Все отзывы посетителя Gellard
Отзывы
Рейтинг отзыва
Уильям Моррис «Сказание о доме Вольфингов и всех родах Марки, изложенное в стихах и прозе»
Gellard, 22 декабря 2019 г. 21:11
Перед нами, несомненно, попытка возродить жанр эпической поэмы в реалиях современной литературы — более ранняя, чем аналогичная попытка Толкина, схожая с ней по духу, но, к сожалению, не снискавшая такой же широкой популярности. В «Сказании о доме Вольфингов» Уильям Моррис одним из первых, если не самым первым, продемонстрировал, что эпическая легенда об ушедших временах со всей её поэтической глубиной может быть интересна и современному читателю, но он не пошёл по пути, по которому позже более успешно пройдёт Толкин, — не адаптировал своё сказание под изменившееся мировоззрение читателя.
У Толкина не просто так во главе угла стоят хоббиты: по замыслу писателя, с ними должны были ассоциировать себя современные Толкину читатели. Бильбо поначалу и думать не хотел ни о каких путешествиях, пылал здоровым скептицизмом и оказался втянут в омут событий случайно. Однако, он всё-таки погружается в приключения, которые плавно обретают черты древнего героического сказания с его драконоборческими мотивами и великими битвами. Во «Властелине колец» представлен такой же подход: Толкин преподносит читателю не голые эпические события, а процесс столкновения малосильных персонажей, сопоставимых с читателем, с эпическими событиями. Моррис же подаёт эпос в чистом виде, без подобного «костыля», из-за чего его замечательное «Сказание» становится доступно и интересно лишь тем немногим, кто способен переваривать оригинальную эпическую литературу.
Кто-то скажет, что работы Морриса сослужили свою службу — повлияли на Толкина и прочих более удачливых родоначальников фэнтези — и закономерно ушли в небытие. Но я верю, что «Сказание о доме Вольфингов» всё равно найдёт своего читателя и не останется без внимания. Дорогу ко мне оно уже нашло.
Уильям Моррис «Золотые крылья»
Gellard, 10 декабря 2019 г. 21:36
Весьма сумбурный рассказ (а не стихотворение, как указано на сайте), скорее всего одна из первых проб пера автора. Юноша, не знающий своего королевского происхождения, получает спрятанные рядом с домом великолепные доспехи — словно Артур, извлекающий меч из камня, или греческий Тесей, достающий меч и сандалии отца из-под скалы. Исход же дальнейших событий оказывается более мрачным, чем в древних легендах.
Уильям Моррис «Влюблённые в Герту»
Gellard, 5 декабря 2019 г. 22:02
Очень яркое и поэтичное произведение. Ещё не совсем фэнтези, но уже нечто близкое к нему: с обширными королевствами, на землях которых в древности обитали драконы, с доблестными битвами, где есть место подвигу, с возвышенной любовью, навеянной рыцарскими романами Средневековья. Тема любви здесь, без сомнения, доминирует, что заставляет классифицировать произведение как романтическую сказку. В то же время рассказ может быть интересен и почитателям классического фэнтези, в особенности тем из них, кто интересуется истоками жанра.
Абрахам Меррит «Озеро каменного бога»
Gellard, 26 марта 2016 г. 14:40
Рассказ особого впечатления не производит. Не лишенная толики оригинальности история подана весьма незамысловато — пришел, увидел, очнулся в руках спасателей, питаемый надеждами, что все увиденное — лишь плод обезумевшего воображения. Бедная стилистика не позволила рассказу «заиграть», превращая его больше в очерк о произошедших событиях, нежели в художественное произведение.
Gellard, 20 марта 2016 г. 11:00
Единственная известная работа автора, дошедшая до меня только благодаря сборнику «The Best of Weird Tales: 1923».
Рассказ подан как перевод записок главного героя, а окончание истории будто бы записано со слов очевидца. Как следствие, язык повествования небогат, текст прост, легко понятен и лишен обилия словесных оборотов. Удивительно, но в таком, казалось бы, скудном обличье история погребенного заживо Обер-лейтенанта немецкой армии времен Первой мировой войны оказалась воплощена весьма атмосферно. Отдельно стоит отметить предельную реалистичность представленных событий: автором продумана каждая мелочь, и это не позволяет ни на миг усомниться в происходящем.
Gellard, 19 марта 2016 г. 01:14
Книгу читал в далеком 2010-ом. Рецензионные заметки, оставленные мной в том же году, постарался кратко переформулировать в следующий отзыв.
Виктор Ночкин преподносит нам неплохую пьесу в радиоактивных декорациях (тесно связанную, кстати, с творениями Андрея Левицкого), не замахиваясь на глобальные проблемы и «тайны Зоны». Протагонист — смышленый и остроумный сталкер по кличке Слепой — отнюдь не супергерой, как это частенько бывает в книгах серии. Образ главного героя проработан качественно — здесь тебе и устоявшиеся нравы, и свои привычки со страхами, и даже нашедший пользу в ходе сюжета недуг.
Несколько напрягает обилие в книге украинского языка. Дело в том, что один из основных персонажей книги — охранник небогатой гостиницы «Звезда» Тарас Костиков — будучи русским, болтает исключительно на украинском, объясняя это фразой: «Где живу, так и говорю». Українська мова, безусловно, добавляет герою изюминку, но никак не дает насладиться легким чтением — половину реплик приходится поверхностно улавливать на подсознательном уровне, а другую половину просто пропускать мимо ушей. Удивительно, что третьему главному герою — немцу по имени Дитрих Вандемейер — такой языковой разброс вовсе не мешает.
Хочется отметить, что книга написана красиво, живо, профессионально и, самое главное, с юмором. Чего стоят только анекдоты про сталкера Петрова и смешные завороты Костика (взять хотя бы высказывание про псевдособак на 261 странице). Если уж вы взялись за серию S.T.A.L.K.E.R. — не проходите мимо «Слепого пятна».
Сергей Слюсаренко «Кубатура сферы»
Gellard, 19 марта 2016 г. 00:55
Книгу читал в далеком 2010-ом. Рецензионные заметки, оставленные мной в том же году, постарался кратко переформулировать в следующий отзыв.
Как и предупреждает автор во вступлении книги, мы видим Зону не такой, какой привыкли ее видеть на страницах книг серии S.T.A.L.K.E.R. Перед нами молодая, еще только зарождающаяся Зона; новые аномалии и неизвестные мутанты появляются буквально на наших глазах. Однако обживают неизведанную местность достаточно шустро: сбыт артефактов налажен, бандиты уже борются за власть, туристы съезжаются со всех уголков мира, а среди сталкеров уже есть опытные ходоки.
Но в отличие от картины мира, которая у поклонников серии, несомненно, вызывает интерес, картина событий скудна до безобразия. В Зону отправлены четверо компьютеризированных коммандос: сверх-меткий стрелок Вадим, компьютерный гений Гера, чудо-врач Тимур и специалист по гипнозу Клава (она же — мастер вождения броневика в любых условиях). Протагонисты вышли слишком уж сказочными; не удивительно, что они разгуливают по Зоне, как по курорту, бодренько колеся на броневике и убивая врагов пачками. Автор совсем забыл заставить героев своей книги хоть сколько-нибудь попереживать и потрудиться для достижения цели. Он катком запускает их по сюжету, лениво подбрасывая мелкие неурядицы, чтобы выдать в конце комок скоротечного сумбура с намеком на продолжение.
Кстати, Сергей Слюсаренко в феврале 2010 года оставил комментарий под моей рецензией на его книгу на ныне заброшенном сайте litstalker.ру, обещая, что во второй части, цитирую, «события и будут происходить так, как хотелось рецензенту — голый среди волков». Честно говоря, изменилось ли что-то к лучшему в продолжении «Кубатуры сферы», я так и не узнал, забросив чтение цикла S.T.A.L.K.E.R. году эдак в 2011-ом.
Роман Куликов, Ежи Тумановский «Связанные зоной»
Gellard, 19 марта 2016 г. 00:22
Книгу читал в далеком 2010-ом. Рецензионные заметки, оставленные мной в том же году, постарался кратко переформулировать в следующий отзыв.
Всячески перекрутив и переосмыслив в своих книгах тайну возникновения Зоны и прочие глобальные секреты, авторы серии, наконец, перешли к более закономерной идее — начали разворачивать на фоне аномалий и мутантов события совершенно новые. На широком полотне Зоны сталкиваются четыре совершенно разных характера, четыре разных цели, четыре разных души, которые, однако, нуждаются друг в друге и по воле случая оказываются неразрывно связаны. На сложных взаимоотношениях четырех героев и построен сюжет книги.
На страницах книги Зона выглядит вполне пристойно. Знакомые аномалии чередуются с новыми, мутанты довольно каноничны; неплохой задумкой, по моему мнению, оказался новый способ обнаружения аномалий — позиция «щуп». Разумеется, авторы привнесли в Зону новые территории: взять хотя бы Поле чудес, на котором развернулись финальные события книги.
Подводя итог, можно сказать, что перед нами настоящая, не побоюсь этого слова, социальная драма с крепкой встряской в конце.
Gellard, 9 марта 2016 г. 21:05
«Без дыхания» — превосходный образец чувства юмора Эдгара Аллана По. Сам По назвал этот рассказ сатирической пародией на рассказы журнала «Блэквуд», что позволяет сопоставить абсурдность происходящего с попыткой высмеять идеи блэквудских «ужастиков». Особенно, по моему мнению, раскрывает суть рассказа цитата из него самого: «Каждому автору следует ограничиваться тем, что он испытал на собственном опыте».