериалами Resident Playbook довольно облегчённый, но не совсем детский. И в нём как-то уютно себя чувствуешь, несмотря на происходящее.
Остальные десять или двадцать дорам сезона 24-25 мне ничем не запомнились, должно быть, все вершки я уже выбрал, и остаётся только методично перелопачивать породу в надежде найти затерявшиеся шедевры.
«Жар-птица» Aeschynanthus speciosus, которую я вырастил из воооот такусенького листочка, давно отцвела. Летом она была вот такая:
А к концу сентября внезапно решила порадовать ещё одним цветочком:
Эсхинантус напомнил мне, что я давненько не хвастался книжками, так что я подсобрал в кучку всё, что накопилось с прошлого раза – не слишком много, мораторий на новые книги пусть не жостко, но всё-таки действует.
Сначала Желязны с Гордеевым:
Как и у всякого любителя фантастики, у меня скопилась куча разных изданий «Хроник». Одно время я пытался от них избавиться, но преуспел только с самиздатовскими тетрадками Гилинского, (о чём сейчас очень сильно жалею). К новой редактуре перевода можно относиться по-разному, и именно так я к ней и отношусь. Точность перевода имеет значение, если вы исследователь, а для читателя куда важнее неуловимый и трудно формализуемый аромат истории и музыка слов. Их восприятие сугубо индивидуально и во многом зависит от эффекта импринтинга. Стыдно признаться, но я с наибольшим удовольствием перечитываю «Эмбер» в флп-шных переводах из «Монстров Вселенной». Они, конечно, корявые, но при этом какие-то более живые, чем все прочие варианты. Что касается иллюстраций Гордеева, то я обнаружил, что согласен принимать Гордеева таким, какой он есть. Другого иллюстрированного издания «Хроник» нам в ближайшем будущем всё равно не светит, а книжка хоть с какими-то с картинками куда лучше, чем книжка вообще без картинок. Я даже думаю (сейчас полетят камни), что прикуплю Гордеевского «Ведьмака», уж больно красиво он оформлен, и «Век дракона» на рыхлой порыжелой газетке по сравнению с ним выглядит совсем убого. Да, у Гордеева полно проблем и с анатомией и с… пусть будет «физиогномикой», но альтернатива Ашмариной нисколько не лучше.
И немножко малотиражек:
Последний том сс Чеда Оливера от Бурцева. Как жаль, что на этом всё закончилось, у Оливера хватило бы вещей ещё на пару томов, но гуманитарная ветвь НФ почему-то не пользуется ажиотажным спросом, и её любителям приходится подбирать только крошки со стола. В этом томике припозднившийся роман Оливера о добровольных робинзонах космоса, вторичная, но очень своеобразная история. Она выглядит так, будто Дэймон Найт решил написать нечто среднее между «Туннелем в небе» Хайнлайна и «Пленённой Вселенной» Гаррисона. Этакая воплощённая тень Золотого века НФ.
На этом "полярис" кончился, началась "подшофэ":
Детектив Энтони Бучера – вещь среди любителей сайфай известная, но на русском до сих пор не появлявшаяся. Бучер собрал в качестве персонажей всех видных представителей LASF и Хайнлайновской «Маньяны» во главе с Грандмастером. Вещь, рассчитанная на фэндом и написанная исключительно для своих, пережила свою эпоху. Правда, её смысл и ценность зеркально перевернулись: тогдашним фэнам было прикольно играть в угадайку, узнавая по разговорам и манере поведения знакомых им писателей, а нынешнему поколению, вооружённому расшифрованным списком персонажей, книга позволяет познакомиться с манерами поведения и особенностями речи творцов Золотого Века НФ. Как «Зелёный огонь», «Возвращение Уильяма Проксмайра» и другие подобные вещи, «Ракета» превращает скупые библиографические справки в живых людей со всеми их достоинствами и недостатками. На мой взгляд это очень ценное дополнение к любой, самой подробной биографии.
Кое-что и родных пенат:
Российская фантастика начала прошлого века между 20-м и 30-м годом. Иллюстративный материал к караваевскому «Краткому курсу». Половина вещей, конечно, читанная, но поставить на полку до сей поры было нечего, всё больше в электронке. Теперь – в виде бумажной антологии, жаль, иллюстраций не так много, как хотелось бы.
Нонфикшн я уже давно зарёкся покупать, потому что текущая очередь на прочтение превышает все мыслимые сроки человеческой жизни. Но в магазинах то и дело что-то само прыгает мне в руку и приходится с этим смиряться.
Я помню, что пришёл в магазин совсем за другой книгой Софьи, а именно «Воры, вандалы и идиоты», но на полке её не оказалось, и девочки в зале ничем не смогли помочь, пришлось удовлетвориться подвернувшимися «Фениксами», а «Идиотов» отложить на потом. (Я люблю ходить ногами по книжным и трогать руками, от заказов в Тырнете не так вштыривает, если вы понимаете, о чём я). Книги Багдасаровой об искусстве написаны легко и непринуждённо, её взгляд на вещи уникален и индивидуален, и там, где другой искусствовед потратит тысячу слов, она обойдётся двумя. Так что «Фениксы», безусловно, must read, но «Идиотов» хочется по-прежнему.
И теперь — мемуары:
Неожиданная книга в моей корзинке. Сам не понимаю, чем зацепила. Но из всей «стадионной тусовки» я без отвращения относился только к Андрею и Бэлле. Возможно, потому что мало о них знаю :). Мемуар Вознесенского, ожидаемо, сложносочинённый, все предложения бредут окольными тропами, слоги в завитушечках, ни слова в простоте. С первых строк поэт заходит с козырей и живописует столкновение творчества с Системой, не знаю, куда дальше понесёт его мысль, успел прочесть лишь одну главу, пока ожидал марокканского осьминога в «Гадах», где традиционно обмываю покупки.
Эту книгу я купил как Вещь, Определённо Имеющую Отношение К Архитектуре. Ментальность архитекторов, их угол зрения определённо отличаются от общечеловеческого. Посмотрите, что понаделал в Барселоне Гауди, и послушайте, что говорят жители тех домов – совершенно очевидно, архитектор мыслит не так, как простые смертные. Ну а поскольку у меня детёныш учится на архитектора, я решил попробовать проникнуться, так сказать, духом.
Last but not least – книга Василия Владимирского. Первую статью из неё я прочитал ещё в сетевой публикации, и она была ну очень хорошо написана, надеюсь, остальные не хуже. Удивлён, что такая книга вышла в редакции Елены Шубиной, мне почему-то казалось, что её тематика и ешка – две вещи не совместимые.
Ещё одна малотиражка, книга про Ф.Брауна. Браун был замечательным мастером короткой формы, и я о нём ничегошеньки не знаю. Этот позорный пробел совершенно необходимо было заполнить, и теперь осталось только найти для этого время.
И дальше – букинистика. Эта статья в моих расходах занимает всё больше и больше места. Ну потому что книжки с картинками, в основном, остались в прошлом. И там, в прошлом, они остаются вполне бюджетными по ценам, а их ассортимент куда шире, чем предлагают СЗКЭО, «Азгард» или «Вита Нова».
Академиздание Мэлори да ещё и в супере – всегда хотел его иметь. Ну, по крайней мере, лет с 15-ти, когда впервые его увидел. Оно долго не шло мне в руки, помнится, в 90-х я с досады даже прикупил своеобразное плацебо от «Флегетона», от которого теперь могу избавиться:
В отличие от «Литпамятников», у этого издания мягкие обложки. В нём даже есть иллюстрации, но не Бердслея, а гг Алексеевой, Радимова и Докучаева. Они слишком по-глазуновски своеобразны и очень уж веют духом 90-х, так что я не буду по ним скучать.
В нагрузку к Мэлори я прихватил в том же букинисте три книжечки из БСФ:
На мой взгляд, в них прекрасно всё, и тексты и иллюстрации. Особенно иллюстрации в «Стампе», они как-то с детства запали в душу. Ностальгия – страшная сила, чего только не вынуждает делать. Места на полке под ностальгию осталось совсем мало. :(
И последняя книжечка в коллекцию – древнее региональное издание «Тоннеля в небе»:
Внутри, естественно, уникальный перевод, не сильно хороший, но больше нигде не встречающийся, и иллюстрации – типичные картинки 90-х, в общем, сплошная отрада коллекционера:
С пермским «Туннелем» мягких обложек и малоформаток в моей коллекции прибыло, начал понемногу заполняться второй ряд на тематической полочке:
Наверное, оставлю место под «Терру» и «Око»… Насчёт «Поляриса» в раздумьях, стоит ли его восстанавливать, после того, как безжалостно зачистил в период диджитализации.
Ну и остальные две тематические полочки тисну сюда, раз уж начал фоткать:
Мне нравится, как они выглядят, но, к сожалению, вот этот вот простор и общая непринуждённость выкладки появились потому, что я выгреб из шкафов половину книг и складировал в коробки. Они торчат на лоджии в ожидании возвращения и у меня язык не поворачивается сообщить им, что на самом деле свободных мест в их родном шкафу почти не осталось. У меня сердце кровью обливается, когда я о них вспоминаю. Но мне остаётся только уныло восклицать вслед за Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого мы прикупили» и торжественно обещать, что вот эти покупки были последними. Наверное. Почти точно. Ну, где-то так.
В манге и аниме довольно часто путешествуют во времени, вперёд в Будущее, назад в Прошлое, куда-нибудь вбок, на параллельную ветку, где всё почти то же самое, но по-другому. Но, в отличие от научных фантастов, мангаки, манхваки и ман… в общем, китайские товарищи используют перемещения во времени, как правило, с сугубо утилитарными целями. Посмотреть на динозавров и пострелять из бластеров, конечно, интересно, но своя рубашка ближе к телу, и персонажи манги путешествуют в собственное прошлое, чтобы изменить персональное будущее. Крайне редко они смещаются во времени с альтруистическими целями, чтобы помочь кому-то другому. Куда чаще ими движет злоба и желание отомстить. Порой возникает ощущение, что авторы манг, манхв и, особенно, маньхуа – все поголовно жертвы жесточайшего буллинга, которому они подвергались большую часть жизни. Но есть, конечно, и светлые исключения из правил. Редко, но попадаются.
5.1.Регрессоры: бег по кругу
Регрессоров изначально придумали любители фантастики, чтобы прикалываться над творчеством братьев Стругацких, тогда этот термин обозначал специально обученных людей, загоняющих чью-то цивилизацию в пещерный век. Но прошли годы, а потом десятилетия, и безграмотная школота (ТМ) затеяла переводить манги, в которых попадались люди, угодившие во встречный (регрессивный) поток времени, вынесший их в собственное прошлое. В отличие от путешественников во времени, которые могли встретиться со своей более ранней версией, регрессоры просто обращали время вспять, возвращаясь в точку, где когда-то были – но уже обременённые поздними воспоминаниями. С точки зрения логики и здравого смысла это выглядит как полная чушь, поэтому лучше представить, что на встречку вбрасывается не сам регрессор, а информационный пакет с копией его сознания, который в конце маршрута естественным образом ложится поверх прежней записи на матрицу мозга.
Как бы то ни было, нынешнее значение слова «регрессор» – это человек, который хочет переписать недавнюю историю, в основном, из меркантильных соображений, чтобы улучшить собственное положение в будущем. Что произойдёт дальше – никого не волнует. В отличие от научных фантастов, мангаки не заморачиваются разрешением временных парадоксов, и вопрос о том, откуда взялась информация о будущем, которого на самом деле не было, вообще не возникает.
5.1.1.Ремейк нашей жизни! / Remake Our Life! / ぼくたちのリメイク
Манга 2018. У песни «Child In Time» группы Deep Purple есть посвящение: «The Story of a Loser – It could be You». Эта манга – история лузера, которому выпал шанс начать всё с чистого листа. Поначалу им движет лишь желание добиться успеха, но, отыгрывая по-новому старые сценарии, он меняет судьбы людей, и не всегда в лучшую для них сторону. У этой манги простой сюжет, но очень не простой эмоциональный фон. Этакий водевиль, балансирующий на грани трагедии. Она чем-то напомнила мне фильм «Человек с Земли», где под легкомысленной оболочкой скрывается драма.
У этой манги есть финал, в котором просматривается логическая концовка. Несколько лет назад было обещано продолжение истории, но оно так и не появилось.
Аниме-вариант полностью сохранил сюжет, но при этом потерял какой-то неощутимый нюанс, без которого история выглядит слишком… обычно?
Входит в Топ-10 моего персонального рейтинга
5.1.2.Вторая жизнь Злодейки / The Villainess Lives Twice / 악녀는 두 번 산다 / 惡女的二次人生
Манхва 2020. Она посвятила всю свою жизнь брату и сделала его императором. В награду за это брат отрубил ей руки и ноги и оставил умирать в темнице. Единственным, кто пришёл её навестить, был её заклятый враг. Он умолял её остановить брата и спасти Империю. Она отдала свою кровь, чтобы провести ритуал – и вернулась в прошлое. В этой жизни она не станет марать руки и прокладывать брату путь на трон. Но этого мало. Она должна его уничтожить и посадить на трон другого, чтобы предотвратить грядущую катастрофу. В ядовитом клубке политических интриг, который она создаёт, вновь не было места для её собственной жизни. Она так решила. Но она ошибалась.
Ещё одна сага про злые холодные ветра, опустошающие людские судьбы. Атмосферная династическая драма в мире, не знавшем Ренессанса.
5.1.3.Вторая жизнь мерзавки / Second Life of a Trash Princess / 망나니의 누님이시다
Манхва 2022. Она предана и убита своим женихом, но повернула время вспять и больше не позволит подобному случиться. Слишком многое она терпела и тащила на своих плечах в прошлой жизни. На этот раз она будет жить только для себя и станет настоящей мерзавкой!
Политические игры, шпионы, убийцы, романтический туман, теория воспитания и прикладная психология – всё смешалось в один запутанный клубок в коридорах императорского дворца, и не различить, где нить Ариадны, а где хвост ядовитой змеи.
Захватывающая драматическая история в обрамлении шикарных графических излишеств. К сожалению, автор подпортил концовку, резко сбавив накал страстей, и зачем-то превратил драму в мелодраму. В противном случае «Мерзавка» стала бы безусловным шедевром.
5.1.4.Механик Судного дня / Apocalypse Mechanic / 末日机械师
Маньхуа 2022. По-моему, одна из первых маньхуа, которую я смог просмотреть до конца. Возможно, только поэтому она и попала в этот рейтинг – из-за эффекта импринтинга. Потому что это история про зомби-апокалипсис, а я их не особенно люблю.
Это история о том, как в далёком будущем запустили машину времени, но не для того, чтобы отправить в прошлое терминатора, который всё исправит, а ради личной мести. Физического переноса не было, машина всего лишь наполнила мозг одного испуганного школьника его воспоминаниями о будущем. Он был слаб телом, но всех переигрывал в стратегии, и со временем смог отвоевать себе место под солнцем. Лучше или хуже прежнего – бог ведает. Это история не о достижениях, а об упорном продвижении к намеченной цели.
5.1.5.Регрессировавший младший сын герцога – убийца / The youngest member of the returned duke family is an assassin / 회귀한 공작가의 막내도련님은 암살자
Манхва 2024. Он сжёг свою жизнь на чужой войне и умер, преданный, от руки своего старшего брата, проклиная свою глупо прожитую жизнь. И, конечно же, он получил второй шанс и достиг в новой жизни всего, что хотел, потому что помнил то, что ещё не случилось.
Отличная фэнтезийная сага, автором которой мог бы быть, например, Желязны. Последняя в моей тройке избранных манхв.
Входит в Топ-10 моего персонального рейтинга
5.1.6.Злодейка видит всех насквозь / The Young Villainess Sees Through It All / 幼い悪女はすべてを見通す
Манга 2024. На самом деле по виду, да и по сюжету ни разу не японское творение, скорее, типичная маньхуа. Во-первых, она в цвете, во-вторых манера рисунка и образы героев донельзя знакомы, я видел их в десятках китайских поделок. В-третьих, для поддержания сюжета герои то и дело совершают глупые поступки, а это типично китайский метод драматургии. На англоязычных ресурсах эту вещь называют то мангой, то манхвой, то маньхуа, а год указывают то 2023-й, то 2024-й. В общем, всё сложно. Но история простенькая, она о том, как девица, сожжённая на костре за распространение наркотиков, возвращается в прошлое и мстит всем причастным. Помогает ей магическое колечко со скиллом чтения мыслей и заезжий принц на белом коне. Но не только. Рояли, обгоняя друг друга, так и выскакивают из кустов, поэтому всё у неё получится. Очень карамельное ненапряжное чтиво, я бы его и не запомнил, если бы не загадочное происхождение. Подозреваю, что это целиком продукт нейросетки, и участие человека в нём самое минимальное. К просмотру рекомендую, если вам совершенно нечем занять время.
5.2.Резерошники: метод проб и ошибок
Механизм Re: Zero внешне напоминает известный «День Сурка», но на самом деле позаимствован из компьютерных игр. Это механика возрождения после гибели в выбранных ранее точках сохранения или в заданных игрой точках респауна. Возрождаясь после неудачной попытки пройти уровень или сюжетную арку, герой обычно сохраняет только полученную информацию, а все его достижения и материальные приобретения аннулируются. Иногда на него накладывается штраф – снижение уровня и потеря навыков, а в особо злобных Системах его вообще выкидывает в мир с полным обнулением статов и, вдобавок, совершенно голым, в чём мать родила. В мангах используются самые разные вариации механизмов посмертного восстановления, и общее у них только одно – успешное выполнение какого-то квеста или просто достижение сюжетного поворота сдвигает точку респауна вперёд во времени, благодаря чему легко убедиться в прогрессе героя.
5.2.1.Re: Zero / Re: ゼロから始める異世界生活 第
Манга 2014. Моя давняя любовь, Re: Zero. Истари комикс бросил выпускать и мангу, и ранобе, но, по счастью, их можно отыскать на пиратских ресурсах. J
Эта история начинается с того, что ученик старшей школы Субару Нэцуки по пути из магазина домой переносится в иной мир. У его появления есть цель (мы-то знаем, что это демон-горничная Рэм, но Субару об этом не подозревает), и неведомая сила мягко направляет его, заставляя отыскивать путь в этом мире методом проб и ошибок. Ошибки здесь караются смертью, и тогда Субару, невредимый, просыпается в своей постели – утром уже прошедшего дня. Он снова должен прожить этот день, чтобы сделать что-то иначе и разорвать петлю бесконечного дня сурка.
Входит в Топ-10 моего персонального рейтинга
5.2.2.Рыцарь, проживающий один и тот же день / Eternally Regressing Knight / 오늘만 사는 기사
Манхва 2024. Это война, на ней рыцарей то и дело убивают, но один из них обманул смерть, и каждый раз возвращается к жизни, отмотав день назад. Сотни раз он проживает один и тот же день, чтобы спасти товарищей, выполнить приказ командира – или чтобы стать сильнее. Цепочка откатов во времени не позволяет нарастить мышцы, вместо этого он наращивает умения и учится налаживать контакт со своими подчинёнными, бандой отбитых на всю голову ублюдков, лучших воинов на всём свете.
Несмотря на простоту, вещь более возрастная, чем Re:Zero. Наверное, всё дело в сдержанных интонациях и более реалистичном антураже.
Входит в Топ-10 моего персонального рейтинга
5.2.3.Яндере в подземелье убивает меня снова и снова / My yandere girlfriend lurks in the dungeon and kills me over and over again / ダンジョンに潜むヤンデレな彼女に俺は何度も殺される
Манга 2023. Собственно, всё сказано в названии. Деревенского паренька просто бросают на съедение монстрам в данжон, но он ухитряется выжить и получить дар воскрешения. Этот дар ему не раз пригодится, потому что странные обитательницы подземелья – отмороженные на всю голову психопатки со сверхчеловеческими способностями, которые убивают, не задумываясь. Конечно, воскресая, он оказывается в прошлом, и мог бы что-то поправить, чтобы не довести ситуацию до критической точки. Но вот беда – время, оказывается, вариативно, и каждый раз ситуация меняется произвольным образом. И чаще всего – в худшую для него сторону.
В этой манге витает отчётливый аромат чернухи – во всяком случае, поначалу. Потом картина полностью сменяется, и начинается что-то другое. Впрочем, вторая часть только-только начала раскручиваться, поэтому всё может вернуться на круги своя.
PS Эта манга почему-то навевает воспоминания о «Wolfenstein 3D». Что у них может быть общего? Вообще не понимаю.
5.2.4.Я воскрешаюсь в одиночку / I Alone Resurrect / I Am Resurrected Alone / Solo Resurrection / 나 혼자 부활한다
Манхва 2024. Как говорит один из героев манхвы, «Мир защищают не святые, а сильные». Эдакая корейская вариация фильма «Брат». Или «Брат-2»? Ладно, не важно. Дело в следующем:
Однажды повсюду на Земле открылись Врата, и из них повалила всякая гопота. И тут никуда главный герой – и весь он такой, донельзя крутой: «Не брат я тебе, гнида зеленож.пая!» – и сразу в лобешник опа-ля!
Но, конечно, перед этим герой прошёл разные тренировки, подкачал статы и получил от Системы навык «Воскрешение». История эта полна чорного юмора, и поскольку главный герой – тупой отморозок, эта манхва больше смахивает на маньхуа. Но в ней есть специфическая корейская мягкость и общечеловеческая мораль, хотя за её поддержку отвечает не главный герой, а второстепенные персонажи. А чтобы не тошнило от главного героя, его уравновешивает и оттеняет откровенно конченый спутник. Чувствуется, что это сделано хорошо, что у автора всё в порядке и с композицией, и с балансом разных мелких нюансов. Всё-таки создать гармоничное произведение с полу-антигероем, на мой взгляд, не так-то просто. В общем, этот опус можно полистать, если вы способны терпеть мать-перемать и грубых простоватых парней без тормозов.
6.Вне классификации
У этих произведений нет ничего общего, но их не удалось отнести ни к одной из вышеперечисленных категорий, а придумывать для каждого отдельную группу мне не хочется. Пусть полежат тут, в общей кучке – это никак не скажется на их содержании.
6.1.1.Этот глупый свин не понимает мечту девочки-зайки! / That Bastard Pig of Youth Doesn’t See the Bunny Girl Upperclassman’s Dream! / 青春ブタ野郎はバニーガール先輩の夢を見ない
Манга 2015. С одноклассниками и знакомыми Азусагавы часто происходят необъяснимые события. Одно из них – исчезновение. Сакураджиму не просто не замечают, её перестают видеть и забывают о её существовании. И этот процесс идёт по нарастающей. В знак протеста она стала наряжаться девочкой-зайкой, но даже в этом виде её никто не замечал – кроме Азусагавы. Прежде чем она окончательно исчезнет из его глаз и его памяти, он должен что-то предпринять…
Манга про девочку-зайку очень короткая, но это лишь одна из многих историй. Аниме-адаптация, по крайней мере, визуально, сделана куда лучше манги, и она уже начала второй сезон.
6.1.2.Как игрок глупой FPS попал в иной мир / The Case of a Stupid FPS Player Fall Into Another World /マヌケなFPSプレイヤーが異世界へ落ちた場合
Манга 2016. Во время игры в шутер геймер внезапно выпадает в другую игровую реальность. Это фэнтези-мир с гильдиями авантюристов, монстрами и подземельями. Но в нём есть своя Система, и паренёк в бронике с Хранилищем, битком набитым современным оружием, к ней подключен. Однако, в системном меню нет пункта «Exit», поэтому покинуть игру невозможно. В ней можно чувствовать боль и усталость, можно спать и видеть сны. А что произойдёт, если игроку случится в ней умереть?
Неплохая манга с неплохим сюжетообразующим вотэтоповоротом. Из минусов – стабильно хромающая логика событий и нестабильно выходящие главы. Подозреваю, что это будет тот ещё долгострой. Но пока я слежу за ней не без удовольствия.
6.1.3.Эта фарфоровая кукла влюбилась / The dress-up doll that fell in love / その着せ替え人形は恋をする / 更衣人偶墜入愛河
Манга 2018. Очень душевная манга о юноше, мечтающем делать кукол, и девушке с кукольной внешностью, мечтающей о юноше косплеить любимых игровых персонажей. Они нашли друг друга случайно, и поняли, что нужны друг другу – так началась эта романтическая повесть, полная внезапных чудес и открытий молодости, а также секретов кройки и шитья.
Начиная эту историю в 2017 году мангака Шиничи Фукуда задалась вопросом: а можно ли написать историю, в которой не происходит ничего плохого, причём так, чтобы это не выглядело странно?
Семь лет спустя, в июле 25-го мангака со слезами на глазах простилась с героями и выложила последнюю бонусную главу. Аниме-адаптация вышла на второй сезон, и она получилась такая же душевная, как манга. Я прямо рыдаю.
Входит в Топ-10 моего персонального рейтинга
6.1.4.Садако в моем доме / Sadako In My Home / わが家の1 / 6貞子ちゃん
Манга 2019. Садако – это девушка с зачёсанными на лицо волосами, которая вылезает из колодца, а потом и из телевизора в фильме «Звонок». Одинокий мужчина, который решил на ночь глядя посмотреть этот ужастик, не ожидал, что всё так обернётся… Это очень короткая и очень жизнеутверждающая история. Рассказывая её, мангака обошёлся без баблов, и за это ему отдельные аплодисменты.
Манга 2021. В принципе, это «производственный» роман, но романов тут больше, чем производства, так что это всё же больше смахивает на гаремник. История о том, как студенту Токийского Университета досталась в наследство кафешка в прибрежном городке, а к ней в придачу – пятеро нахальных девиц, которых покойная хозяйка приютила в жилой части домика. Выгнать девчонок на улицу, снести дом и продать землю, как изначально планировалось… ну, почему-то не получилось. Значит, придётся реализовывать вариант «Б»: бросить учёбу и попытаться вдохнуть жизнь в прогоревшее кафе. И попутно найти общий язык с шайкой приживалок. У всех у них непростые характеры и груз прошлого на плечах, поэтому наладить быт в домике и работу в кафе будет нелегко.
Первая сотня глав манги и первый сезон аниме идут на ура, но в манге сюжет после отъезда принцессы начинает буксовать и ходить по кругу, а второй сезон аниме получился невообразимо пошлым, так что третьего, спасибо, не надо. Но мангу я всё равно буду листать, потому что хочу посмотреть, как автор будет решать в принципе неразрешимую проблему всех гаремников «There can be only one!» – из всех кандидаток в невесты в финале должен остаться кто-то один, и пусть это будет Дункан МакЛауд и лично я болею за Аканэ.
6.1.6.Я обзавёлся богатенькой мамашей в обратном мире / I am eating soft rice in another world / 我在异世吃软饭