fantlab ru

Все отзывы посетителя Himura Yumi

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Алма Катсу «Голод»

Himura Yumi, 29 января 2022 г. 10:57

1846 год. Девяносто мужчин, женщин и детей под предводительством Джеймса Доннера отправляются в Калифорнию на поиски лучшей жизни. Новый маршрут через горы, маршрут Гастингса, оказывается ошибкой и переселенцы сталкиваются с непреодолимыми трудностями.

Книга, которая приходит в голову первой, если эталонный «Террор» Дэна Симмонса давно прочитан и хочется мистического сурвайвал-хоррора, основанного на реальных событиях. И хотя по скрупулезности исторической проработки «Голод» уступает «Террору», художественных допущений здесь гораздо больше, а технических деталей меньше, всё равно история партии Доннера изложена довольно точно. Так же, как у Симмонса в «Терроре», в истории есть мощный мистический элемент, который добавляет хоррора к и без того сложной ситуации: довольно быстро караван начинает преследовать что-то ужасное. Кто-то подозревает диких зверей, кто-то индейцев, а кто-то женщину, которая едет вместе с ними, ведьму Тамсен Доннер. События излагаются с точки зрения нескольких основных героев, мужчин и женщин, все они обычные люди со своим грузом прошлого и планами на будущее. В книге хорошо накручена атмосфера: личные истории героев сразу создают напряжение, а очевидные ошибки планирования путешествия — ощущение безнадежности. По ходу продвижения на запад проблемы партии множатся, внутри начинается раскол, пропадают люди, начинается нехватка продовольствия и наступает зима. Чтобы оценить масштаб трагедии, достаточно сказать, что поход партии Доннера — это один из задокументированных случаев вынужденного каннибализма.

Хороший психологический хоррор/триллер, не то чтобы таких много.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Дэн Симмонс «Мерзость»

Himura Yumi, 29 января 2022 г. 10:49

Приключенческий триллер, в котором жути хватает с избытком.

Через год после знаменитой трагической попытки британцев взойти на Эверест в 1924 году, команда из трёх друзей альпинистов — британский поэт и ветеран войны, молодой французский горный гид и молодой американец-студент – планирует экспедицию на великую гору. Их основная цель — разумеется, успешное восхождение. Экспедицию финансирует скорбящая леди Бромли, чей сын также исчез на Эвересте в 1924-ом году. Её условие — в приоритете должно стоять не восхождение, а поисково-спасательная операция, и к ней обязательно должен присоединиться Реджи Бромли, чему команда совсем не рада.

Судя по оценкам и отзывам, книга не особо популярна даже среди поклонников творчества Симмонса и это можно понять. Симмонс и так очень многословный автор, но тут он просто превзошел самого себя: практически две трети очень толстой книги занимают описания альпинистских штучек, техники скалолазания, подготовки экспедиции, сборов и даже изобретения оборудования, новой одежды, веревок, кислородных баллонов и ледорубов. Понятно, что такой производственный роман не всем пришёлся по душе, особенно после прочтения в аннотации «В глубинах Тибета, высоко на Эвересте, трое альпинистов <...> обнаруживают, что ночью их преследует кто-то… или что-то.» Обманутые ожидания. Но мне эта часть безумно понравилась, прекрасная книга об альпинизме.

И только в последней трети книги команда прибывает на Эверест и начинается основное действие. Сразу могу сказать, что аннотация сильно врёт: ничего такого в ночи альпинисты не обнаруживают и никто их не преследует. Во всяком случае в таком плане. Автор лишь немного дразнит читателя перспективой встретить йети, но довольно быстро становится понятно, что будет источником внешних проблем восходителей. А намёки на это были ещё раньше, во время подготовки к экспедиции.

Главным героем книги является тот самый молодой американец и вообще вся книга — это его мемуары и рассказ о тех событиях. Это прекрасная альпинистская история, очень детальная и напряженная. Описаны и тяжелые условия на горе, и прокладка маршрута, и установка лагерей, и физиологические проблемы, с которыми сталкивается человек на такой высоте, и штурм вершины. И несчастные случаи, конечно.

Под конец книга превращается в

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
шпионский боевик,
который сам по себе мне тоже очень понравился.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Поиски тела Бромли и всё, что с этим связано, очень здорово описаны. Самая сомнительная часть романа — это собственно то, ради чего Бромли так нужно было найти и как найденное было использовано. Последующая встреча с Черчиллем — интересные размышления на тему шпионажа и того, как государство использует людей ради своих целей.
Думаю, для многих вся эта тема показалась слишком уж альтернативщиной и может даже слегка кощунственной )

В книге был и по-настоящему хоррорный момент: сцена ритуального воздушного погребения с помощью птиц-падальщиков, свидетелями которому становятся главные герои. Кому хочется больше такого — рекомендую «Песнь Кали» этого же автора.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Дэвид Веллингтон «Последний астронавт»

Himura Yumi, 29 января 2022 г. 10:21

Космофантастика ближнего прицела и ужасы про первый контакт с элементами боди-хоррора.

От автора ужасов про зомби, вампиров и оборотней и технотриллеров о спецназе, кек.

Салли Дженсен, ведущий астронавт НАСА, всегда мечтала попасть на Марс. Но когда до осуществления мечты было рукой подать, марсианская миссия окончилась полным провалом. И это произошло именно под её руководством. Государственные космические программы закрылись, а Дженсен живет, преследуемая мыслями о своей неудаче и о личной ответственности за свертывание американской космической деятельности. Однако, когда в Солнечную систему вошёл крупный инопланетный объект и взял курс на Землю, НАСА обратилась именно к ней и Дженсен получает второй шанс.

Роман чётко делится на две части.

Первая — космический технотриллер с описаниями космических миссий, деталей полётов, несчастных случаев, сбором экспедиции, темой конкуренции в космических исследованиях. Выглядит всё это очень кинематографично, будто бы автор изначально писал свой роман с прицелом на экранизацию. Есть такие книги, которые легко перекладываются в визуальный формат, и это одна из них.

Вторая часть начинается с собственно контакта и представляет собой забористую смесь био-ужастика с регулярным боди-хоррором и интригующего исследования странного «мира» с преодолением ежеминутных трудностей и выживанием во враждебной среде. Природа инопланетного объекта очень здорово придумана. Настолько, что в некоторых отзывах книгу даже относят к направлению «new weird» / «новые странные», представители которого прекрасно вписываются в существующие жанры, но отличаются особым полётом фантазии, фантасмагории и вообще смешением всего со всем. Это конечно вряд ли, никакой психоделики в «Последнем астронавте» нет, но такие аналогии что-то да говорят об атмосфере книги )

Не сказала бы, что здесь интересные персонажи, хотя в психологичности роману отказать сложно. Берёт он совсем не этим. Роман поругивают за неоригинальность и прямолинейное цитирование классики, но по мне так это хорошая развлекательная мрачная фантастика с отличной и самобытной второй половиной. Особо хотелось бы отметить очень хорошую концовку

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
леденяще хоррорную, но мимикрирующую под индивидуальный хэппи-энд )

Если экранизируют — посмотрю с удовольствием, не то что Аннигиляцию.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Мишель Пейвер «Thin Air»

Himura Yumi, 29 января 2022 г. 10:18

Мишель Пейвер больше всего известна как успешный автор мистической подростковой литературы, в её книгах действие часто происходит в доисторические времена, в каменный или бронзовый век. Цикл «Хроники тёмных времен» издавался в России и, судя по высоким оценкам на фантлабе, был принят весьма тепло. А вот её взрослые истории на стыке псевдоисторического триллера и мистики с призраками у нас совсем неизвестны.

«Thin Air» («Разреженный воздух») — это приключенческий триллер, мистический хоррор (ghost story даже вынесено в подзаголовок) и альпинистская история.

1935 год, молодой врач Стивен Пирс в последний момент присоединяется к амбициозной горной экспедиции своего брата, Китса. Цель — впервые покорить Канченджангу, третью высочайшую вершину мира и одну из главных убийц восходителей. Экспедиция идёт буквально по следам своей предшественницы, экспедиции Лайеля 1907 года, которая закончилась масштабной трагедией. В начале похода, ещё в Дарджилинге, из которого в те времена регулярно стартовали горные экспедиции в Гималаи, Стивен встречает одного из выживших в 1907-м, Чарльза Теннанта. Чарльз — пожилой человек и часто бывает не в себе, но именно он зарождает в Стивене чувство страха перед этим путешествием.

Очень приятный роман на стыке разных жанров. Это и хорошая приключенческая история про высокогорное восхождение, достаточно подробно рассказывающая о подобных экспедициях того времени. Это и исторический роман, с очень живыми описаниями британских реалий. Это и история преследования духами с нотками сурвайвал-хоррора.

Здесь нет множества технических альпинистских деталей, как например в «Мерзости» Симмонса, подробностей восхождения, фотографического описания горы и снаряжения, но в целом картина горной экспедиции создаётся весьма яркая. Много внимания уделено маршруту, установке лагерей, погоде, уже случившимся и возможным несчастным случаям. Ярче всего описаны физиологические аспекты пребывания на высоте — горная болезнь и её симптомы. С одной стороны, это потому что главный герой — врач, с другой стороны, потому что все эти проявления имеют прямое отношение к восприятию происходящего. Ведь правда, может у нас тут не реальный хоррор, а галлюцинации из-за кислородного голодания, усиленные восприимчивым и мнительным сознанием? Ну а ядро истории — этические вопросы выживания в горах и жертв ради достижения цели.

Очень интересен выбор места действия: не «попсовый» Эверест или разрекламированные своей высокой смертностью среди восходителей Аннапурна и К2, а Канченджанга, гора, окутанная мистикой по сей день. С ней связано множество местных верований, а один из маршрутов на вершину и вовсе закрыт, так как Индия считает гору сакральным местом. Вплоть до 1980 все успешные покорители Канченджанги на самом деле не стояли на её вершине, выполняя обещание, данное индийскому правительству не осквернять гору, не доходили до высшей точки несколько метров. А возможно они и сами не хотели гневить местное божество. Ещё третья вершина мира считается убийцей женщин. Первое успешное женское восхождение совершила британская альпинистка Джинетт Харрисон (в 1998 году), но даже она погибла через полтора года. С тех пор, правда, гора пустила к себе с десяток представительниц прекрасного пола, но до сих пор сохраняет статус одной из самых сложных среди восьмитысячников. Меньше всего экспедиций и почти 30% смертности. И это притом, что технический прогресс и опыт десятилетий покорения гор постоянно приводят к снижению смертности среди альпинистов, даже на таких сложных вершинах, как К2. В общем, если вооружиться всеми этими знаниями про гору, книга становится ещё более зловещей и в неё очень легко погрузиться с головой )

Автор очень интересно строит повествование и нагнетает атмосферу. Мы сразу видим, что встреча со зловещим стариком настолько сильно впечатлила Стивена, что он начинает воспринимать весь путь до горы в мрачных тонах. Будучи человеком науки, Стивен старается отрицать суеверия местных и рассказы про духов, но не может не обращать на них внимания и накручивает себя ещё больше. Дело осложняется его положением в экспедиции и отношениями с братом: с Китсом у них старое и болезненное противостояние. Стивен завидует старшему брату, критикует его, но вместе с тем отчаянно жаждет признания. Кроме того, чем ближе к заветной вершине, тем больше вопросов возникает к экспедиции Лайеля и в какой-то момент становится понятно, что история, которая произошла в 1907-м, ещё не закончена.

Прочитала с огромным удовольствием. Очень понравилось, как оказались связаны персоналия главного героя, его личные обстоятельства и произошедшее в итоге на горе.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Почему именно Стивен стал «приёмником» для ярости и ненависти призрака, на какие точки «нажало» зло, воплотив свою месть через человека, который ничего такого не планировал и осознанно не желал никому зла.
Вполне можно считать психологическим триллером )

Оценка: 8
– [  4  ] +

Мишель Пейвер «Dark Matter»

Himura Yumi, 31 января 2022 г. 18:33

Приключенческий и психологический триллер, мистический хоррор с привидениями, номинант и лауреат нескольких премий за ужасы и мистику.

1937 год, Лондон. Молодого Джека, несостоявшегося физика и клерка торговой компании, приглашают присоединиться в качестве радиста к научной-исследовательской экспедиции за Северный полярный круг, на Шпицберген. Джек едва сводит концами с концами, он одинок и несчастен и в этой поездке видит свой шанс вернуться к научной деятельности и убежать от жизненных проблем. Целый год в Арктике, в отдалённой бухте Грухукен, где будет только пять человек и свора ездовых собак — совсем другая жизнь! И вот путешествие начинается. Однако, капитан норвежского судна, которое перевозит команду и припасы на место планируемой стоянки, считает, что разбивать лагерь в Грухукене — плохая идея.

Главный герой, Джек Миллер, сразу предстает перед читателями не слишком приятным и сложным в общении человеком. Вся история подаётся в форме его дневников, поэтому все переживания Джека у нас как на ладони. На первой встрече с членами экспедиции — представителями высшего класса — Джек находится не в своей тарелке, переживает за то, что он беден, что его не примут как равного и что он не сможет оплатить обязательный раунд выпивки. Джек не просто стесняется, а ведёт себя чрезвычайно мнительно: начинает высматривать плохое отношение к себе, подозревает присутствующих в автоматическом презрении к тем, кто беднее, в чрезмерном высокомерии, отмечает и оценивает любые комментарии в свой адрес и ощущает постоянную насмешку, издевательство над его дискомфортом. При этом сам описывает новых знакомых исключительно уничижительно, отмечает малейшие изъяны, а с симпатией относится лишь к самому совершенному и дружелюбному из них — Гасу Балфору, который явно пытается завоевать расположение потенциального радиста. Очевидно, что в парне кипят жажда признания и неудовлетворённое самолюбие, зависть к тем, кому жизнь раздала лучшие карты. После этой встречи Джек решает, что ему с экспедицией не по пути и что если придётся провести с этой компанией целый год, то он точно кого-нибудь убьёт. Однако, успокоившись, немного обдумав ситуацию и свои лондонские перспективы, он всё же принимает предложение и отправляется в путь.

В Арктике приключение захватывает Джека с головой, он с энтузиазмом занимается экспедиционными делами, лагерем и описанием окружающей природы. Однако по отношению к людям — и собакам, которых так любят представители высшего сословия — он холоден, а в душе даже жесток. Его по-прежнему донимают мысли о своём статусе, он резок в высказываниях и в реакциях, ни с кем не может сдружиться. Экспедиция и её успех становятся для него всем. И когда капитан Эриксон начинает убеждать британскую команду сменить место для лагеря, намекая на его проблемность и дурную славу, Джек воспринимает эти разговоры в штыки и даже отказывается вникать в историю Грухукена: место должно принадлежать только им. Но всё пойдёт не так, как планировалось.

Мишель Пайвер удалось прекрасно описать арктические реалии, природу Шпицбергена и экспедиционный быт. А с развитием сюжета — полярную ночь и влияние, которое она оказывает на людей с более южных параллелей, тоску по свету, по бурлению жизни и по людям. Как отчаянно Джек пытается сохранить рассудок и привычную рутину, оставшись один. Чем дальше продвигается сюжет, а вместе с ним и мистическая составляющая, тем страшнее становятся дневники Джека, тем больше он меняется, переосмысливает себя и своё окружение и одновременно теряет себя. От последних глав вплоть до развязки совершенно невозможно оторваться, настолько эта личная драма захватывает. Особенно страшно сознавать, что даже без реального призрака Грухукена всё могло бы быть точно так же: настолько темнота, пустота и абсолютное одиночество чужеродны человеческой психике.

Если вас удивляет физический термин, вынесенный в заголовок мистического триллера, то тут всё честно. Джек читает научную статью, посвященную темной материи, загадочному веществу Вселенной, которое точно существует, но которое не может быть зафиксировано приборами и органами чувств. И эта гипотеза его не радует: сколько такого тёмного и непостижимого может таиться вокруг нас.

Отдельно хотелось бы отметить, что роман «Тёмная материя» и более поздний «Разреженный воздух» — братья-близнецы. У них похожи завязка, структура, развитие сюжета и даже развязка, они как страшные масштабные сказки у костра. В обоих романах действие происходит в начале XX века, в экстремальных условиях, главные герои-британцы имеют похожие психологические заморочки и проблемы. Но — удивительно! — при этом нет желания обвинять автора в самоповторе. В романах различаются сеттинг и сопутствующие проблемы героев, элементы сурвайвал-хоррора, как психологические, так и физиологические, у каждого главного героя есть свои уникальные черты и особенности истории, поднимаются разные этические проблемы. И от финала, и от эпилога остаётся совершенно разное послевкусие. Есть ощущение, что при всей композиционной схожести эти произведения оказались совершенно о разном. Дороги, которыми прошли главные герои, привели их к совершенно разным личностным результатам и по-разному изменили их жизнь. Рада, что прочитала оба.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ян Мак-Гвайр «Последний кит. В северных водах»

Himura Yumi, 29 января 2022 г. 10:43

Триллер и исторический роман.

Патрик Самнер, бывший военный хирург и опиумный наркоман, нанимается врачом на борт китобойного судна, которое выходит в свой последний рейс. Последний, потому что китобойный промысел постепенно теряет актуальность: киты то ли выбиты людьми, то ли ушли на север, а ворвань постепенно заменяется другим топливом. Последний, потому что у капитана и у владельца судна есть план: потопить корабль и получить хорошую страховку. Команду при этом должен спасти другой китобоец, находящийся поблизости, его капитан в сговоре. Но для большинства членов команды этот план конечно же тайна. И совершенно очевидно, что этот план будет провальным и начнётся борьба за выживание.

Кроме того, на судне есть очень любящий насилие гарпунёр Дракс, дитя природы, не отказывающее себе ни в каких порывах и удовольствиях. Личность Дракса сразу же раскрывается во всей красе: на первых страницах, ещё на суше он демонстрирует любовь к дракам в баре, кражам, сексуальному насилию (с мальчиками) и убийствам. И когда уже в плавании к Самнеру обращается юнга с весьма характерными травмами, мы сразу же понимаем, кто преступник. В общем, детектива тут нет. Зато есть кровавая охота на тюленей и китов, а потом и выживание во льдах, метель, мороз, опасный преступник, белые медведи и опиумные ломки.

Несмотря на официальный жанр, книга вышла весьма хорорная.

У неё очень тягучая и жуткая атмосфера, главный герой-врач — глубоко несчастный человек с огромной душевной раной и ворохом сожалений, в книге много графических описаний будней военного госпиталя и ужасов войны из его флешбеков. Атмосфера на судне тоже своеобразна, промысел загнивает, капитан известен своей неудачливостью и общее напряжение ощущается. Очень много разного насилия, над людьми и не только, поданного весьма детально. Китобойный промысел и охота на тюленей — это жестокая кровавая бойня, в книге описанная с максимальными подробностями. Участие в ней Дракса делает сцены ещё страшнее, потому что это всё — предвестник будущей трагедии. Очень много физиологических подробностей плохого самочувствия и смерти.

Детализированы и эмоции. Самнер постоянно мучается от стыда, за прошлое и настоящее, и вся его история оставляет очень гнетущее впечатление. Наблюдая охоту на китов, Самнер испытывает ужас от зашкаливающей жестокости, от крови и боли вокруг, от зловещего мастерства гарпунеров, но одновременно с этим и сам чувствует душевный подъем от радости удачной охоты, от успеха, от коллективизма, и сразу же отвращение ко всему происходящему и к этим чувствам. И подобной рефексии немало.

Ещё в книге очень живое описание Арктики и тяжелых условий, с которыми приходится столкнуться людям. Впечатляет отношение британцев к местным жителям. Трактовать ли некоторые события с мистической точки зрения или относиться к ним как с совпадениям и роковым случайностям, которые определяют, кому жить, а кому умирать — решать читателям )

Хорошая смесь психологического триллера и арктического сурвайвал-хоррора, хоть и не такая впечатляющая, как «Террор» Симмонса

Оценка: 7
– [  3  ] +

Крег Дэвидсон «The Deep»

Himura Yumi, 29 января 2022 г. 10:39

Фантастический хоррор, написанный под псевдонимом Nick Cutter, в котором есть всё лучшее сразу. Это и психологические ужасы с травмами детства, жизненными трагедиями, ночными страхами, всем, что мерещится в темноте, в подвале и под кроватью. Это и идеальный сурвайвал-хоррор, действие происходит на научно-исследовательской подводной станции на дне Марианской впадины, где учёные ищут лекарство от бушующей на поверхности пандемии смертельной болезни. Это и мерзотный боди-хоррор / сплаттерпанк, потому что в бездне таится нечто не из этого мира, что может не просто убивать, но и изменять физически.

Книга мне очень понравилась, прежде всего своей атмосферой научной фантастики, хоррора и психологических ужасов, органично смешанных вместе. Уже по завязке понятно, что то, что нашли на глубине, обладает способностью взаимодействовать с клетками живых организмов и потенциально делать их бессмертными, а значит, может спасти людей от эпидемии. Однако, это не единственная способность находки, она действует и на психику тоже. Когда в действие вступает главный герой, простой ветеринар, со станцией уже прервалась связь и последним сообщением оттуда было загадочное послание от его брата — гениального учёного и разумеется полнейшего социопата. И вот главный герой в сопровождении военного специалиста спускается вниз, чтобы разобраться, что происходит.

Почему местный хоррор так хорошо работает? Прежде всего, сам сеттинг просто идеален. Глубоководная станция — это прекрасное место, чтобы съехать с катушек. Глубина, давление, перспектива быть раздавленным в лепёшку в одно мгновение, если что-то пойдёт не так, задохнуться или замёрзнуть, если сломается система жизнеобеспечения, умереть с голоду, если кончится снабжение, если сломается батискаф. Искусственное освещение и кромешная темнота, если отключается свет, холод, если отключается обогрев. Прекрасное место, да? Всё это оказывает огромное психологическое давление, знакомое уже даже служащим на подлодках. У автора прекрасно получилось передать страх темноты и клаустрофобию, когда от ужаса начинает мерещиться чёрти что. Чаще всего мерещится то, что как-то связано с личным опытом персонажей, и тут в дело вступают разного рода флешбеки, ассоциации, а также ночные кошмары. Кроме всего этого вполне объяснимого и понятного, над людьми на станции издевается и то, что они изучают. Или что-то другое. Причём издевается и в психологическом, и в физическом плане, чем дальше, тем градус графического насилия всё крепче и крепче.

И в рекламной компании книги, и в отзывах читателей часто проводятся параллели с «Сиянием» Стивена Кинга: местная глубоководная станция нередко ассоциируется со знаменитым отелем Оверлук, в котором было зло и который сводил с ума слабых духом. У меня таких ассоциаций не было ни разу. А если какие-то и были, то с «Солярисом» Станислава Лема: то, что было на станции, «общалось» с её обитателями, решая свою собственную задачу. Все конкретные образы и видения, которые испытывали и переживали герои — это лишь тщательно подобранные психологические ключики или естественные реакции на шорохи и скрипы в темноте. Ну а дальше по наклонной.

Книгу можно покритиковать за некоторую искусственность завязки, в которой дорогущая станция будто бы предоставлена сама себе. Но в принципе, это объяснимо, потому что у нас тут практически постапокалипсис и всё уже давно разваливается. А в остальном прекрасный образец безысходного сайфай хоррора с интересным сеттингом )

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ричард Пол Руссо «Ship of Fools»

Himura Yumi, 29 января 2022 г. 10:35

Космофантастика и хоррор на тему звёздного ковчега и первого контакта.

Название у книги говорящее: «корабль дураков» — это аллегория Платона о неэффективном управлении чем-либо без поддержки экспертных знаний, а также одноимённая сатирическая поэма Бранта 1494 года на эту же тему. Эту аллегорию часто используют в художественной литературе, но ещё чаще в публицистике. У книги Руссо есть и второе название «Unto Leviathan», под ним она вышла повторно в другом издательстве. Не знаю, какая драма с правами тут закопана, но что есть, то есть. На русском пока не издавалась.

Завязка классическая для поджанра: по бескрайнему космосу от одной системы к другой движется корабль-ковчег. Люди рождаются и умирают на звездолёте, сколько лет длится полёт и когда он закончится — неизвестно. Цель полёта давно забыта, пункта назначения нет, связи с человечеством тоже. Иногда корабль находит планеты, пригодные для колонизации или даже уже колонизированные, но каждый раз руководством принимается решение двигаться дальше, сохраняя статус-кво.

Население корабля неоднородно: есть правящий класс, есть команда, есть католическое духовенство, есть работяги из нижних отсеков, которые не имеют свободы передвижения, не могут покинуть корабль и обслуживают высший класс. Сообщество деградирует, капитан звездолёта и епископ церкви делят власть и влияние. В недрах нижних отсеков назревает бунт. И вот в такой обстановке корабль получает необычный сигнал.

Повествование ведётся от лица Бартоломео, относительно привилегированного члена местного сообщества, и подаётся в форме его дневников/воспоминаний. Бартоломео — сирота высокого происхождения, воспитанный коллективно, близкий друг капитана, атеист и технарь. Ещё Бартоломео инвалид, но все его недостатки компенсированы протезами и экзоскелетом. В результате своего происхождения и физических особенностей он в общем-то изгнан из всех основных групп и живёт довольно изолировано.

Бартоломео — классический «ненадежный рассказчик». Мы видим только те события, которые видит он, и только в его интерпретации, порой довольно подозрительной. Например, буквально на первых страницах Бартоломео говорит о себе как о важном советнике капитана, как о человеке власти, он регулярно присутствует на собраниях высшего управляющего органа корабля. Но если смотреть на его общий социальный статус, то такой авторитет выглядит невозможным. Всех ключевых героев истории мы тоже видим глазами Бартоломео и через призму его с ними отношений. Многие потенциально интересные вещи — ну например результаты работы научной команды после высадки на планету с сигналом — Бартоломео неинтересны и поэтому он о них не пишет. Зато пишет о том, как красиво течёт настоящая река :) Иногда он просто не присутствует там, где происходят очень интересные события и поэтому может сказать о них лишь в самых общих чертах. В такие моменты вы будете жалеть, что в книге нет других рассказчиков или что Бартоломео не так вездесущ)

Эту особенность изложения нужно сразу учитывать, тогда атмосфера личного проживания ситуации в недостатке информации будет более яркой, а многие сюжетные повороты будут казаться очень красивыми и логичными. Однако, судя по регулярным низким оценкам у книги, этот приём понравился далеко не всем, потому что одна из двух основных претензий — «в книге ничего не объясняется». Но ведь в этом и суть: с непознанным сталкивается некомпетентный человек и вполне вероятно, что компетентным в этой ситуации не может быть никто. Вторая претензия — «люди совершают глупые поступки» — это явное свидетельство того, что тема книги полностью прошла мимо, хотя она вынесена в классический заголовок: процесс принятия решений осуществляется в отсутствие информации, знаний и понимания обстановки, основан на безрассудстве и недальновидности тех, кто у руля, среди которых и наш главный герой. Это видение вероятного сценария первого контакта и оно имеет право на жизнь.

Рассказывать о дальнейшем даже в самых общих чертах — только портить интригу. Разве что стоит упомянуть, почему это хоррор. Есть всего два варианта видения контакта с инопланетным разумом/цивилизацией/организмом/нёх: оптимистичный и пессимистичный. Если вы видите в описании «первый контакт» и «хоррор» вместе, то всё очевидно, не правда ли? Хоррор здесь очень изящный, его не так много, есть буквально несколько ярких сцен, а большую часть составляет лишь ожидание чего-то ужасного и предчувствие трагедии. Сурвайвал-хоррор здесь тоже специфический, масштабный и опять же очень нежный, ввиду того, что Бартоломео не может охватить всё своими глазами. Ещё «Корабль дураков» выделяется на фоне других произведений на тему первого контакта размышлениями о религии и о вере. Не только веры в Бога, но и веры в то, что люди дураки, но не глупцы ) Это интересно и очень хорошо интегрировано в историю о звездном ковчеге без роду без племени и в историю его выживания. Ну а размышления о социуме и о том, как он движется в будущее, и вовсе составляют ядро повествования, просто в антураже космического путешествия и встречи с непознанным.

Оценка: 8
⇑ Наверх