fantlab ru

Все отзывы посетителя Корделия

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по датепо рейтингупо оценке
– [  13  ] +

Оксана Панкеева «Хроники странного королевства»

Корделия, 27 января 2016 г. 10:03

Когда-то четыре тома «Войны и мира» казались эталоном огромного произведения, многостраничного и неподъёмного...

Я вовсе не ставлю знаков равенства между Оксаной Панкеевой и Львом Толстым, но должна сказать, что теперь я смотрю на 13 томов её эпопеи и думаю, что с удовольствием прочитала бы ещё столько же.

Единственное, что мне не нравится в цикле «Хроники странного королевства», так это его название. Ну не отражает оно совсем сути повествования. Слишком простенькое, стандартно сказочно-фэнтезийное. Сами книги гораздо глубже и интереснее. Мне кажется, лучше было оставить первоначальное название «Судьба короля» — в нём по крайней мере есть «красная нить», прослеженная через всю эпопею: предначертана ли судьба, можно ли спорить с ней, к чему приведёт такой спор, что лучше — безропотно идти навстречу предсказанному или бороться до конца, изменяя то, что можно изменить?.. Именно король Шеллар III — человек, который верит в собственные силы и понимает, что даже всемогущую судьбу надо пытаться переиграть. В этом ярком образе можно узнать многих — от Ричарда III до Шерлока Холмса. Шеллар — личность невероятно сильная, которая держит на себе основную линию повествования и фактически судьбу нескольких миров.

Другие персонажи помогают рассмотреть разные ситуации «непротивления» или, наоборот, сопротивления судьбе. Кантор идёт ей навстречу, торопясь быстрее разделаться с предначертанным. Мафей предпочитает скрывать правду, чтобы не сделать хуже. Орландо видит, как судьба всё равно добивается своего, но уже иными путями...

Разнообразие путей, которыми идёт по жизни человек, ещё одна общая тема этого романа-эпопеи. У каждого есть свой путь. И если ты его не нашёл, жизнь будет полна ошибок и мучительных разочарований. Не выполняя своего предназначения, душа выгорает, теряет огонь подлинного таланта. И у каждого пути есть обратная сторона — тёмная, жестокая... Впрочем, пересказ этих тонких материй не имеет смысла. О них надо читать.

Самым трудным для меня было «перевалить» через первый том, «пересечь границы». Как ни странно, мне показалось, что первая книга — одна из наименее удачных в цикле. В ней чрезмерна сексуальная составляющая, этот перебор несколько мешает воспринимать остальное. И тем не менее здесь столько захватывающих событий, столько интересных персонажей, такие сильные психологические сцены (например, Жак в Кастель Милагро или попытка переворота Небесных Всадников во время допроса Жака), что непременно хочется читать дальше.

Каждый герой наделён неповторимым характером и собственной манерой речи. Слова персонажа начинаешь узнавать, даже если автор не указывает, кто именно произнёс реплику.

Я могу открыть любой том этой эпопеи и перечитывать с любого места, просто получая удовольствие от встречи с персонажами, как со старыми знакомыми...

Оценка: 10
– [  10  ] +

Вера Камша «Отблески Этерны»

Корделия, 29 августа 2015 г. 22:23

С циклом «Отблески Этерны» мне и повезло и не повезло одновременно: я стала его читать не с 2004 года, а сейчас, когда почти всё уже написано. А невезение заключается лишь в одном — последний том выйти не успел!

Читая книги весь последний месяц, от «Талигойской баллады» до «Полночи», я живу в этом мире, а его герои стали по-настоящему близкими. Это не просто роман-эпопея, это своя особая жизнь: мир, в котором есть место подлинным трагедиям и беспримерному героизму, подлым заговорам и глупой зависти, благородным сердцам и мелким душонкам... Одни персонажи уходят со страниц, сыграв свою роль, другие — умирают, не доиграв. На их место приходят новые люди — и все они живые, каждый со своим характером. Среди положительных персонажей нет ни одного идеального, отрицательные герои тоже не намазаны одной чёрной краской.

Веру Камшу часто сравнивают с Дж. Мартином. Для меня это сравнение — не в пользу Мартина. Камша тоже убивает своих персонажей, и довольно часто. Но когда я читала Мартина, ни один персонаж не вызывал симпатии, каждый был в той или иной степени неприятен, раздражал, поэтому их смерти я встречала чуть ли не с облегчением: ну наконец-то этот неприятный тип перестанет маячить на страницах книги. В «Отблесках Этерны» всё иначе. Здесь много красивых (не столько внешне, сколько внутренне) героев, и расставание с каждым даётся непросто, этого человека не хватает.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Как, например, то и дело оборачивается Эпинэ к отсутствующему Карвалю или Сэц-Арижу, как пытается советоваться с ушедшим Левием, так и мне хочется их снова увидеть рядом... Я уж не говорю о совершенно понятном отношении к уходу Алвы...

Особо хочется отметить великолепное описание батальных сцен: на суше и на море, среди гор и среди болот, сражающиеся армии или защищающиеся необученные ополченцы, профессионалы с оружием в руках или обезумевшие горожане — каждое сражение запоминается, и все они выглядят совершенно по-разному!

А мистические сцены и персонажи, появление которых было не вполне ясно в первых книгах, нашли интересное обоснование в последующих. Каждая картинка постепенно занимает своё место в огромной мозаике этого эпического полотна.

Жалею лишь об одном: последнего тома придётся ждать.

Примечание 2019 года: и кто ж знал, что ожидание ПОСЛЕДНЕГО ТОМА растянется настолько!!!

Оценка: 10
– [  9  ] +

Лоис Макмастер Буджолд «Шалион»

Корделия, 3 апреля 2015 г. 23:06

Замечательно, что весь Шалионский цикл издали под одной обложкой. Это и удобно для чтения, и позволяет лучше понять многогранный мир, созданный автором. Впрочем, наиболее сильное впечатление на меня из всех трёх романов произвёл самый первый («Проклятие Шалиона», 2001 г.), прежде всего благодаря своему НЕГЕРОЮ.

Героями своих произведений Буджолд делает именно «негероев».

Принятый стандарт для главного действующего лица фантастики или фэнтези: железные нервы и такие же мускулы, быстрота реакции, «семерых одним ударом», а также неисчерпаемое обаяние и стабильный успех у женщин. Этакий Конан-варвар в разных обличиях.

Буджолд словно специально задаётся целью разрушить стереотип. Майлз, герой «Саги о Форкосиганах», — калека от рождения, хилый, слабый и отвратительный внешне. Кэсерил в «Проклятии Шалиона» слаб и беспомощен по другим причинам. Но он явный негерой. Он постоянно стремится уйти от конфликтов, избежать столкновений. Немолодой, некрасивый, бесконечно усталый, страдающий от нечеловеческой боли и тоже, на определённом этапе, превращающийся в урода (он и сам так себя воспринимает).

Но и Майлз и Кэс нужны автору, чтобы выразить безусловно важную для неё мысль: героизм не зависит от природных и внешних данных; он там, где по-настоящему сильный дух. Несломленная душа сильнее любой материальной оболочки!

А рядом всегда, для контраста, маячит традиционный герой — красивый, умный, обаятельный, храбрый. Но он у Буджолд всегда на вторых ролях. (Рядом с Майлзом — Айвен, рядом с Кэсом — Палли). Да, они есть, эти замечательные красавцы, но не они творят историю...

Кроме прочего, Буджолд создала, на мой взгляд, весьма интересную мифологию (даже, скорее, теологию) своего мира. Сначала, читая о странных богах: Отце и Матери, Сыне и Дочери, о боге «всего, что приходит не в своё время», — воспринимаешь их как некие условные «картинки», которым нелепо поклоняются в вымышленных государствах. И только потом постепенно начинаешь сознавать, насколько глубоко у автора понимание божественного. Боги не вмешиваются в жизнь людей. Они заведуют миром душ, духовной призрачной Вселенной, которая — рядом с нами, за тонкой перегородкой, отделяющей жизнь от смерти. Буджолд заставила меня по-особому взглянуть на материальный мир (вместе с героем), ещё раз оглядеться вокруг и увидеть, что этот мир прекрасен и непередаваемо интересен!

Книги Л.М. Буджолд всегда непросты, всегда дают повод для размышления о Вселенной и Человеке.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ольга Громыко «Грибная ловля»

Корделия, 15 октября 2023 г. 23:42

На мой взгляд, один из лучших рассказов сборника!

Грибы совершенно непредсказуемы — и тем сильнее юмористический эффект. Автор ехидно играет словами: ну кто бы мог подумать, что слово «сыроежки» будет звучать настолько жутко, а волнушки действительно слишком сильно волнуются... :)

И очевидно, самой Громыко так понравились придуманные ею эпизодические персонажи, что довольно скоро они стали главными героями яркого романа «Киборг и его лесник», где, разумеется, продолжилась и невероятная история грибов Эдема.

«Грибная ловля» доставит массу удовольствия не только завзятым грибникам. Вы ещё не читали? Скорее, вперёд за отличным настроением, широкой улыбкой (а возможно, и громким хохотом)!

Оценка: 10
– [  6  ] +

Лоис Макмастер Буджолд «Барраяр»

Корделия, 21 июня 2016 г. 10:02

Мир Лоис Макмастер Буджолд неподражаем. Это одна из лучших фантастических книг, которые я читала. И не только потому, что Вселенная Буджолд продумана до мелочей, вплоть до деталей политического устройства. Но главное в ней — люди. Характеры живые, сильные, неординарные. Центральная сюжетная линия «Барраяра» — история жестокого государственного переворота, который становится фоном для раскрытия человеческой души в экстремальных условиях, темой для размышления о судьбе человека в тоталитарном государстве.

Перевод Т.Черезовой весьма удачен (за исключением того, что некоторые имена героев переводчик изменила, вероятно, чтобы не было слишком прозрачного намёка на нашу страну).

Но вот к чему я отнеслась резко отрицательно — так это к иллюстрации на обложке в издании 2012 года. Ранее у меня было издание 1999-го, но увы — осталось у друзей. Купила переиздание. И к нему как раз есть претензии. Очевидно, художник-иллюстратор книгу не читал, а рисовал с чужого пересказа. Во-первых, обложка — явный спойлер. Ну нельзя же так заранее демонстрировать читателю ключевой момент действия! Во-вторых, ну не было в романе сцены,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
в которой Корделия Форкосиган в одной руке держит отрубленную голову, а другой размахивает оружием.
А уж кто стоит у неё за спиной — вообще не узнать. Я перебрала несколько вариантов, но если это Ботари, то опять же, художник явно незнаком с тем описанием персонажа, которое автор даёт в первой и последующих книгах цикла. В общем, лучше никакой иллюстрации, чем такая — красивая, но бессмысленная и, с точки зрения спойлера, даже вредная. Впрочем, спойлером в этом издании является частично и сама аннотация...

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ольга Громыко «Космоэколухи»

Корделия, 24 ноября 2017 г. 11:30

Эта книга стала моей любимой, «настольной». Она всегда под рукой. Когда плохое настроение, когда в жизни что-то не складывается, она выручает, добавляя оптимизма и настраивая на лучшее — ведь «шах еще не означает мата, главное — продолжать партию, а не швырять доской в противника». Найдутся выходы из безвыходных ситуаций, прилетят друзья и выручат, да мало ли что...

А когда в жизни всё благополучно, то просто хочется порой снова встретиться со старыми знакомыми. И неважно, что сюжет я знаю наизусть. Не в нём дело. Просто роман написан таким живым языком, с такими выразительными диалогами, что кажется, будто сам присутствуешь в пультогостиной, или на Рыбьем Глазе, или на помидорной делянке — и всё происходит рядом с тобой, и ты слышишь эти голоса, шутки, ехидные реплики — и вот-вот сам ответишь...

Спасибо автору за этот удивительный «эффект присутствия«!

P.S. Процесс разбивания яиц, прежде чем вылить их на сковородку, для меня теперь неразрывно связан с образом Дэна. Каждый раз жарю яичницу и улыбаюсь.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Борис Заходер «Сова»

Корделия, 4 июня 2023 г. 12:38

Чудесное стихотворение — короткое, ёмкое и мудрое — как и «мудрейшая птица на свете», которой оно посвящено.

Легко запоминается, содержит ненавязчивое поучение, понятно детям и очень нравится взрослым! Рекомендую выучить и цитировать при подходящем случае :-)

Оценка: 10
– [  1  ] +

Юрий Коваль «Сундук »

Корделия, 5 марта 2023 г. 20:54

Великолепная звукопись, чудесная рифмовка, абсурдность происходящего!

Много-много десятилетий назад услышала это стихотворение впервые, некоторые строки врезались в память навсегда. А вот имя автора память не сохранила.

Сейчас случайно обнаружила текст, снова пришла в восторг от яркости рифм, странности сюжета и общего очарования художественных образов!

Есть удивительные стихи, которые, кажется, написаны для детей, но воспринимаются, легко запоминаются и с удовольствием повторяются взрослыми...

Оценка: 10
– [  22  ] +

Ольга Громыко «Космотехнолухи»

Корделия, 12 февраля 2016 г. 19:21

Имя Ольги Громыко на обложке книги — залог отличного настроения и, как правило, огромного удовольствия от чтения.

Я ждала четвёртых «олухов» почти два года, а прочла за два дня. Обязательно ещё не раз перечитаю.

С главными героями цикла здесь встречаешься как со старыми знакомыми, но приятно, что новые персонажи вызывают не меньший интерес.

Для меня во всём цикле самой важной была психологическая сторона, связанная с адаптацией кибернетического организма к человеческому обществу.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В первом романе он тщательно маскируется с помощью программы имитации личности; во втором долго и трудно осознаёт, что окружающие видят в нём не просто машину; в третьем отстаивает своё право на личность, вызывая уважение у непримиримого противника; в четвёртом Дэн неожиданно для себя становится ментором и «старшим братом»: приходится уже не самого себя отстаивать, а помогать адаптироваться киборгу-малышу.

Вот этот киборг-малыш, четырёхлетний кибер-охранник, и есть наиболее яркий персонаж последней книги. Он перетягивает на себя всё внимание. Это образ по-настоящему сложный. Автору удалось создать удивительный симбиоз из детской непосредственности, увлечения игрушками и яркими картинками — и суровости бойца, изувеченного шрамами.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ланс может по-детски скармливать конфетки биоклавиатуре — и валить человека с ног одним точным ударом. Действительно, приручить такое непредсказуемое существо непросто. Но команда «мозгоедов», закалённая Котькой, просто берёт на воспитание ещё одного «котика».
Идея замечательная!

Кроме того, в книге порадовали многие другие находки: моль, алькуявцы, шоаррские отражатели, зайчики с грибочками... Порадовали и новые, хоть и эпизодические, встречи в эпилоге с персонажами предыдущего романа. (Особенно приятно было «повидать» Ирэла Аш-сэя). Пусть лёгким пунктиром, но всё-таки намечен их дальнейший путь.

Конечно, из четырёх романов цикла моим любимым останутся «Космоэколухи«! Но вспоминая, как я читала «технолухов» в метро, не в силах сдержать улыбку, и люди, глядя на меня, улыбались, я бесконечно благодарна автору за каждую её строчку! Ольга Николаевна словно учит людей улыбаться, несмотря на непростую жизнь и кучу проблем. Улыбаться так же непосредственно и естественно,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
как в финале улыбается Ланс...

PS А вот Александра Гибульского стоило назвать Юрием Семецким (ИМХО).

Оценка: 9
– [  14  ] +

Олег Дивов «У Билли есть хреновина»

Корделия, 15 февраля 2017 г. 18:55

Повесть отчасти эпатажная — начиная с названия и заканчивая авторским мемом «соси бензин», который западает в подсознание легко и навсегда.

То, что творят герои, абсурдно, но такова стилистика произведения — абсурд в нём подаётся так естественно и дозированно, что превращается в прозу жизни.

Особенно меня заинтересовала композиция: периодические оригинальные инверсии и эффектные остроумные эпифоры в финале каждой главы. Такая тонкая работа с литературным материалом заслуживает максимальной оценки. Но не поставила я её только потому, что была очень смущена завязкой: два забулдыги ушли в запой из-за того, что их машины забрали на штрафстоянку. Теперь-то я понимаю, в чём был смысл подобного начала. Но я бы бросила чтение в этом самом начале, если бы не вспомнила о высоком рейтинге повести и рекомендациях сайта. Стала читать дальше, конечно, иначе восприняла завязку, но осадок-то остался...

А книга в действительности замечательная, остроумная, текст написан ярко и с хорошим чувством юмора.

Пьяные герои не вызывают симпатии. Но чем лучше их узнаёшь, тем больше меняется первое впечатление. Иван — сорокалетний мальчишка, искренний, чуткий и добрый. Билли — балагур, часто и много ругающийся. Его фразы легко становятся популярными, а самое страшное и грубое ругательство — «индивидуум». Проще сказать о них словами из повести: «Вы, ребята, когда трезвые, ужасно милые».

И ещё хочется добавить парочку запоминающихся цитат: «Бей Чужих, спасай Галактику!», «Лейтенант хотел сказать что-то грозное и многозначительное, но выдавил только два слова, «задолбали» и «застрелюсь».

Оценка: 9
– [  8  ] +

О. Генри «Гнусный обманщик»

Корделия, 16 ноября 2015 г. 21:40

Этот рассказ я читала много раз. Люблю его за неожиданную развязку, за выразительный язык с жёсткими ироничными фразами (перевод М.Ф. Лорие).

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Малыш Льяно, бессердечный убийца, никогда не знавший семьи, обретает любящих родителей, и это оказывается для него дороже любых денег. Он искупает свой грех, заменив матери убитого им сына.

Рассказ очень сдержанный, скупой на эмоции, но читатель может легко почувствовать, что именно творится на душе у каждого персонажа. Мне кажется, это один из наиболее психологически сильных рассказов О. Генри.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Вера Камша «Crataegus Sanguinea. Время золота»

Корделия, 2 сентября 2015 г. 22:44

Сначала казалось, что в этой повести рассказывается ещё одна легенда о Жанне д'Арк. Только здесь её зовут Дженни, а дело происходит в некой вымышленной стране Олбарии, которая несколько напоминает средневековую Англию.

Однако финал истории «Девы, которая слышит голоса» здесь совсем иной, не схожий с французской историей, но тоже печальный. Так можно было бы рассказать о судьбе Жанны много веков спустя, в другой стране, когда уже давно забылось то, что произошло в действительности...

Получилась сказочно прекрасная легенда о благородных, отважных и самоотверженных людях, для которых родная страна важнее жизни.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Мария Галина «Прощай, мой ангел»

Корделия, 8 декабря 2018 г. 20:41

Задумавшись, к какому жанру отнести это произведение, я сформулировала так: метафорическая антиутопия.

К сожалению, ни один умный человек с высоким «индексом толерантности» не способен остановить кровавый беспредел толпы — в мире, где одни стремятся к власти, а другие — к уничтожению тех, кто у власти.

И каким бы альтернативным ни выглядел мир, описанный Галиной, — это наш мир!

Оценка: 9
– [  6  ] +

Кира Измайлова «Случай из практики»

Корделия, 12 августа 2017 г. 10:16

Сделать главной героиней раздражительную и нетерпимую стерву, которой то ли 50, то ли все 100 (по намёкам точно не поймёшь) и которая курит как паровоз и третирует всех подвернувшихся под руку — при этом сделать её положительной! героиней; да ещё соединить её судьбу с мальчишкой, который заслуживает уважения и помощи, а вместо этого получает от неё насмешки и издевательства — не поспоришь, весьма оригинальные находки автора, особенно для этого жанра. И надо сказать, странная пара смотрится хоть и необычно, но весьма органично. Приключенческая сторона тоже интересна. Поначалу события книги распадаются словно бы на отдельные детективные новеллы, но потом для них находится общее объединяющее начало.

Ну и очень хочется добавить отдельный балл за великолепный юмор первой интимной сцены, юмор добрый, искренний, заставляющий от души повеселиться.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Святослав Логинов «Многорукий бог далайна»

Корделия, 9 октября 2016 г. 10:43

Для меня Святослав Владимирович Логинов в первую очередь — автор потрясающего романа «Многорукий бог далайна». Ничего похожего на широких просторах фантастической литературы мне до сих пор не довелось встретить (а «Бога» я прочитала 20 лет назад). Это книга об одиночестве творца, об изгое, который не может не созидать даже под страхом смерти, и о том, как в одну секунду вдруг происходит полная переоценка ценностей — и ничего нет незыблемого и определённого, не существует никакой чёткой картины мира... Нам только кажется, будто мы понимаем, как мир устроен.

И не менее интересна была статья Андрея Балабухи, помещённая в издании, с рассказом о том, как автор придумывал сюжетные ходы и изобретал странное устройство своего вымышленного мира.

Когда преподавала литературу в школе, рекомендовала книгу Логинова в качестве яркого образца современной русской литературы, в том числе для подготовки к экзамену (тогда ещё школьники сдавали устный выпускной экзамен по этому предмету). Помню, что на тех выпускников, что последовали моему совету и прочитали роман, книга производила очень сильное впечатление.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Леонид Каганов «Танкетка»

Корделия, 7 октября 2015 г. 10:41

Рассказ страшный. В фантастической форме он описывает то, что происходит с людьми сейчас. Как атмосфера всеобщей ненависти охватывает мир; как противостояние веры в Аллаха и веры в Иисуса приводит к массовым убийствам; как война становится войной детей, войной на уничтожение всего живого.

И никто не должен сомневаться, что его правда — истинная. Поскольку ни сомнения, ни проявление человечности не защитят от этой войны.

И невозможно её остановить...

Оценка: 9
– [  5  ] +

Юрий Нестеренко «Болезнь Карела Новака»

Корделия, 8 мая 2022 г. 12:37

Рассказ совсем короткий, но эмоционально сильный.

Это фантастика и антиутопия, слишком похожие на предвидение.

В 2006 году это было предвидение. Сейчас оно всё ближе и ближе к реальности, хотя, безусловно, пока выглядит скорее метафорой, чем действительностью.

Задумайтесь о том, как в настоящий момент звучат эти строки:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Он вспомнил, что проходил в школе, на уроках истории. По мере развития общества изощрялись и методы пропаганды. Пропаганда захватывала всё больше каналов информации, всё теснее переплеталась с реальностью. В то же время солдат перед боем накачивали алкоголем, а потом и всё более сложными наркотиками. Если проследить обе эти линии до логического конца… В школе их учили, что эпоха войн закончилась тогда, когда оружия стало слишком много, так что размер потерь не могла оправдать никакая прибыль от победы. С тех пор на Земле царит мир и благоденствие. Но ведь это чушь. Во-первых, вместе со средствами уничтожения развивались и средства защиты. Во-вторых, когда оружия становится слишком много, чересчур возрастает вероятность, что оно попадет в руки маньяка или произойдёт сбой автоматики. А война подобного рода, раз начавшись, остановиться может только с исчезновением одного из противников. Или обоих. Но у уцелевших, загнанных в бетонные норы убежищ, терпящих постоянные лишения людей теряется воля не только к победе, но и к самой жизни. Есть только один способ продолжать войну: убедить этих несчастных, что никакой войны нет, ад — это рай, и жизнь прекрасна. Средства современной науки позволяют это сделать».

Оценка: 9
– [  5  ] +

Анна Гаврилова «Астра. Счастье вдруг, или История маленького дракона»

Корделия, 1 апреля 2016 г. 09:24

Так хочется, чтобы было побольше добрых, тёплых книг. Чтобы юмор и лёгкая ирония не опускались ниже плинтуса, а доставляли удовольствие.

Эта книга из тех, что оставляют после чтения радостное ощущение, что мир не так плох, что люди в нём добры и красивы, а счастье возможно. Такие книги нужны людям не меньше мудрых фолиантов с глубокими философскими обобщениями или страшных трагедий с разрывающими душу переживаниями.

Всё зависит от того, в какой момент жизни, уважаемый читатель, попало к тебе это «Счастье...»

На мой взгляд, книга очень живая, яркая и весёлая. А дракончик получился удивительно настоящим.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Марк Твен «Когда кончаешь книгу...»

Корделия, 29 июля 2022 г. 18:47

Нет книги — жизнь кончилась...

Порой испытываешь те же чувства, которые описал Марк Твен.

Они доступны не только автору, завершившему работу над книгой, но и читателю, который долгое время был погружён в вымышленный мир, созданный писателем, — и вот — книга закончилась, нужно возвращаться в обычную повседневность, «— и у него вот точно так же перехватывает дыхание»...

Оценка: 9
– [  4  ] +

Дафна Дю Морье «Синие линзы»

Корделия, 9 августа 2021 г. 22:07

Рассказ небольшой. Описанная ситуация абсурдна. И только дочитав до конца, понимаешь, что эта история не фантастика, а, скорее, аллегория. Хорошо ли мы знаем людей, которые нас окружают? Тому ли человеку мы доверяем?

Если абстрагироваться от реальности, то героиня обрела возможность видеть лучше всех и видеть главное. Но если в реальность вернуться — жить «в мире животных» невозможно. Героиня в любом случае обречена. Или «пугливая лань, покорно склонившая голову», окажется жертвой заговора, или, постоянно видя вокруг животных, она просто сойдёт с ума.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Антон Чиж «Формула преступления»

Корделия, 7 июня 2015 г. 22:28

Самое интересное в этой книге — аллюзии. Я аннотацию не прочитала и стала постепенно догадываться обо всём сама. Для тех, кто хочет такого же сюрприза, какой получила я, остальное прячу под «спойлер».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Оказалось, автор играет с литературным наследием Пушкина. Как, кстати, любит играть с литературной классикой Акунин. (Ну а Чиж, совершенно очевидно, создавал своего Ванзарова в пику Фандорину. Оригинальное творческое соревнование!). Когда же я сама вдруг стала узнавать зашифрованные пушкинские имена, образы и сюжеты, испытала яркое эмоциональное потрясение. Сразу появился дополнительный интерес!

В общем, кто Пушкина не читал, тот аллюзий не оценит и в персонажах не разберётся. Впрочем, и без Александра Сергеевича всё достаточно занимательно. Ведь Чиж не повторяет чужие сюжеты, а лишь кагбэ намекаэ :)

Но как ни старается автор затмить своим Ванзаровым Акунинского Фандорина, это вряд ли когда-нибудь удастся. Как минимум — седые виски и заикание куда как эффектнее полноты и «воронёных усов» :)

Правда, для меня у Чижа нашёлся дополнительный плюс: на стороне Ванзарова — Петербург!

Оценка: 9
– [  3  ] +

Сергей Борисович Удалин «Права админа»

Корделия, 28 августа 2020 г. 20:14

С. Удалин поставил перед собой задачу — заменить автора там, где он очень нужен читателю.

Как только прочитана последняя страница книги, любой вдумчивый читатель начинает осознавать масштаб прочитанного, рассматривать варианты истолкования событий, оценивать поведение персонажей, вспоминать сказанные ими слова...

Любая хорошая книга всегда даёт повод задать самому себе вопросы. И найти ответы на них. Опять же — самому, потому что возможности обсудить книгу с её автором у большинства читателей нет.

«Модератор реальности» — роман о людях, по своей или не по своей воле ставших «админами», «юзерами» и «юнитами» в виртуальном мире.

Сергей Удалин в послесловии к роману выступает в роли нужного читателю собеседника — вместо И. Абакумова, словно бы воспользовавшись «правом админа», отвечает на те вопросы, которые многим приходят в голову. И отвечает красиво.

Фразы этой небольшой статьи настолько литературно выверены, что для меня прозвучали как музыка.

Главной же её идеей, на мой взгляд, следует считать любопытную и весьма современную мысль: «В сущности, что такое текст книги, если не программа, заставляющая оживать, говорить, чувствовать и действовать несуществующие в реальности персонажи? Может быть, программа и не чисто игровая, но в любом случае с чётко выраженной развлекательной функцией.

Правда, без обратной связи».

Своеобразную функцию «обратной связи» книги с читателем и выполнил «админ» этого послесловия...

Оценка: 9
– [  3  ] +

Антон Чиж «Безжалостный Орфей»

Корделия, 29 июня 2015 г. 22:30

Со всем циклом стала знакомиться в хронологическом порядке событий, а не написания романов. Поэтому Ванзаров взрослеет с каждой книгой, которую я прочла, набирается опыта. И здесь он уже отточен, как кинжал, жёсток, дипломатичен и блестящ — залюбуешься! Уже куда-то делся тот смущающийся увалень, с которого всё начиналось. Родился Холмс-профессионал :)

И не слышно больше пустых мечтаний о «Великом сыщике» — они перекочевали в голову Коли. А Коля здесь исполняет роль Анисия Тюльпанова при Фандорине (без параллели с книгами Акунина никак не обойтись!).

Только вот Лебедев разочаровывает: выглядит жалким и самовлюблённым надутым индюком. А хотелось всё же увидеть заявленного гения криминалистики.

Очень понравилось великолепное прозвище Ванзарова, вынесенное в заголовок. Такие впечатляющие антично-литературно-кинематографические аллюзии возникают! И мне приятно, что я их увидела. Всегда люблю игру автора с эрудицией читателя. Этим отличаются и Акунин, и идущий по его стопам Чиж.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Алина Илларионова «Клинки севера»

Корделия, 2 декабря 2016 г. 22:23

Этот роман — сюжетное продолжение «Охоты на оборотня». Но если в первой книге проблемы что называется «местного значения», основная интрига заключается в сложных взаимоотношениях двух главных героев, а действие ограничено пределами захолустного городка, затерянного в снегу; то в «Клинках севера» действие становится масштабным, вовлекая два разных континента, растёт количество важных персонажей и непростых судеб, интриги выходят на политический уровень, а обустройством личной жизни теперь озабочены не только второстепенные «знахарки» и «гвардейцы», но и сильные мира сего, от выбора которых, возможно, зависит будущее этого мира.

Ну и, конечно, это книга о любви и предательстве; о надежде, которая не умирает, и о безжалостных убийцах...

Оценка: 9
– [  2  ] +

Алина Илларионова «Охота на оборотня»

Корделия, 23 февраля 2016 г. 21:35

Главных героев в романе два — он и она — и каждый скрывает тайну своего происхождения, чтобы спасти собственную жизнь.

Несмотря на условность и сказочность образа аватара, он в романе чрезвычайно убедителен, психологически точен. В этого героя веришь.

В романе много юмора, много выразительных поговорок, которые хочется запомнить и весело использовать в собственной речи.

Но автор затрагивает и весьма серьёзные темы, главная из которых не раз воплощается в ёмкой фразе: «Каждый имеет право на жизнь».

Иллюстрация Олега Бабкина на обложке яркая и выразительная, хотя не вполне соответствует моему представлению о героях. Графические работы в тексте романа, несмотря на отсутствие цвета, мне показались ярче и интереснее, чем обложка.

Надеюсь, книгу ещё будут переиздавать: она этого заслуживает.

У романа есть два продолжения и один приквел. Но «Охота на оборотня», пожалуй, из всег книг цикла самая цельная и гармоничная. Впрочем, цикл ещё не завершён. Прошло несколько лет после выхода романа «Оборотни Его Величества», а заключительная книга, часть которой уже опубликована в самиздате, до сих пор не вышла...

Оценка: 9
– [  10  ] +

Стюарт Тёртон «Семь смертей Эвелины Хардкасл»

Корделия, 15 апреля 2022 г. 13:58

Эта книга вызвала столько разнообразных впечатлений, что достаточно сложно уложить их в чёткий осмысленный отзыв.

С каждой главой, порой с каждой прочитанной сценой менялся описанный мир, менялись уже расставленные акценты и мнение о характере персонажей.

По существу это книга-перевёртыш, которая только и делает, что переворачивает уже сложившуюся оценку происходящего. И так происходит на протяжении всех глав, разбитых по дням и даже по часам (причём приходится между ними перемещаться в весьма хаотичном порядке!), и таким образом — до самого финала, где всё снова переворачивается с ног на голову.

И ведь это не только заслуга автора, но и своеобразная «заслуга» главного героя, который своими действиями меняет сюжет «реальности» и меняет одновременно окружающих его людей. Один и тот же персонаж может предстать перед читателем то добрым самаритянином, то предателем и убийцей... И мы уже не знаем, чему верить!

А ведь в начале роман не предвещает никакой фантасмагории. Всё вполне реально. Человек потерял память и заблудился в лесу. Но постепенно на эту сюжетную канву начинают наслаиваться всё новые и новые детали, которые обернутся такой сложной многослойной историей, которую и предположить-то было невозможно (конечно, если вы НЕ ЧИТАЛИ СПОЙЛЕРНУЮ АННОТАЦИЮ!).

И — что мне особенно понравилось — нагромождение фактов и событий не является самоцелью автора. Он хочет подвести читателя к самым важным выводам, звучащим в финале, — о ценности каждого дня; о том, что с каждым новым утром ты можешь построить для себя новую, счастливую, жизнь, начать с чистого листа, изменить себя и своё окружение; о том, что нужно бороться до конца за то, что считаешь правильным, за всё светлое в человеке...

И, пожалуй, это единственная книга, дочитав которую, хочется сразу открыть её снова на первой странице и пройти ещё раз по пути героя, стараясь замечать те детали и подробности, которые были упущены при первом чтении (кстати, так я и сделала).

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ольга Громыко «Стекло»

Корделия, 18 июня 2020 г. 14:51

Мне кажется, читать рассказ стоит тем, кто уже знаком с остальными книгами из цикла «Космоолухи». Иначе упоминания Нового Бобруйска и Эдема пройдут вообще мимо внимания и не получит пронзительной тревожности трагедия Джека. Да, здесь он изображён чуть наглым и ироничным, но что творится у него в душе, можно ясно представить лишь после «Киборга и его лесника» или после «Космоэколухов» и «Котика».

Без полной картины, связанной с печальной участью «шестёрок», «Стекло» остаётся лишь небольшой зарисовкой, выполненной тонкими штрихами, на полутонах и полунамёках...

Да, этот рассказ создаёт ассоциации с лёгким карандашным наброском или небольшой полупрозрачной акварелью. Красиво, тонко, изящно — и в этом его особое достоинство. Но для полноты картины требуется широкомасштабное батальное полотно или толстый альбом с рисунками...

«Стекло» вызывает резкое неприятие описанной в нём ситуации и негативное отношение к главной героине, от лица которой идёт повествование.

Но при этом здесь нет ни одного отрицательного персонажа. Всё, что совершает Лидия, психологически понятно. Она творит зло, но считает его добром. А мы, читатели, лишь наблюдаем ситуацию со стороны, не в силах вмешаться. Объяснить человеку, убеждённому в собственной правоте, что он поступает неверно, вы не сможете никогда. Да и где он — критерий правильности поступков? Лидия по-своему права. Просто у каждого человека своя правда. И это трагедия, когда найти общий язык не могут даже самые близкие люди.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Олег Дивов «Чужая Земля»

Корделия, 20 ноября 2019 г. 16:30

Люблю, когда у автора есть свой узнаваемый стиль. У Дивова он, безусловно, есть.

Рассказ о событиях ведётся от первого лица — образно, в меру иронично, где-то даже ехидно.

Текст часто вызывает улыбку, настолько озадачен событиями бывает персонаж — дипломат до мозга костей, настолько искренне он описывает свои мысли и чувства. И ещё один большой плюс к авторскому стилю: эти мысли и чувства порой явно непечатные, но сформулировано всё предельно аккуратно и дипломатично — и всё ясно, и не придерёшься :) Поучиться бы у Дивова многим современным авторам, считающим непечатную лексику своим достоинством и близостью к народу!

Единственный минус писателю. Хотя люди получились живыми, его прорусские настроения выглядят не слишком честно. Россию он откровенно идеализирует (именно и только в ней живут миролюбивые и добрые и-ди-о-ты) и противопоставляет всей остальной Земле — хищной, лживой и неправедной.

К слову, образ военного попа, не то что второстепенного, а вообще пятистепенного персонажа в сюжете, получился на редкость колоритным и обаятельным!

Оценка: 8
– [  8  ] +

Деннис Лихэйн «Остров проклятых»

Корделия, 5 апреля 2017 г. 09:53

От сравнения с фильмом никуда не деться, ведь он пришёл к нашему зрителю раньше, чем был переведён роман. Именно фильм дал мне первое и сильное впечатление от этого сюжета. И, на мой взгляд, Скорсезе несколько сместил акценты, некоторые сцены сделал гораздо более выразительными и напряжёнными, превратил события в триллер.

Да, к сожалению, читая, я уже знала главное. И не было, соответственно, никакого стремления проникнуть в тайну, разгадать загадку. Наверно, поэтому я не могу оценить роман более высоко. Хотя уважаю автора за умение написать нетривиальную историю.

Но вот в чём, по-моему, главное преимущество творения Скорсезе. Он пошёл дальше Лихэйна. «Shutter Island» — роман-диагноз, а у Скорсезе — рассказ о судьбе сильной, но сломанной личности,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
которая стремится вернуть себе человеческий облик. И самое главное — за героем остаётся выбор: умереть (быть уничтоженным) как человек или влачить жалкое существование как никчёмный негодяй и презренный убийца. Тедди осознанно делает свой выбор.

В романе же эта линия не очевидна. Напротив, Лэддиса просто настигает диагноз, а врачи бессильны что-либо изменить.

РS Типажи актёров на главные роли подобраны прекрасно. Читая, видишь именно ДиКаприо и Руффало. Но доктора Коули, в отличие от фильма, я представляла как Чарльза Дэнса.

PPS А вот наличие откровенного мата меня весьма покоробило. Понятно, что книга написана не о приятном мире, что она пытается показать нам тёмные стороны реальности. Но погружать читателя в словесную пошлятину вовсе не обязательно, чтобы добиться нужного эффекта. Есть эвфемизмы, есть, в конце концов, авторское умение продемонстрировать выяснение отношений без дословного цитирования. Вместо создания достоверности происходящего происходит, с моей точки зрения, просто бытовое отторжение текста.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Алексей Пехов, Елена Бычкова «Искатели ветра»

Корделия, 14 апреля 2015 г. 22:43

Роман интересный, герои яркие, сюжет занимательный, мир убедительный.

Но вот есть пара замечаний, которые не дают мне покоя.

Во-первых, слишком много придуманных слов. От них просто рябит в глазах. Ну какой смысл, например, заменять час «наром»? Ощущение того, что всё происходит в вымышленном мире, от этого не усилится. Усиливается раздражение от чрезмерности и нарочитости подобного.

А во-вторых, соображение принципиального характера. Мне не нравится, что Пехов в качестве главных героев выбирает маргинальные личности. Гаррет («Хроники Сиалы») — вор, Лаэн и Нэсс — киллеры, хоть и называют их здесь гийянами.

На мой взгляд, ничего хорошего нет в том, что к профессиональным убийцам изначально испытываешь симпатию и видишь в них положительных персонажей.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Галина Гончарова «Полудемон. Месть принцессы»

Корделия, 13 июня 2020 г. 20:39

Название книги, как и её аннотация, предполагают очередной любовный роман из многочисленной когорты «женского романтического фэнтези». Ан нет! Всё гораздо серьёзнее.

Я вспомнила прочитанную ранее «Невесту» Карины Дёминой, где при изначально аналогичных предпосылках оказалось суровое психологическое и отчасти даже философское произведение.

Так и здесь.

На первый взгляд, есть очаровательный герой — хрупкий голубоглазый блондин, есть и его возлюбленная — рыжеволосая красавица, есть королевский двор, богатый и пышный, драгоценности, галантные кавалеры — весь необходимый антураж слащавой любовной истории...

Но это всё — только на поверхности!

А в действительности — кровавые драмы, жестокие предательства, палачество и жертвенность, грязь и боль.

И герой — вовсе не слащавый принц. Это лишь видимость. Герой несёт в себе разрушительное демоническое начало, он не только провозглашает целью своей жизни месть, он эту месть вершит. И в жернова мести попадают не только те, на кого она нацелена, а и невинные случайные жертвы.

Зло здесь присутствует, что называется, и снаружи и внутри. Неправедная власть, прогнившее, насквозь коррумпированное государство, награбленная роскошь — это одна сторона зла. Другая — нищета, зависть, готовность на преступление, продажа детей, доносы, шантаж, а в качестве зрелищ — многочисленные костры, на которых сжигают ведьм и еретиков. Третья — та самая сила, которая уничтожает инакомыслящих во имя Света и «справедливости» — как её понимают фанатики, готовые преследовать, пытать, распять; «охотники на ведьм», а по сути мракобесы от религии. И наконец, четвёртая сторона зла — это, как ни парадоксально, — зло, творимое «во имя добра», ради справедливой цели.

Эта цель — спасти государство: границы — от захвата соседями, казну — от полного разграбления дорвавшимися до кормушки, народ — от нищеты. Цель, бесспорно, благородная. Но для её достижения приходится нести новое зло — убивать, приносить в жертву, устраивать ловушки, плести интриги... И благородный мститель сам становится злом, в котором всё меньше и меньше человеческого. И всё больше тоски и одиночества...

Задумайтесь, какова цена у справедливости... И насколько субъективно само это понятие — справедливость!

Да, эта книга отнюдь не простенькое лёгкое чтиво. Она требует осмысления и не даёт однозначных решений.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ольга Громыко «И много-много радости команде принесла!»

Корделия, 27 декабря 2016 г. 22:03

Встреча Нового года по-мозгоедски! Весело и мило. Очень весело и очень мило. Вот просто хочется и самому так же праздник встречать!

А главное — хоть это даже не полноправный солидный рассказ, а так — небольшая живая зарисовка, характеры персонажей получились не просто узнаваемыми, а яркими, выразительными и совершенно типичными. Каждый «мозгоед» на своём месте и в своём образе:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Тед — с пивом и нестандартными решениями, Дэн — с вопросами и ехидным коварством, Ланс — с детской непосредственностью и кошачьими повадками, Полина — с мамой и самураем, Вениамин — с едой и оптимизмом, Михалыч — с косноязычием и бородой, ну и наконец, Станислав — с кнутом и пряником!

Сыграно! Всем спасибо! Подарки — в студию! :)

Оценка: 8
– [  7  ] +

Алексей Пехов, Елена Бычкова «Аутодафе»

Корделия, 5 апреля 2015 г. 20:40

Сюжеты рассказов, составляющих книгу, захватывающие, динамичные. Вроде и тайн много, и разнообразных интриг, но вот почему-то «Аутодафе» не затягивает. Дочитываешь один рассказ — и спокойно закрываешь книгу. Нет стремления скорее читать дальше, узнать, что же ещё случится с героем... Мне кажется, это потому, что «нет ничего личного». В основном сюжет составляют сражения с разного вида нечистью. А этого мало для по-настоящему глубокой книги.

Впрочем, главный характер автору, безусловно, удался!

»...- В последнее время я начинаю считать, что в нашем мире добрых людей вовсе не существует. Всё это миф, дружище Проповедник.

- Тебя в плену у маркграфа по голове случайно не били? — участливо спросила душа. — Не пори чушь. Добрые люди встречаются. Если не веришь, глянь как-нибудь в зеркало».

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ольга Громыко, Андрей Уланов «Космобиолухи»

Корделия, 30 октября 2020 г. 11:02

Чем чаще перечитываю этот роман, тем больше он мне нравится.

Во-первых, с возрастом всё больше импонирует мысль, связанная с судьбой главного героя: на пенсии жизнь не заканчивается; нельзя бояться новых неожиданных экспериментов и совсем необязательно сидеть на лавочке и кормить голубей, пока ты сам этого не хочешь.

Во-вторых, именно здесь завязываются взаимоотношения персонажей, которые потом станут близкими и родными — не столько самим себе, сколько читателям, ведь их ожидает долгий совместный путь через множество романов и рассказов. Но первое знакомство, первое впечатление всегда чрезвычайно важны (вспомним, к примеру, Холмса и Ватсона ;-)).

В-третьих, уже в первой книге герою доводится пройти чрезвычайно сложный психологический путь от застарелой неприязни — через патологическую ненависть — к готовности отдать то, что «не каждый человек за родную мамочку отвалит» (© «Космоэколухи»). И почти аналогичный путь, но гораздо более быстрый (потому что совершается он в исключительных экстремальных условиях) приходится преодолеть как капитану, так и его пилоту — в своём отношении к пиратам. Оказывается, невозможно всех мерить одним метром и мазать одной краской. Оказывается, и у отщепенцев «по другую сторону закона» есть понятия о чести и достоинстве...

Эти «психологические перевёртыши» Ольге Громыко всегда были интересны (например, в «Верных врагах») и всегда убедительно удаются.

Что же касается приключенческой стороны книги, то в финале (сколько бы я ни перечитывала) совершенно невозможно оторваться от текста, следя за тем, как разворачивается сражение за базу. В остальном же — мне всегда больше нравилось наблюдать за экипажем «ЛПКВ-231», чем за экипажем «Сигурэ», и фрагменты текста, написанные Громыко, привлекают больше, чем написанные Улановым.

Впрочем, ещё один небольшой плюс: только в первом романе «Космоолухов» писатели напрямую говорят со своими читателями, ехидничая в примечаниях, задавая ироничные вопросы и напоминая периодически, что все эти невероятные факты, персонажи и события — всего лишь вымысел авторов, которые искренне развлекались, создавая всё это, и получали удовольствие от процесса :-)

Предполагаю, что удовольствие авторов было гораздо больше и веселее, чем теперь у читателей, — ведь придумывать всегда гораздо интереснее, чем осваивать готовый продукт, — но и на долю читателей остаётся этого удовольствия тоже немало.

Огромное спасибо обоим авторам за то, что они придумали великолепную идею «космоолухов», а также Андрею Уланову лично — как пишет его соавтор в начале следующего романа — «за то, что не вмешивался» в дальнейшем.

И ещё одна дополнительная благодарность — за непринуждённые аллюзии на сериал «Firefly«! Они ещё встретятся в «Космоэколухах», специально для восторженных поклонников прозвучат в «Кэтнеппере», а потом сойдут на нет, поскольку мир «космоолухов» станет уже полностью самодостаточным...

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ольга Громыко «Встретимся на Кассандре!»

Корделия, 16 мая 2020 г. 11:32

Книга посвящена бесконечной борьбе с бюрократией.

Она очень весёлая, читается легко, язык замечательный, ёмкий, яркий, порой афористичный.

Но в этот раз нет глобальности приключений. Герои больше не «бороздят просторы космоса», а если и «бороздят», то это уже второстепенно. Главные события разворачиваются на планете. И борьба за правое дело на этот раз кажется локальной. Но постепенно понимаешь, что бюрократическая система, бесконечный поток бессмысленных бумаг и запретительных документов может уничтожить любое хорошее дело гораздо вернее, чем какие-то космические пираты, контрабандисты или работорговцы. Бюрократия страшнее, потому что ответом на неё могут быть лишь такие же бюрократические меры — и хорошим честным людям приходится выкручиваться, подтасовывать факты, искать лазейки в запретах.

В общем, это уже совсем не фантастика. Это вполне реальная ситуация. Многие (и я в том числе) сталкиваются с ней ежедневно, кто по работе, кто в быту.

И если «космическим мозгоедам» и ОЗК удаётся победить бюрократию, то они настоящие герои нашего времени!

Так что с полным правом эту книгу можно отнести не только к юмористической (а смешного в ней очень много!), но и к героической фантастике!

P.S. Читать только тем, кто знаком со ВСЕМ циклом и его героями. Если начинать «с нуля», многое окажется непонятным и, соответственно, недооцененным.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Борис Акунин «Не прощаюсь»

Корделия, 10 ноября 2018 г. 19:07

Мне роман понравился. Вполне достойное завершение фандоринского цикла, в котором встречаются и пересекаются многие сюжетные линии из прошлого и из других книг. Эта своеобразная литературная игра меня всегда привлекала в текстах Акунина. А здесь ещё с определённого момента то и дело звучала в ушах и заставляла улыбаться популярная прибаутка, почти дословно повторяющая реплики персонажей фильма:

- Павел Андреич, вы шпион?

- Видите ли, Юра...

Впрочем, фактически инкарнацией Кольцова в этой книге оказывается не столько

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Макольцев
, сколько Алексей Романов. Именно его жизненной позиции придерживается герой Юрия Соломина в «Адъютанте его превосходительства» (у Кольцова — ты хочешь иметь сад, но не хочешь работать садовником?; у Романова — сам возьмись за лопату и разгребай грязь).

Помимо обращения к литературным аллюзиям Акунин часто использует оригинальное деление текста. Здесь каждая часть — это своя правда (чёрная и красная, зелёная и белая). Каждая имеет свой рупор, своих идеологов. Фандорин прислушивается, сопротивляется, колеблется, — и всё-таки делает выбор. Есть возможность выбора и у читателя. Но позиция автора, разумеется, на стороне любимого героя. Мне приятно, что она совпадает с моей, определённой значительно раньше...

Оценка: 8
– [  6  ] +

Екатерина Насута «Невеста»

Корделия, 8 ноября 2017 г. 12:49

В серии «Романтическая фантастика» много пустых книг «ни о чём». Особенно мало я ожидала от книги под названием «Невеста», предполагающим что-то карамельно-приторное. Почитать её решила, только обратив внимание на достаточно высокий рейтинг на «Фантлабе». И с первых же страниц поняла, что это роман не столько о любви, сколько о людях — о проблемах не только личных, но и общечеловеческих. Как просто превратиться из «доброго соседа» в безжалостного врага... Как, говоря о любви и ласке, уничтожать доверившихся тебе — ради наживы... Как трудно, а порой, и невозможно объяснить правду — ведь так легко верить в красивую ложь! И как любят люди делить ближних на «своих» и «чужих», как быстро можно отыскать повод для ненависти...

Герои книги необычны — и не только потому, что необычны расы железных псов или «детей Лозы», но потому, что в их судьбы вплетено много трагических событий. Их характеры сформировались под воздействием тяжелейших обстоятельств (война, смерть близких, предательства, убийства, пытки — у кого что...). Поэтому в них нет ни открытости, ни доверчивости, ни простоты. А есть внутренняя борьба, преодоление собственных привычек, страхов и комплексов, боли и недоверия — и жуткие ночные кошмары.

Главное в книге — поиск взаимопонимания. На грани новой войны, убийства, безумия и жестокого, но «благородного» фанатизма...

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ольга Куно «Чудовище и красавец»

Корделия, 17 сентября 2017 г. 21:11

Сказка с традиционным сюжетом (согласитесь, не так важно, кто чудовище — Он или Она) и с традиционной же моралью: любить надо не за внешние данные, а за прекрасную душу и благородные поступки. Конечно, истина прописная, тем не менее в жизни всё бывает обычно не как в сказочном сюжете, а так, как показано в первой части книги.

Впрочем, читать сказки всегда приятно, потому что в финале сказочник обязательно обрадует нас и все положительные герои найдут своё счастье, а если нет — мы на автора очень обидимся :)

У Ольги Куно всё всегда заканчивается хорошо, независимо от того, читаем ли мы шпионский роман, детектив или историю с привидениями...

Здесь всё соответствует традициям сказочного жанра: несчастное добро, агрессивное зло, добрые феи и злые ведьмы.

Но мне гораздо больше была интересна тема живописи — магический талант художника, умеющего создавать живые картины. В эти картины можно войти, вдохнуть аромат нарисованных цветов, почувствовать свежий горный ветер... Порой, стоя в музее перед полотном мастера, действительно попадаешь в этот вымышленный мир, он манит и завораживает. В книге идея высшего мастерства доведена до настоящей магии, в буквальном, а не переносном смысле. Я же, читая, представляла себе картины Тёрнера, Бенуа и Уотерхауса. Как бы хотелось, чтобы они жили своей, мистической, жизнью...

Оценка: 8
– [  6  ] +

Сьюзен Коллинз «Сойка-пересмешница»

Корделия, 13 декабря 2015 г. 11:52

Самое страшное в этой книге вовсе не количество трупов положительных персонажей, а финал.

Только фильм даёт возможность увидеть заключительные сцены

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
в условно розовом свете: любовь, семью и ромашки-одуванчики.

Книга гораздо более жёсткая. Главная героиня в финале напомнила мне другого героя из фантастического романа Сергея Лукьяненко «Императоры иллюзий». Нет, у них вовсе нет никакого внешнего сходства. Но Кей Дач получает возможность

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
увидеть, так сказать, «овеществлённой» собственную душу. Это бескрайняя выжженная пустыня, в которой нет ни деревца, ни кустика, ни птицы, ни ветерка — никакого живого движения.

Вот в такую пустыню превращается в финале душа Китнисс. Она может впадать в истерику, может отказываться от пищи, может вести себя как автомат, от которого требуются какие-то слова и поступки. Но она больше неспособна любить и жить в полную силу.

Как будто героиня тоже умерла; её существование поддерживается искусственно, со стороны: соседями, доктором; потом — и на всё оставшееся время Питом.

Его заботы, его души хватает на всех. Пожалуй, только в его образе главный оптимизм книги.

Революция же приносит не счастье, а опустошение.

И несгибаемые революционеры страшны в той же степени, что и жестокие диктаторы. Только лозунги разные.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Гордон Диксон «Дракон и Джордж»

Корделия, 15 ноября 2015 г. 10:06

Этот роман стал первой книгой о перемещении в мир магии нашего современника, которая оказалась у меня в руках. Всё было новым, неожиданным и забавным. Это сейчас подобный художественный приём превратился в заезженный штамп, а литераторы всех возрастов, пользуясь всевозможными предлогами (а иногда и по принципу «ой, случайно получилось»), отправляют своих персонажей куда ни попадя, и даже термин подходящий появился: «попаданец». Грубо, но отражает суть. И на мой взгляд, содержит некоторую негативную окраску «от слова надоело».

Но Диксон был для меня в своём роде первооткрывателем. И «попадание» героя у него получилось достаточно логичным, да ещё и весьма оригинальным. А трактовка известной всем легенды о победе святого Георгия над драконом здесь обыграна изящно и с прекрасным чувством юмора.

Книга надолго стала одной из моих любимых. Но — увы — в этом жанре создано столько нового, более оригинального и захватывающего, что роман Диксона постепенно ушёл в тень.

Как, например, мой любимый замечательный, но чёрно-белый фильм «Фанфан-Тюльпан» пал под натиском на экраны спецэффектов и жанра «экшн» и теперь смотрится только теми, кто его любит с давних пор.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ольга Громыко «Послушай, как падают листья»

Корделия, 7 июня 2015 г. 22:50

Такой горечью веет от страниц этого небольшого рассказа, такой запредельной тоской, что слёзы сами на глаза наворачиваются.

О чём он? О людской жестокости, тупости и неблагодарности. Те, кто не таков, оказываются изгоями. Им нет места среди людей.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Булат Окуджава «Весёлый барабанщик»

Корделия, 12 февраля 2023 г. 09:52

Пожалуй, эти стихи совершенно неотделимы от мелодии. А она начинает звучать в голове сразу же, как только откроешь глаза, увидишь за окном рассвет, встающее солнце, почувствуешь, что день только начинается и всё ещё впереди...

Я не жила в 50-е, когда Окуджава писал свой текст. Возможно, тогда по улицам ходили вполне реальные барабанщики, а вместе с ними и горнисты-пионеры... Но сейчас эти строки воспринимаются, скорее, символически — с одной стороны, обещая надежду на будущее, на светлый и долгий день, с другой — ты ведь так и не услышал барабан, а где-то рядом была она — эта звонкая, яркая, настоящая жизнь!..

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ольга Громыко «Охотники за привидениями (Kassandra edition)»

Корделия, 5 марта 2022 г. 16:07

Весёлая зарисовка из повседневного безумно-анекдотичного быта колонистов планеты Кассандра.

На Кассандре наступила ночь... Кто-то ловит привидений, кто-то устраивает романтическое свидание, кому-то не спится от забот, а кому-то от голода... А по коридорам бодро топают огромные тараканы; и не менее огромные явно посещают здесь головы и людей, и киборгов :)

Мы снова встречаем наших старых добрых знакомых: Кая и Лизу, Реми и Киру, Збышека и Сару... Но особенно бурное веселье по-прежнему вызывает искромётный дуэт «дяди Джека» и «дяди Жени».

Потратьте несколько минут на чтение — и вам обеспечено хорошее настроение (по крайней мере на эти несколько минут). А может быть, вам захочется снова перечитать «Киборг и его лесник» или «Встретимся на Кассандре»...

Если же вы эти книги не читали, лучше начинайте с начала — с «Космобиолухов«!

Оценка: 8
– [  4  ] +

Михаил Светлов «Двое»

Корделия, 15 июня 2023 г. 20:08

Очень выразительное описание жуткого военного эпизода: пулемётчики погибли сражённые одной, общей на двоих, пулей — и теперь их, застывших на морозе, не разлучить — как не отнять у них пулемёт... Именно в этом их страшное счастье и величие смерти.

Один эпизод, одна сцена, одна смерть... Но стихотворение Михаила Светлова рисует словами, словно кистью, так ярко, что сцена с двумя мертвецами и офицером становится незабываемой...

Оценка: 8
– [  4  ] +

Екатерина Насута «Механическое сердце»

Корделия, 26 ноября 2017 г. 23:27

Две книги представляют собой единое целое, разделённое, возможно, из-за объёма, а возможно, из-за разноплановости событий.

В первой части в центре внимания личные судьбы, во второй — государственные масштабы.

У автора в этом цикле особый конёк — изображать безумцев, психически больных, людей со сломанной психикой, манией преследования или находящихся в болезненном бреду. Ульне, Олаф, Сверр... Да, пожалуй, по каждому её персонажу плачет хороший психиатр или, по крайней мере, психоаналитик.

Вы хотите поговорить об этом? Нет? Тогда за вас всё скажет Карина Дёмина, заполнив многие страницы болезненными исповедями, многозначительными диалогами, бредовыми видениями, многоточиями...

К этому добавьте детективный сюжет и ощущение надвигающейся катастрофы, которая должна уничтожить мир.

На таком грандиозном фоне весьма ничтожно смотрятся любовные страдания двух главных героев. Их нытьё, возможно, и к месту, но раздражает. Ему стоило отвести меньше времени, быстрее решить созданную на пустом месте проблему, а не тянуть её больше года.

Очень живым и неожиданно ярким персонажем во второй книге получился Кейрен:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
преодоление вековых традиций, борьба с собственной верностью роду, семье, сыновней почтительностью. Сначала — жертвенность, покорность обстоятельствам, движение по течению, но потом — в случае реальной опасности — резко против течения, разрыв с обычаями, сражение за свою свободу, противостояние врагам (что проще) и заботливым родственникам (что неизмеримо сложнее).
Поэтому меня образ «синехвостой бестолочи» впечатлил сильнее прочих.

Ещё один сильный образ — леди Сольвейг. Она точно знает, что правильно и неправильно, что хорошо, а что плохо, и представляет собой типичную мать, зацикленную на гиперопёке.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В романе «Чёрный принц» она становится практически убийцей собственного сына — убийцей из любви и исключительно благих побуждений.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Гийом Мюссо «После»

Корделия, 11 апреля 2017 г. 18:36

Мрачная книга о смерти. И о предчувствии смерти.

Конечно, человек должен быть готов в любой миг к тому, что придётся покинуть этот мир. Но поступает он совершенно противоположным образом. Большинство из нас любит жизнь и пытается сделать вид, что бессмертны. Что смерть будет когда-нибудь, но нескоро и не с нами...

А книга Мюссо окунает читателя в смерть с головой. Говорит: никто не застрахован, смерть подстерегает постоянно — в горе и в счастье, в одиночестве и среди близких. Будьте готовы к ней ежеминутно. Раздавайте долги. Делайте добро. Уходите с миром и помогайте уйти родным. Всё это правильно и справедливо. Но кто может жить, постоянно предчувствуя свою смерть и смерть того, кто рядом? Таковы главные герои книги Натан Дель Амико и Гаррет Гудвич.

Я же, читая, впала в мрачное состояние духа, постоянно вспоминала всех близких, кто недавно ушёл из жизни. И ещё теракт в Петербургском метро... Читаю по дороге, в поезде — и приходится ходить через ту станцию, где недавно из вагона вытаскивали раненых и умирающих, а теперь лежат живые цветы...

В общем, если у вас есть склонность к депрессии и вы не хотите потерять душевное равновесие, не читайте эту книгу.

Хотя, безусловно, призывает она к добру, любви и взаимопомощи.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Владимир Васильев «Монастырь Эстебан Бланкес»

Корделия, 24 февраля 2016 г. 10:52

По жанру это не рассказ, скорее, новелла, настолько она проникнута европейскими традициями. В этом её неожиданность. Здесь определённо присутствует дух Эдгара По и, пожалуй, немного Лавкрафта. И слепит глаза жаркое солнце Испании...

Я впечатлена и совсем не ожидала подобного от Васильева, зная его лишь по «Дозорам». Отдельное спасибо автору за красивый финал!

Оценка: 8
– [  4  ] +

Антон Чиж «Тайные полномочия»

Корделия, 1 июля 2015 г. 00:24

«Закрытый детектив» а-ля Агата Кристи: поиск преступника в замкнутом пространстве + постоянно добавляющиеся преступления. Написано интересно. Кроме самой сюжетной линии, меня заинтересовали исторические факты. Конечно, Чиж интерпретирует их вольно, но зато он подвиг меня на изучение фактов о первой российской олимпийской сборной. Как и Александру Дюма, автору удалось умело «повесить на гвоздь истории» свой роман.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ванзаров в этой книге уже превратился в супермена. Борцов побеждает в трёх раундах из трёх, кого надо — вовремя нокаутирует; отравленный — встаёт и отправляется на подвиги; женщины от него млеют... И таким он, разумеется, нравится гораздо больше, чем в начале своей карьеры (роман «Смерть мужьям»).

Не самый стандартный приём для детектива, в котором участвует полицейский: у Чижа преступление всегда раскрыто, но закон не торжествует! Правосудие, если может, вершит сам Ванзаров своими методами.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ольга Громыко «Киберканикулы»

Корделия, 10 июля 2023 г. 02:06

Довольно сложно на протяжении цикла удерживать высокую планку в изображении уже хорошо знакомых читателю персонажей, создавать новые неожиданные повороты сюжета в уже известных локациях, бережно дополнять и расширять границы уже давно созданного мира, не искажая их и не умаляя их достоверности. Ольге Николаевне Громыко это пока удаётся. Пусть не во всех деталях и эпизодах, но в целом.

И я бесконечно благодарна автору за то, что книга за книгой она погружает нас в свою вымышленную художественную вселенную, ставшую такой близкой, словно мы живём одновременно и здесь и там — на Кассандре...

«Киберканикулы» вновь подарили много часов отличного настроения и прекрасную возможность забыть ненадолго о проблемах и тревогах реального мира, переживая как собственные проблемы и тревоги мира литературного.

Немного огорчили лишь два момента. Утратил свою непостижимость Ирэл Аш-Сэй, превратившись в довольно заурядного детектива, и недотянули до уровня карнавальских кассандрийские гонки на транспортниках (не хватило захватывающих подробностей).

Но зато было много чего другого ;-)

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ольга Громыко «Сезонные явления»

Корделия, 10 апреля 2022 г. 23:52

Хотите каждый день чистить флайер после огромной свиньи?

Хотите стать лиловым? А превратиться в лесного духа?

Кассандрийский лесник тоже не хотел... Но что поделаешь — работа такая!

Новые приключения знакомых героев на планете Кассандра. Новая встреча с Каем и Лизой, Женькой и Джеком.

Этот весёлый рассказ — прямое продолжение предыдущего — «Охотники за привидениями». Но лучше сперва прочитать не только «Охотников», но и все книги цикла, начиная с «Космобиолухов».

Оценка: 8
⇑ Наверх