Речь пойдёт о драматургии с точки зрения участника любительского театрального кружка. Этим делом я занимаюсь около 3 лет, делаю первые шаги и хотел бы поделиться некоторыми впечатлениями. Грубо говоря, попробую объяснить почему это мне интересно. В чём для меня особенность и привлекательность данного жанра? Я отнюдь не искушен в литературе, толком не освоил даже школьных курс. Тогда и не было понимания зачем всё это читать. Большинство произведений казались скучными, тягомотными, например «Война и мир» или «Тихий Дон».
Во-первых, когда ставишь постановку Уильяма Шекспира чувствуешь некую причастность к высшей касте, но это не главный мотив. Я не родился во дворце и даже рядом не стоял, но тема власти интересна многим. И вряд ли можно найти лучший путеводитель по дворцовым коридорам, чем пьесы, созданные специально для двора английской королевы Елизаветы I. Все трагедии Шекспира о королях, царях или герцогах и так или иначе связаны с темой власти. Во власти же просто необходимо углубленное знание людей. Не такое как у домашнего психолога, который как нянька, а покрупнее. Знание людей полезно и в быту. Например, чтобы не стать жертвой манипуляции какого-нибудь мелкого мошенника, да и вообще, чтобы более-менее ориентироваться в жизни. Это, во-вторых. У писателя Рафаэля Сабатини в историческом романе «Скарамуш» между главным героем Андре-Луи и руководителем бродячей театральной труппы Панталоне происходит такой диалог:
«– Много ли вы знаете о театре? – Я знаю произведения Бомарше, Эглантина, Мерсье, Шенье и многих других наших современников. Кроме того, я, конечно, читал Мольера, Расина, Корнеля и многих менее крупных французских писателей. Из иностранных авторов я хорошо знаком с Гоцци, Гольдони, Гварини, Биббиеной, Макиавелли, Сакки, Тассо, Ариосто и Федини. А из античных авторов я знаю почти всего Еврипида, Аристотеля, Теренция, Плавта… – Довольно! – взревел Панталоне. – Но до конца списка еще далеко, – сообщил Андре-Луи. – Отложим остальное до следующего раза. Боже мой, что же могло вас заставить прочесть столько драматургов? – По мере своих скромных сил я изучаю Человека, а несколько лет назад сделал открытие, что лучше всего это можно сделать, читая размышления о нём, написанные для театра».
Читать хорошо, но еще лучше и самому участвовать в постановках, чтобы глубже понять доставшуюся тебе роль, мотивы, движущие персонажем пьесы. Чем и занялся впоследствии Андре-Луи, присоединившись к бродячей труппе. Надо сказать, что этому персонажу весьма неплохо удавалось ориентироваться в жизни. Вообще, сюжет этого произведения напоминает мистерию, т.е. цепь событий, приводящих к какому-то осмыслению своей жизни, к катарсису. Как говорил Цицерон — мистерии учили и жить хорошо, и умирать с благими надеждами. Мистерия — это предтеча драматического театра, только проводились они в узком кругу, без массового зрителя. В английском языке, кстати, это слово сохранилось лучше и служит названием детективного жанра в литературе (mystery).
Не даром в период становления СССР художественная самодеятельность стала оригинальной мерой по борьбе с неграмотностью населения, ликбезом в теме культурного просвещения. Кстати, на стыке эпох возник, можно сказать, ренессанс российской драмы (А. Толстой, Л. Толстой, Вл. Немирович-Данченко, А. Чехов, М. Горький, М. Булгаков). Ну а свой ликбез я начал с места в карьер, замахнулся сразу на Уильяма, понимаете, Шекспира. Вдохновила же на это театральная постановка пьесы «Мера за меру» с комментариями и пояснениями режиссёра и отдельными фрагментами репетиционного процесса (это самое интересное):
«Есть мнение, что народные театры вскоре вытеснят, наконец,… театры профессиональные! И это правильно! Актер, не получающий зарплаты, будет играть с большим вдохновением. Ведь кроме того, актер должен где-то работать. Неправильно, если он целый день, понимаете, болтается в театре. Ведь насколько Ермолова играла бы лучше вечером, если бы она днем, понимаете, работала у шлифовального станка» (с) «Берегись автомобиля» |