fantlab ru


Сообщения на форуме посетителя zalpun
 автор  сообщение
 Другая литература > Драматургия в литературе > к сообщению


активист
Отправлено 18 августа 2023 г. 22:40
Речь пойдёт о драматургии с точки зрения участника любительского театрального кружка. Этим делом я занимаюсь около 3 лет, делаю первые шаги и хотел бы поделиться некоторыми впечатлениями. Грубо говоря, попробую объяснить почему это мне интересно. В чём для меня особенность и привлекательность данного жанра? Я отнюдь не искушен в литературе, толком не освоил даже школьных курс. Тогда и не было понимания зачем всё это читать. Большинство произведений казались скучными, тягомотными, например «Война и мир» или «Тихий Дон».

Во-первых, когда ставишь постановку Уильяма Шекспира чувствуешь некую причастность к высшей касте, но это не главный мотив. Я не родился во дворце и даже рядом не стоял, но тема власти интересна многим. И вряд ли можно найти лучший путеводитель по дворцовым коридорам, чем пьесы, созданные специально для двора английской королевы Елизаветы I. Все трагедии Шекспира о королях, царях или герцогах и так или иначе связаны с темой власти. Во власти же просто необходимо углубленное знание людей. Не такое как у домашнего психолога, который как нянька, а покрупнее. Знание людей полезно и в быту. Например, чтобы не стать жертвой манипуляции какого-нибудь мелкого мошенника, да и вообще, чтобы более-менее ориентироваться в жизни. Это, во-вторых.
У писателя Рафаэля Сабатини в историческом романе «Скарамуш» между главным героем Андре-Луи и руководителем бродячей театральной труппы Панталоне происходит такой диалог:

«– Много ли вы знаете о театре?
– Я знаю произведения Бомарше, Эглантина, Мерсье, Шенье и многих других наших современников. Кроме того, я, конечно, читал Мольера, Расина, Корнеля и многих менее крупных французских писателей. Из иностранных авторов я хорошо знаком с Гоцци, Гольдони, Гварини, Биббиеной, Макиавелли, Сакки, Тассо, Ариосто и Федини. А из античных авторов я знаю почти всего Еврипида, Аристотеля, Теренция, Плавта…
– Довольно! – взревел Панталоне.
– Но до конца списка еще далеко, – сообщил Андре-Луи.
– Отложим остальное до следующего раза. Боже мой, что же могло вас заставить прочесть столько драматургов?
– По мере своих скромных сил я изучаю Человека, а несколько лет назад сделал открытие, что лучше всего это можно сделать, читая размышления о нём, написанные для театра».


Читать хорошо, но еще лучше и самому участвовать в постановках, чтобы глубже понять доставшуюся тебе роль, мотивы, движущие персонажем пьесы. Чем и занялся впоследствии Андре-Луи, присоединившись к бродячей труппе. Надо сказать, что этому персонажу весьма неплохо удавалось ориентироваться в жизни. Вообще, сюжет этого произведения напоминает мистерию, т.е. цепь событий, приводящих к какому-то осмыслению своей жизни, к катарсису. Как говорил Цицерон — мистерии учили и жить хорошо, и умирать с благими надеждами. Мистерия — это предтеча драматического театра, только проводились они в узком кругу, без массового зрителя. В английском языке, кстати, это слово сохранилось лучше и служит названием детективного жанра в литературе (mystery).

Не даром в период становления СССР художественная самодеятельность стала оригинальной мерой по борьбе с неграмотностью населения, ликбезом в теме культурного просвещения. Кстати, на стыке эпох возник, можно сказать, ренессанс российской драмы (А. Толстой, Л. Толстой, Вл. Немирович-Данченко, А. Чехов, М. Горький, М. Булгаков). Ну а свой ликбез я начал с места в карьер, замахнулся сразу на Уильяма, понимаете, Шекспира. Вдохновила же на это театральная постановка пьесы «Мера за меру» с комментариями и пояснениями режиссёра и отдельными фрагментами репетиционного процесса (это самое интересное):



«Есть мнение, что народные театры вскоре вытеснят, наконец,… театры профессиональные! И это правильно! Актер, не получающий зарплаты, будет играть с большим вдохновением. Ведь кроме того, актер должен где-то работать. Неправильно, если он целый день, понимаете, болтается в театре. Ведь насколько Ермолова играла бы лучше вечером, если бы она днем, понимаете, работала у шлифовального станка»
(с) «Берегись автомобиля»
 автор  сообщение
 Кино > Обливион (2013) > к сообщению


активист
Отправлено 24 ноября 2022 г. 21:19
В сети есть интересные параллели между фильмом "Обливион" и "Ребекка" (2020) в плане супружеских отношений:
 автор  сообщение
 Кино > "Солярис" С.Лем в экранизации А.Тарковского > к сообщению


активист
Отправлено 30 марта 2022 г. 22:10
На ютубе есть весьма своеобразный и детальный анализ данного фильма, меня впечатлило:
 автор  сообщение
 Кино > "Солярис" С.Лем в экранизации А.Тарковского > к сообщению


активист
Отправлено 16 ноября 2021 г. 22:19
Здесь говорят что Тарковский был верующим. А в этой статье Александр Сокуров: они были в неравном положении Сокуров говорит, что Тарковский не был верующим. Как я понял, применяя к Тарковскому эпитет "верующий", комментаторами имеется ввиду его некоторая ограниченность? Но я не понял в чём. Хотелось бы пояснения.
 автор  сообщение
 Дополнения к материалам сайта > Нет автора. Что делать? > к сообщению


активист
Отправлено 13 ноября 2021 г. 20:36
Здравствуйте. Хочу составить библиографию Алексея Меняйлова. На сайте, как автор, он представлен только в одном издании https://fantlab.ru/edition70620 Сейчас у меня на руках есть еще одна его книга – «Подноготная любви. Психоаналитическая эпопея», 3-е издание, 2005 год (ISBN: 5-93675-099-X). Я бы отнёс её к жанру фантастический реализм. В книге описывает некий метод психокатарсиса, с помощь которого главный герой докапывается до «подноготной правды» не только о встречающихся ему персонажах, но и самом себе. Здесь в общем угадываются мотивы «Пикника на обочине» Стругацких или «Сталкера», где описана зона или комната, куда стремятся люди, одни из корыстных целей, другие за ответами на мучающие их вопросы. Еще тематика похожа на «Солярис» Лема и его мыслящий океан.
⇑ Наверх